Монастырь в омске

Уважаемые посетители нашего сайта в данном разделе информация о Свято-Никольском мужском монастыре размещена справочно. Наш сайт непосредственного отношения к монастырю не имеет. Убедительная просьба не направлять Ваши вопросы о деятельности монастыря администрации сайта. Ваши вопросы Вы можете задать непосредственно в монастыре.

Официальный сайт монастыря http://bolshekulachie.ru

Вам так же может быть интересно:

Мощи святых, частицы мощей, которые покоятся в храмах Омской Митрополии

Монастыри на Руси всегда почитаемы были особенно. В монастыри люди шли за святостью, за той чистотою сердечною, которая врачует искаженную страстями душу человеческую. Недаром в народе их называли «тихими приютами для отдыха страдающей души».

Монастырь. Обитель. Место вечного пребывания Божественной благодати Святого Духа, которая осеняет всякого человека, ищущего нравственного исцеления и спасения души, место, где силою Божию исцеляется немощь человеческая, ослабляются и искореняются страсти.

Не обделена подвигом монашеским и сибирская сторона, количество паломников в нашу обитель с каждым годом увеличивается. Это общенародное единство, как духовное родство и является особенностью и величайшей драгоценностью исповедания Святой Истинной веры православными людьми века двадцать первого. Недаром и люди, приехавшие с Запада и Востока, побыв в монастырях, познакомившись с молитвенной жизнью, искренне называют Россию Святой землей, одним из последних земных оазисов духовной и нравственной чистоты.

В 2005 году исполнилось сто лет со дня первого освещения православного храма во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца в селе Большекулачье. Прошли десятилетия, храм возродился, и вокруг него сформировалась братская община, которая впоследствии и стала основой Свято-Никольского мужского монастыря. В 1995 году трудами митрополита Омского и Тарского Феодосия и иеромонаха отца Виталия (Кляритского), ставшего первым игуменом новой обители, был учрежден Свято-Никольский мужской монастырь, который приумножил число обителей Омско-Тарской епархии.

В состав Свято-Никольского монастыря входят:

— храм в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, братские келейные корпуса, трапезная;

— святой источник и часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», расположенные на юго-восточной окраине села Большекулачья;

— скит в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», расположенный в двух километрах к северу от монастыря;

— скит в честь святого Преподобного Александра Свирского, расположенный на берегу Иртыша в пяти километрах от монастыря;

— скит в честь Святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца, расположенный в селе Вятка Усть-Ишимского района;

— подворье в честь святого Праведного Симеона Верхотурского, расположенного в селе Кайсы в пяти километрах от Вятской обители;

— богадельня, находящаяся на территории монастыря.

Храм Святителя Николая Чудотворца

Первое упоминание о строительстве храма в селе Кулачинском относятся к 1751 году, когда Иван Миронович Круглов с другими односельчанами выстроил деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Это был небольшой однопрестольный храм, сооружённый из соснового леса. Есть основания предпологать, что кулачинцы ещё тогда желали устроить в храме придел во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты. Однако, скорее всего, финансовые трудности помешали им это сделать первоначально.
По народному преданию, когда Цесаревич Николай проезжал по Омской земле жители Большекулачья от села до тракта дорогу выстлали коврами.

К 1793 году Никольская деревянная церковь с колокольней «сделалась твёрдостиопасной», поэтому кулачинцы в одно лето возвели новую деревянную церковь на каменном фундаменте. В 1900 года храм сгорел, и с 1902 года началось его возведение, в 1905 годубыл построен каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая.
В 1936 году церковь закрыли и разместили в ней зернохранилище. В 1960-е годы она была разрушена. Страшным памятником богоборчеству был ее остов со снесенной крышей и зияющими пустотой проемами окон.

Храм вернули верующим в 1989 году. Его настоятель иерей Виталий вынес на себе всю тяжесть первоначального восстановления здания.В 1991 году началось восстановление храма, в 1994 году на колокольне зазвонили семь колоколов. Новая иноческая жизнь обители началась в августе 1995 года с подвижнической деятельности игумена Виталия (в миру Вячеслава Кларицкого), объединившего вокруг себя послушников, прихожан, благотворителей, поломников. В храм понесли старинные иконы, начали поступать пожертвования. В 1997-1998 годах над храмом была возведена крупная глава на высоком барабане и пристроены два предела.

По благословению Высокопреосвященнейшего Феодосия, митрополита Омского и Тарского, южный придел освятили в честь Святых Мучеников Кирика и Иулитты, северный придел в честь Царственных Страстотерпцев.

Сейчас храм дышит жизнерадостностью: на кирпичном поле стены белоснежный декор наличников, рустованных лопаток, фризового пояса из мелких кокошников. Весь декор выполнен из лекального кирпича и окрашен яркими красками.

Источник и часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»

Недалеко от села находятся родники, известные еще с XVIII века, возле которых проходил богослужения. В 1998 году над источником возвели часовню во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Дно у родника выложили камнем. Когда ведутся ремонтные работы в храме и в жаркие летние дни — богослужение совершается у часовни, которая становится алтарем. Все Богородичные праздники завершаются крестным ходом от церкви к источнику и вокруг села. Несколько раз в год проводятся молебны с освещением воды в источнике

В последнее десятилетие зимние крещения и омовения в ледяной купели исцелили от духовных и телесных недугов множество верующих. С восторгом и кротостью верующие идут на Праздник Крещения. Это поистине народный порыв. Из храма несут все иконы, хоругви, служба сопровождается пением церковного хора. В крестном ходе участвуют обычно около тысячи человек. Крестный ход напоминает нам о цикличном сакральном времени и вечном существовании Святой Руси.

Cкит в честь святого Преподобного Александра Свирского

Скит в честь преподобного Александра Свирского обустроен в 2000 году. Находится скит в шести километрах от села Большекулачье рядом с небольшими возвышенностями на берегу протоки реки Иртыш.

В 1999 году, когда решался вопрос о передачи бесхозного летнего лагеря детской колонии Свято – Никольскому мужскому монастырю, на этих возвышенностях побывал Всероссийский Крестный ход «За Веру и Верность». Его участники отслужили молебен и установили памятный поклонный крест. По установившейся традиции с тех пор каждый Крестный ход поднимается на вершину первой возвышенности и у креста служится молебен.

День памяти о преставлении преподобного Александра Свирского — 30 августа (12 сентября по новому стилю), а день первого обретения святых мощей — 17 апреля (30 апреля по новому стилю). Дважды в год в эти дни из села Большекулачье от храма в честь святителя Николая Чудотворца в скит направляется покаянный Крестный ход.

Путь не так далек — всего шесть километров, но братия и паломники останавливаются несколько раз. Служатся короткие молебны и все молятся, преклонив колена. Ни на минуту не прекращаются молитвенные обращения к Господу, к Пресвятой Богородице и ко всем Святым.

Крестный ход идет вдоль берега старичного озера по пойме реки Иртыш до небольших возвышенностей и широкой протоки, на берегу которой и находится скит.

У ворот паломников встречают насельники скита с иконами. Все, перекрестившись, прикладываются к святыням и идут в скитскую церковь в честь преподобного Александра Свирского на молебен с акафистом, после которого батюшка помазывает всех освященным у мощей маслом и благословляет на трапезу. Укрепившись духовно и подкрепившись телесно, Крестный ход отправляется в обратный путь.

В скиту живет обычно 6 – 7 насельников. Распорядок дня очень простой – после утренних молитв все идут на послушания. Хозяйство небольшое, но сложное: три коня, коровы, овцы, куры и огород. Весь день в трудах в зависимости от времени года. В конце дня после трапезы вечерние молитвы.

Насельники свидетельствуют, что в своем стремлении обрести душевный покой они постоянно ощущают заступничество и помощь преподобного Александра Свирского.

Храм во имя святого Василия Блаженного и зимняя церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Вятской обители

В 1910 году в только что основанном селе Вятка между Тобольском и Тарой был создан православный приход, псаломщиком, а затем священником которого стал Лев Иванович Меньшенин.

Строили церковь во времена столыпинской реформы, строители приглашены были из Белоруссии, руководила строительством женщина из Санкт-Петербургского университета.

Жители Орловской и Вятской губерний, прослышав, что в Сибири есть свободные плодородные земли, на лошадях приезжали и селились в красивых и богатых таёжных местах. Когда первые строители Вятки приехали на место, лес был такой густой, что не заметили речушки, огибающей это место.

Для церкви лес подбирали лучший. Ездили за 12 километров к деревне Чудесное. Обматывали каждое лиственничное бревно, чтобы не повредить наружный защитный слой лесины, и так осторожно везли. В строительстве участвовали и местные жители.

Религия коммунистами была признана частным делом, начались гонения на церковь, но, несмотря на это, жизнь прихода налаживалась.

С 1929 по 1937 год настоятелем церкви был о. Алексей Камнев, а псаломщиком Каллистрат Иванович Глуховцев.

Те годы были урожайные, и крестьяне восстанавливали свое хозяйство после прежних поборов. На о. Алексея и псаломщика сразу наложили налог, а земли не дали. Доходов у церкви было немного, и платить налог помогали крестьяне.

Во главе района стоял питерский рабочий. После приказа об изъятии церковного имущества четыре года это имущество не изымалось. По данным Омского Государственного архива, Усть-Ишимский райфинотдел трижды жаловался на это в область, в Министерство финансов, и из Министерства трижды приходило указание изъять имущество, но изымать его не торопились.

Видно, не оставлял эти края своим заступничеством Николай Чудотворец, в честь которого был освящен в Усть-Ишиме храм. Была в селе и его древнечтимая чудотворная икона, принесенная казаками при основании острога в устье Ишима около четырех веков назад.

Регулярно обносили эту икону вокруг приходов района. Вокруг Вятки ее обычно обносили трижды и получали просимое: дождь или солнечную погоду.

Вятская церковь не закрывалась дольше других, и можно предположить, что икона в последнее время была в Вятке. Местные жители помнят большую икону Николая чудотворца. Место нахождения древнечтимого чудотворного образа ныне неизвестно.

Судьбы священномучеников о.Алексея Каменева, псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева и монахини Марии (Марии Алексеевны Каменевой). Семья Каменевых приехала в Вятку в 1929 году.

6 февраля 1937 года о.Алексея, уже не в первый раз, арестовали, и 7 месяцев продержали в застенках Тарской тюрьмы. 23 августа 1937 года его приговорили к расстрелу. 5 сентября 1937 года, не добившись признания вины, согласия на клевету и отречение от веры, о.Алексея расстреляли.

Вскоре после мученической кончины отца Алексея, 28 сентября 1937 года арестовали его сподвижника, псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева, который тоже был расстрелян

В 1937 году храм в Вятке был закрыт, в здании открыли клуб. Настало время безбожной власти, когда люди боялись открыто исповедовать веру Христову. Одноко и это время ярко горел светильник веры, который свято берегла монахиня Мария. И люди глубоко почитали ее за это. Как раньше ходили они в храм, так сейчас стали ходить в ее крошечный домик. Обращались к ней с просьбой совершить погружение, читать Псалтирь по умершему. После ее блаженной кончины народ сохранил память о ней. В Усть-Ишиме есть особо почитаемая людьми могила монахини Марии.
Весной 1996 года Высокопреосвященнейший Феодосий митрополит Омский и Тарский назначил настоятелем храма священника о.Сергия Загребельного (о.Савватий), благочинного Усть-Ишимского района. Храм ожил, преобразился, люди воспрянули духом и с особым усердием и благоговением стали ходить в него. А осенью того же года в освятили сельском доме зимнюю церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В обители — небольшом деревянном, уютном и легко протапливаемом здании, в холодное время года служатся все суточные Богослужения. Таким образом, экономится топливо и от температурных перепадов сохраняется великолепный и величественный храм в честь Святого Василия Блаженного.

Летом здесь открыт детский лагерь для православных детей, где ребятишки не только приучаются к посильному труду, знакомятся с родной природой, набираются сил и здоровья, но и с увлечением и радостью знакомятся с Законом Божьим, Православием, учатся добру и любви к ближнему.

В 2004 году по благословлению Высокопреосвященней-шего Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, в Синодальную Комиссию по канонизации Святых новомучеников направлены документация и материалы по канонизации клириков Омска–Тарской епархии: настоятеля церкви в честь Святого Василия Блаженного с. Вятки Усть-Ишимского района иерея Алексея Камнева (1871-1937) и псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева (1874-1937), расстрелянных в 1937 году.

Подворье в честь святого Праведного Симеона Верхотурского

Поселок Кайсы находится в пяти километрах от Вятки, в нем проживает около 300 жителей.

В 2003 году Митрополит Омский и Тарский Феодосий стал первым архиереем, посетившим поселок Кайсы, где освятил устроенную в простом сельском доме церковь в честь святого праведного Семиона Верхотурского и причислил ее к Вятской обители.

В 2010 году в церкви впервые священнослужители Свято – Никольского монастыря стали служить Божественную Литургию и у жителей поселка Кайсы появилась возможность участвовать во всех Таинствах от Святого Крещения до Венчания.

В 2005 году при церкви организовано подворье Вятской обители. Подготовлен двухквартирный дом для проживания насельников. Совершается посильная молитва.

В настоящее время в одной из половин дома проживает одна сестра.

Летом сестры занимаются обычными сельскими трудами.

В тяжелой неженской работе сестрам помогают братия Вятской обители.

Кайсинское подворье является промежуточным приютом при паломничестве в благословенную Вятскую обитель. Дорога туда из города Омска трудна и продолжительна, а от поселка Кайсы до Вятки паломников по проселочной дороге перевозят братия на конных подводах. Перед этим последним испытанием у храма на живописном берегу Иртыша их радушно встречают сестры, предлагая горячий чай, скромную трапезу и отдых.

Стало традицией из г. Омска совершать паломнические поездки на престольные праздники храмов Вятской обители:

  • 25 мая, 25 сентября и 31 декабря — престольный праздник Святого праведного Симеона Верхотурского;
  • 15 августа — старинного храма в честь Святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца, которому в 2012 году исполнится 100 лет;
  • 14 октября и 31 декабря — церкви Покрова Божией Матери у иконы с частицей мощей святого праведного Семиона Верхотурского;
  • 5 сентября и 25 октября в дни памяти местночтимых отца Алексия Каменева и псаломщика Калистрата Глуховцева — церкви в честь Омских Новомученников явленных и неявленных;
  • 15 января и 1 августа — часовни святого преподобного Серафима Саровского.

Те, кто совершают паломнические поездки самостоятельно едут обычно следующими путями:

  • летом – теплоходом на воздушных крыльях типа «Восход» до пристани Кайсы с ночевкой в береговой гостинице районного центра Тевриз;
  • зимой – автобусом до деревни Тавинское по трассе г. Омск – р. ц. Усть – Ишим, предварительно позвонив по телефону 8-951-40-93-846, если повезет, то вас встретят на конных санях.

Видео

В 1975 году монахиней Варварой по благословлению Епископа Омского и Тюменского Максима была построена своими руками первая келья. На ее месте сейчас находится монастырское подворье с жилыми и хозяйственными постройками – Варварина пустынь.

В 500 метрах от подворья через автомобильную трассу Омск-Челябинск монахиня Варвара и начала строить свой первый храм. Все последующие годы обитель строилась и развивалась на пожертвования добрых людей. Первая часовня-храм была выстроена на нынешней территории монастыря в 1993 году и освящена митрополитом Омским и Тарским в честь вмч. Варвары. В 2000 году заложен фундамент под будущий храм. В этом же году построен сестринский корпус на 40 насельниц и домовая церковь с двумя приделами.

Строительство большого деревянного храма велось с 2001 по 2003год, который был освящен в честь прп. Серафима Саровского. Первая Литургия была отслужена 1 августа 2003 года митрополитом Омским и Тарским Феодосием.

По ходатайству митрополита Омского и Тарского Феодосия перед Священным Синодом 11 апреля 2006 года Священный Синод постановил:

1. Благословить преобразование прихода преподобного Серафима Саровского и блаженной Ксении Петербуржской на разъезде Татьяновский Марьяновского района Омской области в Свято-Серафимовский женский монастырь.

2. Назначить основательницу монастыря Варвару (Герасимову) настоятельницей Свято – Серафимовского женского монастыря разъезд Татьяновский Марьяновского района Омской области с возложением наперстного креста по должности.

На пасху 2012 года указом Митрополита Владимира монахиня Варвара (Герасимова) возведена в игуменское достоинство со вручением игуменского жезла. Игуменский жезл вручил настоятельнице Варвары (Герасимовой) Митрополит Омский и Таврический Владимир на архиерейской службе Свято-Серафимовского женского монастыря.

С 2005 года по настоящее время на территории монастыря, вокруг главного храма возведены еще 13 храмов-часовен. В 2013 году по всему периметру монастыря уложена канавка для прохождения крестного хода. С каждым годом монастырь растет и благоустраивается. Построены баня и купальня. Посажены деревья и обрабатывается огород. Построены здание трапезной и гостиницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *