Монастырь в пощупово

Игумен: игумен Исаакий (Иванов)

391132, Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Иоанно-Богословский монастырь.

Современное состояние обители

Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году батюшка Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление монастырем было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в ее истории первым настоятелем — архиереем.

Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.

С 2006 по 2011 годы настоятелем Иоанно-Богословского монастыря был управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).

После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).

21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.

4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.

В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).

В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).

Храмы

Иоанно-Богословский собор. Главный храм обители, построен в 1689 году.

Храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Находится под алтарной частью Иоанно-Богословского собора, является храмом-усыпальницей. По субботним дням после окончания Литургии в верхнем храме, в нем совершается заупокойная лития по почившим старцам-архимандритам и всем почившим братиям.

Успенский «зимний» собор. Находится рядом с Иоанно-Богословским собором. Построен во второй половине XIX века. Заново освящен 9 июля 2009 года, в праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, после завершения продолжительной реставрации.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Расположен под малой шатровой колокольней XVII-го века.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары. Располагается в мемориальном доме-музее архимандрита Авеля.

Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца. Устроен на втором этаже братского корпуса.

Домовой однопрестольный храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба. Находится в «Новом» 2-х этажном корпусе.

Богослужения в малых монастырских храмах совершаются на престольные праздники и по особому благословению Наместника.

Также в монастыре есть часовня в честь иконы Божией Матери «Иверская», расположенная в Святых вратах обители. Она украшена самыми древними, из сохранившихся на Рязанщине, фресками XVII-го века.

На расстоянии около трехсот метров от обители на Святом Источнике расположена каменная пятиглавая часовня, а рядом с нею купальня.

Святыни

В Иоанно-Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120-ти угодников Божиих. Среди них мощи апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Евангелистов Матфея и Луки, святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца.

В алтаре Успенского собора на престоле пребывает чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная», которую по воскресным дням, после Божественной Литургии, выносят и полагают на аналой посреди храма. Перед ней совершается молебное пение с водосвятием.

В этом же храме, слева от амвона, на высокой подставке, находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, мерой и подобием сходная с древним, всемирно известным чудотворным образом, пребывающим ныне в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре под Санкт-Петербургом.

Под ризою монастырского образа Богоматери, около кисти Ее правой руки, находится мешочек, в котором храниться несколько ворсинок или нитей от хитона Пресвятой Богородицы.

Рядом с этим образом располагается цилиндрический по виду ковчежец с главою одного из невинно убиенных Вифлеемских младенцев.

Частицы мощей многих святых имеются также в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Хранятся они также в особых ковчегах. Среди них частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь

На правом берегу Оки, там, где когда-то были лишь непроходимые трясины да вековые леса, возвышаются стены древнейшего монастыря Рязанщины — Иоанно-Богословского. Точная дата постройки этой святыни не известна, по преданиям, обитель была основана на рубеже 12—13 веков греческими монахами, которые привезли с собой икону Иоанна Богослова — главную святыню монастыря. Икона эта прославилась разными чудесами, одно из которых связано со спасением Иоанно-Богословской обители от нападения хана Батыя.

В ночном видении хану явился старец и запретил грабить храм, тот послушался и даже поклонился чудотворному образу Иоанна Богослова.

К сожалению, монастырь не смог избежать таким образом всех напастей, история его наполнена печальными эпизодами. Обитель не однажды подвергалась разорительным набегам крымских татар, периоды процветания сменялись упадком, но впереди маячило одно из самых страшных испытаний — в годы советской власти большевики не просто запретили деятельность монастыря, но и увезли монахов, отправив их в ссылки и концлагеря, а в монастырских зданиях устроили клуб, колонию для несовершеннолетних и открыли училище механизации. Стоит ли говорить о том, что церковное имущество было разворовано, библиотека сожжена, лишь часть бесценных икон передана в музеи? В 1988 г. Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви, и с этого времени началось его восстановление.

На правом берегу Оки, там, где когда-то были лишь непроходимые трясины да вековые леса, возвышаются стены древнейшего монастыря Рязанщины — Иоанно-Богословского.

Сегодня в Иоанно-Богословском монастыре размеренно течёт монашеская жизнь и совершаются регулярные богослужения. Рядом с обителью расположен святой источник с целебной водой и купель, в которую можно окунаться в течение всего года, здесь же строится новая часовня.

Настоящей гордостью обители считается громадная библиотека, в которой собраны не только современные богословские и философские издания, но и старопечатные образцы, редкие книги дореволюционного периода, рукописи.

Полезная информация

При монастыре работает двухэтажный паломнический центр, в любом из 19 номеров которого паломники могут остановиться на ночлег; номера вмещают от одного до 12 человек, удобства расположены на этаже. Стоимость проживания в номере на 6 человек составляет 900 RUB, номер для 3—4 человек стоит 1100 RUB, двухместный номер обойдется в 1400 RUB, а одноместный номер стоит 2000 RUB. Всем паломникам будет предложена бесплатная трапеза.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

При желании паломники могут отправиться на экскурсию, во время которой посетят храмы и смогут поклониться монастырским святыням. Богослужения в Иоанно-Богословском монастыре совершаются каждый день.

Адрес: Рыбновский район, село Пощупово.

Телефон: +7 (4912) 24-04-33. Факс: +7 (4912) 24-04-19.

Добраться до монастыря вы сможете на личном автомобиле или на общественном транспорте. Автолюбителям следует ехать по трассе Москва — Самара по направлению на Рязань, у поста ГИБДД повернуть по указателям на село Константиново, после чего ещё раз повернуть на село Новоселки и ехать до села Пощупово.

Туристам из Москвы нужно сесть на электропоезд «Москва — Рязань», который отправляется от Казанского вокзала, и доехать до станции «Рыбное», здесь можно пересесть на рейсовый автобус «Рязань — Новоселки» или на маршрутное такси «Рязань — Костино» и доехать до села Пощупово.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь села Пощупово

Чтобы по-настоящему проникнуться духом обители, следует окунуться в монастырскую историю, полную уходящих в седую древность чудес.

Ни об основателях монастыря, ни о времени его основания документальных свидетельств не сохранилось. Монастырское предание связывает возникновение обители с проповедью в Рязанской земле монахов-миссионеров из Византии. Считается, что ими был принесен в эти края чудотворный образ апостола Иоанна Богослова как благословение, переданное Патриархом Царьградским великому князю Киевскому.

Предание о написании древней иконы апостола и евангелиста Иоанна Богослова помещено в славянском Прологе под 26 сентября. Она была написана в VI столетии в Царьграде. Недалеко от столицы в небольшом городке жил мальчик-сирота, который пас гусей у городских ворот. Над входом в город был изображен Иоанн Богослов, и каждый день,выгоняя гусей на пастбище, мальчик пытался запечатлеть на песке этот образ. Гусарь часто молился, желая научиться рисовать, и упорно не прекращал своих занятий. Однажды ему явился Иоанн Богослов в виде седого старца с ясным молодым взором и спросил: «Что это ты делаешь?» Мальчик объяснил ему, и тогда старец дал ему запечатанное письмо — грамотку и направил мальчика к лучшему императорскому иконописцу в Царьград. Иконопис

История о чудесном написании образа апостола Иоанна Богослова получила широкую известность в Константинополе. В VII—VIII вв. с той иконы было написано много списков, которые распространились по всей Византии.ец, прочитав удивительную грамоту, взял гусаря к себе. Некоторое время спустя один царедворец заказал ему написать икону Иоанна Богослова. Иконописец подготовил доску и ушел, оставив мальчика растирать краски. В этот момент гусарю вновь явился старец. Он взял его руку в свою и стал помогать писать образ апостола Иоанна, который спустя несколько столетий по промыслу Божию был принесен на Рязанскую землю.

Архимандрит Авель, будучи игуменом Русского монастыря на Афоне и много путешествовавший по обителям Святой Горы, однажды увидел в греческом скиту древний византийский список чудесно созданного образа Иоанна Богослова, датируемый примерно VIII в. Он полностью соответствовал описанию рязанской святыни. Греки рассказали уже знакомую историю чудесного появления образа с небольшими отклонениями от русской версии предания…

Первоначально монастырь располагался на склоне большого холма, возвышающегося над рекой Окой. У основания холма бил источник. Окрестные места тогда выглядели иначе: высокие холмы были покрыты многовековым дубовым лесом, а от монастыря до самой реки тянулись пространства, покрытые озерами и старицами. Вначале обитель была пещерной. Эти пещеры (предположительно конца XII столетия) сохранились до сих пор, хотя теперь настолько обветшали, что туда нет никакого доступа. Однако всего около ста лет назад в них можно было попасть.

Со Святым источником у подножия холма связано немало историй, повествующих о чудесных исцелениях по молитвам апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С 1872 г. было решено записывать обстоятельства этих удивительных событий в монастырскую летопись, причем такие записи ведутся до сих пор.

Спускающаяся от монастыря проселочная дорога, огибая соседние холмы, приведет вас в небольшую рощицу — к Святому источнику.

Здесь есть колодец, купальни и новая пятиглавая часовня. Вы найдете и ветхий деревянный вход в древние пещеры на склоне холма. У источника также устроена небольшая монастырская лавка.

Первое упоминание о Свято-Иоанно-Богословском монастыре относится ко временам монголо-татарского нашествия на Русь. В 1237 г. хан Батый после разорения столицы Рязанского княжества — Старой Рязани — продвигался вдоль Оки на Коломну. К Свято-Иоанно-Богословскому монастырю войско приступило с намерением ограбить его и сжечь. Однако грозный хан и его воины были так устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова, что отказались от первоначальных намерений. Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая впоследствии хранилась иноками 416 лет, пока в 1653 г. при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле печать не была снята для позолочения большой водосвятной чаши. Чудотворный образ тогда временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, а чаша до сих пор находится в экспозиции Рязанского краеведческого музея.

Но вернемся к Святым вратам монастыря. Ранее перед ними был глубокий овраг с мостом через него. Таким образом, обитель стояла на холме, отделенном от села. Ныне овраг у Святых врат засыпан.Зайдя в монастырь, по правую руку от входа вы увидите иконную лавку, где сможете приобрести духовную литературу, иконы (в том числе и написанные братией), сувениры, керамику, картины художников и многое другое.

История строительства архитектурного комплекса, который можно видеть сегодня, началась в XVII в., когда после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова наступило время относительной стабильности и государственного строительства. В середине XVII в. возводятся первые каменные строения: ограда с четырьмя угловыми башнями — двухэтажными, со сводами, шпилями из белого железа и резными железными изображениями ангелов вместо флюгеров.

Монастырская ограда, семиугольная в плане, имела в XVII в. четыре двухэтажные восьмигранные башни и с северной стороны — Святые врата. Одна из башен, по преданию, именовалась Батыевой (точное расположение и происхождение наименования не установлены) Все башни и каменная стена, за исключением восточной, восстановлены в конце XX столетия.

Восточная часть ограды — единственные сохранившиеся остатки первоначальной стены, возведенной в середине XVII в. по проекту Ю.К. Яршова.

Войдя в монастырь, сразу можно видеть скромную постройку, выглядящую, как простой куб с прорезанным в нем арочным проемом и одной главой. Это Святые врата, построенные по проекту зодчего Юрия Яршова в 1658 г., сохранившиеся со времени начала каменного строительства и оказавшиеся сейчас из-за перестроек внутри монастырской ограды. Это самое древнее строение обители.

Врата внутри украшены уникальными фресками, относящимися также к XVII в., — единственными сохранившимися на территории Рязанской области настенными росписями такой древности. Тема росписи представляет собой набор иконографических сюжетов из Нового Завета и Апокалипсиса, помещавшихся в XVI—XVII вв. в соответствии с церковной символикой того времени в притворах храмов или в Святых вратах.

В северной половине Святых врат изображены видения Иоанна Богослова и пророчества. Внутри врат над южной аркой можно увидеть композицию «Успение», над северной — «Деисус». Большой интерес представляют изображения князей Бориса и Глеба, особо чтимых на Рязанской земле. По одной из версий, автором росписи считается Тимофей Рязанец, талантливый мастер из солотчинской иконописной мастерской (некоторые исследователи полагают, что Тимофей Рязанец принимал участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля).

Росписи Святых врат Иоанно-Богословского монастыря являются памятником культурного наследия и охраняются государством.

Сейчас внутри врат устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, которая открыта для богомольцев в дневное время суток с мая по октябрь. Греками икона Иверской Божией Матери в афонском монастыре Иверон называется «Портаитисса», что значит «вратарница». Рядом со Святыми вратами возвышается самая впечатляющая часть монастырского ансамбля — видимая за много километров Большая, в русско-византийском стиле, колокольня. Она была построена в 1901 г. по проекту рязанского архитектора В. Цеханского на средства известного мецената того времени, очень много сделавшего для обители, Давида Ивановича Хлудова.

При строительстве использовались самые современные на тот момент инженерные технологии. Самый большой из размещенных колоколов весил 545 пудов — почти 9 т; чтобы его установить, колокольню пришлось оставить недостроенной, своды купола замкнули лишь после того, как колокол подняли. Когда-то в колокольне размещалась монастырская библиотека, где хранились старинные книги. Те из путешествующих, кто преодолел непростой подъем по крутой винтовой лестнице, были сполна вознаграждены великолепным видом на заливные луга, окрестные холмы и огибающий их серебристый поток Оки, плавно несущей свои воды вдаль.

Высота колокольни до креста — 76 м, высота до навершия креста — 85,5 м. В дореволюционных описаниях нередко утверждалось: колокольня выстроена специально такой высоты, что она «на один камень ниже колокольни Ивана Великогов Московском Кремле» (считается, что высота московской колокольни — 81 м). Колокольня Богословского монастыря поставлена на высоком холме и видна от стенРязанского кремля. Для сравнения: колокольня Успенского собора Рязанского кремля(1840 г.) достигает высоты 83,2 м, но лишь за счет 25-метрового тонкого шпиля.

Ныне на колокольне располагается подбор из 21 колокола. Вес большого благовестника — 8400 кг (525 пудов).

Колокола были вновь отлиты на средства благотворителя Б.Н. Кузыка в колокольном центре В.Г. Шарикова при московском храме святителя Николая в Заяицком и подняты 21 мая 2006 г.

Малая шатровая колокольня входит в систему восточной стены и, подобно башне ограды, сильно выступает наружу. Колокольня трехъярусная, с двумя рядами слуховых окон относится к середине XVII в. Шатер вначале был покрыт зеленой черепицей, замененной в XIX в. белой жестью. Прекрасной работы прорезной кованый крест XVII в. с разобранной древней Успенской церкви установлен на ней в 1870 г. взамен старого, снесенного бурей.

После возобновления иноческой жизни в конце 1990-х годов в нижнем ярусе малой шатровой колокольни был устроен однопрестольный храм «под колоколы» в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Храм был полностью обустроен и расписан в стиле XVII в. 19 мая 2001 г. он был дополнительно посвящен прославленному за год до этого на Поместном Соборе Русской Православной Церкви государю-страстотерпцу Николаю II. Богослужения здесь совершаются в престольные праздники храма или по особому благословению. Между колокольнями у восточной стены ограды стоит хозяйственная постройка XVII в. — ледник, над которым раньше было деревянное сушило.

В центре обители взору входящих открывается каменный Иоанно-Богословский собор. Он был построен в 1689 г. на месте дуба, на котором был найден чудесно перенесшийся сюда образ Иоанна Богослова. Предание гласит, что после одного из разбойничьих набегов монастырь пытались перенести в более безопасное место — село Высокое Михайловского уезда, к Засечной черте, под защиту русских пограничных дружин. Но Иоанну Богослову не угодно было оставаться там. Чудотворная икона апостола исчезла из храма и была чудесно обретена вновь в Пощупово, но не на месте прежнего расположения монастыря, а несколько севернее, в монастырском лесу на огромном дубе.

Возле этого могучего дерева настоятель с братией и начали заново отстраивать обитель. При расчистке площадки для храма дуб -спилили, а доску, сделанную из него, положили на главный престол в возведенном Иоанно-Богословском храме.

Соборная церковь Иоанна Богослова устроена трудами ярославских каменных дел мастеров Остафьева и Матвеева по образцу «церкви Космы и Дамиана за Москвою-рекою в Нижних Садовниках». Перестроена по проекту рязанского губернского архитектора С.Л. Щеткина (1861 г.). Пострадала в период гонений на церковь в XX в., перестраивалась под хозяйственные цели.

Восстановлена после возобновления иноческой жизни в конце XX в. и освящена архиерейским чином 20 мая 1989 г.

После секуляризации в 1764 г. императрицей Екатериной II церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок.

Лишенные средств монахи уже не могли поддерживать храмы и другие строения в должном состоянии. К XIX в. собор обветшал, на верхнем этаже служба совершаться уже не могла из-за отсутствия пола, и в 1826 г. иконостас верхней церкви разобрали. Нижний этаж тоже сильно обветшал, в стенах появились расселины, и в конце концов службы стали совершаться в деревянных пристройках.

Во второй половине XIX в. начинается новый подъем церковного строительства. Промыслом Божиим в 1860 г. неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец первой гильдии Давид Иванович Хлудов, один из сыновей известного русского промышленника, владельца Егорьевской мануфактуры и других предприятий. Давид Иванович, получив треть многомиллионного наследства отца, целиком посвятил себя благотворительности. Всего за свою жизнь он пожертвовал на строительство и обновление храмов и монастырей более 2 млн рублей.

Приехав в свое рязанское имение, он посетил Иоанно-Богословскую обитель и был поражен ее бедностью и удручен состоянием дел. Почти все здания были в запустении, малочисленная братия жила в весьма обветшавших кельях, богомольцев в обители почти не бывало. В Рязани уже мало кто помнил об этом монастыре. Давид Иванович Хлудов принимает решение восстановить обитель и передать монастырю купленные земли и угодья.

Богословский собор полностью перестраивается — из двухэтажного становится одноэтажным; устанавливается новый иконостас, иконы для которого заказываются у известного рязанского художника Н.В. Шумова. К началу 1870-х годов московскими живописцами были расписаны стены и потолок храма, так что в воспоминаниях свидетелей того времени появляются записи о великолепии служб и благоустроенности обители.

И когда в конце 1864 г. настоятель Иоанно-Богословского монастыря архимандрит Феодосии по преклонности лет и слабости зрения удалился на покой, на его место Святейшим Синодом по прошению Д.И. Хлудова был назначен деятельный и энергичный казначей Рязанского архиерейского дома иеромонах Виталий (Виноградов).

При нем монастырь становится общежительным, реорганизуется на основе устава Коневского монастыря с аскетически строгими правилами по образцу афонских. Вводится более продолжительный чин богослужения, а впоследствии и вечернее правило с поклонами, постепенно приучавшее насельников обители к умной Иисусовой молитве — существенно важной части монашеского подвига. Архимандрит Виталий управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 г. в возрасте почти ста лет. Число монахов при нем возросло и составило более ста человек, монастырь заново отстроился, появились средства на его содержание. Но главным для архимандрита Виталия оставалось духовное наставничество и руководство братии и приходящих богомольцев.

Храм Успения Пресвятой Богородицы был возведен в 1868—1870 гг. В нем освятили три престола: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Димитрия Солунского — небесного покровителя Д.И. Хлудова; левый — в честь святителя Николая Чудотворца. Храм был расписан московскими живописцами в 1873 г.

За центральными воротами была построена монастырская «хлудовская» богадельня, в которой ныне размещается сельская больница.

При содействии Д.И. Хлудова в XIX в. строится трехэтажный братский корпус, в котором помимо келий располагались хозяйственные помещения: сапожная мастерская, комната для портных, хлебопекарня и квасоварня, а также зимняя кухня с кладовыми. В конце XX в. полуразрушенный братский корпус был полностью восстановлен, а на нижнем этаже устроена трапезная для братии. На третьем этаже открыт храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», великомучеников целителя Пантелеймона и Георгия Победоносца. Здесь находится список с подлинника иконы «Скоропослушница» из болгарского монастыря Зограф на Святой Горе, выполненный в XIX в. на Афоне и тогда же присланный в Россию. Крестовый храм наместника освящен 21 июня 2002 г. архиерейским чином в день 75-летия архимандрита Авеля. В храме хранятся ковчеги со святыми мощами, чтимые иконы и другие святыни обители.

Храм открыт для посещения паломников.

За собором Иоанна Богослова с восточной стороны некогда было древнее монастырское кладбище. Здесь хоронили не только монахов, но и уважаемых жителей Рязани.

В частности, здесь были фамильные захоронения Ляпуновых (Прокопий Ляпунов — известный общественно-политический деятель времен Смутного времени, с его именем связана организация первого похода на Москву с целью освобождения от поляков), Шишковых (адмирал А.С. Шишков — известный общественно-политический деятель первой половины XIX в., значимая фигура в окружении императора Александра I во время Отечественной войны 1812 г.; исследователь истории русского языка, заложивший основы нового научного направления, не получившего признания при жизни автора; автор «Славянорусского корнеслова» и противник реформ русского языка, разрушавших общеславянское единое сообщество).

Под алтарной частью Иоанно-Богословского собора, в подклете, устроен однопрестольныи храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников российских. Освящен 1 августа 1993 г. Богослужения проводятся в престольные праздники храма или по особому благословению. Каждую субботу после Божественной литургии в храме в присутствии всей братии и богомольцев наместником или чередным иеромонахом совершается заупокойная лития.

Здесь упокоились последние настоятели Свято-Иоанно-Богословского монастыря перед его закрытием в 30-х гг. XX в. В этом храме почивают честные останки архимандритов Виталия (Виноградова), Тихона (Преображенского) и Зосимы (Мусатова). Честные останки архимандритов Виталия и Тихона были обретены в 1992 г. напротив алтарной части Богословского собора. Могилу же архимандрита Зосимы, последнего настоятеля перед закрытием монастыря, найти оказалось сложнее. Ее приблизительное местонахождение было указано настоятелем монастыря архимандритом Авелем (Македоновым). В селе Ходынино братия и послушники после трехдневных поисков обнаружили останки архимандрита Зосимы, которые были торжественно встречены у Святых врат.

В этом храме расположена братская костница, устроенная по образцу афонских.

6 декабря 2006 г. завершился земной путь батюшки Авеля — Господь призвал к себе верного раба и доброго пастыря… Архимандрит Авель (Македонов) — наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря, некогда игумен афонского Свято-Пантелеимонова монастыря — погребен под алтарем Богословского собора, также в Серафимовском храме. За Восточными вратами монастыря находится корпус, где живут паломники, трудники, рабочие.

Рядом располагаются некоторые объекты монастырского подсобного хозяйства, а также пекарня и пасека.

От Восточных врат уходит вниз дорога, ведущая на заливные луга, где находятся монастырские конюшня и коровник, а также тропинка, ведущая на Святой источник.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в период гонений на церковь в XX в. пострадал.

Он перестраивался под хозяйственные цели. Начал восстанавливаться после возобновления иноческой жизни с конца 90-х гг. XX в. В начале XXI в. в церкви установлен уникальный по цветовому решению фаянсовый иконостас. Храм освящен 9 июля 2009 г.

В подклете собора завершаются работы по созданию музея истории обители. Работы по сбору исторических материалов были начаты братией по благословению архимандрита Авеля, активное участие в них принимали епископ Иосиф (Македонов), игумен Виталий (Уткин), иеромонах Дионисий (ныне игумен, наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря), историки и краеведы из Рязани и Москвы, студенты и преподаватели отделения теологии Рязанского государственного университета. Собранные материалы составили основу возрожденного архива и библиотеки, некоторые из реликвий нашли свое место в ризнице. Вход в музей — с восточной стороны

К югу от храма Успения Пресвятой Богородицы, на склоне холма, расположен дом наместника (постройка конца XX в. в традиционном русском стиле, характерном для рязанских усадеб конца XIX в.). Здесь паломники могут посетить мемориальные покои архимандрита Авеля.

Домовый однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»,архангела Гавриила и великомученицы Варвары освящен 9 декабря 1999 г.

В северо-западной части монастыря находится Настоятельский корпус, построенный в XVII в. От первоначальной постройки сохранился нижний этаж, в котором были поварня, трапезная комната и служебное помещение. Вверху были настоятельские келий, а внизу в XIX в. была устроена просфорня.

Знакомясь с обителью, мы то и дело касаемся ран, нанесенных в XX в. Иоанно-Богословская обитель разделила судьбу других монастырей и храмов Русской Православной Церкви. Начиная с 1919 г., еще при настоятеле архимандрите Тихоне (1914—1925), властями предпринимались неоднократные попытки закрыть обитель, однако сделать это удалось только в 1931 г. при архимандрите Зосиме. Иноки обители во главе со своим настоятелем были арестованы, всех их ждали ссылка и концлагеря. Монастырское имущество было разворовано, ценнейшая библиотека сожжена, некоторые иконы и предметы, представлявшие, с точки зрения властей, историко-художественную ценность, перешли в распоряжение областного музея.

В зданиях монастыря разместили детский дом для малолетних правонарушителей. Наставники этих детей в качестве «практики» предлагали сбивать фрески со священными изображениями. За уничтожение одного квадратного метра фресок поощряли конфетами.

Спустя некоторое время в монастыре разместили сельское училище механизации. В Иоанно-Богословском соборе устроили клуб и спортивный зал. В Большой колокольне и Святых вратах с уникальными фресками XVII в. оборудовали топливный склад. В двух монастырских гостиницах была устроена средняя школа, а в здании бывшей Хлудовской богадельни — сельская больница.

В 1970-х годах в монастырских зданиях оборудовали склады имущества областного Управления внутренних дел.

Часть территории, прилегающая к Братскому корпусу, была обнесена глухим забором с колючей проволокой.

Постепенно монастырские здания разрушались. Осыпались стены, с колокольни падали белокаменные резные детали, угрожали обрушиться старые ворота. Формально монастырь был поставлен на учет как памятник архитектуры, но средств на его реставрацию не было.

Осенью 1988 г. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 16 мая 1989 г. по благословению управлявшего Рязанской епархией архиепископа Симона наместником монастыря был назначен архимандрит Авель (Македонов) — опытный в духовной жизни священнослужитель, с 1945 г. подвизавшийся в монашеском звании. Освящение собора во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 20 мая 1989 г. стало точкой отсчета новой истории возрожденного монастыря.

Архимандрит Авель, в прошлом игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, ввел в Свято-Иоанно-Богословском монастыре традиции афонского братства. Новый устав монастыря сближал весь строй жизни обители с афонскими тысячелетними традициями.

В настоящее время все монастырские храмы трудами братии и усердием благотворителей обновлены и благолепно украшены. У южной ограды возведен новый двухэтажный корпус. На втором этаже этого здания сейчас располагается гостиница для останавливающихся в обители священнослужителей, паломников (архондарик, вход в центре здания напротив паперти храма Успения Пресвятой Богородицы). На первом этаже — трапезная для богомольцев. В верхнем этаже также расположен домовый однопрестольный храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба, устроенный, украшенный и снабженный утварью на средства благотворителя обители Бориса Николаевича Кузыка в память о трагически погибшем сыне Павле.

Уже в наше время в обители была построена новая котельная, в 2002 г. в монастырь подведен газ, обновлена система водоснабжения. Построено новое здание хлебопекарни, налажено свечное производство. В возрожденной обители уже много лет существует своя пасека, дающая немало ароматного меда.

В монастыре были созданы две библиотеки: одна — непосредственно в обители, для духовного возрастания братии, другая — в Николо-Ямском храме г.Рязани — для широкого круга читателей. Последняя имеет читальный зал и абонемент с богатейшим фондом.

Если солнце уже закатилось, а вы не готовы расстаться с обителью, то двери монастырской гостиницы открыты для вас. Обратитесь к благочинному, и он постарается разместить вас на ночлег.

А утром вас разбудит перелив колоколов в высоком и чистом небе…

Небольшая видео-зарисовка о монастыре:

Иоанно-Богословский мужской монастырь села ПощуповоСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Рязанская митрополия, Рязанская епархия

Контактная информация

ioann.ryazan@mail.ru 8-(4912) 24-04-33, факс: 8-(4912) 24-04-19 http://www.obitel-bogoslov.ru/ Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Иоанно-Богословский монастырь. Проезд до монастыря: — железной дорогой с Казанского вокзала г. Москвы электропоездами «Москва-Рязань», до станции «Рыбное», затем от автостанции рейсовым автобусом «Рязань – Новоселки» или маршрутным такси «Рязань — Костино» до села Пощупово. — на автомобиле по автомобильной дороге Москва-Самара, на Рязань, у поста ГИБДД поворот на город Рыбное и село Константиново (указатели), затем поворот на село Новоселки и по асфальтированной дороге до с. Пощупово.

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):огослужения в обители совершаются ежедневно.
    В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – в 5.30
    Часы и Божественная Литургия – в 8.30
    Вечернее богослужение – в 18.00.
    В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17.00, утром в 7.30 ( по воскресным дням в 7.00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9.00 – Часы и Божественная Литургия.
  • Наместник:игумен Исаакий (Иванов)
  • Престольные праздники:
    • Иоанна Богослова — Май 21 , Июль 13 (Собор 12-ти апостолов), Октябрь 9 (день преставления)
    • Георгия Победоносца — Май 6 (день преставления)
    • иконы Божией Матери «Скоропослушница» — Ноябрь 22
    • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19
    • Пантелеимона Целителя — Август 9
    • Серафима Саровского — Январь 15 (день преставления), Август 1 (обретение мощей)
    • Тихвинской иконы Божией Матери — Июль 9
    • Царственных страстотерпцев — Июль 17 (день убиения)
  • 10 декабря – иконы пресвятой Богородицы «Знамение Корчемная»
    24 октября – день памяти священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского

  • Святыни:. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989-2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.
  • Деятельность:Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.
    Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.
    Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние – сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.
    В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.
  • Краткая историческая справка:Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани, и является одним из древнейших в Рязанской епархии.
    Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам апостол, явившийся ему .
    Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.
    Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества — Рязани (старой) — вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при священномученике Мисаиле, архиепископе Рязанском и Муромском, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и в числе нескольких десятков золотых монет из «кошта» архипастыря употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся ныне в РИАМЗ.
    В ХVI — первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место — село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.

Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово)

Россия Рязанская область село Пощупово

Идёт загрузка карты…

Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани. При монастыре действует гостиница для паломников.

История

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

Современное состояние

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Павел (Пономарёв).

Сооружения

  • Оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная»
  • Икона св. ап. Иоанна Богослова
  • Святой целебный источник

Престольные праздники

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» — 10 декабря

Иоанн Богослов, апостол — 21 мая, 9 декабря

Как добраться

Проезд: Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова. На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново. Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки. По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь.

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Тел.: 8(4912)24-04-33, 8(4912)24-04-19.

E-mail: ioann.ryazan@mail.ru.

Официальный сайт.

Расписание богослужений

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – с 5:30, Божественная Литургия ~ в 830. Вечернее богослужение – в 18:00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17:00, утром в 7:30 (по воскресным дням в 7:00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9:00 – Часы и Литургия.

Ссылки

  • Пощупово. Иоанно-Богословский монастырь. Фотографии и план монастыря
  • Иоанно-Богословский монастырь. Группа ВКонтакте
  • Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово. Фотоотчет
  • Описание Свято-Иоанно-Богословского монастырь в с. Пощупово
  • Forum-flower.ru: Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь село Пощупово г. Рязань
  • Иоанно-Богословский мужской монастырь села Пощупово. Общая информация

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь – одна из древнейших Русских обителей, многоцветная жемчужина Рязанского края.

Находится обитель на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани.

Историческое предание относит его возникновение к концу XII или началу XIII столетия, когда в эти края пришли монахи – проповедники Слова Божия. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешняя обитель, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом (полуразрушенные ныне), были местом их любезного обиталища; местом, где они искали «единого на потребу” – обожения, и днем и ночью призывая благодать Святого Духа подвижническими трудами и молитвами.

В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416-ти лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши.

В XVI – первой половине XVII века монастырь претерпевал неоднократные разорения со стороны крымских татар, но неизменно возрождался.

В XVI веке была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место, к «засечной черте”, под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую братия взяли с собой – перенеслась назад, а вслед за ней вернулись и братия.

До середины XVII века все постройки в обители были деревянными.

После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX века.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов – потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, ставший главным благотворителем монастыря. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный.

Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем весьма возросло и составило более 100 человек.

Множество дивных чудес явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону, но особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.

Осенью 1988-го года Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году архимандрит Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем.

Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).

После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, наместником определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).

Как и в прежние годы возрождение обители продолжается.

Особое внимание уделяется ныне возрождению сельского хозяйства.

До революции в собственности обители находилось более 5000 га обраба-тываемой земли. В настоящее время монастырем выкуплены сельскохозяйственные угодья площадью около 2500 га; приобретается дорогостоящая техника для ведения аграрных работ.

Часть приобретенных земель планируется выделить под строительство хозяйственного центра (ферма, мех. мастерские, столярный цех, складские помеще-ния), а также жилых помещений.

Осуществление сельскохозяйственно-строительной программы на землях, выкупленных монастырем, является традиционной формой служения Богу и людям.

Хочется верить, что задуманное предприятие принесет пользу не только насельником нашей обители и приезжающим в нее паломникам, но и жителям окрестных сел и деревень, выходцам из других местностей – многих из них обеспечит жильем и работой, наполнит их труд высоким духовным содержанием. Ведь не случайно новое учреждение получило название «Монастырский двор”. Заметьте, не какой-нибудь двор, а монастырский.

Однако, следует признать, что благоприятное течение дела зависит не только от молитв и трудов братии, но во многом и от посильной помощи доброхотов, проживают за пределами обители.

Мы искренне надеемся на молитвенную и материальную помощь всех, кому дорого возрождение русской деревни, становление крепких крестьянских хозяйств, а самое главное – устроение жизни людей по заповедям Божиим.

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

Иоанно-Богословский монастырь

В Пощупово ездят каждый по своим причинам. Одни в поисках душевного спокойствия и прощения за грехи, другие за чудной фотографией, третьи — прикоснуться к святым мощам в надежде на исцеление от недуга. И к роднику тянутся для священного омовения или проверить силу духа в контакте с водой при температуре в пять градусов. И те, и другие возвращаются в горку, неся заветную ношу (иные в двух руках стараются унести до шести пятилитровых баклажек). Чистейшая природная вода из Пощупово в эпоху экологических неурядиц — бесценное сокровище, доступное каждому. Находятся и такие, кто стремится спуститься в монастырский подвал, где на нескольких стеллажах рядками уложены многочисленные черепа и кости давно умерших монахов.

Гости монастыря — разношёрстная масса из настоящих паломников, странников из далёких мест, семей с детишками, туристов с зеркальными фотоаппаратами и экскурсионных групп, прибывающих на больших комфортабельных автобусах в рамках паломнических туров по стране или вывезенных на прогулку после крупной научной конференции в одном из вузов Рязани. И тех, и других поражает то, что опытный архитектор и дизайнер назовёт идеальной вписанностью архитектурного ансамбля в ландшафт.

Монастырь занял выгодное положение на высоком мысу междуречного плато, крутые склоны которого образуют уступ долины Оки и левый борт глубокого оврага. Того самого, что отделяет родниковую дубраву от монастыря, создавая некоторые трудности в подходе к купели.

Здесь рядом имеется редкий памятник истории — тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Вход в неё расположен в километре от монастыря на склоне холма — это некое отверстие в земле. Где-то там разветвлённая система подземных ходов с тремя камерами в центре и нишами в стенках. В своё время в одной из камер обнаружили человеческие останки в кандалах.

Добраться в Пощупово довольно просто. С трассы М5 «Урал» Москва – Челябинск надо повернуть на Рыбное и держать путь на есенинские места. Потом дорога разделится, левая уйдет на Константиново, а правая приведёт в Пощупово, повороты оснащены соответствующими указателями. Покажется монастырская лавка, где можно разжиться мёдом, квасом, сбитнем или травяным чаем. Колокольня в непосредственной близости поразит внушительными размерами, как и благоустройство двора при входе в арку Святых ворот: в тёплое время года здесь всегда огромное количество клумб в кустах самых разных роз.

В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый, «заставлявший невольно любителя пустынножития избрать это место для богомыслия». Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно».

Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу.

Летописцы не раз указывали, что икона Иоанна Богослова спасала обитель от невзгод. Поводом к переселению стали многократные нападения крымских татар. После очередного такого разорения монахов решили взять под защиту пограничников — переселить к засечной черте в Михайловском уезде. Не одобрил решения лишь Иоанн Богослов. Братия отправилась к дружине, забрав икону святого в далёкий путь. Но из нового храма образ Иоанна скрылся, появившись вновь на старом месте в монастырском лесу на огромном дубе. Конечно, братия, увидев в возвращении иконы знак свыше, вернулась обратно, к дубу, где стоит сегодня собор во имя Иоанна Богослова. Спил того дуба положен был поверх главного престола монастыря.

Сами постройки обители были в далёкие времена из дерева. Вплоть до середины XVII столетия, когда из камня собрали-таки ограду и Святые врата. Фрески на них также сохранились с тех самых времён, когда Россия оправлялась от смуты при Алексее Михайловиче «Тишайшем», но в то же время её сотрясали крестьянские волнения, оставшиеся в истории как соляной, медный и прочие бунты.

Жизнь в обители идёт своим чередом: возводится двухэтажный Иоанно-Богословский собор и Успенский храм, оба — из камня. Второй за столетия обветшал и до наших дней не сохранился. Но из построек XVII века мы можем видеть сегодня настоятельский корпус и малую шатровую колокольню.

В 1764 году императрица Екатерина II издала знаменитый Указ о секуляризации церковных земель. Идея возникла гораздо раньше. В частности, семью годами ранее ограничить имущество церкви пыталась государыня Елизавета Петровна. Затем в 1762 году за дело взялся Пётр III, а после его смерти начатое довершила Екатерина. К тому моменту в России сложилась крайне тяжёлая ситуация: церковь владела громадной площадью земель, за которую вообще ничего не платила, и это в условиях, когда государство нуждалось в деньгах. Итогом стал тотальный отъём церковных земель в пользу государства.

Чуть менее половины монастырей были попросту упразднены. Оставшиеся 536 обителей поделили на две группы: на гособеспечение поставили 226, остальные 310 финансовой поддержки лишили. Размер бюджетного финансирования был небольшим и потому даже те монастыри, которые получали поддержку из госбюджета, едва сводили концы с концами. В конечном итоге приходилось ограничивать число насельников. Денег на ремонт не хватало, и стены ветшали. Настоятели же, видимо, побаивались сообщать о проблемах, остерегаясь губительного лишения поддержки госбюджета. Оценивая результаты с позиции макроэкономики, Россия, безусловно, выиграла. Земли стали приносить доход, казна пополнялась, и страна стала диктовать условия на европейской арене. В то же время сами европейцы недоумевали, говоря, что подобное с православием не позволяли себе даже басурмане.

Пока власть приводила общегосударственные дела в порядок, поправить дела Иоанно-Богословской обители вызвался благотворитель. Статский советник Давид Иванович Хлудов, сложив полномочия главы Егорьевска, переехал в 1860 году под Рязань. Получив строгое религиозное образование, он щедро жертвовал на монастыри и церкви. Рязанской губернии повезло больше других. Хлудов перестроил Пощуповский монастырь: при его финансовой поддержке реконструировал Иоанно-Богословский собор — тот стал одноэтажным, в соборе обновили иконостас. Позже возвели новый Успенский собор и трёхэтажный братский корпус, Гостиный двор, богадельню с аптекой и собственным фельдшером, церковно-приходскую школу. Крестьянские мальчишки обучались здесь наукам, учебники и канцелярию предоставлял монастырь. Уже после смерти Хлудова, но на его средства в 1901 году строится 76-метровая колокольня, в которой разместили библиотеку с ценными книгами.

Тяжёлые времена настали для монастыря в начале XX века — гонения на церковь при советской власти не прошли бесследно. Обвинили в контрреволюционной деятельности насельников монастыря, а тогдашнего настоятеля архимандрита Зосима арестовали и сослали в Казахстан. Обитель закрыли, а за время простоя пропала из него и главная святыня — чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. Местонахождение иконы с той поры неизвестно.

В год тысячелетия крещения Руси Свято-Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви. Священный Синод назначил наместником архимандрита Авеля. Многие годы он прослужил на Рязанской земле: в селе Городище Рыбновского района, в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. Служил батюшка и на Ярославской, и на Смоленской земле, и на Святой горе Афон в Греции. Пощуповский монастырь же за 15 лет служения при нём Авеля преобразился до неузнаваемости. Прихожане любили батюшку: в памяти рязанцев Авель остался мудрым и добрым старцем. Дом, в котором Авель прожил свои последние годы на территории монастыря, нынче превращён в музей его имени.

Сегодня можно видеть полное преображение Пощуповского монастыря. В Иоанно-Богословском соборе резной иконостас. Московский иконописец Александр Чашкин расписал алтарь. Отреставрирован Успенский собор. Восстановлен братский корпус с трапезной. В конце 1990-х под малой шатровой колокольней освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме установлен древний тябловый иконостас. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Обустроена трапезная для паломников и храм в честь князей Бориса и Глеба. В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца. Под алтарной частью Богословского собора — храм в честь преподобного Серафима Саровского и священномученика Иувеналия Рязанского.

А на святом источнике была воссоздана часовня, открыта просторная купель и монастырская церковная лавка.







Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *