Монастырь в вязьме

Уже в 1542 году трудами монастырской братии и боголюбивых поселян преподобный Герасим построил деревянный храм клетского типа с трапезной и келарской во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени престольного храма называется Предтечевой, по городу — Вяземской. Позднее преподобный Герасим начал строительство в монастыре храма во имя Вознесения Господня.
Пробыв около семи лет в Вязьме, устроив монастырь и поставив по благословению митрополита Макария, игуменом своего ученика Симеона, преподобный возвратился в Болдинскую обитель, где и скончался в 1554 году.
В первые годы игуменства Симеона в обители было более 30 человек братии. Заботился игумен Симеон более всего о духовной жизни братии, многие из насельников монастыря впоследствии сами основали новые монастыри в Смоленском крае и других землях.
Постепенно монастырь рос и приобретал известность. В 1566 году Вяземскую обитель посещал царь Иоанн IV Грозный. В конце XVI века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов, имевший в Вязьме свой дом и в ее окрестностях земельные угодья. В 1598 году во время поездки в Смоленск для осмотра строящейся там крепости Борис Годунов останавливался в Вязьме и посещал собор и монастырь. В 1598 году он пожаловал обители пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме: «…рыбные ловли на реке Вязьме, 10 лавок в разных местах нижнего острога (крепости), обширный дом в верхнем остроге, близ соборной церкви». Монастырь имел также много «…служек, крестьян и даточников».
Щедро жертвовали в обитель и вязьмичи, занимавшиеся торговлей и различными ремеслами. Когда Вязьму и ее окрестности посетил голод в 1602 году, обитель «открыла приют и житницы для голодающих и спасла многих от смерти».
В начале XVII века в «смутное время» монастырь неоднократно подвергался разграблению и разорению.
По восшествии на престол царя Михаила Федоровича, основоположника династии Романовых, война на вяземской земле еще продолжалась, поэтому обитель не могла возродиться сразу. После заключения Деулинского перемирия с Польшей в 1618 году Вязьма торжественно встречала возвращавшегося из плена митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова), который через несколько дней был поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.
В разоренный Предтечев монастырь был поставлен игуменом Даниил, при котором было 14 человек братии. Игумен Даниил обратился в 1621 году к царю за помощью. По решению царя Михаила Федоровича, обители были пожалованы вотчины взамен отнятых во времена польского владычества и подтверждены прежние права, данные монастырю Борисом Годуновым.
В XVII столетии на территории монастыря возводится соборный трехшатровый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Общепринятой датой постройки храма считаются 1635-1638 гг. Однако, изучение архивных источников и архитектурных особенностей храма сегодня позволяет весьма аргументированно предполагать, что храм Одигитрии, представляющий собой яркий и совершенный образец развитой фазы русского узорочья и завершающей стадии стиля Алексея Михайловича был возведен в более позднее время – 1650-70-е гг.
Первым из настоятелей монастыря возведенным в сан архимандрита стал Пахомий — «по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы». В 1650 году при нем поставлен над монастырскими вратами вместо деревянного теплый каменный храм во имя Вознесения Господня с общей трапезной для братии.
В 1676 году настоятелем обители был избран братией игумен Питирим, впоследствии епископ, Святитель Тамбовский. Богоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков обители. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. В период с 1686-го по 1704 годы настоятелями обители были архимандриты Феодосий и Варсанофий. К началу XVIII века образовался особый приход из 204 дворов — Подмонастырская слобода. По приказу царя Петра I всем монастырям давать приют раненым воинам и неспособным к работе мирянам в обители была устроена больничная палата, с отдельным помещением для высших чинов.
Иноки прислуживали, готовили пищу и делали все для спокойной жизни больных и раненых.
Благодаря такой благотворительной деятельности правительство наделило обитель новыми вотчинами, и сами больные, особенно бездетные, завещали монастырю свое движимое и недвижимое имущество. Приток новых средств позволил еще больше украсить обитель.
По высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1739 года, преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, учредил в монастыре Крутицкую семинарию. Настоятелем в это время был архимандрит Макарий. Семинария просуществовала при монастыре 5 лет. 21 июня 1744 года последовал именной указ императрицы Елизаветы Петровны с повелением «Вяземскую семинарию перевести в Москву в Покровский монастырь и именовать впредь Крутицкой». В обители с этого времени устроено училище для детей духовенства. Много пастырей церкви и тружеников земли русской получили в стенах Вяземского духовного училища первоначальное образование и воспитание. В разное время в Вяземском духовном училище обучались преподобный Макарий Алтайский, святой праведный Алексий Южинский, епископы Иларион (Юшенов), Арсений (Брянцев) и Иоасаф (Лелюхин), писатель и богослов М.А. Соколов, основоположник научного почвоведения В. В. Докучаев и др.
В 1750 году на средства архимандрита Венедикта (Коптева) был выстроен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца.
В Отечественную войну 1812 года Вяземская обитель претерпела такое же страшное опустошение, как и при нашествии поляков. Многие здания были сожжены и разрушены. Ризница с хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека с древними книгами и документами, утварь, иконы были уничтожены или разграблены. От богатой обители после ухода неприятеля остались одни обгорелые стены. Разорение было настолько велико, что до начала 30-х годов XIX века обитель не могла оправиться.
С трудом братия исправила Никольский, а затем Вознесенский храмы. Соборная же церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года, когда назначенный настоятелем архимандрит Вениамин на пожертвования прихожан и купцов за несколько лет восстановил ее, и в 1837 году этот храм был освящен.
При архимандрите Вениамине были возобновлены настоятельские и братские кельи.
По благоустройству монастыря много и плодотворно потрудился архимандрит Назарий, умерший в 1890 году. При нем поставлен каменный двухэтажный гостиничный корпус, на Духовской улице — две каменные лавки для торговли, часовня, исправлена ограда.
В 1909 году 5 декабря из-за неисправности дымовых труб в духовном училище произошел пожар, в котором пострадали богослужебный зал и помещение 1-го класса, но уже в 1910 году здание было отстроено.
В 1912 году в монастыре были проведены исследования известным русским архитектором-реставратором П. Д. Барановским, материалы которого легли в основу восстановительных работ в 1960-1980 годы.
С 1910 по 1917 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Дионисий. С лета 1917 г. монастырем на правах настоятеля управлял бывший епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев), при котором в обители возобновились регулярные службы и был воссоздан церковный хор. 12 августа 1918 г. Макарий был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 4 сентября 1918 г. обвиненный в контрреволюционном заговоре епископ был расстрелян. В 1993 г. владыка Макарий был реабилитирован, а в 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Монастырь был закрыт в 1918 г., но храмы оставались действующими в качестве приходских. В марте 1930 года решением исполкома горсовета храмы были отобраны у верующих, договора на аренду расторгнуты, имущество разграблено и уничтожено. С храмов сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Все здания переданы спичечной фабрике.
В Великую Отечественную войну в ходе боев за Вязьму сильно пострадали все постройки обители. В 1946 г. трапезная храма Одигитрии была передана городскому архиву, а зимний Знаменский (Никольский) храм по постановлению местных властей был разобран «как не представляющий художественной ценности». В начале 1960-х гг. была восстановлена кровля храма Одигитрии и только в 1976 году к Олимпиаде-80 вяземским участком реставрации, под руководством прораба А. И. Степочкина, по проекту архитектора Д. С. Соколова, начата реставрация монастыря. До 1989 года отреставрированы фасады храмов Божией Матери Одигитрии и Вознесения Господня, палаты казначея с хозяйственными постройками, воссозданы часть ограды и первый этаж гостиницы, проведены раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов.
В конце 1980-х годов верующие и интеллигенция города неоднократно обращались к церковным и светским властям всех уровней с предложением восстановить Иоанно-Предтечев монастырь. Были собраны тысячи подписей вязьмичей с просьбой открыть в городе мужской монастырь на его историческом месте, проводился специальный опрос жителей через местную газету, но верующим были возвращены храмы монастыря только 26 мая 1989 года. В июне 1990 года последовало решение Синода Русской Православной Церкви об открытии Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, а 28 июля этого же года назначен настоятель, им стал игумен Аркадий. Первый, после семидесяти лет забвения, настоятель обители положил много трудов на восстановление монастыря.
11 августа 1991 года, на второй день празднования иконы во имя Смоленской Божией Матери — Одигитрии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил освящение монастырского Вознесенского храма. В 1993-1994 годах проведены работы по реставрации Вознесенского храма, отремонтированы казначейские и 4 братские кельи. Поставлен второй этаж гостиницы, срублена баня и жилой дом-просфорная, заведено подсобное хозяйство. 3 мая 1993 года монастырь посетил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Вознесенском храме монастыря им был совершен краткий молебен и передана в дар обители икона Спаса Нерукотворного. Предстоятель церкви посадил молодой дуб за алтарем церкви Одигитрии.
В августе 1995 года по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Синодом Русской Православной Церкви монастырь переведен в разряд женского. Первыми насельницами женского Иоанно–Предтеченского монастыря были 6 послушниц во главе со старшей сестрой монахиней Людмилой.
24 мая 1996 года настоятельницей монастыря назначена монахиня Лаврентия.
Чтобы достроить сестринский корпус (бывшую гостиницу), сестры разбирали разрушенные здания, и кирпич шел на постройку его внутренних стен. К 4 ноября 1998 года, ко дню празднования иконы Казанской Божией Матери, строительство было завершено, и корпус был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
С весны 1999 года начались работы по восстановлению «жемчужины» монастыря – церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Трехшатровая каменная церковь Одигитрии – выдающийся памятник русского зодчества, созданный неизвестными нам московскими мастерами высокого класса в XVII столетии.
30 ноября 2003 года освящена колокольная звонница. Колокола были отлиты на пожертвования благотворителей обители в уральском городе Усть-Каменске. Это событие привлекло к себе внимание жителей города и очень обрадовало сестер и прихожан.
Одним из важных событий в жизни обители и города Вязьмы явилось принесение частиц мощей Преподобного Герасима Болдинского и Святителя Питирима, епископа Тамбовского, которое произошло 15 мая 2004 года.
6 июня 2009 г. епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом был освящен северный придел храма Одигитрии во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
6 июня 2010 г. Иоанно-Предтечев монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, передавший в дар обители икону Божией Матери «Владимирская». Во время визита Святейшего Патриарха в Вязьму настоятельница обители монахиня Лаврентия была возведена в сан игумении.
В канун празднования дня Святой Троицы 2 июня 2012 г. после всенощного бдения епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон совершил освящение установленного во дворе монастыря перед храмом скульптурного образа основателя обители преподобного Герасима Болдинского.
6 октября 2012 г. в монастыре состоялось освящение главного престола храма Одигитрии. Чин освящения храма совершил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля 2014 г. епископ Смоленский и Вяземский Исидор освятил южный придел храма Одигитрии, посвященный святому праведному Симеону Богоприимцу.
Службы в монастыре совершаются ежедневно. Сестринское правило состоит из утренних и вечерних молитв, полунощницы, акафистов, чтения Евангелия, жития и поучений святых отцов. Повседневная жизнь сестер проходит в молитве и труде на послушаниях в церкви, в трапезной, на просфорне… В монастыре работает швейная мастерская, где сестры занимаются рукоделием. При монастыре есть также подсобное хозяйство: коровы, кролики, куры, огород, фруктовый сад, монастырский двор украшают цветочные клумбы.
С 2013 года силами Иоанно-Предтеченского монастыря близ села Исаково Вяземского района благоустраивается святой источник во имя святителя Николая Чудотворца, устроена купель. В самом Исакове находится домашняя церковь монастыря, также освященная во имя святителя Николая Чудотворца.
В монастыре действует воскресная детская школа и женский клуб, монастырь участвует в проводимом ежегодно в Смоленске фестивале-конкурсе постных блюд.
Иоанно-Предтечев монастырь всегда оказывал посильную помощь нуждающимся. Многие годы монастырь принимал деятельное участие в жизни детского приюта г. Вязьмы «Дом милосердия». Сегодня монастырь продолжает традицию благотворительности, оказывая поддержку малообеспеченным и многодетным семьям, а также заключенным.

Многострадальная Вязьма, испытавшая на себе все превратности Смутного времени, в 1630-е годы начала привыкать к мирной жизни и заново отстраиваться. Блестящим памятником этого периода является Одигитриевская церковь Предтечева монастыря, возведённая на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и его дяди. Появлению в Вязьме трёхшатровой Одигитриевской церкви, являющейся ныне одним из самых известных памятников храмового зодчества, предшествовало основание здесь монастыря во имя Иоанна Предтечи. В конце 1535 года в окрестности Вязьмы пришёл чернец Герасим, уроженец Переславля-Залесского, с учеником Симеоном. Место, избранное им для строительства кельи, на первый взгляд было не вполне удобно: неподалёку находился «притон» известных всей Вязьме буянов, предводительствуемых непутёвым отпрыском боярского рода Телепневых. Как сказано в Житии преподобного Герасима, «на месте том бысть сход корчемником и зернышком, и съезд разбойником, и душегубство велие, и убийство, и кровопролитие». Терпением и кротостью старец усмирил дебоширов. За несколько лет вокруг его кельи выросло иноческое общежитие, и в 1542 году Герасим, испросив у царя Ивана Васильевича и митрополита Московского Макария благословенные грамоты, основал монастырь. Бразды правления в нём он передал Симеону, а сам удалился в излюбленную им Болдину обитель.

Первый храм монастыря был деревянный Предтеченский. Строительство его велось, вероятно, ещё при преподобном Герасиме. А его ученик Симеон, управлявший монастырём около тридцати лет, возвёл ещё один — деревянный тёплый Вознесенский. У молодой обители был пока не тот «статус», чтобы обзаводиться каменными строениями. Хотя известно,что определённым вниманием со стороны сильного мира сего она пользовалась: в 1566 году её посетил Иван Грозный, а в 1598-м году — Борис Годунов, пожаловавший монахам 10 лавок в Вязьме, дом близ соборной церкви, рыбные ловли, пахотные и сенокосные угодья. Вскоре пришли бедствия, которых не ждали. В годы Смутного времени Предтечев монастырь был ограблен;отряды польских гетманов Жолкевского и Хоткевича растащили остатки ризницы и подожгли все деревянные здания. Распалённые, быть может, недостатками добычи (всё уже ограбили до них), они убили всех насельников обители. Восстанавливаться Иоанно-Предтеченский монастырь начал только после Деулинского перемирия, заключённого между Русским государством и Речью Посполитой в конце 1618 года. Возрождение принято связывать с посещением Вязьмы митрополитом Филаретом (Романовым), отцом царя Михаила Фёдоровича и будущим Патриархом.

В 1620-е годы положение обители оставалось, в сущности, незавидным. По Вяземским писцовым книгам 1627 года, в ней были «церковь Усекновения Главы Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, древяна шатровая», «церковь Вознесение Господне состроена 1624 года стоит без пения и обвалилась», а также «колокольница в столбех досчаная». Братии считалось «игумен Данило да четырнадцать человек». В 1635 году началось каменное строительство в Предтеченском монастыре: на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и боярина Ивана Никитича Романова в 1635-1638 годах был возведён соборный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный) и Симеона Богоприимца (южный). Любопытно, что ктиторы Одигитриевской трёхшатровой церкви находились между собой в сложных отношениях. Боярин Иван Никитич Романов по прозвищу «Каша» доводился родным дядей царю Михаилу Фёдоровичу. О церкви же, строенной на средства Романовых, обыкновенно говорится, что её поставили вместо сгоревшего Иоанно-Предтеченского храма. Однако непонятно, когда именно прежний храм горел. Ясно, что по возрождении монастыря в 1619 году вся его территория представляла собой сплошное пепелище, но к 1627 году, в нём имелся новый деревянный Предтеченский храм. Таким образом, пожар должен был иметь место уже в конце 1620-х — начале 1630-х годов. Можно предположить, что церковь сгорела в 1634 году, когда Вязьму в ходе русско-польской войны 1632-1634 годов заняли войска польского короля Владислава. Но точных сведений об этом нет.

Возведением Одигитриевской церкви в Предтечевом монастыре начался сравнительно благополучный период его истории. На протяжении второй половины ХVII века росло благосостояние обители, она обстраивалась каменными зданиями и обрастала земельными угодьями. По реформе 1764 года Иоанно-Предтеченский монастырь, отнесённый к Смоленской епархии, был причислен ко 2-му классу. Двести лет минуло с событий Смуты, и Смоленщине вновь пришлось пережить все ужасы 1812 года. С приближением французов многие жители Вязьмы покинули город. С ними ушли и монахи Иоанно-Предтеченского монастыря. В обители остались только престарелый иеромонах Иоасаф и послушник Иона. Храмы Вязьмы пережили нашествие двунадесяти языков с тяжелейшими потерями. Не стала исключением и Предтечева обитель. По свидетельству издания «Смоленск и его губерния в 1812 году» (1912), «Свято-Предтеченский мужской монастырь был совершенно разграблен, разорён и опустошён. От зданий церковных и монастырских остались лишь обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. Многие драгоценности монастыря, большое количество серебра и золота, спрятанные в соборной монастырской церкви Одигитрии в некоторых местах, отысканы и унесены; немногое из спрятанного уцелело». Таким образом, вернувшаяся в монастырь по окончании войны братия оказалась, как и двести лет назад, на пепелище. Нужно было заново обустраивать жизнь. Первой «исправили» тёплую Вознесенскую церковь. Одигитриевский храм стоял в развалинах до 1832 года, когда, наконец архимандрит Вениамин (Кетлеров), заручившись «помощью и усердием доброхотных дателей», приступил к его ремонту. Ремонт не обошёлся без переделок, приведших к искажению облика церкви. С запада к ней пристроили прямоугольную в плане трапезную, перекрытую четырёхскатной кровлей, а над приделами и алтарными апсидами появились ампирные фронтоны. В 1837 году перестроенный Одигитриевский храм заново освятили.

После Октябрьской революции Одигитриевскому храму, как и самому монастырю снова пришлось нелегко. В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами «бывшего монастыря», и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашисткой оккупации — пивоваренный завод. В уникальном трёхшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х годов она уже находилась в очень сложном состоянии, «убитая» не столько бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников. Научную реставрацию Одигитриевского храма произвели только в 1970-1980-х годах, причём реставраторам очень помогли материалы исследований, проведённых П.Д. Барановским в Предтечевом монастыре ещё в 1912 году.

Одигитриевская церковь принадлежит к самым ранним памятникам русского узорочья. Эталоном этого стиля традиционно считается храм Троицы в Никитниках; его декоративное офрмление во многом схоже с оформлением Одигитриевской церкви. Другой образцовый представитель русского узорочья — храм Рождества Богородицы в Путинках. Возвращаясь к трёхшатровому завершению Одигитриевского храма, отметим, что подобные решения верха церковных зданий связаны с планировочными изменениями четверика, происходившими в первой половине ХVII века. В этот период распространились бесстолпные, вытянутые по оси север-юг храмы. «Вытягивание» сообщало камерность храмовому пространству, приближало молящихся к иконостасу. Интересно отметить, что в ХIХ веке такая «интимность» уже казалась излишней и к основному объёму Одигитриевского храма в 1830-е годы пристроили трапезную часть, где и находилось во время службы большинство богомольцев. Существенной особенностью интерьера храма является центральный световой шатёр. Как отмечал историк архитектуры М.В. Вдовиченко, «среди трёхшатровых памятников ХVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трёхглавых посадских церквей такое решение — редкость». Интерьер Одигитриевской церкви не производит того впечатления, которого ждешь при взгляде на её снаружи. Четверик, представляющий собой в плане почти квадрат, затеснён, «задвинут» трапезной, связанной с ним низким арочным проёмом. Трапезная, в свою очередь, также кажется тесной, будучи разделена на две части. Помещения трапезной перекрыты коробовыми сводами с лотками. Вход в придел Симеона Богоприимца (он ещё не освящён после реставрации) — с улицы. В Предтеченский придел можно попасть через трапезную. От старинного внутреннего убранства храма не осталось ровным счётом ничего. Убранство ХVII века погибло в 1812 году, а интерьеры ХIХ столетия не пережили богоборческой эпохи. Первое изъятие икон и утвари из Одигитриевской церкви произошло, как нетрудно догадаться, в 1922 году, под предлогом помощи голодающим, а окончательному разграблению она подверглась после 1929 года, когда решением исполкома горсовета здания монастыря были окончательно отчуждены от верующих и переданы под устройство спичечной фабрики. Второй этап реставрации храма начался в 1999 году, завершившись в 2001 году освящением главного престола. В конце 2000-х годов реставрировались шатры церкви.

Уже более двадцати лет Одигитриевская церковь, предмет гордости вязьмичей и восхищёния туристов, входит в комплекс действующего Предтечева монастыря — как и задумывалось её, увы, безвестными строителями. Правда, монастырь теперь не мужской, а женский.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №50, 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *