Монастырь Владивосток

Настоятельница — игумения Варвара (Волгина)

Проезд: до г. Уссурийска, далее от автовокзала автобусом до с. Линевичи.

Храмы: домовый храм Нерукотворного образ Спасителя, часовня святых Царственных страстотерпцев, Рождества Богородицы (в стадии строительства).

Почитаемые святыни: икона «Объятия Отча», ковчежек с частицей мощей святой великомученицы Варвары

Старейшая на Дальнем Востоке Рождество-Богородицкая женская обитель расположилась под г. Уссурийском вблизи села Линевичи. В 1989 году органы власти приняли решение о возвращении Владивостокской епархии собственности монастыря, закрытого в 1923 году. Ныне, как и в начале XX века, поселение монахинь расположилось на взгорье среди просторных лугов и полей.

В декабре 1990 года располагавшаяся на месте монастыря войсковая часть вернула церкви 4 здания с прилегающей территорией: келейный корпус со встроенной церковью, здания для хозяйственных нужд, дома игуменьи. 30 августа 1993 года состоялась окончательная передача епархии бывшей собственности монастыря в бессрочное пользование. Владыка Вениамин 21 сентября 1993 г. совершил освящение храма малым чином. Затем появились первые насельницы, прибывшие возрождать монашество на Дальнем Востоке из центральной России. Среди них и нынешняя настоятельница обители игумения Варвара (Волгина). Много лет несет она нелегкий крест по восстановлению обители. Сестры поселились в домике первой игуменьи матушки Павлы. Там же совершалось все суточное правило и читалась «Неусыпная Псалтирь». По воскресеньям и праздникам служили в полуразрушенном храме. По воскресеньям и праздникам служили в полуразрушенном храме. Для этого специально приезжали священники из Владивостока или Уссурийска. Часто богослужения возглавлял владыка Вениамин.

«Когда мы сюда приехали, все было в разрухе. Крыша храма была провалена, окна выворочены. Первую литургию здесь служили в октябре, и лучи солнца лились сквозь окна без стекол. Одним мы тогда утешались, что монастырская жизнь возрождается», — вспоминает матушка Варвара.

В 1994 году начался ремонт настоятельского корпуса и постепенное заселение его. Были оборудованы кельи на втором этаже; кухня, просфорная, молочная, две трапезных, мастерская и котельная — на первом этаже. Заново устроена автономная система парового отопления, пришедшая в негодность за три года бесхозности. На храмовой колокольне военные соорудили водонапорную башню. На снос ее потребовалось 5 лет, в 1999 году на ее месте восстановлена колокольня, установлены купола на крыше храма. Внутри храма закончена реконструкция иконостаса, восстановлен верхний клирос. В сентябре 2000 года монастырь отметил 100-летие со дня основания. В июле 2001 года состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы архиерейским чином.

Ежедневно в храме совершается полный круг дневного богослужения и совершается монашеское правило утром и вечером. Насельницы обители стремятся к исполнению валаамского устава, действовавшего в обители до ее разрушения. В 4 часа начинается полуночница и исполняется часть монашеского правила, затем совершается утреня. Повечерие с канонами и вечерние молитвы также свершаются в храме с 20 часов. Служба со священником бывает не менее трех раз в неделю. Литургия по воскресеньям и в двунадесятые праздники начинается в 8.30 ч., в другие дни — в 7 ч. утра (кроме ночных служб по Уставу). Каждую пятницу в 16.30 ч. совершается параклисис (усердная молитва) с акафистом у чтимой иконы Пресвятой Богородицы. В субботу утром служится панихида. В воскресенье, по окончании литургии служится молебен и лития. По воскресеньям и в праздники совершается чин Панагии. В течение дня в храм открыт доступ для всех богомольцев и посетителей.

Сестры изучают православный катехизис, церковное чтение и пение. С желающими принять Таинство Крещения проводится курс лекций по основам Православия.

Как в прежние времена, практически не прекращается прием богомольцев. Паломники сюда прибывают нередко группами не только из городов и поселков Приморского края, но и из Хабаровска, Биробиджана, Благовещенска. Часто паломники остаются на долгое время: возрождается обычай в многодневные посты говеть в монастыре. Нередко на помощь сестрам, особенно в напряженную летнюю страду, приезжают группы учащихся воскресных школ епархии.

Останавливаются здесь участники крестных ходов, находят приют странники. Сестры монастыря проводят с гостями беседы и экскурсии. Кроме того, развернута попечительская и благотворительная деятельность.

В монастыре, как и в прежние времена, развивается традиционное рукоделие: изготовление монашеской одежды, вязание четок, плетение поясов, вышивание параманов, вязание. Ведется хозяйство, которое дает возможность сестрам жить автономно. На скотном дворе монастыря содержат крупный рогатый скот, овец, а также кур. На земельных угодьях возделываются пшеница, ячмень, соя, овес картофель, а также овощи и кормовые культуры. Послушания у сестер различные: уход за скотом и птицей, полевые работы, сыроварение, производство масла и др. молочных продуктов, засолка рыбы, заготовка овощных консервов, производство картофельного крахмала и иная переработка плодов подсобного хозяйства, а также ремонтные работы, келарские, трапезные, прачечные и др. бытовые послушания.

Статьи о монастыре на нашем сайте:

История монастыря

Игумения Павла

Найдено захоронение первоосновательницы Южно-Уссурийского женского монастыря Благовест № 6, 2003

Фотографии места захоронения Игумении Павлы

Владивостокский Серафимовский монастырь. Серафимовский храм, фото середины 2000-х

Мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского в г. Владивосток Владивостокской епархии.

История

Воинский храм

До революции на острове Русском близ Владивостока было около двенадцати воинских православных храмов. Один из них находился в ведении 34-го Сибирского стрелкового полка 9-ой Восточно-Сибирской стрелковой дивизии и был учрежден в 1904 году как походная приполковая церковь. Вместе с полком церковь находилась в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Храм находился в деревянном бараке инженерного ведомства в районе бухты Рында и вмещал 800 человек. По штату при церкви был положен один священник.

В 1914 году завершилось строительство и было освящено кирпичное здание храма полка во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца у подножия горы Русских. В храме бережно хранилось благословение полку от Их Императорских Величеств, дарованное в 1904 году — небольшой образ преподобного Серафима

После октябрьского переворота

В 1918 году, в связи с отправкой полка на фронты Первой Мировой и Гражданской войн, в здании храма функционировала временная церковь «при Управлении Строителя Владивостокской крепости». В 1921 году доселе принадлежавшая к управлению протопресвитера военного и морского духовенства церковь перешла в ведение Владивостокской епархии.

К 1923 году здание отошло в распоряжение Приморского Совета Рабочих и Крестьянских депутатов: в декабре этого года местная православная община заключила договор с полномочным представителем Совета о пользовании храмом. В храме продолжались богослужения, хотя для этого общине пришлось получить специальное разрешение НКВД.

В связи с тем, что православная община Подножия практически распалась и продолжалось самовольное «изъятие» Военным ведомством и просто расхищение жителями церковного имущества, в 1929 году возникла «идея» о передаче здания церкви «на культурные нужды населения Русского острова». На заседании Президиума Владивостокского окружного исполнительного комитета в 1930 году было постановлено передать здание под рабочий клуб имени Сергеева Рудметаллторгу. Позже клуб стал матросским клубом, принадлежащим воинской части.

Возрождение прихода

5 августа 1995 года после долгого перерыва на острове зарегистрировалась первая православная община и обратилась к городским и флотским властям с просьбой о возвращении храма — от большинства остальных бывших на острове храмов к этом времени остались только фундаменты. Военные уже готовы были к передаче, но неожиданно вмешался городской комитет по образованию, претендующий на использование здания храма под спортивный зал. В 1996 году во все еще пустующем здании случился пожар — выгорела практически вся внутренняя часть, крыша, рухнули потолки. Уцелел только остов здания и 20 процентов крыши. После этого комитет по образованию отказался от полуразрушенного здания и его передали православной общине .

Богослужения в храме стали совершаться как только это стало возможно, в маленьком тесном помещении, которое расположилось под восстановленной крышей. Население острова проявило большую заинтересованность в воссоздании храма, многие старались помочь в решении хозяйственных проблем прихода. 9 сентября 1997 года иеромонахом Павлом (Хохловым) в храме было совершено первое за долгие годы крещение жителей о. Русский — крестилось 18 человек. Около двух лет продолжалось восстановление полуразрушенного здания бывшего воинского храма. Вначале, так как историческое название было забыто, приход получил название в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», но в 1999 году были получены копии архивных документов из Государственного архива Приморского края, на основании которых было подано прошение о переименовании храма в честь преподобного Серафима Саровского. Первоначально храм Серафима Саровского был приписан к Покровскому приходу, а осенью 2000 года Серафимовский приход был выделен в самостоятельный и его первым настоятелем стал иеромонах Варнава.

Владивостокский Серафимовский монастырь. Серафимовский храм, фото начала 2000-х

Появление монастыря

Почти сразу здесь начала образовываться монашеская община. 22 июня 2001 года указом епископа Владивостокского Вениамина (Пушкаря), с целью дальнейшего преобразования церкви в монастырь и создания монашеской обители, настоятелем храма был назначен иеромонах Никон (Анненков). Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года приход был преобразован в Серафимовский мужской монастырь. В декабре 2001 года монастырь прошел государственную регистрацию. Здание церкви и чуть больше 0,30 га земли, на которой расположен храм, было передано администрацией острова Владивостокской епархии. 29 марта 2002 года во дни Великого Поста епископ Владивостокский Вениамин совершил в монастыре первый постриг.

Первоначально насельники монастыря обитали в здании храма, где находится и трапезная. К марту 2005 года силами братии и послушников был возведен келейный корпус, баня, устроена трапезная, кухня, библиотека и книжная лавочка. Весной 2006 года были заложены фундаменты под целый комплекс новых зданий: гостиницы для паломников (мужской и женской), келейный корпус, мастерские, хозяйственные постройки. Также в 2006 году ко дню памяти Серафима Саровского построили сторожку у главного входа.

Для насельников обители утро начинается в пять часов с молитвы, затем час за часом работа с коротким отдыхом на обед, потом вновь служба. С девяти вечера остается несколько часов свободного времени. Насельники занимаются иконописью. Ввиду активного строительства, насельники монастыря почти полностью отказались от огородничества, но увеличили количество ульев. Летом вывозят пасеку в тайгу. Из молока, получаемого от небольшого стада коров, насельники сами делают творог, сметану и сыр. Дополнительное подспорье в хозяйстве — рыболовство.

Серафимовский монастырь — единственный островной монастырь на Дальнем Востоке. Каждый выходной в храм приезжают прихожане и паломники из Владивостока и городов Приморского края. Постепенно укрепляется сотрудничество с воинскими частями, дислоцированными на острове: в храме принимают крещение, исповедуются и причащаются солдаты и матросы срочной службы.

Настоятели, наместники

Настоятели прихода

  • Варнава (осень 2000 — ?) иером.
  • Никон (Анненков) (22 июня — 6 откября 2001) иером.

Наместники монастыря

  • Никон (Анненков) (6 откября 2001 — 26 июля 2010) иером., игум.
  • Климент (Кривоносов) (с 26 июля 2010) иером., игум.

Использованные материалы

  • Страница сайта Православные храмы Владивостока:
  • Страница официального сайта Владивостокской епархии:
  • Цитович, Г. А., Храмы армии и флота, Пятигорск, 1913, 513:

Так на странице сайта «Православные храмы Владивостока», . На странице официального сайта Владивостокской епархии указано что пожар случился в 1980-е годы, после чего здание сильно пострадало и было брошено. См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *