Монастыри Карелии

«На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель — Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти. На много верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега…» — рассказывал в 42 номере «Русского паломника» автор, побывавший там в 1900 г.

Монахи поселились на озере Важе в начале XVI в., когда ученик великого русского святого Александра Свирского Геннадий (ум. в 1516 г.) стал жить отшельником в этих краях. Датой возникновения монастыря считается 1520 г.: в тот год инок Никифор, покинув своего наставника Александра Свирского, основал здесь Задне-Никифоровскую Важеозерскую пустынь.

В 1530 г. поставили деревянную церковь во имя Преображения Господня и соорудили кельи для братии. Немногим позже государь Иоанн Васильевич Грозный даровал монастырю грамоту на владение пахотной землей «на все четыре стороны по версте, оприч мхов и болот, и глыб».

Никифор умер 9 февраля 1557 г.; день его кончины (н. ст. 22 февраля) стал днем памяти покровителей карельского края Свв. Никифора и Геннадия Важеозерских.

Почти незаметно для истории протекла жизнь Никифоровской обители, скрытой дремучим лесом. Лишь в Смутное время бурные события не обошли стороной и обитель. Отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь. Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. После того как игумен Дорофей и семь монахов приняли мученическую смерть, монастырь долгое время был заброшен. Сохранились лишь две ветхие деревянные церкви, часовня и кельи.

Возродить обитель удалось отцу Исайе, отшельнику из Коневского монастыря, поселившемуся здесь в 1830 г. с тремя учениками.

К 1846 г. число братии выросло до 22 человек. В 1858 г. возвели каменный храм во имя Всех Святых, в котором покоились мощи основателей монастыря.

В 1885 г. страшный пожар уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим монастырям.

Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью «Всероссийского батюшки» – святого Иоанна Кронштадского. Был восстановлен каменный храм Всех Святых, выстроен пятиглавый деревянный храм Преображения Господня. Тогда же появились надвратная церковь, игуменский и гостиничный корпуса. К началу XX в. монастырь обнесли каменной оградой. При нем заработали портняжная и сапожная мастерские, мукомольная мельница и завод, на котором из дерева получали скипидар, смолу и деготь.

После революции обитель разделила участь многих монастырей. В 1920 г. в ней организовали совхоз. В 1935 г. монастырь подвергся разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. На его территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский — клубом. После войны в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психиатрическая больница.

В 1992 г. монастырь снова начал возрождаться. Постепенно восстанавливается его облик: воссозданы храм Преображения и надвратный храм, возведена часовня на месте разрушенного братского кладбища. Нашлась храмовая икона Важеозерских святых — ее принес мальчик, чья бабушка, когда в часовне устроили конюшню, спасла святыню от лошадиных копыт и сберегла ее.

Как добраться:

Важеозерский монастырь расположен в 50 км к северу от Олонца. Добраться до монастыря можно личным транспортом, экскурсионным автобусом в составе туристической группы или на рейсовом автобусе до указателя «Интерпоселок» (далее 12 км пешком).
http://strana.ru/places/207313 «…В Важеозерском монастыре рады всем. Насельники обители расскажут об истории монастыря, житии Геннадия и Никифора Важеозерских, о блаженном иноке Владимире. О том, чем и как живет обитель сегодня. Вы можете задать все интересующие вас вопросы.

Примерная продолжительность экскурсий 1-1.5 часа. О визите лучше договариваться заранее. В настоящее время в монастыре нет своей гостиницы для размещения больших групп паломников. По всем вопросам по посещению монастыря, организации приема групп, экскурсий и питания необходимо связаться с благочинным монастыря иеромонахом Иоанном по телефонам +7 (921) 451-86-51 begin_of_the_skype_highlightingБЕСПЛАТНО +7 (921) 451-86-51 end_of_the_skype_highlighting или 8 (81436) 2-43-18″ Вам понадобятся деньги на счете в SkypeБесплатно через Skype

Место это поразило иноков своей красотой и находилось в те времена в ведении Новгородской епархии. По благословению Новгородского архиепископа Пимена, преподобный поставил часовню в честь Пресвятой Троицы и восемь келий, и собралось к нему в пустынь 10 братий.
Местные жители оклеветали преподобный Афанасия перед архиепископом Пименом, и он был вынужден вернуться в Свирский монастырь, где был избран игуменом.
Долго ли управлял преподбный Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только имеются данные, что в конце XVI века он называется уже бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и преподобный Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример.
Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями.
В начале ХVIII века обитель сгорела дотла. В это время и были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом были погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма была воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей была установлена его икона в полный рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.
В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Во вновь отстроенной в 1865 г. церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи Преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.
С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско — миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.
С приходом советской власти, на базе монастырей началось создание совхозов, коммун и артелей, поскольку они имели сельскохозяйственные угодья. На первом этапе, монашествующие самостоятельно пытались объединиться в совхозы, чтобы на новых условиях сохранить свои обители как центры религиозной жизни. Затем монастырское имущество было все национализировано, а созданное монашествующими хозяйства реорганизованы. Последняя настоятельница обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту.
В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.
25 августе 2009 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная литургия в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.
27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря и назначил монахиню Варвару (Иванову) на должность настоятельницы (игумении) обители.
За минувшее время построены и освящены храм во имя Святой Живоначальной Троицы и часовня во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Возведены здания монашеского келейного корпуса и хозяйственного назначения, келейные домики, подъездные дороги.
2 августа, в день чествования святого Пророка Божия Илии, Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил совершил Чин на основание церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы Сяндемского Успенского женского монастыря (Олонецкий район).
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы возведен по сохранившимся фотографиям утраченной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла. Вероятно, этот храм был построен в 1865 году по проекту из альбома образцовых проектов церквей, разработанных Константином Тоном. По такому же проекту были возведены храм во имя святого Алексия, человека Божиего, в Великой Губе и церковь во имя Всех Святых в Муромском монастыре (Пудожский район).

Монастыри Карелии. Святыни Севера.

Север России всегда был славен своими монастырями и православными святынями. Здесь, в глухих краях болот и лесов стойко держались иноки, охраняя свой покой и незыблемость веры. Здесь страницы истории православия обагрились кровью.

Среди паломников Карелия считается если не Вифлеемом, то уж местностью, которую обязательно нужно посетить, точно. Монастырей и святых мест здесь довольно много. Мы расскажем кратко обо всех действующих на данный момент монастырях карельской епархии. Более полную информацию мы разместили по ссылкам, чтобы вам было удобней и проще найти нужные сведения и выбрать, куда отправиться. Валаамский мужской монастырь Один из самых известных и древних в Карелии. Он настолько древен, что кажется, был на карельской земле всегда. Ученые точно даже не знают точной даты основания. Кто-то говорит о временах крещения Руси. Кто-то полагает, что основана обитель все же позже. Бытует мнение также, что монастырь существовал уже в годы распространения христианского учения на Руси.

Основателями обители считают преподобных Сергия и Германа, греческих иноков. За долгую свою историю обитель видела все — и мир, покой и благоденствие, и кровь, огонь и боль. Не один раз разрушали монастырь на святом острове, как называют Валаам в народе, но он каждый раз возрождался с поистине христианским смирением. И красота монастыря только приумножается с годами.

Подробнее об этом потрясающем по красоте и духовной силе острове читайте .

Соловецкий ставропигиальный Спасо-Преображенский мужской монастырь

Устроен в 14 веке на одном из островов Соловецкого архипелага. Прибыли тогда на остров двое — Саввватий и Герман, которых именуют преподобными. Они водрузили на острове крест и устроили себе кельи. С той поры и ведет отсчет невероятная, исполненная чудес и трагедий история монастыря.

Несмотря на свой более чем почтенный возраст монастырь н Соловках выглядит по-прежнему величаво и свежо. Белокаменный, окруженный зеленым и синим — водой и травами. Паломники говорят о том, что на Соловках потрясающе дышится, а в душе и теле появляется невероятная легкость. А ведь история монастыря полна страшными страницами. Видимо, место для возведения обители и правда было выбрано не случайно. Впрочем, рассказать обо всем в двух-трех абзацах невозможно. Поэтому — читайте вот по всю важную, полезную и интересную информацию.

Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь

Расположен в Прионежском районе всего 80 км от столицы Карелии. Основа, что примечательно, в 16 веке не приезжими монахами, а вепсом из Шокши (вепсы это не религия, а народность). Когда-то монастырь был великолепен белокаменные строения, крепкие, благолепные… Сейчас, к сожалению, на приведение в порядок всего этого былого великолепия денег нет, поэтому от монастыря в старом виде остались только руины. Насельники монастыря живут в Шелтозеро.

Однако и то, что от Ионо-Яшезерской обители осталось, выглядит достаточно внушительно, представить, как выглядел монастырь в лучшие времена, будет легко. Наименее душераздирающе выглядит монастырь летом, утопающий в зелени, глядящий на залитую солнцем воду. И даже прорастающие сквозь просевшие крыши молоденькие робкие деревца выглядят не инородно, а как-то гармонично. Так и должно быть природа примирилась с вторжением и простила своих детей. Более подробно о монастыре .

Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Располагается в Олонецком районе. Монахи облюбовали эти глухие тогда места еще в самом начале 16 века. История обители на берегу озера Важего была многотрудной и многострадальной. Что только не случалось от набегов польских разбойников до всепожирающих пожаров. В храмовых стенах были и спортзалы, и психбольница…

Но сейчас монастырь потихоньку приводится в порядок и восстанавливается. Конечно, еще не все работы закончены, тем не менее, в монастыре уже ведутся службы.

Больше об истории и о святынях по ссылке.

Корнилие-Палеостровский мужской монастырь

Расположен в Медвежьегорском районе на острове Палем. Обитель еще древней, чем те, о которых сказано выше 15 век! История монастыря мрачная и трагичная. По нынешним временам не история, а сценарий для триллера. Начать с того, что преподобный Корнелий, который основал монастырь, был отправлен в Карелию для просвещения здешних язычников, которые крепко держались за старых богов.

Продолжить можно тем, что в обители как величайшую ценность хранят вериги Корнелия. Для тех, кто не знал, но всегда хотел узнать, что такое вериги это железные цепи и оковы, которые на голом теле носили христианские аскеты.

А еще в Корнелие-Палеостровском монастыре, который старообрядцы захватывали аж два раза, произошло одно из самых массовых самоссожений.

Монастырь прославился своей строгостью и аскетизмом. Выглядит он сейчас соответствующе более чем скромные деревянные строения окружают руины каменного братского корпуса. Но монахи собираются восстановить и его тоже.

Остров не велик, кроме тех, кто живет в монастыре, людей на нем нет. Да и монахов всего несколько человек. Глухо, пустынно, тихо. Но у отцов можно получить ответы на многие вопросы. Тишина и суровость жизни способствуют, видимо, оттачиванию мысли до бритвенной остроты.

Интересные подробности .

Муромский Успенский мужской монастырь

Появился в Пудожском районе, страшно сказать, в 14 веке. И до сих пор действует. Одна из древнейших обителей в Карелии имеет историю тоже сложную. Но интересна, пожалуй, не этим. Жизнь в монастыре чрезвычайной строгости и уединенности. Малочисленные монахи всеми силами стараются восстановить былое великолепие. Когда-то именно здесь была возведена первая в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской.

А еще тут сам преподобный Лазарь построил церковь воскрешения Лазаря. Деревянную, в лучших традициях скупого на эмоции северного зодчества. Правда, это строение в середине 20 века, разобрав по бревнышку, увезли на остров Кижи. Но на территории монастыря строится копия церкви, которая должна повторить облик предшественницы.

Добраться до монастыря чрезвычайно трудно. Но это того стоит. Здесь красиво, величественно и очень спокойно. О том, как добраться, читайте .

Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь

Тоже расположен в Олонецком районе. Пустынь основали в 16 веке. Место для этого выбрали полностью соответствующее слову «пустынь» — каменистый полуостров на Ладоге.

Говорят, когда преподобный Адриан со товарищи пришел на Ладогу, чтобы строить монастырь, терпел он гонения от местного атамана разбойничьей шайки, и долго просил разрешить братии продолжить труды по устройству обители. Наконец атаман смилостивился. И когда сам он был побежден более удачливым разбойником, увидел, лежа в лодке, связанный цепями, лицо Адриана, который рассказал, что все монахи молятся за него, чтобы атаман освободился. И тут же разбойник увидел, что цепей на нем нет. Не теряя времени бежал он в монастырь, где просил Адриана принять его. Закончил свою жизнь атаман уже в братии, раскаявшись. Примечательно, что согласно легенде, тот атаман, что его победил, также пришел в монастырь и принял постриг. Нарекли его Киприаном Стороженским.

В годы советской власти монастырь был разрушен, но сейчас восстанавливается. О святынях его, а также о том, как были обретены мощи преподобного Адриана, можно узнать вот .

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь

Тоже мужской монастырь. Находится, что примечательно, в Пудожском районе, на территории Водлозерского национального парка, на острове Малый Колгостров. Одна из самых молодых обителей, учреждена в 2006 году. Но это не значит, что там нет ни истории, ни своих реликвий. Богослыжения совершаются в храме Илии Пророка на Ильинском погосте. Храм был построен в 18 веке на месте более древней церкви.

Фото — «VK» А на соседнем острове отреставрирована часовня Покрова Пресвятой Богородицы, 18 века.

Несмотря на молодость, пустынь очень популярна среди путешественников. Здесь хорошо, тихо и покойно. И удивительно легко.

Подробнее о пустыни и о знаменитом Ильинском погосте, потрясающем месте по ссылке.

Сяндемский Успенский женский монастырь

Единственная женская обитель Карелии. Кстати, изначально, в 16 веке, монастырь был мужским. Женским он стал через четыре века.

Фото — «VK» Обитель не раз подвергалась опустошениям. Во время советской власти от церквей и храмов не осталось даже фундаментов. Но обитель, как феникс из пепла, возрождается. Там даже собираются строить каменный Успенский храм по сохранившимся фото церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла.

Насельницы молятся за тех, о ком просят паломники. Говорят, здесь, в монастыре, очень легко молиться, легко освободить душу. Монахини считают, это потому что место намоленное. А еще говорят, что от монахинь здешних исходит не то, чтобы свет, конечно…Но таким успокоением, мудростью и добротой от них веет, что и миряне расправляют плечи и глядят в северное небо свободней и мягче.

О том, как добраться с пустынь, и о том, на что стоит обратить внимание, читайте .

Кемский Благовещенский монастырь во имя Новомучеников и Исповедников Российских

Уникален в своем роде. Расположена обитель в Кеми, она тоже молода и стоит на месте разрушенного Благовещенского собора, на руины которого можно посмотреть.

Место выбрано не случайно. В Кеми было некогда расположено управление СЛОН северных лагерей особого назначения. Обитель принимает паломников, идущих путем ссыльных на Соловки.

Братия старается восстановить прежние святые строения. В монастыре мироточит несколько икон это ли не чудо?

Больше о чудесах монастыря вот . Источник фото в публикации — Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Заказать подбор тура

  • О компании
  • О нас
  • Вакансии
  • Контакты
  • Центр поддержки клиентов
  • Способы оплаты
  • Правила возврата
  • Как забронировать тур
  • Туристам
  • Турагентствам
  • Урегулирование споров с авторами
  • Полезно
  • Как добраться до Карелии
  • Подарочные сертификаты
  • Купить Жд билеты
  • Популярно сегодня
  • Отзывы об отдыхе в Карелии
  • Туры на снегоходах
  • Туры в Карелию зимой 2019
  • Туры в Паанаярви зимой
  • Отдых на Белом море зимой
  • Отдых в Карелии летом 2019
  • Все туры по Карелии
  • Турбазы Карелии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *