Монастыри новосибирска

Архангельскому монастырю сегодня – 20. Сельская церковь, что была здесь прежде, моложе Революции. Сохранилось лишь одно свидетельство – постройка была деревянной. В 30-е службы уже не вели. Зернохранилище. Клуб – последнее, что помнят старожилы. После – разбирают на бревна. Новодел строят из кирпича.

Олеся Герасименко, корреспондент: «В 1997 это – не просторное светлое здание, как сейчас. На этом месте был гараж для сельхозтехники. Всего лишь за год, ударными темпами, монахи приводят его в порядок. Сейчас здесь – жилые кельи, а там – храм».

Первый наместник монастыря – иеромонах Артемий, сегодня – в сане архиепископа. Бывший офицер. Монастырь в сердце Сибири – его послушание.

Артемий, архиепископ Петропавловский и Камчатский: «Мне дали грузовик, палатку военную, и вот я за рулем этого ЗИЛа – через половину страны. За пять дней мы пересекли Урал, сюда прибыли».

Монастырь стал духовной кузницей кадров для всей страны. Не только владыка Артемий, ещё два архиепископа и пять епископов начинали свой монашеский путь в Козихе, куда многих направлял старец Троице-Сергиевой Лавры отец Наум.

Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский: «Когда он был в Троице-Сергиевой Лавре, к нему шли москвичи – молодые парни, и те, кто выражал желание приобщить себя к монашеской жизни. Он посылал сюда, в Сибирь – он считал, что настоящий монах должен пройти через трудности сибирской жизни».

С молитвой и работа. Её не просто много – пасека, кузница, конюшня, столярная и слесарная мастерские, а ещё – 200 гектаров земли под посевы. Кормят, одевают, обеспечивают себя сами. И продолжают строить. Храм в честь Святого Духа, совсем немного – и обретет окончательный облик.

Иеромонах Николай, благочинный Михаило-Архангельского мужского монастыря, с. Козиха: «Может быть, даже на следующий год установим купол. Следующий год, в принципе, подойдет к фазе завершения внешнего строительства и отделки».

Юбилей монастыря отметили в День архистратига Михаила и всех небесных сил: единственный в году, когда именинник – каждый. Так что сегодняшний праздник – праздник, общий для всех.

Михаило — Архангельский женский монастырь в Новосибирской области находится прямо за селом Малоирменка, что в Ордынском районе. Чтобы до него добраться, нужно ехать по трассе Новосибирск — Ордынское до села Чернаково, от него в сторону Петровки до Малоирменки около 18 километров.
Село появилось из Шубинки, Одины и Коммуны и образовано аж в 1750-е годы. По свидетельствам некоторых старожилов, одним из первых поселенцев был ссыльный по фамилии Шубин. В 1914 году село официально зарегистрировали и дали имя Малоирменка по названию реки Ирмень. Главной свидетельницей и участницей истории Малоирменки стала церковь с бойницей и колоколами, рядом с которой находился дом, где жил церковный староста, строго следивший за церковными порядками. В 20-х годах церковь закрыли, колокола сняли, а в деревянном здании храма организовали клуб, сгоревший с течением времени. В 1997 году в Малоирменке была создана Мужская монашеская община, позже переведенная в село Козиха, а на её месте в 1998 году образован женский монастырь. В эти же года на старом фундаменте стала восстанавливаться разрушенная церковь.
В настоящее время, Михаило — Архангельский женский монастырь — это крупная православная община с развитым хозяйством, полностью обеспечивающая сама себя сельскими продуктами, а также подворье в городе Новосибирске при храме святого мученика Евгения на Заельцовском кладбище. 48 насельниц ежедневно участвуют в богослужениях и занимаются сельским хозяйством, трудятся на огороде, в поле, в коровнике. Монастырская ферма насчитывает 30 голов крупного рогатого скота, 3 лошади, 10 овец, 100 куриц. При Михаило — Архангельском женском монастыре в Новосибирской области и на подворье действуют детские воскресные школы, кинолекторий для взрослых, проводятся катехизаторские занятия с взрослыми. Под опекой Михаило — Архангельского женского монастыря находятся сельские ветераны войны и труда, дети из малоимущих семей.
На территории Михаило — Архангельского женского монастыря размещены:
— одно из первых монастырских деревянных зданий;
— жилой корпус (белое двухэтажное здание с полукруглыми арочными проемами окон первого этажа и прямоугольными проемами окон второго этажа);
— двухэтажное здание воскресной школы и библиотеки;
— колодец для святой воды;
— церковь Михаила Архангела с пристроенной двухъярусной колокольней.
Новая церковь Михаила Архангела построена на фундаменте разрушенного старого деревянного храма. Сегодня эта кирпичная церковь представляет собой одноглавый четверик с небольшой трапезной и колокольней.
Объект № 5788, 22 апреля 2011 г.

МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ. Монастыри, важнейший ин­ститут русского православия, появились в Сибири вскоре после ее присоединения к России. Первый из них, То­больский Знаменский, уже в 1596 получал земли от ата­мана Третьяка Юрлова с сыном Максимом (см. Вотчины церковные). Знаменский монастырь, как и другие сибирские монастыри, по старорусской традиции сразу стал выпол­нять не только духовные функции, но и важную социаль­ную — как место прибежища одряхлевших или раненых воинов. В Знаменском монастыре доживали свои дни многие Ермаковы казаки. В женских монастырях постригались вдовы служилых.

В конце XVI—XVII вв. возникло 36 монастырей: То­больский Знаменский мужской (около 1596), Верхотурский Никольский мужской (1604), Туринский Покровский женский (1604), Тюменский Преображенский (Троицкий) мужской (1616), Тарский Параскево-Пятницкий женский (1620), Верхотурский Покровский женский (1621), Томский Ус­пенский (Богородице-Алексеевский) мужской, позднее женский (1621, по другим сведениям — 1630-е гг.), Невьянский Бо­гоявленский мужской (1622), Тобольский Рождественский женский (1623), Туринский Николаевский мужской (1624), Тар­ский Спасский мужской (1624), Тюменский Успенский женский (1620—24), Березовский Воскресенский мужской (1635), Красноярский Введенский мужской (1639), Енисейский Спасский мужской (1640—41), Далматовский Успенский мужской (1644), Кузнецкий Христорождественский мужской (1648), Рафаиловский Троицкий мужской (1651), Междугорский (Межигорский) Ивановский мужской (1653), Кондинский Троицкий мужской (1657), Туруханский Троицкий мужской (1657—60), Якутский Спасский мужской (около 1642, по другим сведениям — 1663), Усть-Киренский Троицкий мужской (1663), Енисейский Рождественский женский (1664), Албазинский Спасский мужской (1671), Томский Рождес­твенский женский (1671), Братская Спасская пустынь мужской (1671), Иркутский Вознесенский мужской (1672), Кетская мужская пустынь (Лосиноборский Спасо-Преображенский, около 1677), Далматовский Введенский женский (1680), Невьянский Богородицкий женский (XVII в.), Селенгинский Троицкий мужской (1681), Посольский Спасо-Преображенский мужской (1681), Иркутский Знаменский женский (1693), Кодская Троицкая мужская пустынь (XVII в.), Нижнеудинский Спасский мужской (XVII в.).

Для обеспечения иноков сибирских монастырей московской влас­ти нередко жаловали им земельные владения, дарили земли «на помин души» и сами сибиряки. В целом по России московские власти стремились к сокращению монастырских вотчин ради обеспечения землей служилых, но на Сибирь эта политика в XVII в. практически не рас­пространялась. Сибирские монастыри были в колонизуемой стране важными опорными пунктами земледельческо­го освоения края, распространения православия среди аборигенов, а подчас имели и немалое военное значение. Поселявшимся на их землях крестьянам монастырские власти обычно давали существенную «подмогу», позволяв­шую завести крепкое хозяйство. Нередко беглецы из центральных крепостнических районов страны, получив на монастырских зем­лях определенный навык хозяйствования в новых климатических условиях и обретя некоторую зажиточность, затем отправлялись дальше на восток.

И только в 1698 дальнейшее создание монастырей было запрещено указом «для того, что в Сибири муж­ских и женских монастырей, где всякого чина право­славным христианам постригаться и спасаться, доволь­ное число есть». Но и в XVIII в. в Сибири иногда появ­лялись новые монастыри. В 1706 по указу Петра I был создан Нерчинский Успенский мужской монастырь, в 1783 — Абалакский Знаменский монастырь, знаменитый своей чудотворной иконой, написанной в 1636 протодьяко­ном Матфеем.

Церковная реформа Петра I, начатая в 1701, привела к созданию особого Монастырского приказа, в ведение которого переходили все монастырские земли. Это означало частичную секуляризацию церковных вотчин, однако в 1705 сибирские монастыри были изъяты из ведения Монастырского приказа, а с учреждением в 1721 Синода эта реформа была свернута. Окончательная секуляризация всех церковных зе­мель произведена в 1764 при Екатерине II, что привело к сокращению числа сибирских монастырей. Были определены число монастырей, имевших право на государственное вспомощест­вование, штаты каждого из них. Если накануне секуля­ризации в Сибири насчитывалось 35 обителей, то после ее проведения их осталось 26, а к 1801 — 20.

Сибирские монастыри в XVIII—XIX вв. продолжают иг­рать важную роль как центры миссионерской деятельности РПЦ. Среди них особо выделяются Тобольский Знаменский, Верхотурский Свято-Никольский, Тюменский Преобра­женский, Якутский Преображенский, Иркутский Воз­несенский, Селенгинский Троицкий, Усть-Киренский Троицкий, Чулышманский Благовещенский, Омский Знаменский монастыри (см. Православные миссии в Сибири и миссионерство). С конца XVIII в. постепенно прекращается государственная политика по сокращению числа мо­настырей, по сдерживанию их экономического роста; лишенные земель монастыри оправляются от последствий секуля­ризации, строя свою жизнь на иных хозяйственных основаниях. Светские власти начинают все более ценить благотворительную роль монастырей; им опять разрешают владение пахотной землей и угодьями в размере свыше 9 десятин, определенных на каждую обитель по законам 1760-х гг.

XIX в. приносит возрождение монастырских традиций как во всей России, так и в Сибири. Среди новых мо­настырей все больше «заштатных», т. е. не получающих регулярного вспомоществования от государства. На этом фоне с новой силой проявляется такое древнеправославное явле­ние, как старчество с его живым интересом к мистическими творениям отцов Церкви, крайним аскетизмом, обязательным личным трудом и нестяжанием, действенной пропове­дью нравственных законов христианства. Старцы часто жили при монастырях, основывали пустыни. Скитское стар­чество было распространено и в Сибири. До 1820 под Туринском 20 лет существовал скит прп. Зосимы (За­хара Васильевича Верховского); этот пустынник пос­лужил одним из прообразов известного во всем мире героя Ф.М. Достоевского старца Зосимы. Во второй четверти XIX в. всенародной славой пользовался томский православный ста­рец Федор Кузьмич.

В пореформенное время при монастырях очень быст­ро появляются все новые школы, библиотеки и богаделенные заведения. Стихийно возникающие общины монастырского типа (чаще всего женские) постепенно входят в число при­знанных Синодом организаций. В 1913 в Благовещенской епархии было 3 монастыря (в том числе 1 женский), во Владивос­токской — 2 (1), Енисейской — 6 (2), Забайкальской — 6 (3), Иркутской — 6 (1), Омской — 6 (5), Тобольской — 8 (4), Томской — 7 (5), в Якутской — 2 (1), всего — 46 монастырей (в том числе 23 женских). По другим сведениям, в 1917 в Сибири было 65 монастырей, из них 40 женских.

Преследования РПЦ в советское время привели сначала к разграблению, а потом и к закрытию всех сибирских мо­настырей. Уже в ходе Гражданской войны были каз­нены многие монахи, а в ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1921—22 разгромлены многие монастырские храмы. Уцелевшие от арестов и казней насельники скрывались по мирским домам, некоторые старались при этом тайно соблюдать требования монастырского устава. Отмена карательных курса советской власти по отношению к РПЦ привела и в Си­бири к возрождению монастырской жизни. С конца 1980-х гг. открываются вновь древние сибирские монастыри. Создают­ся новые; 1-й среди них — учрежденный в 1989 Свято-Покровский монастырь в Ленинске-Кузнецком.

В настоящее время в сибирских епархиях находятся действу­ющие монастыри (включая скиты и пустыни): в Абаканской и Кызыльской — 1 мужской, в Барнаульской и Алтайской — 8 (из них 6 женских), в Благовещенской и Тындинской — 2 женских, во Владивостокской и Приморской — 5 (3), в Иркутской и Ангарской — 1 женский, в Кемеровской и Новокузнецкой — 1 женский, в Красноярской и Енисейской — 6 (3), в Курганской и Шадринской — 4 (1), в Магаданской и Чукотской (Синегор­ской) — 1 женский, в Новосибирской и Бердской — 6 (2), в Омской и Тарской — 4 (3), в Тобольской и Тюменской — 4 (2), в Томской и Асиновской — 3 (1), в Хабаровской и Приамурской — 1 женский, в Читинской и Забайкальской — 5 (2), в Южно-Сахалинской и Курильской — 1 мужской, в Якутской и Ленской — 1 женский. В Петропавловской и Камчатской епархии, а также в Биробиджанской и Кульдурской монастырей нет. Все­го в перечисленных епархиях действует 54 монастыря, из них 24 мужских и 30 женских. При многих из них созданы детские приюты, духовные училища и пр.

Лит.: Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII вв. Красноярск, 1983; Водарский Я.Е. Землевладение Русской Православной Церк­ви и ее хозяйственно-экономическая деятельность // Русское право­славие. Вехи истории. М., 1989; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2.

Н.Н. Покровский

АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ

АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович)

БАРНАУЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

БЕРЁЗОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

БРАТСКАЯ СПАССКАЯ ПУСТЫНЬ

ГЕРМОГЕН (Долганов (Долганёв), Георгий Ефремович)

СИМЕОН (Молюков)

СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ (Меркушинский)

До закрытия храма в нем находились две чтимые иконы: образ Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Дальнейшая судьба этих икон неизвестна.
В 20-х годах церковь закрыли, колокола сняли, а в деревянном здании храма организовали клуб, сгоревший с течением времени.
Восстановление храма началось в мае 1996 года. После вскрытия асфальта удалось полностью найти старый фундамент, но он оказался уже непригодным. Заново был заложен фундамент по старому контуру, только центральная храмовая часть была расширена. За три с половиной месяца вручную был вылит храм опалубочным методом.
Постепенно стала образовываться женская община. 3 июля 1998 года в восстановленном храме Козихи состоялся первый сестринский постриг в мантию, и по благословению Правящего Архиерея женская община была переведена в Малоирменку. В Козихе остался мужской монастырь. Первое богослужение женского монастыря в Малоирменке состоялось на Преображение – 19 августа 1998 года.
Несмотря на отсутствие жилья, воды, материальных средств, община быстро росла.
30 декабря 1998 г. решением Святейшего Синода и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П был утвержден Михаило-Архангельский монастырь в с. Малоирменка и назначена настоятельница монастыря – монахиня Мария (Серопян).
Настоятельский крест игумении Марии был вручен за Божественной Литургией Преосвященным Сергием, епископом Новосибирский и Бердским 11 января 1999 года. 1-го апреля 2007 года, в Вербное воскресенье, в Вознесенском кафедральном соборе за Божественной литургией, Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский возвел настоятельницу монастыря в игумении (Патриарший Указ от 05.03.2007г.).
Кроме участия в ежедневных богослужениях, сестры занимаются сельским хозяйством — это труд на огороде, в поле, в коровнике.

Трудятся сестры и в монастырских мастерских: пошивочной, скорняжной, иконописной; занимаются разнообразным рукоделием, полностью обеспечивают сельскими продуктами монастырь.
При монастыре и на подворье действуют детские воскресные школы, кинолекторий для взрослых, проводятся катехизаторские занятия с взрослыми.
Сестры монастыря занимаются просветительской и благотворительной деятельностью. На попечении монастыря находятся сельские ветераны войны и труда, дети из малоимущих семей. К праздникам готовятся детские концерты с участием учеников воскресных школ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *