Монастыри орла

В середине 19 века в селе Корсунь стояла церковь, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери, большая, светлая, с цветными витражами вместо окон, с изящной кованой оградой и необыкновенной красоты часовней.

Чуть поодаль от храма располагалось помещеческое имение, представителей знаменитой русской дворянской фамилии, родственников царя Бориса Годунова.

Хозяин имения, Владимир Владимирович, родился 31 октября 1830 года в Санкт-Петербурге, окончил курс Императорского Царского лицея (прежде лицей назывался Царскосельским) и получив чин титулярного советника поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Имея глубокий интерес к востоку, изучив арабский, еврейский и персидские языки, Владимир Владимирович стал первым русским ученым-востоковедом, автором множества научных работ по восточной тематике и Почетным академиком Российской академии наук. Однако, куда бы, по долгу службы, не забрасывала судьба Владимира Владимировича — он оставался верен любимому Корсунскому селу, приезжая в него во время отпусков или даже на время болезни.

Именно здесь в апреле 1858 года в Корсунской церкви произошло венчание Владимира Владимировича и орловчанки Анны Семёновны.

Брак был почти идеальным. Но… родившаяся у молодых на следующий год дочь Пелагия скоропостижно умерла, другие дети так и не появилось. Безутешный Владимир Владимирович похоронил единственную дочь рядом с Корсунской церковью, а над могилой поставил замечательной красоты часовню.

С тех пор он предпочитал свободное от службы время проводить в родном имении, рядом с жившей здесь постоянно женой и безвременно покинувшей их дочерью.

Дом в имении он превратил в настоящий музей. Стены были увешаны портретами предков, среди которых находились и последние представители рода Годуновых. Два зала хозяин отвёл под выставку оружия, в том числе и восточного, собиранием которого Владимир Владимирович занимался много лет. Ещё один кабинет был занят большой коллекцией восточных монет, завещанной им впоследствии Эрмитажу (18 000 экземпляров, в том числе редких, — ни до, ни после этому музею никто не дарил ).

Но главной гордостью учёного являлась огромная библиотека, насчитывавшая 12 000 томов, значительная часть которых — по истории Востока и на восточных языках (в 1919 году библиотеку перевезли в Музей Восточного искусства). В отдельной башне, примыкавшей к библиотеке, находился архив (письма XVII-XIX веков, древние столбцы, письма М.М. Сперанского и рукописи самого учёного).

Ухоженно образцовым выглядело и всё хозяйство, разместившееся на более чем 3 000 десятинах земли. В усадьбе находился источник, три каскадных пруда и оранжереи. В его же парк, засаженный разнообразными и редкими деревьями, приезжали полюбоваться многие окрестные помещики.

Скончался Владимир Владимирович после тяжёлой болезни в январе 1904 года. По завещанию его похоронили в селе Корсунское, в той же часовне, которую он поставил для любимой дочери,— и рядом с ней.

Само Корсунское имение, после смерти в 1914 году вдовы Владимира Владимировича, Анны Семёновны, перешло, по наследству, дальним родственникам — князьям Ухтомским.

После установления Советской власти имение было постепенно разорено. Окончательно же барская усадьба и постройки были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Линия фронта более года проходила рядом с Корсунью.

Уничтожены были и замечательная церковь Корсунской иконы матери Божией, и часовня; вырублена и большая часть парка.

На территории имения долгие годы располагалась Корсунская средняя школа.

Милостью Божией 22 июня 2006 года было освящено место под строительство храма, а уже через два года, 16 февраля 2008 года, храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был освящен. И снова закипела приходская жизнь в селе Корсунь.

Открытие монастыря

19 марта 2014 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, в связи с прошением Преосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Антония, принято решение открыть женский монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и назначить игуменией этого монастыря монахиню Ярославу (Веригину) (Журнал № 24).

Община образована на месте усадьбы знатной русской фамилии Вельяминовых-Зерновых в тихом уединенном месте на окраине села.

На земельном участке площадью около 50 га расположены пастбище, новый сад, огороды, лес, который приводится в порядок. Старые деревья вырубаются и обрабатываются здесь же на своей пилораме. На их месте высаживаются новые молодые деревья.

Строения на территории приходской общины очень ветхие, требующие капитального ремонта. Сестры живут в здании бывшей общеобразовательной школы, трапезная устроена в старом спортивном зале.

Всего здесь 7 мантийных монахинь, 1 инокиня и 7 послушниц среднего возраста. Трудятся они в храме, на кухне, в просфорне, пошивочной, на скотном дворе. Все овощи для себя выращивают сами. Земля в этой местности плодородная и очень хорошая вода.

Большое внимание в общине уделяется богослужебной жизни. Возведен на старом фундаменте новый небольшой деревянный храм. Рядом большая иконная лавка. Служба совершается практически ежедневно, вычитывается полный богослужебный круг – полунощница, Литургия, повечерие, вечерняя служба, а также иноческое правило.

В 2014 году на Крещение была освящена новая купальня на Святом источнике в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Святой источник известен с незапамятных времен. Его закапывали большевики, но местные жители прятали его после войны от советской власти. При строительстве по соседству с источником нашли и раскопали целую кладку из красного кирпича бывшей дореволюционной купели. По данным СЭС Орловской области, Корсунский святой источник входит в тройку лучших по своим биохимическим параметрам и вкусу воды среди источников Орловской области.

Возводится также небольшой деревянный храм специально для сестер. В будущем планируется возвести кирпичный храм большего размера для богомольцев и сестринские корпуса с храмом. Уже есть проекты.

По материалам сайта храма Корсунской иконы Божией Матери

1686 г. — Начал строиться на Орле городе на церковной земле Афанасияи Кирилла Александрийских чудотворцев девичий монастырь, и Божьим изволением на том монастыре церковь построена и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По наименованию главной церкви монастырь получил название Введенский.

1769-70 гг. — над вратами была построена Тихвинская надвратная церковь.

В первой трети ХIХ в. Введенский монастырь приобрел благоустроенный вид и был обнесен каменными стенами с 4 угловыми башнями. В центре стояла двухэтажная Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь. На территории монастыря имелосв около 75 деревянных монашеских келлий. Благодаря многочисленным пожертвованиям и заинтересованному отношению со стороны жителей г.Орла женская обитель к концу 1830-х годов стала украшением города.

Страшный пожар обрушился на Введенский монастырь в 1843 г. Случилось событие, прервавшее и изменившее всю его последующую историю. При общей скорби граждан о вновь постигшем сильном опустошении города от пожара, общая всех скорбь и сокрушение преимущественно обращены на обитель, которая подверглась внезапному страшному и нечаянному злоключению. Единственное желание всех таково, чтобы Господь восстановил обитель Пречистой Матери своей в прежнем благолепии. Без крова остались 200 насельниц.

1844 г. — избрано новое место на построение девичьего монастыря за городом Орлом при приходской Христо-Рождественской церкви с колокольней, которая строилась в 1801-22 гг. Место это, на высоком берегу реки Оки, было весьма удобно для постановления на нем монастыря.

Вскоре последовал указ Синода о восстановлении Орловского Свято-Введенского монастыря на вновь избранном месте.

1848 г. — состоялась торжественная закладка и официальное открытие Введенского монастыря.

1865 г. — освящена надвратная церковь во имя Тихвинской, иконы Божией Матери

I860-е гг. — Введенский монастырь продолжал достраиваться, число частных монашеских келий доходит до 75. В этот период монастырь становится общежительным.

1870 г. — построено специальное деревянное здание трапезной, была заведена больница и гостеприимный дом внутри монастыря, позднее был обращен в училище для приходящих девочек, преимущественно из духовного звания, богадельня.

1887 г. — училище переименовано в Свято-Ольгинскую двухклассную приходскую школу. Школа была бесплатной. Число учениц в ней достигало 120 человек.

1885 г. — освящен каменный храм с усыпальницей в виде часовни в честь Воскресения Словущего.

1902 г. — состоялось открытие нового здания школы.

К началу ХХ века Введенский монастырь был полностью отстроен и благоустроен, считался лучшей обителью Орловской епархии. В одном из документов 1901 г. говорится, что в монастыре насчитывалось 583 человека: 80 монахинь, 277 рясофорных, 224 живущих на испытании. Одна из характерных сторон монашеского бытия того периода — занятия рукоделием (золотошвейные работы, вышивание, изготовление вещей из бисера).

В 1923 г., при последней игумений Алексии, монастырь был закрыт и разрушен. Уцелели полуразрушенные две часовни и две церкви — Воскресения Словущего и Тихвинской Божией Матери. Так закончилась более чем двухвековая история монастыря, последняя страница которой трагична, так как был уничтожен яркий очаг духовной и художественной культуры народа.

1949 г. — в бывшем монастыре разместилась артель Копремонт. В Воскресенской церкви-усыпальнице размещался валяльный цех и склад.

1965 г. — на территории монастыря заработал Орловский завод резино-технических изделий, который занимал часть обители, здание Тихвинской надвратной церкви, здание Воскресенской церкви-усыпальницы. На большей части территории монастыря в 37 монашеских кельях, сохранившихся до нашего времени, живут мирские люди.

В 1993 г. по благословению Высокопреосвященного Паисия, архиепископа Орловского и Ливенского, разрушенный монастырь начал воссатавливаться. Тихвинская надвратная церковь отремонтирована и освящена 22 декабря 1994 г. Первый постриг был совершен 27 мая 1995 г.

Отремонтированы: келейный корпус, часовня, насосная станция. Построен сестринский корпус, внутри идут отделочные работы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в Тихвинской церкви, по восстановлению храма Воскресение Словущее. Завершено строительство монастырской ограды. Ведутся работы по благоустройству монастырской и прилегающей к монастырю территории. Посажены фруктовые деревья и кустарники, разбиты цветники.

Организовано подсобное хозяйство, построен дом для проживания сестер, в котором 4 октября 2001 г. освящена домашняя церковь в честь Новомучеников и исповедников Российских.

В монастыре имеется библиотека православной литературы, детская воскресная школа, музыкальный класс, просфорня. Организовывается иконописная, швейная и рукодельная мастерские.

Монастырь духовно окормляет спец. больницу, женскую и детскую колонии, детские школы-интернаты, детские сады, дома ветеранов и престарелых.

Обитель в разное время посещали — императрица ЕЛИЗАВЕТА (1744 г.), императрица ЕКАТЕРИНА II (1787 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (преподобномученица Елисавета) со своей келейницей инокиней Варварой (преподобномученицей Варварой), святой праведный Иоанн Кронштадский, духовный писатель Сергей Нилус.

Введенский храм

13 ноября 2016 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил Чин великого освящения Введенского храма в Свято-Введенском монастыре Орла и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Введенский храм располагается на первом этаже двухэтажного монастырского храмового здания, на втором этаже которого с 1994 года действует храм Тихвинской иконы Божией Матери.

До революции храм открыт в память об игумении Серафиме (Соковниной), выдающейся строительнице обители, скончавшейся в 1845 году. По просьбам сестер монастыря её останки были перенесены в Свято-Введенский монастырь с Троицкого кладбища в 1886 году. Здесь над ними и возведен новый Троицкий храм-усыпальница, освященный в 1887 году. С 1965 года в помещении храма располагался цех завода резино-технических изделий. После возвращения территории монастыря Церкви в 1994 году здесь проводились ремонтные работы. В 2014-2016 годах в помещении заварились реставрационные работы, в ходе которых были обнаружены останки игумении Серафимы, по переданные на исследование специальной комиссии. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Орловского и Болховского Антония храм получил наименование в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, став титульным храмом обители.

По материалам сайта Свято-Введенского женского монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *