Монастыри Пензенской области

Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764г.), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.
Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось.
Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.
Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу неопустительно.
Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою — в больничной, а летом — в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время — в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.
На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу — акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу — акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем — помянник и вечерние молитвы.
Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т.е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения, совершалось в Скановом монастыре еще три: два — вокруг монастыря в храмовые праздник Святой Троицы и праздник Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один — в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября).
Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 г.
С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.
Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трёх святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря Корнилием.
29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.
На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.
В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.
Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.
В с. Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был прежде огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем — каменная часовня в честь свт. Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный.
При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872г., вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, в настоящее время сохранилась.
В 30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен.
Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь — в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затоплены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь, библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна кощунственно был организован клуб. В других зданиях располагались: магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.
В 1990 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви.
12 марта 1990 года из Рижского монастыря приехала монахиня Митрофания (Перетягана), назначенная настоятельницей Свято-Троицкого Сканова женского монастыря. С ней прибыли семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.
Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг.
Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, в богадельне. Летом сестры ухаживают за цветниками, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.
В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.

Настоятельница Троице-Сканова женского монастыря умерла на 69-м году жизни

Пенза, 31 июля 2017. PenzaNews. Настоятельница расположенного в Наровчатском районе Пензенской области Троице-Сканова женского монастыря игуменья Тавифа (Бакулина) скончалась на 69-м году жизни в воскресенье, 30 июля.

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Заупокойную божественную литургию и чин монашеского отпевания совершит епископ Сердобский и Спасский Митрофан с духовенством в предстоящий вторник, 1 августа.

Как сообщает пресс-служба Сердобской епархии, богослужение начнется в монастыре в 9.00.

Игуменья Тавифа (в миру Вера Константиновна Бакулина) родилась в селе Грабовка Ромодановского района Мордовии 20 апреля 1948 года.

Святое крещение приняла в младенчестве.

С 1955 по 1965 годы училась в средней школе села Трофимовщина Ромодановского района.

В 1967 году переехала в Саранск и начала работать на местном заводе медпрепаратов лаборанткой.

С 1968 по 1976 годы трудилась на Саранском механическом заводе контролером.

В 1967 году в возрасте 19 лет познакомилась с будущей игуменией Троице-Сканова монастыря Марией Фроловой. С этого времени ее жизнь была неразрывно связана с этой женщиной — в течение последующих 40 лет она была ее духовной матерью: вместе они несли послушание на клиросе Иоанно-Богословского храма, ушли в монастырь, а затем управляли обителью.

С 1980 по 1990 годы — уставщица и регент этого храма.

4 апреля 1989 года по благословению архиепископа Серафима (Тихонова) была пострижена в монашество в Иоанно-Богословском храме Саранска архимандритом Варсонофием (Судаковым) с именем Тавифа.

В марте 1990 года приехала в Троице-Сканов монастырь на постоянное жительство и была зачислена в число насельниц.

18 мая 1993 года указом архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова) была назначена благочинной Троице-Сканова монастыря.

8 января 2010 года в связи с кончиной игуменьи Евстолии (Фроловой) была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Троице-Сканова женского монастыря.

22 апреля 2010 года была назначена настоятельницей Троице-Сканова женского монастыря с возложением креста.

Указом епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина от 5 марта 2011 года во исполнение постановления Архиерейского собора была возведена в сан игуменьи по должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *