Монастыри Самарской области

Самарская область

Свято-Воскресенский мужской монастырь (Самара)

Свято-Воскресенский монастырь

Согласно архивным данным, до 1930-х годов на месте существующего монастыря располагался Иоанно-Предтеченский скит от Самарского Свято-Никольского мужского монастыря (в настоящее время на его месте находится Окружной Военный Госпиталь).

Строительство Воскресенского собора началось в первой половине 90-х годов по благословению митрополита Иоанна (Снычева). В 1992 году один из ветхих домов, расположенных на территории заброшенного сквера «Огонек» был оборудован под Храм, другие – под Воскресную школу, библиотеку, трапезную, дом причта.

Согласно Постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в соответствии с рапортом Управляющего Самарской епархией Архиепископа Сергия, приход был преобразован в Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Самара.

Адрес: г. Самара, 443035, ул. Краснодонская, 101.

Ттелефон: 954-24-88, 954-24-84, 959-25-36 (секретарь)

Воскресенский мужской монастырь (Тольятти)

Свято-Воскресенский мужской монастырь города Тольятти – один из немногих монастырей в России, который создается заново. Он расположен в районе Портпоселка на берегу рукотворного Жигулевского водохранилища, покрывшего своими водами город Ставрополь-на-Волге.

Зданиям обители более ста лет. Ранее здесь находилась Ставропольская земская городская больница, которая была основана Евграфом Осиповым. Начало строительства земской больницы датировано 1868 годом, окончание 1872 годом. До 1953 года больница служила по своему прямому назначению. С 1953 года в связи со строительством Куйбышевской ГЭС, в ходе которого старый Ставрополь был затоплен, начались изменения, как в городе, так и в больнице.

Адрес: 445003, г. Тольятти, Портпоселок, ул. Нагорная, 1А;

Телефон: (8482) 48-92-97

Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Вознесенский монастырь — действующий мужской православный монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви, располагающийся в городе Сызрани Самарской области России.

Первоначально был создан в 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но уже спустя три года монастырь был перенесён в соседний город, вновь воссоздан в Сызрани в 1691 году. Владея крупнейшей мельницей губернии являлся одним из богатейших монастырей Симбирской епархии. Святыней монастыря был образ Феодоровской иконы Божией Матери, полагавшийся чудотворным. При советской власти, в 1923 году, монастырь был закрыт, в дальнейшем монастырский комплекс использовался под концлагерь, склады и гаражи, но в целом относительно хорошо сохранился. В 1992 году монастырь был восстановлен, в настоящее время действует, на территории продолжаются реставрационные работы.

Адрес: 446013, г. Сызрань, ул. Монастырская, 2

Телефон: (8464) 33-29-22

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь (Винновка)

В 2003 году силами братии самарского Свято-Воскресенского мужского монастыря началось восстановление винновского храма во имя иконы Казанской Божьей Матери. 5 октября 2003 года в храме была совершена первая литургия, тогда же было принято решение о создании на базе храма подворья Воскресенского монастыря.

7 мая 2006 года была заложена монастырская гостиница, а 26 декабря 2006 года подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.

В монастыре действуют библиотека и музей истории Винновки и обители. Также в монастыре разводят молодь стерляди для выпуска в Волгу предприятиями в качестве компенсации вреда за пользование водными ресурсами.

Адрес: 445165, Самарская область, Ставропольский район, с. Винновка, ул. Казачкова, 3

Заволжский в честь Честного и Животворящего Креста Господня мужской монастырь

В начале 2000-х при самарском храме во имя преподобного Сергия Радонежского сложилась монашеская община. В 2003 году община основала монашеский скит на противоположном берегу Волги, в полутора километрах от села Подгоры, где у подножья горы Плаксиха находится источник, названный в честь пророка Илии. В 2006 году в скиту был освящён храм.

Решением Священного Синода от 16 мая 2007 года скит был преобразован в мужской монастырь. В 2008 году в монастыре проживало около 20 насельников, в том числе 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, под руководством наместника игумена Георгия.

Монастырская территория разделена на две части, в первой находится престольный храм, источник и несколько келий, остальное находится на территории скита, куда посетители обычно не допускаются без дозволения игумена.

Адрес: 443543, Самарская область, Волжский район, с. Подгоры, с.п. Рождествено, ул. Лесная, 5А;

Телефон: (846) 224-08-26

Иверский Самарский женский монастырь

Иверский монастрырь

В 1850 году в Самаре была основана женская религиозная община, в 1855 году получившая императорское утверждение. Благодаря успешному развитию и росту в 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц. В монастыре действовали больница, школа, различные мастерские, в которых было изготовлено в том числе знаменитое Самарское знамя.

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено и осквернено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся корпусов, признанные памятником архитектуры регионального значения.

Адрес: г. Самара, 443010, Волжский пр-т, 1.

Телефон: 332-81-46, 332-37-14

Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь

Первое документальное упоминание о деревянной церкви во имя пророка Илии в селе Подгоры относится к первой половине 17-го века (1640г.) В 1860 г. было начато возведение кирпичного здания взамен деревянного. В 1890 г. строительство кирпичного здания церкви было завершено.

В начале 1930-х годов церковь была закрыта, здание частично разрушено; сохранившаяся часть использовалась не по назначению.

В настоящее время обязанности настоятельницы женского монастыря исполняет благочинная обители, старшая монахиня Нина (Механикова).

На сегодняшний день в обители возведены небольшие келейные корпуса, игуменский дом, малая и летняя трапезные, дом для священнослужителей, проведен водопровод. Завершено строительство домового храма во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы в игуменском доме. Здесь действуют иконописная и швейная мастерские, изучается золотое шитье и вышивание.

Адрес: 443543, Самарская область, Волжский район, с. Подгоры, с.п. Рождествено, ул. Кавалеров Славы;

Адрес:
г. Самара, 443035, ул. Краснодонская, 101.
Контактный телефон:
954-24-88, 954-24-84, 959-25-36 (секретарь)
Трехмерные панорамы

Дополнительная информация:
Согласно архивным данным, до 1930-х годов на месте существующего монастыря располагался Иоанно-Предтеченский скит от Самарского Свято-Никольского мужского монастыря (в настоящее время на его месте находится Окружной Военный Госпиталь). Строительство Воскресенского собора началось в первой половине 90-х годов по благословению митрополита Иоанна (Снычева). В 1992 году один из ветхих домов, расположенных на территории заброшенного сквера «Огонек» был оборудован под Храм, другие – под Воскресную школу, библиотеку, трапезную, дом причта. Общая площадь монастыря, расположенного в черте города, составляет 4,79 га. С 1993 года Богослужения проводились в построенном каменном однопрестольном храме. В 1996 году была возведена колокольня. В 1999 году возведены приделы Соборного храма — Богородичный и прп. Серафима Саровского. В настоящее время завершаются работы по внутреннему оформлению Соборного храма: роспись, иконопись, столярные работы. Согласно Постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в соответствии с рапортом Управляющего Самарской епархией Архиепископа Сергия, приход был преобразован в Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Самара. С 1992 года в монастыре действует уникальная библиотека православной литературы, бесплатная трапезная для престарелых и неимущих. С 1995 года монастырем окормляется организованный в Самарском Областном Клиническом Госпитале Ветеранов Войн Храм в честь вмч. Георгия Победносца, реорганизованный в 1999 году – Часовню в честь вмч. и целителя Пантелеимона. По воскресным дням, по окончании вечернего Богослужения, проводятся беседы священников с прихожанами. В субботние дни в Игуменском корпусе священниками проводятся собеседования со страдающими недугами пьянства. Еженедельно по вторникам, с участием священника, в Игуменском корпусе проходят собрания клуба православной молодежи «Единство». На протяжении нескольких лет монастырь окормляет детский приют в с. Масленниково Хворостянского района Самарской области. Большое внимание в обители уделяется церковному пению. В настоящее время существуют Большой, Малый, Знаменный, Братский и Детский хоры. В монастыре имеются особо чтимые святыни: списки Казанской иконы Божией Матери со святой горы Афон, иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Успение Божией Матери»; иконы свт. Николая, Мир Ликийских Чудотворца, свт. Тихона, епископа Задонского, ковчег с частицами святых мощей угодников Божиих и другие монастырские святыни.

Монах общается с Богом и людьми через музыку

Лысая гора – место во многом загадочное. И еще загадочнее оно стало, когда местные жители начали встречать здесь черную фигуру в монашеской рясе с капюшоном. Но только поднимешь фотокамеру, чтобы сделать снимок – и силуэт исчезает…

— Ну, и что скажешь? — протянув мне фотографию, спрашивает руководитель самарской исследовательской группы «Авеста» Игорь Павлович, главный «по тарелочкам» среди всяких местных аномалий. — Знакомые прислали. На Лысой горе один из них отошел с дороги в сторону и заметили впереди странную фигуру. Монах, что ли? В общем, разволновался он, чуть ли не перепугался, но успел «щелкнуть» «монаха» на камеру мобильного телефона. А через минуту фигура, одетая в черную монашескую одежду исчезла.

Слухи о загадочном силуэте на Лысой горе распространились по Самаре очень быстро. Некоторые даже начали связывать появление «отшельника-призрака» с реальной трагедией — 13 мая 2012 года на Лысой горе погиб священник из села Смышляевка Владимир Семеной — сорвался с крутой тропы в реку. В память о нем на вершине горы установили поклонный крест. Именно в этом районе чаще всего и происходили встречи с неизвестным «монахом».

Местные о загадочной фигуре знают, но немного: действительно, живет на Лысой горе отшельник. Сам себя зовет отец Александр. Ну, не совсем зовет, а пишет. Вот уже несколько лет монах хранит обет молчания и со встречными общается жестами или с помощью записок.

— Где-то года три-четыре точно как мы его видим, — вспоминает местная жительница Светлана. — Он такой безобидный, никому ничего плохого не делает. Знакомые говорят, что он вроде как лечить умеет…

Что именно лечит «монах» и действительно ли помогает людям? В поисках ответа на этот вопрос мы отправляемся на Лысую гору.

Самарский отшельник хранит обет молчания. Общается с гостями через записочки

«ТАК АНГЕЛЫ ПОЮТ»

Вдоль берега Волги аккуратно пробираемся через завалы известняковых глыб. Проплутав часа полтора, я вдруг чувствую (да, именно чувствую) — отшельник рядом. К прелому запаху осеннего леса примешивается запах ладана.

Выходим к небольшой поляне. Жилье отшельника похоже на гигантское гнездо из досок, веток и бревен. Вместо крыши — приличных размеров лист железа, закрытый сверху полиэтиленовой пленкой и кусками дерна.

Дверь в хижину без скрипа приоткрывается и в щель буквально просачивается человек лет пятидесяти. Коричневое от загара лицо обрамляет раздвоенная борода. На голове — черный колпак. То, что принимали за рясу, скорее походит на тонкий кожаный плащ, поверх которого — черная накидка с капюшоном.

— Здравствуйте, отец Александр (в ответ — еле заметный поклон). Мы из газеты «Комсомольская правда». Вот гостинцы принесли: картошку, яблоки, лук и морковь.

Снова кивок, теперь уже в сторону грубо сколоченного стола. Оператор включает камеру, но отшельник протягивает к объективу крепкий кулак. Достает из сумки рулон линованной бумаги и выводит на листке: «У дома снимать не будем. Идем в сторону».

«В сторону» оказалось идти неблизко, как раз до креста на вершине. У креста он отбивает несколько земных поклонов, достает губную гармонь. Странная мелодия плывет над осенним лесом. «Так ангелы поют» — выводит на листке отшельник.

Уходить с вершины не хочется. Красиво, да и перевести дух нужно – бегать по горам за шустрым старцем непросто. Словно почувствовав мое состояние, отец Александр знаками показывает «закатай рукава» и принимается надавливать крепкими как клещи пальцами на какие-то точки.

— Так вы умеете делать массаж?

Монах довольно кивает.

«Я лечу людей. — Аккуратно пишет он на клочке бумаге. – Нравится мне это».

Странно, но усталость как рукой снимает. Ай да целитель!

ПОСЛАНЕЦ СТАРЦЕВ ЖИГУЛЕВСКИХ ГОР?

На обратном пути к хижине отец Александр изредка останавливался, чтобы написать ответ на очередной вопрос. В результате этого странного интервью у меня скопилась кипа листков, исписанных аккуратными печатными буквами.

Родился отец Александр в Самаре. Сирота. Здесь учился и работал. В Самаре была у него любовь, здесь же он её потерял. Долгое время путешествовал по России. И теперь вот уже два года живет на Лысой горе, дав обет молчания. На подвиг его благословил некто Иоанн Почаев, помянув которого, старец разрыдался. Успокоившись, написал: «Иоанна я похоронил лично. Теперь он во мне, а я в нем».

Возвращаясь в город, я пытался понять, что за человек этот монах. Из разрозненных ответов на листках трудно было составить полную картину. Вроде бы живет как отшельник, но почти в «шаговой доступности» от людей. Не монах, а скорее — играющий в монаха, как показалось. Возможно, бывший военный — чётким характерным жестом указывал направление нашего пути. Но не из офицеров — записки пестрели ошибками, говоря о его малограмотности.

И не выходил из головы один эпизод этого странного интервью. В середине XIX века в России получили распространение легенды о старцах живущих либо глубоко под землей, либо высоко в горах. Они воспринимались как посредники между людьми и богом, способными творить чудеса. Спеша за отшельником по едва приметной тропе, я задал ему в спину вопрос:

— Отец Александр, а старцы Жигулевских гор существуют?

Он вдруг остановился. Помедлил. Затем кивнул головой и резким жестом указал сначала в сторону Жигулей, а затем — себе под ноги.

— А вы их видели?

И снова пауза, после которой отшельник так же, не оборачиваясь, кивнул головой и пошел дальше…

КОМПЕТЕНТНО

Как уходят в монахи?

— Монашеские постриги совершаются по благословению правящего архиерея, — рассказывает Иеромонах Амфиан. — Я никогда не слышал, чтобы у нас кого-то таким образом постригали. Тем более любой постриженный, автоматически приписывается к какому-нибудь монастырю. Он не может быть просто монахом-одиночкой. С точки зрения православной аскетики, человек должен быть постоянно под присмотром Другого. С Большой буквы. Потому что Другой может в аскете увидеть то, что сам аскет в себе не видит. Одиночное монашество в православной церкви — скорее исключительное явление.

ОТ РЕДАКЦИИ

К отшельнику на Лысую гору мы ездили дважды. Признаемся, сомневались в искренности и душевном здоровье этого человека. О прошлом отца Алексагндра нам известно очень немного. Мы решили выяснить, кем он был в миру, есть ли в губернии люди, которые помнят его воспитанником детдома, солдатом…

Этого человека могут разыскивать его близкие, а может быть, его давняя любовь.

Уважаемые читатели! Если вы узнали в отшельнике своего бывшего соседа или знакомого, позвоните в редакцию по телефону: (846) 270 69 10

В Самаре на Лысой горе живет монах-отшельник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *