Монастыри в Крыму

Топловский женский монастырь считается одним из самых известных и популярных. Он был возведен в 1864 году у святого источника, который возник по преданию почти две тысячи лет назад, когда кровь Параскевы капнула на землю. Святая Параскева – покровительница монастыря после смерти родителей приняла обет целомудренности и стала помогать больным, бедным, предоставлять жилье бездомным. Также она известна как мученица, которая, несмотря на издевательства язычников, не отреклась от веры.

Женский монастырь в Крыму с проживанием

На территории монастыря расположены два Храма, один из которых носит имя преподобной мученицы Параскевы и Собор. организуют посещение этого места с целью посещения чудотворной иконы Параскевы в Храме, которая считается исцеляющей, а также часовни на могиле святой.

На территории женского монастыря расположена гостиница, что и позволяет развивать в этом регионе. Паломники могут пребывать в обители в течение трех суток, чтобы обойти всю территорию и прочувствовать атмосферу этого святого места. При этом заранее записаться в гостиницу и забронировать место не получится. Это можно сделать только при личном посещении монастыря в случае наличия свободных мест. Стоимость проживания составляет 350 рублей в сутки. Эти деньги идут на восстановление храмов.

Особенностью монастыря в Тополевке является хоровое женское пение монахинь. В монастыре проводят два богослужения – в пять утра и в пять вечера. Также на вечерней службе можно исповедоваться.

Местные купели на трех источниках позволяют совершить омовение, но для этого необходимо иметь соответствующую одежду, покрывающую тело и нательный крестик.

Современные путешественники совмещают , посещая за одну поездку помимо Топловского женского монастыря и другие крупные святыни полуострова:

  • Свято-Успенский мужской монастырь близ Бахчисарая расположен в ущелье Майрем-Дере в пещерной скале и построен в восьмом веке. Рядом с ним находится пещерный город Чуфут-Кале, популярный у туристов
  • Воскресенская (Форосская) церковь на обрывистом утесе Форос. Также выполняет роля маяка для судов. Популярное место для венчаний
  • Владимирский собор в Севастополе, где похоронены известные российские адмиралы и морские офицеры
  • Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент близ Балаклавы

Вечерами у костров крымские археологи распевают под гитары песню про прекрасную херсонесскую авантюристку Феодору, сумевшую влюбить в себя князя горной державы. Он был настолько покорен красавицей, что не только женился на ней, но и переименовал в ее честь страну. Так, ее судьба оказалась неразрывно связана с уникальным архитектурным явлением, какое представляют собой пещерные города Крыма. Мангуп, самый большой из них, был столицей княжества ее имени.

Эски-Кермен

Мангуп-Кале

Чуфут-Кале

Кыз-Кермен

Каламита

Сюйреньская крепость

Тепе-Кермен

город Бакла

Инкерманский монастырь

Успенский монастырь

Шулдан

Челтер-Коба

Качи-Кальон

Челтер-Мармара

Немного геологии

В Крыму немало и просто пещер, где никогда не жили люди. И этот факт напрямую связан с существованием пещерных городов. Особенности геологического строения Крымских гор таковы, что разные породы обеспечивают им своеобразную «слоистость», особо подверженную действию водной и других видов эрозий. В результате образуются естественные карстовые полости.

Часто встречается в Крыму и известняк – камень, образованный доннами осадками древнейшего моря, со дна которого поднялся в свое время полуостров. Известняк мягок, легко поддается обработке, из-за чего издревле использовался для стройки. Таким образом, геология хорошо позаботилась о том, чтобы древние жители Тавриды не нуждались в непременном возведении жилья на земле.

Копать – не строить

История древнего и средневекового мира полна войн. Человек в то время не мог чувствовать себя в безопасности, если его не защищали крепкие стены жилища, а еще лучше – могучей крепости. Но строить такие вещи самостоятельно при тогдашнем уровне развития техники было нелегко. Следовательно, жители Крыма и обратили свое внимание на естественные укрепления – горы и имеющиеся в них гроты.

Люди каменного века просто присматривали себе пещерку по вкусу и поселялись в ней – в Крыму известно немало пещерных стоянок, начиная со 100 тыс. лет до нашей эры. Обзаведясь же более совершенными орудиями труда, они стали изменять форму предоставленных им природой жилищ, делая их более комфортабельными и надежными. О наличии на Тавриде поселений в пещерах упоминают еще греческие и римские авторы. Ученые более позднего времени уверены, что традиция их сооружения не прерывалась до века.

Большинство таких жилых комплексов действительно соорудили феодориты, но нередко они приходили на место уже имеющегося городка. Есть мнение, что подобное строительство стимулировало нашествие кровожадных гуннов. Жизнь в пещерах имела, с точки зрения человека Средневековья, целый ряд существенных преимуществ:

  • не приходилось сооружать жилье и укрепления собственными руками от начала и до конца;
  • строение оказывалось очень крепким и надежным;
  • горы, где располагались пещерные полости, служили дополнительным рубежом обороны;
  • вручную невозможно было выстроить стенку, столь же надежную, как каменный монолит.

Поселенцы меняли форму имеющихся полостей (обычно получались прямоугольные или сводчатые комнаты), вырубали в известняке или других мягких породах новые камеры, соединяли их переходами или перегораживали перегородками. Отпадала необходимость в стенах и башнях – рукотворные укрепления обычно устанавливали только со стороны подъезда к населенному пункту, и они были невелики. Строительный материал появлялся в ходе самого строительства – в ход шли вынутые глыбы породы.

Современному человеку не придется по вкусу жить в холодной пещере, пусть и красивой формы. Но он избалован миром, а средневековые люди больше беспокоились о безопасности от врагов, чем о бытовом комфорте.

Пещерные города, крепости и монастыри

Пещерные города Крыма сообразно назначению можно разделить на три группы:

  1. Собственно города. На такого рода памятники особенно богат Бахчисарай – в его окрестностях находятся Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале. Для них характерна большая площадь, множество жилых и хозяйственных построек. Здесь постоянно жило значительное число людей, а в случае войны они превращались в крупные центры обороны.
  2. Оборонительные комплексы. Такие крепости были призваны давать приют окрестному населению в случае войны. Там мог находиться сторожевой гарнизон. Постоянного же населения было мало, да и площадь их невелика. Примерами могут служить Каламита, Сюйреньская крепость, Бакла, Тепе-Кермен.
  3. Культовые сооружения. Средневековые монастыри всегда представляли собой хорошо укрепленные замки, крымские – не исключение. Пещеры становились церквями, кельями монахов, складами их припасов. Наиболее известны Инкерманский монастырь, Челтер-Мармара, Шулдан-Коба.

Пещерные монастыри и города Крыма вызывают стойкий интерес у археологов, историков, просто любителей прошлого и разного рода мистиков и эзотериков. Редкий туристический маршрут по горам обходится без посещения хотя бы одного из них. Всего же их более десятка.

Столица Феодоро

Мангуп – наибольший из пещерных городов в Крыму. Над окружающими долинами он вознесен на 200 м – не позавидуешь врагу, решившему его штурмовать. Мнение это полностью разделяли турецкие завоеватели. Считается, что именно они назвали город Мангупом – «злосчастным», из-за количества понесенных при его взятии потерь.

Фото позволяют оценить мастерство средневековых архитекторов. Последние жители покинули полис после присоединения Крыма к Российской империи, но и сейчас в скалах сохранились галереи с колоннами, витые лестницы, многоуровневые помещения. Город построили готы, осевшие тут в ходе Великого переселения народов. Они и создали государство Дори (позже Феодоро) – мощное княжество, союзное Византии, ведшее активную торговлю и имевшее крепкие международные связи, в частности с Москвой.

А красавица Феодора, нашедшая здесь своего князя, готова помочь потомкам в том же. Местные археологи утверждают, что в Мангупе очень легко получается понять, какой именно человек является твоей половинкой.

Пещерные города на карте Крыма

Как видно, в Крыму очень много увлекательнейших пещерных городов, достойных внимания современного туриста. На наших фото вы сможете в деталях рассмотреть все прелести этих воистину удивительных крымских достопримечательностей, к сотворению которых приложил руку не только человек, но и природа.

История и легенда

Легенда о его основании, приводимая русским историком XVII столетия Андреем Лызловым, повествует о «змие, людей и скот пожиравшем», о молитвах окрестных жителей пресвятой Богородице, «дабы их от онаго злаго змия свободила», о явлении чудотворной иконы прямо на скале и о горящей перед ней свече; икону пытались с почестями перенести в дом местного князя, но она вновь оказывалась на скале. Тогда-то и были высечены в скале ступени, ведущие к ее образу, а затем и храм, вокруг которого возник монастырь. Явление святой иконы произошло 15 августа (по новому стилю — 28 августа), поэтому храм посвящен Успению Богоматери. Живописное ущелье, названное по имени Богородицы, напоминает пейзаж древнего Афона, поэтому природно-архитектурный ансамбль Успенского монастыря получил впоследствии наименование Русский Афон.

В окрестных долинах христианское население (как о том свидетельствуют могильники) существовало уже с VI в., и вполне естественно появление в это время церквей и монастырей. Тем более это относится к такому издревле почитаемому месту, как Успенская скала с ее животворным источником. В прошлом веке исследователями неоднократно отмечалось постоянное духовное общение монастыря с находящимся близ Трапезунда монастырем Сумела: он был основан в конце IV в. и в его главном храме во имя Успения Богоматери находилась чудотворная икона Одигитрии. Согласно преданию, именно в этом храме хранилась икона Богоматери, чудесным образом перенесенная на скалу близ Бахчисарая. Добавим, что легенда в символической форме повествует о миграции иконопочитателей с малоазийских берегов в Таврику. Наконец, немаловажно и свидетельство известного отечественного археолога и историка Н. И. Репникова, имевшего возможность видеть икону Богоматери из Успенского монастыря в 1914 г.: «Поясная рельефная фигура Одигитрии выполнена воско-мастичной техникой VIII–IX вв. Уникальный памятник закоптел, неоднократно возобновлялся», — писал он. (Негативы хранятся в фототеке Музея Этнографии в Санкт-Петербурге.)

Свято-Успенский мужской монастырь. Вид со второго яруса

Монастырь был почитаем не только христианами, но и мусульманами; сам основатель династии Гиреев перед военным походом просил помощи у Пресвятой Богородицы, обещая, по словам Лызлова, «знаменитое приношение и честь ее образу воздати». Поступал же он так: продав одного-двух самых лучших коней, накупал воску на свечи и ставил их весь год; такой же обычай соблюдали и его преемники. Успенский монастырь нередко упоминается в источниках XVI–XVIII вв. По сохранившимся документам русские цари Федор Иоаннович и Борис Годунов оказывали монастырю материальную поддержку. В Успенском монастыре неоднократно бывали и русские послы, которые «по окончании дел у хана служили там благодарственный молебен». Русское правительство через Успенский монастырь стремилось распространить свое влияние на крымских христиан. Оно использовало это влияние, чтобы осуществить переселение в Приазовье крымских христиан в 1778 г. По приказу Екатерины II командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами в Россию, на берега Азовского моря. Игнатий развернул широкую пропаганду по всем греческим селам, и в результате большинство крымских христиан решились навсегда оставить родину. В числе переселенцев были и жители греческой деревни Мариамполь, которые основали на новом месте город Мариуполь. Следы покинутого ими селения видны на левом склоне ущелья напротив Успенского монастыря. Это остатки разрушенных домов, вырубленные в скале лестницы, пещеры.

Переселенцы вывезли с собой в Приазовье и чудотворную икону Богоматери: до 1918 г. она находилась в Успенском храме г. Мариуполя. После революции следы её теряются.

Однако оставшиеся в Бахчисарайской округе христиане не допустили упразднения Успенского храма: они стали требовать у последнего крымского хана Шагин-Гирея священника. С большим трудом, действуя уговорами и угрозами, хану удалось заставить служить в Успенском храме прибывшего в 1781 г. на Южный берег греческого священника Константина Спиранди.

Церковь в Свято-Успенском монастыре

В 1783 г. Крым становится частью Российской империи. Русские войска, расквартированные под Бахчисараем, расширили Успенскую пещерную церковь и лестницу, ведущую к храму. На место вывезенной греками чудотворной явленной иконы Богоматери Одигитрии была помещена в храме икона Успения Богоматери — дар Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича (серба по происхождению); он же устроил иконостас, а губернатор Коховский — царские двери. От этой иконы продолжали совершаться чудотворения; по-прежнему это место было окружено почитанием среди местных жителей, которые неизменно 15 (28) августа в день Успения Богоматери собирались у Успенской скалы; среди них бывали и государи Российские, и члены царствующего дома. В 1818 г. посетил Успенский пещерный храм Александр I; по воспоминаниям, он спросил сопровождавшего его священника Спиранди указать ему место явления иконы на скале; Спиранди, выйдя с императором из храма на балкон, указал на стену с изображением на ней Богоматери. Государь велел подать себе лестницу и свечу, зажег ее и, взойдя по лестнице, приложился к образу, а потом прилепил перед ним горящую свечу.

Однако в 1789 г. в Бахчисарае был возведен Николаевский собор и монастырский священник перебрался туда, а Успенский храм стал кладбищенской часовней. Глубокие исторические корни христианства в Крыму, привлечение нового православного населения, привели к идее возрождения древних христианских святынь, получившей полную поддержку русского правительства.

Бахчисарайский Успенский скит был открыт в 1850 г. благодаря энергии и стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, выступившего с предложением о восстановлении древних святых мест в Крыму.

Постепенно монастырь украсился новыми храмами и другими зданиями. В нем уже различали три яруса: внизу, в долине, находились трапезный корпус со службами, две гостиницы для паломников; в среднем ярусе были возведены дом настоятеля (сохранился), легкая узорчатая Иннокентиевская церковь, в честь св. Иннокентия Иркутского, построенная в 1896 г.; фонтан в виде часовни, три пещерные кельи; в верхнем ярусе находились Успенская пещерная церковь, пещерная церковь евангелиста Марка, устроенная в 1859 г. на пожертвования симферопольского чиновника Марка Айвазова. В 1857 г. под скалой над обрывом возведена церковь свв. Константина и Елены, на пожертвования Екатерины Борковой; кроме того, колокольня и 13 пещерных келий. В 1875 г. на противоположной стороне оврага был сооружен храм Георгия Победоносца: его ктитором стал генерал Перовский. Таким образом, к началу XX в. в монастыре уже было пять действующих храмов. На первых порах монахов было семеро; к концу века их стало 30 человек.

Свято-Успенский мужской монастырь

Кроме храмов, на территории монастыря был еще ряд сооружений: дом настоятеля, трапезный корпус, где находилось 6 келий; для остальных кельи были устроены в скале и под скалой. Для приема паломников были выстроены два двухэтажных дома. При въезде из города в монастырь были сооружены ворота и две кельи.

К Успенскому скиту были приписаны две церкви вне его территории: св. Анастасии, в 10 км от Бахчисарая в Качи-Кальоне, до 1851 г. являвшаяся домовой церковью землевладельца Хвицкого, и церковь Введения Божьей матери в Симферополе.

Во время героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в монастыре размещался госпиталь. Места захоронения воинов можно видеть напротив монастыря. Среди надгробий — памятники генерал-адъютанта П. А. Вревского и генерал-майора П. В. Веймарна, погибших 4 августа 1855 г. в сражении при Черной речке.

В 1921 г. Успенский монастырь был закрыт. Лишь часть его построек сохранилась до наших дней. Сегодня монастырь вновь стал действующим и ведутся активные работы по его возрождению и обустройству древних святынь. Над лестничной площадкой, ведущей непосредственно в монастырь, недавно возведена надвратная часовня с позолоченным куполом и крестом над ним: внутри она расписана изображениями архангелов. В самом храме мозаичный пол, предалтарная преграда и киоты выполнены из белого камня, украшенного резьбой, воспроизводящей некоторые византийские мотивы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *