Монастыри Воронеж

Отзывы Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже, вид со стороны реки

Алексеево-Акатов монастырь в Воронежской области считается одним из самых старых, а в самой столице Черноземья он таковым и является. Год его основания — 1620, когда русское войско одержало победу на черкасами и литовцами. День решающего сражения пришелся на день памяти митрополита Московского Алексия, отсюда и первая часть названия монастыря. А вторая часть является указателем комплекса на Акатовой поляне, которая в первой четверти 17 века была безлюдной и покрытой лесом возвышенностью.

Вплоть до начала 19 века Алексеево-Акатов монастырь был единственной в Воронеже мужской обителью. В 20-е годы 20 века, когда многие храмы были ликвидированы, превратился в центр духовной жизни Воронежа. В 1931 году монастырь закрыли, а его имущество, как водится, бесследно исчезло. Свое второе рождение Алексеево-Акатова обитель пережила в 1990-е годы, когда здесь был открыт женский монастырь и проведена первая литургия. Монастырская колокольня дожила в своем первозданном виде до наших дней и сейчас является самым старым архитектурным памятником Воронежа.

Адрес: ул. Освобождения труда, 1в.

Телефон: (473) 255-18-24.

Богослужения в монастыре совершаются каждый день, утренняя литургия начинается в 7:30 в будние дни, в 6:30 и в 8:30 — по воскресеньям и праздникам, вечерняя служба зимой начинается в 16:00, а летом в 17:00.

Воронежский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь основан в 1623 г. по благословению Патриарха Московского Филарета, старицей Марфой и 30 инокинями, жившими в Воронеже. Деятельное участие в устроении монастыря принимали воронежские дворяне, стрельцы и особенно донское казачество, в монастыре постригались женщины из казацких поселений. В 1627 г. царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю крупное владение — земли на 50 верст по берегам р. Форосань (совр. Хворостань) с селом Форосань, деревней Избыльной (с 1629 г.), пашнями, лесом, мельницами, перевозами, рыбными ловлями и пасеками.

С началом кораблестроительных работ в Воронеже в 1696 году около монастыря были устроены верфи, Немецкая слобода с евангелической кирхой, дворец Петра I и дома его приближенных. Монастырь должен был содержать казенных рабочих лошадей. В 1699 г. игуменья ходатайствовала перед Патриархом Адрианом о приписке обители к Патриаршим домовым монастырям, но получила отказ. В 1700 г. игуменья Ирина, в связи с тем что «поблизости к адмиралтейству и дворцу… монастырю стоять было невместно», просила перевести монастырь за город. По указу Петра I 17 дек. 1702 г. и грамоте свт. Митрофана 23 дек. 1702 г. Воронежский женский монастырь разместился в урочище Терновая Поляна, на правом берегу реки Воронеж, близ Нищей и Посадской слобод. Обители был отведен обширный лесной участок в 5 дес.

В 1703 г. состоялось освящение монастырского деревянного Смоленского храма, в 1705 г. он был переосвящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нем появился Смоленский придел, а в 1751 г. храм был отстроен в камне. При Екатерине II в начале 1760-х годов была проведена секуляризация церковных владений. У монастырей отобрали все населенные вотчины и крепостных крестьян. Да и само их число резко сократилось. Из пяти женских монастырей Воронежской епархии епископу Тихону разрешалось сохранить только один. Он выбрал Покровский девичий в Воронеже. Монастырь был отнесен к третьему классу по назначенному ему содержанию, штат определялся в 17 насельниц. На жалованье матушке игуменье и хозяйственные нужды выделялось около двухсот рублей. Сверхштатный прием новых обитательниц категорически запретили, даже если речь шла о монахинях упраздненных обителей. Новых послушниц с 1770-х годов стали принимать при условии взноса значительных средств на будущее пропитание и строительства или покупки ими собственной кельи.

Во втором десятилетии XIX века число послушниц и монахинь продолжало увеличиваться. В начале XX века население монастыря составляло маленький городок: игуменья, 86 монахинь, 151 послушница, 648 живущих на испытании и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте; всего 1017 человек. В середине минувшего века Покровский монастырь из-за многолюдия расширил свои пределы и занял всю ту местность, которая была ему отведена в 1702 году. Здесь постоянно росли новые постройки.

В 1788 году в монастыре началось строительство новой каменной церкви, завершенное вчерне в 1792 году. Она была освящена в 1799 году (по другим данным — в 1803 г.). Главный храм стал теперь именоваться Преображенским с приделами во имя Покрова и Смоленской иконы Божией Матери. В 1814-1828 гг. в монастыре были сооружены каменные колокольня и ограда. В 1832-1835 гг. шло строительство зимней церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских по проекту архит. А.И. Мельникова, в 1838 и 1842 гг. свт. Антоний (Смирницкий) освятил приделы храма во имя свт. Митрофана Воронежского и вмц. Варвары. Впоследствии храм стал трапезным. В 1854 г. на 2-м этаже каменного больничного корпуса была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», служба в ней совершалась на престольный праздник. В сер. XIX в. монастырь посещали дружившие с игуменьей Смарагдой В.А. Жуковский, И.С. Никитин и др. поэты.

В 1872 году Преображенская церковь была капитально отремонтирована и вторично освящена архиепископом Серафимом. В одном из приделов этой церкви хранилась особо чтимая верующими Смоленская икона Божией Матери, или Одигитрия. Икона имела весьма почтенный возраст: по преданию, именно ею в 1623 году митрополит Филарет благословил вновь созданную в Воронеже обитель. К 1917 г. помимо храмов находились каменный флигель, 2 ряда келий, служебные постройки. Монастырю принадлежал странноприимный дом (1868 г.) в Воронеже на Б. Алексеевской ул. (ныне Пролетарская).

Монастырь до революции не бедствовал, средства добывались белошвейной работой, вышиванием, доброхотными подаяниями. Женский городок жил своей жизнью, изолированно от остального мира, и казалось, что никакие ветры перемен не способны нарушить покой святой обители. Однако за тринадцать послереволюционных лет советская власть смогла полностью уничтожить Покровский монастырь, который обустраивался на этом месте два с лишним столетия. В 1922 году власти изъяли большинство монастырских ценностей. Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. В ней разместился клуб имени Калинина. В январе 1925 года на монастырской территории были муниципализированы многие кельи, а в октябре это же года отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической группе. Точной даты закрытия монастыря нет, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего», похоже, свидетельствует о том, что это произошло чуть раньше. Сотни монахинь и послушниц вынуждены были вернуться в мир, который они когда-то добровольно покинули. Мир этот оказался к ним достаточно суров…

Территория девичьего монастыря быстро ушла под частную застройку. Через нее по направлению к реке прошли две параллельные улицы, названные обе в 1930-е годы Рабочим городком. Кельи и служебные здания были быстро приспособлены под жилье. Преображенская церковь и колокольня исчезли бесследно, произошло это, по всей видимости, еще до войны. На пустыре на углу Солдатского переулка и Рабочего городка еще видны следы одного пилона от въездных ворот. Все дома внутри этого квартала находятся на монастырской земле. При внимательном изучении там можно отыскать в перестроенном виде до десятка старинных зданий, к примеру — Рабочий городок, дома 32, 34, 36. Где-то здесь был дом настоятельницы. И сейчас еще остатки парка рядом называют садом игуменьи. А сохранившиеся остатки от Печерской церкви превращены в жилой дом (ул. Рабочий городок, 30).

По материалам — А.Н. Акиньшин «Храмы Воронежа». — Воронеж, 2003 г., и сайтов

Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес — это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу – за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.

До Воронежа доехали не сразу – начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.

Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью . Сегодня – просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.
Церковь в полной разрухе, а внутри – склад удобрений с нестерпимым запахом.

Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление – похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.
Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.
Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» — Свято-Спасский монастырь.

Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.

Мел — очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.
Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.
Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).
Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня — Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий — появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.
Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.

Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло — мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.
Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, — удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).

Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.

Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.
У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.
Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.
Очень забавные животные.
Следующая остановка — заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы…
…такие же пещерные монастыри…
Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон….
…и очень много гадюк на склонах.
А также прочая живность
Дивногорье занимает огромную территорию — там есть и «обычный» монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.
А внизу — железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.
Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.
Погуляли, посмотрели, и поехали дальше.
После Воронежских степей — в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени — читайте в следующей серии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *