Монизм это учение

МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности – дуализму.

Различают мировоззренческий и конкретно-научный монизм. Задача первого – найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго – найти ее только для конкретного класса явлений – математических, физических, химических, социальных и т.д. По характеру решения основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию – различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, материализм и объективный идеализм. Последовательный субъективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содержание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования материи или ее свойства. Свойством материи объявляется и человеческое сознание – единственный вид сознания, признаваемый материализмом. Объективный идеалист, признавая и собственное сознание, и мир, существующий вне его, постулирует еще одну сущность – мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.

Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает в ходе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т.д.: множество открывающихся при этом объектов растет, а их разнообразие уменьшается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но видов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их разнообразие еще меньше и т.д. Методом предельного перехода заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однородный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из атомов и т.д. Последнюю известную попытку конкретно указать первооснову мира предпринял в конце 19 в. Э.Геккель, предложивший на ее роль эфир: «Вначале в бесконечном пространстве нет ничего, кроме упругого, подвижного эфира, и среди него бесконечного числа однородных, раздельных частиц – первоначальных атомов, которые, может быть, сами по происхождению своему суть точки сплотившейся, колеблющейся субстанции – эфира. Возможно, что эти первоначальные атомы массы, группируясь в определенном числе, образуют наши элементарные атомы химии» (Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг – СПб., 1907, с. 19). Далее, комбинацией атомов и их все более сложных ансамблей Геккель пытается объяснить все явления мира вплоть до человеческого сознания. В 20 в. от попыток конкретно назвать первосубстрат мира отказались. Напр., диалектический материализм определяет материю чисто феноменологически – через отношение к сознанию.

Формы монизма различаются не только по решению основного вопроса философии, но и по тому, как понимается искомая первооснова мира – континуально или дискретно. Континуальный монизм описывает мир в терминах субстрата и формы, дискретный – элементов и структуры. Представители первого – Гераклит, Аристотель, Гегель и др., представители второго – Демокрит и Лейбниц и др.

Нахождение первосубстрата или первоэлементов мира – не самоцель для мониста. Дойдя до искомого «первосходства», он получает возможность для движения в обратном направлении, от частей к целому. Знание сходства позволяет понять связь – сначала между первоэлементами, а затем между их все более сложными ансамблями. Движение от первоэлементов к целому осуществляется двумя способами – синхроническим и диахроническим. Геккель утверждает, что к эфиру мы придем, разлагая целое на части и двигаясь от настоящего к прошлому. Следовательно, начав с этой первоосновы и двигаясь в обратном направлении, мы, с одной стороны, воспроизведем историю мира, а с другой – его современную структуру. Монизм представляет собой не только мировоззрение, но и метод исследования. Напр., теория чисел выводит все многообразие своих объектов из натурального числа, геометрия – из точки и т.д. Успех монистического подхода в рамках отдельной науки пытались использовать при разработке мировоззренческого монизма. Так возникали учения, считавшие основой мира число (Пифагор), механическое движение (механицизм), физические процессы (физикализм) и т.д. Возникающие при этом трудности вели к отрицанию монизма плюрализмом.

Г.Д.Левин

Главная / Буква «М» / Монизм — Следующий термин

Монизм

(Monismus; от греч. monas — «единство») — учение о (всё)единстве, согласно которому действительность едина и в своём основном качестве однообразна; сущность этого качества толкуется по- разному, поэтому различают много видов монизма, большая часть которых имеет другие названия (Христиан Вольф называл монистами тех, кто признаёт только одну основную субстанцию), например, монизм неразличимости в основе мира (философия тождества), монизм божественной субстанции (пантеизм, Спиноза; панентеизм), монизм (все)жизни (гилозоизм, панвитализм), монизм (всеобщего) одушевления: а) объективно — панпсихизм, б) субъективно — психомонизм; монизм сознания (имманентная философия, феноменализм, экзистенциализм, психологизм, солипсизм, субъективизм); монизм мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (динамизм, энергетизм); монизм (абстрактных) связей (формализм, функционализм); см. Дуализм, Плюрализм.

Материалистически мыслящие монисты объединились в «Немецкий союз монистов» («Deutscher Monistenbund»), созданный Эрнстом Геккелем; задачей союза является углубление и распространение «посюстороннего», материалистического, естественно-научного мировоззрения.

Дуализм
Плюрализм

Монизм (греч., «учение о единстве») – такой способ объяснения любой области действительности или всего мира в его целом, который не исходит, как дуализм, от двух или, как плюрализм, от многих конечных начал, но стремится свести все разнообразие мира к его единой основе.

В то время как, напр., дуализм такие противоречия, как Бог и мир, природа и дух, тело и душа, и т. д., обосновывает в самой природе вещей и потому смотрит на них, как на нечто непреодолимое, человек все-таки стремится разрешить эти противоречия и постичь их, как простую модификацию единого основного начала. Так, пантеизм отождествляет Бога с миром; так рассматривает материализм мертвую, а гилозоизм одушевленную материю, спиритуализм духовные сущности, философия тождества безразличную первоначальную сущность, обусловливающую явления материального и духовного мира, как конечное основоначало всей действительности.

На вершине метафизического монизма стоят мыслители, которые, как Спиноза, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гартман и др., отрицают не только качественное различие, но и численное множество основы мира и проповедуют единую, обнимающую в себе все кажущееся множество индивидов первоначальную сущность. Это – философы-идеалисты, но во второй половине XIX века среди монистов было сильно и материалистическое мировоззрение, основанное на естествознании (в частности представленное Спенсером и Геккелем), которое, отрицало всякое лежащее по ту сторону физического, вещественного мира (трансцендентное) бытие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *