Мораль в сказках

/ Сочинения / Гофман Э.Т. / Щелкунчик и Мышиный Король / Нравственные уроки сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Сказка Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» — одно из самых известных произведений писателя. В нем автор преподносит нам уроки добра, понимания, милосердия, мужества и самоотверженности.
Можно сказать, что Гофман учит нас нравственности – тем нормам, которые приняты в обществе и должны определять поведение человека. Так, все мы знаем, что нужно быть добрым, с вниманием и чуткостью относиться друг к друг, помогать своему ближнему в беде, защищать слабых, не лгать, смело бороться за правое дело. Герои «Щелкунчика» именно так и поступают.
Девочка Мари с первого взгляда полюбила неказистого и уродливого Щелкунчика. Она смогла заглянуть ему в душу и понять, что это доброе и смелое существо: «Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо».
Именно поэтому Мари очень расстроилась, когда ее брат Фриц сломал человечку три зуба. Героиня готова защищать своего любимца всеми силами: «— Нет, нет! — с плачем закричала Мари. — Не отдам я тебе моего милого Щелкунчика». Она заботится о бедном Щелкунчике, старается сделать так, чтобы он меньше чувствовал боль, которую ему причинил Фриц.
Да и в дальнейшем Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика».
Но мышам все мало – они захотели получить все богатства Мари.
В борьбе против мышиного короля объединяются все – и Мари, и ее брат Фриц, и, конечно же, Щелкунчик. Этот человечек принимает бой и побеждает мышиного злодея. А после, в знак благодарности и любви к Мари, проводит ее в Кукольное царство и представляет как свою спасительницу: «Вот мадемуазель Мари Штальбаум, дочь весьма достойного советника медицины и моя спасительница».
Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.



Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.

сказка, фантазия — это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки, и они забьют

животворными ключами…

В. А. Сухомлинский

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на особенностях формирования подрастающего поколения, отчуждения детей от институтов воспитания. Проблема формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте в настоящее время актуальна, так как возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации (А.Л. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков). Проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость (Л. И. Божович, A. B. Запорожец, В. С. Мухина, Е. В. Субботский, В. Д. Шадриков).

Формирование нравственных качеств — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных качеств, является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей. Развитие нравственной сферы в дошкольном возрасте включает две стороны. Одна сторона — это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

Опираясь на ранее усвоенные детьми нравственные правила поведения (в виде проявления вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыком оказания помощи, приветливых форм общения и т. п.), возможно сформировать нравственные качества у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, а также воспитание нравственных качеств личности.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи воспитания нравственных качеств личности детей дошкольного возраста:

− формирование начал патриотизма и гражданственности;

− формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

− формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

− уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;

− формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей;

− формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. М. Баринова, А. Н. Леонтьев обозначили дошкольное детство, как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения .

Ребёнок-дошкольник овладевает нормативной (игровой) деятельностью и нормативным поведением. На основе овладения первыми этическими инстанциями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование нравственной сферы личности. Как отмечают ученые Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Н. В. Мельникова, Е. В. Субботский, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция .

Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, М. В. Ильина, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности с взрослыми у ребенка формируются интегрированные свойства личности — нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения .

Таким образом, нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения. Дошкольный возраст является сенситивным для морально-нравственного воспитания, развития нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. В дошкольном возрасте нравственная сфера личности представляет собой интегральное единство и взаимодействие когнитивного (нравственное сознание), эмоционального (нравственные чувства и переживания) и поведенческого (нравственное поведение и отношения) компонентов, в котором системно-образующая роль принадлежит нравственным чувствам. Базисными понятиями нравственной сферы являютсятакие понятия, как: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.

К нравственным представлениям, формируемым в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников, почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д., об уважительном отношении к взрослым.

Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к поколению.

Согласно научному определению В. А. Николаевой в литературе, народная сказка — «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка»

Народные сказки — это устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над кривдой, прославление мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Народная сказка позволяет ощутить связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры .

Народные сказки представляют собой богатый материал для формирования нравственных качеств у детей. Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Главное достоинство сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми:

− усваиваются нравственные качества: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность;

− происходит осознание ребёнком следующих базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

− происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

− развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

− воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

− воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

− развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Содержание сказки является условием формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков .

Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.).

С целью выявления сформированности нравственных качеств личности дошкольников на базе МДОУ № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области было проведено исследование, в котором приняли участие 24 дошкольника в возрасте от 4 до 5 лет.

Исследование состояло из трех этапов: первый этап — констатирующий; второй этап — формирующий; третий этап — контрольный.

В данной работе были использованы следующие методики:

− методика «Беседа», автор А. О. Прохорова. Цель — выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника

− методика «Закончи историю», Е. С. Евдокимова. Цель: выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника

− методика «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова.

Цель: выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника. Исследование по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова на констатирующим этапе

Обработав результаты исследования, на констатирующем этапе мы выявили у дошкольников следующие уровни сформированности нравственных качеств личности.

Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 13 %, так как дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Критерий нравственного знания характеризуется знанием и пониманием базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений; представлением об ответственности за свои действия и поступки. Критерий нравственных отношений характеризуется адекватным восприятием действительности, принятием себя и других, искренним интересом к другому человеку, свежим восприятием мира с акцентом на его позитивные стороны; отношением к взрослым и сверстникам, основанным на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении. Критерий нравственного поведения характеризуется способностью выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоянием искушению, нарушать эти правила; способностью правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. Критерий морального переживания характеризуется способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться. Критерии характеризуется единством и идентичной позитивной модальностью всех перечисленных выше признаков.

Средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %, так как дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку. Критерий нравственного знания характеризуется знанием и пониманием базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности. Критерий нравственных отношений характеризуется адекватным восприятием действительности, принятие себя и других, искренним интересом к другому человеку. Критерий нравственного поведения характеризуется способностью выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия. Критерий морального переживания характеризуется способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства.

Низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 50 %, так как дети оценивают поведение детей в ситуациях как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Критерий нравственного знания характеризуется знанием базисных нравственных норм. Критерий нравственных отношений характеризуется не адекватным восприятием действительности, принятие себя и других. Критерий нравственного поведения характеризуется не соблюдением нравственных нормы и требований. Критерий морального переживания характеризуется малой способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения. Критерии указывают на разрыв между нравственным сознанием и поведением, отношениями и переживаниями.

Таким образом, по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — низкий

Исследование по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова на констатирующим этапе

Обработав результаты исследования, на констатирующем этапе мы выявили следующие уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольников.

Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, так как дети испытывают удовлетворение от хороших поступков, одобрения взрослых. Они показывают отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Нравственные чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Дети пытаются помочь, если кто-то плачет, может пообещать прийти с другом и поиграть; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то объясняют, что нет ничего страшного; если на них обиделся друг, то они подумают о его чувствах и о том, что могут сделать в этой ситуации. Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Проявляется осмысленное отношение детей к нравственному содержанию поступков.

Средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %. так как дети испытывают удовлетворение от хороших поступков, одобрения взрослых. Они показывают отзывчивость, доброту, радость за других. Нравственные чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, внимание, порадовать. Дети думают о том, что могло произойти, если кто-то плачет; могут отказать в предоставлении игры; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то объясняют, что нет ничего страшного в этом нет; если на них обиделся друг, то они докажут ему, что он не прав. Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Проявляется осмысленное отношение детей к нравственному содержанию поступков.

Низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %, так как дети испытывают удовлетворение от стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Они показывают доброту. Нравственные чувства не побуждают детей к активным действиям. Дети, если кто-то плачет, не реагируют на это; могут отказать в предоставлении игры; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то обидят словом этого человека; если на них обиделся друг, то они обидятся в ответ. Следует особо подчеркнуть не искренность детских чувств и поступков, ими вызванных.

Таким образом, по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — низкий.

Сводная таблица результатов по диагностики на констатирующем этапе. Методикам представлена на рисунке 3

На констатирующем этапе были получены следующие результаты.

Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %. низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %.

Рис. 3. Уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольника на констатирующим этапе

Таким образом, изучаемые дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств личности, и поэтому нуждаются в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности старших дошкольников посредством народной сказки.

Второй этап — формирующий, заключающийся в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности дошкольников посредством народной сказки.

Для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы предложим систему сказок «Сказка ложь, да в ней намек», на основе волшебных, социально-бытовых и сказках о животных, в которых происходит формирование нравственных качеств личности.

Первая сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда» воспитывает у детей внимания к людям, бережного и уважительного отношения к ним. Формирует нравственные качества: сопереживание — сочувствие, добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, совестливость — порядочность. После прочтения сказки дети отвечали на вопросы: почему он решил прогнать нищенку? Правильно ли он поступил? Кто заступился за женщину? Почему мальчика — звезду не приняли дети лесоруба? Как вернулась красота к мальчику? Ребята принимали активное участие в обсуждение сказки. Дети не понравился главный герой, они его осуждали и говорили о том, что так поступать нельзя, что нужно уважать всех окружающих, понимают, где герой поступил правильно, а где нет.

Вторая сказка «Хаврошечка». Добрая сирота терпит гонения злой мачехи, это становится источником страданий и злоключений. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. Ребята понимают несправедливое отношение, и переживают за главного героя. В ходе обсуждения прочитанной сказки они правильно определяют добрые и злые поступки.

Третья сказка «Золушка». По этой сказке детям была предложена игра. Дети выбирают себе героев, кем бы они хотели быть. В процессе игры вспоминали положительных и отрицательных героев сказки, давали, им характеристики описывая их поведение и поступки.

Четвертая сказка «Каша из топора». В начале, как и в первых занятиях, детям была прочтена сказка и заданы вопросы по ней. «Каша из топора» бытовая сказка в ней открыто, чётко выражается оценка: что без нравственно, что достойно осмеяния. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да ещё удачным обстоятельствам.

Пятая сказка «Сказка о том, как дедушка Николай на ярмарку ездил»

Была представлена театрализация сказки, в которой дети принимали участие, разгадывали загадки, отвечали на вопросы. Сказка учит детей уважительно относиться друг к другу и к взрослым людям. Воспитывать в детях милосердие, чувство сострадания к ближним.

В ходе проведения системы сказок произошло формирование следующих нравственных качеств сопереживание — сочувствие, честность, добро — зло, совестливость — порядочность, скромность, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

Третий этап — контрольный заключается в изучении изменений нравственных качеств личности дошкольника. На этом этапе был проведен сравнительный анализ полученных данных, подведены итоги исследования и сделаны выводы.

Исследование по методике уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Беседа», автор А. О. Прохорова на рисунке 4.

Рис. 4. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Беседа», автор А. О. Прохорова (констатирующий и контрольный этапы исследования)

Таким образом, по методике «Беседа» (автор А. О. Прохорова) общий уровень сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 17 %, высокий уровень увеличился на 20 %.

Исследование по методике «Закончи историю» (автор Е. С. Евдокимова) показало следующие результаты (рисунок 5):

Рис. 5. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова (констатирующий и контрольный этапы исследования)

Таким образом, по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 33 %, средний уровень увеличился на 17 %, высокий уровень увеличился на 16 %.

Исследование по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 6.

Рис. 6. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова (констатирующий и контрольный этапы исследования)

Таким образом, по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова общий уровень сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 13 %, высокий уровень увеличился на 24 %.

На констатирующем этапе были получены следующие результаты. Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %, низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %. На контрольном этапе были получены следующие результаты. Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 33 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 50 %, низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 17 %.

Рис. 7. Уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольника по результатам исследования по всем диагностическим методикам (констатирующий и контрольный этап)

Результаты по всем диагностическим методикам (констатирующий и контрольный этап) изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 13 %, высокий уровень увеличился на 24 %.

Таким образом, контрольном этапе исследования имеют средний и высокий уровень сформированности нравственных качеств личности, В ходе исследования были доказаны выдвинутая нами гипотеза о том, что включенные народные сказки способствуют формированию нравственных качеств личности дошкольников, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что народная сказка является эффективным средством в формировании нравственных качеств личности старших дошкольников

Заключение

В ходе решения первой задачи выявлено, что нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного воспитания, развития нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. Базисными понятиями нравственной сферы являются: характер усвоения, которых обусловливает развитие нравственной сферы личности дошкольника, являются следующие: хорошо-плохо, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.

К нравственным представлениям, формируемым в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников об уважительном отношении к взрослым.

Народная сказка — это древнейший жанр устного народнопоэтического творчества, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Народная сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей. Главное достоинство народной сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми: усваиваются нравственные качества происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

В ходе исследования было выявлено, что изучаемые дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств личности, и поэтому нуждаются в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности дошкольников посредством народной сказки.

В ходе решения задачи формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы предложили систему сказок «Сказка ложь, да в ней намек», на основе волшебных, социально-бытовых и сказках о животных, в которых происходит формирование нравственных качеств личности. Изучаемые дети на контрольном этапе исследования имеют средний и высокий уровень сформированности нравственных качеств личности.

В ходе исследования было доказано, что включенные народные сказки способствуют формированию нравственных качеств личности дошкольников.

литература:

В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

У себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.

Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.

И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.

Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.

Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).

Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.

Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»

Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.

Подходит для подростков от 14 лет.

Вячеслав Комков. «Я — немец»

Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.

Подходит для подростков от 12 лет.

Елена Долгопят. «Часы»

Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.

Подходит для подростков от 12 лет.

Анна Игнатова. «Джинн Сева»

Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..

Подходит для детей от 10 лет.

Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.

Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:

Нина Литвинец. «Антиквар»

Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.

Подходит для подростков от 14 лет.

Олег Рябов. «Смерть старика»

В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.

Подходит для подростков от 16 лет.

Андрей Волос. «Калитка»

Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.

Подходит для подростков от 16 лет.

Леонид Юзефович. «Поздний звонок»

Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.

Подходит для подростков от 16 лет.

Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»

Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.

Подходит для подростков от 16 лет.

Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»

Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.

Подходит для подростков от 15 лет.

Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»

По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.

Подходит для подростков от 14 лет.

Игорь Лёвшин. «Полет»

Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.

Подходит для подростков от 16 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *