УДК 159
Алиева Шахла Гасым кызы
доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Азербайджанского государственного педагогического университета Азербайджанской Республики Milena.555@mail .ru Sh.G. Aliyeva
Azerbaijan State Pedagogical University assistant professor
of the chair of pedagogy
and methods of the pre-school education
Milena.555@mail .ru
Морально-нравственное воспитание дошкольников Moral education of preschool children
Аннотация. Мoралъно-нравственное воспитание рассматривается как активное взаимодействие педагога и воспитанника в общей творческой деятельности, в ходе которой формируются лучшие человеческие качества. Формирование коммуникативных навыков и «нравственно-естественных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила и образца поведения в известной ситуации. Другим методом воспитания является формирование моральных оценок и суждений. Для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм.
Ключевые слова: моральное, детский сад, нравственное воспитание, форма.
Keywords: moral, kindergarten, moral education, form.
Задача родителей, педагогов и всех взрослых, в окружении которых растет ребенок, научить его основным понятиям о добре и зле, обогатить духовно-нравственное воспитание дошкольников ценными знаниями об уважении к окружающим и помочь ему вырасти достойным членом общества. Мы рассматриваем моральное воспитание как активное взаимодействие педагога и воспитанника в общей творческой деятельности, в ходе которой формируются лучшие человеческие качества. В дошкольном возрасте
закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.
Мораль — это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Она обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.
Мораль может быть религиозная (христианская, мусульманская, буддийская), околорелигиозная (фашистская, сионистская, аскетическая и др.), групповая и кастовая (дворянско-аристократическая, сектантская, преступная, богемская и др.). В определенном возрасте ребенок начинает давать оценку своим поступкам и действиям. У всех детей это происходит в разное время. Большую роль в развитии личностных качеств оказывает воспитание, дать которое малышу способны только взрослые.
Следует помнить: не каждое внешнее проявление определенного действия есть моральное (или неморальное). Здесь, прежде всего, следует принимать во внимание мотивацию осуществленного поступка. Например, не красть можно по разным причинам: боясь быть разоблаченным или по убеждению. И лишь последний мотив есть моральный. Итак, главная цель воспитания — помочь ребенку понять, что такое моральные нормы, и дать ему возможность самому делать выбор.
В педагогической практике следует избегать ситуаций, когда старание воспитанника усовершенствовать свое поведение проходят мимо внимания педагога, и вместе с тем делается ударение на ошибках и просчетах. Поэтому ребенок и начинает думать, что он не такой, каким бы его хотели видеть.
Процесс формирования морального сознания у ребенка особенно сложный и противоречивый, если взгляды семьи и воспитательного учреждения относительно этой проблемы разные. Чтобы обеспечить единство в моральном воспитании, педагог должен постоянно направлять родителей на формирование у детей человечности, морали, альтруизма.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно — нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам.
Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число
исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции.
Нравственность в отличие от морали — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.
В этих качествах ребенка кристаллизируются моральные и нравственные нормы, существующие в общественном сознании. Моральное и нравственное развитие личности, следовательно, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.
Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.
В процессе нравственного воспитания дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Необходимо объяснить им, что существуют три «нельзя»:
— Нельзя обижать и бить людей;
— Нельзя ломать и портить результаты труда других людей;
— Нельзя брать чужие личные вещи без разрешения их владельца.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Однако методы реализации этих благородных задач значительно более скромные и неконкретные. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:
1. Воспитание нравственных привычек;
2. Пример взрослого или других детей;
3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
4. Организация совместной деятельности;
5. Совместная игра.
Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
В группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний.
Чтобы достичь цели в становлении морально направленной личности, особое внимание следует обратить на психологические аспекты воспитательного процесса: Ребенок лишь тогда начинает относиться гуманно к другим людям, которые рядом с ним, когда научится обобщать собственный опыт регулирования поведения и использовать его в жизни.
Решая просветительско-воспитательные задачи, педагог должен создавать такие условия, которые бы давали ребенку возможность индивидуально развиваться, самосовершенствоваться, удовлетворять свое любопытство, успешно налаживать межличностные отношения.
Исследования в области морального и нравственного развития в отечественной психологии можно условно разделить на два разных и фактически не пересекающихся направления.
Первое направление можно назвать нормативно-ориентированным. Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются индивидом в процессе его социального развития.
Норма-эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное — побуждать к определенным социально одобряемым поступкам. Например, ребенок должен знать, что делиться с другими хорошо, что нужно помогать и уступать слабым, что бить или обижать других людей нельзя и пр. Такие нормы должны стать внутренними, «своими» и стать регулятором поведения ребенка. В этом случае ребенок поступает хорошо (морально) не по принуждению, а самостоятельно, по собственному убеждению.
В исследованиях нормативно-ориентированного направления ведущая роль принадлежит моральной саморегуляции. В ситуации саморегуляции ребенок вопреки своим интересам принуждает себя делать так, как надо, а не так, как хочется. При этом внешние требования и давление заинтересованных лиц отсутствуют. Поэтому противоречие интересов выступает для ребенка в форме противоречия между собственными желаниями и их собственной моральной оценкой. Моральная регуляция поведения включает требование человека к самому себе. Ему важно быть хорошим и не быть плохим, т.е. оценить свои действия и вести себя соответствующим образом. Таким образом, оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать самооценкой.
Моральная саморегуляция предполагает образец, эталон, с которым он может соотносить собственное поведение. В одних случаях этим образцом поведения является взрослый, которому ребенок стремится подражать, в других в качестве эталона выступают сказочные персонажи.
Так, в одном известном исследовании С.Г. Якобсона, детям предлагалось распределить между собой красивые игрушки. Дошкольники, как правило, забирали большую часть игрушек себе.
Тогда экспериментатор предложил им оценить свои действия и сравнить их с поведением хорошо известных персонажей — Буратино и Карабаса Барабаса. Предварительные расспросы показали, что все дети считают Буратино хорошим, добрым, справедливым, а Карабаса — жадным и несправедливым, забирающим себе все самое лучшее. Простой вопрос взрослого, заданный после несправедливой дележки: «Как ты разделил игрушки, как Буратино или как Карабас?» — повергал ребенка в смущение. Неожиданно для себя он понимал, что поступил плохо и как бы сравнялся с отвратительным Карабасом. Ребенок старался уйти от прямого ответа, но по его поведению было видно, что ответ для него ясен. Он начинал понимать, что в своем непосредственном детском стремлении забрать себе побольше игрушек он сравнялся с отвратительным Карабасом и это сравнение для него невыносимо. После такого испытания многие дети резко меняли свое поведение в аналогичной ситуации: они начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько оставляли себе, а иногда даже больше.
В этих исследованиях моральное поведение рассматривается как конфликтное, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка. Такое поведение является произвольным и опосредованным моральными нормами.
Второе направление можно назвать эмоционально-ориентированным. Исследователи ставят на первое место не усвоение норм поведения и не формирование нравственных представлений, а прежде всего развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым, прежде всего, относятся сопереживание и сочувствие.
Основным методом формирования социальных чувств и эмоций ребенка является осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей.
Возможным методом формирования нравственных чувств и моральных оценок является обучение детей решать социально-нравственные, смысловые задачи. Например, в игре-драматизации или с помощью кукол дети должны решить какую-либо конфликтную или проблемную ситуацию, распределить привлекательные игрушки или сладости, когда на всех явно не хватает, или выбрать, кому достанется привлекательная роль в игре, или помочь слабому и неумелому и т.п. Мы постараемся рассмотреть и оценить основные методы морального и нравственного воспитания, которые предлагаются в существующих программах дошкольного образования.
Ни одна самая утонченная воспитательная техника не будет давать развивающего результата, если сам педагог — человек неморальный, эгоистический. Лишь гуманный, высококультурный наставник сможет воспитать на самом деле культурную личность, которая внимательно и доброжелательно будет относиться к тем, кто рядом, будет уметь творчески
работать и поэтому радоваться, которая будет ценить красоту природы и будет воспринимать всю гармонию мира.
Среди основных задач отмечаются: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей, воспитание у детей трудолюбия. Программы должны быть направлены непосредственно на воспитание гуманизма, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Предлагаются следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:
— рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
— чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
— игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
— положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.
В религиозных вопросах взрослые могут высказать свою точку зрения по отношению к вероисповеданию, но навязать свою позицию ребенку они не вправе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников потому и имеет свои особенности, что лишь повзрослев, человек сам решает, что он хочет добиться в этой жизни, к чему стремится. А на самую важную ступеньку его духовного роста помогли ему подняться те навыки и простые истины, которые привили ему в детском возрасте родители.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Подводя итоги нашему краткому обзору методов морально -нравственного воспитания, можно отметить, что в программах детского сада наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. Несмотря на то, что главной задачей воспитания является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой — правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. Однако это не так.
Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу), а с другой-через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т.е. наущение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.
Другой метод воспитания — формирование моральных оценок и суждений: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр. Общепринятым и очевидным является представление о том, что для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм.
Литература
1. Ализаде А.А. Новое педагогическое мышление. Баку: Адилъоглы, 2008.- 479 с.
2. Алиева Ш.Г. Дошкольная педагогика. Баку: АДПУ, 2010. -185 с.
3. Алиева Ш.Г. Актуальные проблемы дошкольной педагогики. Баку: Элм, 2010. — 283 с.
4.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: Просвещение, 1990.-140 с.
5.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Аркти , 2005.- 143c.
6. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. / Под ред. Р.С.Буре. М.: 1987.-144 с.
8.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Психология дошкольников. Хрестоматия. М.: Академия, 2000.-236 с.
9.Дошкольная педагогика: Учебник. (Ассуулова С.В., Айдашева, И.Н., Пичугена, Н.Айзахова). М.: Феникс, 2004.- 384 с.
10.Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство для детского развития. М.: Просвещение, 2001.-167 с.
11.Ахмедов Г.Г. Стратегия развития Азербайджского образования. Баку: Элм, 2010.
1 . Alizadeh A.A. New pedagogical thinking. To tank: Adilyogla, 2008. — 479
2 . Aliyeva Sh. G. Pre-schoolpedagogy. To tank: ADPU, 2010. -185pages.
3 . Aliyeva Sh. G. Actual problems of pre-school pedagogy. To tank: Elm, 2010. — 283 pages.
4 . Breslav G. M. Emotional features of formation of the personality in the childhood. — M.: Education, 1990.-140 pages.
5 . Kokuyeva L.V. Spiritual and moral education of preschool children on cultural traditions of the people. Arkti, 2005. — 143c.
6 . Moral and labor education in kindergarten. / Under the editorship of R. S. Bure. M.: 1987. -144 pages.
7 . Lublin A.A. about moral representations and moral habits. Pre-school pedagogy. Anthology. M.: Academy, 2000.-249 with
3.1. Педагогическая этика о нравственном сознании преподавателя
Основой человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе
Нравственное сознание педагога представляет диалектическую совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли и идеалов, определяющих его нравственные отношения, поступки и профессиональные действия. Нравственное сознание педагога — часть нравственного мира, который проявляется в сознании, деятельности и отношениях. Его можно определить и как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека.
Нравственная культура личности педагога — это целостная система элементов, охватывающая:
-
культуру этического мышления (способность морального суждения,
умение пользоваться этическим и эстетическим знанием, различать катего-
рии добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на
практике),
-
культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопе-
реживанию),
-
культуру поведения, характеризующую конкретный способ осу-
ществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их
превращения в повседневную норму поступка,
-
этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим
форму, манеры, стиль, тон общения.
3.2. Структура нравственного сознания преподавателя
В структуру нравственного сознания педагога включаются:
-
нравственные (этические) взгляды,
-
убеждения (идеалы),
-
нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, воз-
никающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:
• идеалы детства, отрочества, юности,
• принципы диалогового взаимодействия преподавателя с обучающимися,
• осознание своего профессионального долга,
• осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной со-
вести педагога,
• понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к
педагогической деятельности.
Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:
• познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),
• эмоционально-мотивационный компонент (отношение к этому знанию),
• волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и
желанием).
Ведущими нравственными чувствами педагога являются:
• любовь к детям,
• профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ре-
бенка,
• терпимость,
• доброжелательность,
• доверие и уважение к учащимся.
3.3. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма
Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей. Любить детей — это,
прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими
достоинствами и недостатками.
Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.
Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует
стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребен-
ка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетель-
ство его превосходства над окружающими».
Аксиома 3. Ученик — имеет право на незнание.
Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к
ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по
сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неод-
нократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское не-
знание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не бо-
лее, чем среди взрослых».
Аксиома 4. Злой учитель — непрофессионал.
Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полно-
стью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают пси-
хозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни.
Основные понятия и задачи направления
В любом обществе вырабатывается большое количество разнообразных правил, предписаний, законов, функцией которых является регуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности: в труде, в быту, в семье, в отношениях с другими людьми и т.д. Такую регулятивную функцию выполняют правовые нормы, различные постановления государственных органов, уставы, инструкции, указы официальных лиц, а также мораль. Нормы и правила морали обязательного характера не имеют и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися традициями и обычаями, нравственностью конкретного человека. В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни.
Мораль – это форма общественного сознания, которая проявляется в системе конкретно-исторических отношений и выступает их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, а также отношение последних к вещам и явлениям окружающего мира.
Нравственность человека – это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Этика – система моральных и нравственных норм определенной социальной группы.
Этическая норма – правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков. Норма – это предписание, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Говоря о морали и этике, следует иметь в виду два обстоятельства.
- 1. Понятие этики и морали шире понятия право. В любом обществе существуют не зафиксированные в законе и нормативных актах правила и стандарты поведения, которые люди соблюдают потому, что «так принято». Да и невозможно охватить законами все сферы человеческого общения и действия.
- 2. Существуют специфические этические нормы для различных человеческих сообществ, сфер и видов деятельности. Выделяют корпоративную этику, светскую и религиозную этику, сетевую этику и др. Они являются основой культуры поведения человека в этих средах. Совокупность норм и правил, относящихся к определенному кругу общения, правильнее называть этикетом.
Нравственные (этические) категории – понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека всегда руководствоваться ими (например, добро, справедливость, достоинство и т.п.).
Этическое сознание человека формируется в единстве с его эмоциональной сферой и поведением. Оно складывается из первичных нравственных представлений, нравственных понятий, нравственных чувств, нравственных идеалов, нравственных потребностей, нравственной воли, нравственных навыков.
Первичные нравственные представления усложняются в течение всей жизни человека и постепенно интегрируются в нравственные понятия. Нравственные чувства (совесть, эмпатия, счастье, гуманность и др.) являются ключевым звеном человеческой нравственности. Человек не может быть безнравственным, если у него развиты нравственное чувство, способность к моральным переживаниям, мучениям и угрызениям совести. Из нравственных чувств постепенно формируется нравственный идеал – представления о системе нравственных качеств и отношений человека и характере их проявлений в поведении.
Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, которые реализуются в настойчивости и умении реализовать свой нравственный выбор в жизни; без них не может быть нравственного поведения. Безвольное и бездумное послушание – свидетельство безнравственности.
Гуманность – интегративная характеристика личности, включающая комплекс качеств и свойств, отражающих отношение к человеку как высшей ценности.
Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Характеризует поведение человека и проявляется в выдержанности, внутренней сорганизованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям и установкам.
Культура поведения – мера и способ самореализации личности в поведении. Включает культуру поведения, общения, внешности, речи и бытовую культуру.