Моральный идеал

Курс » Основы светской этики»

Методическая разработка конспекта урока на тему :

» Нравственный идеал рыцаря, леди и джентльмена для современного человека »

урок № 24

Крупина Наталья Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ МО Плавский район » Плавская СОШ №2″

Цели урока:

Способствовать формированию знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России,

создать условия для формирования УУД:

  1. личностных: мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей) , обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;

  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;

  3. коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

  4. регулятивные: целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;

  5. метапредметные: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности.

Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  1. предметные: обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа

Задачи урока:

  1. знакомство обучающихся с нормами светской этики;

  2. -развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. -развитие способностей младших школьников к общению в социальной среде;

  4. -формирование умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать детей самостоятельному добыванию знаний.

  5. — совершенствование культуры речи, способствование обогащению словарного запаса.
    -способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

  6. — развивать умение давать характеристику герою

7) — воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей. .

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-проблемного изложения;

-проектно-поисковый;

-персонифицирующий (библиографический);

-продуктивно-творческий.

-метод инсерт

-метод кластер

Формы работы:

фронтальная, групповая.

Использование современных образовательных технологий:

— игровые;

-личностно-ориентированного обучения и воспитания;

-технологии творческого развития;

-здоровьесберегающие технологии.

-кейс-технологии

Оборудование: презентация к занятию, : интерактивный комплект, компьютер, таблица каждому ребёнку.

Основные термины и понятия: джентльмен, леди. рыцари, этикет

Ход урока.

1 Организационный момент.

Перемена пролетела,

Дверь скрипуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнём сейчас.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Обратите внимание на выставку книг о богатырях, которую мы вместе с вами оформили .На переменке вы можете поближе познакомиться с содержанием каждой из них и почерпнуть для себя новую информацию на данную тему.

— кто из вас дома делился со взрослыми новыми знаниями о богатырях?

— кого из родственников больше заинтересовала эта тема?

— поинтересовались ли вы о том, что были ли богатыри в вашем роду?

— расскажите

А теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали. (Показ картинок с изображением колодца и печки, за каждый правильный ответ – ребенок получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек – определяется победитель викторины).

  1. Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы? (Былина «Илья Муромец»)

  2. Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).

  3. Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).

  4. Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

  5. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).

  6. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).

  7. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)

  8. Чем былина отличается от других литературных произведений? (Ответы детей).

Учитель: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
Учитель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

3 Актуализация знаний . Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач урока.

— в какое время жили богатыри?

-назовите нравственный идеал Древней Руси и мы запишем его на интерактивной доске

— как вы думаете , в последующие исторические эпохи- средние века, 19 веке- были нравственные идеалы, которым может следовать современный человек?

-может ли кто- то из вас назвать их?

— интересно ли вам узнать кто являлся нравственным идеалом в средние века, а также в 19 веке?

— что конкретно вы хотели бы узнать об этих исторических личностях?

Это и будет являться целью нашего сегодняшнего урока.

-кто сможет сформулировать тему урока?( слайд 1)

Сегодня мы сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человеческого общества, закрепим, углубим конкретизируем имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. Для этого потребуется внимание , активная работа, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания личности.

4 Этап усвоения новых знаний.

Индивидуальная работа.

Перед каждым из вас лежит таблица, которую вы должны будете заполнить, изучив презентацию( слайды 2-30)

РЫЦАРИ

-сейчас я предлагаю вам озвучить заполненные таблицы

Работа в группах

Составьте нравственный идеал средних веков ( ответы детей)( слайд 31)

Учитель:

— как вы думаете, богатыри и рыцари были воспитанными людьми?

— а вы считаете себя воспитанными людьми? Почему?

— да, воспитанные люди придерживаются определенных норм и правил поведения.

— кто из вас знает как одним словом можно назвать нормы и правила поведения?

Оказывается, некоторые правила современного этикета появились благодаря рыцарям( слайд 32)

Динамическая пауза

( подготовленный ребенок поёт «Песенку Тома Сойера» слова М.Львовского, музыка М. Мееровича)

-я предлагаю вам немного отдохнуть, потанцевать и сказать какое ключевое слово в этой песенке

1 куплет

Для чего бывают бури, джентльмены?

Для того, чтоб до костей нас промочить.

Для чего нам светит солнце, джентльмены?

Для того, чтоб после бури обсушить.

Припев

Я скажу вам откровенно, чтоб не говорили,

Но уроки, джентльмены, для того,

Чтоб перемены между ними были.

2 куплет

Для чего даны нам ноги, джентльмены?

Для того, чтоб все дороги исходить.

Для чего дано нам сердце, джентльмены?

Чтобы подвиг благородный совершить.

Припев

Я скажу вам откровенно, дела дома хватит.

Но от скуки , джентльмены,

Я б скончался непременно без таких занятий.

— немного отдохнули, а теперь скажите о ком эта песенка?

Во второй части нашего урока мы будем добывать знания о джентльменах и леди и, как вы понимаете ,составим нравственный идеал 19 века.

Работа с учебным пособием с. 52-53 ( метод инсерт) ( слайд 33)

-я предлагаю вам поработать самостоятельно с текстом в учебном пособии с.52-53 , делая пометки:

* уже знал

+ новое

? не понял

— что нового вы узнали, прочитав текст?

— возникли ли у вас вопросы , которые вы хотели бы озвучить и получить ответ?( если дети задают вопросы, то сначала пытаются ответить на них другие ученики, а в случае затруднения- учитель)

-назовите качества джентльмена и леди ( слайд 34-35)

Разбор различных ситуаций. (кейс- технологии)

-рассмотрите ситуации, которые изображены на иллюстрациях

-какие поступки противоречат морали и совести?

Ситуация №1. «В тесноте, да не в обиде» (Слайд36) Ситуация №2. «На лестнице» (Слайд 37)

Ситуация №3. «По дороге в школу» (Слайд 38)

Ситуация №4. «В холодную погоду» (Слайд 39)

— А теперь я вам предлагаю побывать самим в роли леди и джентльменов.

Ролевая игра.

Работа в парах (мальчик, девочка). Инсценировка 4 ситуаций по правилам поведения. ( рассмотрите на 40-42 слайде ситуацию , разыграйте её и проанализируйте)

Игра » Ассоциации»( фронтальная работа)

-давайте построим ассоциативный ряд к словам джентльмен, леди ( слайд 43-44)

Работа в группах

Составьте нравственный идеал 19 века( слайд 45)

5. Рефлексия

Перед нами появились нравственные идеалы разных эпох.

—что общего мы видим в качествах наших персонажей?

— как можно назвать все эти качества?

— какие поступки они совершали?

— ради чего или кого они совершали эти поступки?

— можно ли эти поступки назвать нравственными?

— в одно ли время на земле жили богатыри, рыцари и джентльмены?

— как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую живут люди?

— как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь», » рыцарь», » джентльмен»?

— какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах и женщинах?

— а какие нет?

-кто напомнит, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

— достигли ли мы поставленной цели?

6. Подведение итогов урока

— кто напомнит, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

— достигли ли мы поставленной цели?

— что особенно понравилось на уроке?

— что нового узнали?

7.Постановка задания на дом.

— совместно с родителями приведите примеры из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни джентльменских поступков или поведения настоящей леди.

— составьте памятку : девочки- для настоящих джентльменов, а мальчики- для настоящих леди



Актуальное интервью

Духовные идеалы современности

и образование

Р.Г. Абдулатипов

доктор философских наук, профессор, и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств

Третий международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» стал заметным событием культурной и научной жизни многих стран мира. Он с каждым разом вовлекает в свою орбиту все больше ведущих ученых, деятелей культуры и искусства, политиков. Большой общественный интерес к симпозиуму определяется его обращенностью к самой важной проблеме нашего времени — проблеме сохранения культуры, усиления её реального влияния на общественно-политические процессы, как в глобальном, так и в локальном измерении, а также к конкретной нацеленности на преодоление кризисных явлений не только в экономике, но прежде всего в духовной сфере человечества.

Современность ярко демонстрирует повсеместный кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих духовное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности. Кризис сопровождается усилением энтропийных процессов, социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом, потерей нравственных приоритетов, резкой поляризацией общества, разрушением многих традиционных социальных институтов.

Преодоление духовного кризиса современности возможно только на пути к духовному идеалу.

В системе современных культурно-мировоззренческих принципов и универсалий всё большее место начинает занимать категория

духовного идеала, которая раскрывает совокупность нравственных принципов и норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола.

Идеалы духовности концентрируют в себе фундаментальные права человека на жизнь, труд, образование, личную неприкосновенность и безопасность, равноправие, свободу, собственность, любовь к детям, почитание старших, заботу о близких, патриотизм, честность,

предпринимательство и др. Духовные идеалы являются общими для всех людей, для всего человечества как культурные суперсистемы, выработанные в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира. Они объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу, к обществу.

Безусловно, проблема духовного идеала — это прежде всего проблема философии, которая не может занимать позицию «стороннего наблюдателя». Но формула К. Маркса об «изменении мира» философией обретает новый смысл: вместо насильственного изменения — способствовать его естественному обновлению на основе прогрессивных внутренних потенциалов. Для мирового сообщества нужна мировая философия, разрабатывающая принципы этого объединения, решающая, по мере своих возможностей, глобальные мировые проблемы.

Центральная проблема современности стремление стран и народов к духовному идеалу и отсутствие возможностей для полноценного и всеобъемлющего его достижения.

Современный цивилизованный человек преодолевает локально-национальную ограниченность и существует как «всемирно-исторический индивид», поскольку живёт за

счёт продуктов материального и духовного производства, науки, культуры, информации всего мира. Тенденция к мировому объединению человечества все более обозначается в социально-историческом цивилизационном процессе, охватывая широкие круги населения разных частей мира.

Современный человек во многом дезориентирован — он зачастую принимает за идеал то, что таковым не является. Считает идеалом то, что не укоренено в культуре и не подкреплено ее традицией. Утрата ясного духовного идеала -опасное явление культуры, которое оказывает разрушительное воздействие на все общемировые процессы. Уже в начале 90-х годов XX века Ф. Фукуяма констатировал, что несмотря на глобализацию мирового развития, в истории наблюдается не ослабление, а усиление насилия и агрессии.

Расширение общего рынка и становление глобальной экономики в международных делах означают снижение вероятности серьезных межгосударственных конфликтов, хотя и не исключают их. При этом «мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая — постистории. Конфликт между государствами, принадлежащими к вышеуказанным частям мира, будет по-прежнему возможен. Сохранится высокий и даже всевозрастающий

Пленарное заседание симпозиума

туальмое интервью

5Утр(«й»п

ЦСДИЛ

|л№ПмН|ми1

уровень насилия на этнической и националистической почве, поскольку эти импульсы не исчерпают себя и в постисторическом мире» (Ф. Фукуяма).

Разрыв истории и современности (постистории) — это прежде всего разрыв в духовной традиции. Основные проблемы современного человека обусловлены снижением его духовного потенциала, неспособностью воспроизводить ментальные конструкты духовности. Повсеместно в обществах складывается новая, во многом несовершенная, система духовных идеалов и ценностей, что приводит к росту социальной напряженности, появлению социальных и личностных деструкций, утрате этнокультурной идентичности.

Стремление современного человека к осознанию себя как части мира и к осознанию своей миссии по сохранению культуры мира неизбежно соприкасается с задачей поиска и сохранения идеалов духовности.

Образование, органично встроенное в культуру, способно выстроить в человеке вертикаль безусловных ценностей, сформировать пространство идеальных смыслов, в которых современный человек заново обретает себя. Других путей сохранения идеалов духовности нам не дано.

В связи с этим университетское сообщество вузов культуры и искусств всего мира должно взять на себя особую миссию — миссию сохранения и продолжения духовного потенциала современ ности.

Университет культуры и искусств первой четверти XXI столетия — это активный участник разработки культурной политики многонациональных государств, хранитель идеалов духовности и продолжатель лучших культурных традиций народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой университет активно участвует в широкой этнокультурной работе, которая обеспечивает сохранение традиционной народной культуры, формирует в подрастающих поколениях глубокий интерес к изучению культуры народов собственной страны и стран всего мира.

Здесь нельзя по количеству и по каким-либо параметрам мерить и судить. Каждый этнос — это самодостаточная единица, феномен общества, природы, живой организм. Тут количество и параметры совершенно никакой роли не играют. Они характеризуют только возможности, потому что чем больше народа, тем больше налогоплательщиков, больше возможностей для развития…

Особенно важной эта проблема является для России. Поэтому должна быть разработана специальная программа по национальным меньшинствам. Мы ратифицировали Европейскую Конвенцию, а специальной программы до сих пор у нас нет.

Наше государство и в перспективе будет многонациональным, но при этом мы должны быть одним народом. В первой статье Конституции Российской Федерации написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это говорит о том, что главной задачей

1 1

Культура и образование

государства является собирание этих народов в единое государство. Когда мы станем единым народом — и волеизъявление будет единым. Следовательно, мы сможем успешно решить задачи реформирования нашей страны. Это будет только тогда, когда каждый из нас почувствует себя достойной личностью, в результате чего сохранятся достоинство и культура народа.

Духовный кризис общества и реальная опасность утраты культур, идентичности резко активизировали процессы национального самосознания, в сфере которого происходит интенсивный поиск ценностей культурной интеграции и национальной консолидации. Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса являются: воссоздание тех идеалов и ценностей, которые составляют ядро отечественной культуры и определяют её уникальность; возрождение национального идеала; актуализация в общественном самосознании духовных референтов.

Преодоление духовного кризиса общества невозможно без опоры на гуманитарную интеллигенцию.

Сегодня одна из главных проблем не только в России, но и в мире в целом — резкое сокращение числа гуманитарной интеллигенции и снижение её влияния на население планеты. Результатом численного сокращения гуманитарной интеллигенции стало резкое падение социально-бытовой культуры населения, поскольку «культурное поведение» в общественных местах перестало быть социальной нормой.

Разумеется, радикально исправить положение не в силах ни один вуз, но социальной миссией вузов культуры, и в первую очередь Московского государственно университета культуры и искусств, является воспроизводство гуманитарной интеллигенции. И при благоприятной культурной политике будет возрастать влияние этой когорты на нравы населения, культурные нормы СМИ и т.п. Количественный и качественный рост когорты гуманитарной интеллигенции рано или поздно приведет к изменению общего культурного климата в наших странах и норм социального поведения массы населения.

В связи с этим особое значение приобретает вопрос о качестве образования и его нацеленности на воспитание духовности — наши

выпускники должны обладать гуманитарной культурой и эрудицией, достойной интеллигента. А это, в свою очередь, ведет к увеличению объемов и числа курсов общегуманитарной подготовки (иностранных языков, философии, культурологии и т.п.).

Наша задача — разработать национальную программу воспроизводства гуманитарной интеллигенции в России (во всем многообразии ее конкретных специализаций) и план внедрения её во все управленческие и образовательные органы страны.

Духовный идеал всесторонне осмыслен в мировой философии, в этом понятии сконцентрированы те из мыслей философов, которые можно считать наиболее существенными, великими, уже оказавшими мощное воздействие на человеческий дух, на философию и всю культуру и продолжающими сегодня это влияние оказывать.

Включение этих идей в категориальную систему современной философии, рассмотрение феномена духовного идеала как многосторонней проблемы теории и практики культуры актуализируются вступлением человеческой истории в переломный этап, связанный с социально-экономическими и духовными преобразованиями, переоценкой старых ценностей и сотворением новых.

Мировоззренческая ставка на власть, борьбу и войну, как движущие силы истории сменяется установкой на сознательное перемирие враждовавших прежде социальных сил, учение искусству взаимной лояльности и мирного сотрудничества. Мир через культуру — центральная идея современности, которую невозможно решить без всемерной поддержки образования, воспроизводящего гуманитарную интеллигенцию, культурный потенциал наших стран и народов.

Поэтому миссия образования в сфере культуры и искусств по сохранению духовных идеалов поднимается на уровень аксиологической идеи, выходит за рамки абстрактно-теоретических и рассудочных определений. Эта идея характеризуется высокой социально-культурной значимостью, практической направленностью и действенностью.

4. Скакун О.Ф. Теория государства и права/ Под ред. проф. О.Ф. Скакун. Х., 2001. С.330.

5. Тилле А.А. Время, Пространство, Закон/ М., 1965. С.75.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)// Права человека и профессиональные стандарты для юристов в документах международных организаций. К., 1996. С.45.

7. Окуньков Л.О. Конституции государств Европы в 3-х т./ М., 2001. Т.3. С.196.

8. Конституция РФ : http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-4.htm.

Е.В. Андриянов А.В. Деникин

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: идеал, нравственность, нравственный идеал, нравственная культура, нравственная самооценка, нравственное поведение.

Одной из актуальных проблем современного российского общества является нарастание нравственного кризиса, разрушение ценностных воспитательных традиций, экспансия мифов и отрицательных явлений западного образа жизни, «двойные стандарты» в личностных и общественных отношениях, манипулирование с помощью средств массовой информации общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения, рост социальной агрессии, гипертрофи-рованние ориентаций массового сознания исключительно на получение материальных благ. Основываясь на данном факте одной из приоритетных задач воспитания является передача объекту воспитания норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру.

Что утверждает чувства человека и его душевные качества, что определяет отношение человека к окружающему миру и самому себе? Один из основных, приоритетных вариантов ответа — нравственный идеал человека. Именно он и есть главный первоисточник мотивации поступков человека, формирования его жизненных вкусов и устремлений. Что же такое идеал и нравственность и что мы понимаем под нравственным идеалом?

Идеал (от греч. — первообраз) — образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления. Исторически понятие идеал было введено для гармонизации чувственно явленной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) «идеи». Чувственно-телесный аспект идеал ценится не меньше,

© Андриянов Е.В., Деникин А.В., 2013

чем его идейное, сущностное значение. Вместе с тем одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне идеала, тем самым иллюзорно превращая идеал в кумир, идол, фетиш, а другие — возделывать как «окно в сущность» и относиться к нему преимущественно духовно. Смещение акцента либо на плотскую, либо на духовную сторону идеала позволяет подразделять людей на «плотских» и «духовных», а также объяснять предрасположенность одних философов к концепции идеала как нормы, принятой в результате соглашения между людьми, а иных — к взгляду на идеал как на самодовлеющую духовную сущность. Если учитывать явленное и сокровенное в идеале, то в его структуру следует включать:

1) признанный совершенством эталонный предмет (знак);

2) схему действия с эталоном;

3) область экстраполяции знания об эталоне, проекцию этого знания на сверхчувственное целое.

С одной стороны нравственность — совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность, с другой — нравственность — термин, употребляющийся в качестве синонима термину мораль, реже — этика. Так же как понятие «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову нрав (характер). Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека. В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.

Нравственный идеал есть источник правильных понятий о добре и зле, дружбе и любви, уважения к старшим и Отчизне. И, наконец, именно нравственный идеал есть ключ к пониманию смысла человеческой жизни. Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является основой всякой воспитательной системы.

В основании вопросов, посвященных воспитанию нравственности, лежит осмысление человеческой жизни, без него рассуждения о нравственности вообще не имеют никакого смысла. «Для чего человек живет?», «Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает идеального человека. Это — Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества. В этой точке ответы на вопросы можно найти, прибегая к анализу элементов религиозной этики.

Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, в центре этого понятия с позиции Православной церкви должен стоять Христос, через уподобление которому, хотя бы и отчасти, может совершенствоваться человек. Тогда:

— ответственность человека это ответственность перед Богом;

— терпимость к окружающим это не толерантность в понимании всетерпимо-сти любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;

— отношение к Отечеству это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;

— цель жизни это не утоление бесконечных желаний и получение удовольствий, а преодоление повседневных трудностей при сохранении верности идеалу;

— свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;

— красота это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;

— счастье это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому и т.д. .

В наше время все более актуальной становится великая задача — вернуть глубокую веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести человека к пониманию подлинного смысла его жизни, способствовать его моральному очищению. Учитывая все сказанное, становится возможным сделать вывод, что в основе формирования духовно

— нравственной личности офицера должен лежать идеал не просто гуманного человека, а идеальный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;

— патриотизма и гражданского долга;

— человеческого достоинства и профессионализма;

— семейных традиций и социальных отношений и пр.

В ходе комплексного анализа научных и прикладных основ процесса формирования нравственного идеала офицера внутренних войск следует выделить основные пути повышения эффективности исследуемого процесса:

1- совершенствование нравственной культуры субъектов военно-педагогического процесса;

2- развитие у офицеров навыков нравственной самооценки;

3- повышение готовности офицеров к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности.

1. Совершенствование нравственной культуры субъектов военно-педагогического процесса.

Вся практика воинской службы офицера носит, прежде всего, осознанный и добровольный характер. Это предопределяет различие и характер рефлексии профессионально-важных характеристик личности. Анализ особенностей воспитания офицеров позволяет приступить к рассмотрению важнейшего из его ориентиров (целевых установок) — формирования нравственной культуры военнослужащих. Нравственная культура

— важная составная часть общей культуры личности офицера, она особенно ярко раскрывается в межличностном общении военнослужащих. Нравственная культура во многом определяет личностную сущность военнослужащего, прежде всего, воплощается в реальном поведении, в образе жизни и военной службы личности.

Одним из основных структурных элементов процесса формирования нравственной культуры у офицеров в части и подразделениях является субъект, а содержание процесса формирования нравственной культуры у офицеров внутренних войск возможно, реализовать при выработке адекватной ему системы деятельности, которая может быть организована по следующим направлениям:

— активное овладение военнослужащими системой нравственно-этических знаний (усвоение основ этики, моральное сознание, нравственная мудрость);

— воспитание нравственных чувств военнослужащих (способность военнослужащего к сопереживанию, к сочувствию другим людям, т. е. те качества, которые не-

обходимы для создания благоприятной нравственной атмосферы, здорового морального климата и культурных взаимоотношений);

— воспитание нравственных навыков и умений (моральная самооценка и самодисциплина).

2. Развитие у офицеров внутренних войск навыков нравственной самооценки.

Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Основная тенденция в становлении самооценки офицера заключается в постепенном выделении им тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности. Решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку.

3. Повышение готовности офицеров внутренних войск к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности.

Готовность офицера к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности — это не только состояние или качество личности. Важными условиями формирования готовности офицеров к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности будут:

— вовлеченность всех субъектов воспитания в процесс развития готовности офицера к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности;

— вооружение офицера знаниями о нравственных ценностях и моделями нравственного поведения;

— постоянная работа офицера по приобретению фундаментальных, общественных, естественных, военных и военно-технических знаний и повышению профессионального мастерства;

— способность офицера ставить цели, осознавать и регулировать свою деятельность;

— принятие и соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде и др.

Нарастание нравственного кризиса является одной из актуальных проблем современного российского общества. В связи с данным фактом одной из приоритетных задач воспитания является передача объекту воспитания норм нравственности, формирование идеала не просто гуманного человека, а идеального образа, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей.

Литература

1. Борейко Л. Н., Савельева Ф. Н. Классные часы «О нравственном идеале, любви к Родине, служению Отечеству».

2. Психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: «Соврем. слово», 2006. 928 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идеа́л (лат.idealis от греч. ἰδέα — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления:

  • образец личных качеств, способностей;
  • высшая норма нравственной личности (личностный идеал);
  • высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал);
  • совершенство в отношениях между людьми (этический идеал);
  • наиболее совершенное устройство общества (Социальный идеал).

Определить этический идеал можно в нескольких смысловых аспектах:

1) идеал – это наиболее общее, абсолютное, нравственное представление о благом и должном;

2) идеал – это образ совершенства в отношениях между людьми или такое устройство общества, которое обеспечивает это совершенство;

3) идеал – это высший образец нравственной личности.

Универсальное определение этического идеала можно дать, основываясь на всех вышеперечисленных особенностях этого понятия. Это представление о нравственном совершенстве, чаще всего выражающееся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

При рассмотрении понятия этического идеала одной из главных проблем становится соотнесение идеала и действительности. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы: натуралистический и трансценденталистский.

В рамках первого подхода природа идеала определяется следующим образом:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) идеал – это результат обобщения человеческих потребностей;

2) результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия, т. е. выполнение нормы, является исключительно результатом выбора свободной воли человека;

3) идеал – это требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы.

Легко увидеть, что представители этого подхода видят основу идеала в природной или социальной реальности.

При трансценденталистском подходе идеал рассматривается как некая субстанция, существующая отдельно от реальности в нравственном опыте.

Необходимо знать, что, помимо понятия нравственного идеала, существует понятие личного морального идеала. Личный моральный идеал человека – это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью. Он имеет определенные аспекты:

1) чувственно-эмоциональный (представление о собственном счастье);

2) понимание цели и смысла жизни;

3) мотивы деятельности;

4) отношение к другим людям. Формирование идеала – это процесс превращения окружающей среды во внутренний мир личности. В его основе лежит индивидуальная нравственная программа или положительный пример.

Идеал играет огромную роль в жизни человечества, выполняя следующие функции:

1) определение цели нравственной деятельности человека;

2) побуждение человека к нравственным поступкам;

3) объединение должного и сущего;

4) определение морального облика человека. Понятие морального идеала тесным образом

связано с понятием социального идеала. Он имеет следующие особенности:

1) определяет образ жизни и деятельности общества;

2) включает моральные установки, определяя нравственную ориентацию общества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Этический идеал

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Этический идеал

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Этический идеал

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *