Моравия

  1. Устройство византийского храма (к доске).

  2. Мозаика, фреска, икона?

  3. Кто такие иконоборцы и иконопочитатели?

Сегодня мы отправимся к соседям Византии и к нашим с вами предкам – древним славянам. Тема урока: Образование славянских государств.

1. Истоки истории славян. К востоку от империи Каролингов и к северо-западу от Византии жили племена славян. Все они говорили на одном языке, и, как считают многие ученые, с этим связано их самоназвание: славяне, словене – владеющие словом, понятной речью. Самоназвание – название, которым себя называет народ, связанный каким-либо общим признаком. Мы уже сталкивались с этим понятием, вспомните, когда? Ромеи – жители Византии.

По мере продвижения по разным направлениям группы славянских племен обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных. Давайте составим схему (с. 67 «По мере продвижения…»). Зап.: словаки, чехи, поляки, славяне полабские и поморские. Вост.: украинцы, белорусы, русские. Южн.: болгары, сербы, хорваты.

Теперь давайте познакомимся с общественным строем древних славян (учебник, с. 67 «Занятия…» до «…добычи»). У каких народов на протяжении раннего Средневековья наблюдались те же черты устройства, что и у славян (германцев, норманнов и венгров).

Как и известные уже нам народы, славяне начали создавать свои государства. Раньше всего, в конце 7 века возникает Болгарское государство. В 9 веке появляется Великая Моравия, Русь, в 10 веке – Чехия и Польша. На молодые славянские государства стремились оказать свое влияние их могущественные соседи – Франкская держава (позже Священная Римская империя) с одной стороны, Византия – с другой. Обе империи посылали в славянские земли миссионеров (религиозных проповедников). Славянам ничего не оставалось, как принять христианство. Вопрос был только в том, по какому образцу – западному или восточному. И это было очень важно, ведь от этого зависело, под чьим влиянием – Рима или Византии, окажутся славянские земли.

2. Великая Моравия и миссия Кирилла и Мефодия. Одно из древнейших славянских государств – Великая Моравия, возникло в начале 9 века на реке Мораве. Первоначально оно было тесно связано с империей Каролингов, и даже приняло крещение по римскому обряду. Но, чтобы избежать полного подчинения франкам, моравский князь пошел на сближение с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в вопросах веры. В Моравию были отправлены миссионеры братья Кирилл и Мефодий, которые хорошо знали язык славян.

В самом начале своей деятельности они столкнулись с проблемой. У славян не было своей письменности, а братьям было необходимо перевести на славянский язык Библию и богослужебные книги. Ни латинский, ни греческий алфавит для этой цели не годились, так как там нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья придумали для славян особый алфавит, получивший название глаголица (рис. на с. 69). Глаголицей братья записали свой перевод Евангелия.

Но глаголица оказалась неудобной. Ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма создали другой алфавит и назвали его в честь учителя кириллицей (рис. на с. 70). Сравните написание букв? Какой кажется удобней? Постепенно кириллица вытеснила глаголицу и распространилась на территорию Болгарии, Сербии и Хорватии, вскоре она проникла и на Русь. Этим алфавитом до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, перевод Библии и просветительская деятельность имели огромное значение для всей славянской культуры. Хотя Кирилл и Мефодий никогда не бывали на Руси, их деятельность имела огромное значение для развития русской культуры, и не случайно о них подробно писал автор Повести временных лет, а древнерусские художники изображали их на миниатюрах (см. иллюстрации на с. 68).

3. Болгарское царство. Поговорим об еще одном славянском государстве – Болгарском царстве. В 7 веке славян, живших по нижнему Дунаю, объединили под своей властью болгары – кочевники тюрского происхождения. Образовалось мощное государство известное под названием Первое Болгарское Царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Растворение победителей, тюркских кочевников-болгар, давших государству династию и название, в славянской массе — результат не только численного перевеса, но и культурного превосходства славян-земледельцев над кочевниками-скотоводами. Какие еще примеры такого рода нам уже известны? (это сопоставимо с растворением завоевателей-франков среди галло-римлян или норманнов среди французского населения Нормандии). Такой процесс называется ассимиляция – слияние двух народов, при котором один из них теряет свой язык и культуру.

Болгары приняли христианство по византийскому образцу, что было важно для развития древнеболгарской письменности и литературы. Кто-нибудь знает, почему? Римская церковь требовала, чтобы языком богослужения была латынь. Византия же вполне допускала, чтобы богослужения велись на национальном языке.

Болгарский правитель Симеон первым среди славянских правителей принял титул «царь» (от лат. «цезарь» — император). Как вы думаете, что отражают изменения в титуле? Как правило, усиление государства и власти его правителя. Действительно, Симеон заметно расширил границы своего царства. Болгария много воевала с Византией, с Русью (какой князь? Святослав), с венграми, с печенегами. В 1014 году Болгария надолго попала под власть Византии. На этом заканчивается история Первого Болгарского Царства.

4. Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтаве, подчинило своей власти соседние племена. В 10 веке было образовано Чешское государство, правитель которого принял крещение по Римскому образцу. Это определило церковную и политическую зависимость Чехии от соседней Германии, а позже страна официально вошла в состав Священной Римской империи. Чешский князь получил от германского императора королевскую корону, и этот титул стал в Чехии переходить по наследству.

Название страны

Дата

Имя правителя,

принявшего христианство

По какому образцу принято

Моравия

Болгария

Чехия

Польша

5. Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племен полян в районе города Гнезно. Правитель образовавшегося княжества принял христианство в римском варианте. В Польше появилось свое архиепископство, которое подчинялось напрямую Риму, а не Германии. В 1025 году князь Болеслав Храбрый принял королевский титул.

Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

Д.З. §7, вопросы и задания. Таблица «Принятие христианства славянскими народами».

В нынешнем году отмечается 1150-летие славянской письменности. Начало ей положила миссия святых равноапостольных князей Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Это государство западных славян постоянно сражалось за независимость от немцев, за возможность молиться Господу на своём языке. Оно просуществовало почти век, его уничтожили венгры, но славяне из тех мест не исчезли, превратившись со временем в чехов и словаков. И по иронии судьбы, основатель Чехословакии родился вблизи древней моравской столицы.
Тайны моравской столицы
IX век был особенным для всего славянского мира. Так, в 864 году приняла христианство Болгария. В том же столетии начала складываться государственность на Руси, в Сербии и Хорватии. Не обошёл данный процесс и западных славян. Но если поляки несколько запаздывали, то предки чехов и словаков тогда же приступили к государственному строительству. В итоге родилась держава, которой было суждено войти в историю как место, где у славян появилась первая азбука и возник церковно-славянский язык.
В годы наивысшего расцвета Великая Моравия занимала огромное пространство. В её состав входили территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, востока Германии, севера Австрии, юга Польши, украинского Закарпатья, запада Румынии, а также севера Сербии, Хорватии и Словении. История Великоморавской державы вроде бы хорошо известна, однако до сих пор в ней есть вещи, остающиеся тайной.
Один из спорных вопросов — где же была столица Великой Моравии Велеград? Возможно, там, где сегодня есть городище Микульчицы (по-чешски — Микульчице) возле города Годонин на границе со Словакией? С середины прошлого столетия там постоянно ведутся археологические раскопки. Удалось найти остатки княжеского дворца, каменных храмов, деревянных жилищ и погребений знати и дружинников.
Но не исключено, что столица Великой Моравии располагалась севернее — возле современного города Угерске-Градиште на востоке Чехии. Здесь стоит ныне не действующий Велеградский монастырь, частью которого является базилика, названная в честь Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приезжают как православные, так и католические паломники, желающие почтить память святых равноапостольных братьев.
Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. Сегодня это городище, расположенное на окраине Братиславы, а с него открывается вид на сопредельную территорию Австрии, откуда на земли западных славян часто приходили германские завоеватели. Кроме того, некоторые князья проживали в городе Нитра, ныне являющемся одним из краевых центров Словакии.
Три западнославянских центра
Первое упоминание в источниках о Моравском княжестве относится к 822 году. Первым достоверно известным его правителем считается Моймир I, оттого и правившую там династию стали называть Моймировичами. Первоначально его владения охватывали собственно историческую область Моравия, расположенную на юго-востоке современной Чехии. Но в дальнейшем пределы державы расширились.
Соперником Моймира было Нитранское княжество на западе современной Словакии. В 833 году Моймир победил нитранского князя Прибину и присоединил его владения к Моравии. Неудачливый Прибина бежал к Людовику II Немецкому, от которого получил во владение территорию возле озера Балатон. Здесь образовалось Блатенское княжество, территория которого впоследствии переходила от франков к мораванам и обратно, пока его в начале Х века не уничтожили венгры.
К западу от Моравии начало оформляться Чешское княжество во главе с династией Пржемысловичей. Их столица находилась в Праге. В 845 году чехов крестили в Регенсбурге немецкие епископы. Спустя год Моймир присоединил Чешские земли к своим владениям, но власть моравских государей над чехами была скорее номинальной. В отличие от Нитры, в Чехии сохранились свои князья, а их отношения с мораванами скорее напоминали союз родственных племён, противостоящих натиску немцев.
Хотя Моравия расширяла свои пределы, о её полной государственной независимости говорить не приходилось. В 831 году её крестил епископ немецкого города Пассау Регинар, а сама она фактически стала вассалом Восточно-Франкского королевства. Спустя 15 лет Людовик II вторгся в Моравию, сверг Моймира и посадил на место князя его племянника Растислава (в русской традиции его иногда называют Ростиславом).
Кирилл и Мефодий как спасители от немцев
Людовик считал, что воспитанный при его дворе Растислав будет во всём его слушаться. Однако тот оказался весьма своенравным правителем, стремившимся выйти из-под опеки. С этой целью моравский князь охотно поддерживал всех противников Людовика, а также заключил союз с Византией и Болгарией. В 855 году войска немецкого правителя вторглись в пределы Моравии, однако (по всей видимости, в районе современной Братиславы) славяне их разбили, после чего сами опустошили ряд районов Баварии.
Борьба, длившаяся с переменным успехом, продолжалась. Союзником Людовика Немецкого выступало баварское духовенство, власть которого распространялась и на Моравию. Стремясь избавиться от опеки немецких епископов, Растислав обратился к Папе Римскому с просьбой обучить славянских священников. Однако понтифик отказал князю, после чего в 862 году он направил послов к императору Византии Михаилу III.
«Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей», — обратились моравские послы к Михаилу. Василевс отнёсся к просьбе славян благосклонно. В 863 году на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирилл (Константин) и Мефодий. Так началась их миссия, результатом которой стало изобретение славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг.
Кирилл и Мефодий вели свою работу, преодолевая сопротивление немецких священников и Людовика Немецкого, который в 864 году ещё раз вторгся в Моравию. Однако князь Растислав сумел изгнать неприятеля, а миссия святых братьев продолжилась. За три года в Моравии они сумели организовать независимую от германцев славянскую церковь. По дороге в Италию Кирилл и Мефодий по поручению князя Коцела занялись распространением славянской книжности в Блатенском княжестве.
В 867 году равноапостольных братьев вызвали в Рим (окончательного раскола церкви к тому моменту ещё не произошло — Ред.). Несмотря на сопротивление части духовенства, считавшей славянскую литургию святотатством, папа Адриан II её утвердил. Он же рукоположил первых трёх моравских священников, которых Кирилл и Мефодий привезли с собой, а Мефодий стал главой моравской церкви. Казалось бы, дело сделано. Но тут в дела церковно-просвещенческие вмешалась политика.
Святополк Великий
В 870 году Растислав фактически разделил Моравию на две части, фактически отдав территорию Нитранского княжества племяннику Святополку. Последний выразил готовность признать себя вассалом восточно-франкского короля. Тут же сын Людовика Немецкого Карломан вторгся в Великую Моравию, и Святополк выдал ему Растислава. Правителя Моравии заточили в один из баварских монастырей, ослепили, и вскоре он умер. В одну из обителей Швабии заключили и Мефодия.
Святополк год правил страной на правах вассала германцев, но в 871 году немецкий правитель заточил в темницу и его. Людовик Немецкий отправил для управления Моравией двух графов, но народ восстал. Тут франкский правитель решил выпустить Святополка из тюрьмы, а вроде бы верный Людовику моравский князь взял и уничтожил баварские гарнизоны. Предпринятая в 874 году карательная экспедиция франского короля закончилась его разгромом. В итоге стороны заключили мир. Святополк вторично признал вассалитет от Восточно-франкского королевства, но зависимость эта была номинальной.
Тем временем Папа Римский Иоанн VIII повелел освободить Мефодия. Правда, попутно он запретил славянскую литургию, разрешив только проповеди. Создатель славянской азбуки вернулся к своей деятельности. Он основал в Паннонии архиепископство, продолжая служить на славянском языке. В 874 году он крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Впоследствии Мефодий вторично смог оправдаться перед Римской курией, и продолжил своё служение. В 885 году он скончался в Велеграде.
Успех деятельности Мефодия стал возможным благодаря тому, что Святополк сумел создать мощную державу, и в годы его правления Моравию с полным основанием можно было называть Великой. Он утвердился в Чешских землях, на территории лужицких сербов, отвоевал Паннонию (основную часть современной Венгрии), будущую Южную Польшу и украинское Закарпатье. Он пользовался союзом с Восточно-франкским королевством для того, чтобы расширять свои владения. А вассалитет всё больше походил на обычный союз.
Закат Великой Моравии
Святополк I умер в 894 году, разделив государство между сыновьями — Моймиром II и Святополком II. Между ними вспыхнул конфликт, пагубно сказавшийся на державе. В 895 году от Великой Моравии отпала Чехия, постепенно она теряла и другие окраинные земли. А затем настал полный конец. В 901 году пришедшие с востока кочевники-мадьяры вторглись в пределы Великой Моравии. Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили.
В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь.
А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием.
Наследие
Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами.
Ирония судьбы: рядом с Велеградом (или, как минимум, одного из крупных центров того княжества) родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась.
В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры.
Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии.
По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы.
Вадим Трухачёв, историк

Посещaeмые места во время тура: Оломоуц – Брно — Прага — Замки Южной Моравии: Ледницко, Валтице и Дитрихштейнов/Микулов Мацоха – Краков

05:00 выезд из Риги. Время в пути. Польша, Чехия. Ночь в гостинице.

2 день

Завтрак. Свободный день. По желанию, экскурсия в Прагу – «Золотой город», город ста башен (25EUR). Обзорная экскурсия по Праге. Вы увидите бывшую резиденцию чешских королей — нынешний Президентский дворец, грандиозный собор Святого Витта, Золотую улочку, Карлов мост с 30-тью скульптурами в стиле барокко, знакомство с великолепным архитектурным ансамблем Староместской площади, увидите старую Ратушу со всемирно известными курантами. Свободное время. Предлагаем прогулку на кораблике по рике Влтава и ужин на борту. Ночная Прага сияет огнями круглый год. Узкие, извилистые улочки, уличные музыканты и многообразная архитектура. Нельзя не попробовать чешское пиво! Возвращение в Брно. Ночь в гостинице.

3 день

Завтрак. По желанию, предлагаем экскурсию «Замки Южной Моравии: Ледницко, Валтице и Дитрихштейнов/Микулов» (35EUR). Переезд в Ледницко-Валтицкий дворцово-парковый комплекс (ЮНЕСКО) для осмотра неоготического замка Леднице и барочного замка Валтице. Великолепный замок Леднице, построенный в стиле английской псевдоготики служил прекрасной декорацией при съемках множества фильмов-сказок: «Принц и нищий», Кольцо дракона», «Мальчик с пальчик», «Чудесный нос» и другое. В парке, окружающем замок, ровно в полночь появляется призрак Черного рыцаря, всадник укутанный черным плащом, из-под которого виднеется человеческий череп, иногда в сопровождении целой дружины других призраков, и под утро все они исчезают в одном из ледницких прудов. Далее, у самой границы с Австрией расположен один из немногих средневековых чешских замков в стиле барокко, донесший до наших дней красоту и изысканность форм и роскошь интерьера, присущих этому архитектурному стилю — это замок Валтице, занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок окружен прекрасным английским парком с храмом Дианы. Переезд в Микулов, лежащий посреди великолепной природы, на местности, усеянной виноградниками. Осмотр исторического центра: Замок Дитрихштейнов, богато украшенные дома, усыпальница Дитрихштейнов и др. Возможна дегустация моравских вин (15EUR). Возвращаемся в гостиницу. Ночь в гостиницы в Врно.

4 день

Завтрак. Посещение удивительного природного объекта Чехии — Punkva Мацоха. Это 140-метровая пропасть со своей не простой историей и легендой. Во время экскурсии Вам предложат спуститься под землю и пройти пещерами, чтобы осмотреть причудливые формы сталактитов, сталагмитов и сталагнатов и прокатиться на лодке по подземной реке. Знакомство с городом Оломоуц: просторные площади, главная из которых, Верхняя Площадь, украшена Колонной Пресвятой Троицы, занесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; Городская Ратуша с астрономическими часами; Дворец Пржемысловичей; кафедральный Собор св. Вацлава; в Храме св. Маврикия можно послушать самый большой орган в Центральной Европе. Переезд в Краков — «духовную столицу Польши», «Город ста костелов». По желанию, экскурсия по городу (15EUR). Краков занесен в список Мирового наследия культуры ЮНЕСКО, как один из 12 самых ценных объектов мира. Осмотр исторического центра города: знаменитый Вавельский холм с готическим Кафедральным Собором, Королевский замок, рыночная площадь, базилика Св.Марии, «Суконные ряды». Свободное время. Ночь в гостинице.

5 день

Завтрак. Выезд в Ригу. Переезд Польша, Литва. Прибытие в Ригу поздно вечером.

На карте

В настоящее время Моравия часть Чешской Республики, расположенная на востоке страны. Сегодняшняя столица Моравии город Брно, а историческая Оломоуц. Прагу и Брно и Оломоуц связывает главная магистраль страны – автобан D1.

Как добраться – все варианты:

из Праги
  • на автомобиле по автомагистрали D1 (200 км до Брно, 300 до Оломоуца), правда дорога постоянно ремонтируется и очень часто случаются аварии, поэтому время поездки может существенно увеличится. Особенно это актуально в пятницу во второй половине дня и накануне праздников;
  • на поезде с Главного вокзала (Hlavní nádraži). Актуальное расписание можно посмотреть на сайте Чешских железных дорог http://www.cd.cz/spojeni/. Задайте пункт отправления Praha hl.n. и пункт назначения, например Brno, Olomouc или Břeclav (наш отель) и Вы получите расписание поездов. Время в пути до Брно (2 часа 30 мин), до Оломоуца (2 часа 20 мин), до Бржецлава (3 часа).
из Вены
  • на автомобиле по трассе А5 – 100 км нашего отеля «На Ледничке”, 200 км до Оломоуца;
  • на поезде с главного вокзала (Wien Hbf). Актуальное расписание можно посмотреть на сайте Чешских железных дорог http://www.cd.cz/spojeni/ (на чешском сайте покупать билеты дешевле, чем на австрийском https://www.oebb.at/). Задайте пункт отправления Wien Hbf и пункт назначения, например Brno, Olomouc или Břeclav (наш отель) и Вы получите расписание поездов. Время в пути до Брно (1 час 30 мин), до Оломоуца (2 часа 30 мин), до Бржецлава (1 час).
из России и Украины
  • на автомобиле через Брест (Белоруссия)/Львов (Украина), территорию Польши, Остраву–Оломоуц–Брно (Чехия) по автомагистрали D1 или через Польшу и территорию Словакии. Подробный маршрут можно посмотреть на специальной карте, если кликнуть на следующую ссылку: https://drive.google.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *