Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова
Саранская и Мордовская епархия Мордовской митрополии Русской Православной Церкви.
Содержание
Начало Православия в Мордовии
Хотя первый, точно датированный храм, был возведен только в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, несомненно, что существовал православный приход в Темникове, основанном в 1536 году, и в русском селе Старый Город, существовавшем еще в XV веке.
Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол». Монах Мамонт, основатель Мамонтовой пустыни, крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки (две русские и одну мордовскую) в самое крупное и процветающее село Примокшанья — Пурдошки. Небольшая мордовская деревня Ардатова, принявшая христианство и русских единоверцев, стала городом.
С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством. В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. Свидетельство тому — значительное количество монахов, выходцев из мордвы. Среди первых насельников Саровской пустыни, судя по спискам 1731 г., не менее трети были мокшане Арзамасского и Темниковского уездов.
В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г. Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области.
За 40 лет до основания Саранска патриарх Иов благословил обывателей деревни Ивановской на возведение храма во имя св. ап. Иоанна Богослова (ныне кафедральный собор): так первосвятитель предопределил появление современной столицы Мордовии.
С отменой патриаршества мордовский край духовно окормлялся местоблюстителями Патриаршего престола. Впоследствии в разное время приходы Мордовских земель входили в состав Казанской, Пензенской, Владимирской, Воронежской, Тамбовской и Нижегородской епархий.
В составе Пензенской епархии
Новая страница церковной истории края была перевернута с созданием Пензенской епархии в 1799 г. В неё были включены все города современной Мордовии, кроме Темникова, который остался в Тамбовской епархии, и Ардатова, относившегося к Нижегородской епархии.
Всего за 300 лет на территории Мордовии появились 42 монастыря и около 650 храмов. В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.
Годы лихолетья
Если до революции на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая, и за год в уезде осуждалось на заключение 1-2 человека, то в первые годы советской власти тюрьма уже была заполнена до отказа. Затем в Саранске были оборудованы под тюрьмы два барака и казарма. В 1920 году появилась загородная тюрьма, занявшая три келейных корпуса Чуфаровского монастыря. Следом были открыты тюрьма в Липках (близ Ромоданова), концентрационный лагерь на Казачьей горе близ Саранска, целая сеть лагерей в Темниковском, Краснослободском уездах, в лесах Потьмы. Храмы закрывались — тюрьмы открывались.
В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г. До этого в 1918-1921 гг. советская власть несколько раз проводила реквизиции земельных владений (прежде всего монастырских) и храмовых ценностей — богослужебных сосудов и окладов из драгоценных металлов. Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК.
В 1924 г. за отказ признать обновленческих иерархов был закрыт Чуфаровский монастырь, в 1926 г. — Куриловский, в 1928 г. — Зиновский, Краснослободские Успенский и Спасо-Преображенский, Темниковский женский. Началось повсеместное закрытие приходских храмов. Церковный совет Саранской Иоанно-Богословской церкви 11 лет боролся за свой храм — и отстоял его чудом. Во многих селах крестьяне поднимали бунты в защиту храма, но переломить силу большевистской власти, не стеснявшейся в средствах давления и устрашения, не удалось. В 1930 г. снесли Спасский собор г. Саранска. Из икон Ардатовского Троицкого собора сделали школьные парты, образа монастырей шли на столярные изделия, колокола сбрасывались и отправлялись на переплавку. По самым скромным подсчетам, на территории Мордовии было уничтожено около 35 тыс. икон, 3500 колоколов, 65 тыс. богослужебных и церковных книг, а подсчитать утраты ризниц нельзя даже приблизительно.
Из 620 храмов, 20 молитвенных домов и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и три монастыря. Из оставшихся 11 монастырей семь сохранили часть построек — Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский, от четырех остались фрагменты. 120 храмов дошли до наших дней в руинированном или в сильно перестроенном виде.
Основная волна закрытия храмов прокатилась в 1930 г., когда верующие были изгнаны из двух третей приходских церквей. В 1930-36 гг. были закрыты еще 75 церквей, в 1937-38 гг. — все остальные.
Республиканские власти рапортовали в Москву, что с православной церковью на территории Мордовии покончено. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного прихода.
Аресты по делам веры приобрели массовый характер. Многие монахи уходили в леса и жили в землянках. Последнего отшельника, скрывавшегося в Сайнинском лесу, люди похоронили в 1971 г.
В годы военного лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей — в Андреевке Ардатовского р-на, Маколове Чамзинского р-на, Журавкине Зубово-Полянского р-на, Макаровке Саранского р-на, Спасском Рузаевского р-на и др. Крупнейшими центрами Православия вновь стали Саранск (Иоанно-Богословская церковь, вторая кафедра Пензенских архиерев) и Темников (Успенская церковь). Приход с. Новое Пшенево Ковылкинского р-на открыл молитвенный дом, вскоре сгоревший, но опять восстановленный. Сумели вернуть себе храм жители с. Колопино Краснослободского р-на, Паевки Рузаевского р-на, Атяшева Атяшевского р-на и некоторых других. Открылся молитвенный дом в Рузаевке.
Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой. Всего к 1991 г. в Мордовии было 46 приходов, 41 священник, и ни одного монастыря. В такой обстановке и произошло учреждение Саранской епархии.
Епархия сегодня
Создание Саранской епархии последовало 8 июня 1990 года, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР.
17 февраля 1999 года, как религиозный орган перерегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации, свидетельство № 422.
Не смотря на многочисленные трудности, епархия с первых месяцев зажила полнокровной жизнью. С апреля 1991 г. стала выходить газета «Саранские епархиальные ведомости». 7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей. К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей, в следующее пятилетие открылись еще пять монастырей.
Появились первые опыты храмоздательства, значительно вырос и клир. В 1998 году состоялся первый выпуск Саранского духовного училища, организованного на базе Иоанно-Предтеченской церкви. Многие воспитанники училища успешно продолжили свое образование в семинариях или уже приняли священный сан.
Мордовская митрополия по состоянию на 6 октября 2011 года. Карта с сайта Саранской епархии.
В связи с продолжавшмся ростом епархии и необходимостью уделять больше внимания приходам 30 мая 2011 года из Саранской епархии были выделены самостоятельные Краснослободская и Ардатовская епархии, оставив в составе Саранской епархии Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Лямбирский, Рузаевский и Ромодановский районы в центральной части Мордовии.
6 октября 2011 года Саранская епархия вошла в состав Мордовской митрополии.
Статистика
- 2000 — 325 священно- и церковнослужителей, из которых русских — 223 чел., мокши и эрзи — 83 чел.
- 1 января 2005 — 255 храмов (230 обслуживаемых приходов, 25 вакантных), 17 домовых храмов и часовен, 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 8 монастырских подворий, 1 духовное училище, 4 административные здания епархиального управления в Саранске. Более 153 приходов имеют типовые храмы, остальные – молитвенные дома. Епархия делится на 22 благочиния, в которых подвизаются 339 священнослужителей (258 приходских священников и диаконов, 81 монастырских)
- 30 мая 2011, ко времени разделения епархии — 22 благочиния, 301 приход, 13 монастырей
- январь 2013 — 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков
Архиереи
викариатство Пензенской епархии
Саранская епархия
- Варсонофий (Судаков) (8 февраля 1991 — 19 марта 2014)
- Зиновий (Корзинкин) (с 19 марта 2014)
Викарные епархии
- Рузаевская (недейств.)
Монастыри
- Инсарский Ольгинский (женский)
- Кимляйский Александро-Невский (мужской)
- Куриловский Тихвинский (женский)
- Пайгарминский Параскево-Вознесенский (женский)
- Саранский Иоанно-Богословский, Макаровский (мужской)
- Чуфаровский Троицкий (мужской)
Учебные заведения
- Саранская духовная семинария
- Саранское духовное училище (недейств.)
Периодические издания
- «Саранские епархиальные ведомости» (ежемесячный журнал)
- «Альфа» (ежемесячная газета Союза православной молодежи Мордовии)
Использованные материалы
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви
- Страница сайта Русское Православие
Саранская епархияСтраница епархииРусская Православная Церковь, Мордовская митрополия
Дата создания:
29 января 1991 г.
Первые точно датированные сведения о строительстве православного храма в Мордовии относятся к 1591 году. В период ордынского ига мордовская земля входила в состав Сарской, а после ее преобразования — Крутицкой епархии.
С 1593 году Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошло в Патриаршую (позднее Синодальную) область. В дальнейшем приходы Мордовии относились к ведению Казанских, Владимиро-Суздальских, Воронежских, Тамбовских, Нижегородских, Саратовских и Пензенских архиереев.
В 1923 году был назначен епископ Саранский, викарий Пензенской епархии.
Самостоятельная Саранская и Мордовская епархия была создана 29 января 1991 года.
Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года (журнал № 41) из состава Саранской епархии выделены Краснослободская и Ардатовская епархии. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года (журнал № 132) включена в состав Мордовской митрополии.
Границы епархии:
Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Лямбирский, Рузаевский и Ромодановский р-ны Мордовии
Правящий архиерей:
Зиновий, архиепископ Саранский и Мордовский (Корзинкин Анатолий Алексеевич)
Статистика:
Количество приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях — 150.
Послушание несут 148 клириков.
Благочиния и благочинные
г. Саранска:
Центральное (Ленинский район) — протоиерей Георгий Сакович
Северо-восточное (Пролетарский район) — протоиерей Сергий Калаганов
Юго-западное (Ленинский район) — протоиерей Андрей Копейкин
Восточное (Октябрьский район) — игумен Мелетий (Кисняшкин)
Южное (села городского типа: Ремзавод, Луховка, Горяйновка) — иеромонах Даниил (Пьянзин)
районов:
Инсарское — протоиерей Сергий Лошаков
Ичалковское — протоиерей Иоанн Просвирнин
Кадошкинское — протоиерей Сергий Лошаков
Кочкуровское — протоиерей Геннадий Охотников
I Ковылкинское — протоиерей Олег Букарев
II Ковылкинское — протоиерей Василий Лысенко
Лямбирское — протоиерей Олег Копылов
Ромодановское — протоиерей Владимир Кугушев
I Рузаевское — протоиерей Геннадий Позоров
II Рузаевское — протоиерей Григорий Черепанов
Средства массовой информации
- официальный сайт Саранской епархии
- «Саранские епархиальные ведомости» (ежемесячный журнал)
- «Альфа» (ежемесячная газета Союза православной молодежи Мордовии)
- сайт Свято-Феодоровского кафедрального собора
- сайт отдела по благотворительности и социальному служению
- сайт миссионерского отдела
- сайт епархиального отдела по культуре
- сайт Центрального благочиния г. Саранска
- сайт Юго-западного благочиния г. Саранска
- сайт Восточного благочиния г. Саранска
- сайт Южного благочиния г. Саранска
- сайт I благочиния Рузаевского округа
- сайт II благочиния Рузаевского округа
- сайт I благочиния Ковылкинского округа
- сайт II благочиния Ковылкинского округа
- сайт Лямбирского благочиния
- сайт Ичалковского благочиния
- сайт Ромодановского благочиния
Где страшнее, чем на старом Химмаше
Как мы это сделали
Решили ещё немного попугать вас в честь Хэллоуина байками о страшных и мистических местах Мордовии. Спокойно, завтра весь этот хайп с заморским праздником оставит нас в покое.
Сивиньские овраги
(Краснослободский район)
Легенды и местные краеведы гласят, что в этих оврагах лет триста назад обитали разбойники, которые грабили всё и вся. Однажды они не поделили между собой большой куш: двадцать бочек с золотыми монетами, которые ехали к солдатам, работавшим в Сибири. Разбойники поубивали друг друга (во славу правосудия, конечно), стало быть, своровать деньги некому. А их нет, до сих пор не нашли. Кажется, местные краеведы что-то скрывают…
На дне оврага течёт ручей, который считается отравленным… трупами! Даже животные гнушаются пить из него. А ещё из глубины оврага слышатся крики и стоны. Но люди всё равно приезжают сюда искать те самые монеты. Говорят, когда спускаешься в овраг, самочувствие резко ухудшается, в голову мысли о суициде лезут… Словом, не лучшее место для краеведения.
«Ошка Панда» (Священная гора)
(село Самозлейка, Ковылкинский район)
Старшее поколение Самозлейки рассказывает, что на Ошка Панде раньше стояла церковь. А потом она взяла и ушла под землю. На болоте стояла, скажете вы? Нечистая сила, ответят местные. Сейчас на горе растёт сосновый лес, а у подножия стоит колодец с питьевой водой, который не замерзает даже зимой. Земля сохраняет его температуру, скажете вы? Мистика, ответят местные.
В середине прошлого века здесь работали археологи, нашли пустоты у подножия горы. Но лезть в них не стали — закрыли железными листами и лишили Голливуд возможности снять хоррор про Мордовию.
Один местный житель рассказывал, что в засушливый 2010 год на горе проводились какие-то мордовские обряды. Дождь три недели обходил Самозлейку стороной, пока пятнадцать бабушек не вышли к колодцу в мордовских костюмах и не начали читать молитвы на мордовском языке и обливаться водой. А спустя некоторое время тучи сгустились над селом, гром, молния, тлен… затем и дождь ливанул, на трое суток.
Симкинский дуб
(село Симкино, Большеберезниковский район)
Славяне почитали дуб, считали его благородным деревом, возле дубов проводились разные важные обряды и даже коронации. И у мордвы есть свой любимый дуб, Симкинский: около него происходили языческие жертвоприношения, корни поливали кровью животных, здесь же хоронили жрецов… Своеобразные раньше были представления о почтении.
Сейчас ветви дерева увешаны ленточками и детскими игрушками: считается, что дуб может помочь с прибавлением в семье. К слову, высота дерева — 30 метров, обхват ствола — 3 метра 75 сантиметров, а возраст — 6 веков. А кровушкой-то не зря поливали…
Заброшенная усадьба
(село Стародевичье, Ельниковский район)
Последнюю полностью сохранившуюся барскую усадьбу никто не охраняет. Оберегают её лишь жуткие легенды. Стоит усадьба с XIX века: ни Октябрьская революция, ни советские годы, ни лихие 90-е дом не тронули. Говорят, что последний помещик усадьбы Сергей Кондаков зарыл здесь свои богатства, а потом был убит. И, конечно, начал ходить по усадьбе, шуметь и кричать, охраняя своё имущество.
Есть ещё одна не менее странная легенда: дед Кондакова, Сергей Евлампиевич, любил играть в карты. Однажды он поставил на кон своё имение. Последней картой, которая принесла ему победу, был крестовый туз. Позже Сергей Евлампиевич приказал крестьянам вырыть озеро в форме, собственно, трефа. И окрестили озеро Крестовым.
Сивиньские леса
(Краснослободский район)
В годы Великой отечественной войны в этих лесах был лагерь, где пленные немцы и заключённые делали болванки к прикладам.
Лагерь забросили, а потом в этих местах начали пропадать люди. Трупов не находили, зато находили штабеля прикладов и колючую проволоку — останки лагеря. Ну и, конечно же, местные жители слышат крики и призывы о помощи их этих лесов.
Село Новое Пшенево
(Ковылкинский район)
Давным-давно на этой горе гостили с целью пыток над аборигенами татаро-монголы. Трупы несчастных сбрасывали в ров под горой. А когда пришло время уходить, татарский мурза, не доверяя своим воинам, решил спустить бочку с награбленным имуществом в болото, чтобы потом за ней вернуться. Но не вернулся.
Кто знает, лежит там клад или нет, но то, что монголы были на горе, доказано. В 1956 году из-за пожара сельчанам пришлось заново поднимать своё Пшенево. Для фундамента решили использовать валуны той самой горы, которые дробили динамитом. Взрывы выбрасывали на поверхность одежду, предметы быта и оружие монголов.
Мещанская роща
(Краснослободский район)
Здесь богатые люди прятали от пугачёвцев своё имущество. До сих пор его пытаются откопать — наверняка не все богачи выжили и вернулись за своим добром.
А ещё с этими местами связана легенда о золотой карете. На рубеже XVIII–XIX веков карета чиновника, перевозившего много золотых изделий, была найдена в болоте около деревни Желтоногово. Место не самое благоприятное: газы болота плохо влияют на самочувствие.
Краснослободск
Снимаем напряжение, история не страшная. Во время Второй Мировой войны сгорел один дом, а сад остался. Остался и скворечник на старой яблоне. Расстроенный хозяин вспомнил, что в нём никогда не водились птицы.
Решил он заглянуть в этот скворечник, приставил лестницу и полез вверх. А старая яблоня возьми да рухни вместе со скворечником. А в скворечнике — золотые монеты. На них и был построен новый дом.
Равжа Ава
(деревня Мамаево, Ковылкинский район)
«Равжа Ава» — небольшое поле с маленьким болотцем посередине, на котором местные видели женщину в чёрной одежде. Подойти к ней так и не смогли: она исчезала.
А вот и страшная легенда. Однажды одна женщина пасла здесь овец, прилегла отдохнуть и заснула.
Её дочь пришла на смену, но увидела, что женщина стоит на четвереньках и странным голосом говорит что-то на мордовском языке о Боге, называет какие-то имена. Девушка подошла к матери, похлопала её по спине, а та села, засмеялась и говорит: «Мы ещё посмотрим, кто кого!..» А потом легла и снова заснула, а когда проснулась — ничего не помнила. Стадо они перегнали и больше не ходили на это странное поле.
Дорога от Самозлейки до Мамолаева
(Ковылкинский район)
Жителям Самозлейки стоит задуматься о правильности выбора места жительства. На этой дороге с берёзовыми посадками местные слышали женские крики, которые раздаются то с одной стороны, то с другой.
И даже силуэт женский ночью видели. Местные говорят, что в одном из лесов собирается на шабаш разная нечисть…