Морозовка монастырь

«Отморозовка» – так это село называют туристы, удивляющиеся отсутствию в нем не только почты и магазина, но даже хорошего сигнала мобильной связи. За его многовековую историю из Алсу – так село называлось до переименования – трижды переселяли местных жителей-греков. Старое название села Алсу в переводе с тюркского означает «свежая вода» и здесь до сих пор действует оборудованный родник.

Историки расходятся в точной дате образования поселения в данном месте, оставляя широкий «коридор» в 700-800 лет: от IV-III века до нашей эры до IV века эры нашей. Удобное расположение закрытом от ветров урочище, наличие ручьев и родников, проходящие мимо дороги к Чернореченскому каньону и на перевал Чирка-богаз. Первый раз жившие в селе крымские греки были переселены в Приазовье в 1778 году, после начала захвата Крыма Россией. Село опустело. Пару десятков лет спустя его земли были переданы военнослужащим Греческого балаклавского батальона.

Дорога в Морозовку идет от автомобильной трассы Севастополь – Ялта

Второй раз под депортацию греки из Алсу попали в 1944 году – их переселили в Среднюю Азию. В 1948-м село переименовали в Морозовку, перед этим заселенную привезенными в Крым россиянами и украинцами. В 1962 году село Морозовка было ликвидировано как населенный пункт, часть жителей отселена. Но многие потом вернулись на насиженные места. Причина «ликвидации» села неизвестна, но, возможно, военных не радовало соседство с совершенно секретным объектом, который в скором времени начали строить рядом.

Развалины столовой ЗКП ЧФ – объекта №221

В 1977 году в расположенной рядом горе Мишень началось строительство совершенно секретного объекта №221 – запасного командного пункта (ЗКП) Черноморского флота. Сооружение четырехэтажное, с двумя потернами, замаскированными на выходе двухэтажными знаниями, имитирующими жилые дома. Входы в потерны закрывались массивными противоатомными дверями. На вершине горы находятся выходы вентиляционных и волноводных шахт диаметром 4,5 метра и высотой около 182 метров.

Развалины казармы

Строительство объекта №221 продолжалось 15 лет и было заброшено в 1992 году, после чего он подвергся массированному разграблению. Версия об охотниках за черными металлами не выдерживает критики. В Севастополе поговаривают о причастности к процессу флотского начальства. Сегодня ЗКП любят посещать диггеры и сталкеры, однако подобные «экскурсии» сопряжены с риском свалиться в шахты или заблудиться в многочисленных технических ходах, общая длина которых – несколько километров.

Возле здания казармы хозяйничает природа

Рядом с селом для военнослужащих совсекретного объекта построили военный городок – казармы, столовую и прочие объекты. Сегодня они зияют пустыми окнами, кирпичные стены постепенно разбирают, бетон разбивают для извлечения арматуры.

Восточный вход в объект №221 замаскирован под жилой дом

Все это время Морозовка-Алсу продолжает жить своей жизнью. Тут около двух десятков домов. Одни построены десятилетия назад, а современные особняки – совсем недавно. К единственной улице Ключевой недавно добавился одноименный переулок, упирающийся в монастырь.

В селе помимо улицы Ключевая теперь есть и одноименный переулок

Родник Таш-Чешме в центре села – единственный источник воды. Газа в Морозовке нет, но хоть электричество в наличии. Сигнал мобильной связи удается поймать не везде. Об этих проблемах газета «Слава Севастополя» писала еще в 2009 году, но с тех пор ничего не изменилось.

Родник Таш-Чешме в центре Морозовки

Недавно в Морозовку запустили автобус №18 и теперь сюда можно добраться с 5-го километра Балаклавского шоссе. Рейсы приблизительно раз в полтора часа, но «безлошадные» аборигены и тому рады. В селе нет ни магазина, ни почты и ездить в город приходится по любой жизненной надобности. До «цивилизации» 25 минут езды, но в Алсу ее присутствие почти не ощущается.

Импровизированная конечная маршрута №18

В начале 2000-х в Морозовке начали строить Ставропигиальный мужской монастырь во имя преподобного Паисия Величковского. Обитель основал покойный Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). СМИ сообщали, что одним из спонсоров был тогдашний генеральный директор «Укртехгаза» Сергей Гиренко, а на купола под синей кровлей да со звездами под золото и сияющие золотом маковки на колокольне и храме средства пожертвовала певица Лариса Долина. Сейчас на воротах монастыря красуется табличка «Московский патриархат. Украинская православная церковь. Киевская митрополия».

Вход в Ставропигиальный мужской монастырь во имя преподобного Паисия Величковского

В последнее десятилетие с монастырем связаны ряд происшествий. В 2012 году один из послушников, ранее судимый, украл из монастыря золотые и серебряные изделия, а также иконы. Впоследствии был задержан и осужден. После аннексии полуострова Россией в монастыре дважды случались масштабные пожары. Первый раз – в октябре 2016 года сгорела братская трапезная и наместничий корпус. Митрополит Александр (Драбинко) написал тогда, что это был поджог, и наместнику и братии неоднократно угрожали. «На воротах монастыря писали: «долой сабодановщину», » русская земля для русских», – отметил митрополит. Второй раз пожар случился в январе нынешнего года – сгорел строящийся храм.

На сельском кладбище хоронят уже несколько столетий

На окраине Морозовки – небольшое, но старое кладбище. Среди могил можно найти захоронения XVIII-XIX веков, многие надписи на греческом языке. Перед первым выселением в Алсу проживало около 300 человек, в 1920-е годы – около 150, сейчас менее 50 человек.

Детский оздоровительный лагерь «Алсу» не работает

С советского времени в Морозовке действовал пионерский лагерь «Алсу», находящийся в ведении Черноморского флота. Лагерь не прекращал работы и при Украине, но недавно российские власти Севастополя объявили, что он будет снесен и на его месте построят новый, «с военно-патриотическим уклоном».

На территории лагеря «Алсу» в 2017 году располагался тренировочный лагерь военного спецназа Минобороны России

Кстати, на одной из территорий лагеря «Алсу» в 2017 году располагался тренировочный лагерь военного спецназа Минобороны России. И сейчас еще на воротах таблички «Запретная зона» и «Территория МО РФ».

Указатели Большой Севастопольской тропы рядом с Морозовкой

У села стоят указатели Большой севастопольской тропы. Через Морозовку туристы идут к Чернореченскому каньону, в Байдарскую долину или к месту партизанской стоянки, где даже сохранилась землянка.

Шлагбаум на окраине села

На окраине села шлагбаум и табличка, возвещающая, что здесь граница заказника «Байдарский». Мощеная камнем средневековая дорога ведет к Чернореченскому каньону. Окрестности изрыты «черными археологами» – во время Крымской войны в этом месте стояли лагерем французы, во время Второй мировой – немцы.

Древняя, мощеная камнем дорога

В центре Морозовки, на пригорке напротив родника – могила неизвестного солдата. Останки его были найдены при строительстве военного объекта и захоронены в мае 1978 года.

Могила безымянному солдату в центре села

Путеводители вещают для туристов о Морозовке, заманивая их на солнечный полуостров: «Уникальные природно-климатические условия этой местности способствуют быстрой реабилитации людей с заболеванием органов дыхания. Чистейший горный воздух, аромат лиственных и хвойных деревьев, экологически чистая вода из родников и Черной речки». Проблемы жителей села, между тем, остаются вне внимания властей. «Когда-то хоть автолавка раз в неделю приезжала, – рассказала мне пожилая женщина, – а сейчас…».

Обветшалый дом в Морозовке, отопление печное, водопровода нет

Евген Жук, блогер из Севастополя (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Видимо, после учреждения в 1873 году Севастопольского градоначальства, Алсу, вместе с другими окрестностями Балаклавы, перешло в его состав, что зафиксировано в «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» и там же записано, что по результатам Х-й ревизии 1887 года в Алсу в 22 дворах проживало 112 человек (на карте 1890 года — 26 дворов с русско-греческим населением ). В градоначальстве деревня состояла до советской реформы административного деления в 1921 году .
В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года Алсу отнесено к Балаклавскому округу, в разделе Ялтинский уезд .
С 1923 года , как отмечено в результатах Всесоюзной переписи 1926 года, Алсу отнесен к Камарскому сельсовету Севастопольского района (с 1931 года — Балаклавского ). 27 июня 1944 года, постановлением ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию , а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года Алсу Балаклавского района переименовано в Морозовку .
Официально расселено до 1968 года , но реально существуют несколько жилых домов (на 1998 год население — 30 человек ).
В 17-ти километрах от Севастополя по Ялтинской трассе, возле детского лагеря «Алсу-2» у большого креста, есть старая щебенчатая дорога. Воспользовавшись ею, попадаем в маленькое село Морозовку (бывшее Алсу), которое раскинулось но склону, являясь ярким примером свободной планировки. Село почти полностью сохранилось в первозданном виде: прихотливо разбросанные дома, извилистые улочки, широко разбежавшиеся заборы. Дома небольшие, крытые желобчатой черепицей, во дворах — старые, искривленные временем и непогодой деревья.
В центре села — нечто вроде площади и старый фонтан. У жителей Севера это слово ассоциируется с бассейном, из водной глади которого среди статуй вздымаются струи воды. Но таких нет, вернее, почти нет в засушливом Крыму, где каждая капля — на счету. Здесь фонтаном называется любой более или менее скромно оформленный источник. Таков и фонтан в Морозовке: каменная невысокая стенка с пологим фронтоном и стрельчатой нишей, из трех труб изливается в каменное корыто вода. Приезжая в Морозовку, «Алсу» окинем взглядом окрестности на въезде: дорога идет вниз, открывается долина.
Есть в Морозовке святое место, особо почитаемое, — обитель в честь святого старца Паисия Величковского, где хранится частица его честных мощей. В обители стоит часовня в честь святителя Нектария митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца, целителя раковых заболеваний. В монастырском храме хранятся великие святыни: более 700 частиц мощей угодников Божиих.
История монастыря началась в год 2000-летия от Рождества Христова, в сам день праздника. Во время богослужения настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и наместник возрождающейся в стенах сей обители монашеской общины — иеромонах Паисий (Дмоховский) были ограблены. Злодеи унесли из кельи все ценное — иконы, серебряные сосуды, книги, кресты, мощи и облачения. К наместнику подошла прихожанка храма, и сказала: «Не печальтесь, батюшка, вот наша семья дарит Вам землю для исполнения Вашей мечты о монастыре. И, действительно, земля была для этого прекрасная, а первое богослужение там было совершено иеромонахом Паисием на Крещение Господне — освятили воду в источнике на монастырской земле А во время пеших разведывательных экспедиций, совершаемых братией по склонам Монашеской Балки были обнаружены пещеры древних подвижников и фундаменты с кладбищем целого женского монастыря, увы с разграбленными и оскверненными черными археологами могилами монахинь. Останки этих неизвестных подвижниц были благоговейно собраны братией и захоронены на территории монастыря под большим деревянным крестом. Иеромонах Паисий (ныне схиархимандрит Лазарь), воспитанный и постриженный в иночество знаменитым старцем схиархимандритом Макарием (Болотовым) у него и взял благословение на основание обители и получил в благословение Казанскую икону Божьей Матери. Образ благоговейно хранится братией на иконостасе храма во имя преподобного Паисия Величковского. На 40-й день после кончины любимого старца иеромонах Паисий возглавил богослужение и привез с могилки старца песок, вскоре рассыпанный по будущей границе монастыря. Только в 2011 году Севастопольский горсовет утвердил эту границу. Подаренный участок был крошечным, а сейчас, через 11 лет, это уже значительная область, освящаемая молитвой братии.
В 2010 году монастырь, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, получил статус ставропигиального. Таким образом, начинавшийся когда-то, как скит Херсонесской монашеской общины — места крещения равноапостольного Владимира, монастырь сейчас развивается, как одна из обителей, настоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Владимир. В обители несут свой монашеский подвиг семь человек братии, возглавляет монастырь наместник — архимандрит Гавриил (Анисимов).
У обители есть подворье Вознесения Господня в селе Гончарное Балаклавского района, где несут послушание трое человек братии.
Дорога по лесу, как и в жизни человека, часто серпантином извивается по склону, подъем сменяется кратковременным спуском, за которым опять следует подъем.
Вокруг по-прежнему лес, основную дорогу пересекают другие, теряющиеся в чаще. Но не следует сворачивать на них — это лишь просеки, которые размежевывают лес на делянки.
В наших местах очень любят проводить время жители и гости Севастополя. Гуляя по лесу, они приходят в обитель. Колокольня храма, как духовный маяк, притягивает к себе путника, порой сбившегося с пути, где каждый может найти для себя и кров, и утешение, и Божественную благодать.
————————————
Примечания:
1. О. С. Иванова. Из раскопок могильника в балке Алмалык-Дере …
2. Райнер Шрег. К вопросу изучения освоения округи Мангупа…
3. А. Г. ГЕРЦЕН, Ю. М. МОГАРИЧЕВ. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСТОРИИ ТАВРИКИ…
4. Т. М. Фадеева, А. К. Шапошников. Княжество Феодоро и его князья. Симферополь, 2005 г. ISBN 966 648 061-1
5. Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах от 18 сентября 1778г
6. Поэтические традиции народной культуры греков-урумов с. Улаклы…
7. 1 2 3 Крым в 1784—1917 гг
8. Ляшенко В. И. К вопросу о переселении крымских мусульман в Турцию в конце XVIII — первой половине ХIХ веков
9. ИТУАК, т. 26, стр.27. Лашков Ф. Ф. Исторический очерк Крымско-татарскаго землевладения
10. ИТУАК, т. 26, стр.85. Лашков Ф. Ф. Исторический очерк Крымско-татарскаго землевладения
11. «Военная топографическая карта полуострова Крым … 1817-го года»
12. «Ведомость о казённых волостях Таврической губернии» от 31 августа 1829 г
13. История самоуправления Ялты
14. «Топографическая карта полуострова Крым, л. VII,.Съёмка полковн. Бетева и подолк. Оберга. 1842 г.»
15. Карта Таврической губ.,Фиолент — Кикинейз, 1865 г.
16. Памятная книга Таврической губернии 1889г
17. Крым 1890 г. Упа-Варнутка.
18. Прохоров В. В.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ ОКРУЖНОЙ МИЛИЦИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЭПа
19. Крым 1783—1998 гг., стр. 299
20. Крым 1783—1998 гг., стр. 338
21. Этнография Крыма. Греки. Депортация
22. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 г
23. Крымская обл. — 1968 г. стр.13
24. Байдарская долина-Чернореченский каньон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *