Моршанский собор

350 лет стоит на земле моршанской величественный храм во имя Пресвятой Троицы — Свято-Троицкий собор. Его история началась 5 декабря 1830 г., когда был утвержден проект строительства храма императором Николаем I, который сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого собора неизвестен, но подобный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор. Ранее, 13 августа 1826 г., Епископ Тамбовский и Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма. В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда. К 9 апреля 1836 г. было собрано 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благословения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы.

Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформленный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами. Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а потом под наблюдением выбираемых из граждан попечителей под непосредственным надзором местного протоиерея А.Я. Воскресенского и губернского архитектора Шубина. За короткий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем собор не возвышался и на половину высоты, предусмотренной по проекту. Собранные на строительство храма средства истощились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекратились. В 1842 г. на постройке храма было занято всего 45 человек. В следующем году утверждается новый добровольный сбор — торговая пошлина: с хлеба, сала и гречихи. После 1841 г. работы на соборе растянулись на целых 15 лет. В процессе стройки самой существенной стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяжестью массивного барабана они стали проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка крестьянина Степана Люлина. Он предложил единственно верное техническое решение. По совету С. Люлина столбы и своды храма были закреплены металлической обвязкой. Приостановленные на соборе работы продолжились.

После штукатурки стен и покраски деревянных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским мастерам. 24 ноября 1857 г. храм был отстроен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шацким Макарием. Средний — главный престол Собора был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Троицы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освящение состоялось на следующий день, 25 ноября. 26 ноября был освящен левый придел храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освещение создавало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52-мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были устроены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белыми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харьковской метлахской плиткой. Храм был теплый — отопление калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечительного комитета Емельяна Захаровича Платицына. Солея пред иконостасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов, поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть — под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и картинами под руководством Московского художника Потапова за счет церковного попечительства и на средства церкви. Иконостас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом — Казанском — почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым, левом — Александро-Невском — почетным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым на собственные средства.

В главной части главного алтаря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах — резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро — позлащенной ризе, написанная на Афонской горе, доставлена моршанским купцом Николаем Гасановичем Синевым; «Казанской Божьей Матери», жертвована эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной ризе, жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым.

В Святом кресте Троицкого собора находился огромный мощевик. В нем были собраны 83 частицы святых мощей: святого Пророка Даниила, святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки, святого Иакова брата Господня, святого Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Варнавы, Анисима, Карпа, святого царя Константина, святого князя Александра Невского, святых святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других. 8 августа 1916 г. собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С. Долгоруков и многочисленная свита. Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая II.

В 1917 г. проводился в соборе последний капитальный ремонт. В 1920 г. собору суждено быть кафедральным и первым епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский. Богослужение в соборе продолжалось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 г. собор был закрыт. В 1939 г. «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разрушению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей. В 1940 г. собору нашли новое применение: в храме и его подвалах были размещены склады.

12 декабря 1971 г. в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В.И. Пилявского о необходимости сохранения этого редкого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановление собора. Реставрация храма началась городским отделом культуры в 1978 г. Троицкий собор частично восстановили. Пожар 1987 г. уничтожил плоды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжались отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 г. 21 февраля 1990 г. Тамбовским областным Советом народных депутатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Русской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры республиканского значения». 15 апреля 1990 г. был заключен договор: «О передаче в пользование православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитектуы XIX века». 16 мая 1990 г. принято решение Моршанского городского Совета народных депутатов: «О передаче здания Троицкого собора на баланс православной общины с баланса отдела культуры горисполкома». В 1995 г. архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению было направлено прошение от православных верующих Троицкого собора с просьбой на утверждение и благословение религиозной Общины Русской Православной церкви.

Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 г. 9 августа 1998 г. в Свято-Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архиепископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Его Святейшество Алексий II подарил Свято-Троицкому собору икону Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с частицей его мощей.

Строительство этого величественного храма связано с интересной историей. Как гласит городское предание, в 1827 году представители тамбовского духовенства присутствовали в Санкт-Петербурге на освящении Преображенского (Исаакиевского) собора, который был возведен по проекту известного зодчего В. П. Стасова. Храм поразил тамбовчан своим величием и великолепием, поэтому они единодушно решили построить такой же на Тамбовщине, но новый собор должен был быть непременно выше петербуржского. Однако, их планам было суждено осуществиться только наполовину. Проект строительства собора был утвержден императором Николаем I, но с указанием не строить выше «Исаакия». Свято-Троицкий собор был построен в 1857 году.

Во время строительства моршанские зодчие неоднократно обращались к архитектору В. П. Стасову за консультациями. Такая совместная работа привела к тому, что многие архитектурные решения, воплощенные в Троицком соборе Моршанска, были впоследствии использованы В. П. Стасовым при строительстве Свято-Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга.

Один из красивейших и величественных соборов Тамбовского края имел великолепное внутреннее убранство с позолоченным пятиярусным иконостасом и изящными настенными росписями. По своей вместительности собор не имел и не имеет равных на Тамбовщине: в нем может одновременно находиться около шести тысяч человек. Габариты белоснежного храма, «свисающего» над рекой, поражают: высота собора — 75 метров, длина — 45 метров, ширина — 42 метра, высота креста основного купола — 6 метров. Пол в соборе первоначально был белокаменным, в последствии был выложен метлахской плиткой.

В 1937 году Свято-Троицкий собор был закрыт, с него сорвали купола, а само здание стало использоваться как складское помещение. В 1974 году храм был поставлен на государственный учет, как памятник архитектуры государственного значения. В конце 1980-х годов начались реставрационные работы по восстановлению малых куполов, крыши, был выполнен ремонт большого купола, колоннады. Сделано было немало, но собор по непонятным причинам загорелся. Огонь уничтожил многое из того, что удалось сделать. И собор был восстановлен вновь.

Гуляя по Моршанску, невозможно пройти мимо Троицкого собора. Из любой точки города виднеются пять великолепных позолоченных куполов, которые сияют даже в пасмурную погоду.

Настоятель: протоиерей Андрей Рыбин

Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память земной жизни Спасителя, Божией Матери, собы­тия или угодника Божия.

История Свято-Троиц­кого собора началась 5 декабря 1830 года, когда был ут­вержден проект строительства хра­ма императором Николаем I, кото­рый сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого со­бора неизвестен до сих пор, но по­добный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор.

Ранее, 13 августа 1826 года, Епис­коп Тамбовский и Шацкий Афана­сий дал благословение на строи­тельство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной конси­стории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была вы­дана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма.

В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали уча­стие все жители Моршанского уез­да.

К 9 апреля 1836 года было собра­но 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благосло­вения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы. Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформлен­ный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами.

Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а по­том под наблюдением выбира­емых из граждан попечителей под непосредственным надзором мест­ного протоиерея А. Я. Воскресенс­кого и губернского архитектора Шу­бина.

Здание воздвигалось быстро. За корот­кий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем, надо отметить, со­бор не возвышался и на полови­ну высоты, предусмотренной по проекту. Громадность здания, не доведенного и до половины, по­ражала всех. Так было до 1841 года.

Однако собранные на строи­тельство храма средства исто­щились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекра­тились.

В 1842 году на постройке хра­ма было занято всего 45 чело­век.

В следующем году утверждает­ся новый добровольный сбор — тор­говая пошлина: с хлеба, сала и гре­чихи. Но, к сожалению, средства поступали очень медленно. После 1841 года работы на соборе растя­нулись на целых 15 лет.

В процессе стройки возникало немало проблем, но самой суще­ственной, пожалуй, стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяже­стью массивного барабана они ста­ли проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка кресть­янина Степана Люлина. Он предло­жил единственно верное техничес­кое решение. Оно заключалось в следующем… По совету С. Люлина столбы и сво­ды храма были закреплены метал­лической обвязкой. Конструкция уда­лась на славу. Приостановленные на соборе работы продолжились.

Наконец, когда строительство хра­ма было близко к завершению, начались отделочные работы и уст­ройство собора изнутри. После штукатурки стен и покраски деревян­ных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским масте­рам.

24 ноября 1857 года храм был от­строен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шац­ким Макарием.

Средний — главный престол Собо­ра был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Трои­цы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освяще­ние состоялось на следующий день, т. е. 25 ноября. Днем позже — 26 ноября, был освящен левый придел храма в честь святого благоверно­го князя Александра Невского.

Освещение создавало великолепное паника­дило в 60 пудов весом, с 52-мя се­ребряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были ус­троены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белы­ми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харь­ковской метлахской плиткой.

Храм был теплый — отопление было калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечи­тельного комитета Емельяна Заха­ровича Платицына. Солея пред ико­ностасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов, поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть — под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, а в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и карти­нами под руководством Москов­ского художника Потапова, за счет церковного попечительства, а частично — на средства церк­ви. Иконо­стас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом — Казанском — почетным гражданином Гавриилом Ивано­вичем Котельниковым, левом -Александро-Невском — почет­ным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым. На собственные их средства. В главной части главного ал­таря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах — резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы, которые находились раньше в собо­ре: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро — позлащенной ризе, написанная на Афонской горе, а доставлена моршанским купцом Нико­лаем Гасановичем Синевым; «Ка­занской Божьей Матери». Жертво­вана эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной — ризе. Жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым. Особо следует рас­сказать о Святом крес­те Троицкого собора, кoторый был поистине уникален. В Святом кресте находился огром­ный мощевик. В нем были собра­ны 83 частицы Святых мощей. Огромную силу представляют мощи святого Пророка Даниила, святых Еванге­листов Матфея, Марка, Луки, свя­того Иакова брата Господня, свя­того Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Вар­навы, Анисима, Карпа, святого ца­ря Константина, святого князя Александра Невского, святых свя­тителей Григория Богослова, Ио­анна Златоуста и других.

8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочис­ленная свита.

По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и доба­вил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудес­ный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург».

А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане
встречали его дядю — главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда по­сле службы настоятель по­
дошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!».

Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П.

В 1917 г. проводился в соборе пос­ледний капитальный ремонт.

В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский.

Богослужение в соборе продолжа­лось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 году собор был закрыт под нажимом власти.

В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разру­шению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей.

Предполагалось закончить пол­ный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое при­менение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого ред­кого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановле­ние собора. Реставрация храма на­чалась городским отделом культу­ры в 1978 году. Троицкий собор ча­стично восстановили. Работы ве­лись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова.

Пожар 1987 года уничтожил пло­ды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжа­лись отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 года.

21 февраля 1990 года Тамбовским областным Советом народных де­путатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Рус­ской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры рес­публиканского значения».

15 апреля 1990 года был заклю­чен договор: «О передаче в пользо­вание православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитек­туры XIX века».

16 мая 1990 года принято реше­ние Моршанского городского Сове­та народных депутатов: «О переда­че здания Троицкого собора на ба­ланс православной общины с балан­са отдела культуры горисполкома».

В 1995 году архиепископу Там­бовскому и Мичуринскому Евгению, было направлено прошение от пра­вославных верующих Троицкого со­бора с просьбой на утверждение и благословение религиозной общины Русской Православной церкви.

Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 года.

9 августа 1998 года в Свято – Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архи­епископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбов­ский и Мичуринский Евгений.

Его Святейшество Алексий II по­дарил Свято-Троицкому собору ико­ну Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с час­тицей его мощей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *