Мощи святого апостола Андрея Первозванного
(г. Амальфи, Италия)
Амальфи — старинный романский город в провинции Салерно, которая в 1997 году была объявлена ЮНЕСКО всемирным достоянием человечества. Амальфи был первой морской республикой Италии. После падения Римской империи он стал первым портовым городом, через который осуществлялась торговля между Западом и Востоком такими экзотическими товарами, как ковры, кофе и бумага. Здесь чеканили даже собственную монету — тари. Расположенный на берегу моря городок, ступенями спускающийся к побережью, был основан в IV веке нашей эры римскими мореплавателями, потерпевшими кораблекрушение, в IX веке стал первой морской республикой и был ею до 1137 года.
Археологические исследования указывают на присутствие в Амальфи христиан уже с IV века, хотя о епископской кафедре впервые упоминается в письме святого папы Григория I Великого в 596 году к епископу А. Пимению († ок. 620). Согласно анонимной «Салернской хронике», около 833 года епископ Петр перенес в Амальфи мощи святой мученицы Трифомены.
Жемчужиной города является Кафедральный собор Святого Андрея Первозванного. Храм сооружён в IX веке. В течение столетий его дополняли архитектурными элементами романского и византийского стилей, готики и барокко, однако в целом остался доминировать арабско-норманнский стиль. В 1891 году фасад собора пострадал при землетрясении. Нынешний фасад — копия фасада собора XIII века, к которому торжественно ведут 62 ступени широкой лестницы.
Внушительные бронзовые двери были выкованы в Константинополе около 1066 года и отмечены печатью святого Симеона Сирийского; в Амальфи они попали при содействии главы большой колонии амальфетанцев в Византии. Серебряные инкрустации на дверях, трудноразличимые в настоящее время, являют образы Христа, Девы Марии и святых.
Согласно Евангелию от Иоанна, апостол Андрей был одним из учеников Иоанна Крестителя и был призван на Иордане Иисусом еще раньше, чем Петр (Иоанн 1:40-41).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает: «Поэтому в греческом предании он носит имя «ПЕРВОзванного”. По Святому Евангелию, он со своим братом был в числе ближайших учеников Христа.
По вознесении Иисуса Христа на небо, получив обещанного Утешителя, Духа Святого, апостолы,сообразно повелению своего Господа, должны были проповедовать Евангелие всей твари. Древнее предание гласит, что перед расселением из Иерусалима, все они соединились в последний раз в одной пещере; и там по внушению Духа Божия составили апостольский символ веры, как план будущей всемирной проповеди, и что при этом, как некогда израильтяне при наследовании обетованной земли, по жребию разделили между собою вселенную. Жребием святого апостола Андрея были обширные страны Вифинии и Пропонтиды, Греции и Македонии, Фракии и Скифии.
Поморье древнего Евксинского Понта было первым поприщем апостольского служения св. Андрея между язычниками. Он прошел его во всю длину, от Трапезунда и Синопа до Византии, посетил Неокесарию, Самосаты и множество других городов, всюду благовествуя Христа и насаждая церкви. Часто апостольские труды сопровождаемы были ужасными страданиями: в Синопе язычники, раздраженные смелым обличением идолослужения, подвергли апостола тяжким мучениям, и едва не лишили жизни; но благодать Божия чудесно сохранила его для благовествования Евангелия другим странам, а верные ученики проводили его до Херсона. Основав здесь Церковь, св. Андрей решился предпринять новое апостольское путешествие. Доселе он проповедовал Христа просвещенным народам древнего мира, теперь пред ним открыты были обширные страны, занимаемые воинственными племенами, — одним словом, те непроходимые пустыни Скифии, в глубь которых не дерзали проникать и сами завоеватели.
Никифор Каллист в XIV веке говорит: «Святой Андрей доходил со своей проповедью до страны антропофагов и пустынь скифских”. Сообщается, что в Скифии у святого Андрея появились ученики: в древних месяцесловах, или синаксарях, встречается под 20 числом января следующее краткое сказание о святых мучениках Енене, Нирине и Пине: «Эти святые были из Скифии, из северной страны, ученики святого апостола Андрея. Они учили о имени Христовом, и многих из варваров обратили к правой вере, и крестили”.
После, по сказанию Нестора Летописца, святой Андрей, плывя мимо гор, на которых впоследствии был построен Киев, «возлюбил это место». Прекрасное местоположение, высокие горы и обширный вид, открывающийся с них на окрестные дали, привлекли внимание апостола; он вышел из ладии своей на берег; светлый взор его сквозь мрак времен отдаленных провидел будущее величие христианской Киевской Руси; и он, проникнутый Духом Божиим, благословил священные холмы Киева; водрузил на одном из них крест, и, обратясь к ученикам своим, сказал: «На сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти и церкви многи имать Бог воздвигнути…»
Через 12 веков потом, в память славного пророчества, сооружена была на этом месте церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная в половине (пропуск даты?) великолепным храмом, воздвигнутым дочерью Петра Великого в честь самого Первозванного апостола. Предание говорит, что святой апостол не ограничился благовествованием Евангелия одним только южным странам, но что он простер победное слово свое до самых берегов озера Ильменя. Благовестив таким образом слово Божие, апостол, по преданию, был потом в Риме, а в Византии поставил первого епископа Стахия.
Посетив многие города Греции, святой Андрей прибыл в Патры Ахайские.
Тогда уже свирепствовало первое гонение на христиан, воздвигнутое Нероном; несмотря на то высокая проповедь апостола и чудодейственная сила его молитв над болящими и бесноватыми, в краткое время привлекли многих ко Христу; храмы языческие заметно пустели, а число христиан непрестанно умножалось. Раздраженный этим, правитель области Эгей заключил св. Андрея в темницу; но любовь верных не оставила апостола и в заключении: множество народа ежедневно стекалось к темнице внимать вдохновенной проповеди Андрея, так что правитель, опасаясь народного волнения, поспешил осудить апостола на крестную смерть.
Житие Андрея Первозванного сообщает: «Егеат приказал праведника растянуть по земле и троим мучителям бить его… Наконец святого мученика подняли и привели к судье… Словами праведника Егеат приведен был в неописуемую ярость. Он приказал св. Андрея распять на кресте… около креста собралось до двадцати тысяч народа»…
Когда святой Андрей приведен был туда, где приготовлен крест, то, увидев его издали, громко воззвал: «Радуйся, кресте, плотию Христовою освященный! Прежде нежели взошел на тебя Господь мой, ты страшен был для земнородных; но теперь, когда ты вместил в себя любовь небесную, быть распростертым на тебе есть дар. Знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано за тебя наград. Безбоязненно и весело иду я к тебе; но и ты с веселием и радостию приими меня, ученика распявшегося на тебе Господа».
Два дня продолжались крестные страдания св. Андрея; во все это время он не переставал поучать толпы народа, окружавшие крест его; под конец второго дня небесный свет озарил лицо его; и страдалец мирно отошел ко Господу в 30-й день ноября, при восхождении солнца около 70-го года по Р. Х.
О том, как все случилось, повествует Житие: «Когда св. Андрей произносил молитву, вдруг при всем народе, подобно молнии, появился свет и озарил св. мученика. Сей чудный свет так осиял праведника, что окружавшие не могли смотреть на него. Около получаса продолжал этот чудесный свет озарять праведника; когда же он исчез, святой апостол испустил дух и с лучезарным светом отошел, чтобы предстать перед Господом».
«Некая женщина, по имени Максимилла, сенаторского рода, веровавшая во Христа, узнав, что святый Андрей отошел ко Господу, сняла тело его с великою честию и, помазавши его драгоценными мастями, положила в своем гробе, который приготовила было для себя» (Из Жития).
В 357 году мощи святого апостола Андрея Первозванного были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи.
Нетленные мощи хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю — православная служба.
Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Папе Римскому Пию II, который поместил их в соборе святого апостола Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц Андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.
Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав его огню. Но один из монахов закрыл крест телом и ценой своей жизни спас святыню.
Мощи апостола Андрея — мироточивые, причём, где бы они не находились — в Патрах или в Амальфи — мироточат очень обильно. В Амальфи, также как и в Бари, благодаря благосклонности властей, православные священники имеют возможность служить Божественную литургию и молебны для православных паломников, ведь они особо почитают апостола Андрея, который первым принес слово Божие на скифские земли и на территорию будущей Киевской Руси.
Святой апостол Андрей Первозванный – один из 12 апостолов, избранных Самим Господом для Евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, занимаясь рыбной ловлей.
Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего святому апостолу Андрею присвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра (Ин. 1, 40—41).
После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим.
После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до побережья Черного моря.
Согласно древнему преданию, на мысе Херсонес (г. Севастополь) сохранился след на камне, на который ступал Андрей Первозванный, проповедуя на нашей земле.
Церковные писатели —Досифей Тирский,Епифаний Кипрский(IV век),Евхерий Лионский(V век) иНикита Пафлагон(IX—X) подтверждают, святой Апостол ступал на землю Херсонеса. Путь его лежал «через всю Вифинию, всю Фракию и скифов… потом достиг великого города Севаста…»
Сегодня на куске песчаника четко виден отпечаток ступни и пальца. Много чудес произошло за последнее время у этого камня. Это и исцеление больного гемофилией с открытым кровотечением, и исцеление человека с плохим зрением — он стал видеть.
Эксперты-криминалисты определили, что найденный отпечаток однозначно не является природным углублением странной формы, настолько точно он отражает анатомические особенности человека, причем человека вполне конкретного. Экспертиза показала, что этот отпечаток левой босой ноги 38 размера мог принадлежать невысокому мужчине ростом примерно 160 сантиметров. Изучение удивительного камня продолжается.
…Затем святой Апостол поднялся по Днепру до места, где стоит теперь город Киев, о чем свидетельствует прп. Нестор Летописец. После этого отбыл в Рим.
Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Греция).
Житие апостола Андрея повествует о чудесах, явленных Господом через ученика Своего в Патрах: больные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий.
Разгневанный тем, что все больше жителей города открывали для себя христианскую тайну вечной жизни и чудотворную силу Святого Креста Господня, правительЭгеат приказал распять апостола на косом кресте (в виде буквы Х). Яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный, воздав Богу хвалу, предал свою святую душу Господу († 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
Мощи святого Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины. В 357 году по поручению императора Констанция II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов.
Согласно западно-европейскому преданию, хранитель мощей апостола в Патрах инок Регул, узнав о намерении императора Констанция забрать мощи Андрея Первозванного в Константинополь, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в г. Килримонте. Монастырь во имя Андрея Первозванного в Килримонте известен с 747 года. С XI века развивалось паломничество к хранившимся здесь мощам апостола, провозглашенного покровителем Шотландии. Позже Килримонте был переименован в Сент-Андрус и стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. в 1559 году собор был разрушен сторонниками Реформации. Судьба этой части мощей неизвестна.
…В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма в Константинополе мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. После взятия Царьграда крестоносцами в 1208 году кардинал Петр Капуанский увез часть мощей Андрея Первозванного в итальянский город Амальфи.
Вопрос о времени и обстоятельствах появления частиц мощей Андрея Первозванного в афонских обителях также остается открытым. В Великой лавре св. Афанасия хранится рука апостола, в Андреевском скиту – частицы главы, в Пантелеимоновом монастыре – правая стопа. В 1644 г. иноки обители св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Фёдоровичудесницу святого апостола, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне хранится вБогоявленском соборев Москве).
Левую стопу святого Апостола с Афона в Одессу привез игумен Ильинского скита архимандрит Гавриил. После антицерковного периода стопа, промыслом Божием, была передана Свято-Успенскому Одесскому мужскому монастырю, где и находится по сей день.
Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе святого Петра. В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц Андреевского креста Греческой Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.
В 1974 году здесь было окончено строительство собора во имя Андрея Первозванного — крупнейшего на Балканах. Мощи покоятся в правом приделе храма в серебряном ковчеге. За престолом — большой Андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол.
Раку с мироточивыми мощами открывают несколько раз в год, иначе миро перельется через край…
Апостолу Андрею Первозванному, как великому учителю великих Евангельских истин, молятся об успешном образовании, о духовном просвещении, а также моряки, идущие по водам под Андреевским флагом.
Церковь празднует память святого Апостола Андрея в день его преставления 30 ноября (13 декабря).
По преданию, апостол Андрей Первозванный водрузил Крест на киевских горах и дошел до Новгорода. Этот святой всегда почитался на Руси. Под Андреевским флагом несут службу военные моряки нашей Родины. Высшая государственная награда России – орден святого Андрея Первозванного. В Москве есть храмы, построенные и освященные в честь апостола Андрея.
Сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Ладоге до Новгорода и дальше впервые появляется в поздней редакции «Повести временных лет» и относится к началу XII века. Однако, по мнению митрополита Платона (Левшина), архиепископа Филарета (Гумилевского), профессора МДА Евгения Голубинского, историка Антона Карташова и других, рассказ о путешествии апостола Андрея по русским землям не более чем благочестивый домысел. Но митрополит Макарий (Булгаков), автор истории Русской Церкви, утверждает обратное: «Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».
Содержание
- Храм святого апостола Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище
- Храм святого апостола Андрея Первозванного на Афонском подворье
- Храмовый комплекс святого апостола Андрея Первозванного и храм святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси в Люблине
- Строящийся храм святого апостола Андрея Первозванного на Варшавском шоссе
- Закладной камень храма святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке
Храм святого апостола Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище
Москва, улица Сергея Макеева, дом 15.
Практически у самого входа на Ваганьковском кладбище в 1822–1824 годах по проекту архитектора Александра Элькинского было построено два флигеля. В 1916 году помещения церковно-приходской школы, находившиеся в одном из них, перестроены в храм Андрея Первозванного. Под ним сделана часовня для отпевания усопших. Церковь была небольшой, она вмещала всего 350 человек. Освящение храма состоялось в мае 1916 года.
Вскоре после революции, в 1918 году, храм закрыли. Сначала в здании церкви размещалось общежитие, а затем различные кладбищенские службы. В советское время оба флигеля Ваганьковского кладбища были взяты на государственную охрану. Русской Православной Церкви здание передано в 1989 году.
Храм апостола Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище является единственным храмом в честь Апостола, построенным в Москве до революции. Церковь приписана к храму Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.
Храм святого апостола Андрея Первозванного на Афонском подворье
Москва, ул. Гончарная, дом 6.
Церковь святого Андрея Первозванного – третий храм подворья и находится внутри трапезных палат. Храм освящен в 2006 году и стал 70-м монастырским храмом в Москве.
Афонское подворье расположено в центре Москвы у «высотки» на Котельнической набережной. Обитель представляет собой памятник архитектуры. Самая древняя церковь – ХVI века.
При подворье хранятся святыни: рака с мощами преподобного Аристоклия, старца Московского, икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия, иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.
Храмовый комплекс святого апостола Андрея Первозванного и храм святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси в Люблине
Москва, ул. Ставропольская, вл. 25.
В 2000 году были подняты кресты и купола. Малое освящение храма состоялось 5 апреля 2001 года. В 2006 году было построено здание православной певческой гимназии.
Престолы: Верхний храм – престол святителя Тихона Патриарха Всероссийского; приставной престол – в честь Люблинской иконы Божией Матери. Нижний крестильный храм – престол Новомучеников и Исповедников Российских.
Святыни храма: икона святителя Тихона Патриарха Всероссийского с частицей мощей, икона священномученика Владимира, митрополита Киевского с частицей мощей, икона блаженной Матроны Московской с частицей гроба, мощевик с частицами мощей русских святых.
Строящийся храм святого апостола Андрея Первозванного на Варшавском шоссе
Москва, Варшавское шоссе, вл. 100.
Храм апостола Андрея Первозванного возьмет на себя особое попечение о Российском флоте.
Эта небольшая однокупольная церковь расположится в самом начале Черноморского бульвара, на асфальтовой площадке, свободной от деревьев. Вместимость храма составит 250 человек; высота – около 15 метров (без учета купола и креста).
Один из приделов храма будет освящен в честь святого праведного воина Феодора Ушакова, выдающегося русского адмирала, командующего Черноморским флотом.
Закладной камень храма святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке
Москва, Открытое шоссе, вл. 31.
Храм в районе Метрогородок на Открытом шоссе возводится в рамках Программы–200. Рядом выстроена небольшая деревянная церковь святого Благоверного князя Даниила Московского.
Подготовил диакон Сергий Правдолюбов
Опубликовано: № 5 (570), март 2015 г.
Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060
КИЕВ. 11 октября. УНН. Во Львов 20 октября в храм Иконы Пресвятой Богородицы «Всецарицы» ПЦУ (ул. Пилипа Орлика, 1) привезут частицу мощей святого апостола Андрея Первозванного. Они будут находиться в храме в течение недели — до 27 октября, передает УНН со ссылкой на «Гал-инфо».
«Мощевик имеет вид серебряной стопы, в которую помещены фрагменты мощей святого апостола Андрея. Св. Андрей Первозванный — первый ученик, призванный на апостольское служение Христу. Именно апостол Андрей является основоположником украинской Церкви. Его стопы стояли на киевских кручах. Он предсказывал большую веру на наших землях. И вот с 20 октября, с 9 часов утра, мощи будут выставлены к поклонению. Божественная Литургия начнется в 9.00 утра, в 11.00 будет вторая Божественная Литургия. В 18.00 этого дня будет служиться Акафист Андрею Первозванному. Это реликвии из Греции, где собственно и находятся мощи Андрея Первозванного. Однако этот мощевик все время находиться в Украине», — отметил настоятель храма отец Владимир Бачинский.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В полу храма во Львовской области нашли 900-летнюю реликвию
В течение недели двери храма будут открыты ежедневно с 9.00 до 19.00-20.00 ч.
После Львова, мощи доставят в другие приходы.