Мощи Дмитрия ростовского

4 октября — обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).

Было время, когда в России самым дорогим приданым для новобрачных считались не драгоценная утварь, платья и украшения, а духовные книги. Люди знали: будет вера – будет и благословение Господне над семьей, а остальное приложится. Евангелие, «Добротолюбие» — поучения святых отцов Церкви передавали из поколения в поколение. И среди самых известных источников мудрости и добра особое место принадлежало Четьим Минеям.

Сегодня даже не все знают, что это такое. Это целый свод житий (жизнеописаний) святых, охватывающий весь годовой круг памятных дат. Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту. Не все знают и о том, кто сделал жития святых в России основой домашних книжных собраний – о замечательном пастыре и о выдающемся духовном писателе – святителе Димитрии Ростовском, память которого Церковь совершает 10 ноября.

Не стяжав «имения, кроме книг святых»

…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – Св. Вмч. Димитрия Солунского.

И, хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил Литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз. Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.

Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).

А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.

Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.

Много лет Владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.

Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.

Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил Владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».

А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:

«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».

При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.

В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.

Дар ученика

К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.

Родился он на киевщине в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юношей он твердо решил поступать в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве.

Способности его и желание учиться были таковы, что при скромных средствах, он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце и искра той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного – служить Ему всецело.

В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха, т.е. монаха, имеющего сан священника. В ту пору он не переставал, как и прежде читать, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным. Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.

За усердие и пастырскую ответственность молодого священника ценили. Не прошло и десяти лет с момента его учебы, а Киев и Чернигов, Слуцк и Вильно уже оспаривали друг у друга право иметь у себя молодого пастыря, обращающего свое непрестанное учение на благо Церкви. Рано было возложено на него и игуменство – обязанности настоятеля монастыря. Кто-то удивлялся, а архиерей, возводивший его в игуменский сан, провидя его еще более высокое призвание, сказал, что желает ему «по имени – Димитрий – и митры», т.е. служения на архиерейском поприще.

Не почет означало для него принятие игуменского сана. Это был призыв к еще более усердному служению. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую Лавру для продолжения ученых занятий. С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий – Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре. Многие годы работы, для того, чтобы и сегодня в России люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.

Сделать святых близкими людям

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

Что мы выбираем?

К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.

С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.

Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.

Проповедь митрополита Арсения, произнесённая 4 октября 2008 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Слушая сегодня слова Святого Евангелия, братья и сестры, мы слышим: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь». Говоря эти слова в исторических обстоятельствах ветхозаветного израильского народа, Господь говорит об овцах, «яже не суть от двора сего», которых Ему подобает привести. Говорит о нашем с вами просвещении, о будущем христианских народов, которые воспримут на себя благое иго Христовых заповедей и среди которых будут те, которые будут слушать голос Христов не только ушами, не только разумом понимая, но через сердце пропуская слова Христовы.

И сегодня, братья и сестры, мы празднуем память одного из таких угодников Божиих, голос Христов у которого вошёл в сердце и выразился в словах и в делах его. Это — память святителя Димитрия, митрополита Ростова Великого.

Житие святителя Христова Димитрия

Его древнее житие начинается словами: «Сию райскую ветвь израсти Малая Россия». Родился святитель Димитрий Ростовский в небольшом городке Макарове неподалёку от города Киева. Отец его был вначале простым казаком, который за свои ратные подвиги дослужился до чина сотника. Мать, Мария Михайловна, была высокого благочестия, поскольку отец, сотник казачий, Савва Григорьевич Туптало, был постоянно занят в воинских походах, потому что время было тревожное. Это время — середина XVII века, когда на Украине ратные страсти кипели, когда она переходила из рук в руки: то литовцы, то поляки, то татары, то турки, то униаты с их религиозными захватническими войнами. В это время, в 1651 году случилось родиться будущему святителю Димитрию, а тогда — младенцу Даниилу. Воспитание младенца легло на плечи матери, потому что отец постоянно был в походах военных. И она вложила всю святость своей души в его воспитание.

Впоследствии святитель Димитрий описывал кончину своей матери словами благоговейными, говоря, что она была исполнена христианского доброго чувства и дел благочестивых. Умерла она напутствованная Святыми Христовыми Тайнами и всеми таинствами Святой Соборной Церкви в день Страстей Христовых — Страстную Пятницу, в тот самый час, когда Господь на Кресте «предаде Дух Свой». И в самом этом событии кончины в Страстную Пятницу святитель Димитрий усматривал милость Божию по отношению к своей матери, которую воспоминал как «единую от святых».

В одиннадцать лет святитель Димитрий был отдан в духовное училище города Киева. Но недолго пришлось ему там поучиться, всего лишь три года, потому что поляки, захватившие город Киев, упразднили православную духовную школу, да и многие храмы захватили, сделав их католическими и униатскими.

В семнадцать лет святитель Димитрий, чувствуя зов Божий, приходит в монастырь, и в семнадцать лет уже принимает монашеский постриг. Через год, в восемнадцать лет он рукополагается в сан дьякона, потому что видят в нём «добрый плод благочестивой отрасли» его святых благочестивых родителей.

Благословенный дар украинского Златоуста

В двадцать четыре года (это в семнадцатом веке, когда на принятие священного сана смотрели очень серьёзно!) его уже рукополагают в иеромонахи, а слава о его проповедях разносится таковая, что монастыри наперебой приглашают молодого двадцатичетырёхлетнего иеромонаха Димитрия, чтобы он у них проповедовал. Слава святителя Димитрия, его проповедей, распространилась не только по Украине, или как тогда её называли, по Малой России, но его и в Вильнюс, и в Белоруссию в монастыри приглашали, и даже до стольного града Москвы дошла слава сего проповедника, особенно его отмечал патриарх Иоаким.

Монастыри просят его принять на себя настоятельскую должность, но он, по смирению своему, ради подвигов благочестия отказывается. И ведь, живя в монастыре, как говорит его житие, он не отказывался ни от какого послушания. Тщательно, в глубочайшем смирении проходил он монашескую свою жизнь: в храм первый приходил и последний уходил из церкви Божией, стоя смиренно и молясь Богу о спасении своей бессмертной души.

Уединения, молитвы о грехах своих, покаянного постоянства, а не суеты настоятельской должности желал святитель Димитрий. Но, умолен от братии, и просьбами гетмана, и благословением архиерейским, он становится наместником одного из монастырей. Но недолго он пробыл в этой должности, всего лишь год. Настолько тягостна показалась ему эта должность, что он просился опять быть в уединении. И, сложив с себя настоятельскую должность, остался в этом же монастыре простым монахом. Это тоже говорит о его высочайшем смирении.

Вскоре, зная его талант проповеднический, и учитывая ту сложность духовного просвещения, которое было в то время (в семнадцатом веке), потому что множество книг во время татарских, литовских, польских набегов просто было уничтожено, старцы Киево-Печерской Лавры, рассудив, решили просить святителя Димитрия принять на себя труд перевода и собрания житий святых угодников Божиих, которые необходимы были для назидания во благочестии православного народа. Святитель Димитрий, страшась этого труда, но, уповая не на свою волю, а на благословение архипастырское, принимает на себя труд собирания житий святых в «Четьи Минеи», которые по сегодняшний день в нашей Святой Православной Церкви являются примером его благочестивой жизни и его кропотливого труда. По сегодняшний день мы назидаемся проповедническим словом святителя Димитрия Ростовского, когда читаем «Жития святых».

Духовное наследие великого Ростовского пастыря

Умерший в начале восемнадцатого века, святитель Димитрий по сегодняшний день проповедует нам через «Жития святых». И эти «Жития святых» настолько важны для духовной жизни христианина, что по монастырским уставам положено их читать на монастырских трапезах для возгревания духа благочестия и святости в тех, которые к этой святости, к этому духу благочестия стремятся.

Мало того, братья и сестры, в нашем благочестивом народе как великое сокровище и ценность необходимую имели даже в простых крестьянских домах собрание двенадцати месячных Миней — житий святых, собранных святителем Димитрием. Так, например, в Воронежской губернии до революции была традиция: когда отдавали замуж дочь, то обязательно в её приданом должны были быть двенадцать книг Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Потому что понимали, что необходимо духовно-нравственное назидание в семейной жизни, которое явилось бы стеной оградительной для христиан, желающих жить по-христиански, жить мирно с Богом и со своей совестью.

Собрание житий святых сопровождалось дивными чудесами. Ведь недаром святые отцы говорят: «Когда читаешь житие того или иного святого, кроме духовно-нравственной пользы ты ещё являешься наследником молитв того святого, житие которого ты читаешь. Потому что, когда ты читаешь его житие, этот святой за тебя молится». И мы видим, что когда святитель Димитрий собирал жития святых, то при этом ему были явления угодников Божиих. Так, когда однажды ночью он писал житие мученика Ореста и, написав житие, прилёг, не раздеваясь отдохнуть на час всего лишь перед заутренней монастырской, то ему явился мученик и сказал: «Ты не всё обо мне написал». И показал ему, открыв одежды, рану в боку, сказав: «Вот эта рана мне прожжена». Потом, подняв рукава и указав перерезанные жилы возле локтей, сказал: «Вот это мне перерезано». Подняв свои одежды, он показал раны на коленях, сказал: «А это мне косою было посечено». И тогда святитель Димитрий, слыша в молчании трепетном сего мученика, думал, какой именно это мученик? Потому что есть два мученика Ореста и дни памяти их различны. И тогда он сказал, как бы отвечая на его мысли: «Я тот мученик, житие которого ты только что записывал».

Сами угодники Божии приходили, братья и сестры, для того, чтобы подсказывать ему, чтобы более полно написать их жития. А благодать Божия сопутствовала этому делу. Ведь недаром, всё, что Божие, то оно хранится веками. И мы с XVII века пользуемся житиями святых, которые собрал сей угодник Божий.

Окончание жития святителя Ростова Великого

Впоследствии его назначали в четыре монастыря. То в один, то в другой, — настоятелем и, в конце концов, святитель Димитрий Ростовский был назначен, избран в сан епископский по просьбе царя Петра. Был он избран митрополитом Тобольским, которого Пётр Первый просил избрать мужа благоговейного, благоразумного, духовно просвещённого для будущей Тобольской кафедры в Сибири. Но до Тобольска святитель Димитрий не доехал, потому что был слаб здоровьем. Ему назначили кафедру в древнем городе — в Ростове Великом, который находится сейчас в Ярославской области как маленький районный центр. А тогда это была значительная кафедра, известная древностью своей во всей России. И талант его как проповедника, как ревнителя святых православных уставов, как мужа благочестивого проявился на Ростовской кафедре.

Пожив там благочестиво, он скончался в молитвенном предстоянии пред Богом. И его наутро застали в коленопреклонённом состоянии в молитве. Так он и почил, с молитвой перешедши в вечность. Погребли его в Спасо-Яковлевском монастыре в соборе, где святитель Димитрий, ещё только приехав на Ростовскую кафедру, указал место для своей могилы, сказав: «Здесь покой мой, здесь вселюсь». В гроб под его честные останки были положены черновики его рукописей, которые он заповедал положить во свидетельство на Страшном Суде при общем воскресении мертвых.

Множество чудес от мощей святителя Димитрия было и по кончине его, и после его прославления. Недаром его друг, митрополит Стефан Яворский, который прибыл на погребение с Рязани, восклицал со слезами на погребении, которое совершалось на шестой день по преставлении. Шесть дней лежал в нетлении и в благоухании святитель Димитрий в храме, а святитель Стефан Яворский, говоря проповедь, восклицал со слезами: «Свят Димитрий, свят»! При жизни сподобился он таковой хвалы от многих, а от Бога сподобился этой похвалы в вечности.

Сравнить свою жизнь с жизнью угодников Божиих

И вот сегодня, братья и сестры, размышляя над житием святителя Димитрия, которое было исполнено труда, смирения, покаянного настроения, глубокой веры, я задумываюсь и связываю его житие со словами, которые говорились сегодня в Евангелии: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат».

Слышание гласа Божия. Как мы зачастую, братья и сестры, слышим глас Божий? Выслушали слова Священного Евангелия, в уме вроде что-то ещё и запомнилось, а в сердце не отложилось. И выходим их храма как в той песне: «Каким ты был, таким ты и остался», не сопрягая слова Евангельские со своей жизнью.

Святые отцы говорят: «Как рождается грех? Он рождается из помысла. Сначала приходить помысел. Потом, если этот помысел долго не исповедуется и не открывается, то с постоянством действуя на человека, он входит в сердце человеческое и облекается там чувствами. И только после этого он выражается в словах или в делах — уже совершается грех самим человеком». Но точно так же и добродетель, братья и сестры, начинается с благого помысла, с чистого и сокрушённого, который, если постоянно размышляем о Боге, о духовной жизни, о заповедях Божиих, то он тоже входит в сердце и выражается в благочестивых словах и в благочестивой, святой жизни.

Заповеди Божии как потребность души

И мы, братья и сестры, должны помнить, что не только нашего разума должны касаться слова из житий святых, и Святого Евангелия, и святоотеческих писаний, но мы должны постоянно размышлять о заповедях Господних, как бы «прилепляя» их к своей жизни, к своему состоянию теперешнему, облекать в чувства покаянные сердце своё, в сокрушённые. Как говорится: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». А Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Вот это вхождение в сердце помыслов благочестивых и чувствами облечение, чувствами покаянными, чувствами сокрушёнными, Господь не уничижает и помогает благодатью Своей творить саму добродетель, исполнение самих заповедей Господних.

У святителя Димитрия это выразилось не только в словах его благочестивых и в его писаниях богословских и житийных, но и в личном благочестии, в его нравственно-духовной жизни. К сожалению, мы не таковы. Вот и сегодняшнее наше стояние в храме в подтверждение моих слов, к прискорбию. Послушайте, какой шум стоит в храме! Почему? Потому что сегодня приехали люди на выходной, отдохнуть в субботу и воскресенье, и зашли в храм. Конечно, слава Тебе, Господи, что они переступили порог храма, но из храма выйдут ли люди эти с сердечным сокрушением и смирением, или просто по привычке поставив свечку, растолкав других, мельком перекрестятся, поговорят друг с другом, пошумят, не слушая ни проповедь, ни слов Богослужения, и выйдут опять, праздно разглядывая памятники архитектуры…

Наши благочестивые деды и прадеды ходили в церковь, чтобы вынести из неё сокровища благочестивой жизни. А мы зачастую ходим бездумно, не понимая, чего мы пришли и для чего существует храм Божий. А храм Божий существует не только для того, братья и сестры, чтобы получить хорошую работу, чтобы получить здоровье, зарплату хорошую, чтобы сына или дочку в институт пристроить благополучно, свечку поставить, не только для этого Церковь существует. Церковь существует для того, чтобы мы жили вечно, чтобы мы имели вечное бытие, нескончаемое. И для этой вечности мы ходим в церковь как в школу, как в институт, как на курсы ходим, учиться благочестию, учиться такому образу жизни, которым живут святые в вечности и к которому Господь нас призывает житиями святых угодников Божиих.

Святитель Димитрий — свидетель единства Святой Руси

В сегодняшний день, братья и сестры, волею Божиею мы объединились, празднуя память святителя Димитрия Ростовского. Как святитель Димитрий в своё время проповедовал, — и на Украине проповедовал, разъезжая по монастырям, он и в Москве проповедовал, говоря приветственную речь царю, он и в Ростове Великом проповедовал, он и в Слуцке жил четырнадцать месяцев, в Белоруссии, он жил несколько месяцев в Вильнюсе, — проповедовал всем православным, своим примером, как бы свидетельствуя о единстве Святой Руси, Руси духовной, не великокняжеской, раздираемой междоусобицами, а Святой Руси, Руси церковной, верующей, не разделяя Русь тогдашнего времени на Украину, Россию и Белоруссию. Так и сегодня: и с Украины люди стоят, слушают, и паломники из России приехали, и даже из Белоруссии сегодня приехали паломники. Как он прежде проповедовал и в России, и на Украине, и в Белоруссии, так и сегодня и россияне, и украинцы, и белорусы стоят все вместе в храме, внимая словам, которые говорят о памяти сего светильника Божия.

Мы блаженны, братья и сестры, тем, что имеем такового заступника и молитвенника. Мы счастливы тем, что до сих пор, несмотря на гонения на Церковь и на всяческие лишения, мы сохранили слова святителя Димитрия Ростовского и «Жития святых», которые он составлял. Мы ещё более будем счастливы, если читая эти слова, мы их будем слагать в сердце своём. Помните, как в Евангелии в Сретение Господне говорится, что Божия Матерь, слушая словеса Симеона Богоприимца, слагала их в сердце Своём? Не только запоминала, но и в сердце слагала. Так и мы, братья и сестры, в сердце слагаем сегодня слова благочестия, которые донесены нам Святой Православной Церковью благодаря таким угодникам Божиим как святитель Димитрий.

Не все святы на Руси Святой, но мы все призваны к святости, мы все должны стремиться к святости. А какой образ святости или мера святости у каждого из нас будет — это как милость Божия поможет нам и благодать Господня, и сила Господня подкрепит. Но мы должны к этому стремиться, потому что под лежачий камень вода не течёт. Мы должны стремиться жить благочестиво, мы должны стремиться, братья и сестры, жить по вере, по заповедям Господним, по учениям святоотеческим, по примерам святых угодников Божиих. Тогда, братья и сестры, от жизни нашей не только нам радость будет и утешение, но и всем, вокруг нас находящимся. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Образец истинного пастыря Христова

Всяко было на Руси Святой. И духовенство не всегда отличалось высотой своего благочестия, но народ благочестивый всегда говорил: «Не всякий поп — отец». Да, бывали просто исполнители треб, которые носили благодать Божию, особо ей не пользуясь. А были такие пастыри, за которыми народ шёл тысячами. Вот святитель Димитрий — один из таких пастырей, который есть подражатель Пастыреначальнику Христу Спасителю, он явился помощником, соработником Богу в исполнении Его слов: «И будет едино стадо и един Пастырь».

Святитель Димитрий Ростовский своими проповедями собирал православных и на Украине, и в России, и в Белоруссии, собирая их ко Христу, стяжая их для вечности. И каждый из нас, братья и сестры, может примером своей жизни, благочестием своим, молитвами своими спасти хоть одну-две души для вечности. Ведь мы сегодня в храме стоим не просто так. Помните, святитель Димитрий Ростовский, как я говорил, с каким он благоговением отзывался о своей матери, говоря о её благочестивой жизни, о её добронравии? Так точно и мы, братья и сестры, каждый из нас, в памяти своей имеет пример благочестия наших родителей, имеет пример благочестия наших сродников или знакомых верующих, или священников, которые были праведниками в жизни и на приходах, и наставляли добре свою паству так, что слова их в душу западали, и потом уже от Церкви человек не отходил. Каждый из нас имеет пример живого благочестия в том или ином человеке, который находился рядом с вами. Так дай, Боже, чтобы и мы были таковыми людьми, чтобы, находясь с нами, люди что-то доброе от нас воспринимали.

Престол, посвящённый святителю Димитрию

Сегодняшний день, братья и сестры, тоже особенный. В честь святителя Димитрия посвящён этот придел Успенского собора. Он посвящён в честь трёх святителей российских: Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и память их празднуется совместная 1-го августа. Но поскольку в этот день ещё и память Серафима Саровского, то слава сего угодника Божия как бы затмила сих трёх святителей. Но, тем не менее, этот день является для нашей обители престольным днём. И как всё в нашей обители доброе и созидательное творится, братья и сестры, в престольные дни, так и в сегодняшний день, 4-го октября 1992-го года (год открытия монастыря), в нашей обители произошло славное событие и утешительное. Именно в этот день, 4-го октября в монастырь вернулась чудотворная Святогорская икона Божией Матери, которая стоит сейчас у нас здесь, в Успенском соборе. Она находилась на приходе села Новотроицкое Волновахского района, оттуда её привезли в Славянск, а из Славянска пешком, крестным ходом священнослужители несли на руках (девять часов пешком шёл крестный ход), тридцать два километра неся икону Божией Матери. Царица Небесная возвращалась в стены Своей обители.

В сегодняшний день, на память святителя Димитрия Ростовского, произошло это событие. Видно, молитвы сего угодника Божия перед Божией Матерью за обитель были таковыми, что Она именно в его праздник вернулась в святую обитель. Это — знамение молитв святителя Димитрия за обитель перед Богом, перед Царицей Небесной. И мы, взирая на этот пример, братья и сестры, с благоговением чтим память сего святого мужа, сего светильника Божия, сего святителя Христова.

И все угодники Божии, которым посвящены престолы в обители, они, братья и сестры, молятся о святой обители. Так, первая литургия в обители была на праздник святителя Митрофана Воронежского. Корпуса нам передали, братья и сестры, в день празднования великомученицы Варвары и в день празднования святителя Николая Чудотворца. Никольский храм на скале, — мы начали там служить в день преподобного Арсения Великого. Всё это — престольные дни святой обители. И так Господь промыслом Своим устроял, что именно в престольные дни совершалось то или иное событие в монастыре, как бы подтверждая этим молитвенное предстояние угодников Божиих за нас пред Богом.

Нет преград на пути к святости: пример Ростовского святителя

И помните, что святителю Димитрию жить благочестиво не помешала ни тогдашняя политическая обстановка, как любят говорить, ни экономическое состояние общества. Ведь это была середина семнадцатого века — постоянные набеги, разорения, пожары, войны, нестроения, расколы, насилие и экспансия католичества. Ему не помешало это. Юность возраста не помешала ему жить благочестиво — в семнадцать лет уже монашество принял, а в двадцать четыре был иеромонахом и проповедником, которого за счастье считали послушать, приглашая из города в город, из монастыря в монастырь.

Вот, братья и сестры, как мы часто своё нерадение оправдываем внешними причинами: то нам некогда, то мы молоды — ещё рано, то мы стары — уже поздно, и всё в таком духе. А мы должны жить благочестиво, подражая угодникам Божиим, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. Привёл Господь в старости — и слава Тебе, Господи. Как работник единого часа поработай. Привёл в юности — слава Тебе, Господи, что на этот подвиг Господь поставил — жить благочестиво, пока не нахватался ещё грехов и страстей мирской жизни.

А то бывает так, как в одной семье говорили духовнику. Дочка говорила: «Батюшка, да мне ещё рано в церковь ходить, я молодая и погулять ещё хочу. Вот повзрослею, тогда буду и в храм ходить». Её мать говорила: «Батюшка, я бы и рада в храм ходить, да семья, заботы семейные, работа мешают. Вот пойду на пенсию, тогда буду ходить в церковь». А бабушка говорила: «Батюшка, я бы и рада в церковь пойти, да здоровья нет». И на всё причины есть. А у нас не должно быть причин, мы не знаем, в какой день Господь заберёт нашу душу, и мы будем отвечать перед Ним, стоя на судилище пред Престолом Божиим, за свои дела, за свою нерадивую жизнь.

Подражанием святым в их живой вере достигается святость жизни

Мы должны, братья и сестры, стремиться с живой верой, живым сердцем слушать слова Господни, складывать их в сердце своём, облекать их в чувства покаяния, смирения и молитвы о грехах своих, и о всём мире, и так стяжать свою бессмертную душу, потому что «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит»? Какая польза человеку сему? И мы видим, что миллионеры от безысходности жизнь самоубийством заканчивают, нет счастья ни в богатстве, ни во власти, ни в почестях, ни в славе. Значит, не в этом смысл, если люди, стяжавшие таковое, как у разбитого корыта в конце жизни стоят. А в стяжании души своей, души благочестивой, души нравственной, братья и сестры, — вот истинное сокровище, вот истинная ценность, за которую на смертном одре будет радостно, а не скорбно. Земное благополучие и богатство оставляют с криком, со слезами, с истериками на смертном одре, а духовное богатство человек и на смертном одре не теряет, оно идёт с ним в вечность и ходатайствует, открывая перед ним царские врата, о его вечном бытии.

И мы, братья и сестры, знаем таковые примеры, у нас таковые примеры есть, так будем же им подражать. Что мы подражаем атеистам, безбожникам, или людям, у которых Бог, как золотая рыбка, должен приносить им на золотом блюдечке то одно, то другое, что они просят? Мы Бога любим ради того, что Он за нас распялся. Мы живём благочестиво не ради корыстного приобретения чего-то, а мы живём благочестиво ради любви к Богу, ради желания быть с Ним в блаженной вечности, ради любви к Царице Небесной, Которую мы там увидим, ради любви к угодникам Божиим, с которыми мы в вечности встретимся. И дай, Боже, чтобы мы, братья и сестры, переходя от этой жизни в мир иной, встретили святителя Димитрия Ростовского, который, стоя во вратах райских, говорил бы: «Чадо Христово, гряди в обители вечные, небесные, потому что, читая «Жития Святых», которые я составлял, ты не оставлял души своей тщетной, ты любил этих святых живой любовью, и любовь эту распалял до желания самоотверженного быть со Христом в вечности. Так вниди в радость Господа Твоего вместе с нами, которые подобно тебе стремились жить благочестиво».

Старайтесь, братья и сестры, живой верой жить, любить Церковь Божию. Она — родная мать нам, и более чем тысячелетний период истории подтверждает эту истину. Она — родная мать для нашего Отечества и для каждого из нас, и слова Её для нас должны быть, братья и сестры, уроками жизни в благочестии. Аминь.

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с 24 октября по 23 ноября сего года на территории Феодосийской епархии для поклонения верующих будет пребывать ковчег с частицей мощей святителя Димитрия Ростовского из Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова Великого.

О святителе Димитрие Ростовском

Родился Димитрий (в миру – Даниил Саввич Туптало) в городке Макаров под Киевом в 1651 году. Обучение проходил в Киево-Братской коллегии, после чего был пострижен в Кирилловском монастыре. Там Димитрий жил около шести лет, за это время его рукоположили в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха. После этого он получил назначение проповедника и отбыл в Чернигов.

Проповеднической службе Димитрий Ростовский посвятил следующих два года, за это время он успел прославиться своими проповедями далеко за пределами Чернигова. После служения в Чернигове несколько лет он ездил по украинским монастырям, создавая свои первые записки – «Диарий». В них изложены основные события тех лет, имеющие отношение к Украине. С 1679 по 1684 гг. святитель жил и служил в самых разных монастырях в Николаеве, Чернигове, Батурине, в Киево-Печерской Лавре.

Именно в Лавре Димитрию было дано послушание составить жизнеописания святых. Над этой книгой он работал долгие годы. Составление житий святых (получилось несколько сборников, среди которых самыми известными остаются «Четьи-Минеи») впоследствии прославило отца Димитрия как выдающегося и вдумчивого церковного автора. Однако известен Димитрий Ростовский и как автор многочисленных проповедей, статей, пьес и стихов.

Димитрий некоторое время служил настоятелем монастырей Ельца и Новгорода Северского, а вскоре, после перехода Киевской митрополии в подчинение Московского патриархата (это произошло в 1698 году), отправился в Москву. Весной 1701 года он стал епископом и митрополитом Тобольским и всея Сибири. Но уже через год, по указу царя, отца Димитрия перевели в Ростовскую митрополию – причиной такого решения стала развивающаяся изнурительная болезнь.

В качестве митрополита Ростовского с самых первых дней служения Димитрий был известен своими неустанными заботами о просветительской работе среди населения и насаждении главных нравственных принципов. Он основал славяно-греческое училище для молодежи, в меру сил искоренял повальное пьянство и всеобщее невежество, а также старообрядчество. Свое состояние святой Димитрий жертвовал на нищих, больных, беззащитных, сирот.

Скончался отец Димитрий в своей келье за молитвой ночью, это произошло 28 октября 1709 года. Он был похоронен в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря – так завещал он сам, сразу по прибытию в епархию.

Сегодня святые мощи святителя Димитрия Ростовского находятся в Димитриевском храме Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова Великого.

Чудеса исцеления

Через 42 года после кончины Димитрия Ростовского над могилой митрополита просел вроде бы крепкий чугунный пол. Пришлось делать ремонт пола, и при этом рабочие открыли бревенчатый сруб могилы Димитрия. Так были обнаружены и обретены церковью нетленные мощи в нетронутом тленом и разложением облачении. После тщательного освидетельствования мощей и многочисленных исцелений при гробнице Димитрия Церковь причислила его к лику святых – это произошло в 1757 году.

Димитрию Ростовскому всегда молились о заступничестве сироты и вдовы, а также бедные люди – о помощи в нужде. Его мощи прославились исцелениями многих болезней, особенно легочных и сердечных: сам митрополит страдал от «грудной болезни», которая и стала причиной его смерти.

Днями памяти святого стали день смерти митрополита – 28 октября (по ст. ст – 10 ноября по н. ст.) и день обретения его мощей – 21 сентября (по ст.ст. – 4 октября по н. ст.).

После обнаружения нетленных мощей святителя слава о них распространилась широко, к гробу митрополита стали стекаться паломники. Вскоре выяснилось, что от мощей начали проистекать исцеления: к гробу святого шли больные, слепые, немые, бесноватые. Все исцелялись по молитвам, совершаемым у святых мощей святителя.

Благие исцеления от всевозможных болезней совершаются при мощах святого Димитрия и до сих пор. Особенно часто происходят исцеления от болезней сердечно-сосудистой системы.

Труды святителя Димитрия Ростовского

График пребывания ковчега с мощами святителя Димитрия Ростовского в храмах Феодосийского благочиния. 24-25 октября Свято-Троицкий храм с. Береговое. 26-27 октября Свято-Никольский храм пгт. Приморский 27-28 октября Храм свт. Стефана Сурожского п. Орджоникидзе. 28 октября – 5 ноября Казанский кафедральный собор г. Феодосия. 5-8 ноября Покровский храм г. Судак

09 ноября

Храм Святого благоверного князя Александра Невского Щелкино

10 ноября

Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского Ленино
11-13 ноября Собор Святого Иоанна Предтечи Керчь
14-15 ноября Храм Святого Апостола Андрея Первозванного Керчь
16 ноября Храм Святого Архангела Гавриила Керчь
17 ноября Храм св.благ.кн. Александра Невского Керчь
18 -19 ноября Храм Успения Пресвятой Богородицы Керчь
20-21 ноября Храм Рождества Пресвятой Богородицы Керчь
22-23 ноября Храм Святителя Луки Керчь

«Се покой мой, зде вселюся в век века» – пророчески предрек ростовский митрополит Димитрий, в марте 1701 г. впервые посетив Яковлевский монастырь. Эту обитель ростовский владыка избрал местом своего погребения, а она впоследствии стала мемориалом нового чудотворца, храня живую память о первом российском святом нового времени.
Митрополит Димитрий (1651–1709 гг.) являлся одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви последней четверти XVII – начала XVIII вв., он прославил свое имя как архиерей, пастырь и проповедник, агиограф, летописец и публицист. Ростовская кафедра стала последним местом его служения, святитель возглавил ее в 1702 г. и управлял ею до 1709 г.
Владыка оставил распоряжение похоронить себя в Яковлевском монастыре, основанном в конце XIV столетия епископом Иаковом. В своем завещании он писал: «да погребут мя в монастыре Святого Иакова Епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место назнаменовах, о сем челом бью».
В 1709 г., в ночь на 28 октября, митрополит Димитрий скончался и его тело было предано земле в юго-западном углу храма Зачатия св. Анны Яковлевского монастыря. 21 сентября 1752 г. произошло обретение мощей святителя, и спустя несколько лет, на св. Пасху, 1 апреля 1757 г., они были оглашены «совершенно святыми».
Ростовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в XVIII столетии. У гроба ростовского владыки происходили сотни исцелений. Яковлевский монастырь, хранивший чудотворные мощи святителя, стал центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.
В марте 1765 г. по воле императрицы Екатерины II, являвшейся ревностной почитательницей св. Димитрия, Яковлевский монастырь был объявлен ставропигиальным, вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Святейшего Синода. Обитель была причислена к монастырям второго класса и в ней была учреждена архимандрития. В том же году к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству с ним Спасо-Песоцкий.
Со времени обретения мощей св. Димитрия, материальное положение Яковлевского монастыря приобрело новую прочную основу: «обитель имела неоскудный источник к своему содержанию – чудотворные мощи св. Димитрия Митрополита Ростовского и особенное народное усердие к сему Святителю». Монастырь находился на государственном обеспечении, имел церковные доходы, но основным источником благосостояния являлись денежные вклады богомольцев – почитателей св. Димитрия.
Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: сооружаются келейные корпуса, ограда, башни, высокая колокольня. В северо-восточном углу монастыря возводится новый монастырский собор – огромный и величественный храм св. Димитрия Ростовского. Строительство Димитриевского собора финансировалось графом Николаем Петровичем Шереметевым, пожертвовавшим монастырю 90 тысяч рублей. 27 октября 1801 г., в день памяти св. Димитрия, посвященный ему монастырский храм был освящен ярославским архиепископом Павлом.
В 1834 г. Яковлевский монастырь был возведен на степень монастырей первого класса, а спустя два года Святейший Синод указал присвоить монастырю наименование Спасо-Яковлевский-Димитриев. С этого времени имя святителя вошло в название монастыря.
По монастырской традиции, один из членов братии становился гробовым иеромонахом, хранящим величайшую святыню обители – мощи святителя. Самым известным из них был иеромонах Амфилохий, который более сорока лет состоял при гробе Димитрия и в первой четверти XIX в. прославил себя подвигом старчества. Этого старца, отличавшегося особенным благочестием, знали и почитали члены царствующей семьи.
В XIX – начале XX столетий на богомолье в Спасо-Яковлевском монастыре побывали все русские государи и многие великие князья и княгини царствующей фамилии. Открытие паломничества представителей дома Романовых в Спасо-Яковлевский монастырь было напрямую связано с канонизацией и прославлением Димитрия Ростовского. Со второй половины XVIII в. эта обитель посещалась высокими гостями чаще, чем древнейшая святыня Ростова – Успенский собор и другие монастыри города. Каждое посещение монастыря представителями царствующего дома возвышало статус обители. Духовный авторитет монастыря укреплялся, по словам настоятеля, епископа Иосифа, благодаря «всегдашнему благоволению всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией».
Прославлению св. Димитрия способствовала монастырская ризница, в состав которой входили вещи, принадлежавшие ростовскому святителю, такие как митра, извлеченная из гроба митрополита Димитрия при обретении его мощей; атласные ризы малинового цвета, переделанные из его саккоса; белое полотенце, присланное святителю из Иерусалима. Наряду с мемориальными предметами в ризнице хранились вклады многочисленных почитателей св. Димитрия, как, например, пожертвованная графом Н.П. Шереметевым кованная золотая митра, украшенная бриллиантами и аметистами стоимостью в 12 тысяч рублей.
Дни, связанные с почитанием памяти св. Димитрия, отмечались в Спасо-Яковлевском монастыре с особой торжественностью. К их числу относились:
21 января – празднование иконы Ватопедской Богоматери,
25 мая – переложение мощей св. Димитрия в новую серебряную раку,
21 сентября – обретение мощей святителя,
28 октября – кончина св. Димитрия.
Заказным молебнам, акафистам и службам св. Димитрию Ростовскому, которые служились в обители по настоянию многочисленных богомольцев, не было числа.
Выбор митрополитом Димитрием Яковлевского монастыря местом своего захоронения, погребение владыки в монастырском соборе и обретение его мощей, причисление Димитрия Ростовского к лику святых и широчайшее распространение его почитания обусловили сохранение существования и процветание Ростовского Яковлевского монастыря. Не будет преувеличением сказать, что митрополиту Димитрию эта обитель была обязана жизнью, славой и богатством. Монастырь стал настоящим пантеоном ростовского святителя. В обители хранились мощи св. Димитрия, в ризнице находились связанные с ним реликвии, в его честь был освящен один из двух монастырских соборов, наконец, с XIX в. сам монастырь носил его имя. Со второй половины XVIII столетия все существование Спасо-Яковлевского монастыря было посвящено идее прославления святителя Димитрия Ростовского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *