Мощи Николая чудотворца

— Теперь уникальное событие ждет верующих России, — говорит в интервью «РГ» глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. — С 1087 года — момента перемещения мощей из города Миры Ликийские, сегодня это город Дэмре в Турции, мощи никогда не покидали пределы Бари. Достигнутая договоренность — без преувеличения историческое событие. И для всех верующих россиян, и для сближения христианского мира.

Как сообщили «РГ» в РПЦ, мощи прибудут в Москву 21 мая в день памяти Святителя Николая, который в этот день родился в 234 году нашей эры в городе Патара в 60 километрах от Дэмре. Для поклонения верующим мощи будут доступны в храме Христа Спасителя. Затем их перевезут в Санкт-Петербург. Логистика их размещения в северной столице пока уточняется.

— Папа Римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл надеются, что молитва у чудотворных мощей святителя послужит укреплению веры в сердцах людей, — говорит митрополит Иларион.

По договоренности сторон, мощи покинут пределы России 28 июля.

Справка «РГ»

Святитель Николай — один из самых почитаемых святых не только среди православных и католиков — во всем христианском мире. Еще он широко известен как главный волшебник планеты — Дед Мороз или Санта Клаус. Подаривший миру веру в чудо, Святитель и Чудотворец Николай был похоронен в византийском городе Миры Ликийские, где служил. Однако когда на Византию начались походы арабов, а затем турецких племен, возникла угроза исчезновения мощей. Граждане свободных городов Генуи и Венеции смогли их тайно вывести.

Сегодня часть мощей Николая Чудотворца хранится в барийской базилике и на острове Лидо в Венеции.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Московский патриархат с почестями проводил мощи Николая Чудотворца в Петербург, где местные верующие ждут своей очереди поклониться святыне. Впрочем, побить свой собственный рекорд популярности Николаю Угоднику вряд ли удастся — в Москве на поклон к нему пришло почти 2 млн человек.

Утром 13 июля в аэропорт Пулково спецрейсом из Москвы были доставлены мощи святого Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых христианских святых.

Под охраной бойцов ОМОНа и спецнаряда Росгвардии ВИП-ковчег прибыл в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры,

где уже в четверг с 16.00 к святыне подпускают первых паломников. В лавре также состоится крестный ход в честь прибытия мощей.

«Гастроли» Николая Угодника начались 22 мая в Москве и сопровождались оглушительным успехом. Как заявил заместитель руководителя департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, начальник управления по связям с религиозными организациями Константин Блаженов, за время пребывания в столице мощи привлекли почти 2 млн паломников.

Это в два раза больше, чем общее количество верующих, поклонившихся в 2011 году Поясу Богородицы в Москве.

Москва и москвичи противоречиво реагировали на временно обосновавшееся в столице левое ребро святого. В первую очередь это было связано с огромной 12-часовой очередью к мощам, на которую не влияли ни грозы, ни ветхозаветные ливни, ни проблемы с питанием.

Так, в районе Волхонки, Остоженки и Пречистенки невоцерковленным людям было проблематично: стоявшие в оцеплении полицейские сурово спрашивали, куда ты направляешься. Вопрос, по сути, формальный — проверить, куда действительно направится человек, было невозможно. Он мог пойти на работу, а мог, преодолев «блокпост», попытаться влиться в очередь верующих.

«Когда первый раз меня остановили полицейские и спросили строго: «Куда без очереди?», я ответила: «Вообще-то я работаю вооон там, Пречистенская набережная, 14»,

— рассказывает сотрудница ИОН РАНХИГС. — Кажется, они даже смутились».

Проблемы были и с выходом из метро. Так, ближайший к храму Христа Спасителя вестибюль станции метро «Кропоткинская» был закрыт на выход. Табличка на станции любезно уведомляла, что исключение делается лишь ради служителей храма. Вокруг таблички постоянно образовывались завихрения прохожих, сбитых с толку перекрытым выходом.

Присмотревшись, можно было увидеть, как буквально на глазах недовольные горожане из агностиков превращались в атеистов.

Эффект подкрепляла вошедшая в обиход шутка, передаваемая из уст в уста с нешуточным раздражением: дескать, погодный катаклизм и «похищение» лета стоит связывать именно с мощами, так как Николай Чудотворец послужил прообразом Санта-Клауса и похитил у москвичей лето. По иронии судьбы, первые выходные с по-настоящему летней погодой, согласно прогнозу синоптиков, наступят как раз после переезда мощей Николая в Северную столицу.

С самой очередью все также было непросто. Основная вереница верующих не рассасывалась с раннего утра до позднего вечера. Все близлежащие кафе, кофе-споты и лавки с шаурмой были забиты теми из пришедших на поклон к Николаю, кто решил подкрепить силы.

Еду и напитки брали оптом, по-христиански окормляя соседей по очереди. Так, небольшая столовая Шанинки — Московской высшей школы социальных и экономических наук — переживала небывалый наплыв клиентов.

Еще одна очередь на углу Остоженки состояла из «социальных» верующих: инвалидов, матерей с грудничками и других льготников. Эта очередь охранялась еще надежнее, чем основная: слишком много было желающих проскользнуть в храм поскорее, смешавшись с «социальными».

В целом, по словам равнодушных к святыне горожан, с которыми общалась «Газета.Ru», люди из очереди производили вполне обычное впечатление, ничем не отличаясь от других прохожих, за исключением одного: алмазно-твердой решимости выстоять сколь угодно долго, чтобы попасть в храм.

Чувствовалось, что для всех собравшихся это действительно важно, и они готовы пожертвовать ради этого как своим, так и даже чужим комфортом.

«У нас был вызов, пьяный 15-летний подросток сильно порезал палец, — рассказывает врач одного из отделений столичной скорой помощи. — Госпитализация не требовалась, но его пришлось отправить в больницу, потому что мама сказала по телефону, что не может его забрать: она с утра стоит в очереди в храм и осталось совсем немного».

При этом непосвященные люди задавались вопросом: почему именно ребро Николая Чудотворца вызвало такой фурор? Ведь в столице хранятся на постоянной основе и другие останки святого. Однако, видимо, в очереди стояли люди, которым поклонение иным мощам Угодника не помогло.

К ребру же шли не просто на поклон: верующие пытались оставить Чудотворцу записки, чтобы усилить эффект от прикосновения к чуду.

Записок было так много, что в РПЦ даже были вынуждены попросить верующих отказаться от этой практики.

«Иногда можно встретить и такую форму обращения к святым: это написание некоего письма или записки с изложением просьб и обстоятельств жизни. Далее это письмо «подтыкается» к иконе, заправляется под киот и т.д. Такого рода отношение к нашим небесным ходатаям странно и не оправдывается никакими канонами», — заявили в РПЦ.

«Газета.Ru» понаблюдает за тем, как культурная столица встретит мощи Николая Чудотворца и насколько удачно реликвия с прилегающими к ней очередями впишется в ландшафт куда более скромного по размерам города.

Сокровенный ковчег

Мощи святого впервые за 930 лет покинули папскую базилику итальянского города Бари. Договоренность о принесении части мощей святителя Николая была достигнута по результатам исторической встречи патриарха Кирилла с папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года.

Часть мощей хранится в выполненном из благородных металлов ковчеге, который покрыт защищенным стеклом.

Почти тысячу лет до этого святыня хранилась скрытой в замурованной гробнице, под мраморной плитой весом более 30 тонн.

Святитель Николай, называемый в народе Николаем Чудотворцем и Николаем Угодником, почитается в православной, католической, лютеранской и англиканской церквях. Он родился в III веке в приморском городе Патары в Ликии, на окраине Византийской империи. Николая воспитали богатые и знатные родители.

В юношестве он вместе с семьей переехал в портовый город Миры, где и прожил всю жизнь. Николай совершал чудеса еще при жизни: спасал тонущих моряков, исцелял больных, помогал бедным, был сердечен и милосерден к окружающим его людям. За это его и стали называть Чудотворцем.

Один из самых почитаемых святых стал покровителем моряков, путешественников и детей. Неслучайно святой послужил прообразом современного Санта-Клауса.

По легенде, один богатый, но обанкротившийся человек, отчаявшись, чуть не продал трех своих дочерей в публичный дом. Узнав об этом, святитель тайно подбросил в окно его дома три мешочка с золотом и тем самым спас семью от разорения. Один из этих мешочков случайно угодил в чулок одной из девушек, лежащий на полу. Именно после этого в Европе зародилась традиция вешать у изголовья чулки в ожидании, что святой Николай положит в них подарки.

В начале XVII века голландцы, почитавшие святителя Николая, основали в Америке колонию Новый Амстердам — современный Нью-Йорк. В их произношении Синтерклаас и стал называться Санта-Клаусом.

К концу XIX века легенда и традиция одаривания детей в день именин святого Николая пришла из Европы в Россию.

На Руси Николин день был выходным и отмечался особенно торжественно. Люди всей семьей шли в храм на литургию, после нее собирались на обеде за праздничным столом, а потом устраивали массовые гулянья на зимних улицах.

В 1087 году мощи святого были перенесены из Мир Ликийских (нынешняя Турция) в Бари, где по указу папы Римского Урбана II был построен величественный собор. С тех пор сюда прибывают тысячи паломников из разных уголков России.

Даже табличка с указанием на базилику Святого Николая написана на двух языках — итальянском и русском. Для православных специально открывают доступ к мощам, а около 20 лет назад разрешили проводить православную службу непосредственно в крипте (подземной части) католической базилики.

Рождение и имя Святого Николая

Святой Николай Святой Николай — один из самых почитаемых святых в православном мире. Он прославился как великий Угодник Божий. Ему молятся верующие не только православной, но и других церквей. Святой Николай, или, как его еще называют, Николай Чудотворец, был вовсе не русским, как считают многие. Николай был греком. Он родился приблизительно в 260 году нашей эры в городе Патаре древней Ликии, — стране, которую сейчас не найдешь на карте. Ликия находилась на территории нынешних турецких провинций Анталии и Муглы.
Благодаря обеспеченным родителям, Николай получил хорошее образование, но больше всего его интересовало духовное развитие. Заметив интерес мальчика к священнической деятельности, его дядя, Николай Патарский, служивший священником в городском Храме, сделал его чтецом, а вскоре и священником.

Жизнь Святого Николая

Переходный период в жизни Святого Николая наступил на рубеже III и IV веков. Время это отмечено в истории чередой многих важных событий, главным из которых было создание в 301 году первого в мире христианского государства — Великой Армении. Святого Николая избрали епископом города Мира. Николай, епископ города Мира или епископ Мир Ликийский, провел в этом сане последние 30 лет жизни. Существует два малоизвестных факта из жизни Николая.
Во-первых, он добился, чтобы император Константин снизил городскую дань в 100 раз! Тогда же и произошло одно из чудес: зная, каким изменчивым был Константин, епископ понимал, что приказ нужно как можно быстрее придать огласке. Святитель обратился с молитвой к Богу, и неведомым образом, грамота с императорским указом оказалась в руках глашатая города Мира в тот же день, хотя от Константинополя до Ликии было 6 дней пути.
Второе деяние Святого заключалось в том, что епископ увел из-под носа у императора 5 кораблей, следовавших с грузом зерна в Константинополь, убедив капитанов разгрузить их в Мире, и раздав, впоследствии, зерно людям.
Святитель Николай прожил долгую жизнь и умер в возрасте 80 лет. Первым местом его захоронения стал город его служения — Мира. В ознаменование этого события была учреждена памятная дата, которую православный мир отмечает (6)19 декабря, и которую мы знаем, как Никола Зимний….

Ну а кто же такой Николай Вешний?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в 11 век. В 1087 году в итальянский город Бари прибыли из Ликии мощи Николая Чудотворца. Согласно традиционной истории, мощи Святого Николая были вызволены барийскими купцами и перевезены в Бари по причине того, что Ликийская земля стала постоянно подвергаться набегам турок-сельджуков, и христиане боялись, что они разрушат и надругаются над захоронением Святого Николая. Поэтому, в мае 1087 года купцы-баряне, везущие на продажу зерно, высадились в Мире и обнаружили город практически пустым. Население спасалось от турок бегством в горы. Гробницу Святого Николая охраняли лишь несколько старых монахов, которые, на самом деле не хотели отдавать мощи Святого заезжим итальянцам. Оставив жителям города и монахам значительную сумму денег в качестве «откупного», корабли покинули порт и 9 мая 1087 года встали на городскую пристань порта Бари, где мощи были торжественно перенесены на первый этаж еще недостроенной Базилики.
Это событие увековечено в церковной истории и отмечается во всех христианских странах большим праздником ежегодно, весной, 22 мая по новому стилю. Потому и получил на Руси этот праздник название Никола Вешний.

История образа Николая Можайского

Николай Можайский

Образ Святого Николая не раз помогал защищать от врагов целые города. В память об одном таком историческом событии и сформировался образ Николая Можайского, который на протяжении многих лет служил символом города (сейчас он находится в Третьяковской галерее). В XV веке скульптор изобразил Святого Николая в полный рост. В правой руке он держит меч, а в левой — модель города.
Древнее предание гласит: во время одной из осад Можайска, жители увидели в небе образ Николая Чудотворца с мечом в руке. Увидели его и враги. Устрашенные грозным видом Святого, враги отступили от городских стен и бежали, а жители города запечатлели это событие в образе скульптурной композиции. В дальнейшем образ Николая Можайского распространился на восток страны вместе с казаками Ермака Тимофеевича при завоевании им Сибири. Он находился в числе икон, сопровождавших атамана в его походе.

История образа Николы раненного

Никола раненныйСреди записанных в старину чудесных явлений и событий, связанных с образом Николая Чудотворца, есть множество интересных историй, и практически каждая из них послужила рождению очередной именной иконы (не в имени, а в событии, сопровождавшем ее появление). Так произошло с надвратной иконой Николая Чудотворца, которая и поныне находится над въездными воротами в Никольскую башню московского Кремля.
В 1812 году Наполеон хотел взорвать Кремль. И это у него почти получилось. Однако, неожиданно пошедший на третьи сутки великого пожара дождь, затушил огонь, а, заодно, намочил запалы на заложенных в кремлевских башнях зарядах. Большинство из них не сработали, но некоторые все же взорвались, уничтожив несколько башен Кремля, одной из которых была Никольская. Но каким-то чудом часть башни с надвратной иконой Николая Угодника не пострадала при взрыве.
Спустя чуть более 100 лет, сразу после Октябрьского переворота, иконы Кремля были завешены красными флагами со звездами. Собравшийся на площади у надвратной иконы 6 декабря народ по случаю праздника Николы Зимнего пел «Спаси Господи…». По образу Святого открыли огонь, отстрелив ему левую руку, в которой Чудотворец держал Храм. Вторая рука Святого чудом уцелела. Икону снова затянули красной тканью. На следующий день народ вновь собрался у Никольской башни Кремля на молебен, в конце которого красное полотнище неожиданно рухнуло под порывами ветра, обнажив израненный образ надвратной иконы Святителя. В память об этом событии появилась серия икон Николая Чудотворца с отстреленной левой рукой. Она получила название «Никола раненый».

Легенда о Николе и Касьяне

Если Святой Никола для русских христиан являлся помощником и спасителем, то Кассиана Римлянина (именно так звучало его настоящее имя) русское православие наградило демоническими чертами внешности и дурным характером. Поэтому, даже несмотря на то, что он был посвящен в дьяконы самим Иоанном Златоустом и основал в Марселе два монастыря, народ относился к его образу весьма настороженно.

По легенде, они путешествовали по русской земле и встретили крестьянина, телега которого намертво застряла в дорожной грязи. Крестьянин обратился к ним за помощью, однако, Касьян отказался помочь вытащить телегу, а Никола — согласился. Вскоре оба Святых ушли в мир иной и предстали перед судом Божьим. Узнав, почему у Николы такая грязная одежда, а у Касьяна — чистая, Господь вынес свой «приговор», наградив Николу двумя днями чествования в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяна — одним днем в 4 года (29 февраля).
Конечно, эта история — всего лишь народная легенда, но она наглядно отражает, какой любовью пользовался в народе образ Николая Чудотворца — народного заступника, помощника и спасителя.

Никола или Николай? Или всё равно как?

Николай, пришелец антиохийский, согласно Святому Преданию, отпал от православной веры и создал свою секту. Вот потому и отказывались христиане упоминать имя Николай, используя традиционный русский раннехристианский вариант Николы. После проведения церковных реформ, ориентированных, главным образом, на унификацию религии в сторону западного христианства, в России, начиная с конца XVII века, Святой Никола стал называться Николаем Чудотворцем.

Образ Николая Чудотворца в Святой Земле

В Иерусалиме есть место, которое носит название «Русский квартал». Своим рождением он обязан архимандриту Антонину Капустину. В середине XIX века, благодаря его активной деятельности, Русская духовная миссия выкупила значительные по площади земельные участки в некоторых районах города, главными из которых стали территория Русского квартала и несколько наделов на Елеонской горе. На строительство культовых сооружений собирали всем миром. Так появился на свет красивейший десятиглавый Свято-Троицкий собор, который расположился в самом центре квартала.
На правом клиросе, во втором ряду, рядом с иконой «Достойно есть» расположилась икона Святого Николая Угодника. Ее ни разу не отдавалив реставрацию, сохраняя в том виде, в котором она появилась в храме с группой паломников более 100 лет назад, ознаменовав своим появлением еще одно чудесное событие, связанное с образом Святителя. В 1910 году группа паломников погрузилась в порту Одессы на пароход «Корнилов» и отплыла в далекое двухнедельное путешествие к Святой Земле. В пути судно накрыл страшный шторм. Кто-то из путников вспомнил, что видел в руках у одного из паломников большую икону Николая Чудотворца. Священники вместе с паломниками совершили молебен, прочитали акафист Святителю. И, о, чудо! Море вскоре успокоилось, вновь подтвердив собой статус Николая Чудотворца, как «скорого в бедах заступника» и покровителя странствующих. 17 марта пароход прибыл в порт Яффо. Придя в Свято-Троицкий собор, они поведали настоятелю о свершившемся чуде и решили увековечить его, оставив икону в Храме.

Образ Святителя Николая в рускком фольклоре

Народная молва прозвала Николу и «морской Бог», и «бурлацкий Бог». Пришлось ему побывать и «смердовичем» и «мужицким заступником». Постепенно образ Святого Николы настолько слился с фольклорными традициями, что моряки, пастухи, охотники, пчеловоды и даже воры сделали его своим покровителем. Святитель охранял стада скота, берег от бури корабли, защищал от всякого зла, лечил все болезни, способствовал урожаю, покровительствовал путешественникам. Ему пришлось даже стать проводником в мир небесный душ умерших. Были в ранней православной истории Руси и Николины Святки, а на Николу Вешнего в церкви, как на Пасху, несли святить крашеные в красный, желтый и зеленый цвет яйца. Но, безусловно, главным в раннем православном русском мире было сравнение Николы с языческим богом Волосом, выполнявшим до этого многие из тех функций, которые впоследствии народ «назначил» православному святому.

Образ Святого Николая в арабском мире

Бейт-Джала (Никополис)

Городок Бейт-Джала, упоминаемый в Библии под названием Гило, носил также и греческое имя Никополис. Старинный, ветхозаветный, помнящий события времен Христа и Богородицы, расположенный в самом центре событий — между Старым Иерусалимом и Вифлеемом. Христианство в этих местах оказало значительное влияние на арабскую культуру и картину мира. В округе значительное количество христиан-арабов, а в городке Бейт-Джала проживает самое большое количество исключительно православных христиан. Их здесь более 13000, что составляет 86 процентов всего его населения!

Установлением главного критерия религиозной ориентированности, арабское население Бейт-Джалы обязано образу Святого Николая и одноименному монастырю.

Удивительно, но ни в период Войны за Независимость Израиля, ни в Шестидневную войну ни одна пуля, ни один снаряд, ни одна бомба не тронули не только монастырских стен, но и всего городка. Удивительная ситуация была настолько наглядной и доказательной, что, прослышав об этом, сам Папа Римский в 1967 году передал частицу мощей святителя Николая из города Бари в Николаевский собор Бейт-Джалы.

Как образ Святого Николая распространился по миру

Еще с IV века, с первых свидетельств прижизненных чудес Святителя, Николая Чудотворца избрали «своим» моряки и торговцы. Образ Святого сопровождал их во всех путешествиях. Скульптурное изображение Святого Николая нередко устанавливали на нос корабля. Однажды, голландские парусные суда пристали к берегам только что открытой Америки. На берегу их встречали местные жители — американские индейцы. Увидев на носу главного корабля фигуру Святого Николая, они приняли его за верховное божество пришельцев и захотели узнать, как его зовут. Имя Святого Николая они произнести не могли, поэтому, в искаженной индейской транскрипции Святой превратился в Санта-Клауса, который, впоследствии, уже в абсолютно новом облике, превратился в любимого всеми героя.

Турки, которым нынче принадлежит Ликийская земля, то ли недопоняли, то ли посмеялись, и в результате на земле города Миры (который нынче зовется Демра) появился памятник Николаю Чудотворцу… в образе Санта-Клауса с мешком на плече. Популярность Святого настолько завоевала весь мир, что даже в Израиле теперь можно встретить на прилавках рождественские открытки с Санта-Клаусом с кипой на голове.

Чудеса на хуторе близ Диканьки

Крещение новорожденного Николая Васильевича Гоголя проходило в сельской Никольской церкви. Назвали писателя именем Святителя неспроста. Мать его, Мария Ивановна, до рождения Николая Васильевича рожала дважды, но новорожденные детишки умерли сразу после появления на свет. Будучи беременной в третий раз, мать дала обет перед иконой Святого Николая, что в случае рождения сына наречет его именем Чудотворца. Она также слезно попросила местного священника помолиться о здоровье будущего ребенка. Николай Васильевич Гоголь очень любил вспоминать об этом случае, а, впоследствии, увековечил его в своем замечательном произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мало кто знает, что прототипом «голоса за кадром», ведущего повествование в книге, послужил тот самый дьяк той самой сельской Никольской церкви.

Кстати, церковь появилась на этом месте совсем неспроста. В XVII веке в лесочке рядом с селом, на обычном замшелом пне была обретена икона Святого Николая. Согласно Преданию, трижды ее уносили в существующий сельский храм, и трижды она оттуда «сбегала» на место, где ее нашли. Дело разрешилось тем, что Черниговским архиепископом Лазарем во второй половине XVII века было принято решение построить на месте обретения иконы Святителя Николая одноименную церковь. Так и стоит она, изначально — деревянная, а ныне — каменная, укрывая престолом тот самый пень, на котором была обретена икона.

C 17 по 19 мая в Москве пройдет фестиваль «Николин день», который подарит жителям города и туристам море вдохновения и интересных занятий: театральные представления и концерты, творческие мастер-классы и флешмобы, подвижные игры и карнавальные шествия. Участие в мероприятиях фестиваля бесплатное!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *