Мшелоимство, что это такое?

Желание накапливать деньги или кучи вещей – это особенность личности или медицинский диагноз? Стремление к накопительству называют еще синдромом Диогена или хордингом (от англ. hoard – «запас»).

Его могут спровоцировать травмы головного мозга, возрастные изменения.

Пожилые люди подвержены изменениям эмоционально-волевой сферы.

С возрастом некоторые люди становятся излишне подозрительными, малообщительными, боятся обеднеть, склонны к накопительству. Но старость имеет и свои преимущества: все события жизни соединяются в целостную картину, можно тратить время на отдых и саморазвитие.

Что провоцирует страсть к накопительству?

Погружаясь в накопительство, люди живут скорее прошлым, чем настоящим.

Это меланхолическое восприятие жизни. Иногда людям жалко расставаться с вещами, которые вызывают приятные воспоминания о прошлом. Такие люди воображают, что выбрасывая ненужный предмет, они словно предают прошлое, с которым навсегда с ним связаны. Часто многие предметы нам просто не нужны, и мы вспоминаем о них, когда приходит пора их выбрасывать.

Функция таких вещей – оберегать ценные воспоминания.

Схематически можно нарисовать зону живого интереса, в которой находятся необходимые нам предметы. Это может быть что-то связанное с нашей профессиональной деятельностью, хобби, все, что поддерживает уровень комфорта, к которому мы привыкли. В процессе изменения нашей жизни какие-то предметы покидают вышеописанную зону, а какие-то в ней остаются. Это совершенно нормальный процесс.

Накопительство – это способ игнорирования реальности.

Накопительство не следует путать со стремлением сократить расходы и оптимизировать личный (семейный) бюджет. Но с другой стороны, между этими понятиями существует довольно тонкая грань. Поэтому стремление к эффективному управлению финансами не должно переходить в крайние формы, такие как накопительство.

Мнение психолога

Люди, которые болезненно расстаются с вещами, переносят в свое жилище множество вещей, это сильно осложняет жизнь. Невозможно свободно передвигаться по квартире – повсюду разбросаны вещи, пакеты, коробки.

Иногда невозможно есть или спать – повсюду разбросаны предметы. Это приводит к ссорам с соседями, родственниками, которые требуют освободить жилое пространство от ненужного хлама. Если «нарушитель” не соглашается с их требованиями, то порядок в доме начинают наводить самостоятельно.

В психиатрии чрезмерное накопительство – это психическое расстройство, вид навязчивых состояний.

Оно встречается у 6% населения. Как правило, этому синдрому подвержены люди в пожилом возрасте. Чаще всего это неуверенные в себе люди, которые за ворохом ненужных проблем скрывают свои комплексы и переживания.

Иногда этот синдром приобретается вследствие психологической травмы. Человек защищается огромным количеством вещей, защищаясь от окружающего мира.

В молитвослове в «Исповедании грехов повседневных” именуются грехи — мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?
Людмила
Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.
Скверноприбытчество, (скверное приобретение) — это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 — 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
Мшелоимство — это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому «и дороги-то знать не советовали”.
Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» — прибыль (Толковый словарь В. Даля).
Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).
Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше — хотеть книгу или вожделевать Христа»?
Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех — и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 28.01.2005

Мшелоимство — накопление ненужного — как идолопоклонство. 

Как-то в одном сельском храме священник заметил, что периодически к нему на исповедь приходит старичок и говорит: «Каюсь батюшка, мышей ловил…». Поначалу он, недавно только получивший этот приход, покорно отпускал сей странный грех, ассоциируя его с некими сельскими нуждами. Ну что делать, если мыши завелись, избавляться от такого соседства как-то же надо! Некоторые ведь и о собаках молятся — что делать, если человек одинок и не уживается с другими людьми? Мало того! Даже о коровах и других животных, которые служат людям, существуют специальные молитвы. В одну из исповедей батюшка решил старичка утешить и сказал, что в том грех невелик. Каково же было его удивление, когда просвещенный старичок несказанно возмутился и пожурил священника: «Что вы, батюшка! Мшелоимство — это такой же грех, как и убийство!» Услышав такое признание, батюшка опешил. Молодой священник стал объяснять, что грех мшелоимства к мышам отношения не имеет, а уж тем более к убийству. Что же такое на самом деле мшелоимство, мы решили узнать у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

О МШЕЛОИМСТВЕ

— Владыка, расскажите, пожалуйста, что это за слово такое необычное?

— Дорогой читатель, дорогой христианин! Мы должны каяться разумно. Прежде чем идти на исповедь, приди к священнику на духовную беседу, чтобы понять, в чем вообще нужно каяться, что является грехом, какие грехи бывают. Например, грех убийства, о котором говорилось выше. Ведь каяться в этом грехе нужно не только тогда, когда ты ножом кого-то ударил. Ведь можно и словом человека убить! Сколько случаев, когда после разговора человек не выдерживает и умирает от инфаркта!

Мшелоимство, конечно же, никак не связано с убийством мышей. Речь идет о черте характера, как собирательство ненужного хлама в больших количествах. У женщин этот грех может проявляться в обилии туфель или одежд, которые она просто не успевает носить. В церкви считается, что такое собирательство в духовном плане означает сбор ненужного для суда и вечных мук осуждения.

Когда мне исполнилось 50 лет, многие узнали мою фамилию (Лебедь. — Авт.) и надарили множество статуэток лебедей. Куда их денешь? С ними связаны истории, люди. Но только вот зачем мне, взрослому человеку, эти лебеди? Но каждый подарок, а у меня их много, — это память. Разве что музей открыть. Уловка этого греха в том, что сбор лишнего, ненужного хлама подпитывается каким-то внутренним голосом, который говорит, что все это ценно и дорого. Хотя, по сути, дорога человеку должна быть только душа и отношения между людьми. С другой стороны, тут может быть вопрос привычки, особенно если речь идет о старых вещах. Посмотрите на мои туфли, например. Они несколько раз подлатаны. Когда я прошу ребят отнести их подклеить, мастера просят мне передать: «Еще раз вы принесете эту рухлядь, мы их выбросим». Привычка — тоже вид мшелоимства. На первый взгляд, вещь кажется нужной, а на самом деле она совершенно не нужна.

— Это грех?

— Конечно! В какой-то мере, это идолопоклонство. Потому что ты отдаешь время больше не вразумлению себя словом Божьим, не чтению святоотеческих поучений, а пересматриваешь подаренные вещи, перекладываешь обувь, перевешиваешь в шкафах одежду и т. д.

ЧТО ДЕЛАТЬ

— Как избавиться от подобной привычки, которая еще и является грехом?

— Хороший вопрос. Бороться надо с самим собой. Потому что по христианским заповедям то, что тебе больше всего нравится, ты должен отдать. Я раздал много старинных икон, не жалею, пусть люди молятся. Раздавал облачения, обувь, посуду… Нужно приучать себя отдавать. Не сразу, постепенно, но возьмите за правило, например, раз в неделю кому-то что-то отдавать. Поначалу будет тяжело, потом будете даже испытывать необходимость отдавать.

Реклама

— Одним из первых материалов в нашей газете, а ей в декабре уже 18 лет исполнится, была история одной женщины, которая жила в двухкомнатной квартире одна. После ее смерти родственники вошли и ужаснулись — комнаты до потолка были забиты вещами. Из ее квартиры два или три грузовика вещей вывезли. Был еще случай, когда дочь не могла привести в дом друзей, потому что 43-летняя мама складирует вещи так, что на полу осталась для прохода лишь узенькая дорожка. Выкидывать женщина ничего не хотела. Что бы вы посоветовали, как вразумить?

— Можно пойти на радикальные меры. Привести этого человека к гробу покойника и показать, сколько человек «уносит» с собой. Много? Платье, тапочки, может, очки. У моей мамы есть «клумачок», где есть все необходимые вещи для погребения. Такой же «клумачок» был у моей бабушки… Хотя чем старше человек, тем сложнее ему отдать ту вещь, к которой прикипел душой. Да, нужно заставлять себя от них избавиться, но не всегда это выходит. Хотя люди бывают разные. Тут подход нужен.

Как-то был случай с патриархом Пименом. У него было шесть подрясников, и все порваны настолько, что уже не поддавались штопанью. Как ни уговаривали Патриарха сменить ветошь на новое облачение, тот ни в какую. Вот и придумали помощники его — взять и сжечь эти подрясники. Так и сделали, да благо один оставили. А Патриарху сказали: «Ваше Святейшество, мы ваши подрясники сдали в ремонт». «Хорошо, — отвечает Патриарх.— Только ничего не вздумайте с ними делать!» Прошла неделя, он говорит: «Где подрясники? Уже неделя прошла!» Ему приносят новые: «Вот эти». «Эти раздайте людям, а мне верните мои. Я, может, в них упокоиться хочу!» Принесли ему один уцелевший подрясник и во всем признались. Патриарх простил, надел подрясник, в нем в скорости и упокоился.

— Есть еще другая градация у людей старшего поколения. Подаришь, к примеру, современную мясорубку бабушке, чтобы она не мучалась, не крутила вручную. А она ее спрячет «до лучших времен». Когда же эти «лучшие времена» наступят, ведь уже 70?! Это тоже мшелоимство?

— Конечно. Есть вещь — ею нужно пользоваться. Вещи созданы для тебя, а не ты для вещей. Другое дело — люди, пережившие ужасы войны, или плен, или голод. Такой человек может, например, все время покупать две буханки хлеба, мешок гречки и т. д. Это уже просто душевное расстройство, и его вряд ли удастся вразумить.

Было такое, я купил ей ткань на первую зарплату после техникума — шелк польский. Привез. Пролежал этот шелк лет пятнадцать. Как-то заставил ее таки пошить из этого шелка себе платье. Сшили, мама единственный раз его надела — на свадьбу в доме по-соседству. Сидит, значит, спокойно за столом. Вдруг чувствует, что-то стало свободно в плечах, но с чего — понять не может. Хорошо, что в селе празднуют на улице, ночь уже была на дворе. Дошла домой, сняла это платье и легла спать. Утром встала, как глянула на платье — чуть в обморок не упала. Платье сзади разлезлось надвое от воротника до самого подола. Звонит мне, плачет: «Оно же новое! Первый раз надела!» «Мам, — говорю, — сколько лет этот шелк у Вас пролежал? Пятнадцать? Так какое же оно новое? Хорошо, хоть никто не заметил!» Мама согласилась и перекрестилась. Вот вам мшелоимство.

А еще была у нас тетя Катя, которая пережила страшные события. Они жили в Висле (Польша), через три месяца после свадьбы ее мужа зарезали. Замуж больше так и не вышла, взяла на себя обет — если выйдет на пенсию, будет служить церкви и никогда ничего не возьмет. Оказалась она у нас на приходе. Подарим ей скатерть — на следующий день она застеленная перед иконой Божьей Матери «Почаевская». Подарим покрывало — оно снова где-то в другом месте оказывается. Решили подарить кофту, может, наденет? Прихожу на следующий день на службу, а ее подружка в этой кофте. «Где взяли?» — «Тетя Катя подарила». К ней ничего абсолютно не приставало к рукам. Она сказала: «Я служу Богу!»

— Это крайность или именно так и нужно себя вести христианину?

— Христианин уж если дал обет — должен его исполнить. Тетя Катя наша — кремень, прекрасно владела собой. Пообещала себе и Богу — не возьмет ничего, была верна своему слову до конца. Она считала, что все, что нужно — у нее и так было. Вообще, удивительная была женщина — сама ходила к реке, таскала за 17 км воду в банках, чтобы стирать облачения с престола! Водители автобусов ее уже знали и подвозили при случае. Вот это пример для подражания. Для нее важны истинные ценности — молитва, храм, послушание. Остальное для нее вообще не было важным. Такого человека никакое мшелоимство не возьмет.

Аудио

– Все знают о пагубной страсти грехов сребролюбия, лихоимства, а что такое мшелоимство? Чем оно опасно и как с ним бороться?

– Многим современным людям этот термин может быть мало знаком, поэтому они его произносят иной раз с ошибками. Мшелоимство – это разновидность того же самого сребролюбия, когда люди (чаще всего пожилые, но и не только) имеют обыкновение собирать в своем доме, квартире или во дворе всевозможный хлам: допустим, фантики от конфет, съеденных тридцать лет назад, лотки от яиц, бумажки, тряпки, коробки и прочее. Все это хранится, ржавеет, изъедается молью, вся квартира захламляется совершенно лишними, никому не нужными вещами, все это хранится на черный день, а в результате получается, что каждый день – черный, потому что невозможно среди этого «драгоценного», неприкосновенного хлама даже пройти. Самое печальное бывает, когда приглашают священника (чаще всего родственники или соседи) исповедовать, может быть, даже умирающего хозяина или хозяйку такой квартиры, и хозяев сначала надо найти среди этого обилия, по сути, мусора. А потом надо еще как-то найти с ними общий язык.

Чем опасен этот духовный недуг? Любой, кто дерзнет коснуться этого мусора, сразу становится врагом номер один. «Без моего разрешения не смей это трогать! Это все мое!» – рассуждает такой человек. Известный православный психолог Ирина Яковлевна Медведева, автор многих книг, поделилась такой мыслью, что мшелоимство – это проявление одной из форм такой психопатологии, как шизофрения. То есть это не только духовная проблема, но еще и психическая.

Но самое страшное не вещественное мшелоимство, а интеллектуальное, когда сознание человека захламлено всевозможными нелепыми случаями: с кем дрался, где выпивал, где отравился, где споткнулся, с кем поссорился, помирился или не помирился, где лечился, почему не долечился – все это человек держит в своем сознании. И если внешний мусор люди помогут разгрести даже без твоей воли, то интеллектуальное мшелоимство разгрести без желания самого человека невозможно, человек должен сам это осознать и от такого мусора избавляться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *