Мудрый князь

Сегодня мы чтим память одного из известнейших правителей Святой Руси — Великого Князя Ярослава Мудрого. Ровно 960 лет назад этот святой почил в Бозе 4 марта (20 февраля) 1054 года.
Родителями Ярослава Мудрого были святой равноапостольный Великий Князь Киевский Владимир Святославич, внук Великой Княгини Ольги, и Княгиня Полоцкая Анастасия, в девичестве — Рогнеда Рогволодовна. Жена его – преподобная Ингигерда Олафовна, в крещении Ирина, в иночестве Анна, благоверная принцесса Шведская. У Ярослава Мудрого и Княгини Ирины было десять детей, имена многих из них вошли в русскую и мировую историю:
Илья (+ 1020), кн. Новгородский 1015 – 1020;
святой благоверный Владимир (1020 – 1052), Князь Новгородский 1043 – 1052;
Изяслав (1024 – 1078);
Святослав (1027 – 1076), Князь Черниговский;
Всеволод (1030 – 1093);
Вячеслав (1036 – 1057), Князь Смоленский;
Игорь (1036 – 1060), Князь Владимиро-Волынский;
Анна, королева Французская, жена Генриха I Капета;
Анастасия, королева Венгерская, жена Андрея I;
Елизавета, королева Норвежская, жена Гаральда Смелого.
Летописцы описывают святого благоверного Князя так: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». По свидетельствам очевидцев, Ярослав Мудрый отличался недюжим умом, был весьма благоразумным, вел богобоязненную жизнь; также ему были присущи доброта в мирное время, проявляющаяся главным образом, в сострадании к неимущим, и храбрость па поле брани перед врагом . Нрав святого князя был строгим ко сем, а прежде всего к себе самому: он вел очень скромную жизнь, в отличие от его отца, который очень благоволил веселым пирам. Также современники отмечали, что Ярослав был весьма сведущ в богословии, сам прочитал много богослужебных книг, а также владел большой личной библиотекой. Как выразился один летописец, Князь считал книги «реками, способными напоить мудростью».
Во время княжения Ярослава Мудрого произошел расцвет как самого стольного града Киева, так и всей Руси в целом: были укреплены экономические и культурные связи между ранее разрозненными, как бы мы сегодня сказали «суверенными», частями государства. Можно смело утверждать, что эти годы стали эпохой высшего процветания Киевской Руси.

Святой благоверный Князь Ярослав является законодателем Киевской Руси. Будучи еще наместником в Новгороде, он имел прозвище «Правосуд», потому что именно там началась Ярославом Мудрым разработка писаных законов Руси. Ему же приписывается и древнейший русский памятник права — «Русская Правда», именуемый также именуемый, как «Устав» или «Суд Ярославль». «Русская Правда» является сборником действовавших в то время законов и обычаев, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Появился данный сборник в Новгороде в 1016 году и стал первым письменным кодексом уголовных, гражданских и административных законов, которые касались, в первую очередь, вопросов охраны общественного порядка. Также во время княжения Ярослава, появился Церковный Устав или, иначе, Кормчая книга, которая была составлена на основе византийского Номоканона. Именно этот Устав впервые разграничил понятия греха и преступления, говоря, что всякое преступление есть грех, но не всякий грех — преступление.

Наиболее важной деятельностью святого Князя стало распространение Христианства на Руси и, в связи с этим, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. И в самом стольном граде Киеве, и в других городах, Ярослав Мудрый щедро выделял средства на строительство храмов и обителей: для этих работ даже специально приглашались мастера из Греции. Благоверный Князь пригласил из Византии церковных певцов, которые обучали русских осьмогласному пению. Вот что говорил летописец Нестор о расцвете при Ярославе Православной веры нашей стране: христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться». Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита на Киевскую митрополию, Ярослав в 1051 году велел собору русских епископов поставить митрополитом святителя Илариона, первого архипастыря Русской митрополии родом из русских.
Чтобы привить в народ начала Христианской веры, Ярослав велел переводить рукописные книги с греческого на славянский и много сам их покупал. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им при Софийском соборе для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков.
Благоверный Князь и сам отличался усердие в вере. Как гласит одно из преданий, он даже велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в Киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, святой Ярослав надеялся, что сможет избавить души своих родных от вечной муки и погибели.
Князь Ярослав Владимирович так возвысился своей деятельностью в разных направлениях развития Руси, что через некоторое время за ним закрепилось прозвание «Мудрого».
Скончался благоверный Великий Князь Ярослав Мудрый, как уже было выше сказано, 5 марта (20 февраля) 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Похоронили его в мраморном гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе. После похорон на стене храма была обнаружена запись, которую нацарапал один из подданных князя: «В лето 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего…». Разделив по себе земли между сыновьями и передав киевский престол старшему сыну Изяславу , он оставил им такое завещание:
«Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Ярослав Мудрый был канонизирован 10 лет назад, в 2004-м году.

20 февраля, согласно летописной датировке, исполняется 965 лет со дня смерти одного из самых почитаемых древнерусских князей – Ярослава Мудрого, сына крестителя Руси Владимира Святославовича.

Ярослав Мудрый прожил долгую жизнь и правил в стольном граде Киеве без малого 40 лет – с 1016 по 1054 годы (первый период с 1016 по 1018 гг. и второй – 1019-1054 гг.). За это время он снискал славу крупнейшего государственного деятеля и полководца, сплотил разрозненные племена в единую Русь, основал многие города, при нём в Киеве и Новгороде были заложены величественные храмы святой Софии.


В.П. Верещагин. Великий Князь Ярослав I Мудрый. Источник: https://информа.рус/

Начало правления

Летопись повествует о рождении Ярослава в 978 году, это означает, что умер он на 76-м году жизни. По другим версиям, князь появился на свет между 983 и 986 годами. Он был третьим сыном Владимира Святославовича от Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода. Отец посадил юного Ярослава на княжение в Ростов. С его именем связывают основание в 1010 году на берегу Волги города, который получил название Ярославль. В 1011 году отец выделяет сыну княжение в Новгороде.

В 1014 году Ярослав решил показать свой независимый характер и решил не платить ежегодный урок (дань) Киеву в размере 2000 гривен. Всё это вызвало гнев у Владимира, и он даже собирался вразумить сына походом на Новгород, но не успел, вскоре заболел и в июле 1015 года умер.

К власти в Киеве пришёл старший брат Ярослава Святополк, учинивший расправу над младшими братьями Борисом и Глебом, войдя в русскую историю под именем Окаянного. Ярослав включился в борьбу с Киевом. Осенью 1016 года встретились два войска. У Любеча на Днепре Ярослав разбил войско Святополка, который бежал в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму. Ярослав вступил в Киев. Надо отметить, что Ярослава активно поддержали новгородцы, и этот союз продержался долгое время. Именно новгородцам Ярослав выдал «Древнейшую Правду», правовой кодекс преимущественно уголовных и процессуальных норм, явившийся ранней частью Русской правды. Правление Ярослава в Киеве в тот раз было недолгим.


И.Я. Билибин. Святые Борис и Глеб на корабле. Источник: https://ru.wikipedia.org

Амбициозный польский князь Болеслав помог своему союзнику Святополку в августе 1018 года захватить Киев. Однако власть Святополку не досталась, Болеслав решил сам закрепиться в Киеве. Бесчинства поляков вскоре привели к тому, что восставшие горожане выбили их из города, и Святополк лишился всякой военной помощи. Весной 1019 года Ярослав при поддержке новгородцев собрал новое войско и вновь отправился на Киев. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал и умер по дороге в Польшу.

С той поры Ярослав окончательно стал великим князем и в том же 1019 году женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа Шётконунга. Молодая жена в качестве подарка мужа по случаю бракосочетания получила Ладогу с прилегающими землями, после чего эти земли получили название Ингерманландии (земли Ингигерды).


А. И. Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда.

Полководец

Правление Ярослава Владимировича в Киеве было исполнено военных тревог и угроз. Приходилось постоянно отражать нападения как иноземных захватчиков, так и собственных родственников из дома Рюриковичей. Победа доставалась мудрому правителю не только военным путем, но и хитростью, дипломатией, ловким умением использовать ошибки противника. Ярослав активно укреплял древнерусскую государственность и продолжал внешнюю политику своего отца Владимира и деда Святослава. Дальновидный хозяин киевского стола успешно скреплял военные победы с династическими браками своих дочерей с норвежским, венгерским и французским монархами (О последней истории в 1970-е годы был снят увлекательный советский фильм «Ярославна, королева Франции»).

Но воевать всё-таки приходилось, ведь по-другому в те далёкие времена практически невозможно было усилить авторитет княжеской власти.

В 1020 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич решил позаимствовать у дяди часть новгородских земель. Ему удалось взять Новгород, ограбить его и увести в плен часть жителей. Узнав, что Ярослав приближается к городу, нападавший покинул его, был настигнут грозным дядей на реке Судоме. Ярослав разбил войска племянника и освободил пленных, после чего с родственником замирился, отдав ему в удел Витебск.

Много неудобств доставил Ярославу и его младший брат Мстислав Владимирович Тмутараканский. Несколько лет они противостояли друг другу. Дело доходило до боевых столкновений: Мстислав захватил Чернигов и левобережье Днепра, а в 1024 году под Лиственом (возле Чернигова) победил войско Ярослава и перенёс свою столицу в Чернигов. Мстислав направил послов к Ярославу и предложил разделить земли по Днепру и прекратить войны. «Садись в своём Киеве, ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона». Уже в 1029 году Ярослав помог Мстиславу, совершил поход против племени ясов и выгнал их из Тмутаракани. Всё кончилось замирением.


И.Я. Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. Источник: http://cdbvizit.ru

В 1030 году Ярослав утвердил свою власть на берегах Чудского озера и основал город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии). В том же году он отвоевал у поляков Перемышль и Червен, которые были захвачены Болеславом Храбрым ещё в 1018 году.

Войска Ярослава совершили также успешные походы на племена ятвягов и литовские племена. Самое большое впечатление на современников произвели решительные действия против печенегов. В 1036 году он нанёс им решительное поражение под Киевом и избавил русские земли от набегов этих кочевников.

В 1043 году русские рати под предводительством сына Ярослава Владимира ходили походом на Византию. Поход не увенчался решительной победой, но в порядке замирения в 1046 году другой сын Ярослава Всеволод стал законным супругом византийской принцессы. В этом браке родился Владимир Мономах – внук Константина IX Мономаха.

Внутренние дела

Великий князь киевский Ярослав вошёл в историю и как неутомимый строитель, и как князь, укрепивший русскую христианскую культуру. Летописец писал о нём: «Вера христианская нача плодиться и расширяться». Мудрый правитель не только воевал с Византией, но и приглашал оттуда умелых мастеров. Именно они создали на Руси новые храмы, самым знаменитым из них стал величественный собор святой Софии в Киеве. Ярослав основывал монастыри, много сделал для организации церкви и упрочения христианской веры на русских землях.

Отдельно можно сказать о развитии образования при Ярославе Мудром. Именно при нём в Новгороде была открыта вторая самая большая школа (первая в Киеве), а в Софийском соборе была создана библиотека. Князья древней Руси были образованными людьми. Князь Святослав, сын Ярослава, все кладовые заполнил книгами, отец Владимира Мономаха Всеволод владел пятью языками, Владимир Мономах остался для нас писателем. В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».


О. Гальчинська. Библиотека Ярослава Мудрого. Источник: https://информа.рус

При Ярославе Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы, во многом – соперником Константинополя. Вокруг Киева были воздвигнуты каменные стены, в ту же великолепную эпоху построены Золотые ворота.

«Мать городов русских» активно развивала торговые и дипломатические связи со многими европейскими странами, а члены великокняжеского семейства Ярослава породнились со многими королевскими династиями Европы. Браки детей Ярослава продолжились и в следующем поколении. Например, внучка Ярослава Евпраксия Всеволодовна стала женой германского императора Генриха IV.

Русская Правда

Ярослав Мудрый отметился в истории еще одним важным делом. Именно при нём был написан первый свод законов государства, названный Русской Правдой. Учёные до сих пор спорят о времени её происхождения. Большинство из них связывает её с так называемой Древнейшей Правдой (первая часть краткой редакции) с именем Ярослав Мудрого (Правда Ярослава). А время появления Древнейшей Правды датируют как 30-е годы XI века – 1054 год.


А.Д. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Источник: http://cdbvizit.ru

Князь продолжил начинания своего отца Владимира Святославовича, который также изъявлял намерения ввести в государстве цивилизованные обычаи и создать законы, устанавливавшие справедливость и порядок. Таковым сводом законов и стала так называемая Правда Ярослава Уже после смерти Ярослава сыновья его вносили дополнения и правки, так появилась Правда Ярославичей. Закон действовал, судьи (как светские княжеские, так и церковные) руководствовались им. Сам Ярослав Мудрый говорил: «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте». Действие разработанного при Ярославе законодательства, в которое с течением времени вносились изменения, продлилось до конца XV века, когда в 1497 году был подготовлен новый свод законов – Судебник Ивана III.

Начало раздробленности

К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. После смерти выдающегося правителя в соответствии с завещанием его сыновья разделили земли между собой. Но наследовать Киев могли только три старших брата – Изяслав, Святослав и Всеволод по очереди. Такой порядок замещения княжеских столов историки назвали «лиственничным». Братья перемещались из своих городов в старшие – и до Киева. После смерти последнего брата в Киеве должен править старший сын старшего брата. Вроде всё понятно, но братья стали спорить с племянниками. Споры переросли в неприязнь и вражду.

Это отразилось на других сторонах жизни: оседание бояр и князей на земли (окняжение земель), натуральный характер производства. Феодальная раздробленность – это не изобретение Древней Руси. Большинство стран прошли такой период. Да, раздробленность несла в себе и опасность, и новые возможности для внутреннего развития. Раздробленность не разрушила сложившуюся древнерусскую народность. Духовная жизнь сохранила общие черты и единство стилей. Росли и строились города, развивалась торговля, появлялись новые пути сообщения.


В. Нагорнов. Ярослав Мудрый и сыновья. Источник: https://информа.рус

Почти 20 лет братья придерживались отцовского наказа, беспокоились о государстве, вместе выступали против внешних врагов. Но идиллия закончилась в 1073 году. Святослав Ярославич изгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, пожелав стать единоличным правителем. С той поры между братьями и их потомками начались постоянные раздоры и борьба за власть. Всё это случилось не только вследствие естественных для средневековья властных амбиций, но во многом из-за несовершенства созданной Ярославом удельной системы.

Последствия раздробленности в виде внутренних усобиц Русь почувствовала очень скоро, а в 1237-1241 годах этой слабостью государственного устройства воспользовались монгольские завоеватели. Для нового объединения русских земель понадобилось почти три столетия.

Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому правителю, установленного в Ярославле.

Мстислав Владимирович Тмутараканский ок. 983–1036

Сражения и победы

Легендарный древнерусский полководец X-XI веков, удостоенный прозвищ «Храбрый» и «Удалой».

Князь Мстислав Владимирович Тмутараканский напоминал своего деда Святослава Игоревича — боевого вождя времен военной демократии и великого переселения народов. Всегда в седле, всегда в погоне за военными победами, славой и добычей.

На X — первую половину XI в. пришелся героический период древнерусской истории. Это было время становления и расцвета Киевской Руси. При Владимире I (980-1015), прозванном в былинах «Красным солнышком» и «Ласковым князем», все земли, заселенные восточнославянскими племенами, оказались под рукой великого князя Киевского. Одновременно шел процесс слияния конгломерата восточнославянских племен и ассимилированного славянами финно-угорского, летто-литовского, северо-иранского и прочего населения Восточно-европейской равнины и Среднего Поднепровья. Принятие при Владимире христианства в 988 г. очень способствовало сплочению народа вокруг новой веры и складыванию особой древнерусской духовной культуры. Сын Владимира Ярослав, позванный летописцами «Мудрым», в годы своего великого княжения (1016-1054) расширил границы Руси, покровительствовал распространению грамотности и книжности, заложил основу письменного законодательства.

Русь в XI веке (1015-1113 гг.)

Владимир и Ярослав были столь яркими правителями, что на их фоне теряются другие древнерусские князья — их современники. Между тем среди последних тоже было немало талантливых людей, храбрых и успешных полководцев, наделенных личной харизмой. Одним из таких князей являлся Мстислав Тмутараканский. О жизни и деятельности Мстислава есть отрывочные сообщения русских летописей и других источников. Этот материал не позволяет полностью реконструировать биографию князя, но мы можем рассказать о наиболее заметных, а потому и запомнившихся летописцам, деяниях князя.

Происхождение Мстислава

Мстислав был сыном Владимира I от полоцкой княжны Рогнеды. (По другой версии его матерью была «чехиня»). Год его появления на свет неизвестен. Историки чаще всего предполагают 983-й и считают Мстислава третьим сыном Рогнеды. Его старшими родными братьями были Изяслав (впоследствии полоцкий князь, родоначальник местной династии Рюриковичей — «Рогволожьих внуков») и Ярослав (в конце жизни отца — князь Новгородский). Впрочем, встречается в исторической литературе мнение и о том, что Мстислав был старше Ярослава.

«Имя Победы»:
Мстислав Владимирович Тмутараканский

Дедом Мстислава по отцу был знаменитый князь-воитель Святослав (годы великого княжения в Киеве 945-972). Прабабкой по отцу являлась известная своей мудростью княгиня Ольга. Дедом по матери Мстислав имел самостоятельного полоцкого правителя Рогволода, который, очевидно, происходил из тех мужей Рюрика, которых, по сообщению «Повести временных лет», тот «сажал» по славянским городам. Рогволод и его дочь Рогнеда скорее всего были варяжского (скандинавского) рода.

Кроме родных братьев у Мстислава имелось еще и 9 сводных братьев, ведь Владимир до своего крещения обладал 8 женами и бесчисленным «штатом» наложниц. Большинство восточнославянских племен до принятия христианства предпочитали многоженство, и обширный гарем был статусной вещью, которая подчеркивала величие и богатство монарха.

При Владимире постепенно ушли в прошлое местные князья, подручные великому князю киевскому. В различных волостях вместо них от имени великого князя стали править наместники. Вначале это были «мужи» (бояре), представители старшей княжеской дружины. Однако Владимир рано начал сажать наместниками своих многочисленных сыновей. Большинство из них стало князьями-наместниками еще в детском возрасте. Конечно, им помогали править «кормильцы», бояре воспитатели и советники. Так с юных лет Рюриковичи приучались нести свою княжескую ношу.

Мстислав и Тмутараканское княжество

Неизвестно, когда Мстислав стал князем-наместником Тмутараканского княжества на Таманском полуострове между Азовским и Черным морем. Часть историков считает, что произошло это около 987-988 гг., когда князю было 4-5 лет от роду. В летописях имя Мстислава прочно ассоциируется с Тмутараканью, что свидетельствует о долгом пребывании князя в этом автономном владении Руси. Другие исследователи начинают тмутараканский период жизни князя с 990-1010 гг.

Тмутаракань. Художник Н.К. Рерих. 1919 г.

Здесь, в Тмутаракани, князь завел семью. Известно имя его супруги — Мария, скорее всего она была из местного знатного аланского рода. Кроме приставки «Тмутараканский» Мстислав приобрел зафиксированное в источниках и другие прозвания – «Храбрый» и «Удалой». Он вообще был во многом похож на своего деда Святослава Игоревича. Военные походы, битвы и личные поединки составляли страсть князя. Как и Святослав, Мстислав Тмутараканский часто напоминал не столько князя эпохи развития древнерусской государственности, сколько боевого вождя времен военной демократии и великого переселения народов, который всегда в седле в погоне за военными победами, славой и добычей. Легенды о тех седых временах рисовали идеального князя-вождя еще и великодушным. Мстислав, воспитанный в их атмосфере, явно стремился быть таким. Последнее уже редко встречалось у монархов XI в. хотя отчасти великодушие было не чуждо отцу Мстислава — «ласковому князю» Владимиру.

В историю Мстислав Тмутараканский вошел не государственными свершениями, а военными подвигами.

Однако прежде чем повествовать о них, мы объясним, что представляло из себя Тмутараканское княжество к началу правления там Мстислава Владимировича.

Монета Тмутараканского княжества

Располагалось оно на Таманском полуострове вблизи двух морей Черного и Азовского и соединяющего их Керченского пролива. В глубокой древности здесь жили скифы. В античное время Тамань входила в Боспорское царство, население которого помимо скифов составляли их родственники по северо-иранской семье народов — сарматы, а также греки, евреи и некоторые другие этносы. Город Таматарха на Тамани, который русские впоследствии именовали Тмутараканью, был основан как греческая колония. В ходе великого переселения народов в IV в. н.э. здесь появились тюрки-гунны.

Чуть позже их сменили тюрки-булгары. Тамань была даже центром Великой Булгарии. Но это государство распалось под ударами тюрок-хазар, и с VII в. власть над Таманью перешла к ним. Хазары создали в Прикаспийских и в Причерноморских степях свое государство — Хазарский каганат. Хотя хазары были кочевниками, Каганат процветал благодаря обслуживанию международной транзитной торговли, что шла через его владение. Поэтому огромное влияние в нем получили знатоки торговли еврейские купцы. От них каган и вся хазарская элита переняли иудаизм, рядовые хазары остались язычниками. Каганат являлся торговым конкурентом Ромейской империи (Византии) и арабов, вел с ними войны. С востока на Хазарию давили первобытные тюркские кочевники печенеги. С VII в. делала попытки освободиться от хазарской зависимости и Булгария, расположенная на Средней Волге. Все это подрывало силы Каганата, а последний удар нанес ему киевский князь Святослав Игоревич.

После разгрома Хазарии Святославом в двух ее бывших владениях Саркеле (Белой Веже) на Дону и в Тмутаракани установилось сильное русское влияние. Хотя на Тамани еще около 20 лет просуществовало автономное иудейское государство во главе с Давидом Таманским, в самой Тмутаракани со времен Святослава очевидно находился русский гарнизон. При Владимире I в 980-х киевское влияние возросло, и в Тмутаракани был посажен наместником великокняжеский сын Мстислав. Так окончательно сформировалось Тмутараканское княжество, зависимое от Руси, но весьма автономное во всех внутренних и внешних делах. Тмутаракань по-прежнему была заселена многонациональным людом. Кроме русских, греков, хазар, евреев, армян здесь проживали касоги и ясы.

Раскопки на месте Тмутаракани, недалеко от современной станицы Тамань

Касоги (косоги) имели абхазо-адыгейское происхождение. Кроме Таманского полуострова они в массе своей проживали в степях Кубани и на Северном Кавказе. Ясы (предки современных осетин) принадлежали к северо-иранской языковой семье. Они входили в племенные союзы аланов. Ясы также часто являлись союзниками касогов. За пределами Тамани племена ясов и касогов переживали период разложения родо-племенного строя, шел процесс зарождения их государственности, сопровождаемый возвышением отдельных племенных вождей, окруженных верными дружинниками.

Тмутаракань к концу Х в. вела активную внешнюю торговлю, составляющую конкуренцию византийским городам в Крыму. Кроме того, княжество пыталось распространить свое политическое и административное влияние на различные регионы Северного Кавказа. Военные походы Мстислава Тмутараканского стали основной формой реализации этих амбиций Тмутараканской земли.

Мстислав и Редедя

Лаврентьевская редакция «Повести временных лет» и Никоновская летопись содержат подробный рассказ о войне Мстислава с племенным союзом ясов и касогов, возглавляемых Редедей, в 1022 г.

В центре внимания летописцев оказался личный поединок предводителей сторон, который также отражен в «Слове о полку Игореве»:

Пeснь пояше… храброму Мстиславу, иже зарeза Редедю предъ пълкы касожьскыми.

Возможность таким образом решить исход войны говорит о переходности эпохи, в которой жил князь Мстислав и его современники. Трудно представить себе исход Куликовской битвы поединком московского князя Дмитрия и ордынского темника Мамая! И дело не в отсутствии личной смелости. Государственные мужи XIV в. да и их подданные уже не могли себе позволить доверить судьбу своих стран превратностям личного состязания. А в те старые добрые времена, когда жили Мстислав и касожский князь Редедя, очевидно, на Тамани и Северном Кавказе еще был в ходу подобный старинный обычай. Он предписывал бороться без оружия, хотя, очевидно, предполагал возможность добить проигравшего кинжалом, как и сделал в конце боя Мстислав. Судя по всему, это входило в правила, ведь дружина зарезанного Редеди не кинулась в бой, мстить за своего предательски убитого вождя, а признала победу русского князя. То же касалось и семьи поверженного Редеди. Достойным подвигом, а не предательской уловкой, представлен исход поединка Мстислава и Редеди в «Слове о полку Игореве».

Единоборство Мстислава с Редедей. Художник Н.К. Рерих. 1943 г.

Летописи сообщают, что в 1022 г. войска ясов и касогов сошлись в поле с дружиной Мстислава Тмутараканского. Яско-касожский вождь Редедя предложил Мстиславу не губить воинов, а решить спор в личном поединке. Редедя слыл мощным богатырем, был прославленным у своего народа борцом. Однако и Мстислав не уступал ему в личной храбрости. Русские летописи подчеркивают молодость русского князя и отсутствие у него того опыта, которым обладал зрелый Редедя. Из-за этой ремарки многие историки не признают датой рождения Мстислава 983 г. К 1022 Мстиславу было бы под 40 лет, что и в то, и в наше время никак не может считаться молодостью. Князь Мстислав был достаточно взрослым человеком. Он имел собственных детей — сына Евстафия и дочь Татьяну. Как политик он к 1016 г. сумел подчинить Тмутаракани всех окрестных ей хазар.

Поединок начался не в пользу Мстислава. Могучий Редедя стал давить его к земле. Мстислав был уже христианином. Известно его крестильное имя — Константин. Русский князь стал молиться Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал воздвигнуть в ее честь храм в Тмутаракани. В итоге он выиграл, сумев зарезать своего противника ножом «перед полками касожскими».

Обещание свое Мстислав выполнил. Археологи нашли в месте, где некогда стояла Тмутаракань, остатки фундамента Богородичной церкви.

И нача изнемогати Мстислав, бо бе велик и силен Редедя, и рече Мстислав — «О пресвятая Богородица, помози ми, аще бо одолею сего, съзижду церковь во имя твое». И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю.

Повесть временных лет

Победа над Редедей положила конец войне 1022 г. Как и требовал древний обычай, победитель получил власть над землей и подданными проигравшего Редеди. Мстиславу досталась и семья яско-касожского вождя, но с ней он обошелся по-рыцарски. Жена и два сына Редеди жили при князе и входили в тмутараканскую элиту. Мстислав стал крестным отцом сыновей Редеди. В крещении они приняли имена Юрий и Роман. Последний стал зятем Мстислава, женившись на его дочери Татьяне. От этой пары вели свое происхождение (скорее всего мифическое) несколько московских аристократических родов — Белеутовы, Добрынские, Сорокоумовы-Глебовы.

А.И. Иванов. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. 1812 г.

Власть Мстислава над ясами и касогами значительно увеличила военные возможности тмутараканского правителя, и он решил вмешаться в борьбу за отцовский великокняжеское наследство. Великий князь Владимир умер в 1015 году. Никакого четкого порядка престолонаследия на Руси еще выработалось, с момента кончины Владимира и до 1019 г. шла на Руси усобица между его сыновьями. Летописи приписывают Святополку, старшему сыну или племяннику Владимира, убийство братьев — Бориса и Глеба, а также намерение истребить всех своих братьев-соперников. Однако Ярослав, князь Новгородский, оказался удачливее и сильнее Святополка. В 1016 и в 1019 гг. с помощью новгородцев и варягов он разбил Святополка, и тот, бежав на Запад, там и сгинул.

Мстислав Храбрый против Ярослава Мудрого

До 1022 г. у Ярослава никто не оспаривал киевский стол, и он считался великим князем, хотя в 1021 г. ему и пришлось повоевать с племянником Брячиславом Изяславичем Полоцким, напавшим на новгородские земли. Возможно эта выходка «Рогволожьего внука» побудила и Мстислава Тмутараканского вспомнить о своих правах наследника. В 1023 г. Мстислав во главе тмутараканской дружины и яско-касожского войска появился на левой Северской стороне Днепра. Он захватил Чернигов. Здесь его войско пополнилось черниговскими полками.

В 1023 г. Ярослав не оказал Мстиславу отпора. Он был отвлечен событиями, которые разворачивались на Северо-Востоке Руси. В Суздальской земле на фоне голода шли волнения и локальные восстания, где верховодили языческие волхвы. В Киеве великий князь отсутствовал, и Мстислав счел это удобным для захвата столицы Руси. Однако киевляне не захотели видеть своим правителем тмутараканского князя. Они заперлись в городе и не пустили Мстислава. Он вернулся к Чернигову.

Ярослав Мудрый
Реконструкция М.М. Герасимова по реальному черепу князя

Судьба великокняжеского киевского стола должна была решиться в войне братьев. Ярослав уже спешил в Поднепровье. Воспользовавшись очередной раз помощью новгородцев, Ярослав нанял за морем варяжскую дружину во главе с Якуном. Этот Якун в русских источниках назван братом варяжского конунга Африкана. Летописное сообщение и свидетельство Киевско-Печерского патерика утверждают, что Якун был «слеп» и носил «златотканный луд». Образ слепого плохо вяжется с ролью Якуна, который в 1024 г. стал главным воеводой киевско-варяжских сил. В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин предполагали, что у Якуна были как-то повреждены глаза, отчего он носил на них повязку («луд»). Но из контекста источников, «луд» скорее упомянут, как одежда, можно предположить, что это был плащ. Историк Н.П. Ламбин предположил, что слово «слеп» — это ошибка переписчика, которую потом начали тиражировать более поздние авторы. Варяг Якун был не «слеп», а «с леп» (т.е. красив) и носил златотканный «луд» (плащ). И.Н. Данилевский предположил, что летописец, написавший о Якуне, что он не просто «леп», а «с леп», использовал игру слов, намекая на недостатки руководства киевско-варяжской рати. Ярослав был хром (он в детстве неудачно упал с коня), а Якун «с леп».

Так или иначе, но во главе с Якуном киевляне и варяги выступили для защиты прав Ярослава на великокняжеский стол. Войска Ярослава шли к Чернигову. Узнав об этом, Мстислав Храбрый устремился им навстречу. У городка Листвена недалеко от Чернигова противники увидели друг друга. Темнело, была ужасная погода. Стеной шел дождь, сверкали молнии, грохотал гром, и резкие порывы ветра уносили его звуки прочь.

Несмотря на бурю и опустившуюся ночь Мстислав решил атаковать. Он впервые в зафиксированной в источниках русской истории применил военное новшество, разбив единый строй своих воинов на центральный полк, полки правой и левой руки, а так же выделив в резерв («засаду») свою тмутараканскую дружину. Позже такое построение употребляли все русские князья, включая Ярослава в битве с печенегами под Киевом в 1036 г.

Якун построил силы великого князя Ярослава одним полком, в центре которого находились его варяги. Мстислав нанес мощный удар по центру силами черниговцев, тем временем его полки левой и правой руки из ясов и касогов давили неприятеля с флангов. А здесь стояли киевляне, которые дрогнули, а вскоре и черниговцы проломили варяжский центр. Киевляне и скандинавы начали в панике отступать. Дружина Мстислава преследовала и секла их. В ходе битвы Якун потерял свой «золотой луд». Вместе с Ярославом варяг добежал до Новгорода, а там сел на корабль и уплыл на родину.

Славянская быль. Художник Б. Ольшанский

Поле боя осталось за Мстиславом. Он, по сообщению летописца, ходил по нему, говоря:

Кто же этому не порадуется? Вот лежит северянин (черниговец), вот варяг, а моя дружина цела!

Эта фраза весьма четко передает мировоззрение тмутараканского храбреца, которому явно не хватало широты государственных помыслов, столь свойственных его брату «хромцу» Ярославу Мудрому. Можно понять жителей Киева, которые предпочли в свое время Ярослава.

Дуумвират Ярослава и Мстислава

Однако Мстислав не был злобным и мстительным противником. После битвы под Лиственом он послал в Новгород к Ярославу сказать:

Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра.

После личной встречи Ярослава и Мстислава установился своеобразный дуумвират братьев. Ярослав Мудрый был великим князем Киевским, правил, как верховный правитель, днепровским Правобережьем, Новгородской и всеми прочими русскими землями, за исключением Чернигово-Северской стороны и Тмутараканского княжества. Мстиславу по-прежнему подчинялись ясы и касоги. Кстати под Лиственом пал в бою сын Редеди — бездетный Роман. Наследниками касожского «трона» остались зять Мстислава — Юрий и его дети, приходящиеся Мстиславу внуками.

После 1024 г. братья Ярослав Мудрый и Мстислав Храбрый больше не ссорились. Порой они вместе ходили в походы, и здесь талант Мстислава, как блестящего воеводы, очень помогал «хромцу» Ярославу. Так братья-соправители сумели отвоевать у Польши червенские города.

Ярослав и Мстислав отвоевывают у поляков Червенские города. Летописная миниатюра

Эти города давно стали яблоком раздора между русскими и поляками. Историческая область — Червонная Русь, где они находились, была расположена на западе современной Украины и востоке, юго-востоке Польши. Она граничила на востоке с древнерусским Подольем, на северо-востоке упиралась в Волынь, на западе и юго-западе соседствовала с Закарпатьем, на юге и юго-востоке — с Буковиной, на севере — с Литвой.

В 891-892 гг. моравский король Святополк I присоединил червенские земли к Великоморавскому королевству, а после того, как междоусобицы ослабили эту державу, червенские территории захватили венгры. В 979 г. князь Мешко, из западнославянского (польского) племени полян, отвоевал червенские города, но не удержал их за государством Пястов. Великий князь киевский Владимир I, отец Ярослава и Мстислава, вместе с дядей своим новгородским посадником Добрыней Малковичем завоевали червенские города. В междоусобицу Владимировичей польский князь Болеслав Храбрый, помогавший своему зятю Святополку Владимировичу, занял червенские города (1018).

В начале 1030-х Ярослав Мудрый и Мстислав Тмутораканский решили поправить это дело. Их поход против Польши 1030-1031 гг. оказался победоносным, и Червонная Русь присоединилась к Руси Киевской. Ярослав основал в Червонной Руси между Саном и Бугом новый город — Ярослав.

Из «русских дел» князя Мстислава Тмутараканского еще стоит отметить строительство большого каменного Спаса-Преображенского собора в Чернигове, где сам князь Мстислав впоследствии и будет похоронен.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Современный вид

В конце 1020-х и в начале 1030-х гг. продолжалась активность Мстислава в северо-кавказских и даже закавказских областях. В 1031 г. Мстислав вместе с аланами на ладьях появился у Баку. Русско-аланское войско разбило силы ширваншаха. Эту экспедицию Мстислав предпринял в помощь своему союзнику эмиру Аррана — Мусе. Престол у Мусы оспаривал его брат, пользовавшийся поддержкой ширваншаха. Позже полки Мстислава, пройдя через Армению, воевали на территории Византии. Наверное, Мстислав надеялся, что Муса за поддержку выделит Мстиславу во владение какую-нибудь территорию у реки Куры. Этого, однако, не произошло.

А вскоре политическая ситуация на Северном Кавказе и в Закавказье вообще изменилась не в пользу Мстислава. Муса и некоторые другие союзники Мстислава нашли компромисс с ширваншахом. Муса женился на дочери ширваншаха. На стороне ширваншаха выступил и правитель Дербента эмир Мансур. В 1032 г. дербентцы разгромили русско-аланский отряд, посланный Мстиславом в горы. Попытка Мстислава контратаковать Дербент в 1033 г. не удалась.

Последний год своей жизни (1036 г.) Мстислав Тмутараканский встретил в своих черниговских владениях. Здесь он и погиб, отправившись однажды на охоту. Некоторые историки высказывали мысль, что к смерти Мстислава мог быть причастен Ярослав Мудрый, но это невозможно доказать. К тому же Мстиславу было под 60 лет, а для человека того времени, да к тому же проведшему большую часть жизни в военных походах и единоборствах, это было не мало. Сын Мстислава Евстафий умер тремя годами ранее отца. В итоге у князя-воителя не оказалась прямых наследников. Чернигово-Северская земля и Тмутараканское княжество отошли под верховную власть великого киевского князя Ярослава Мудрого. С 1036 г. и до своей кончины в 1054 г. Ярослав единолично управлял древнерусским государством.

ЧЕРНИКОВА Т.В., к.и.н., доцент МГИМО (У)

Литература

ПСРЛ. Изд. 2. Л., 1926. Т. 1 Повесть временных лет. Подг. текста, перев., статьи и коммент. Д.С. Лихачева, под ред. В.П. Адриановой-Перетц. СПб., 1996 Богуславский В.В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия. М., 2001 Войтович Л. Генеалогія династій Рюриковичів і Гедиміновичів. Київ, 1992 Грушевський М.С. Історія України-Русі. Київ, 1992. Т. 2 Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов). Отечественная история. 1993. № 1 Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1818. Т. II Ламбин Н.П. О слепоте Якуна и его златотканой луде: Историко-филологическое разыскание. Журнал Министерства Народного Просвещения. 1858. Ч. 98 Лихачёв Д.С., при участии А.А. Алексеева и А.Г. Боброва. Текстология (на материале русской литературы X-XVII вв.). СПб., 2001 Лопатинский Л.Г. Мстислав Тмутараканский и Редедя по сказаниям черкесов. Известия Бакинского гос. ун-та. 1-2. 1921 Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времён. М., 1773. Кн. II

Интернет

Биография

Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого Владимира Святославовича (Крестителя). Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой».

Князь Ярослав Мудрый

А ещё он – отец, дядя и дед многих европейских правителей. При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти. В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.

Детство и юность

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.

Владимир Святославович и Рогнеда Рогволодовна. Художник А. П. Лосенко

Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.

Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

Правление

Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.

Ярослав Мудрый

Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.

Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.

Святополк Окаянный

Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.

Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.

Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.

Софийский собор, Киев

Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.

Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.

Внутренняя и внешняя политика

Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.

Ярослав Мудрый

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.

Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.

Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.

Библиотека Ярослава Мудрого

В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.

Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.

Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки Ивана Грозного.

Киево-Печерская лавра

Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.

А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.

Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.

Ярослав Мудрый и его свод законов «Русская правда»

В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.

Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).

Ярослав-законодатель

Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.

Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.

Основание городов

Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.

Город Юрьев (сейчас — Тарту, Эстония)

Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.

Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Личная жизнь

Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.

В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.

Ярослав Мудрый и его жена Ингигерда

Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.

Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.

Дочери Ярослава Мудрого

Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.

Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.

Икона Ярослава Мудрого

Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.

Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.

Смерть

Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.

Памятник Ярославу Мудрому

Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.

После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.

Восстановленный облик Ярослава Мудрого

Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.

Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.

Навигация по главным категориям в проекте

• • • • • • • • • •

Избранная статья
Эта статья была объявлена избранной. Она содержит немало интересной и подтверждаемой информации, которая, к тому же, и оформлена не хуже. Но если Вам есть, что в неё добавить — правьте смело.
Архив

« Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим… ―Ярослав Мудрый

Ярослав I Владимирович

Титул

8-й и 10-й Великий князь Киевский

Династия

Рюриковичи

Годы правления

1016 — 1018

Предшественник

Святополк Окаянный

Преемник

Святополк Окаянный

Годы правления

1019 — 19 февраля 1054

Предшественник

Святополк Окаянный

Преемник

Изяслав I Ярославич

Годы жизни

978 — 19 февраля 1054

Вероисповедание

Православие

Важнейшие события

Русская правда
Церковный устав Ярослава Мудрого
Многочисленная постройка храмов на Руси

Ярослав I Владимирович Мудрый — ростовский князь (987-1010), князь Новгородский (1010-1034), великий князь Киевский (1016-1018, 1019-1054).

Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.

БиографияРедактировать

Ростовское княжениеРедактировать

В 987 году, будучи девяти лет от роду, он был послан отцом Владимиром княжить в городе Ростове.

Поскольку Ярослав получил Ростовский пристол ещё ребёнком, реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. Этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Будый». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Согласно одному из преданий об основании города, Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города.

Позже Ярославль стал большим городом.

Новгородское княжениеРедактировать

В 1010 году, после смерти старшего брата Вышеслава, Ярослав становится князем Новгородским. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 от общего сбора).

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья жили на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище».

Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, ее звали Анна.

Восстание против отца ВладимираРедактировать

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия были связаны c намерением Владимира передать престол младшему сыну, ростовскому князю Борису.

Дружина Ярослава

Владимир приказал готовиться в поход на Новгород, но не успел осуществить свой план. 15 июля 1015 года Владимир Святославович скоропостижно скончался. Именно в это время из тюрьмы освобождается туровский князь Святополк, старший сын Владимира и захватывает киевский престол.

В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Узнав о случившемся, Ярослав призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему жестоко расправился с ними.

Борьба со Святополком ОкаяннымРедактировать

Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

Борьба со Святополком Окаянным

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами.

Однако вскоре Святополк подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга и захватил Киев. Из-за возмущений киевлян, Болеслав вынужден был оставить Святополка без военной поддержки.

Весной 1019 года войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка, отобрав у того Киев. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но успел бежать.

Сам Святополк погиб во время бегства.

Междоусобицы ВладимировичейРедактировать

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное.

В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский князь Мстислав — напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под Лиственом. Тмутараканский князь перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны.

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев. В том же году он взял Белз в Галиции.

В 1031 году Ярослав и Мстислав собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их.

В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав Тмутараканский, и Ярослав, опасаясь притязаний на Киевское княжение, заточил своего последнего брата, псковского князя Судислава, в темницу. И только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

Киевское великое княжениеРедактировать

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. А в 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.

В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.

В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей. А в 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны.

Культурное развитие РусиРедактировать

Одержав военные победы, Ярослав начинает грандиозные по тому времени работы. На месте своей победы над печенегами он заложил новый архитектурный ансамбль, центром которого стал Софийский собор. Киевский храм святой Софьи он построил в подражание цареградскому, великолепно украсив его фресками и мозаикой. Ярослав не жалел денег на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Он украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота, а над ними — церковь Благовещения.

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Князь тратил огромные деньги на перевод и переписку книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Святой Софии в Киеве.

Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1028 году в Новгороде была создана первая школа, в которой были собраны дети священников и старост.

Картина «Чтение Русской правды»

При Ярославе Мудром появились монеты с надписью «Ярославле серебро» с изображением Иисуса Христа и Святого Георгия Победоносца, покровителя Ярослава.

Стремясь устранить зависимость русской православной церкви от Византии, он предпринял действия, благодаря которым в 1054 году во главе церкви встал первый митрополит не из греков, а из русских — Илларион.

Кончина великого князяРедактировать

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось тридцать семь лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии.

Ярослав передал княжение своему сыну Изяславу.

Ярослав I (1016-1018)

Ярослав I (1019-1054)

П • О • Р Правители России (2409 до н.э. — 2013)
Славянский племенной союз
(старейшины —
2409 год до н. э — 862)
Словен • Вандал Новгородский • Столпосвят • Владимир Древний • Бравлин • Буривой • Гостомысл
Новгородская Русь
(князья Новгородские —
862 — 882)
Рюрик I Варяжский • Олег I Вещий
Киевская Русь
(великие князья
Киевские — 882 — 1169)
Олег I Вещий • Игорь Старый • Ольга Святая • Святослав I Великий • Ярополк I Святославич • Владимир Красное Солнышко • Святополк Окаянный • Ярослав Мудрый • Мстислав Храбрый • Изяслав I Ярославич (Триумвират Ярославичей) • Всеслав Чародей • Святослав II Ярославич • Всеволод I Миролюбивый • Святополк II Изяславич • Владимир Мономах • Мстислав Великий • Ярополк II Владимирович • Вячеслав Владимирович • Всеволод II Ольгович • Игорь II Ольгович • Изяслав II Мстиславич • Юрий Долгорукий • Ростислав Мстиславич • Изяслав III Давидович • Мстислав II Изяславич
Владимирская Русь
(великие князья
Владимирские — 1169 — 1328)
Андрей Боголюбский • Михаил I Юрьевич • Ярополк III Ростиславич • Всеволод Большое Гнездо • Юрий II Всеволодович • Константин Добрый • Ярослав II Всеволодович • Святослав III Всеволодович • Михаил I Храбрый • Андрей II Ярославич • Александр Невский • Ярослав III Ярославич • Василий Костромской • Дмитрий I Александрович • Андрей Городецкий • Михаил II Святой • Юрий III Данилович • Дмитрий Грозные Очи • Александр II Тверской
Московская Русь
(великие князья
Московские — 1328 — 1547)
Иван Калита • Симеон Гордый • Иван II Красный • Дмитрий Суздальский • Алексей Бяконт • Дмитрий Донской • Василий I Дмитриевич • Софья Витовтовна • Василий II Тёмный • Юрий IV Звенигородский • Василий III Косой • Дмитрий Шемяка • Иван III Великий (Иван Молодой • Дмитрий Внук) • Василий III Иванович • Иван IV Грозный (Михаил Глинский • Елена Глинская • Василий Шуйский • Иван Шуйский • Макарий)
Русское царство
(Государи, Цари и Великие
Князья всея Руси — 1547 — 1721)
Иван IV Грозный (Избранная Рада • Симеон Бекбулатович) • Фёдор I Блаженный • Борис Годунов (Ирина Годунова) • Фёдор II Годунов (Мария Скуратова-Бельская) • Лжедмитрий I • Василий IV Шуйский (Лжедмитрий II) • Семибоярщина (Фёдор Мстиславский) • Владислав I Польский (Александр Корвин-Гонсевский) • Козьма Минин и Дмитрий Пожарский • Михаил Кроткий (Фёдор Романов) • Алексей Михайлович (Борис Морозов • Алексей Алексеевич • Артамон Матвеев) • Фёдор III Алексеевич • Софья I Алексеевна • Иван V Алексеевич • Пётр I Великий (Наталья Нарышкина)
Российская империя
(Всероссийские императоры
и самодержцы — 1721 — 1917)
Пётр I Великий • Екатерина I Алексеевна • Верховный Тайный Совет (Александр Меншиков) • Пётр II (Василий и Алексей Долгорукие) • Анна Иоанновна (Эрнст Бирон) • Иван VI (Анна Леопольдовна) • Елизавета Петровна • Пётр III Фёдорович • Екатерина II Алексеевна • Павел I Петрович • Александр I Павлович (Негласный комитет) • Николай I Павлович • Александр II Николаевич • Александр III Александрович • Николай II Александрович
Российская республика (главы
Временного Правительства — 1917)
Георгий Львов • Александр Керенский
Советская Россия (председатели
СНК РСФСР — 1917 — 1922)
Владимир Ленин
Российское государство
(Верховный правитель России
— 1918 — 1920)
Александр Колчак
СССР (Председатели СМ СССР,
первые и генеральные секретари
ЦК КПСС, президент СССР
— 1922 — 1991)
Владимир Ленин • Иосиф Сталин • Георгий Маленков • Никита Хрущёв • Леонид Брежнев • Василий Кузнецов • Юрий Андропов • Константин Черненко • Михаил Горбачёв • Геннадий Янаев
Российская Федерация
(Президенты РФ — 1991 — наши дни)
Борис Ельцин • Владимир Путин • Дмитрий Медведев
См. также Фактические правители России • Список правителей России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *