Мурино храм

Построена графом А. Р. Воронцовым по просьбе родного брата С. Р. Воронцова в память его рано умершей жены Екатерины Алексеевны. Замечательный образец классицизма, каменная одноглавая церковь, возведенная по проекту Н. А. Львова. Основу здания составляет высокий четверик с полукруглой алтарной апсидой и симметричным ей притвором. Входы в храм с южной и северной сторон оформлены портиками. На четверике поставлена восьмигранная деревянная звонница, над которой стоит деревянная 10-колонная ротонда, перекрытая куполом с главкой. В виде ротонды был устроен и иконостас. Иконы в иконостасе принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. В 1934 г. сняты колокола, окончательно закрыта в 1941 г. В послевоенные годы в церкви располагался склад. Здание было доведено до аварийного состояния. В 1968 г. последовало решение сносе, которое чудом не было выполнено. В 1970-х г.г. использовалась под скульптурные мастерские. Храм возвращён верующим в 1988 г., восстановлен.

В 1783 г. Семена Романовича Воронцова назначают на должность посланника в Венецию, куда он и уезжает со всей семьей. Зима была там чрезвычайно суровой и Екатерина Алексеевна заболела чахоткой и в 1784 г. (25 августа) умерла. Горе Семена Романовича было неутешным. Во всех осенних письмах 1784 г. он просит брата увековечить память жены, построив церковь в Мурино, где они были так счастливы.

В 1785 г. Николай Александрович Львов (друг обоих братьев Воронцовых, сохранилась их переписка) приступает к проектированию церкви. К 1785 г. Н. А. Львов был уже известным архитектором, автором церкви Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха»), Могилевского собора, Невских ворот, почтамта и многих частных построек, в том числе выполнил некоторые работы в доме Воронцовых в Москве, следил за ремонтом их дома в Петербурге. Проект церкви был завершен в 1785 г. 20 января 1786 г. А. Р. Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой дать разрешение на строительство церкви в Мурино, которое получил 2 мая 1786 г.

Строительство началось сразу, и в августе 1787 г. Н. А. Львов писал Семену Романовичу: «…сейчас еду в Мурино для окончания последнего свода на церкви, которая нынешним летом будет под кровлею». По замыслу Н. А. Львова, Муринская церковь имеет некоторые архитектурные особенности — совмещение в одном здании четырех, расположенных по вертикали, различных по назначению частей: цокольный этаж — сводчатые помещения усыпальницы; церковь, занимающая основной объем здания; ярус звона (колокольня); бельведер (ротонда) с колоннадой коринфского ордера. Последние 2 яруса выполнены из дерева. Основные размеры здания: длина с востока на запад — 20м, ширина — 24,5м, высота (с крестом) — 34м.

В интерьере церковного зала преобладают плавные полуциркульные линии, и иконостас был решен в форме полуротонды. Свет поступал только через небольшие окна в апсидах, поэтому в зале всегда было сумеречно, что отвечало представлению о храме — мавзолее с усыпальницей.

Вопрос о надстройке здания колокольней встал в процессе строительства. Вот почему для окончания работ потребовалось еще почти три года. Семен Романович поначалу хотел перевезти в Мурино тело жены, поэтому торопил со строительством церкви. Но Екатерина Алексеевна была похоронена в Венеции, в греческой церкви св. Георгия, а в Муринской церкви никаких захоронений никогда не производилось.

В 1790 г. (14 февраля) Александр Романович Воронцов сообщил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу о готовности церкви и в этом же году она была освящена. «… в мызе Мурино каменная церковь мною сего же февраля 17-го числа освящена, о чем Санкт-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую».

В 1917 г. усадьба Мурино была национализирована советской властью. Владельцы усадьбы эмигрировали.

Трудные годы храма

В 1922 г. из церкви были изъяты ценности, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости. (Из протокола заседания уездного комитета по изъятию церковных ценностей от 12.06.1922 г.). В 1938 г. 3 мая, в Радоницу, было последнее богослужение перед закрытием церкви. Настоятель прот. Илья (Илья Васильевич Попов) был переведен в Александро-Невскую церковь в Шувалово. Вскоре исчезли архив церкви и ее иконы.

22 июля 1941 г. Исполком Парголовского Райсовета принимает решение о ликвидации Екатерининской церкви в с. Мурино с использованием здания под клуб. В военные годы здание служило наблюдательным пунктом и временным убежищем. Война пощадила храм — уникальный памятник архитектуры. Первыми арендаторами здания в послевоенные годы были Парголовская контора «Заготпункт» и Муринское сельпо, превратившие усыпальницу в склад соли, а алтарь — в место хранения моркови.

В 1968 г. Всеволожский райисполком принимает решение «О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII в. в селе Мурино». Промыслом Божиим и заступничеством честных и добрых людей снос церкви не состоялся. В 70-е гг. новым арендатором непорушенной церкви стал Худфонд РСФСР, который разместил в ней Экспериментальный скульптурно-производственный комбинат. В результате было полностью утрачено внутреннее убранство храма вплоть до штукатурки, но зато появилась 10-метровая скульптура хоккеиста, занимавшая весь объем церкви. За сохранение храма как памятника архитектуры XVIII в. боролись многие организации. В 1986-87 гг. началась добровольная помощь членов объединения «Мир», которые проводили субботники по уборке территории, починили кровлю, осуществили «вынос» скульптуры хоккеиста.

Возрождение

После многолетних усилий, на волне грядущей перестройки общества церковь, наконец, возвращают верующим. В августе 1988 г. назначен исполняющим обязанности, а затем с 1 января 1990 г. утверждён настоятелем храма протоиерей Николай Тетерятников. В еще полуразрушенном пустом храме зазвучали первые молитвы и сразу развернулись ремонтно — строительные, архитектурно-восстановительные, художественно-реставрационные и другие работы. В первую очередь начались работы по обеспечению безопасности прихожан (аварийное удаление штукатурки, установка страховочной сетки под куполом и апсидами). Выщербленные колонны затянули белым материалом, по всему периметру церкви установили панели из оргалита, на которых разместились пожертвованные иконы. Были сооружены Престол и временный Иконостас. Ко дню святой великомученицы Екатерины — престольному празднику, храм был готов к освящению.

Освящение храма

6 декабря 1988 г., вечером, состоялось освящение храма св. вмц. Екатерины митрополитом Ленинградским и Новгородским, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Владыка подарил храму икону св. вмц. Екатерины с надписью: «Сей святой образ вмч. Екатерины был вручён Митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 года Митрополитом Китроским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящим её имя.» С начала открытия церквей храм был освящен вторым в Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии после собора Михаила Архангела в Ломоносове (21 ноября 1988 г.).

После окончания юридических процедур и аварийных работ в 1988 г. весной наступающего 1989 г. начались капитальные работы по восстановлению фасада и колокольни храма. 26 сентября 1989 г., накануне праздника Воздвижения Креста Господня, на купол храма был поднят новый позолоченный крест. Это было знамением победы над мраком прошлых, разрушивших храм лет.

Убранство храма

Церковь верующим была возвращена в полуразрушенном состоянии с полной потерей внутреннего убранства. Неоценимую поддержку оказали многие храмы и прихожане, пожертвовавшие иконы и церковную утварь.

С использованием документов, старых фотографий, чертежей, воспоминаний старожилов, предпринимаются усилия максимально приблизить интерьер храма к его первоначальному облику. В 1990 г. написаны на парусах евангелисты — копии с икон Владимира Лукича Боровиковского для Казанского собора. В 1994 г. в связи с 250-летием со дня рождения Семена Романовича Воронцова у поминального креста помещены гербы родов Воронцовых и Сенявиных. В 1996 г. были восстановлены металлические решетки амвона и солеи (по последним фотографиям 1950-х г.г.). В 1996 г. написан запрестольный образ «Воскресение» — копия с эскиза Карла Павловича Брюллова для храма Христа Спасителя в Москве легла в основу при написании этого образа. В 1997 г. к празднику Рождества Христова установлена алтарная преграда, восстановленная по чертежам и рисункам, выполненным Н. А. Львовым. После этого встала задача дальнейшего написания икон в иконостасе, которые, по историческим свидетельствам, принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. Этот известный художник был многолетним другом и соратником архитектора Н. А. Львова в создании интерьера новых храмов.

Известно из последней описи 1919 г., какие были образа в иконостасе. Велись поиски этих сюжетов прежде всего в иконах Боровиковского или у художников его времени. С этой целью было изучено большое количество материалов о жизни и творчестве художника. Местонахождение образов для иконостаса церкви в Мурино неизвестно, сказано в самом полном исследовании творчества художника (Т. В. Алексеева — В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М. Искусство, 1975). Поиски привели в фонды Русского музея. Для иконостаса были подобраны образа, написанные В. Л. Боровиковским и художниками того времени Шебуевым, Варнеком, Брюлловым и другими. В 1997 г. к празднику Покрова Пресвятой Богородицы на Царских Вратах установлены иконы Благовещения и евангелистов — копии с икон А. Г. Варнека на Царских вратах церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1997 г. ко дню Святой Пасхи выполнена «Тайная вечеря” — копия с иконы работы В. К. Шебуева из иконостаса церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1998 г. были написаны иконы для иконостаса: «Богоматерь с младенцем» — копия с иконы работы неизвестного художника 1-й четверти XIX в., поступила в 1997 г. в Русский музей из православной церкви Воронцовского дворца (Пажеского корпуса). «Христос-Вседержитель», копия с иконы, приписываемой Боровиковскому, в церкви Архангела Михаила при Русском музее. Образа Архангелов Гавриила и Михаила для северных и южных дверей иконостаса. Эти иконы, написанные В. Л. Боровиковским в 1790 г. (год освящения храма), были найдены в г. Могилеве, где были сделаны с них копии. «Святые Апостолы Петр и Павел” — копия с иконы работы неизвестного художника середины XIX в. «Святая Екатерина» — копия с образа работы В. Л. Боровиковского для Казанского собора.

Часовня

В 150 м юго-восточнее церкви стоит часовня, возвращенная церкви. Часовня была построена в 1882 г. на пожертвования крестьян в память мученической кончины Александра II, «чтобы ежегодно 1-го марта в церкви совершалась заупокойная литургия, а потом в часовне — панихида, в память почившего Монарха». Позднее перед часовней был установлен памятник императору Александру II. Как и церковь, часовню постигла варварская участь: был снесен шатер, глава с крестом, исчез памятник Александру II, а в здании расположилась керосиновая лавка. В 1997 г. здание часовни было восстановлено.

Деревня Мурино с 1749 года принадлежала старинному дворянскому роду Воронцовых. В 1781 году граф Семен Романович счастливо женился на дочери генерала Сенявина Екатерине. Через четыре года Екатерина скоропостижно умерла в Венеции. Безутешный вдовец просил своего брата Александра построить в имении Мурино церковь в память о жене, куда потом хотел перевезти ее тело. Но сложилось так, что Екатерина Воронцова так и осталась похороненной в Венеции, а в Мурино по проекту архитектора Н.А. Львова, большого друга Александра Воронцова, вырос красивый храм во имя св. вмц. Екатерины. Недалеко от храма был найден святой источник.
Так как от первоначального плана использовать церковь лишь как усыпальницу отказались, а для приходской церкви, каковою призвана была стать церковь в Мурине, возникла нужда в колокольне, Львов предложил оригинальный проект храма, доработанный, очевидно, в ходе строительства. Храм был освящен в 8 марта (н.с.)1790 года ключарем столичного Петропавловского собора С. Коноплевым.
Церковь представляет собой кубообразное многоярусное сооружение в стиле классицизма, в цокольном этаже которого находится усыпальница Воронцовых. К кубическому основному объёму храма с запада и востока примыкают полукруглые апсиды. Вход в церковь оформлен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Над основным каменным объемом здания возвышается восьмигранная деревянная звонница, увенчанная деревянной двенадцатиколонной ротондой с небольшим плоским куполом и крестом. Главный неф подчеркивают дорические, наполовину каннелированные, колонны. Оригинальна и алтарная часть, устроенная в форме ротонды. В виде полукруга был выполнен и иконостас храма, образа для которого были написаны замечательным русским живописцем В. Л. Боровиковским.
Храм действовал до 1940 года, когда из-за смерти настоятеля был закрыт. С 1950-х годов в здании попеременно располагались то соляной склад, то овощехранилище, то экспериментальный скульптурно-производственный цех. Последним владельцем храма перед возвращением общине, был Худфонд, разместивший здесь скульптурную мастерскую. В здании размещался 10-метровый хоккеист, упиравшийся головой в купол, тело которого поддерживали стальные полосы, вбитые в церковные стены. Храм был доведен до удручающего состояния, что в 1968 году его даже хотели снять с учета как памятник архитектуры. Консервацию провели лишь в 1986 году.
В 1988 году храм был возвращен верующим и 6 декабря того же года освящен. Церковь святой великомученицы Екатерины в селе Мурино была первым храмом, освященным будущим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по восшествии 29 июня 1986 года на Ленинградско-Новгородскую митрополичью кафедру.
На звоннице храма 11 колоколов, самые большие — 600, 350 и 197 кг. В 1989 году за алтарем храма был воздвигнут крест в память клириков и мирян, прихожан храма, погибших в 1930-е годы.

По материалам сайтов: www.rusk.ru
al-spbphoto.narod.ru

Село Мурино названо Мурином, говорят, оттого, что первые поселенцы привезены были сюда из Муромского уезда. Церковь устроена в 1789 г. на средства помещика, графа Александра Романовича Воронцова.

Церковь находится на окраине села, в полуверсте от реки Охты. Она одноэтажная, в один престол, каменная, с деревянной колокольней, представляющей в верхнем ярусе подобие круглого фонаря. Церковь крестообразная, с полукружиями на восточной и западной стене. Длина и ширина церкви 9 сажень.

В западной части церкви сторона с одним окном; на западной и южной сторонах — плитные крыльца в 5 ступеней. В храме 6 окон с железными решетками; печей в церкви две, в алтаре — камин; пол в церкви из лещадной плиты. Солея возвышается на 2 ступени и отделяется деревянною решеткою.

Над престолом — сень из тонкого канифасного полотна с изображениями Господа Саваофа, благословляющего, и Духа св. в виде голубя. Сень вновь вызолочена в 1862 г. Престол и жертвенник из дуба; запрестольный крест в серебряной ризе, в которой весу 5 фунт. и 3 золотника.

Из местных икон Спаситель и икона Скорбящей Божией Матери обложены сребропозлащенными ризами в 1846 г., на церковную сумму. Церковь содержится на свои доходы, капитал ее простирается до 1200 руб. в билетах. В храме достопримечательны: золотой крест, пожертвованный в 1863 г. церковным старостою, петербургским купцом, Иваном Арсеньевичем Соколовым; икона св. Екатерины, работы Малышева, приношение того же Соколова в 1861 г.; иконы: Казанской Божией Матери, Богородицы «Утоли моя печали» и Николая Чудотворца, в серебряных ризах, с вызолоченными венцами; евангелие, изданное в Москве в 1784 г., в сребропозлащенной оправе, с финифтяными иконами; оно не употребляется и хранится в стеклянном футляре; старинные, сребропозлащенные священные сосуды с принадлежностями, сделанные в 1786 и 1788 гг; несколько богослужебных книг старинного издания 1737 — 87 гг.

В церковном архиве хранятся: план храма, подписанный архитектором Делингом; план на усадебную церковную землю, отмежеванную в мае 1811 г. уездным землемером Самойловым из дачи коллежского асессора Плещеева.

Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1879 г. пономарская вакансия упразднена. Причт помещается в двух деревянных домах, построенных графом Воронцовым и возобновленных на церковную сумму, при пособии прихожан. Дом священника возобновлен в 1861 г., а причетнический в 1870 г. Средства содержания причта были не одинаковы. В конце прошлого столетия от Воронцова выдавалось священнику 60 руб. асс. и 12 четвертей муки, причетникам — по 40 руб. асс. и по 9 четвертей муки в год; около 1813 г. от крестьян выдавалось священнику 280 руб., асс., а причетникам — по 120 руб. асс. в год. С 1865 г. крестьяне перестали платить причту то жалованье, которое обязались, от помещика же причт стал получать 103 руб. сер. на всех. Кроме содержания от помещика и от крестьян, причт получает казенное жалованье. Кроме того, по указу консистории от 1873 г. выдается причту из церковных сумм на отопление 100 руб. сер.

Муринский приход составляют следующие села и деревни: село Мурино 82 дв.; Крутые Ручьи в 3 верстах от церкви, 74 дв.; Городня или Гражданка в 4 верстах от церкви, 18 дв.; Новая Деревня в 2 верстах от церкви, 17 дв.; Лаврики в 3 верстах от церкви, 27 дв.; Копитолово 2 дв. и Рыбацкая от церкви в 5 верстах, 26 дв. Всего жителей муж. пола 717, жен. 751.

Школ в приходе две, одна в Мурине, с 1861 г., а другая — в Ручьях, с 1869 г. Закону Божию в них учит священник, а прочим предметам — учителя от земства, с платою от 420 до 500 руб. в год. Учащихся в каждой школе до 50 человек, мальчики участвуют в церковном пении.

В Мурине находится каменная, изящного вида часовня, освященная в 1881 г., в память мученической кончины Александра II. Она построена прихожанами с тем, чтобы ежегодно, 1 марта, в церкви совершалась заупокойная литургия, а потом в часовне — панихида, в память почившего монарха. За это благое предприятие император Александр III 2 июля 1881 г. приказал «сердечно благодарить крестьян Муринской волости».

Попечительство учреждено в 1870 году. Капитал его к 1884 г. состоял из 300 руб. Попечительству принадлежит стоящий подле церкви деревянный, недавно обновленный дом, отдаваемый летом под дачу за 100 руб.

В архиве Муринской церкви есть несколько старинных актов, которые, имеют значение для истории здешней церкви. Прошение графа Александра Романовича Воронцова на имя митрополита Гавриила о сооружении в мызе Муриной церкви каменной, во имя великой мученицы Екатерины, и о содержании им священника, дьячка и пономаря, от 17января 1786 г. Прошение графа Воронцова митрополиту Гавриилу в первой половине февраля 1790 г. об освящении построенного и благолепно украшенного храма во имя св. вмц. Екатерины. Резолюция. «1790 г. февраля 14-го дня. Церковь освятить благословляем, чего ради отпустить св. миро и антиминс и к петропавловскому ключарю послать указ». Репорт ключаря от 25-го февраля 1790 года: «По силе указа Ее Императорского Величества из оной духовной консистории сего февраля от 14-го под № 180 ко мне присланного, в мызе Мурине каменная церковь во имя… мною сего ж февраля 17-го числа освящена, о чем С.-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую». Ключарь Сергей Коноплев.

Построена графом А. Р. Воронцовым по просьбе родного брата С. Р. Воронцова в память его рано умершей жены Екатерины Алексеевны. Замечательный образец классицизма, каменная одноглавая церковь, возведенная по проекту Н. А. Львова. Основу здания составляет высокий четверик с полукруглой алтарной апсидой и симметричным ей притвором. Входы в храм с южной и северной сторон оформлены портиками. На четверике поставлена восьмигранная деревянная звонница, над которой стоит деревянная 10-колонная ротонда, перекрытая куполом с главкой. В виде ротонды был устроен и иконостас. Иконы в иконостасе принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. В 1934 г. сняты колокола, окончательно закрыта в 1941 г. В послевоенные годы в церкви располагался склад. Здание было доведено до аварийного состояния. В 1968 г. последовало решение сносе, которое чудом не было выполнено. В 1970-х г.г. использовалась под скульптурные мастерские. Храм возвращён верующим в 1988 г., восстановлен.

В 1783 г. Семена Романовича Воронцова назначают на должность посланника в Венецию, куда он и уезжает со всей семьей. Зима была там чрезвычайно суровой и Екатерина Алексеевна заболела чахоткой и в 1784 г. (25 августа) умерла. Горе Семена Романовича было неутешным. Во всех осенних письмах 1784 г. он просит брата увековечить память жены, построив церковь в Мурино, где они были так счастливы.

В 1785 г. Николай Александрович Львов (друг обоих братьев Воронцовых, сохранилась их переписка) приступает к проектированию церкви. К 1785 г. Н. А. Львов был уже известным архитектором, автором церкви Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха»), Могилевского собора, Невских ворот, почтамта и многих частных построек, в том числе выполнил некоторые работы в доме Воронцовых в Москве, следил за ремонтом их дома в Петербурге. Проект церкви был завершен в 1785 г. 20 января 1786 г. А. Р. Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой дать разрешение на строительство церкви в Мурино, которое получил 2 мая 1786 г.

Строительство началось сразу, и в августе 1787 г. Н. А. Львов писал Семену Романовичу: «…сейчас еду в Мурино для окончания последнего свода на церкви, которая нынешним летом будет под кровлею». По замыслу Н. А. Львова, Муринская церковь имеет некоторые архитектурные особенности — совмещение в одном здании четырех, расположенных по вертикали, различных по назначению частей: цокольный этаж — сводчатые помещения усыпальницы; церковь, занимающая основной объем здания; ярус звона (колокольня); бельведер (ротонда) с колоннадой коринфского ордера. Последние 2 яруса выполнены из дерева. Основные размеры здания: длина с востока на запад — 20м, ширина — 24,5м, высота (с крестом) — 34м.

В интерьере церковного зала преобладают плавные полуциркульные линии, и иконостас был решен в форме полуротонды. Свет поступал только через небольшие окна в апсидах, поэтому в зале всегда было сумеречно, что отвечало представлению о храме — мавзолее с усыпальницей.

Вопрос о надстройке здания колокольней встал в процессе строительства. Вот почему для окончания работ потребовалось еще почти три года. Семен Романович поначалу хотел перевезти в Мурино тело жены, поэтому торопил со строительством церкви. Но Екатерина Алексеевна была похоронена в Венеции, в греческой церкви св. Георгия, а в Муринской церкви никаких захоронений никогда не производилось.

В 1790 г. (14 февраля) Александр Романович Воронцов сообщил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу о готовности церкви и в этом же году она была освящена. «… в мызе Мурино каменная церковь мною сего же февраля 17-го числа освящена, о чем Санкт-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую».

В 1917 г. усадьба Мурино была национализирована советской властью. Владельцы усадьбы эмигрировали.

Трудные годы храма

В 1922 г. из церкви были изъяты ценности, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости. (Из протокола заседания уездного комитета по изъятию церковных ценностей от 12.06.1922 г.). В 1938 г. 3 мая, в Радоницу, было последнее богослужение перед закрытием церкви. Настоятель прот. Илья (Илья Васильевич Попов) был переведен в Александро-Невскую церковь в Шувалово. Вскоре исчезли архив церкви и ее иконы.

22 июля 1941 г. Исполком Парголовского Райсовета принимает решение о ликвидации Екатерининской церкви в с. Мурино с использованием здания под клуб. В военные годы здание служило наблюдательным пунктом и временным убежищем. Война пощадила храм — уникальный памятник архитектуры. Первыми арендаторами здания в послевоенные годы были Парголовская контора «Заготпункт» и Муринское сельпо, превратившие усыпальницу в склад соли, а алтарь — в место хранения моркови.

В 1968 г. Всеволожский райисполком принимает решение «О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII в. в селе Мурино». Промыслом Божиим и заступничеством честных и добрых людей снос церкви не состоялся. В 70-е гг. новым арендатором непорушенной церкви стал Худфонд РСФСР, который разместил в ней Экспериментальный скульптурно-производственный комбинат. В результате было полностью утрачено внутреннее убранство храма вплоть до штукатурки, но зато появилась 10-метровая скульптура хоккеиста, занимавшая весь объем церкви. За сохранение храма как памятника архитектуры XVIII в. боролись многие организации. В 1986-87 гг. началась добровольная помощь членов объединения «Мир», которые проводили субботники по уборке территории, починили кровлю, осуществили «вынос» скульптуры хоккеиста.

Возрождение

После многолетних усилий, на волне грядущей перестройки общества церковь, наконец, возвращают верующим. В августе 1988 г. назначен исполняющим обязанности, а затем с 1 января 1990 г. утверждён настоятелем храма протоиерей Николай Тетерятников. В еще полуразрушенном пустом храме зазвучали первые молитвы и сразу развернулись ремонтно — строительные, архитектурно-восстановительные, художественно-реставрационные и другие работы. В первую очередь начались работы по обеспечению безопасности прихожан (аварийное удаление штукатурки, установка страховочной сетки под куполом и апсидами). Выщербленные колонны затянули белым материалом, по всему периметру церкви установили панели из оргалита, на которых разместились пожертвованные иконы. Были сооружены Престол и временный Иконостас. Ко дню святой великомученицы Екатерины — престольному празднику, храм был готов к освящению.

Освящение храма

6 декабря 1988 г., вечером, состоялось освящение храма св. вмц. Екатерины митрополитом Ленинградским и Новгородским, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Владыка подарил храму икону св. вмц. Екатерины с надписью: «Сей святой образ вмч. Екатерины был вручён Митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 года Митрополитом Китроским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящим её имя.» С начала открытия церквей храм был освящен вторым в Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии после собора Михаила Архангела в Ломоносове (21 ноября 1988 г.).

После окончания юридических процедур и аварийных работ в 1988 г. весной наступающего 1989 г. начались капитальные работы по восстановлению фасада и колокольни храма. 26 сентября 1989 г., накануне праздника Воздвижения Креста Господня, на купол храма был поднят новый позолоченный крест. Это было знамением победы над мраком прошлых, разрушивших храм лет.

Убранство храма

Церковь верующим была возвращена в полуразрушенном состоянии с полной потерей внутреннего убранства. Неоценимую поддержку оказали многие храмы и прихожане, пожертвовавшие иконы и церковную утварь.

С использованием документов, старых фотографий, чертежей, воспоминаний старожилов, предпринимаются усилия максимально приблизить интерьер храма к его первоначальному облику. В 1990 г. написаны на парусах евангелисты — копии с икон Владимира Лукича Боровиковского для Казанского собора. В 1994 г. в связи с 250-летием со дня рождения Семена Романовича Воронцова у поминального креста помещены гербы родов Воронцовых и Сенявиных. В 1996 г. были восстановлены металлические решетки амвона и солеи (по последним фотографиям 1950-х г.г.). В 1996 г. написан запрестольный образ «Воскресение» — копия с эскиза Карла Павловича Брюллова для храма Христа Спасителя в Москве легла в основу при написании этого образа. В 1997 г. к празднику Рождества Христова установлена алтарная преграда, восстановленная по чертежам и рисункам, выполненным Н. А. Львовым. После этого встала задача дальнейшего написания икон в иконостасе, которые, по историческим свидетельствам, принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. Этот известный художник был многолетним другом и соратником архитектора Н. А. Львова в создании интерьера новых храмов.

Известно из последней описи 1919 г., какие были образа в иконостасе. Велись поиски этих сюжетов прежде всего в иконах Боровиковского или у художников его времени. С этой целью было изучено большое количество материалов о жизни и творчестве художника. Местонахождение образов для иконостаса церкви в Мурино неизвестно, сказано в самом полном исследовании творчества художника (Т. В. Алексеева — В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М. Искусство, 1975). Поиски привели в фонды Русского музея. Для иконостаса были подобраны образа, написанные В. Л. Боровиковским и художниками того времени Шебуевым, Варнеком, Брюлловым и другими. В 1997 г. к празднику Покрова Пресвятой Богородицы на Царских Вратах установлены иконы Благовещения и евангелистов — копии с икон А. Г. Варнека на Царских вратах церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1997 г. ко дню Святой Пасхи выполнена «Тайная вечеря” — копия с иконы работы В. К. Шебуева из иконостаса церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1998 г. были написаны иконы для иконостаса: «Богоматерь с младенцем» — копия с иконы работы неизвестного художника 1-й четверти XIX в., поступила в 1997 г. в Русский музей из православной церкви Воронцовского дворца (Пажеского корпуса). «Христос-Вседержитель», копия с иконы, приписываемой Боровиковскому, в церкви Архангела Михаила при Русском музее. Образа Архангелов Гавриила и Михаила для северных и южных дверей иконостаса. Эти иконы, написанные В. Л. Боровиковским в 1790 г. (год освящения храма), были найдены в г. Могилеве, где были сделаны с них копии. «Святые Апостолы Петр и Павел” — копия с иконы работы неизвестного художника середины XIX в. «Святая Екатерина» — копия с образа работы В. Л. Боровиковского для Казанского собора.

Часовня

В 150 м юго-восточнее церкви стоит часовня, возвращенная церкви. Часовня была построена в 1882 г. на пожертвования крестьян в память мученической кончины Александра II, «чтобы ежегодно 1-го марта в церкви совершалась заупокойная литургия, а потом в часовне — панихида, в память почившего Монарха». Позднее перед часовней был установлен памятник императору Александру II. Как и церковь, часовню постигла варварская участь: был снесен шатер, глава с крестом, исчез памятник Александру II, а в здании расположилась керосиновая лавка. В 1997 г. здание часовни было восстановлено.

Це́рковь свято́й Екатери́ны — православный храм в посёлке Мурино Ленинградской области. Принадлежит Выборгской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Николай Тетерятников.

17 января 1786 года владелец села Мурино граф Александр Романович Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой о постройке церкви. Средства на строительство выделил отец графа, попросил назвать церковь во имя святой Екатерины, в память о скончавшейся жене своего младшего сына Семёна — графине Екатерине Алексеевне. В мае 1786 года по проекту Н. А. Львова рядом с усадьбой была заложена однопрестольная приходская церковь. 25 февраля 1790 года храм был освящён. Вероятно, образа для иконостаса написал В. Л. Боровиковский. В храме хранилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая ранее принадлежала царевне Наталье Алексеевне. В 1856 года была переделана колокольня; в 1914-1915 годах при ремонте укреплены наружные стены здания. Ночью 18 октября 1918 года был убит сторож и ограблена церковь. 2 мая 1922 года изъяты ценности из церкви, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости. В церкви снимались сцены венчания из кинофильма «Дубровский». 3 мая 1938 года на Радоницу состоялось последнее богослужение перед закрытием церкви. В 1940 году здание передано под клуб. В 1941 году в связи с наступлением финских войск было принято постановление о ликвидации церкви. В военные годы храм не пострадал. Он служил наблюдательным пунктом и временным убежищем для беженцев. После войны здание церкви передано под «нужды народного хозяйства». Его арендовали парголовское предприятие «Заготпункт» и муринское сельпо, переоборудовавшие помещение в склад соли. В алтаре хранились овощи. Действовал пункт приёма стеклотары. В 1960-х годах, при подготовке к сносу Троице-Лесновской церкви, её прихожане безуспешно хлопотали о получении в «бесплатное пользование» Муринской церкви. В ответ в 1968 году Всеволожский райисполком принял решение «О снятии с учёта и сносе памятника архитектуры XVIII века в селе Мурино». К счастью, оно не было приведено в исполнение. В здании происходила формовка десятиметрового гипсового хоккеиста. Предлагалось использовать также помещение в качестве музея или концертного зала. Летом 1988 года церковь передали православной общине. После этого началась интенсивная косметическая реставрация. 6 декабря того же года, накануне престольного праздника, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил восстановленный храм. При этом митрополит подарил церкви икону святой великомученицы Екатерины с надписью: «Сей святой образ вмц. Екатерины был вручен митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 г. Митрополитом Кипрским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящем её имя». На Муринском кладбище расположена часовня Святой Екатерины, построенная после 2010 года Предположительно, к Екатерининской церкви была приписана церковь во имя Архангела Михаила, находившаяся в посёлке Медвежий…

Построена в память Екатерины Алексеевны Воронцовой (урождённой Сенявиной), любимой фрейлины императрицы.
Проектирование начато в 1785 г. Николаем Александровичем Львовым (1753 — 1803).
Строительство началось в августе 1787 г. По замыслу Н.А. Львова, Муринская церковь имеет некоторые архитектурные особенности — совмещение в одном здании четырех расположенных по вертикали, различных по назначению частей: цокольный этаж — сводчатые помещения усыпальницы, церковь, занимающая основной объем здания, ярус звона (колокольня), бельведер (ротонда) с колоннадой коринфского ордера. Последние 2 яруса выполнены из дерева.
Размеры храма: длина с востока на запад — 20м, ширина — 24,5м, высота (с крестом) — 34м.
В интерьере церковного зала преобладали плавные полуциркульные линии, и иконостас был решен в форме полуротонды. Освещение поступает только через небольшие окна в апсидах, поэтому в зале всегда сумеречно, что отвечало представлению о храме-мавзолее с усыпальницей (однако в церкви никаких захоронений никогда не производилось, так как Екатерина Алексеевна похоронена в Венеции).
17 февраля 1790 г. церковь была освящена.
В дальнейшем храм никогда не перестраивался.

17 января 1786 года владелец села Мурино граф Александр Романович Воронцов обратился к митрополиту с просьбой о постройке церкви. Средства на строительство выделил отец графа, попросил назвать церковь во имя святой Екатерины, в память о скончавшейся жене своего младшего сына Семёна — графине Екатерине Алексеевне.
В мае 1786 года по проекту Н. А. Львова рядом с усадьбой была заложена однопрестольная приходская церковь. 25 февраля 1790 года храм был освящён.
Вероятно, образа для иконостаса написал В. Л. Боровиковский.
В храме хранилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая ранее принадлежала царевне Наталье Алексеевне.
В 1856 года была переделана колокольня; в 1914-1915 годах при ремонте укреплены наружные стены здания.
Ночью 18 октября 1918 года был убит сторож и ограблена церковь. 2 мая 1922 года изъяты ценности из церкви, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости.
В церкви снимались сцены венчания из кинофильма «Дубровский».
3 мая 1938 года на Радуницу состоялось последнее богослужение перед закрытием церкви. В 1940 году здание передано под клуб.
В здании происходила формовка десятиметрового гипсового хоккеиста. Предлагалось использовать также помещение в качестве музеяй или концертный зал.
В 1941 году в связи с наступлением финских войск было принято постановление о ликвидации церкви. В военные годы храм не пострадал. Он служил наблюдательным пунктом и временным убежищем для беженцев.
После войны здание церкви передано под «нужды народного хозяйства». Его арендовали парголовское предприятие «Заготпункт» и муринское сельпо, переоборудовавшие помещение в склад соли. В алтаре хранились овощи.
В 1968 году Всеволожский райисполком принял решение «О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII века в селе Мурино».
Летом 1988 года церковь передали православной общине. После этого началась интенсивная косметическая реставрация. 6 декабря того же года, накануне престольного праздника, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил восстановленный храм. При этом митрополит подарил церкви икону святой великомученицы Екатерины с надписью: «Сей святой образ вмц. Екатерины был вручен митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 г. Митрополитом Кипрским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящем ее имя».

Храм Святой Екатерины был построен по проекту Н.А. Львова в 1790г., на территории усадьбы графа С.М. Воронцова в с. Мурино под Санкт-Петербургом.

Храм состоит на учете как выявленный и восстановленный объект культурного наследия.

Храм Святой Екатерины Расписание богослужений на апрель 2019 года

Храм Святой Екатерины открыт ежедневно с 9.00 до 18.30.

Таинство крещения младенцев совершается каждый день. Крещение взрослых в субботу и воскресенье в 14.00. Перед крещением проводятся катехизические беседы. Первая беседа в сб. в 12.00; вторая беседа в вс. в 12.00 Более подробная информация по тел. 595-50-79

Адрес Храма Святой Екатерины: 188661 пос. Мурино, ул. Кооперативная, д.21.

Как добраться до Храма Святой Екатерины: Из Санкт-Петербурга можно доехать на машине или автобусе — по Токсовскому шоссе слева на выезде из города (после тоннеля и поста ДПС), если на метро или электричке, ст. Девяткино.
маршрутное такси №205 от ст. метро «Проспект просвещения» или «Гражданский проспект».

В конце XVIII века, Мурино было огромным имением старинного дворянского рода Воронцовых. Здесь находились, по свидетельству И. Г. Георги, которое он оставил в книге «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом 1794—1796»: «В Мурине, российской деревне, находящейся на правом берегу реки Охты в 2 верстах от Охтинских пороховых заводов, есть знатные господские жилые строения, прекраснейший сад с валами и пр., наипрекраснейшая церковь, также завод для двоения водки. На берегу реки Охты есть в нарочно открытом греческом храме сильно бьющий ключ, коего вода по чистоте бристольской воде совершенно сходствует». Увы, до наших дней сохранился лишь храм, переживший и изъятие ценностей, и закрытие, и годы использования под клуб после Октябрьской революции, наблюдательный пункт и убежище для беженцев во время Великой Отечественной войны, склад соли и овощей при СССР. Сейчас он восстановлен стараниями православной общины. История его появления печальна и романтична. Когда младший сын графа Романа Илларионовича Воронцова Семён объявил о своей помолвке с Екатериной Алексеевной Синявиной, отец был очень рад этому известию. Ещё бы, сыну уже 35 лет, давно пора остепениться, и невеста – весьма достойная партия. Екатерина была одной из четырёх красавиц – дочерей адмирала Синявина, обладала недюжинным музыкальным дарованием: прекрасно пела, исполняла и сочиняла музыку. Девочкой, в 11 лет, она была определена во фрейлины к императрице Екатерине II. Это, так называемое «почётное пожалование» не предполагало обязательного исполнения обязанностей при дворе. Но прелестная Катенька очень полюбилась тёзке-императрице. Она примерно с пятнадцати лет участвует в камерных придворных концертах, Екатерина II берёт её с собой в поездки. Юная фрейлина пленила сердце Григория Александровича Потёмкина. Насколько серьёзным было это увлечение, нам судить сложно. Равно как и о том, насколько оно возбудило ревность императрицы. Возможно, Екатерина II желала удалить возлюбленную Светлейшего князя от двора во избежание пересудов. И брак Екатерины Синявиной и Семёна Воронцова составился под её влиянием. Злые языки уверяют даже, что отцом первенца в семье Воронцовых был отнюдь не законный супруг, а Потёмкин. Как бы то ни было, известие о предстоящей свадьбе было с радостью встречено родными и невесты, и жениха. Будущий свекор в письме к старшему сыну Александру сообщал: «Сейчас получил я приятнейшее письмо Ваше о намерении графа Семёна Романовича соединить судьбу свою со столь достойною партиею, каковою я нахожу Катерину Алексеевну. Я весьма рад его выбору, что он предпочёл взаимную склонность всему другому. И тем охотнее буду я стараться оказывать им всякую помощь, а теперь уступаю им мой дом, приморские дачи и Муринскую фабрику со всеми их доходами…» Свадьба состоялась в Мурино, в имении молодые провели и медовый месяц. Одного за другим графиня подарила мужу детей: сына Михаила и дочь Екатерину. Она была полностью поглощена заботами о детях: сама их кормила грудью, что было редкостью среди женщин её положения, по нескольку раз за ночь вставала проведать их в детской. Ослабленный организм молодой женщины не выдержал испытания необыкновенно суровой зимой, которую семейству пришлось пережить в Венеции. Семён Романович был направлен сюда послом, но, в виду обнаружившейся болезни жены усиленно хлопотал о переводе в место с более благоприятным климатом. Им было получено известие о переводе посланником в Англию, но, к сожалению, состояние Екатерины Алексеевны сильно ухудшилось. Она умерла от чахотки. Безутешный вдовец писал старшему брату: «Вы уже знаете о моём горе, но вы не можете даже представить, до какой степени я несчастен. Я был так счастлив, что завидовал сам себе. Сегодня моё существование ужасно. Три года безоблачного счастья прошли как один миг, и теперь моя будущая жизнь будет вечным страданием… Замечательная женщина, лучший друг, бесподобный характер, всё это я потерял с моим ангелом Катериной Алексеевной!» Екатерина Воронцова была похоронена в Венеции, Семён Романович мечтал о том, что её прах будет перенесён в Россию, в Мурино, где они были так счастливы. Сочувствуя его утрате, старший брат Александр испросил у митрополита разрешение на постройку церкви, деньги на строительство выделил отец Роман Илларионович. Храм был построен по проекту архитектора Н.А.Львова в стиле классицизма. Он использовал приём, характерный для древнерусского зодчества «иже под колоколы», когда колокольня находится над основным помещением церкви. В память о рано ушедшей из жизни графине храм был освящён во имя Святой Великомученицы Екатерины. Мечте Семёна Романовича Воронцова о том, что в склепе этой церкви будет похоронена Екатерина Алексеевна и он сам рядом с ней, сбыться было не суждено. Он упокоился в Англии, вдали от родины и от могилы жены. Но в память о ней в Греческой церкви Святого Георгия в Венеции ежегодно служится панихида в день её смерти: Воронцов положил капитал на её вечное проведение.…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *