Муромский монастырь

Трудно быть с Богом. О чем мечтают монахи Муромского монастыря

Евгений Белянчиков

Экспедиция «Онежское кольцо» добралась до одной из самых загадочных святынь русского Севера.

Миновав старинное вепсское село Шелтозеро, вологодский город Вытегру, наша экспедиция вокруг Онежского озера добралась до лесной дороги, ведущей на один из самых старинных и загадочных монастырей русского севера – Муромский Успенский мужской монастырь.
Глушь у нас тут
— Как часто к вам приезжают такие группы?
— Вы первые будете за три года, что я здесь, — брат Афанасий улыбнулся нам доброй чистой улыбкой, взглянул на наши джипы, и любезно согласился выступить в роли гида. – Дорог-то здесь нет, а по воде мало кто приезжает. МЧС вот иногда наведаются, да рыбаки. А так глушь у нас тут.

Прав молодой монах – дороги в Муромский монастырь нет. Добраться до него можно либо по воде – стоит он на мысу между Онежским и Муромским озерами – либо по суше, как мы, на подготовленных внедорожниках или квадроциклах. Серийный джип, не говоря уже о легковушках, не пройдет. Монахи ездят – в подворье в Пудоже или за продуктами – на самодельной машине с большими надувными колесами, да еще на лодках.

Сухопутных дорог, а точнее, направлений в сторону монастыря – два. Одно требует переправы через реку, путь там болотистый, на машине никак, разве что на самоходке. И то опасно. В декабре прошлого года назад монах Нил замерз насмерть, когда вездеход сломался.

Второе направление – то, по которому добирались мы. 27 километров болот, равнинных высот, песка, полей и непролазной лесной чащи с глубокими и затопленными водой дорогами. Плывешь так по реке-дороге, колеса гребут, и думаешь – что там за этим камнем – вдруг яма по шею?

Это было мое боевое крещение на квадроцикле. И сразу вода – сверху и снизу. Через час уже не обращал внимания на собственное мокрое тело.
Первое испытание – болото и лужи. Точнее озера болотной воды и островки суши. Скорость черепашья. Топи, бревна, грязь. А еще песок на зубах – верный признак квадроциклиста.

И вот уже идем колонной по лесу. По пути, осматриваясь по сторонам, набираем пакет белых грибов. Лесные избушки, они же рыбацкие домики, везде вдоль онежского берега – красота, тишина пугающая. Избы почти все пустые. Но вот и первые люди. Семейная пара в возрасте. Ловят рыбу, живут в избушке. Настоящие отшельники. Поздоровались. Мы тоже. Но мы к другим отшельникам – в Муромский.

Потом был песок и долгая река-дорога через лесную чащу. И вот они – поля, а справа уже Муромское озеро. Говорят, там рыбалка хорошая. Эх, половить бы. Но мы уже на месте – стены монастыря не раз видел на фото. Теперь живьем. На фото казались мощнее, сильнее и больше. Но сразу видно – обитель живая, не Ионо-Яшезерский монастырь, где были до этого.

И здания есть приличные и церковь строится и даже гостевой домик. Территория обжита, хотя до полного порядка далеко. Первыми нас встречают не монахи, а кошки. Только потом выходит брат Афанасий.

На берегу около озера – старинный баркас. В воде – наполовину затопленный катер «Казанка». Трактор «Беларусь» со снятым колесом – жизнь идет.

«Не помню, сколько мне лет»
В монастыре обычно живет от пяти до семи монахов. Летом бывает чуть больше. График жизни непростой.
— Встаем в три утра, идем на службу, потом хозяйство – у нас козы, лесопилка, пасека, храм восстанавливаем, — говорит брат Афанасий. – Не дело это, когда храм есть, а куполов нет. Вот и привезли. Под золото. Хотим этим летом хотя бы один купол поставить.

— Когда же спите, если в три ночи подъем?
— Мы не спать сюда приехали.

Смотрю на него – добрый обычный парень, очень простой, по-детски волнуется, шапку поправляет все время, хотя она никуда с головы не спешит. Руки в карманах армейского бушлата. И на тебе – монах-отшельник. Как же ты так вот, в монахи-то? Не решаюсь спросить.

— Если не секрет, сколько вам лет? – рискую-таки.
— Не помню. Это не важно, — отвечает он, пряча глаза.

— Так уж и не помните?
— Помню, что 1988 года рождения.

Выходит 26 лет. Сам, оказалось, из Петербурга. Три года, что здесь, дома не был, никого из близких не видел.
— Мать пару лет назад приезжала, так и то не увиделись, — вздыхает он. – 15 последних километров не смогла преодолеть, развернулась машина. Нет дороги сюда. Глушь здесь. Вот бы нам дорогу.
Смотрю на него и думаю: если бы сюда была дорога, не было бы у вас тут службы Богу, не были бы вы так близки с ним. Тут бы у вас тропы туристические были, рыбаки да охотники не вылезали бы отсюда, машины бы ставили у святынь и палатки. Так что может, для жизни отшельника-то глушь самое то?

  • А рыбаки и охотники у нас тут действительно есть, — словно читает он мои мысли. – Сетки ставят. Стреляют. Много здесь и рыбы и дичи. Давеча лось приходил к нам, постоял около монастыря и ушел. Медведи есть, птица. А еще почему-то гадюк великое множество. Но их у нас кошки ловят.
    Монастырские кошки, которые нас встретили, — на любой вкус и цвет. Черных много. А одна без хвоста. Хотя монах говорит, что порода такая.

И будет храм
Но черных кошек они не боятся. Не Божие дело. Они храм восстанавливают. Долго, с трудом, без навыков особых у большинства. Хотя есть мастера, правда, уже не монахи.
Недалеко от главного здания монастыря, два архитектора из Санкт-Петербурга, оба Александры, ставят копию древней церкви Воскрешения Лазаря. Оригинал XIV-XVI века сейчас украшает остров Кижи. Перевезен он был в 1961 году именно из Муромского монастыря.

— Вот уже шесть лет подряд, каждое лето, на пару недель они приезжают к нам в монастырь, живут в гостевом доме и на собственные средства строят эту церковь, — говорит брат Афанасий. – Как видите, она уже почти готова. В ней, как и в оригинале, не используется ни одного гвоздя.

Действительно, церковь построена по старинной технологии, бревна уложены оригинальным способом, который сейчас не применяется. Это простейший тип церкви.
По преданию церковь Воскрешения Лазаря была построена самим основателем Свято-Успенского Муромского монастыря преподобным Лазарем в XIV веке. Однако, по мнению некоторых исследователей, время ее постройки может быть и более поздним – XVI век.

По легенде церковь имела чудодейственные свойства и лечила от болезней. Поэтому в целях сохранения в 1886 году ее спрятали в специальный деревянный короб, в котором она простояла более 80 лет. Только потом отправили на Кижи. Так что появление копии той церкви – событие здесь знаковое. Кстати, короб сохранился, его перестроили в церковь.

Брат Афанасий еще раз посмотрел на маленькую церквушку, и предложил пойти к основному комплексу монастыря. У старинных каменных строений красовались те самые золотые купола. А рядом стояла звонница. Прямо на земле – как беседка.

— А вы можете позвонить? – спросил кто-то.
— Сейчас как раз на службу нужно звать, потому можно.

Он взял в руки веревку, ведущую к языку колокола, закрыл глаза и начал звонить. Говорят, колокольный звон не исчезает, а просто гуляет по земле, принося людям счастье и благодать. Наверное, это про колокола Муромского.

Неожиданно откуда-то появились священники в красивых рясах. Они сменили нашего гида и тоже позвонили перезвоном в колокола и отправились в церковь.

— Это гости к нам приехали, — сказал наш гид, указывая на своих братьев, — служба у нас сейчас будет.

Потом наш экскурсовод куда-то исчез, а мы остались один на один с этой тишиной и древностью. Сколько же еще сил и средств надо, чтобы все это восстановить? Могут ли монахи сделать это? Им бы помощь, им бы строителей толковых.

Вспомнилась легенда про Лазаря Муромского, который строил свою обитель здесь, несмотря на трудности. Был он греком, пришел в эту глушь по собственной воле. Пришел сюда людей просвещать. Только не просвещались они почему-то, противились, креститься не хотели. Его били, его унижали и прогоняли, постройки его сжигали. А он все равно дело свое делал. Переменилось все, когда он излечил слепого ребенка лопарей. С тех пор люди поверили ему, многие приняли Крещение, а кто-то даже в монахи ушел.

Наверное, и здесь, сейчас, нужно какое-то чудо, что святыня возродилась. А пока эти монахи проходят тот самый путь Лазаря. Им трудно, но они не унывают, понимая свою миссию. Все ли из них увидят золотые купола над собой?

Тем временем брат Афанасий уже успел переодеться. Бушлат снял, преобразился. На службу идти надо. Он улыбнулся нам и благословил на обратную дорогу.
Обратно мы приехали значительно быстрее. Сила Муромского монастыря помогла. Пока ехали, у всех, как оказалось, была одна мысль: «Сюда надо еще обязательно вернуться».

Досье «ТВР-Life»
Муромский Свято-Успенский мужской монастырь расположен на берегу Онежского озера. Основан Лазарем Муромским. Это один из самых древних на Карельской земле монастырей. В 1991 г. ему исполнилось 600 лет, и тогда же, совершенно разрушенным, его отдали Церкви. С тех пор братия потихоньку восстанавливает святыню.

Фото автора, Куракиной Елены и Полины Воронковой

Расположен в Пудожском районе Республики Карелия на восточном берегу Онежского озера, при впадении реки Муромки, на Муромском мысу и узком перешейке между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой, в 35 км к югу от посёлка Шальский и в 15 км от деревни Гакугса.

Основан в XIV в. прп. Лазарем Муромским, относится к числу древнейших общежительных монастырей Карелии. При жизни прп. Лазаря были возведены храмы Успения Божией Матери, Воскрешения Лазаря, Рождества Иоанна Предтечи.

В 1612 г. в эпоху смутного времени монастырь подвергся разорению. В 1786 г. Муромский монастырь был обращён в женский, а в 1787 г. упразднён. В 1788—1867 гг. храмы упразднённого монастыря существовали как приход. В 1860—1866 гг. прихожанами был возведён новый Успенский храм с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского и колокольней с 12 колоколами, один из которых был отлит в 1508 г. В 1867 г. монастырь восстановили без пособия от казны за счет богатого жертвователя, пудожского почётного гражданина И.И. Малокрошечного. В 1891 г. была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых. На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях.

В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большого размера, заключивший её в футляр. В 1912—1913 году в ссылке в монастыре находился основатель секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор). В конце XIX века в Муромской обители стояли две каменные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы (1866 г.) и пятиглавый храм во имя Всех Святых (1891 г.), а также ветхий деревянный храм Богоявления Господня. Также на территории монастыря располагались часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя обители, и часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игумена монастыря в сер. XV века, почитаемого наравне с прп. Лазарем с его св. мощами, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь и кладбище окружала каменная ограда (1867г.).

При советской власти монастырское имущество было конфисковано. В 1919 г. здесь организовали сельхозкоммуну имени Троцкого. 30 августа 1930 года Муромский монастырь был закрыт. После Великой Отечественной войны в стенах обители разместился дом инвалидов, с середины 1960-х годов монастырь опустел. К концу ХХ века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, построенной из красного кирпича, разрушенный братский корпус.

В 1991 г. обитель была передана Русской Православной Церкви, началось возрождение монастыря. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь святителя Николая, кровля храма Всех Святых, возводится алтарь трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Закончено строительство деревянного здания второго братского корпуса и двухэтажной гостиницы для паломников.

Муромский монастырь остается местом строгого уединения и одним из самых труднодоступных в России.

Достопримечательности:

  • Храмы монастыря:
    • Церковь Воскрешения Лазаря – самый древний деревянный храм России: построен в 1390 г. при жизни прп.Лазаря. В 1959 году церковь разобрали и перевезли из Муромского монастыря на о-в Кижи, где после реставрации храм стал «жемчужиной экспозиции» музея-заповедника «Кижи» и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества Карелии. Ныне в Муромском монастыре строится копия церкви Воскрешения Лазаря, так же как и оригинал в традициях русского плотничьего ремесла – без гвоздей;
    • Собор Успения Пресвятой Богородицы, не действующий. Кирпичная церковь с колокольней, сооружённая в 1866 на средства купца И. И. Малокрошечного. Четверик с пощипцовыми завершениями фасадов завершался восьмериком под луковичным куполом, с востока к нему примыкает полукруглый алтарь, с запада – трапезная и трёхъярусная колокольня под шпилем. Имелись приделы Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. В сер. ХХ в. использовался под жилье, купол и колокольня сломаны. В настоящее время целы стены здания, перекрытия в основном рухнули.
    • Церковь Всех Святых, не действующая. Небольшая кирпичная неоштукатуренная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1891. Кубический храм, завершённый декоративным пятиглавием, с боковыми притворами и полукруглой апсидой. В настоящее время восстанавливается.
    • Церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь) в братском корпусе, 1896 г., действующая
    • Церковь Воскрешения Лазаря,1886 г., не действующая;
  • Мощи Прп. Лазаря Муромского и прп. Афанасия Муромского под спудом;
  • Келейный корпус 1896 г.

Лазаревская церковь Муромского монастыря конец 14 века. Карелия.

Лазаревская церковь самый древний изо всех сохранившихся до наших дней памятников русского древнего зодчества. Построена она шестьсот лет назад и относится к простейшему типу клетских церквей. Муромский монастырь, расположенный на юго-восточном берегу Онежского озера при впадении в него реки Муромки, был основан монахом Лазарем ( умершим в 1391 г.). Судя по писцовым книгам 16-17 веков монастырь был вполне сложившимся комплексом, включающим две церкви: «Успения … древяна клецки верх шатровый, … церковь теплая с трапезой Иоанна Предтечи древяна клецки …», рубленую шатровую колокольню, деревянные кельи и хозяйственные постройки. И во всех этих книгах упоминается находящаяся за монастырем «древяна клецки» Лазаревская церковь. После упразднения монастыря в 1867 году многие здания были уничтожены или потеряли свой первоначальный вид. Лишь Лазаревскую церковь, названную именем основателя монастыря, причисленного к лику святых, пощадили церковные власти. Ее поместили в своеобразный колпак внутри новой церкви. Местное предание говорит, что Лазаревская церковь была построена еще при жизни Лазаря, то есть до 1391 года, она невелика: около 9 метров в длину и 3.5 в ширину. В настоящее время церковь перенесена на остров Кижи Онежского озера.

В Муроме прошли торжества в честь 400-летия обретения мощей св. пр. Иулиании Лазаревской

Подробный видеорепортаж о перенесении мощей св.пр. Иулиании
(автор Александр Басалаев)

15 марта 2011 года при трагических обстоятельствах погиб наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кирилл (Епифанов)
годы жизни 1964-2011

НАСЛЕДИЕ ОТЦА КИРИЛЛА МУРОМСКОГО,
собираемое и хранимое его друзьями

Историческая съемка преображения монастыря

Празднование светлой Христовой Пасхи 1997 года.
в Спасском соборе монастыря в этот период идут восстановительные работы.

УНИКАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАДРЫ!
Можно увидеть, каким разрушенным был монастырь в апреле 1997 г.
Каким деятельным и человеколюбивым был батюшка!!!

Интервью о. Кирилла о чудодейственной помощи и благодати, исходящей от иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Празднование Светлой Христовой Пасхи 1999 год
на исторической площади г. Мурома

Празднование Светлой Христовой Пасхи 2007 год
Спасский монастырь восстановлен!
Торжество красоты и Божьей благодати!

Съемка р.Б. Александра Басалаева по благословению о.Кирилла

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…
Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные Муромские и Нижегородские дали. Река Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу народный герой, монах Илья Муромец. Здесь жили русские святые — покровители семьи Петр и Феврония.
В православные праздники — многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных знамениях и исцелениях, происходящих в стенах обители.

(Подробнее…)

Монастырская братия

Обязательно посетите музей монастыря!
Узнаете много душеспасительного и интересного.

ЗНАКОМЬТЕСЬ:
Краевед, учитель истории г.Мурома
Владимир Потапов.
Проводит экскурсии по заповедным местам Мурома (три главных монастыря), села Карачарово (родина Илии Муромца), Коровино (гончарное мастерство) Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь).
тел. 8-910-174-62-44

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»— одна из самых любимых и почитаемых икон в древнем городе Муроме. В Спасо-Преображенский мужской монастырь привезена со святой горы Афон в позапрошлом веке в 1878 году. Народом любима за свое скорое послушание: исполнение прошений, вспоможение в делах, освобождение от бед, исцеление. (…)

Паломнический центр

В Спасской обители открыт паломнический центр г. Мурома

Новый паломнический центр — это комфортабельная гостиница с евроотделкой, хорошими условиями для отдыха.

Уют, удобная мебель, удобства в номере.
На первом этаже столовая.

Цены за ночлег в паломническом центре рассчитаны, как на людей с малым достатком, так и на обеспеченных туристов.

Как добраться до Мурома

Общественным транспортом

От Курского вокзала (Москва) до г.Владимира (автовокзал) в течение дня отходят междугородние скоростные автобусы.

Время в пути 3,5 часа

От Владимира до Мурома регулярно ходят маршрутки и автобусы.
Стоимость проезда 325 руб.
Время в пути 2,5 часа.

Пересадка происходит тут же на автовокзале г. Владимира.

Вариант II
без пересадок

автобусы Москва — Муром следуют от Московского автовокзала
(станция метро Щелковская)

Расстояние — 330 км
Ежедневно

РАСПИСАНИЕ

Своим транспортом

По Горьковской (Нижегородской) автотрассе до г. Владимир.
Перед Владимиром поворот направо на Муром.
Москва — Владимир — 170 км,
Владимир — Муром — 130 км.
Всего 300 км (без заезда в Владимир).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *