Мусульмане переходят в христианство

6. Клибанов, А.И. Древняя культура Средневековой Руси / А.И. Клибанов. — М., 1994.

7. Концевич, И.М. Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси / И.М. Концевич. — М., 1993.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1649 — 1825: в 45 т. — СПб., 1830.

10. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Екатерины Второй. 1762 — 1777. — СПб., 1910.

11. Русские // отв. ред. В. А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. — М., 1999.

12. Русский Север. Этническая история и народная культура XII — XX века // отв. ред. И.В. Власова. — М., 2001.

13. Семевский, В.И. Сельский священник во второй половине XVIII в. / В.И. Семевский // Русская старина. -1877. — Т. XIX.

14. Смирнов, С.И. Древнее духовенство и его происхождение / С.И. Смирнов // Богословский Вестник. — 1906.

15. Смирнов, С.И. Древнерусский Духовник / С.И. Смирнов. — М., 1913.

16. Смирнов, С.И. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока / С.И. Смирнов // Богословский Вестник.

— 1905.

17. Федотов, Г.П. Святые древней Руси / Г.П. Федотов.

— М., 1990.

18. Федотов, Г.П. Сокровище русской древности / Г.П. Федотов. — Нью-Йорк, 1948.

УДК 27

З. Милошевич

СОВРЕМЕННАЯ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ МУСУЛЬМАН

Эта статья была написана в рамках научного проекта «Демократический и национальный потенциал политических институци/а Сербии в процессе международной интеграции » (179 009), финансируемой Министерством образования и науки Республики Сербии

Мусульмане тихо оставляют ислам. Это трагический секрет, о котором говорят шепотом в исламском сообществе, а мы этот шепот не слышим, потому что оглушены криками о том, что ислам является религией с самым быстрым темпом роста.

Лара Хасон

В общественном сознании укрепилось мнение, что мусульмане не переходят в другие веры, однако, точнее было бы определить ислам как религию, члены которой нелегко переходят в другие конфессии. Существует и стереотип о неэффективности христианских миссий в исламском мире, что неверно.

Идентичность, религия, христианство, ислам, политика, прозелитизм, социальные технологии.

Identity, religion, Christianity, Islam, policy, proselytism, social technologies.

Конкуренция двух религий, христианства и ислама, является их постоянным элементом развития, «Потому что ислам хотел, как и остальные две другие монотеистические религии, только победу» . История борьбы между исламом и христианством длинная, результаты (борьбы) были разнообразны и изменчивы, но если мы сосредоточимся на периоде после 11 сентября 2001 г. (террористическая атака на башни-близнецы в Нью-Йорке), кажется, что после огромного успеха ислама к тому времени, сейчас побеждает христианство . Таким образом, собранные данные позволяют предположить, что это результат многочисленных факторов, среди прочего, и христианской миссионерской деятельно-

сти, значительная доля новой волны христианизации мусульман имеют сами мусульмане, именно самые радикальные, которые своими террористическими актами, жестким толкованием и применением шариата заставляют мусульман идти в объятия христианства. Христианизации мусульман способствует и мусульманский мир, который слаб в культурной, в военной и в экономической областях. Исламскому миру не хватило сил обдумать привлекательную культуру для неисламских народов как возможный ответ на американскую культуру, которая является магнитом для молодых людей. Это пространство определенно будет открыто в течение длительного времени для проверки мусульман. Збигнев Бзежин-

ский именно так и видел исламский мир, хотя и без политической сплоченности, и поскольку «нет ни одного по-настоящему мощного исламского государства, угроза исламского фундаментализма потеряет геополитическое ядро, и, вероятно, будет выражаться путем диффузного насилия» .

В общественном сознании есть мнение, что мусульмане не переходят в другие веры, однако, точнее было бы определить ислам как религию, члены которой нелегко переходят в другие конфессии. Существует и стереотип о неэффективности христианских миссий в исламском мире, что неверно. Однако особенно многочисленен переход мусульман в христианство в период существования Византийской империи. Многие дворяне-мусульмане в конце IX и в начале X вв. перешли в христианство . Наиболее ярким примером стал переход в 935 г., когда все арабское племя бедуинов Бану Хабиб, примерно 12 000 солдат с семьями, подчиненными (они не входили в состав племени), рабами приняли христианство. Всего около 60 000 человек. После этого они начали воевать на стороне Византийской империи против мусульман . Таких примеров было множество, и их общий знаменатель — это сотрудничество Византии, армии и православных миссионеров. Результат этой совместной деятельности — переход по меньшей мере 100 000 мусульман в православие . Перешедшие в христианство арабы играли значительную роль при царском дворе, а один из них, например, предотвратил заговор против императора Романа II.

Нет точных данных о том, сколько живет христиан в настоящее время на Ближнем Востоке. По имеющимся данным, большинство христиан живет в Ливане . В 1932 г. они составляли большинство, но после гражданской войны в 1975 — 1990 гг. число христиан сократилось и в настоящее время составляет около 40 % населения этой страны. В целях сохранения мира президент страны всегда христианин, а премьер-министр мусульманин — суннит, председатель парламента мусульманин — шиит. Христиане разделены: одна часть относится к Маронитской церкви, которая заключила союз в 1736 г. с Римско-католической церковью , другая часть относится к Греческой православной церкви. В Сирии христиане составляют 10 % населения, это представители греческой православной, греко-католической церковью (униаты), Сирийской православной, Сирийской католической церкви, Армянской церкви, Ассирийской и др. Римско-католическая церковь считает Ливан оплотом христианства в арабском мире . В Израиле живет 20,5 % арабов, из них 9 % являются христианами. На западном берегу р. Иордан и в секторе Газа всего 5,3 % населения являются христианами (число сократилось наполовину под давлением со стороны исламских экстремистов: принудительное переселение и обращение в ислам). На окраине Вифлеема и Рамаллы существуют компактные христианские общины (около 1300 человек), в то время как в секторе Газа насчитывается около 2000 христиан. В Египте христиане-копты, или потомки древних египтян, составляют 10 % населения и находятся под

постоянным давлением со стороны исламистов. На территории Ирака христиане живут со II в. Большинство христиан принадлежат к халдейской и ассирийской церкви, однако, многочисленно и римско-католическое сообщество. После агрессии коалиции во главе с США в Ираке в 2003 г. количество христиан начало снижаться, примерно половина покинула страну. Около 3 % населения в Иордании составляют христиане, причем известно, что их число сократилось на 5 % с 1970 г. до сегодняшнего дня. В Иране крупнейшая христианская церковь — это Армянская апостольская церковь, которая была основана около 300 г. н.э. Вторая по величине — Ассирийская церковь. Христиане имеют права, которые гарантированы конституцией и имеют свободу вероисповедания. Они также имеют своих представителей в парламенте, но подвергаются дискриминации в сфере занятости и политических прав.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее тяжелое положение христианства в Саудовской Аравии, где нет ни одной церкви. Крест и другие христианские символы там запрещены, а часть мусульман считает, что немусульмане вообще не имеют права приезжать в эту страну. Другие государства Персидского залива толерантны. В эмирате Катар для приезжих из Азии есть церковь, тем не менее, ситуация с местными христианами все сложнее в связи с нападками мусульман-суннитов. В Египте христиане-копты составляют 10 % населения, но они подвергаются дискриминации.

Современная христианизация мусульман

Волна христианизации мусульман приобретает контуры спектакля, поскольку средства массовой информации активно участвуют в этом процессе, даже показывают реалити-шоу с участием бывших мусульман с целью дальнейшего поощрения мусульман перейти в христианство. Авторитетный журналист, эксперт по радикальному исламу и исламскому экстремизму, 56-летний Магди Алам принял христианство из ислама, и его поступок привлек огромное внимание средств массовой информации. А именно: после Пасхи 2008 г. по Римско-католическому календарю в Риме из ислама в католичество перешел заместитель главного редактора ведущей итальянской газеты «Corriere Della Sera” Магди Алам. Святое Таинство Крещения провел лично Папа Бенедикт XVI в церкви Св. Петра, был крещен новым именем Кристиано, так что с тех пор стал себя называть Магди Кристиано Аллам. А затем он обратился с открытым письмом к редактору Паоло Мьели, где объяснил свои мотивы перехода в католичество. В письме говорится, что он так поступил, потому что понял, христианство — это вера Истины, Жизни и Свободы .

Невероятно, но одним из первых, кто обратил внимание общественности к современной тенденции перехода мусульман в христианство, является телевизионная станция Аль Джазира и ее гость — шейх Ахмад аль Катани (Ahmadal-Qataani), который в своем интервью, данном в 2006 г., сказал: «Каждый час 667 мусульман переходит в христианство. Каждый день 16 000 мусульман переходит в христианство.

Каждый год шесть миллионов мусульман переходит в христианство» . На научной конференции, состоявшейся в Париже 5 сентября 2012 г. (Тема: «Способы борьбы с христианофобией»), Билек представил информацию о том, что только в Саудовской Аравии, «колыбели ислама», 120 000 мусульман перешло в христианство. По данным 2008 г. в Судане перешло в христианство 5 млн. мусульман, 250 000 в Малайзии, более 50 000 в Египте, между 25 000 и 40 000 в Марокко, 50 000 в Иране, в Ираке 5 000, 10 000 в Индии, 10 000 в Афганистане, 15 000 в Казахстане и 30 000 в Узбекистане . Научную конференцию организовали: ассоциация «Традиция семьи и собственности» (Tradizione Famiglia Propriété), которую возглавляет Ксавье да Сильвейра (Xavier Da Silveira), и ассоциация «Христианство и солидарность», которая была основана Бернаром Энтони (Bernard Antony).

В Иране около миллиона людей являются христианами, и, по мнению чиновника из Министерства образования Ирана имама Хасана Мохаммада, который говорил перед студентами в Тегеране, что каждый день около 50 молодых иранцев переходит к христианству, хотя государство это наказывает смертным приговором, основным «миссионером» является иранская диаспора. В Лондоне существует Иранская христианская церковь, которая имеет церкви в девяти британских городах и в 14 европейских странах. Иранская христианская церковь существует в США (в 22 штатах), в Канаде, в Австралии и в Новой Зеландии .

В Алжире берберские племена массово переходили из ислама в христианство, власти это остановили в 2006 г., приняв закон, запрещающий переход из ислама в христианство, хотя он противоречит документам Организации Объединенных Наций по правам человека . Согласно данным, опубликованным в немецкой газете «Sueddeutsche Zeitung”, Христианская церковь в Бахрейне станет новым центром католицизма на Аравийском полуострове. Это государство Персидского залива планирует таким образом показать всему миру свою открытость, хотя мусульмане протестуют против такого намерения правительства . Тем не менее, король Бахрейна настойчиво говорит о том, что церковь должна быть завершена, воспринимая строительство церкви как «доказательство религиозной и культурной открытости Бахрейна» . По плану Ватикана новая церковь должна стать главным местом внедрения еван-гелизации (миссии) на Аравийском полуострове, в частности, в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне и Кувейте. Кроме того, Ватикан хочет из Бахрейна управлять своей новой епархией, в которую вошли вышеупомянутые страны, потому что здесь появляется все больше и больше христиан (гастарбайтеров и местных жителей, которые были обращены в христианство). Речь ведется о миллионах христиан .

По данным «Ассирийского международного ин-формационого агентства» (Assyrian International News Agency) Верховный муфтий Египта разрешил мусульманам менять свою религию, потому что чис-

ло тайных христиан в этой стране достигло цифры в несколько миллионов. Именно бывшие мусульмане из Египта создали организацию «Освобождение Христа» и телеканал «Way TV”, который занимается религиозными вопросами.

По данным турецкой газеты «Milliet” ежегодно в Турции переходит в христианство около 35 000 мусульман, а именно: в протестантизм. В Малайзии в 2006 г. отказалось от ислама 250 000 мусульман, а 100 000 из них стали христианами. Еще 100 000 мусульман находятся в процессе выхода из ислама, потому что они подали заявление с просьбой об изменении мусульманского имени из-за принадлежности к другой религии. В Йемене мусульмане начали массово переходить в христианство, поэтому правительство и представители исламской общины начали организовывать конференции о том, как предотвратить переход мусульман в христианство. В научной статье, прочитанной перед мусульманскими политиками и теологами, под названием «Христианские миссионеры переформатируют исламский мир», автор, Шейх Салман аль-Ода, говорит о положении ислама в Индонезии, где 80 % населения принадлежит к этой религии. По его мнению, христианские миссионеры достигли больших успехов, потому что 65 % коммерческих компаний принадлежат христианам, как и большинство школ, и это очень респектабельные учреждения. Большинство политических деятелей в Индонезии являются христианами, как и 65 % офицерского корпуса. В Индонезии действует 27 324 иностранных миссионеров. Бюджет христианских миссионеров составляет 100 млн. дол. в год. Шейх Салман аль-Ода признает, что ислам теряет свои позиции в Африке. В Республике Малави раньше мусульмане составляли 66 % жителей, а в настоящее время только 17 %. В Сомали мусульмане до недавнего времени составляли 100 % населения, а сейчас ситуация меняется, так же как и в Марокко, в Алжире, в Нигерии.

Телеканал «SAT-7”, который начал работу в 1996 г. с задачей транслирования христианских программ для исламского мира (канал вещает на арабском, фарси и турецком языках), в 2012 г. объявил, что телевизионная зрительская аудитория среди мусульман увеличилась, и теперь их смотрят в среднем от 9 до 10 млн. человек в исламском мире. Это означает, что процесс христианизации мусульманских стран является необратимым, как и процесс разрушения шариатского порядка.

Большую роль в христианизации мусульман играют христианские сайты, которые чаще открываются и используются в миссионерской деятельности протестантских деноминаций. Несмотря на то, что представители исламских стран пытаются предотвратить доступ к этим сайтам, они все популярнее среди мусульман. Группа «Стратегические ресурсы» (SRG) помогает различным организациям, которые борются против ислама между 10-й и 40-й параллели (на жаргоне «окно 10/40») и помогает христианизации мусульман, отмечает, что ежемесячно со своих компьютеров с Ближнего Востока имеет около 9

млн. посещений христианских сайтов . Одна христианская организация, которая арабоязычным мусульманам предоставляет возможность из защищаемых помещений с компьютерами посещение сайтов, которые они хотят посетить, указывает, что насчитывается около 42 000 пользователей в месяц, и ежемесячно скачивается 2000 Библий на арабском языке. Таким образом, каждый месяц около 20 мусульман переходят в христианство1.

Лара Хасон в монографии «Трудные дни ислама» пишет: «Мусульмане тихо оставляют ислам. Это трагический секрет, о котором говорят шепотом в исламском сообществе, но мы этот шепот не слышим, потому что оглушены криками о том, что ислам является религией с самым быстрым темпом роста» . Другие авторы также считают, что Ислам теряет привлекательность, потому что человек естественным образом стремится к любви, а сегодня мусульмане идут в мечеть не из любви, а из страха перед Аллахом. «Любовь притягивает, а страх удаляет. Вот секрет того, почему все больше индуистских, исламских сообществ переходит в христианство», — утверждает профессор Азиз Рахман. Шейх Ахмад Абд Рашид считает, что благодаря Интернету и спутниковым каналам телевидения мусульманские дети оставляют ислам . Доктор Абдул Хасан заявил, что около 40 % мусульманских детей оставляют ислам. По данным социолога Мустафы Малика и мусульмане в Европе быстро ассимилируюься в местную культуру. Среди европейских мусульман менее 10 % идет на молитву (это же делает только 5 % французских католиков и 23 % ирландских католиков).

В Африке ежегодно переходят в христианство 6 млн. мусульман. Мусульмане в настоящее время составляют лишь треть жителей этого континента, а когда-то они составляли большинство. В Африке число мусульман уменьшилось на 316 млн. и в настоящее время их менее 150 млн. Об этом заявил Ахмед Катани в интервью Аль-Джазири. Половина из 316 млн. мусульман, которые оставили ислам, -арабы. В то же время число католиков в Африке увеличилось с 1 млн. в 1902 г. до 330 млн. в 2000 г. . Также помимо Африки ислам проигрывает и в Сомали, в Бангладеше, и в Индонезии. Там, где существует конфликт или идет война, жители мусульмане переходят в христианство.

Что делают православные? России статистика показывает постоянную тенденцию перехода мусульман в православие, о чем свидетельствуют статистические данные, которые подтверждает Русская Православная Церковь и муфтий России. Переходу мусульман в православие способствуют смешанные браки мусульман и православных, где дети теряют свою самоидентификацию, называют себя русскими

1 Интересно, что арабы, когда они покидают Ближний Восток и поселяются в Соединенных Штатах, не остаются мусульманами. В США только 23 % арабов являются мусульманами. Все, как правило, обращаются в христианство. Для других стран мы не нашли данные.

именами и становятся православными. Кроме того, и окружающая среда для мусульман неблагоприятна: они чувствуют себя отчужденными от своей исламской культуры и, как правило, отождествляют себя с новой (православной и секуляризованной) средой . Но русские социологи религии говорят, что в дополнение к вышеуказанным факторам, крупнейший православный миссионер — это исламский тер-роризм2, потому что после каждого терракта со стороны исламских экстремистов увеличивается количество мусульман, переходящих в православие .

2 млн. мусульман в России перешло в православие / христианство, в то время как всего 2 500 православных обращены в ислам . Христианизация не происходит, по мнению социолога религии Романа Силантьева, в результате организованной миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, а происходит под влиянием русской культуры, которая имеет глубокие христианские корни . Этому процессу помогают исламские экстремисты, которые оказывают давление на этнические и религиозные меньшинства (члены исламских сект), они должны выбирать между исламом (часто ваххабизм) и христианством, и, как правило, выбирают православие. Таким образом, мусульмане сами способствуют увеличению числа православных. Тем самым, не только в Северной Осетии, где после терракта в Беслане количество мусульман сократилось на 30 %, и в самом Беслане, где мусульмане составляли от 30 до 40 % населения, сейчас количество мусульман уменьшилось вдвое.

Также под влиянием русской культуры, средств массовой информации, учреждений, опасных событий и, конечно, Русской Православной Церкви, процесс перехода мусульман из Центральной Азии в православии распространяется и на бывшие союзные республики. Например, 100 тыс. мусульман в Кыргызстане в течение последних трех лет перешли в христианство, и процент мусульман снизился с 83 % до 79,3 %. Перешло в христианство более 5 000 азербайджанцев, и переход к православию наблюдается также и в других странах региона.

Мы можем сказать, что ислам на данном этапе своего развития победил сам себя — терроризмом и неприемлемым образом жизни, особенно относительно женщин, отказываясь от науки и от борьбы с нищетой и экономической отсталостью. Христианские миссионеры, таким образом, умело используют эту слабость ислама и уничтожают его в странах, которые традиционно принадлежали к этой вере, конечно же, на данном этапе и при помощи европейских стран, которые видят в этом процессе свои политические интересы.

2 Несколько лет назад четыре православных священника приняли ислам, в то время как мусульмане утверждают, что не один имам или мула еще не перешли в христианство. Тем не менее, это не так. Александр Дмитриев собрал и опубликовал имена и события перехода 20 имамов и мулл в Православие, и это произошло даже в Косово, после оккупации НАТО и США (где один имам перешел в Сербскую Православную церковь).

Есть ли ответ у ислама на новую христианизацию мусульман? У Суннитско-исламского мира, за исключением частичного шиитского Ирана, нет ни одного рационального ответа на новую волну перехода мусульман в христианство. Напротив, здесь суннитские мусульмане полагаются на мистику и пророчество, согласно которому после столкновения цивилизаций дойдет до разборок с Западом и победы ислама.

Даже известный рационалистически настроенный арабский ученый Али А. Аллави говорит об этом периоде ислама как о его «последнем кризисе», а после этого необходимо возобновить его творческие потенциалы. Тем не менее, Аллави полагается в большей степени на исламскую мистику, чем на научные аргументы . По словам ученого, восстановление ислама не будет результатом войн и военных побед, а восстановление трансцендентного (трех измерениях веры: Ислам, Имам и Ихсан, т.е. «добрые дела», «вера» и «совершенствование черт характера») . Но сейчас Аллави подчеркивает, что внешний мир мусульман как цивилизация в результате внутренней дилеммы серьезно поврежден или заброшен. Это является ключевым аргументом в том, что мусульмане делятся на тех, которые стремятся к возрождению ислама, и на тех, кто ищет новое духовное путешествие, на этот раз с помощью христианской веры.

Естественно, тема о христианизации мусульман поднимает вопрос о том, будет ли сербская элита участвовать в этом процессе. Дезинтеграция сербского народа после падения средневекового сербского государства перед турецкой военной силой привела к исламинизации части населения . Возможно, включением в эту политику Запада и Востока сербам, наконец, удалось добиться интеграции своих исламизированных потомков с помощью христианизации.

Источники и литература

1. БожовиЬ, Р. Ислам и Арапи, Бог и човек / Раде БожовиЬ. — Београд, 2007.

2. Ледин, М. Мусульмане покидают ислам. Вершина айсберга / Майкл Ледин. — ЦКЬ: forisrael.narod.ru, 31/03/06

3. Линг, Т. Исторща религще истока и запада / Тревор Линг. — Београд, 1992.

4. Максимов, Ю. Переходы из ислама в христианство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в IX — X веках по свидетелъствам арабских хроник / Юрий Максимов. — ЦЕЬ: http://www.pravoslavie.ru/archiv/

obrashenie.htm, 29/01/2002

6. МилошевиЬ, З. ,^ужни ток» и решаваае конфликата у Босни и Херцеговини / Зоран МилошевиЬ, Никола ГавриЬ // Реферат са научног скупа «Конфликта и стратегща ріешавааа конфликата у Републици Српскоі и Босни и Херцеговини, Клуб интелектуалаца 123 / Европски дефендологща центарю. — Бааа Лука, 2012.

7. МилошевиЬ, З. Друштвена доктрина Римокатоличке цркве / Зоран МилошевиЬ. — Београд, 2001.

8. МилошевиЬ, З. Европска унща и ислам, Српска по-литичка мисао / Зоран МилошевиЬ. Бр. 2. — Београд, 2012.

9. МилошевиЬ, З. Идентитет Европе: будуЬност мус-лимана у Европсю^ унщи / Зоран МилошевиЬ. — Београд, 2012.

10. МилошевиЬ, З. Повратак белих господара,

неоколонщализам или интеграцще? / Зоран МилошевиЬ // ЗМ и Клуб српских родолуба. — Београд, 2012.

12. Милошевич, З. Фашизм сегодня / Зоран МилошевиЬ // Мир и политика. — 2011. — № 11 (62).

13. Мусульмане в публичном пространстве Америки. -М., 2005.

18. Сосинский-Семихат, Ю. Франция поможет Африке

против исламистов Мали / Юрий Сосинский-Семихат. -URL: http://www.pravda.ru/world/restofworld/africa/15-10-

19. СуботиЬ, М. Идентитет и геополитичка стварност Срба / Мочило СуботиЬ. — Београд, 2012.

20. СуботиЬ, М. О Србима муслиманске вероисповести / приредио: Момчило СуботиЬ. — Београд, 2012.

21. Унща. Политика Римокатоличке цркве према православним Словенима, зборник радова / Приредио: Зоран МилошевиЬ. — Београд, 2005.

22. ШулагиЬ, С. Засниваае српског националног иден-титета / Сааа ШулагиЬ. — Београд, 2012.

23. Allawi, Ali A. Kriz islamske civiliazcije / Ali A. Allawi.

— Sarajevo, 2012.

24. Avenarius, T. Vatikan auf Expansionskurs, SueddeutscheZeitung / Tomas Avenarius. — 06/09/2012

25. Bozovic, R. Recnik islama, Drustvo srpsko-iranskog prijateljstva / Rade Bozovic, Vojislav Simic. — Beograd, 2010.

26. Bzezinski, Z. Velikasahovskatabla, CID / Zbignjev Bzezinski. — Podgorica, 1999.

27. Caro Papa, accogli in Vaticanoimusulmaniconvertiti a Gesü, Il Giornale, 15/10/2012

28. Fontana, S. L’inconsistentecasodelle accuse al Cardinal Turkson, L’Occidentale / Stefano Fontana, 23/10/2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Galeazzi, G. «Servono kamikaze cattolici» / Giacomo Galeazzi // Vatican Insider, 30/10/2012

30. Los cristianos en OrientePröximo. El Mundo, 17/09/2012

31. Manji, I. Kaj je narobe danes z islamom / Irshad Manji // Drustvo Znamenje. — Petrovce, 2008.

32. Picasso, A. I maroniti in Libanosonopochi e divisi, Limes / Antonio Picasso, 28/04/2012

34. URL: http://kmartel.chat.ru

35. URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=37877.0 37. URL: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=BA4AC

36. URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/cults/1768/ 94196A54E138B606C842AAC431C&idrubr=3A76693B8E07

11D3A90A00C0F0494F CA

УДК 94 (571.1): 332.021.8

Н.М. Морозов

ДЕРЖАВНОСТЬ В ОБРАЗЕ РУССКОЙ ВЛАСТИ XI — XVII ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В статье рассмотрены точки зрения на историческое наполнение смыслового поля понятия «державность» и его роль в формировании образа русской власти в период становления российской цивилизации. Показано основополагающее значение идеи катехона в метафизическом интерьере самодержавия.

Держава, державность, катехон, самодержавие, Удерживающий, Третий Рим.

Power, power status, katehon, autocracy, Holding, the Third Rome.

Периодически возникавшие напряжения вокруг и внутри вертикали российской власти, ставшие атрибутом политических циклов, сформировали в среде отечественных интеллектуалов устойчивую потребность в переосмыслении прежних и новых выражений ее самобытности. Однако проблема не может быть до конца понята без представлений о трансформации ее смыслового поля в различные периоды истории. Настоящей статьей автор намерен обратить внимание обществоведов на недооцененное значение идеи державности в понимании функций верховной власти.

В современной историографии державность некоторыми исследователями определяется как принцип устройства российского общества (М. М. Кожа-ев), государства (Е.В. Алексеева, Е.З. Майминас). В святоотеческих и светского характера текстах толкование идеи включает канонические сюжеты о соборности и симфонии властей, что дает право выделять державность в качестве информативной и ключевой смысловой конструкции, глубоко укорененной в историческом сознании русских. Рассуждения о ней можно встретить не только в духовном наследии русских мыслителей XIX в. Идея отразилась в названии, в гимнах и доктринах многих партий, возникших в последние двадцать лет.

Ввиду отсутствия систематизированных знаний о данном сегменте историографического поля, аккумулировавшего практики концептуализации идеи державности как в предметных, так и в междисциплинарном пространствах, назрело объемное исследование, которое бы позволило не только расширить представления о тенденциях развития отечественной мысли, но и рассмотреть основные направления трансформации смыслов идеи в современном научном знании. Общий замысел обусловил постановку

первоочередной задачи, соответствующей формату статьи — рассмотреть точки зрения на происхождение и роль ключевого понятия в формировании образа русской власти в период становления российской цивилизации.

Порядок образования семантического поля понятия державности интересовал составителей словарей русского языка, определявших смысловые границы однокоренных слов, вычлененных, в первую очередь, из семиотического континуума памятников письменности XI — XVII вв. Методика основывалась на приемах пояснения речевых символов, которые оттачивались в течение XVIII — начала ХХ вв. в словарных статьях, раскрывавших этимологию ключевого понятия — «держава» — и группы производных от него речевых фигур.

В целом у обществоведов не было сомнений в изначальной его принадлежности к древнеславянскому языку («держава» — власть, сила, могущество), известного по библейским текстам , откуда и черпались идеи, цементировавшие в XI — XV вв. древнерусское общество. Однокоренные аналоги существуют в языках многих народов центральной и восточной Европы, обозначающие, как полагал П.Я. Черных, крупное государство (держава — в украинском, държава — болгарском; држава — сербском и хорватском; ёгеауа — словенском, чешском; dzierzawa (аренда) — польском) .

Впервые интересующий нас терминологический ряд в упорядоченном виде был представлен в «Словаре Академии Российской» части II (1790) и части VI (1822). Веяния внутренней политики Екатерины I и Александра I, направленные на секуляризацию духовной жизни, отразились на подборе содержания статей. В них излагались общие значения таких понятий, как: держава («государство, земля, страна

Число сирийцев, обратившихся в христианство из ислама, растет в Кобани, городе, который был осажден боевиками ИГИЛ, террористической группировки, запрещенной в РФ.

Новообращенные христиане говорят, что война и давление борцов за ислам подтолкнули их к новой вере. «После войны с Исламским государством люди искали правильный путь и дистанцировались от ислама, – сказал Омар Фирас, основатель евангельской церкви в Кобани. – Люди были напуганы и чувствовали себя потерянными. Многие стали атеистами или агностиками, но есть много и тех, кто стал христианами».

Критики смотрят на новообращенных христиан с подозрением, обвиняя их в поиске личной выгоды, такой как финансовая помощь от христианских организаций, работающих в регионе, рабочих мест и улучшенных перспектив эмиграции в европейские страны. Однако обращенные христиане Кобани отрицают эти обвинения. Они говорят, что их обращение это вопрос веры.

На сегодняшний день в Кобани около 20 христианских семей, это от 80 до 100 человек.

ТБН – христианское телевидение для вас!

Нора Илли входит в состав «Исламского центрального совета Швейцарии» («IZRS»), представляя в нём интересы женщин-мусульманок. На людях она показывается только с закрытым лицом. Снимок сделан в мае 2010 г. Keystone

Обрезание у девочек, многоженство, платок на голове и отказ от рукопожатий — исламские культурные особенности и традиции не всегда встречают понимание в Швейцарии, а СМИ вдобавок ко всему еще и укрепляют образ ислама как религии, дискриминирующей женщин.

Этот контент был опубликован 01 июля 2016 года — 11:00 01 июля 2016 года — 11:00 Сибилла Бондольфи

Дипломированный юрист, начала свою журналистскую карьеру, печатаясь в изданиях NZZ, K-Tipp, Saldo, Plädoyer и Zürcher Oberländer.

Больше информации об авторе | Немецкоязычная редакция

Сибилла Бондольфи ( Сибилла Бондольфи) Доступно на 9 других языкахБарбара Вели. swissinfo.ch

Почему же, несмотря на это, некоторые граждане Конфедерации все равно принимают ислам, причем женщины даже чаще, чем мужчины? Журналистка портала swissinfo.ch встретилась с тремя швейцарками, перешедшими в мусульманство, и выслушала их истории.

Барбара Вели (Barbara Veljiji) поднимается по лестнице своего уютного деревенского дома и приглашает нас последовать за ней. В печи потрескивает огонь, комнаты в доме отапливаются дровами. Здесь, на бывшей родительской ферме в Озёрном регионе на западе кантона Берн, Барбара и живет со своим мужем-албанцем, тремя сыновьями, невесткой и матерью.

Барбара Вели приняла ислам в 1992 году, было ей тогда 23 года. «Для меня ислам — это хорошая религия», — так звучат ее простые и бесхитростные рассуждения. Ислам помог ей обрести внутренний покой. Последние девять лет она постоянно носит на голове платок. Барбара молится, соблюдает пост и употребляет в пищу, насколько это возможно, только халяльные продукты. Правда, когда на столе оказывается китайское фондю, традиционное мясное блюдо, она позволяет себе закрыть глаза на предписания.

К традиционному разделению ролей в семье она тоже относится прагматически. Поскольку благодаря своей профессии Барбара зарабатывает больше, чем муж, с рождением детей именно она стала основной добытчицей в семье, а ее муж — домохозяином. Барбару Вели это особо не беспокоит: «Мне нравится работать, я не могу себе представить, как это можно, жить по-другому».

Наталья Дарвих. swissinfo.ch

Ислам «логичен»

У Наталии Дарвих (Natalia Darwich) из центральной части Швейцарии превалирует другое, более интеллектуальное, видение ислама. Она всегда была верующей, активно работала в своей церковной общине. Но примерно к 30-ти годам у нее начали появляться сомнения в католической церкви и в ее религиозном учении. Тот факт, что католики вместе с Господом Богом-старшим молятся еще и «Богу-младшему», то есть Иисусу Христу, начало казаться ей неправильным.

Потерял для нее убедительность и догмат о непогрешимости Папы Римского, да и вообще, его положение и роль в католицизме виделись ей теперь ошибочными. Молитвы же давно не были для нее чем-то важным — еще в детстве ей приходилось даже «изобретать» грехи, только чтобы священник был этим доволен, ведь в католицизме грех и покаяние являются двумя краеугольными камнями всего вероучения.

Тогда она приняла решение покинуть церковь и всерьез погрузилась в духовные искания. Открыв однажды Коран, она увлеклась и прочла его дважды от корки до корки. «Особенно привлекла меня в исламе та логика, с которой даются ответы на все основополагающие вопросы», — рассказывает Наталия Дарвих.

Она вышла замуж за ливанца и приняла ислам шиитского толка. Ее близкие отреагировали на это спокойно. В тот момент ей уже перевалило за сорок, дело было восемь лет назад. Три года назад она начала носить головной платок, а перед этим ушла с работы.

Нора Илли. swissinfo.ch

Просветление в Дубае

До того, как спрятать лицо под никабом, выйти замуж за конвертированного мусульманина — который, согласно не опровергнутым слухам, имеет и вторую жену — родить пятерых детей и начала разделять идею многоженства, тем самым сделавшись самой знаменитой из принявших ислам швейцарок, Нора Илли (Nora Illi) была обычной молоденькой девушкой из кантона Цюрих. Любила вечеринки, интересовалась буддизмом и предпочитала вегетарианскую пищу.

В 18 лет Нора Илли предприняла путешествие в Дубай, где, слушая молитвенный призыв муэдзина, ощутила, как она говорит, «просветление». Вернувшись в Швейцарию, она в 2002 году приняла ислам. За две недели до этого ее бойфренд и будущий муж Касим Илли (Qaasim Illi) тоже стал мусульманином. Оба они сегодня — активные члены радикального исламского объединения «Исламский центральный совет Швейцарии» («Islamischer Zentralrat Schweiz», IZRS), организации по меньшей мере спорной и неоднозначной, кроме всего прочего и из-за её предположительных связей с исламскими экстремистами.

Нора Илли рассказывает, что и у нее вначале были предубеждения насчет мусульман. «Я думала, женщина в исламе подавляется», – говорит она. Но затем пришло осознание того, что многие негативные вещи имеют культурную обусловленности и не относятся к исламу. Такие, например, как пассивная роль мусульманок. На самом деле в исламе женщина вполне может вести достаточно активную жизнь вне дома.

Исламские ценности и запреты — кто как трактует?

У ислама плохая репутация

Истории о сексуальном рабстве девочек и женщин в «Исламском государстве», как и нападения на сексуальной почве на женщин со стороны беженцев-мусульман в Германии и запрет на появление с непокрытой головой в Иране негативно встречаются швейцарским обществом и укрепляют образ ислама как религии, враждебно настроенной к женщинам.

Недавний пример двух сирийских подростков, которые отказались пожимать руку своей учительнице в Швейцарии, был также преподнесен швейцарскими СМИ как пример дискриминации женщин.

End of insertion

Во время разговора со всеми этими тремя женщинами поразило то, что, хотя они и трактуют Коран буквально и рассматривают его как книгу, данную Богом, каждая из них, в то же время, пытается привнести в систему исламского вероучения западные ценности. Порой они ищут и находят объяснения и извинения для мусульманских запретов и заповедей, порой смягчают их или вовсе обходят.

Так, Барбара Вели допускает, например, что, согласно Корану, муж может ударить жену, если она ослушается: «Но на практике наказывать битьем – это, конечно, перебор, ничего не имеющего общего с религией. Кроме того, возможность физического наказания жены мужем также упоминается и в Ветхом Завете», — утверждает она.

А вот Нора Илли преуменьшает значение запрета на гомосексуальные связи в исламе, утверждая, что этот тезис касается только общественных мест. Создается впечатление, что три женщины в культурном отношении все-таки идентифицируют себя со швейцарскими ценностями, в особенности в сфере эмансипации женщин. Они четко проводят различие между религией и культурой. С религиозной же точки зрения в западном обществе им чего-то не хватало. Ислам заполнил этот пробел. Это, впрочем, не значит, что наши собеседницы соответствуют культурным стереотипам, которые западные СМИ – будь это правда это или нет – распространяют об исламе и мусульманских странах.

Уверенные новообращенные

Культурным клише о женщинах в исламе не соответствует даже Нора Илли, наиболее известная в Швейцарии новообращенная мусульманка, провоцирующая общество своим скрытым лицом и заявлениями в пользу многоженства. Напротив, выглядит она очень самостоятельно и уверенно. Из нормальной девушки, предпочитавшей вегетарианскую кухню, получилась вполне нормальная мать семейства, работающая на неполную ставку и питающаяся халяльной пищей.

Причины перехода в эту религию были у всех трёх женщин были разными. Объединяет же их то, что, независимо друг от друга, они сами выбрали для себя ислам с его правилами и живут теперь вполне самостоятельной жизнью. Такие наблюдения полностью согласуются с результатами социологического исследования, проведенного Петрой Блейш (Petra Bleisch). В своей диссертации «Gelebte und erzählte Scharia in der Schweiz» («Жизнь по законам шариата в Швейцарии») она предприняла попытку проанализировать, на какие конкретно исламские нормы ориентируются западные женщины, перешедшие в мусульманство.

«Все женщины, с которыми я беседовала, весьма критично настроены по отношению к имамам», – рассказала она порталу swissinfo.ch. «Они отвергают традиционный взгляд на распределение ролей мужчин и женщин в обществе, зачастую пропагандируемый консервативными имамами. Независимо от того, насколько строго эти женщины придерживаются исламских религиозных предписаний, в бытовом и культурном плане они по-прежнему сами определяют свой стиль жизни».

«Ислам предлагает структурированный образ жизни»

Религиовед Сюзанна Лойенбергер (Susanne Leuenberger) написал диссертацию о швейцарцах, которые обратились в ислам. В своем интервью швейцарской газете «Der Bund» она прокомментировала критические выступления СМИ по поводу новообращенных. Хотя за прошедшие несколько лет жителей страны, принявших ислам, стало немного больше, этот рост вызвал непропорционально большое внимание общественности.

Есть меньшинство новых мусульман, которых привлекает ислам фундаменталистского толка, но оно действительно невелико. Большинство же новообращенных – совершенно нормальные и простые «местные». «Следует постараться различать ислам в Швейцарии от того, что практикуется в Ираке, Саудовской Аравии, Иране или Афганистане», – говорит С. Лоейенбергер. Мусульмане в Швейцарии хорошо интегрированы, до сих пор они не создавали никаких проблем.

Такие новообращенные, как швейцарец Николя Бланшо (Nicolas Blancho) из Исламского центрального совета Швейцарии, который ходит с бородой и в молитвенном головном уборе, не способствуют конструктивному диалогу. «Я думаю, понадобится долгий путь, пока в швейцарском обществе бородатые мужчин или женщины в никабе перестанут вызывать беспокойство или считаться не-швейцарцами».

© Ю. Максимов, 2010

© Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010

От автора

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

1 Пет. 3, 15

Статьи, представленные в настоящем сборнике, увидели свет в разное время: первая из них – в 1998-м, а последняя – в 2008 году.

За это десятилетие многое изменилось в отношении российского общества к вопросам, связанным с исламом. Если в конце прошлого века такие вопросы находились на периферии общественного внимания и представляли интерес разве что этнографического плана, то позднее произошло много событий, которые сделали такое отношение уже невозможным.

Трагедия Косова, Вторая Чеченская, взрывы домов в российских городах, метро, самолетах, «Норд-Ост», Беслан… – это лишь малый перечень того, что заставило общество обратить внимание на ислам, попытаться осмыслить происходящее и найти ответ.

А, кроме перечисленных, были и другие события, больше касающиеся сферы собственно межрелигиозных отношений и потому запомнившиеся именно православным христианам.

Все статьи этого сборника так или иначе освещают различные стороны взаимоотношений Православия и ислама в России в новейшее время, предлагая ответы на возникшие вопросы.

Два интервью: «Крест и полумесяц» и «Не бояться трезво глядеть на мир» – дают, так сказать, общую ориентацию, отвечая на те вопросы, которые возникают первыми касательно сферы православно-мусульманских отношений.

В ответах представлен взгляд православного человека, который, впрочем, может иметь ценность не только для церковных людей, но и для светских: они иногда тоже уделяют внимание тому, как христиане осмысляют вызов ислама. Как проявление такого внимания я расцениваю и тот факт, что материал «Крест и полумесяц» без моего ведома перепубликовало на своих страницах такое массовое светское издание, как «Аргументы и факты».

Указанное десятилетие также характеризовалось усилением и демократизацией межрелигиозных диспутов, чему во многом способствовало распространение Интернета и мусульманской проповеднической деятельности. Уже не только члены официальных делегаций на межрелигиозных встречах, но многие простые христиане встали перед необходимостью в повседневной жизни давать ответ своим мусульманским соседям, друзьям, коллегам и знакомым, почему они веруют именно так, как заповедал Бог Православной Церкви, и не соглашаются верить так, как учит ислам.

Пособием для ответов на такого рода вопросы являются представленные в данном сборнике статьи «Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств», «Почему христиане не считают Мухаммеда пророком?» и «О «чудесных числах” Корана».

Отчасти к этому направлению примыкает статья «Анатомия измены», в которой даются ответы на наиболее типичные выпады современных мусульман против христианской веры. Но вместе с тем она затрагивает другую важную тему православно-мусульманских отношений – агрессивную прозелитическую кампанию мусульман в России, знаменем которой они попытались сделать нескольких священников-отступников, принявших ислам.

Эта тема находит продолжение в статьях «Судьба священника, перешедшего в ислам» и несколько в ином ракурсе – «Переходят ли имамы в христианство?». К слову, именно в те дни, когда писалось это предисловие, в начале 2009 года, в Москве принял крещение один татарский мулла.

Значительным событием, затронувшим вообще христиано-мусульманские отношения, в том числе и православных христиан, стал скандал, вызванный речью об исламе папы Римского Бенедикта XVI. Обзору и анализу этого события и мусульманской реакции на него посвящена статья «Зачем папа Римский вспомнил православного императора?».

Особое внимание уделено осмыслению мусульманских атак на Православие в общественной, политической и информационной сфере. Общая картина с выявлением главных проблем дана в материале «Некоторые тенденции в отношении российских мусульман к Русской Православной Церкви», более частным аспектам посвящены работы «О неконституционных высказываниях муфтиев», «О героях мусульман и христиан», «О том, как один муфтий решил обвинить православного священника» и «Безграмотность или провокация?». Во всех этих статьях отстаивается православная позиция, то есть истина.

Важнейшим событием в контексте современных отношений православных и мусульман в России стало убийство священника Даниила Сысоева. Известный апологет и миссионер был расстрелян поздно вечером 19 ноября 2009 года в храме Апостола Фомы на юге Москвы, настоятелем которого он являлся.

Отец Даниил писал статьи и книги о православной оценке ислама, принимал участие в публичных диспутах с мусульманами, ходил с проповедью на народный татарский праздник Сабантуй, открыто выражал свою позицию в телевыступлениях. По его словам, он крестил более 80 мусульман. От мусульман ему поступали письма и звонки с угрозами – как он сам говорил, четырнадцать раз. За полтора года до убийства мусульманская журналистка Х. Хамидуллина подала в прокуратуру жалобу против него с требованием возбудить иск за разжигание межрелигиозной и межнациональной ненависти. К тому периоду относится одна из статей, представленных в данной книге, она хорошо показывает, в чем состояла суть конфликта. Прокуратура отказала в возбуждении дела, но в мусульманских СМИ была раскручена настоящая кампания по очернению отца Даниила.

В тот вечер отец Даниил провел, как обычно, библейские беседы, после которых разговаривал допоздна со всеми желающими. Наконец, когда в храме почти никого не осталось, пошел в алтарь исповедовать свое духовное чадо. В это время в храм ворвался убийца, который начал стрелять и выкрикивать: «Где Сысоев?». Отец Даниил бесстрашно вышел из алтаря ему навстречу и принял мученическую кончину за Христа. Как сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, «Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестия».

Хотя некоторые официальные лица в мусульманской общине России выступили с осуждением этого преступления, некоторое время спустя в СМИ было опубликовано заявление «Информационно-аналитического отдела штаба Вооруженных сил вилайята Ингушетия имарата Кавказ» о том, что именно один из представителей этой организации совершил убийство православного священника. В этом тексте также говорилось, что «любой, кто осмелится… порочить ислам и мусульман, может разделить участь Сысоева». Смерть отца Даниила и общественная реакция на нее показывает всю сложность реальных отношений Православия и ислама в России в настоящее время.

Многие статьи для этого издания были существенно переработаны. Смею надеяться, что они дают достаточно адекватное представление о специфике православно-мусульманских отношений в современной России и способны передать взгляд верующего христианина на весь спектр непростых вопросов, связанных с вызовом ислама.

Благодарение Церкви Божией, которая воспитала меня и позволила послужить ей этими статьями. Слава Господу Иисусу Христу, милующему, хранящему и спасающему нас от проклятия, греха и смерти.

Юрий Максимов

Реальные свидетельства об Иисусе Христе и Мухаммеде

Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств

Потому ежели между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства, то изучать разность учений, сличая их между собой, немало послужит к подтверждению лучшего учения.

Свт. Василий Великий. Беседа 22

Вероятно, многие знают о довольно непростом отношении ислама к христианству. В Коране есть несколько положений, сходных в какой-то мере с христианским учением, например:

Но вместе с тем Коран довольно недвусмысленно отвергает ряд основополагающих аспектов христианского учения, а именно:

что Он Сын Божий – «Христиане говорят: «Мессия – Божий Сын”… так говоря, они уподобляются неверным… да поразит их Бог!» (9.30); «Как будет у Него ребенок, когда не было подруги у Него?» (6.101); «Устроили они для Аллаха равных, чтобы сбить с Его пути» (14.30); «И говорят они: «Взял Милосердный Себе Сына”. Поистине вы совершили вещь гнусную» (19.88-89); «Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Бога, и Мессию, сына Марии, а им было велено поклоняться только единому Богу, помимо Которого нет божества» (9.31);

что Он был распят – «…и за их слова: «Мы ведь убили Мессию, Иисуса, сына Марии, посланника Божьего”, а они не убили его и не распяли… Они не убивали его (4.157)»;

разумеется, отвергает триединство Божие: «Не говорите: «троица”{2}, а удержитесь же себе на благо. Поистине Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (4.171); «Бог один, не рождал Он и не был рожден» (112.2-3); «Не веруют такие, кто говорит: «Господь из трех есть третий”, тогда как нет иного божества, кроме единого Бога» (5.73); «Поистине Бог не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей… кто придает Богу сотоварищей, тот измыслил великий грех (4.48)».

Коран также дает понять, что последователи Христа исказили Евангелие: «А среди них есть такие, которые своими языками искривляют Писание, чтобы вы сочли это Писанием, хотя оно и не Писание, и говорят: «Это – от Бога”, а это не от Бога, и говорят они на Бога ложь, зная это. Не годится человеку (имеется в виду Христос), чтобы ему Бог даровал Писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: «Будьте рабами мне вместо Бога”» (3.78-79). «Они устами скверными своими хотят свет Божий погасить» (9.32); «…они забыли часть того, о чем до этого их поучали» (5.14).

Мусульмане, пытаясь, с одной, объяснить это очевидное противоречие Корана и Евангелия, а с другой – доказать несомненную для них истинность Корана, говорят, что Христос и христиане первых веков не исповедовали Троицы, не почитали Христа ни Богом, ни Сыном Божиим (а только пророком), что Он не был распят и соответственно не был ни Искупителем, ни Спасителем человечества, но все эти учения появились уже намного позднее – в III и IV веках, как искажение Его первоначального учения. По их словам, под влиянием этих вот искажений и был впоследствии испорчен первоначальный текст Евангелия.

Вот только некоторые, самые типичные, примеры такого рода заявлений:

«Христос пришел с истинной религией, но те, кто были после него, обожествили его и смешали его чистое учение с тем ложным, что шло от них самих, и придумали новую религию, которую назвали «христианством”… Тора, Псалмы и Евангелие сохранились у иудеев и христиан, но они во многом исказили их, заменили слова и выражения, отбросили многие части, добавили свои собственные идеи, в чем сегодня признаются»{3};

«Иисус передал своему народу устно ниспосланное ему Евангелие в его изначальном виде. Апостолы также проповедовали его устно. Затем они смешали в нем изложение жития своего пророка с ниспосланными псалмами Евангелия. Ни строчки Евангелия не было записано при жизни Иисуса или сразу же после его смерти… Среди тысяч греческих манускриптов нет ни одного, написанного ранее IV века»{4};

«Иудеи и христиане исказили некоторые части Торы и Евангелия, так что если ты встретишь в Священных Писаниях нечто противоречащее Корану, то знай, что это место либо искажено, либо переписано неверно»{5};

«Среди последователей Иисуса есть люди, которые извращают его личность и миссию. Его послание было написано не при жизни, а через 100 лет после его смерти. Это является основным мотивом для деформаций… Евреи устроили заговор против него и, по их мнению, распяли его на кресте. Но Коран отвергает это мнение и утверждает, что он не был ни убит, ни распят, а Бог вознес его на небо»{6};

«Во всех Писаниях воплотилась самая ранняя традиция иудеохристиан об Иисусе как праведном человеке, воспринявшем при крещении божественную Силу – Дух Святой. В дальнейшем происходит переосмысление этой древней традиции… Образ Иисуса для христиан из язычников все больше терял человеческие черты, затем истинное христианство было заменено греческим»{7}.

И вот целью данной работы будет попытка объективно понять, насколько истинна «версия Корана» в свете реальных исторических и археологических документов. При этом мы оставим в стороне свидетельства Нового Завета, многочисленные и ясные свидетельства святых отцов первых веков и даже ветхозаветные пророчества о Сыновстве и Божестве Христа. Оставим в стороне и новозаветные апокрифы (еретические евангелия) из-за их необъективности и спорности.

И будем рассматривать языческих и иудейских писателей первых двух веков по Р. Х., ненавидевших и презиравших христианство (и потому свободных от подозрения в намеренном искажении фактов в выгодном для христиан свете), а также бесспорные археологические данные и древние юридические документы и попытаемся честно взглянуть на христианство так, как оно отражено в них.

Распятие

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.

1 Кор. 1, 23

Относительно смерти Христа мы увидим следующие свидетельства.

• Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что Иисус Христос «был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство)» («О смерти Перегрина»){8}.

• Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса Христа позором христианства, настаивает, обращаясь к христианам: «Вы, конечно, не должны говорить того, что Он только нечестивым людям казался переносящим все эти страдания, на самом деле Он и не страдал; нет, вы уж прямо сознайтесь, что Он страдал». И в другом месте он говорит «о голосе с Креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке»{9}.

• Марк Корнелий Фронтон (140 г.) пишет: «Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста»{10}.

• Вавилонский Талмуд, раздел Санхедрин (II в.), свидетельствует: «Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета»{11}, и в другом месте: «Валаам Хромой (то есть Иисус) был тридцати трех лет, когда Пинтий Грабитель (то есть Понтий Пилат) убил его… Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника»{12}.

• «Книги Сивилл», где в 5-й песне говорится:

Муж на землю с небес сойдет, Кому равных не будет,
Руки раскинет Свои на древе, обильном плодами.
Лучший среди иудеев, Он солнца бег остановит
Речью прекрасной, что с губ Его безупречных польется{13}.

При внимательном рассмотрении становится очевидным, что это место относится к Иисусу. Причем в данном случае первая фраза, по-видимому, не означает Его Божественного происхождения – скорее всего, это лишь оборот, подчеркивающий особую праведность Иисуса, так как чуть ниже уже о другом человеке говорится:

Муж с высоких небес сошел блаженный на землю,
Руки скипетр держали, что Бог ему вечный доверил…

и так далее.

«Руки раскинет… на древе» – распятие. Кресты делались, как правило, из масличных деревьев, которые, как известно, плодоносящи. Под остановкой солнца имеется в виду, судя по всему, необычная тьма, случившаяся во время распятия. Под прекрасной речью подразумеваются либо проповеди Иисуса, либо, что вероятнее, слова, произнесенные Им во время казни (см.: Лк. 23, 34).

Необходимо признать, что это свидетельство, как и вся 5-я песнь в целом, принадлежит нехристианину, так как автор, по-видимому, хотя и относился очень уважительно к Иисусу, но не признавал Его Мессией; чуть дальше он описывает приход «настоящего» Мессии, который огнем и мечом истребит язычников, подчинит Иудее весь мир и восстановит храм – в лучших традициях общеиудейских чаяний времен римской оккупации{14}. И вообще общая направленность 5-й песни (в отличие, например, от 6-й) чисто иудейская, в ней нет ни малейших следов христианского мировоззрения. Таким образом, автор – эллинистический иудей, и некоторая туманность свидетельства объясняется либо опасением быть отнесенным к христианам, либо общей стилистикой изречений оракулов, отличавшихся, как известно, неясностью.

Почтительное отношение к Иисусу показывает, что ко времени написания 5-й песни не у всех иудеев было однозначно негативное отношение к Его личности (ср., например, Иосифа Флавия). В начале песни подряд описываются римские императоры, вплоть до Адриана (117-138 гг.), что позволяет отнести произведение к 40-м годам II века.

• Рабби Акиба бен Иосиф (125 г.) также писал о Христе, относя Его смерть к кануну Пасхи{15}.

• Публий Корнелий Тацит (115 г.): «Виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом»{16}.

• Рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате{17}.

• Иосиф Флавий (93 г.): «В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти на кресте. И те, кто стали Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия, потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него свое имя, живо и до сего дня»{18}.

• Сириец Мара Бар Серапион (73 г.) в своем «Письме к сыну» пишет: «Что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Ибо по правде отмстило Божество… иудеи, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Не навеки погиб мудрый Царь – Он продолжает жить в Своем учении»{19}.

Любопытно отметить, что первый известный автор – не еврей, упомянувший о Христе, говорит о Нем именно в связи с распятием. Им является Талл Самаритянин (52 г.), написавший полную историю Ближнего Востока со времен Троянской войны до своего времени. В третьем томе своей «Истории» он утверждает, что тьма, объявшая место распятия Христа, была результатом затмения солнца{20}.

Интересно также рассмотреть одно изречение оракула. Оно записано у Порфирия (270 г.), но, вполне вероятно, само по себе относится к более раннему времени (впрочем, вряд ли ранее середины II века){21}. Порфирий передает: «На вопрос, какого бога надо молить, чтоб отвлечь жену от христианства, Аполлон ответил в стихах следующее:

Легче тебе письмена начертать на поверхности моря,
Легче взлетишь ты, как птица, на крыльях воздушных,
Нежели женщины ум нечестивый, нечистый исправишь.
Пусть же и дальше она в бессмысленной лжи погрязает,
Пусть воспевает в обманчивых жалобах мертвого Бога,
Коего судьи в решении мудром своем осудили
И в цвете лет позорная смерть и железо сразили»{22}.

Под железом, по-видимому, подразумеваются гвозди и копье, которыми пронзили тело Иисуса. В Древнем мире распятие считалось самой позорной казнью.

В качестве археологического свидетельства мы можем обратить внимание на недавно обнаруженный в Крыму крест, высеченный на стене христианами I века{23}, чего они, разумеется, не стали бы делать, если бы Христос не был распят и если бы Его распятию не придавали особого, священного значения.

Подобным же свидетельством является и одно из важнейших археологических открытий 2007 года. В Израиле, на Елеонской горе, международная группа археологов обнаружила христианскую могилу с крестом, датируемую I веком от Р. Х. Реликвия оставалась незамеченной на протяжении многих веков. На надгробном камне изображен крест с надписью на греческом языке: «В память Господа Иисуса Христа». По мнению ученых, могила принадлежит одному из учеников Христа. Археологическая находка свидетельствует, что в I веке было известно об Иисусе Христе, о Его Крестном подвиге, Он почитался как Господь и была Церковь, объединяющая Его учеников, ибо подобная находка не единична: точно такую же надпись на греческом языке нашли ранее в развалинах израильской тюрьмы Мегидда, на выложенном мозаикой полу{24}.

Также нелишним будет упомянуть еще несколько косвенных свидетельств, хотя они и не относятся впрямую к предмету нашего исследования. Это найденная в 1969 году при раскопках Кесарии латинская надпись размером 70 на 100 см, которая гласит: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиверия кесарийцам»{25}, и свидетельство историка Флегона (I в.), который писал в своих «Хрониках»: «Во время правления императора Тиверия солнечное затмение совпало с полнолунием»{26}, а также упоминал о тогдашнем же землетрясении. Как известно, Христос был распят при Тиверии во время пасхального полнолуния и во время распятия померкло солнце (Лк. 23, 45), земля потряслась (Мф. 27, 51) и от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого (ср.: Мк. 15, 33). Очень вероятно и то, что найденный в Назарете документ I века, в котором император – либо Клавдий, либо Тиверий – выражает недовольство дошедшими до него слухами о похищении тел из могил и даже грозит за это смертной казнью, является отголоском посланного в Рим доклада о распятии одного из «политзаключенных», тело которого пропало потом из могилы{27}. Особенно вероятным это становится, если вспомнить, что, согласно историку Светонию («Жизнь Клавдия», 120 г.) и апостолу Луке (см.: Деян. 18, 2 (57-62 гг.)), император Клавдий приказал изгнать из Рима всех иудеев, поскольку они сильно возмущали покой из-за споров о Христе, и что, согласно Евангелию (см.: Мф. 28, 12-15), иудеи распространяли слухи, будто тело Казненного за то, что делал Себя равным кесарю (см.: Ин. 19, 12), Его ученики выкрали из могилы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *