Мусульманская семья

Отношение мужа к жене

Человек, который не соизмеряет свои действия с шариатским законодательством, строит свои отношения с женой по усмотрению своего нафса, то есть плотской души. Некоторые гордятся тем, что они пугают жену, заставляют исполнять любые свои прихоти, показывая перед ней свою «храбрость» и силу. Другие, наоборот, оставляют жену как вольную птицу, позволяют ей делать все, что ей заблагорассудится. Некоторые беспредельно возвеличивают способности и достоинства жены, позволяют ей облачаться в любую модную одежду, противоречащую Шариату.

У каждого человека отношения с супругами складываются по-своему. А лучшие отношения в семье — это отношения, соразмерные требованиям Ислама. Так как путь исламской религии полностью соответствует природе человека и не допускает выхода за пределы дозволенного, то это есть путь, указанный Аллахом. Поэтому никогда не ошибается человек, который соизмеряет свои действия с Шариатом.

Перечислим то, что мужчине подобает делать в его отношениях с супругой:

? Муж обязан хорошо относиться к жене, быть терпеливым к ее недостаткам, не обращая слишком большого внимания на ее обидные слова и действия, если они не переходят границ, указанных в Шариате, милосердно прощая ее непрактичный или эмоциональный ум. В Коране говорится: «Вы относитесь всегда дружелюбно к жене во всех хороших делах» (4:19).

? Если они послушны вам, не следует вступать с ними в перепалку, обижать их или делать различие между ними (если жен несколько. — Ред.), нельзя притеснять их. В Коране говорится: «Если они будут покорны вам, то не ищите пути против них» (4:34), то есть не ищите ссоры

с ними и пути их наказания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед смертью завещал: «Не обижайте своих жен». Он терпеливо относился к недостаткам своих жен и прощал их слабости, чтобы это было уроком для последующих поколений. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым милосердным к детям и женам среди людей» (рассказал Муслим).

? Мужу не следует ограничиваться только терпимым отношением к недостаткам жены, следует время от времени шутить с ней, радовать и веселить ее. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тоже шутил со своими женами. Асхаб Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым веселым человеком при своих женах» (рассказал Баззар). В другом хадисе говорится: «Самый совершенный иман, самый прекрасный характер у верующего, который милосерден к своей семье» (рассказали Бухари и Ахмад).

? В то же время не следует слишком баловать жену, потакать ей во всем так, чтобы испортился ее характер и нравы, не надо доходить до вседозволенности. Если супруга поступает вопреки Шариату, то следует указать ей, что это нетерпимо. Ее душа так же, как и твоя, подчиняется, если ее обуздывать, и трудно овладеть ею, если проявить слабость. Все на земле и на небесах стоит на строгой дисциплине и порядке, и все, что выходит за пределы установленных границ, переходит в свою противоположность, поэтому в отношении жены нужно придерживаться «золотой» середины. Во всем надо стоять на пути истины, надо учитывать, что среди женщин встречаются и коварные, грубые, нервные, невоспитанные и невежественные. Чтобы защититься от их вреда, надо следовать истинному шариатскому воспитанию. Так как женщины по своей природе слабы, их душевной слабости нужно противопоставить милосердие, шутку и мягкое, нежное слово. Легкости их поведения и твердости их сопротивления следует противопоставить разум и твердость. Муж в своих действиях должен быть подобен искусному врачу, который использует лекарства в соответствии с болезнью пациента.

? Если в характере у жены появляются подозрительные черты, ведущие к непозволительным и опасным последствиям, мужу не следует делать вид, что он ничего не замечает. Не следует быть и слишком подозрительным и ревнивым. Здесь тоже следует соблюдать золотую середину. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил внезапно в поздний час посещать жену с целью ее проверки (если для этого нет убедительной и веской причины.) Одним из неприличных действий современных мужчин следует считать посещение дома с многочисленными друзьями, которые едят, пьют и развлекаются, а его жена и дочери в это время обслуживают эту компанию, ставят им на стол еду, выпивку и т. п. Одежда женщин зачастую бывает открытой, модной, что не соответствует требованиям Ислама. Также неприлично идти в гости к другу со своей женой и дочерьми, есть, пить, сидя вместе с женами за столом, а потом развлекаться под музыку и танцевать современные танцы. Также по Шариату не одобряется, если жена или дочери без особой необходимости ходят по рынкам, по улице и выходят из дому в нескромной, вызывающей или открытой одежде. Муж обязан этому препятствовать. Следует быть особенно строгим, если у жены или дочери обнаружились признаки легкого поведения. Таких женщин проклинает сам Аллах.

? Нельзя ограничивать жену в расходах и в одежде, но в то же время нельзя тратиться на нее слишком расточительно. В Коране говорится: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину, а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (17:29), то есть не тратьте деньги без меры, слишком расточительно. В хадисе говорится: «Самый лучший из вас тот, кто лучше относится к своей семье» (рассказал Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар на милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то больше всех вознаграждение мы получим за динар, потраченный на семью» (рассказал Муслим). Али обеспечивал своих жен мясом хотя бы каждые четыре дня. Предпочтительнее сидеть за трапезой вместе со всей семьей, а не есть одному. Если семья принимает пищу в полном сборе, то ангелы читают за них молитву (ду’а). Оставшуюся после трапезы еду лучше отдать беднякам, муж должен предложить жене сделать так. Если жена знает, что муж это одобрит, ей разрешается раздать оставшуюся пищу беднякам и без указания мужа.

? Запрещается содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, от риба (проценты от одолженных денег), от воровства и грабежа. На заре распространения Ислама жены и дочери уезжающего на заработки главы семьи просили не привозить им ничего, добытого запретным путем. Они были готовы жить в бедности, потому что бедность терпеть легче, чем огонь Ада, который можно заслужить посредством вкушения запретного.

? Мужья, позволяющие женам ходить с неприкрытым, надушенным для привлечения внимания других телом, должны будут отвечать за это в Судный день. В хадисе говорится: «Каждый из вас пастух, и каждый будет отвечать за свое стадо» (рассказали Бухари и Муслим).

? Муж обязан научить жену иману, Исламу, намазам, дать понятие о поведении в менструальный период по Шариату, о запретном и дозволенном. Если он сам не знает, ему следует спросить у алима, а затем передать эти знания жене. Если муж не учит, то жена сама обязана пойти к знающему алиму и научиться. Мужу запрещается не позволять ей ходить к алиму за необходимыми знаниями, если он сам не идет к нему и не учит жену. В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (66:6).

? Тем, у кого более одной жены, необходимо соблюдать равенство между ними как в имущественном обеспечении, так и в общении. Если муж одну ночь проводит у одной жены, то следующую ночь он обязан провести у другой. Запрещается нарушать очередь, за исключением особых случаев, например, когда одна из жен больна и т. п. Если нет особой надобности, не следует ходить к жене без очереди и днем. Если из-за болезни, боязни развода или ссоры одна жена уступает свою очередь другой, то и в этом случае муж не освобождается от наказания за грех, кроме тех случаев, когда она добровольно, искренне разрешает вне очереди посетить другую жену. В хадисе говорится: «Если двоеженец наклонится к одной, не наклоняясь к другой, то в Судный день он воскреснет наклоненным на один бок» (рассказали Тирмизи и другие).

? Если жена изменилась, ведет себя неподобающе и не подчиняется справедливым требованиям мужа, или по халатности, беспечности пропускает намазы, или отказывается от половой близости, то муж вежливо наставляет жену, опираясь в своих разъяснениях на требования Корана и хадиса, рассказывает ей о греховности подобного поведения и о вознаграждении за подчинение. Если она не поймет, то следует разделить постель, то есть спать отдельно или же повернувшись к ней спиной. Если она и тогда не поймет, то разрешается ее бить, но мягко, так, чтобы не ранить ее тело. Категорически запрещается бить жену по лицу.

Не разрешается также после улаживания проблемы упрекать ее в содеянном. Муж абсолютно не имеет права обижать жену, мотивируя это тем, что он мужчина, что он храбр или силен. Муж имеет право ругать жену и бить ее только по религиозным мотивам, ради предупреждения зла, если в этом есть целесообразность. Но он не имеет права ругать ее, переходя границы приличия и дозволенности. В Коране говорится: «Есть права и обязанности, которые обязан соблюдать муж перед женой, как имеются права и обязанности, которые должны соблюдать жены перед мужьями» (2:228).

Некоторые несведущие в Исламе люди думают, что позволение бить жену в Исламе означает ее унижение. Они не понимают, что это может быть единственным и последним лекарством для тех, которые не слушаются наставлений и не понимают свою неправоту и после разделения ложа. Но, вместе с тем, не зря Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на предсмертном одре завещал не обижать женщин. Если бы действовали шариатские законы, то тем мужьям, которые обижают жен, шариатские суды вынесли бы соответствующее наказание. Однако даже если сегодня их и не накажут, то в Судный день им не избежать наказания Всевышнего Аллаха, ведь притеснение — это мрак Судного дня, и этого нельзя допускать прежде всего по отношению к своим домочадцам.

Когда мы говорим о семейных обязанностях, мы должны помнить о том, что есть три различных уровня обязанностей и прав. Во-первых, это законные обязанности, за невыполнение которых человека ждет наказание от Аллаха. Такие обязанности применимы в равной мере ко всем. Это — тот минимум, за который человек будет отчитываться в Судный день. Когда человек не выполняет эти обязанности, он подрывает основы семьи, и на смену счастью в ней приходит борьба. Во-вторых, существуют обязанности, принятые согласно традициям данного общества. Они различны в разных обществах и различны, например, среди семей, живущих в городах, и семей, живущих в сельской местности. В-третьих, есть персональные обязанности, принятые в данной семье. У каждой семьи они свои, муж и жена устанавливают их по своему усмотрению.

Что касается первой группы обязанностей, то у женщины их три. Во-первых, она должна удовлетворять сексуальное желание мужа в любой момент, когда он об этом попросит (если, конечно, для отказа нет уважительных причин). Эта обязанность обоих партнеров установлена для того, чтобы они помогали друг другу хранить целомудрие. Данной цели невозможно добиться, если супруги не идут навстречу друг другу в интимных отношениях. Во-вторых, жена не должна пускать в дом никого из тех, кого не хочет видеть муж (если он ясно дал ей об этом знать), даже если это ее родственники. Однако у мужа должны быть серьезные основания, чтобы запрещать тому или иному человеку посещать его дом. Очевидно, что муж не должен злоупотреблять своим правом и не должен использовать его, чтобы изолировать жену от ее семьи. Третья обязанность жены — хранить секреты своего мужа. Она никому не должна рассказывать о том, что происходит в их доме, особенно если это касается интимных отношений между ней и ее супругом. Предание огласке сведений такого рода является серьезным нарушением исламского права.

Обязанности, налагаемые по традиции, различаются в зависимости от места проживания. Например, кое-где в сельской местности принято, что женщина печет хлеб в дополнение к другой работе по дому. В других селениях принято, чтобы женщина заботилась о том, что приносит семейная ферма. Женщина, живущая в городе, не несет ни одной из этих обязанностей. Однако в большинстве обществ принято, чтобы женщина присматривала за домом и вела домашнее хозяйство. Хотя выполнение обязанностей домохозяйки и не закреплено в исламском праве, традиции играют большую роль в жизненном укладе человека. Например, если жена принимает решение, что она будет выполнять только первую категорию обязанностей, но при этом в той местности, где живет семья, очень трудно найти прислугу или домработницу, такое поведение является неразумным. Однако, строго говоря, жена при этом не нарушает предписаний Шариата. Для того чтобы понять, насколько важным является выполнение традиционных обязанностей, вспомним, как Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) один раз пришлось разрешать спор между своей дочерью Фатимой и ее мужем Али, двоюродным братом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это произошло в то время, когда у Фатимы были маленькие дети и выполнение домашних обязанностей было для нее тяжелой ношей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял следующее решение: Фатима отвечает за все, что находится внутри дома, а Али — за его пределами. Оба супруга остались довольны таким распределением обязанностей. Однако подобное правило не является строго обязательным во всех случаях. При распределении обязанностей супруги должны руководствоваться добрым нравом. Когда жена гладит рубашки своего мужа, стирает его одежду и готовит ему пищу, она тем самым закладывает прочный фундамент семейного благополучия. Муж должен ответить тем же — выполнять больше обязанностей, чем предписывает ему закон. Семья должна стремиться вести лучший образ жизни, чем допускается «минимальным стандартом». Это во многом зависит от выполнения третьей категории обязанностей. Они определяются в каждой семье по-своему. Здесь должны проявляться сострадание, взаимная забота и любовь. Когда все это в семье присутствует, само понятие «обязанности» становится излишним. Каждый из супругов испытывает радость от того, что может доставить удовольствие другому.

Некоторые советы мужу

? Стараться, особенно в первую неделю совместной жизни, не требовать от жены того, что она не в состоянии выполнить.

? Не вспоминать прошлое, в первую очередь это касается плохих событий. Внимательно выслушивать жену, побольше уделять ей внимания и поменьше критиковать. Не делать неуместных замечаний. Обнадеживать жену в ее просьбах и желаниях.

? Относиться к жене с уважением, определиться в отношениях между собой, дав ей понять, что она нуждается в советах мужа.

? Не вмешиваться по мере возможности в вопросы быта (кухня, порядок в квартире и так далее), а заниматься более важными делами. Позволить жене делать то, что ей нравится, и делать замечания в этих вопросах только при крайней необходимости.

? Уметь сдерживать себя и не возмущаться в тех случаях, когда ей необходимы любовь и особое внимание, так как это одно из хороших качеств мужчины и мужа. Но это ни в коем случае не означает, что при ней нужно молчать, замыкаться, так как такое поведение отталкивает жену от мужа и не способствует нормальным отношениям.

? Необходимо уделять внимание своей одежде.

? Желательно советоваться с женой по поводу того, что делать или куда ехать, что и кому давать и т. д.

? Не гневаться, гнев туманит разум и открывает путь к злу. Не привыкать часто употреблять слово «развод». Это слово можно употреблять лишь в крайних случаях.

? Если вспоминать родственников жены, то только хорошим словом, так как злословие — грех, кроме того, злословие приводит к разногласиям между супругами.

? Быть примером для своей жены в соблюдении обязательств и в ограждении от грехов, и читать с ней Намаз.

? Не наблюдать за запрещенным, оправдываясь тем, что мужчине разрешено многоженство и якобы можно смотреть на других женщин. Многоженство разрешено, но при определенных условиях и в рамках Шариата.

? Не думать, что только вы единственный бываете уставшим, когда возвращаетесь домой, это приведет лишь к ссорам и разногласиям, особенно в начале семейной жизни. Иногда семья разрушается по инициативе мужа, ибо некоторые мужчины относятся к женам с позиции силы или, наоборот, имеют слабую волю и чрезмерно балуют. Это крайности. Необходимо выбирать середину, учитывая личностные особенности, не попирая права кого-либо, а также иметь высокую культуру и нравственность, которая гарантирует успех в семейной жизни.

? Не быть требовательным к жене в тех вопросах, которые она не обязана делать. Уделять внимание ее моральному облику.

? Быть довольным тем малым, которое имеете, но это малое должно быть разрешенным по Шариату. Знать, что красота жены относительна (каждый имеет свой вкус и смотрит на то, что ему нравится), и не искать в ней недостатков, а находить красоту в ее культуре и нравственности. А если что-то в ней в данное время не нравится, вспоминайте те качества, которые вам по душе.

? Пусть вашей заботой будет нахождение того, что принесет пользу на Том Свете, но ни в коем случае не поиски наслаждения в этой жизни.

? Стараться оградить благочестивую жену, так как она является одним из жизненных богатств своего мужа. Примером для подражания пусть служат поступки Пророка, мир ему. Он сам штопал свою одежду и чинил обувь, помогал своей жене в воспитании детей и уборке дома. Он также помогал своим родным. Просим у Аллаха, чтобы Он дал нам крепкую веру, религиозные знания и — в соответствии с этим — добрые отношения в семье.

Карамухаммад Рамазанов

Следующая глава >>

  1. Что такое семья в Исламе?
  2. Хадисы побуждающие к браку
  3. Продолжение рода и награда
  4. Удовлетворение физиологических потребностей
  5. Удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей
  6. Супруги в Исламе
    1. Жена
    2. Муж
    3. Обязанности супругов, как родителей

Браку в Исламе уделяется большое внимание. В Исламе поощряется, чтобы человек, достигнув совершеннолетия, вступал в брак и заводил семью. Семья в Исламе – это важная часть жизни человека, к которой он должен быть готов, поскольку в браке мусульманину или мусульманке придется столкнуться с немалым количеством тягот и невзгод, а также возникнет необходимость обеспечивать свою семью всем, что необходимо для жизни, появится ответственность за супругу или супругу, детей и имущество.

Семья в Исламе – это способ оградить самого себя от запретного, избежать искушения в прелюбодеянии, застраховать себя от мыслей о посторонних женщинах или мужчинах, от всех тех нечистых мыслей, которые могут за этим последовать.

Семья в Исламе – это то что может в полной мере научить детей уважению к старшему поколению, заботе о младших членах семьи. Ислам считает семью самым главным источником таких важных мусульманских величин, как воспитание, уважение и любовь.

Семья в Исламе представляется маленьким обществом, которое состоит не только из мужа, жены и их детей – оно состоит и из родителей, и из тех близких родственников, которые участвую в семейной жизни.

Хадисы побуждающие к браку

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ, который говорил в своем обращении к молодежи, что тем, у кого есть такая возможность, следует вступать в брак, поскольку брак делает человека целомудренным и удерживает от запретного. Тем же, кто не может завести семью, Пророк Мухаммад ﷺ советовал поститься, поскольку через пост можно достигнуть успокоения. Тем самым Пророк Мухаммад ﷺ указал на то, что завести семью следует для того, чтобы уберечь самого себя от совершения греха прелюбодеяния.

Обращаясь к мусульманской умме, Пророк Мухаммад ﷺ говорил, если будут приходить к вам те, религией и нравом которых вы останетесь довольны — выдавайте за них замуж своих дочерей, а если вы не станете поступать так — то по земле распространятся великие искушения и пороки.

Продолжение рода и награда

Создание мусульманской семьи и заключение брака влечет за собой важные социальные последствия. Мусульманин удовлетворяет свои потребности в продолжении рода. У супругов рождается ребенок, и это самая важная цель, ради которой создается семья в Исламе, благодаря чему они заслуживают довольство и благоволение Всевышнего Аллаха, поскольку рождение ребенка – это путь к сохранению человечества на земле, а это уже само по себе часть служения Аллаху.

Рождение ребенка – это повод заслужить любовь Пророка Мухаммада ﷺ, поскольку это увеличивает его мусульманскую умму. Аллах благословляет семьи, которые рождают детей и воспитывают их по канонам Ислама, поскольку праведные дети после смерти своих родителей возносят дуа, мольбы к Аллаху за своих родителей. Если дети умирают в раннем возрасте, то по Исламу за тех родителей, которые довольствуются волей Аллаха и проявляют терпение, ребенок проявит заступничество в Судный день, и об этом Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что такой ребенок «вводит в Рай» своих родителей.

Как только в семье рождаются дети, она переходит на новый уровень своего развития и берет на себя ответственность за то, каким станет будущее исламской уммы и общества, в котором живет мусульманская семья, членом которого станет ребенок, когда вырастет.

За ту заботу, которую проявляют родители о своих детях, они получат вознаграждение от Всевышнего Аллаха, как получат награду и за те благие дела, которые будут совершать в будущем их дети. Семья в Исламе – это большая ответственность перед обществом и мусульманской уммой за то, какое воспитание получили дети.

Мусульманское общество считает семью фундаментом всей нации, ведь самым первым местом, где дети обучается любви и уважению к традициям своего народа, является именно семейный очаг. Только в семье может быть заложен полноценный фундамент понимания важности выполнения своих обязанностей перед Аллахом, уважения и любви ко Всевышнему. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и в этом их стремлении формируется их характер, и в этом большую роль играют те взрослые, которые их окружают.

Удовлетворение физиологических потребностей

Еще одно важное социальное последствие брака в Исламе – это то, что брак реализует физические потребности человека, давая возможность мусульманам удовлетворить свои физиологические потребности именно в браке, таким образом избежать греховные и запретные по Исламу внебрачные отношения, что является поощряемым действием в Исламе.

Половой контакт между супругами в браке – это благое деяние, которое защищает супругов от сатаны, от греха и прелюбодеяния, но, как в любом другом аспекте удовлетворения физических потребностей человека, в этом вопросе человек должен понимать меру.

Удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей

Создание семьи по Исламу – это прямой путь к тому, чтобы обрести психологическое равновесие, гармонию в душе, теплоту и душевное спокойствие. Это напрямую связано также и с тем, что при заключении брака и создании семьи количество бытовых забот как у мужчин, так и у женщины сокращается, поскольку они начинают разделять их между собой. Женщине больше не нужно думать о своем материальном обеспечении, а мужчине больше не нужно беспокоиться о бытовых мелочах вроде уборки или стирки.

Брачный союз ведет к удовлетворению эмоциональных потребностей человека: человеку важно любить и быть любимым, ему нужен верный друг, и только в браке он сможет в полной мере испытать это чувство.

Сопротивляться нафсу, страстям и нечистым мыслям человеку намного легче, когда он создал семью, вступил в брак, поскольку, рождая детей и заботясь о них, у занятого своей семьей человека не возникают мысли о греховном: для него становятся важными совершенно иные вещи – наставить своих детей на путь истинный, обучить их, дать им все необходимое.

Супруги в Исламе

Семья в Исламе должна строиться на основании законов и правил шариата, которые описывают обязанности для каждого члена семьи. Муж и жена составляют основу семьи, и Посланник Аллаха ﷺ напоминал о том, что у мужа и жены есть друг перед другом обязанности.

Жена

Пророк Всевышнего ﷺ сказал, что в этом мире самое лучшее, что может приобрести себе человек – это достойного благонравного супруга или супругу. И каждый из супругов должен стараться стать именно таким для другого. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, ему любимее всего в мире женщины благочестивые – настолько же, насколько молитвы и благовония.

Когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос о том, какую женщину можно считать наилучшей женщиной, он ответил, что такой можно назвать ту, глядя на которую, радуется супруг ее, которая проявляет покорность во всем дозволенном своему супругу, просит ли он ее о чем-то или приказывает ей, и если у мужа по отношению к чему-либо позиция отрицательная, то его жена придерживается такого же мнения, как и муж.

Жена в Исламе имеет ряд обязанностей перед мужем.

  • Она должна мужа уважать и любить, в ее обязанности входит вести хозяйство и воспитывать детей, а также во всем помогать своему мужу.
  • В обязанностях жены в Исламе – экономное ведение семейного хозяйства, ей не следует транжирить деньги мужа, а также просить у супруга, что он не в состоянии сделать – в ее обязанностях покорное довольствование тем, что дал ее семье Всевышний Господь.
  • Жена должна понимать, что обеспечение семьи — нелегкое бремя, которое лежит целиком на плечах супруга, и поддерживать его во всем, уважать его мнение и проявлять покорность, быть другом мужу даже в нелегкое для супругов время. Но даже если в какой-то период жизни муж не способен в полной мере обеспечить семье безбедное существование, жена не должна упрекать мужа в этом.
  • Жена в Исламе не должна на повышенных тонах разговаривать со своим мужем, повышать голос на него.
  • Если женщина хочет использовать косметику и духи, она должна делать это только для своего мужа.
  • В обязанностях жены в Исламе – беречь свою честь и быть привязанной к дому, выполнять пять намазов, которые являются обязательными в течение дня, соблюдать пост на Рамадан.

Муж

  • Муж к жене должен относиться мудро, дипломатично и нежно, он должен учитывать ее слабости. В семейных обязанностях мужа – забота о материальном благополучии семьи.
  • Мужчина перед женой в Исламе имеет следующие обязанности: он обязан любить жену и хорошо к ней относиться. Тех мужчин, которые обращаются хорошо со своими женами, Пророк Мухаммад ﷺ назвал лучшими.
  • Еще в обязанности мужа в Исламе входит зарабатывания средств халяль, то есть таких, которые разрешены шариатом, с помощью этого заработка он должен обеспечивать свою семью тем, что необходимо для жизни, то есть питанием и одеждой. Когда Пророку Мухаммаду ﷺ задавали вопрос о том, какие права женщин следует соблюдать мужчинам, он ответил, что если мужчина сам ест, то должен накормить жену, если мужчина покупает одежду себе, то должен купить одежду и своей жене.
  • Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мужчина не должен бить жену по лицу, не должен ее обзывать и ему не следует оставлять супругу одну дома, если в семье произошел конфликт.
  • Важнейшей обязанностью мужа в Исламе является то, что он должен помогать своей семье выполнять предписания религии Ислама.
  • Недопустимо по Исламу, чтобы муж был со своей женой жестоким или грубым, он должен обращаться к ней мягко. И даже если у жены есть какие-то черты характера, которые не нравятся мужу, он должен радоваться другими чертами ее характера, которые ему нравятся. В обязанности мужа в Исламе входит относиться к недостаткам своей жены терпеливо и снисходительно. И если у жены плохое настроение, то он должен стараться развлечь ее и поднять ей настроение, но всегда помнить о своем достоинстве.
  • При всем своем хорошем отношении к жене, мягкости и терпеливости, муж не должен упускать из виду те ошибки, которые может совершить жена или какие-то действия, которые могут привести к нехорошим последствиям, и в обязанности мужа входит уделять этому внимание, сказать об этом и ревностно относиться к поведению своей жены.
  • Муж не должен скупиться, расходуя деньги на свою жену, но и не должен относиться расточительно к тратам.
  • Семейные обязанности мужа в Исламе включают в себя и то, что муж должен обучать жену религиозным вопросам, а если жена ленится выполнять свои религиозные обязанности, то муж должен напоминать ей, какое наказание Аллаха последует за это.

Обязанности супругов, как родителей

В семье родители должны выполнять обязанности, установленные Исламом. Им необходимо одинаково относиться как к родившемуся мальчику, так и к родившейся девочке, поскольку ребенок – это дар, посланный семье Всевышним.

Родители в Исламе несут ответственность перед Всевышним Аллахом за то воспитание, которое получит их ребенок. Родителям желательно прочитать новорожденному ребенку в левое ухо Икамат, в правое ухо Азан. Имя своему ребенку родители должны дать достойное мусульманское, поскольку Посланник Всевышнего ﷺ говорил, что в день Страшного Суда каждого человека будут вызывать как по его собственному имени, так и по имени его отца.

Сунна заключается в том, что родители должны в честь рождения ребенка принести в жертву барана, потому что Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что ребенок является для семьи даром, который ниспослан в обмен на животное, и это животное следует приносить в жертву на седьмой день.

Родители в Исламе обязаны вырастить своего ребенка и физически, и духовно здоровым. Они не должны кормить ребенка пищей запретной, которая представляет собой харам, а также злоупотреблять физическими мерами в их воспитании, не баловать, но и не применять жестокие методы наказания.

Родители в Исламе обязаны научить детей выполнять религиозные обязанности: ребенок должен выполнять намаз, как только достигнет возраста семи лет. Также родители должны обучить своих детей какой-нибудь профессии, с помощью которой они могли бы зарабатывать себе на жизнь. По словам Али ибн Абу Талиба, родители должны растить своих детей не только для времени настоящего, но и для грядущего.

Со стороны детей в семье также существует ряд обязанностей, но основной обязанностью для них является почитание своих родителей. Особое внимание в Исламе и в мусульманском обществе уделяется отношению к матери. Ведь Рай находится под ногами матерей. В Исламе по отношению к матери принято проявлять терпение и доброту, почтение и милосердие.

За последние несколько лет мусульмане Москвы создали полноценную инфраструктуру для единоверцев. У них есть собственные кафе, магазины разрешенных Кораном продуктов и традиционной одежды, службы знакомств и даже свои стоматологические клиники. Корреспондент «Газеты.Ru» выяснил, чем живут современные столичные мусульмане и как они проводят свободное время.

В тесноте, зато в мечети

В московских мечетях пятница — главный день, так как именно в этот день недели верующие совершают обязательную коллективную молитву Джума-намаз. Отказаться от нее они могут только в случае очень веских причин: стихийных бедствий или тяжелой болезни.

Историческая мечеть на Большой Татарской улице сравнительно небольшая, поэтому не может вместить всех желающих. Прямо на улице выставлены громкоговорители, чтобы были слышны слова муллы, читающего проповедь.

По случаю всего этого мероприятия столичная полиция перекрыла движение на улице, и мусульмане, не попавшие в мечеть, могли молиться прямо на асфальте. Многие для этого специально принесли с собой коврики в целлофановых пакетах.

Прямо перед мечетью верующие организовали свой особый рынок: там можно купить специальные духи для намаза, финики (традиционный фрукт в мусульманский пост), духовную литературу, отвечающую всем религиозным нормам одежду. Кроме покупателей, на рынке крутятся мусульмане, просящие милостыню. «Братья, подайте ради Аллаха на лечение сына», — восклицает полная темноглазая женщина в никабе. Вплотную к Исторической мечети примыкает столовая, где всех желающих кормят пловом, мантами и другими традиционными восточными блюдами. Рядом молодой мусульманин с рук продает газету для верующих «Ас-салам». Я говорю, что мелочи нет, только крупная купюра, на что он все равно протягивает газету: «Ничего страшного бери, брат, так. Только не бросай куда попало, там важные вещи написаны».

До начала намаза оставалось еще полтора часа, и я решил посмотреть, как обстоят дела у Соборной мечети на проспекте Мира, которая недавно открылась после длительной реконструкции. Уже внутри одноименной станции метро заметно множество мужчин в различных мусульманских головных уборах: квадратных татарских тюбетейках, мягких киргизских шапочках «топу», турецких фесках с кисточкой. Некоторые шли в мечеть просто в бейсболках, причем кто-то надел ее козырьком вперед, а кто-то — назад. Хотя в Коране сказано, что перед пятничной молитвой желательно быть в праздничной одежде, многие были в спортивных костюмах, в джинсах и повседневных куртках. Путь от метро к мечети то и дело преграждали нищие. Кроме того, было много молодых людей, раздававших объявления о вакансиях и рекламные проспекты, сулившие помощь в оформлении разрешения на временное проживание в России.

Так же как и в центре Москвы, полиция закрыла движение на ближайшей к Соборной мечети улице Щепкина, стянув к храму усиленные подразделения полиции и ОМОН. Впрочем, толпа, следующая в мечеть, никаких признаков агрессии не подавала. Непосредственно перед забором мечети были установлены турникеты, за которыми полицейские досматривали всех вошедших. Меня, как ни странно, пропустили без этой процедуры, хотя при мне был внушительный рюкзак.

На территории комплекса для мусульман все организовано очень четко: отдельный зал для женщин, отдельный — для мужчин. Есть и специальное помещение для верующих с ограниченными возможностями.

Несколько парней азиатской внешности, одетые в зеленые жилетки с надписью «волонтер», раздают бахилы на обувь. На входе размещается небольшой гардероб.

Внизу, в полуподвальном помещении, комната, где сидит дежурный имам. Несколько пришедших направились прямиком к нему. Постепенно в самой мечети стало слишком тесно, так что я, как и многие другие, решил выйти на свежий воздух. Люди расстелили коврики неподалеку от входа в мечеть, после чего сняли обувь и приготовились к молитве.

Мулла начал произносить проповедь по-арабски. «Что, на русском службу не ведут?» — спросил я у молодого прихожанина. «Нет, сейчас он повторит все то же самое сначала на татарском, а затем — на русском языке», — ответил тот. Действительно, в какой-то момент проповедник перешел на великий и могучий, его слова было хорошо слышно даже на улице: «Братья, сегодня я хочу поговорить о единстве правоверных, необходимости его придерживаться. Недопустимо ставить личные амбиции превыше веры». Люди все прибывали, время основной молитвы приближалось, так что я начал чувствовать себя лишним.

Ход кониной

Точных данных о том, сколько мусульман сейчас живет в Москве, не существует, но ряд опрошенных «Газетой.Ru» экспертов называет цифру в два миллиона. В классическом понимании мусульманских районов в столице нет, однако есть районы с относительно низкой арендной ставкой на недвижимость, где предпочитают селиться мигранты. В основном это спальные районы, в которых есть крупные рынки и овощные базы — на северо-востоке, востоке, юго-востоке и юге города.

«Если рассматривать столичную мусульманскую общину, то в ней есть разные части. Так, существует, условно говоря, коренное мусульманское население, это татары, значительная часть которых русскоязычные, — рассказывает историк и публицист Марат Сафаров. — В целом они живут по законам мегаполиса, при этом часть из них пользуется халяльной инфраструктурой, а часть живет жизнью обычных горожан, ведет светский образ жизни. Есть также мигранты-мусульмане. Существует стереотип, что как раз они-то и потребляют халяльные продукты. Но это не так, потому что, например, по цене халяльное мясо дороже обычного. У людей просто нет денег для того, чтобы есть подобную пищу часто».

Согласно канонам ислама мусульманин, не имеющий возможности приобрести халяльное мясо и испытывающий угрозу голода, может употреблять не халяльную пищу. «Другое дело, что очень многие люди понимают халяль упрощенно: «Я не ем свинину, а ем курятину и говядину, значит, я не совершаю грех». На самом же деле халяльное мясо — это прежде всего особый способ забоя скота и прочие тонкие аспекты», — говорит Сафаров.

По его словам, продажу халяльного мяса при московских мечетях контролируют в основном татары-мишари (субэтнос из Среднего Поволжья и Приуралья).

Они заготавливают продукцию в Нижегородской и Пензенской областях, а реализуют в Москве. «Но не все прихожане мечетей могут себе позволить это покупать», — отметил Сафаров.

Кулинарные традиции разных мусульманских народов иногда даже приводят к теологическим спорам среди жителей Москвы, исповедующих ислам, добавил Сафаров: «Значительную долю халяльного мяса, которое продают в столице, составляет конина, поскольку это мясо прочно вошло в кулинарные традиции татар. А вот вайнахи (чеченцы и ингуши) и некоторые другие народы Кавказа у себя дома конину не едят. Поэтому они даже обращались к духовным лидерам и старейшинам за разъяснением: можно или нельзя им это есть. В итоге им был дан ответ, что раз в Коране запрета на мясо лошади нет, то есть его можно».

Бывший главный редактор журнала «Мусульманка» Насима Бокова говорит, что подобная инфраструктура стала развиваться в российской столице в последние два-три года. Связано это с тем, что в Москве стало больше людей, исповедующих ислам. «Мусульманка не может, например, ходить в обычные парикмахерские, ей нужно, чтобы ее обслуживала женщина в полностью закрытом от взгляда мужчины помещении. Кроме того, растет спрос на халяльные продукты. Если раньше они были в основном в магазинах при мечетях, то теперь они продаются в обычных супермаркетах», — перечислила она.

С маникюром молитва не считается

Халяльные товары — необязательно что-то съедобное. Например, большой популярностью пользуются специальные духи, которые не содержат спирта, а только натуральные масла. «Стоимость их колеблется от 250 рублей до нескольких тысяч долларов, — говорит Насима Бокова. — Что касается использования классической парфюмерии, то есть мнение, что это не приветствуется среди мусульман, однако если алкоголь не попадает внутрь через желудок и не опьяняет, то он не является харамом».

Отдельное отношение у женщин-мусульманок к косметике. Тут есть два аспекта, продолжает Бокова. Во-первых, неприлично вызывающе краситься на публику, но для мужа дома можно, это поощряется.

Во-вторых, вода после омовения перед намазом должна оставаться чистой, поэтому мусульманки либо каждый раз перед молитвой снимают макияж, либо используют водостойкую косметику.

Однако, по нормам Корана, доступу воды к телу не должно ничего препятствовать. Таким образом, с накрашенным лаком ногтями омовение недействительно. «В период женского цикла, когда женщина не выполняет намаз, пользоваться лаком для ногтей можно», — добавляет Бокова.

Для женщин в Москве работают специальные мусульманские салоны красоты, спа-салоны и клиники. В одну из клиник, согласно объявлению на сайте, в конце сентября должен был приехать шейх Абу Анас, «который лечит больных чтением Священных аятов из Корана». Также там могут сделать хиджаму (кровопускание с использованием банок, рекомендованное исламом), кстати, это одна из наиболее востребованных среди мусульман процедур. В остальном клиники предлагают более или менее стандартные услуги, только все осмотры и массаж для женщин делают представительницы того же пола.

Гюльчатай, открой личико на аватарке

Устраивать личную жизнь московские мусульмане предпочитают дистанционно. Так, в специальной группе социальной сети «ВКонтакте» для поиска жен и мужей мусульманского вероисповедания сразу предлагается заполнить анкету, где указывается его имя, пол, возраст, регион проживания и то, соблюдает ли он нормы ислама. Типичное объявление выглядит примерно так: «ищу настоящую мусульманку от 20 до 30 лет, которая действительно хочет создать семью» и согласна поехать с мужем жить в Ташкент/Душанбе/Баку и другие города стран, где преобладает мусульманское население.

Впрочем, там встречаются и более интересные объявления: «Я сваха, ищу подходящий вариант для своей 23-летней клиентки-москвички. Нормы ислама соблюдает по мере возможности. Вид брака — полигамный или моногамный — не имеет значения. С европейским менталитетом и аристократичной внешностью.

В официальном браке ранее не состояла, детей и прочих проблем не имеет».

Есть и отдельные сайты знакомств для мусульман. По словам Насимы Боковой, интернет-знакомство — зачастую чуть ли не единственная возможность для мусульманской девушки в Москве найти своего спутника жизни.

«Если парень подойдет к девушке на улице и скажет: «Привет, ты мне понравилась, давай сходим в кино или в кафе», то она просто не будет продолжать общение, так как подобный способ знакомства не приветствуется в исламе. Поэтому в большом городе молодым мусульманам трудно завести знакомство. Исламских организаций, где мужчина и женщина вместе общаются, очень мало. Интернет же позволяет получше узнать человека, понять, есть ли общие интересы. В случае если девушка почувствовала, что человек ей не подходит, она может сразу прекратить знакомство, не опасаясь каких-либо преследований. Сейчас очень многие мусульмане через подобные сайты и группы знакомятся и вступают в браки», — рассказала эксперт.

Ислам для самых маленьких

Постепенно развивается и детская мусульманская инфраструктура. Например, в городе есть детский сад, где

малышей учат «исламскому этикету, истории пророков», отмечают мусульманские праздники и прививают азы исламской нравственности,

говорится в описании учреждения. Также детей учат письму по-русски, арифметике и арабскому языку.

«Сейчас в Москве появляется все больше различных объектов инфраструктуры для мусульман. Значительная часть из этих объектов находится на юге Москвы, где дешевле аренда помещений. Но некоторых вещей верующим все же остро не хватает. Во-первых, девушки жалуются, что пока для них нет специализированных спортивных центров и бассейнов, а во-вторых, не хватает специализированных исламских школ и детских садов», — рассказала Бокова.

По ее словам, на сегодняшний день мусульманская община Москвы сама не в состоянии дать детям образование, которое бы соответствовало уровню средних московских школ. «Это серьезный момент. В обычных общеобразовательных школах, куда мусульманки зачастую вынуждены отдавать детей, не всегда есть взаимопонимание с учителями. Чтобы избежать этих конфликтов и сохранить детскую психику, было бы хорошо, чтобы у нас открывали больше специальных детских садов и школ для мусульман. Я много ездила по США, где все это есть. Нам, конечно, до такого уровня, как до Луны», — резюмировала эксперт.

Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых. Амира.

Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа. Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому и быть аккуратным? Регина.

Прежде чем ответить непосредственно на заданные вопросы, считаю необходимым ознакомить спрашивающих с устоями мусульманской семьи, говоря о том, как должно быть и к чему следует стремиться.

«И из Его знамений сотворение Им из вас же самих вам пары . дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами чувства любви и милосердия . Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).

Крайне важным является сохранение этих чувств и развитие их, дабы внутрисемейная гармония имела возможность все в большей мере раскрываться и расцветать. Предъявление требований друг к другу лишь разрушает упомянутые в аяте грани (виды) проявления Божественной милости (чувство любви друг к другу и милосердие).

«Мужья являются главами семьи . благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний и по причине тех материальных затрат, что они несут .

Благонравные — это те, которые покорны , оберегают неведомое подобно тому, как Аллах (Бог, Господь) оберегает их .

Если вы опасаетесь непокорности (сталкиваетесь с непокорностью) , то вам необходимо:

(1) поговорить с ними об этом ;

(2) , то спите раздельно ;

Если же они послушны, то вы не имеете никакого права несправедливо относиться к ним . Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Наивысший , Огромный » (Св. Коран, 4:34).

3. Есть хадисы, в которых подчеркивается важность покорности жены своему мужу. Например: «Если пред кем-либо, помимо Бога, и было бы позволено совершить земной поклон, то жене — пред своим мужем». В буквальном смысле такое недопустимо, имеется в виду, что жена для полноценности внутрисемейной гармонии должна искренне уважать, почитать своего супруга, который, в свою очередь, должным образом заботится о ней и опекает ее.

4. В одном из достоверных хадисов сказано: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами . И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене (к своей семье)». Имам аш-Шавкяни заметил: «Данный хадис явно дает понять, что обладателями высочайшей степени праведности, по-настоящему благочестивыми, являются именно такие мужья. К сожалению, очень часто можно встретить мужей, которые вежливы и воспитаны с чужими людьми где-то на улице, на работе, и при этом крайне грубы, скупы на доброе слово и хороший поступок в кругу своей семьи. Нет сомнений в том, что такие люди далеки от Божественного благословения, они — сошедшие с правильного пути». Безусловно, этот упрек касается и женщин. Обращу ваше внимание, что предъявление друг другу ультимативных требований трудно отнести к наилучшему нраву.

5. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в проповеди во время прощального паломничества, упомянув несколько социально важных аспектов, обратился к верующим со словами: «Внемлите! Я призываю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми! Жены находятся под полным руководством мужей, и вы (мужья) не вправе проявлять жесткость, кроме как в случае, когда они совершат что-то явно и однозначно скверное. Если они (жены) все же совершат нечто подобное, тогда спите с ними раздельно. , тогда (в качестве очередного воспитательного маневра, способа воздействия) ударьте их слегка (не жестоко). Если же они послушны, то категорически не обижайте их!

Внемлите! У них (жен) есть обязанности перед вами (мужьями), а у вас — обязанности перед ними. Их обязанность — не приглашать тех, кого вы не хотели бы видеть у себя дома. Ваша обязанность — быть благосклонными к ним в пропитании и одежде «.

6. Один из ученейших сподвижников пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Перед своей женой я стараюсь выглядеть столь же красиво и быть столь же аккуратным, как и она передо мной», цитируя при этом аят:

» обязанности есть как на мужьях перед женами, так и на женах перед мужьями, и все это в рамках морали (нравственности; в соответствии с общепринятыми нормами порядочного поведения и воспитанности). .]» (см. Св. Коран, 2:228).

Ибн ‘Аббас, реализуя на практике Божественное наставление, понял и применял текст аята именно так — быть и оставаться красивым, опрятным и желанным для своей супруги. Ученые поясняли его слова: «Под красотой мужчины можно подразумевать самое разное, в зависимости от обстоятельств, возраста, главное, чтобы это было уместно, своевременно и подходило для данного человека». Замечу, что здесь не имеются в виду элементарные нормы гигиены, чистота полости рта, а говорится о чем-то большем, над чем мужчине следует целенаправленно работать, уделяя этому должное внимание. И все это в том числе для того, чтобы жена не заглядывалась на других мужчин, имея рядом образец мужской красоты и опрятности.

Комментируя упомянутые в аяте обязанности, ученые говорили разное: мужья не должны причинять вреда своим женам, как и жены не должны причинять вреда своим мужьям; мужья должны страшиться Всевышнего, налаживая отношения с женами, как и жены обязаны испытывать трепет пред Богом, выстраивая отношения с мужьями.

7. Одному из крупных богословов нашего времени, египетскому ученому Мухаммаду ‘Али Джум‘а задали примерно такой же вопрос. Вкратце его ответ звучит так: «Семейная жизнь людей должна строиться на любви и согласии, когда один относится к другому так же, как хотел бы, чтобы относились и к нему, когда такие качества, как милость и щедрость, присущие Богу в беспредельных и бесконечных проявлениях, реализовывались бы людьми в границах их человеческих возможностей. Мусульманин не должен смешивать упомянутые основополагающие ценности с богословскими заключениями или мнениями, которые призваны разрешать спорные ситуации в судебном порядке. Если судья и вмешивается в личную жизнь людей, то лишь для снятия проблемы, которая возникла в результате спора между мужем и женой.

Если говорить о женщинах-мусульманках, живущих в самых разных уголках нашей планеты, начиная со времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), то они всегда занимались домашним хозяйством в доме своего мужа. Забота о домашнем очаге и детях — это хорошая традиция (суннатун хасана), как говорил имам ан-Навави. …Жена не обязана, но ей следует этим заниматься, а муж, в свою очередь, должен быть благодарен ей за это, выполняя свои обязанности и стараясь быть для нее лучшим, ведь в достоверном хадисе сказано: «И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене (к своей семье)», а пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) был в этом наилучшим примером.

Ислам канонически не обязывает жену кормить ребенка своим материнским молоком. И в случае развода, например, когда жена является кормящей матерью, она имеет право потребовать от мужа плату за то, что кормит его сына или дочь. Суд в такой ситуации будет на ее стороне. Также мусульманские каноны не обязывают жену заниматься домашним хозяйством, ухаживать за мужем и детьми, это для нее не фард, но платы за ведение домашнего хозяйства она требовать у мужа не может. Имеет право обязать мужа нанять домработницу. Все-таки теоретические богословские положения, призванные разрешать споры и проблемы, не стоит буквально применять на практике в любой ситуации, вызывая тем самым эмоциональное напряжение и создавая конфликты. Входя в состояние «канонически обоснованных» споров и препирательств, мы теряем дух веры, четко сформулированный Пророком: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства».

Теперь непосредственно по заданным в самом начале вопросам:

(1) Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых.

В аятах Корана или достоверных хадисах нет прямых аргументов в пользу верности и правильности такого рода суждений. В богословской литературе упомянутое вами мнение присутствует.

Когда нет прямых аргументов, богословы использовали и используют косвенные, но подходы порой настолько разнятся, что выводы по одному и тому же вопросу могут быть диаметрально противоположными.

(2) Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа.

Этих хадисов очень мало, но их много цитируют.

(3) Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому?

Не должен, но может это делать, следуя примеру пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Когда выпадало свободное от общественных дел и забот время, он помогал по домашнему хозяйству: «мог надоить молока, зашить одежду, починить обувь и делал все то, что делают мужчины по дому». Так же поступали и сподвижники, например, такие известные как ‘Али ибн Абу Талиб и Джабир ибн ‘Абдулла.

(4) А есть ли хадисы о том, что муж должен быть аккуратным?

По возможности. Разные могут быть обстоятельства. Но мусульманская культура учит человека тому, чтобы он стремился не только к чистоте своей души, но и к чистоте тела, одежды, жилища, личного транспорта и т. п. Стремление поддерживать внешнюю чистоту указывает на то, что у человека имеется чистота внутренняя, есть вера. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Чистота — половина веры «.

Что для замужней женщины первостепенно: обязательства перед родителями или обязательства перед мужем?

Нужно находить компромисс. Не обижать родителей. И слушаться мужа. Проявлять дипломатичность и мудрость.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.

Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.

Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же — один из больших грехов.

Некоторые ученые, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений». Другие ученые растолковывали это как «не разговаривать с женой». См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым . В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 466.

Само собой разумеется, что в аяте имеются в виду мужья, являющиеся носителями коранического благородства и мягкости. Те же, которые не являются таковыми по причине, например, жестокости и несдержанности, пристрастия к выпивке, сигаретам, которые прелюбодействуют и безответственны в выполнении семейных обязательств, то такие «мужья» сами заслуживают или уголовного, или административного преследования со стороны общественности.

Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 458, хадис № 7482, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218, хадисы 2806, 2807.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218.

Глагол, использованный в хадисе, переводится как «делать превосходно, отлично», «совершать благодеяние, делать добро».

Как муж, так и жена имеют определенные обязанности друг перед другом, а также пред Богом и обществом, что должно зиждиться на чувстве ответственности, иметь гармонию и не выставляться как категоричное требование одних к другим.

Все приведенные в данном пункте пояснения даны мною без преувеличения. Оригинал высказываний и большие подробности см.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 82.

Примеры из жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также его сподвижников см., например: Аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима . Мансура: Шурук, 2005. С. 153–156.

То есть аята или хадиса, которые в повелительной форме обязывали бы женщину заниматься домашними хлопотами, нет, но традиционно, начиная со времен сподвижников, эта практика была, никто ее не отрицал, и она стала частью мусульманской культуры, само собой разумеющимся положением дел.

«Если они беременны, тогда обеспечивайте их материально на протяжении всего периода беременности, пока не родят. Если они согласятся кормить ребенка грудью, то передайте им за это соответствующие вознаграждения. Договаривайтесь между собою в соответствии с общепринятыми нормами. Если возникнут трудности , тогда ребенка будет кормить другая женщина » (см. Св. Коран, 65:6).

Фард — то, что канонически предписано выполнять в обязательном порядке, за исключением лишь крайне затруднительных ситуаций.

Смысл в том, что жена с точки зрения мусульманской культуры не является рабыней или прислугой для своего мужа, она на равных с ним правах, и у каждого из них свои обязанности, но регулируются они на основе взаимопонимания и обоюдного согласия, а также с учетом местных традиций. Когда взаимопонимание потеряно, каноны могут им помочь урегулировать ситуацию, но когда все это приобретает характер сухих, бесчувственных требований, перспектива счастливого сохранения и развития супружеского союза обычно улетучивается.

«Поистине, в посланнике Божьем для вас хороший пример» (см. Св. Коран, 33:21).

См., например: аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 157.

Неизвестное многим мнение шафиитов и ханбалитов и подробное разъяснение шейха Ибн Усаймина по вопросу о том, что в основе лучше для мужчины: одна жена или несколько.

Сказал имам Абу аль-Хусейн аль-Имрани аш-Шафии: «Сказал аш-Шафии: «Лучше для него ограничиться одной, даже если разрешено ему больше, в соответствии со словами Всевышнего: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости».
Ибн Дауд возразил аш-Шафии и сказал: «Почему он сказал, что ограничиться одной лучше? У пророка, мир ему и благословение Аллаха, было одновременно много жен, а он делает только то, что лучше. Также он сказал: «Женитесь и приумножайте».
Ответ: не пророку, мир ему и благословение Аллаха, лучше обходиться одной из опасения для него, что он не сможет быть справедливым. А что касается пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он был надежен. И что касается его, мир ему и благословение Аллаха, слов: «Женитесь и приумножайте», — то это побуждение к женитьбе, не к многоженству». См. «Аль-Баян фи мазхаб аль-имам аш-Шафии» 11/189.

Сказал имам Али ибн Сулейман аль-Мардауи аль-Ханбали: «Желательно также, чтобы он не брал больше одной, если при этом достигнуто целомудрие, согласно правильному мнению в мазхабе… Сказал Ибн Хатыб ас-Салямия: «Большинство наших товарищей сочли желательным, чтобы он не брал больше одной». См. «Аль-Инсаф» 8/16.

Сказал шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали, объясняя слова имама Абу ан-Наджа аль-Хаджауи аль-Ханбали: «Желательно «не брать больше одной, если посредством нее достигнуто целомудрие», по причине подвергания себя запретному. Всевышний сказал: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании». И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «У кого было две жены, и он склонился к одной из них, тот придет в Судный день кривобоким». Хадис передали пятеро (имамов-мухаддисов)». См. «Кашшаф аль-кына'» 11/148.

Сказал кады Джамалюддин ар-Райми аш-Шафии: «У аш-Шафии и большинства ученых разрешено свободному иметь одновременно четыре свободные жены, не разрешено иметь одновременно больше четырех и желательно не брать больше одной, особенно в это наше время (он умер в 792 г.х.)». См. «Аль-Ма’ани аль-бадиа фи ма’рифа ихтиляф ахль аш-шариа» 2/195.

При пояснении слов из ханбалитского матна: «Сунной является жениться на одной», — говорит шейх Ибн Усаймин, приводя обоснования этого мнения:

«То есть: не больше. Это вопрос, в котором разошлись обладатели знания. Некоторые из ученых сказали, что следует жениться более чем на одной…
…И склонились некоторые ученые к тому, что сунной будет ограничиться одной. В качестве причины этого они указали, что это безопаснее для его ответственности от попадания в несправедливость. Потому что если он женится на двух и более, то может быть не сможет быть справедливым между ними, и также потому, что это более способствует удержанию семьи от разрозненности, так что будут дети этой жены, дети той, и между ними может сложиться взаимная неприязнь, основанная на взаимной неприязни между их матерями, как это иногда и наблюдается. Также потому что это более способствует соблюдению обязанностей перед женой, из расходования на ее содержание и другое. Также это легче для мужчины в плане соблюдения справедливости, ведь соблюдение справедливости — дело великое, и нуждается в приложении стараний. И это мнение — широко известное в мазхабе.
А если кто-нибудь скажет: «Разве слова Всевышнего: «…То женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы», — не делают более весомым мнение того, кто говорит, что многоженство лучше? Ведь Аллах сказал: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной», — и установил ограничение одной тогда, когда человек опасается несоблюдения справедливости. И из этого следует, что если он способен быть справедливым, то лучше для него жениться на четырех».
Мы скажем: да, этот аят привел в довод тот, кто считает предпочтительным многоженство. Суть его указания на этот вывод в том, что Аллах сказал: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной», — и сделал ограничение одной тогда, когда человек опасается несоблюдения справедливости.
Однако, поразмыслив, мы не находим в нем указания на это. Потому что Аллах говорит: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех». Он словно бы говорит: если вы боитесь, что не сможете быть справедливыми к сиротам, которые у вас, то ведь двери для вас открыты вплоть до четырех. Было такое, что у мужчины есть сирота — дочь дяди по отцу и тому подобное. И он проявляет к ней несправедливость, оставляя ее себе, люди сватаются к ней, но он не выдает ее замуж*. И сказал Всевышний Аллах: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех». — То есть имеется ввиду: оставьте их, ведь двери для вас открыты, но не женитесь более чем на одной в положении, когда есть опасение несоблюдения справедливости. Таким образом смысл этого аята будет заключаться в разъяснении разрешенности, а не в побуждении к многоженству.
И на основе этого мы говорим: ограничение одной безопаснее. Но в то же время, если человек видит в себе, что одной ему недостаточно и посредством нее не достигается целомудрие, то мы ему велим жениться на второй, на третьей, на четвертой, пока он не достигнет спокойствия, опускания взора и отдохновения». См. «Аш-Шарх аль-мумти’ аля зад аль-мустакни» 12/10-13.

И отдельно стоит упомянуть мнение ученых-ханафитов, которые не установили желательность в многоженстве или одноженстве. Пишут авторы Кувейтской энциклопедии фикха: «Ханафиты считают разрешенным многоженство до четырех (жен включительно), если есть безопасность в плане отсутствия несправедливости в разнице отношения к ним. Если невозможна такая безопасность, то следует ограничиться тем числом, при котором она возможна. Если она невозможна вообще, то следует ограничиться одной в соответствии со словами Всевышнего: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной».
См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 41/220.

Но вот о тонком вопросе, касающемся намерения, передал имам Камалюддин ибн аль-Хумам аль-Ханафи: «И сказали (ученые-ханафиты): «Если муж не станет жениться (на второй), чтобы не подвергать огорчению ту жену, которая у него есть, то ему за это полагается награда». См. «Фатх аль-Кадир» 3/239.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *