Музыкальное развитие детей

В наше время существует много исследований и подтверждений о благоприятном влиянии музыки на здоровье человека. Но также есть много доказательств о положительном влиянии раннего обучения музыки на развитие мозга ребенка. Вот небольшой отрывок лекции «Как научить мозг учиться» известного профессора Татьяны Черниговской: «Влияние занятий музыкой на развитие мозга»

Сейчас очень много программ раннего обучения музыке малышей, включая приложения и программы. И мы предлагаем вам познакомиться с основными, достаточно известными и применяемыми методиками.

Методика Карла Орфа.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.

Суть его подхода заключается в раскрытии музыкального таланта детей через импровизацию в музыке и движении. Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

  • ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические – блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. При обучении К. Орф использовал простые авторские мелодии, основанные на переработке этнических мелодий разных народов мира. При этом музыка в его методике неразрывно связана с движением и речью. Дети могут петь, играть на чем-нибудь и приплясывать одновременно. И при этом творить свою — «детскую элементарную» музыку.

Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.

Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор. Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

www.orff.de — официальный сайт Карла Орфа.

Методика Синъити Судзуки

Также свою методику раннего музыкального развития детей предложил Синъити Судзуки. Он был одним из первых, кто предположил, что маленькие дети в возрасте 3-4 лет могут овладеть такими сложными музыкальными инструментами, как скрипка, фортепиано, гитара. Свое обучение он построил на принципах усвоения родного языка. Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он «окружен» звуками родной речи, и первый камушек в музыкальном образовании будет заложен. Так же, как и при обучении родному языку, при овладении музыкой важными и необходимыми моментами являются желание и интерес ребенка, ежедневное повторение, подражание, терпение и любовь обучающих.

Судзуки сотрудничал с другими известными педагогами-мыслителями, в частности, с Гленном Доманом, основателем Институтов достижения человеческого потенциала. Судзуки и Доман разделяли точку зрения, что все маленькие дети обладают большим потенциалом, и Судзуки поместил интервью Домана в своей книге Where Love is Deep. Руководящей идеей С.Судзуки было: «Характер первичен, способности вторичны».

Основные принципы, которым следовал Судзуки в преподавании музыки:

  • Человек является продуктом своего окружения.
  • Чем раньше, тем лучше — не только музыка, но и все обучение.
  • Повторение опыта имеет важное значение для обучения.
  • Учителя и родители (взрослое окружение) должны сами быть на высоком уровне и продолжать личностный рост, передавая его ребёнку.
  • Система или метод обучения должны включать иллюстрации для ребёнка, основанные на понимании учителя — что, когда и как.

Свою философию преподавания музыки Судзуки изложил в книгах, переведённых на английский его женой Вальтрауд Пранге:

  • Nurtured by Love
  • Ability Development from Age Zero
  • Man and Talent: Search into the Unknown
  • Where Love is Deep.

Более подробно о методе Судзуки Синъити. Официальный сайт.

Методика «Музыка с мамой®» Железновых

Существует еще одна методика раннего музыкального развития детей, разработанная преподавателями музыки — Сергеем и Екатериной Железновыми, «Музыка с мамой». Огромный плюс этой методики в том, что заниматься по различным пособиям, которые можно заказать или скачать в Интернете, легко и просто. С помощью этих пособий заниматься дома со своим ребенком может каждая мама. Самое главное, что подарит «Музыка с мамой» вашему ребенку – РАДОСТЬ музыкально-игрового общения с новыми друзьями и с вами, дорогие родители!

Занятия по методике «Музыка с мамой»:

  • способствуют общему развитию детей средствами музыки − развиваются речь,внимание, память, моторика, коммуникативные способности.
  • обеспечивают общее музыкальное развитие ребенка и формируют специальные навыки, необходимые для дальнейшего музыкального образования.

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в 80-х годах ХХ века. Основной задачей на тот момент было выявление и развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а также их подготовка к конкурсному поступлению в специальные музыкальные школы и к успешному обучению в районных музыкальных школах. Была создана методика-технология обучения элементарной игре на клавишных инструментах и развития абсолютного слуха, разработаны игровые приемы обучения пению и игре по нотам детей 3 – 4 лет. Но со временем на занятия стали приводить все более и более юных учеников, и творческий педагогический поиск продолжился. Основными помощниками стали самоотверженные оптимистичные родители, которые, не зная никаких методик, шли на урок вместе с малышами и готовы были поддержать любое полезное и интересное дело.

Для реализации метода была создана система занятий, основанная более чем на 600 авторских песенках-играх, разработана авторская методика развития абсолютного слуха и подготовки к обучению игре на музыкальных инструментах «Школа абсолютного слуха», защищенная 4 патентами.

По этим методическим пособиям ведутся занятия в детских студиях и центрах развития, в детских садах, в центрах игровой поддержи, в подготовительных группах музыкальных школ и детских эстрадных группах, в группах Монтессори, а также в реабилитационных центрах, на занятиях в русских детских центрах и клубах более 40 стран.

Более подробно: официальный сайт Железновых.

Методика Золтана Кодая

Релятивная система Золтана Кодая — исходной позицией музыкально-воспитательной концепции выдающегося венгерского композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая (1882-1967) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка, особенно народная песня. Именно поэтому главным видом музыкальных занятий за Кодаем должно быть хоровое пение.

Венгерский композитор, педагог и фольклорист Золтан Кодали (1882 – 1967) заинтересовался музыкальным образованием детей после того, как услышал посредственное исполнение песен венгерскими школьниками. Он пришел к выводу, что учить музыке надо в самом раннем детстве, через песни и действия, пока дети заняты игрой. «Если сильная основа не заложена в ранние годы, дети не могут раскрыть потенциал» — считал венгр.

Выступив с серией обвинительных публикаций, Кодай активно принялся реформировать музыкальное образование Венгрии. Он написал несколько композиций и выпустил сборник народных песен. С точки зрения композитора, голос – наш самый главный музыкальный инструмент, данный природой. С помощью пения, дети узнают о своей культуре, языке и музыкальных традициях.

В 1958 году в Вене открылась первая начальная школа с музыкальным уклоном: занятия проходили каждый день. В 1973 году метод Кодая был известен уже всему миру. В Венгрию приезжали сотни учителей со всего мира, чтобы в живую посмотреть, как Золтан приобщает детей к «универсальному языку человечества».
В основе подхода Кодая лежит идея поступательного музыкального развития: от простого к сложному. Начинать обучение музыке следует с «основ»: пения, слушания, танцев, ритмики. Когда фундамент заложен, — можно осваивать нотную грамоту. Игры, двигательные песенки, ходьба, хлопки, хороводы – неотъемлемая часть подхода Кодая. Дети учатся с помощью тела: чем проще и короче песня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для интернализации ритма.

В обучении используют только качественную, специально написанную для детей музыку, а также народные композиции.

Многочисленные исследования подтверждают, что метод Кодая, которые применяют в разных странах мира уже больше 30 лет, развивает чувство ритма, закладывает основы музыкальной грамотности, навыков чтения и счета.
Вот несколько советов Кодая, как петь с детьми младше пяти лет:
— Пойте без аккомпанемента
— Выбирайте короткие песенки с движениями
— Повторяйте песни – дети обожают повторы
— Изменяйте темп
— Всегда хвалите детей
— Выучите тридцать песенок: слова вы должны знать очень хорошо, так как ваша уверенность передается детям.

Подробнее на сайте Музика дітям

Методика «Цветные струны»

Методика «Цветные струны” (Colourstrings) – методика начального обучения детей игре на скрипке «Цветные струны” , разработана Г. Зилвей (G. Szilvay ) и основана на принципах музыкального образования Золтана Кодая.

Методика «Цветные струны” рассчитана на первоначальное овладение детьми базовыми навыками игры на скрипке в течение трех лет. Курс по данной методике состоит из трех разделов: подготовительный – «Music kindergarten”, обучение на основе релятивного сольфеджио, обучение на основе абсолютной системы. Г. Зилвей разработал и подготовил по каждому разделу необходимые практические материалы.

Очень важно для музыкального развития детей, то, что автор уделяет большое внимание процессу подготовки ребенка к обучению игре на скрипке. Им разработан очень важный раздел «Music kindergarten”, в котором дети изучают много песен (около 50 разнохарактерных песен, преимущественно фольклор разных стран), развивают ритмичное чувство, знакомятся с основами релятивного сольфеджио. В последующих разделах Зилвей все время опирается на опыт, который ребенок получил в данном разделе, а именно – песни этого раздела проходят красной нитью через весь материал и позволяют ей очень комфортно овладевать новыми элементами, поскольку новое основывается на хорошо знакомом материале.

Подробнее на сайте Музика дітям

Программа Софт Моцарт

«SoftWayToMozart» — это эффективный инновационный курс обучения музыкальной грамоте и игре на фортепиано, для всех желающих от двух лет и старше с помощью детской музыкальной игры. Он разработан в США и успешно применяется уже в 48 странах мира. Его создатель — Елена Хайнер — известный американский музыковед, педагог, автор бестселлера «Стать музыкантом? Легко!»

Основу курса «Soft Way To Mozart» составляет уникальное программное обеспечение дополняющее список пьес для фортепиано. Оно позволяет в игровой форме показать, подсказать, научить, как же все-таки правильно прочитать нотный текст и воспроизвести его самостоятельно. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу программы каждый из вас сможет не только освоить нотную грамоту, но и научится играть на фортепиано профессионально.

Более подробно: официальный сайт

Сайт в России

«Эффект Моцарта» в Днепре

Очень хотелось бы упомянуть проект «Эффект Моцарта» — это новый формат досуга для семей с детьми-дошкольниками. Авторы проекта Леся Рожкова (фортепиано) и Виталий Рожков (кларнет, флейта) считают, что он позволяет молодым родителям
— во-первых, ненавязчиво приобщать малышей уже с памперсного возраста к самым лучшим образцам мировой музыки и тем самым развивать их эмоциональный интеллект,
— во-вторых, проводить еще больше времени со своими детьми ,
— в-третьих, не отказывать и себе в удовольствии слушать живую классическую музыку.
Детям на концерте позволяется танцевать, рисовать, играться на ковре или просто сидеть или даже спать на мягких подушках, «купаясь» в музыкальной «ванной». Малыши участвуют в музыкальных играх и каждый раз создают новые поделки, связанные с исполняемыми произведениями.

Это далеко не весь список методик и программ обучения музыке. Этот список можно продолжать и продолжать. Но самое главное во всех этих методиках: это игровая форма подачи материала и безмерная любовь к детям и своему делу. Только все это может принести огромные плоды в будущем, поскольку наше величество МОЗГ способен создавать неизмеримое количество нейронных сетей и связей благодаря раннему обучению музыке, что очень влияет на дальнейшее развитие человека.

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают дошкольникам содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности.

Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Программа воспитания в детском саду построена с учётом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досугах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, импровизируют. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.

С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка. Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Как говорил В. Сухомлинский: «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Красова Т.Д. 1 Мартынова Л.Н. 1 1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» В представленной статье раскрыто влияние игры на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста. В статье обозначены актуальность и значимость музыкального развития дошкольников в игре как составляющей общего развития детей. Основываясь на результатах исследований Н.А. Ветлугиной, Р.И. Жуковской, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, В.И. Турченко, А.П. Усовой и иных, авторы подчеркивают многоаспектность игры и обозначенных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Выявлены принципы, создающие возможность эффективного музыкального развития дошкольников в игре, определяющие их особенности развития. Цель исследования заключается в разработке и реализации педагогических условий, направленных на повышение уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры в дошкольных образовательных организациях. Результаты проведенного исследования показали, что разработанные педагогические условия позволили обеспечить эффективность музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в игре. В процессе исследования использовались только классические произведения либо фрагменты из них и музыка разных народов. В эксперименте приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста из 6 дошкольных образовательных учреждений Липецкой области. Использованные методы беседы, анкетирования, экспертной оценки и иные позволили выявить отношение детей старшего дошкольного возраста, музыкальных руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию игры в процессе музыкальной деятельности. Значимость проведенной экспериментальной работы определяется полученными результатами и основными выводами. Нами установлено, что существует значимая корреляция между выделенными нами педагогическими условиями и уровнем музыкального развития старших дошкольников (0,421 при p≤0,05 по коэффициенту корреляции Пирсона). 156 KB дошкольное образование педагогические условия музыкальное развитие музыка игра дети старшего дошкольного возраста 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» . URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155 (дата обращения: 20.03.2019). 2. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 384 с. 3. Райцева Т.Е. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности: автореф. дис…. канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 23 с. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 2014. 305 с. 5. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках.1987. №1. С. 29-32. 6. Ветлугина В.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Педагогика, 2010. 208 с. 7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник. М.: Академия, 2017. 288 с. 8. Богданов И. В., Лазарев С. В., Ануфриенко С. С., Чмыхова Е. В., Усольцева И. В., Калинина Н.В. Психология и педагогика . URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php. (дата обращения 03.03.2019). 9. Музыка как вид искусства. Возрастные особенности музыкального развития дошкольников. . URL: http://studopedia.org/8-173035.html (дата обращения 01.08.2018). 10. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс +, 2011. 352 с. 11. Смирнов В.И. Теория и методика воспитания. Часть II. Воспитательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. 483 с. 12. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоёмкие технологии. 2018. № 6. С. 261–265.

Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами обновления качества системы дошкольного образования. Одной из центральных проблем современной психолого-педагогической науки является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г. особо подчеркивается важность усвоения ребенком не только определенной суммы знаний, но и развития его личности. В отечественной и зарубежной педагогической науке практически стала аксиомой мысль о том, что становление личности ребенка-дошкольника происходит прежде всего в игре.

Задачи творческого развития и формирование творческой самореализации детей определены как приоритетные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Проблема музыкального развития детей в игровой деятельности в дошкольной педагогике продолжает оставаться актуальной, особенно в связи с разработкой и реализацией в образовательном процессе дошкольных организаций требований федеральных государственных документов в области образования .

Г.А. Праслова отмечает, что музыкальное воспитание всегда останется особым, уникальным средством развития детей дошкольного возраста, процессом передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности .

Как показывает в своем исследовании Т.Е. Райцева, в основе музыкальной деятельности лежат социально-психологические и организационно-педагогические принципы успешности, удовольствия, синкретизма, элементарности, диалогизма, коммуникативной направленности, поликультурности, толерантности, сотворчества, импровизации, персонификации, создающие целостность системы и обеспечивающие возможность эффективного музыкального развития старших дошкольников .

Музыка стимулирует проявление творческого отношения к действительности, оказывая при этом прямое воздействие на духовно-нравственное развитие личности в целом. Наиболее благоприятным средством музыкального развития детей, формирования музыкального опыта и воспитания ценностного отношения к музыкальной культуре является игра.

Игра для дошкольника имеет особое значение, поэтому выделение особенностей взаимосвязи игры и музыкального развития целесообразно начать с определения того, что с педагогической точки зрения может быть названо игрой.

По словам Л.С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка .

Во ФГОС ДО игровая и музыкальная деятельности обозначены как основные . Они являются комфортными, интересными и дающими ребенку дошкольного возраста возможность личностного и познавательного развития. В основе большинства концепций музыкального развития ребенка лежит убеждение в том, что обеспечить эффективное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста возможно с помощью игры и при создании особых педагогических условий .

Исследования Н.А. Ветлугиной, Р.И. Жуковской, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, В. И. Турченко, А. П. Усовой, посвященные изучению различных проблем детской игры, подчеркивают значимость игры в музыкальной деятельности. Указанные авторы считают, что структурные компоненты игр (содержание, правила и действия) подчиняются задачам последовательного развития музыкального восприятия, ритмическим движениям, моторным способностям детей дошкольного возраста, т.е. имеют развивающий характер.

По мнению Н. А. Ветлугиной, интерес к игре можно усилить включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанием музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения» . Полноценного развития детская игра достигает лишь тогда, когда воспитатель регулярно и систематически формирует эту деятельность, отрабатывая вместе с детьми все ее компоненты и наполняя ее эстетически ценным содержанием.

В своих работах белорусский исследователь Л.С. Ходонович делает акцент на использовании целых игровых комплексов, направленных на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. В игровых комплексах игры объединены единым сюжетом и задачами, что значительно усиливает эффективность воздействия сюжетных музыкальных игр на проявление музыкального творчества.

Изучение и интерпретация взглядов названных авторов в ракурсе задач нашего исследования дали возможность обозначить и научно обосновать наиболее перспективные пути их решения. Избранная методология позволила раскрыть содержание, установить взаимосвязь и выработать комплексное понимание следующих понятий: «музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста», «музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре». Анализ существующих определений подвел нас к следующему пониманию изучаемого процесса: под музыкальным развитием старших дошкольников мы понимаем индивидуальные достижения детей старшего дошкольного возраста, новообразования, связанные с развитием восприятия, исполнительства, творчества и иного в процессе активной музыкальной деятельности. А диалогичный стиль общения педагога и ребенка, авторские педагогические условия, разработанные с учетом требований ФГОС ДО, обеспечат эффективное, полноценное музыкальное развитие каждого дошкольника.

Музыкальное развитие старших дошкольников в игре – это процесс направленного комплексного воздействия на развитие музыкального восприятия, исполнительства и творчества посредством использования игровых технологий.

Педагогические условия музыкального развития дошкольников базируются на принципах развивающего и воспитывающего характера, профессионального сотрудничества и сотворчества, системности и последовательности в овладении опытом деятельности, доступности, поддержки и положительной оценки, что является залогом успешного музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Анализ специальной литературы и открытых источников позволил провести экспериментальную работу по музыкальному развитию старших дошкольников в игре в дошкольных образовательных организациях. Основой при прогнозировании и проектировании результатов экспериментальной работы послужили исследования В.И. Андреева, Г.А.Прасловой, Н.В. Ипполитовой, Н.М. Яковлевой и иных авторов, были разработаны педагогические условия, обеспечивающие эффективное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре.

Базами для проведения экспериментальной работы стали МДОУ № 127 (г. Липецк), МБДОУ «Детский сад № 39» и МБДОУ «Детский сад № 4» (г. Елец), МБДОУ детский сад п. Елецкий Елецкого района Липецкой области, МБДОУ детский сад с. Воронец Елецкого Муниципального района Липецкой области и МБДОУ детский сад с. Гнилуша Задонского района Липецкой области.

В эксперименте приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что успешное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре может быть осуществлено при разработке специальных педагогических условий. Учитывая требования ФГОС ДО, мы разработали и реализовали следующие педагогические условия: активное использование игр с музыкальным сопровождением; соблюдение старшими дошкольниками правил игры; создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением. Обозначенные педагогические условия мы реализовывали одновременно. Объясняется этот момент тесной интеграцией и взаимосвязанностью педагогических условий, невозможностью отделения одного педагогического условия от другого.

Материалы и методы исследования. В процессе экспериментальной работы были использованы методы беседы, анкетирования, диагностические задания, экспертная оценка.

В начале эксперимента была определена цель, которая заключалась в выявлении уровней музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим экспериментальная работа началась с выявления отношения детей старшего дошкольного возраста к музыкальной деятельности.

В процессе проведения 7 диагностических заданий (авторы Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, О.А. Ногина, Т.В. Чередникова) использовалось музыкальное сопровождение. Это музыкальные произведения П.И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков», «Полька»; В. Салманова «Голодная кошка и сытый кот», Д.Б. Кабалевского «Клоуны», Т. Ломовой «Тема с вариациями», Д. Львова-Компанейца «Великаны и гномы», «Хороводный шаг»; Г. Струве «Песенка о гамме»; Е. Тиличеевой «Лошадки»; В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже», а также русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза», румынская народная песня «Кап-кап» и многие другие.

На основе разработанных авторами критериев и показателей: интерес (внимание и увлечение музыкальной деятельностью, адекватное реагирование на характер музыки; наличие музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника; активное участие в разных видах музыкальной деятельности); самостоятельность (наличие музыкального опыта, готовность старших дошкольников самостоятельно определять жанр и характер музыкального произведения; передача музыкального образа (стремление передать характер услышанного музыкального произведения, своеобразие музыкального образа в движении, действиях под музыку; музыкальный кругозор ребенка и элементарная музыкальная эрудиция) были определены уровни музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

По результатам проведения диагностических заданий были зафиксированы уровни музыкального развития старших дошкольников. Низкий уровень музыкального развития показали 56% старших дошкольников; средний уровень музыкального развития детей обнаружен у 22% детей, и 22% детей старшего дошкольного возраста показали высокий уровень музыкального развития.

56% старших дошкольников с низким уровнем музыкального развития не предпочитали музыкальную деятельность, не проявляли интереса к предлагаемым играм, не знали и не называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, отдавали предпочтение другим видам деятельности; дидактический материал к играм детьми практически не был использован, иногда дошкольники не знали, как можно им воспользоваться. Дети совершенно не соблюдали и не выполняли правила игры, не запоминали, потому не соблюдали сюжет, хотя были с ним знакомы. Они постоянно отвлекались, не использовали дидактический материал и нуждались в помощи взрослого или сверстников.

22% детей показали средний уровень музыкального развития. Они проявляли переменный, ситуативный интерес к предлагаемым играм, но часто путали музыкальное сопровождение, путали авторов, иногда нуждались в помощи взрослого или сверстников, периодически отказывались участвовать. Они эпизодически соблюдали правила игры, часто отвлекались. Временами дети безошибочно называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, принимали участие и отвечали на вопросы, давали однозначные ответы, но в отборе дидактического материала допускали ошибки. Иногда дети не выполняли правила игры, не всегда запоминали сюжет. Отвечали на вопросы с осторожностью, ожидая наводящих вопросов взрослого или подсказки со стороны сверстников.

У 22% детей старшего дошкольного возраста был отмечен высокий уровень музыкального развития потому, что они проявляли постоянный интерес к играм, просили поиграть несколько раз, всегда соблюдали правила игры и сюжет, обращались к взрослым за разрешением поиграть в них, сопровождая разрешение взрослого бурными адекватными яркими эмоциями (радостью, восторгом). Дети безошибочно называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, активно отвечали на вопросы, не раздумывая, давали четкие развернутые ответы, в помощи взрослых не нуждались. Они стремились вовлечь в игры других детей, помогали сверстникам.

Для подтверждения полученных данных мы провели беседы с музыкальными руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций.

В ходе бесед обнаружилось, что все музыкальные руководители и педагоги отмечали влияние игры на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста (100%); большое значение педагоги ДОО отводят формированию у детей старшего дошкольного возраста специальных представлений о композиторах, их жизни, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности (о мелодии, высоте, ритме, аккомпанементе) – 85%.

В процессе анкетирования были получены следующие результаты. По вопросу использования игр под музыкальное сопровождение 60% педагогов дошкольных организаций дали положительный развернутый ответ. Они называли возможные игры, знали временные рамки их проведения, учитывали возрастные особенности дошкольников. К тому же 20% педагогов детских садов пояснили, что игры под музыку могут повлиять на повышение музыкального развития старших дошкольников, соблюдение ими правил и условий игр, получение специальных знаний. 20% респондентов указали на то, что музыкальное развитие должно осуществляться совместно с другими видами деятельности, т.е. основываться на принципе интеграции.

Полученные результаты показали необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, целью которого являлись разработка и внедрение педагогических условий музыкального развития детей в процессе игровой деятельности.

В процессе проведения формирующего этапа эксперимента детям предлагались игры под высокохудожественную музыку разных стилей, направлений и эпох: П.И. Чайковского, Р. Шумана, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и иных с яркой, выразительной мелодией, эталонных с точки зрения содержащихся в них художественных образов. Были реализованы педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в игре.

Первое педагогическое условие – активное использование игр с музыкальным сопровождением – особо влияло на музыкальное развитие старших дошкольников, так как дети играли в процессе звучания музыки. Во время проведения ир дошкольники были очень активными, выразительно передавали эмоции, чувства, настроение, изображали героев, осваивали способы их внешнего выражения, осознавали причины того или иного настроения героя или образа.

В процессе игры под музыку М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки») старшие дошкольники, используя элемент костюмов, показывали неуклюжих, неловких, неповоротливых маленьких птенцов, по окончании игры давали развернутую характеристику музыке, настроению произведения, услышанным эмоциям («Как будто кто-то плачет» и т.д.). У них возникали внемузыкальные ассоциации, образы, целые сюжеты, навеянные музыкой, которые они и реализовывали в игре. Положительным моментом можно считать то, как по окончании игры дошкольники активно обсуждали, делились впечатлениями, соотносили музыкальные образы с собственными эмоциями и давали им подробную, развернутую оценку.

Во время реализации второго педагогического условия – соблюдение старшими дошкольниками правил игры – дошкольники с удовольствием играли, соблюдали правила в соответствии с ролью. Но мы заметили, что иногда дети испытывают определенные трудности. Например, не всеми детьми соблюдались правила, некоторые игры оказались достаточно сложными в реализации сюжета. Так, некоторые дошкольники отказывались принимать участие в играх, у них возникли сложности с исполнением сюжета, выполнением правил игры.

Для того чтобы помочь детям в реализации сюжета игры, были предложены различный дидактический материал, элементы костюмов, детские книги музыковедческого содержания, буклеты, альбомы, репродукции картин. Старшие дошкольники умело пользовались предложенным дидактическим материалом в процессе игровой деятельности.

В процессе реализации третьего педагогического условия – создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением – среда были обогащена музыкальными игрушками-инструментами с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, клавесин, аккордеон, орган, флейта); иллюстрациями по теме «Времена года», выставкой детских рисунков, элементами костюмов. Дети активно включались в сюжетные музыкальные дидактические игры («Музыкальная капель», «Бубенчики», «Лошадки», Лесные шаги», «Дождик» и др.). Нельзя не отметить значение использования наглядного материала, который помогал детям более глубоко прочувствовать музыкальные образы, понять их, передать в движении, изобразить фигуры и т.д.

Как показал контрольный этап экспериментальной работы, высокий уровень музыкального развития обнаружен у 48% детей, средний – у 40% респондентов, низкий уровень показали только 12% дошкольников. Таким образом, игровая деятельность и разработанные педагогические условия оказали эффективное влияние на музыкальное развитие старших дошкольников.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был проведен статистический анализ полученных результатов с помощью t-критерия Стьюдента с целью выявления различий особенностей музыкального развития детей старшего дошкольного возраста до и после проведения формирующего эксперимента (табл. 1).

Таблица 1

Уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (среднее значение и стандартное отклонение)

Параметр

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Уровень музыкального развития

1,61±0,80

2,29±0,68*

Примечание: *– различия уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста при уровне значимости p≤0,05 (t-критерий Стьюдента).

Выявлено, что уровень музыкального развития старших дошкольников имеет достоверные различия до и после проведения формирующего эксперимента. Показано, что уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возратста на этапе контрольного эксперимента достоверно выше (2,29±0,68 при p≤0,05 по t-критерию Стьюдента), чем на констатирующем этапе исследования (1,61±0,80 при p≤0,05 по t-критерию Стьюдента). Следовательно, разработанная нами программа формирующего эксперимента позволяет эффективно повышать уровень музыкального развития старших дошкольников.

Анализ влияния педагогических условий на уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 2.

Таблица 2

Влияние педагогических условий на уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Параметр

Уровень музыкального развития

Педагогические условия

0,421*

Примечание: *– значимая корреляция исследуемых параметров при уровне значимости p≤0,05 (коэффициент корреляции Пирсона).

Нами установлено, что существует значимая корреляция между выделенными нами педагогическими условиями и уровнем музыкального развития старших дошкольников (0,421 при p≤0,05 по коэффициенту корреляции Пирсона).

На основании этого можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Реализация разработанных нами педагогических условий, таких как активное использование игр с музыкальным сопровождением, соблюдение старшими дошкольниками правил игры, создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением, позволяет эффективно повышать уровень музыкального развития старших дошкольников в игровой деятельности.

Библиографическая ссылка

Красова Т.Д., Мартынова Л.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28738 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *