Мы им живем и движемся и существуем

«Мир вам! Нижеследующее меня очень заинтересовало:

Было бы интересно узнать, что это за произведения, и из какого контекста взяты эти цитаты. Спасибо.»

Произведения эти, за исключением комедии Менандра, относятся к языческим хвалебным гимнам. Они использовались во время религиозных ритуалов античной древности. Эти цитаты не являются дословными, поэтому исследователи затрудняются сказать, цитировал ли Павел конкретного автора, или повторял общую для многих мысль. Скорее всего, верно последнее.

Поэтому их контекст имеет значение, пожалуй, лишь в случае Тит.1:12. Дело в том, что бессовестные критяне дошли до того, что построили на своем острове могильный памятник Зевсу. Ради каких-то своих корыстных причин критяне похоронили главу олимпийского пантеона, что вызвало возмущение соседей. В своем «Гимне Зевсу Каллимах пишет:

«Критяне всегда лжецы
Ведь они построили надгробный памятник,
О, Царь! И назвали его твоим; но ты не смертен;
Ты живешь вечно».

В 1Кор.15:33 контекст можно не учитывать – эта строчка стала крылатой и использовалась как пословица.

Об Эпимениде разговор отдельный. По преданию он в детстве, пася овец, заснул и проспал 50 лет. Проснувшись же, он почувствовал в себе способность к поэзии и стал известным жрецом. Жил Эпеминид за 7 веков до Павла, и, возможно, вообще являлся мифической личностью. Кто создавал, переписывал, правил и редактировал приписываемые ему творения на самом деле — неизвестно.

В принципе, раз уж у нас зашел разговор о проблеме цитирования в Библии, я позволю себе немного порассуждать на данную тему, хотя это и выходит за рамки темы нашего разговора.

Большинство исследователей настаивают на целостном восприятии всей Библии. Но, даже принимая эту в высшей степени похвальную точку зрения, исследователи часть упускают из внимания всю сложную систему взаимосвязей внутри книг библейского канона. Традиционно признаком такой связи является наличие прямой цитаты, однако совершенно не принимается в расчет специфика цитирования в столь отдаленные от нас времена, и подчистую к ней применяются современный мерки.

Дело в том, что мы сегодня находимся в крайне выгодном положении по отношению к людям древности. Мы живем в эпоху повальной грамотности, когда книги изготавливаются машинным способом и любой из нас, даже обладая средним достатком, может составить себе собрание книг, которому позавидовала бы даже Александрийская Библиотека. Добавим к этому еще и широкое распространение электронных книг, позволяющих быстро сверить любую цитату.

В древности же приходилось чаще всего цитировать либо по памяти, либо опираясь на рукописный список, который вполне мог быть переписан неточно. К тому же, древние авторы были незнакомы с современной писательской этикой и часто просто переписывали один к одному целые фрагменты у своих предшественников. Отчасти этому способствовало и ближневосточное мышление, где автором любого полезного в религиозном плане текста признавался сам Бог, а значит, включая в свое произведение добрую половину чужого творения, мы лишь способствуем прославлению Всевышнего.

Древние ближневосточные авторы были чужды тщеславию. Этим они разительно отличались от западных античных авторов, литературная деятельность которых служила главной цели – воздвигнуть себе памятник нерукотворный. Отголоски ближневосточного начала видны и у христианских авторов ранней церкви. Так, Иероним Стридонтский нисколько не смущаясь, выписал из «Церковной истории» Евсевия Кессарийского биографии известных деятелей церкви, добавил немного собственных сведений и, не забыв поместить туда последним номером себя самого, создал трактат «О знаменитых мужах».

Важно также учесть, что помимо письменной, существовала еще и устная традиция. Это особенно актуально при разговоре о самых древних книгах Библии. Причем, традиция устная была порой намного авторитетнее письменной. Впрочем, нужно отдать ей должное, задолго до составления аппарата Масоры, устная традиция никак не исказила письменные источники, хотя вполне могла и повлиять на них. Значит, способы передачи преданий и историй, ходивших в народе, отличались большой аккуратностью и пунктуальностью.

У ближневосточных народов до сих пор сохранился обычай «Хафлат-Самар» — ночных собраний у костра, на которых пересказываются увлекательные истории древности. Обычай этот, уходя своими корнями в глубь веков ничуть не утратил своей популярности и в наши дня. Хотя сегодня он имеет, в основном, только развлекательное значение, то в древности на собраниях Хафлат-Самар пересказывались и события Священной Истории, причем пересказчик относился к ней с особым трепетом и следил за тем, чтобы ни одно слово, ни одна деталь не была забыта или потеряна.

Практикой передачи устной традиции в определенной доле обусловлена и специфика некоторых случаев цитирования в Библии: «реченное через пророков», «сказано…». Эти случаи нужно особенно отличать от мест, где есть явное указание на письменный источник: «написано…».

Кроме этого, важно также учитывать аудиторию читателей конкретной книги. Нельзя забывать, что они могли быть незнакомы с другими библейскими книгами или её частями. Поэтому в ряде случаев будет ошибкой дополнять свидетельства одной книги текстами другой. Помимо этого, цитата должна быть взята в соответствующем контексте. Так как наш текст, в отличии от возможного оригинала, разбит на стихи, то их обычно так и цитируют, забывая о том, что библейское деление на стихи в большей степени отвечает иным интересам (например, богослужебному употреблению), чем необходимости цитирования в контексте.

Однако повторюсь, что сам факт наличия в Библии цитат из сторонних источников только свидетельствует о широком охвате Библией всех сторон жизни нашего мира, и ничуть не умаляет её значения как богодухновенного Слова Божьего.

12 февраля 2009

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Другие новости по теме:

  • Позиция Библии по отношению к геям
  • Кто написал Библию?
  • Проблема с цитированием текста Исайи 7:14 в Мф 1:23
  • Литературные жанры Нового Завета
  • О подлинности тринитарной формулировки в Матф. 28:19
  • Критяне всегда лжецы…
  • Утраченные священные книги древности.
  • 1 конкурс – «Разминка»

    2 конкурс – «Эстафета» 1. В храмах служили богам: а) вельможи; б) священники; в) жрецы

    2 конкурс – «Эстафета» 2. Во главе Древнего Египта стоял: а) король; б) фараон; в) император; г) царь.

    2 конкурс – «Эстафета» 3.Основной вид удобрений на полях Древнего Египта: а) минеральные удобрения; б) навоз; в) перегной; г) ил.

    2 конкурс – «Эстафета» 4. Учили детей грамоте: а) учителя; б) жрецы; в) вельможи; г) писцы.

    2 конкурс – «Эстафета» 5.Судьями и начальниками областей были: а) вельможи; б) чиновники; в) наместники.

    2 конкурс – «Эстафета» 6.Налоги на содержание войска платили: а) вельможи; б) земледельцы; в) жрецы.

    2 конкурс – «Эстафета» 7.Основные занятия египтян: а) скотоводство; б) земледелие; в) ремесло; г) рыболовство.

    2 конкурс – «Эстафета» 8. Укажите название письменности Древнего Египта: а) клинопись; б) иероглифы; в) алфавит; г) кириллица.

    2 конкурс – «Эстафета» 9. Шадуф – это: а) приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля; б) защитное обмундирование воинов; в) жертвоприношение богам; г) оросительный канал.

    2 конкурс – «Эстафета» 10. Ведение расчетов во время строительства привело к возникновению: а) физики; б) астрономии; в) арифметики; г) геометрии.

    2 конкурс – «Эстафета» 11. Религия Древнего Египта: а) первобытная; б) христианская; в) языческая; г) буддизм.

    2 конкурс – «Эстафета» 12. Главная река Египта называлась: а) Тигр; б) Нил; в) Евфрат; г) Хуанхэ.

    2 конкурс – «Эстафета» 12. Главная река Египта называлась: а) Тигр; б) Нил; в) Евфрат; г) Хуанхэ.

    Физкультминутка Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. Встали, руки вверх, потянулись. Кистями рук делаем фонарики Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

    3 конкурс – «Линия времени» Нарисуйте линию времени у себя на листе ответов. Отметьте на линии времени следующие даты: 1) 3000 год до н.э. 2) XIV век до н.э. 3) 1500 год до н.э. Что они означают? (правление Эхнатона, Объединение Северного и Южного Египта, расцвет Древнего Египта)

    4 конкурс – «Кто они?» ЭхнатонБогиня плодородия Амон-РаФараон-завоеватель ОсирисБог мудрости ТотФараон-слуга Атона ГебБог мертвых Тутмос IIIЖенщина-фараон ИсидаБог Земли ХатшепсутБог Солнца

    «Веселая минутка» Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте? да – хлопок в ладоши, нет – тишина

    5 конкурс – «Составь кроссворд» Составьте кроссворд из предложенных слов и подберите к ним вопросы из предложенных.

    6 конкурс – «Блиц-игра» Кто быстрее: команда, которая отвечает первой, получает балл за каждый правильный ответ

    Бог не живет в рукотворных храмах

    АПОСТОЛ Павел, без сомнения, был знаком с храмами Афины, так как их можно было встретить во многих городах, которые апостол посетил во время своих миссионерских путешествий. Согласно «Британской энциклопедии», Афина считалась богиней не только войны и мудрости, но также «ремесла и искусств».

    Самым известным храмом Афины был Парфенон, сооруженный в Афинах,— городе, названном в честь богини. В Парфеноне, который считают одним из самых величественных храмов древности, стояла 12-метровая статуя Афины, выполненная из золота и слоновой кости. Во время пребывания Павла в Афинах этот беломраморный храм возвышался над городом уже около 500 лет.

    Подразумевая Парфенон, Павел проповедовал группе афинян о Боге, который «не живет в рукотворных храмах» (Деяния 17:23, 24). Вероятно, великолепие храмов Афины и величие ее изваяний заставляли некоторых слушателей Павла думать, что эта богиня выше неведомого им невидимого Бога. Однако Павел подчеркнул, что не следует думать, будто Создатель человеческого рода подобен «золоту, или серебру, или камню… некоему высеченному произведению» (Деяния 17:29).

    Боги и богини, такие, как Афина — чья слава определялась храмами и изваяниями,— приходят и уходят. Статуя Афины исчезла из Пафенона в V веке н. э., а ее храмы превратились в развалины, из которых немногие сохранились до наших дней. И кто сегодня обращается к Афине за мудростью и руководством?

    Но с Иеговой, «вечным Богом», которого не видел ни один человек, все обстоит иначе (Римлянам 16:26; 1 Иоанна 4:12). Сыновья Корея писали: «Сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим» (Псалом 47:15). Получить руководство Бога можно, например, изучая Божье Слово, Библию, и применяя библейские советы в жизни.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *