Мы царь всея Руси

Государь всея Руси

Наследие, полученное старшим сыном Василия Темного — Иваном III Васильевичем, было завидным. Все русские князья фактически находились в полной воле московского князя, семейные междоусобицы утихли, а угроза со стороны Золотой Орды практически исчезла.

Как уже говорилось, у ордынского хана Улуг-Мухаммеда было трое сыновей: Махмутек, Якуб и Касим. Первые двое со временем сделались врагами. Махмутек, желая обрести независимость, убил своего отца и захватил власть в Казани, создав таким образом Казанское ханство, выделившееся из Орды. Касим, взявший на себя бремя мести за убийство отца, принадлежал к числу наиболее преданных сторонников Василия Темного: именно его участию был в немалой степени обязан Василий II своим возвращением на престол в 1447 г. За верную службу Василий выделил Касиму в пожизненное владение городок на Оке, который стал с тех пор называться Касимовом. Население касимовского служилого ханства долго сохраняло все свои этнографические особенности, включая исповедание ислама.

Крымское ханство также откололось от Орды, после чего собственно Золотая Орда стала включать лишь область, непосредственно прилегающую к Сараю, и перестала представлять для Руси серьезную угрозу. Правда, в 1465 г. золотоордынский хан Ахмат собрался было пойти на Москву, дабы заставить московитов по-прежнему платить «выход», но неожиданное нападение крымских татар спутало все его планы.

В непрекращавшейся борьбе между Касимом и Махмутеком деятельное участие принимал Иван III. В 1467 г. некоторые казанские мурзы, недовольные правлением молодого Ибрагима — сына Махмутека, обратились к Касиму с предложением занять казанский трон. Усиленный русским войском, данным ему Иваном III, Касим двинулся к Казани, но не смог достичь успеха. Повторный поход был предпринят через два года, уже после смерти Касима. Когда великокняжеские московские полки и касимовцы снова подступили к Казани, Ибрагим был вынужден заключить мир на условиях, предложенных Москвой.

После замирения с Казанью Иван III смог продолжить политику своего отца в отношении Новгорода. Новгородцы к тому времени потеряли всякую способность сохранять хоть какое-то подобие самостоятельности. В городе боролись две партии: пролитовская, состоявшая из бояр во главе с Борецкими, и промосковская, состоявшая из «младшей чади», то есть простых людей. Поскольку бояре имели доступ к власти и принимали решения, то нет ничего удивительного в том, что в 1471 г. Новгород заключил союз с великим князем литовским и польским королем Казимиром Ягеллоном. Казимир поставил в Новгород своего наместника и обещал «Господину Великому Новгороду» защиту от Москвы. Третьим членом антимосковской коалиции стал золотоордынский хан Ахмат, также находившийся в союзе с Казимиром.

Увидев, что против него создана столь серьезная коалиция, Иван III, политик умный и осторожный, решил также искать союзников. Его взоры, естественно, обратились в сторону враждебного Сараю Крымского ханства. В 1473 г. договор о союзе с крымским ханом Менгли-Гиреем стал реальностью. Крымчаки обещали воевать с литовцами, ожидая от Ивана помощи в борьбе с Ахматом.

Войну против антимосковской коалиции Иван III начал с Новгорода, и не случайно. В «низовских» землях возмущение союзом Новгорода с Казимиром и Ахматом было чрезвычайно велико. Москвичи обоснованно рассматривали поступок новгородцев как измену общерусскому делу и сравнивали поход Ивана III с походом Дмитрия Донского на Мамая.

Летописец писал, что Иван III шел на Новгород «не яко на христиан, но яко на язычник и на отступник православья». Последнее обстоятельство для этнической диагностики весьма существенно. Как видим, в конце XV в. представители нового этноса московитов перестали воспринимать реликт Древней Руси — новгородцев — как «своих», так как индикатором этнической симпатии в то время являлось вероисповедание. Новгородцев, выбравших союз с католиками, москвичи приравнивали к язычникам.

При общерусской поддержке на Новгород была двинута огромная рать под предводительством лучшего полководца Москвы — князя Даниила Холмского. С русским войском шли и отряды касимовского царевича Данияра. Встретившись с новгородскими силами на реке Шелони, москвичи одержали полную победу, поскольку противостояло им хотя и хорошо вооруженное, но необученное ополчение, а литовская помощь так и не пришла. Итоги битвы на Шелони оказались для Новгорода тяжкими. Новгородцы вынуждены были отказаться от планов союза с Литвой и заплатили великому князю большую денежную контрибуцию — свыше 15 тысяч рублей.

Но хотя на помощь Новгороду не пришли литовцы, ему попытался помочь золотоордынский хан Ахмат. Форсированным маршем он дошел до Оки. По приказанию великого князя касимовские царевичи Данияр и Муртаза выдвинулись навстречу Ахмату на рубеж Коломны и Серпухова, готовясь отрезать войско Ахмата от обоза в случае дальнейшего продвижения его к Москве. Золотоордынский хан, узнав об этом, решил не связываться с касимовцами и быстро отступил.

Иван III отчетливо понимал недостаточность достигнутых успехов. Существование сильной литовской партии в Новгороде и союзного Литве золотоордынского ханства ставило под сомнение выполнение Новгородом своих обязательств перед Москвой. Поэтому Иван III стремился к окончательному подчинению Новгорода и низвержению Золотой Орды. Воспользовавшись тем, что «младшая чадь новгородская» жаловалась ему на пролитовски настроенных бояр, просила защиты и называла его «государем», Иван III в 1478 г. предъявил новгородцам новые требования и выступил в новый поход. Программа его была лаконична: «Вечу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати». После непродолжительного сопротивления новгородцы подчинились воле великого князя. Символ старинной новгородской вольности — вечевой колокол — был снят и отправлен в Москву, а десятки знатнейших семейств Новгорода были переведены («испомещены») в области великого княжения как служилые люди.

Так закончилась история последнего этнического осколка Древней Руси, включенного в состав нового этноса. Пример Новгорода — это блестящий пример умирания этнической системы, при котором, как правило, исчезают не сами люди. Люди-то как раз остаются и входят в состав новых этносов, но окончательно исчезает определенная система поведения, некогда связывавшая этих людей воедино, делавшая их «своими». Вместе с независимостью Новгорода исчезли все стереотипы поведения, характерные для вечевой Руси, а сами люди сохранили лишь память о своем происхождении.

Безусловно, присоединение Новгорода к Москве явилось вершиной объединительной политики Ивана III. Однако этим дело не кончилось. В 1484 г. на Москве «известно учинилось», что тверской князь Михаил Борисович заключил договор с великим князем литовским Казимиром. Такой договор стал прямым нарушением соглашений Михаила с Иваном III, и великий князь московский объявил Твери войну. Помощь с Запада, обещанная Казимиром, как всегда, не пришла, и Михаилу ничего не оставалось, как признать главенство Ивана III и «взять мир». Меж тем тверские бояре целыми семействами покидали своего князя и били челом Ивану III, прося принять их на службу. Лишаясь поддержки своего окружения, Михаил Борисович вновь «уставил ряд» с Казимиром, и это погубило его окончательно. Объявив Михаила изменником, Иван III двинул к Твери войска и осадил город. Преданный ближними боярами, тверской князь бежал в Литву, а на княжение в Тверь был посажен сын Ивана.

Летом 1480 г. золотоордынский хан Ахмат подошел с войском к пограничной московской реке Угре, северному притоку Оки, и стал там лагерем, ибо ждал помощи от своего союзника — Казимира. Ожидания его оказались напрасны: как опытный политик, Иван III предвидел грядущие столкновения с Ахматом, и направленный против него русско-крымский союз действовал. Потому Казимир вынужден был бросить свои силы на защиту Литвы от крымского хана Менгли-Гирея. Московская рать встала на противоположном берегу Угры, но ни Иван III, ни Ахмат не рискнули начать сражение. Знаменитое «стояние на Угре» продолжалось до глубокой осени. Исход его решил рейд русско-татарского отряда под командованием воеводы Ноздреватого и царевича Нур-Даулет-Гирея в тыл Ахмата, в Поволжье. Узнав об угрозе своим владениям, Ахмат быстро отступил. А Иван III, почувствовав силы противостоять хану, изгнал его послов и отказался возобновить выплату дани.

Легко понять, что стояние на Угре было лишь эпизодом в длительной борьбе двух коалиций: новгородско-литовско-золотоордынской и московско-касимовско-крымской. И уж тем более нет никаких оснований считать, будто стояние на Угре ознаменовало собой «свержение ордынского ига». Как мы видим, с Ордой практически перестал считаться еще отец Ивана III — Василий Темный, который включал этнические осколки Золотой Орды в состав своего великого княжества. Да и современники воспринимали войну с Ахматом не как свержение ига, а как войну за веру с нечестивым противником, врагом православия. Представляется, что применительно к событиям 1480 г. стоит говорить не о «крушении ига», которого попросту не было, а о создании системы противостоящих друг другу политических союзов между государствами, возникшими на развалинах Золотой Орды: Великим княжеством Московским, Крымским и Казанским ханствами, Ногайской ордой. При этом Ахмат и Ахматовичи вплоть до формального падения Золотой Орды ориентировались на Литву, а крымские татары — на Москву.

Именно в союзе с крымским ханом решал Иван III и казанскую проблему. Когда одна из вдов казанского царя Ибрагима вышла замуж за Менгли-Гирея, сын Ибрагима, Махмет-Ахминь предъявил свои права на Казань и обратился за помощью к Ивану III. Иван III поддержал претендента, дав ему рать во главе с победителем при Шелони князем Даниилом Холмским. Силы союзников осадили Казань и установили там власть своего ставленника.

В 1491 г. Иван III точно так же оказал поддержку Менгли-Гирею в борьбе с детьми Ахмата. Это было началом окончательного крушения Золотой Орды. В 1502 г. крымский хан достиг полной победы над последним царем Золотой Орды — Шихматом.

В тот же период произошли другие изменения в рамках антимосковской коалиции. В 1492 г. умер великий князь литовский и король польский Казимир. Его сын Александр был избран, подобно отцу, великим князем литовским, а на трон короля польского сел другой сын Казимира — Ян-Альбрехт. Таким образом, личная уния Литвы и Польши оказалась разрушенной. Иван III воспользовался моментом общей неразберихи в польско-литовском государстве и неожиданно вторгся в литовские пределы.

Литовцы и поляки оказались совершенно не готовы к войне, и увенчавший ее мир закрепил за московским государем титул «великого князя всея Руси», ибо к Москве отошли ранее захваченные Литвой земли в верховьях Оки, которые некогда принадлежали местным удельным князьям, перешедшим на московскую службу. И хотя итоги войны были закреплены династическим браком между дочерью Ивана III Еленой и великим князем литовским Александром, вскоре война за северские земли вспыхнула с новой силой. Решающая победа в ней была одержана московскими войсками в битве при Ведроше (1500), что в значительной мере явилось следствием кавалерийских рейдов казанского царя Махмет-Ахминя, отвлекшего на себя крупные силы врага.

Итак, к началу XVI столетия у Ивана III имелись все основания называть себя Великим князем всея Руси. Действительно, вся территория Древней Руси, за исключением части, захваченной Польшей, вошла в состав нового Русского государства, которому предстояло теперь шагнуть в совершенно иное историческое время.

8. Василий III — государь всея Руси

8. Василий III — государь всея Руси Считается, что сын Ивана III — Василий III (1505–1533) первый стал именоваться в грамотах ГОСУДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ, а также — ЦАРЕМ ,

6. Василий III — Государь Всея Руси

6. Василий III — Государь Всея Руси Сын Ивана III — Василий III (1505–1533) ПЕРВЫЙ стал именоваться в грамотах ГОСУДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ , а также ЦАРЕМ , с. 74–75. Это — уже первая половина XVI

Василий III — государь Всея Руси

Василий III — государь Всея Руси Сын Ивана III — Василий III (1505–1533) — ПЕРВЫЙ стал именоваться в грамотах ГОСУДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ (см. ), а также ЦАРЕМ (см. , с.74–75). Это — уже первая половина XVI века.У нас нет пока расхождений с традиционными историками при обсуждении этого

Государь всея Руси

Государь всея Руси Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. Сигизмунд фон Герберштейн «Записки о Московитских делах» барона фон Герберштейна, приезжавшего в Москву послом от императора Максимилиана, —

Глава 14. Государь «всея Руси»

Глава 14. Государь «всея Руси» Так с определенного момента именовал себя великий князь Иван Васильевич, подчеркивая рождение единой территории полностью самостоятельного государства. В воскресенье же 28 марта 1462 г ., когда столица Московского великого княжения встречала

Государь всея Руси В то же время когда публицисты начинают разрабатывать византийское наследство, независимо от него мы наблюдаем несомненные признаки растущего российского национального самосознания. В январе 1493 года Иван III направляет посольство новому литовскому

Глава 1 «Государь всея Руси»

Глава 1 «Государь всея Руси» Ослабление Орды позволило Дмитрию Донскому достаточно быстро преодолеть внутриполитические трудности, наступившие после нашествия Тохтамыша на Русь. После победы на Куликовском поле зависимость от ордынских ханов рассматривалась русскими

Государь всея Руси Наследие, полученное старшим сыном Василия Темного — Иваном III Васильевичем, было завидным. Все русские князья фактически находились в полной воле московского князя, семейные междоусобицы утихли, а угроза со стороны Золотой Орды практически

Государь всея Руси Падение ордынского ига в 1480 г. имело для истории России во многом определяющее значение. Оно свидетельствовало о том, что на востоке Европы созидается мощное государство, которое способно противостоять натиску наследников Чингис-хана. Отныне это

Как государь всея Руси искал спасения в стогу сена: Крымское нашествие 1521 года

Как государь всея Руси искал спасения в стогу сена: Крымское нашествие 1521 года Будучи подростком, очень сложно удержать власть над взрослыми, искушенными в интригах людьми. Командовать полком в 16 лет красиво в литературных легендах, на практике это оборачивается

Государь всея Руси В первый день нового 6980 г. (1 сентября 1471 г.) «князь великий… Володимерский и Новгородский и всея Руси самодержец… с победою великою» и с триумфом возвратился в Москву. Для триумфа были все основания: титул «великого князя неся Руси» впервые наполнялся

2.1.5. Иван III – Государь всея Руси, «разумный самодержец»

2.1.5. Иван III – Государь всея Руси, «разумный самодержец» Иван Васильевич родился в 1440 г. и был вторым сыном Василия II Васильевича и Марии Ярославны. Детство Ивана пришлось на время феодальной междоусобицы, в которой его отец сохранил трон, но потерял зрение (его ослепили) и

Часть III. Государь Всея Руси. 1480–1506 годы

Часть III. Государь Всея Руси. 1480–1506 годы 28 декабря 1480 года, после победы над Ахматом, Иван III вернулся из Боровска в Москву. За поддержку против орды по докончанию 1481 года он отдал своим братьем Андрею Большому – Можайск, Андрею Меньшому – Серпухов, Борису – несколько

Государь всея Руси Подходил к концу век XV, Русь переступала в XVI век.В Москве заканчивал свою жизнь великий владимирский и московский князь, теперь уже «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси, и великий князь владимирский, и московский, и новогородский, и псковский, и


Первым из московских князей стал именовать себя князем «всея Руси» Симеон Иванович Гордый (1340-1353), старший сын Ивана Калиты. Титул этот мы встречаем на оттиске его печати, подвешенной к его духовной грамоте, то есть к завещанию, составленному в 1353 г.
На лицевой стороне печати изображен святой и надпись: «Семенъ ст», т. е. «Семен святый», слово «святой» сокращено до двух букв как в книгах, а твердый знак (ъ) перенесен на другую строку, отдельно от остального имени, что допускалось тогдашними правила переноса или, вернее, их отсутствием.
На оборотной стороне печати надпись: «Печать князя великого Семенова всея Руси».
Составление духовной грамоты в 1353 г. (Симеону тогда было еще только 36 лет) объясняется страшной трагедией, посетившей Москву и всю Русскую землю в этом году. В 1353 г. Москву посетила эпидемия чумы. Болезнь не щадила ни бедного, ни богатого, ни святителя, ни князя.
11 марта умер от заразной болезни глава русской церкви митрополит Феогност, на той же неделе дети великого князя, Иван и Семен. 26 апреля скончался и сам Симеон. При жизни он имел большое потомство: двух сыновей и дочь от первой жены и четырех сыновей от второй. Все сыновья умерли при жизни Семена.

Симеон Гордый. рис. В.П. Верещагина

В тяжком отчаянии диктовал умирающий князь слова завещания, уговаривая братьев Ивана и Андрея жить в мире, не слушать лихих людей, «чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла».

В 1493 году московский князь Иван III принял титул «Государь всея Руси», который в символическом и юридическом смыслах закреплял создание единого Московского государства как политического центра Восточной Европы.

МИТРОПОЛИТ ЗОСИМА. ИЗЛОЖЕНИЕ ПАСХАЛИИ НА ОСЬМУЮ ТЫCЯЧУ. 1492 Г.

И ныне же, в последняя сиа лето, якоже и в перваа, прослави Бог сродника его (Владимира Святого), иже в православии просиав­шего, благовернаго и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, новаго царя Констянтина, новому граду Констянтину — Москве и всей Русской земле и иным многим землям государя.

Эсхатологические ожидания конца XV века, 7000 г. (1492-1493 гг.)

ПРОРОЧЕСТВО МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО «ОТКРОВЕНИЕ», IV ИЛИ VII ВВ.

Приписываемое священномученику Мефодию сочинение было известно на Руси со времен летописца Нестора. Оно излагает историю мира от его сотворения, а также содержит предсказания о конце седьмого тысячелетия, когда и должен произойти конец света.

«Погублену же бывшу царству Перскому встанут абие сынове Измайловы и Агарене… И будет пришествие их показание немилостивно… Тогда внезапу въстанет на них Царь елинскы сиречь греческы с яростию великою… И попленит жены и чада их… И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли… И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром. И обновят грады и свободетсе священници от бед своих и почиют человецы во время оно от скорбей своих…»

Это древнее откровение во многом дало идеологическую основу для роли Государя всея Руси как в самой стране, так и за ее пределами. В позднейших русских переработках «Откровения» под «Царем эллинским» прямо понимается русский государь:

«Восстанет Христианское колено и будет ратоборствовать с Бусурманы, и мечом своим погубит я, и жены их в неволю загонит, и побьет чада их, и пойдут сынове Измайловы под меч в пленение и невольное утеснение… И будет Царство Христианско над вси царства превознесено».

Эсхатологические ожидания конца XV века, 7000 г. (1492-1493 гг.)

Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1897

А.А. ЗИМИН. ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ. ВОЗРОЖДЕННАЯ РОССИЯ

Итак, к 1491 г. на Руси были ликвидированы все уделы, кроме Волоцкого. Впрочем, дальнейшие события показали, что до конца удельной системы было еще далеко.

Внешнеполитическая ситуация в 80-е годы для России складывалась благоприятно. Расстановка сил была предельно ясной. Москве и Крыму противостояли Великое княжество Литовское и ордынские наследники Ахмата («Ахматовы дети»). Добрососедские отношения с Крымом обеспечивали России мир на южных рубежах страны, а частые вторжения крымских войск в пределы Великого княжества Литовского создавали там тревожную обстановку…

Казанское взятие 1487 г. было событием огромного значения. Хотя тогда и не последовало непосредственного включения Казани в состав Русского государства, но с тех пор, несмотря на противодействие части татарской знати, Казань входит в фарватер русской политики. Наиболее дальновидные князья и мурзы начинают понимать несомненные выгоды для себя союза с могущественной Россией.

Благоприятно для Русского государства складывались и отношения с соседями на северо-западе. Война с Ливонией 1480-1481 гг. завершилась победным походом русских войск…

Крупных успехов русская дипломатия добилась на юго-западе. Зажатые между Османским султанатом, Польшей и Империей, Венгрия и Молдавия искали себе союзника в лице московского государя, понимая его все возрастающую роль в восточноевропейских делах…

Усилившийся натиск Османского султаната заставил в конце концов искать контактов с Россией и могущественную Империю. Империя в то время также вела напряженную борьбу с Матвеем Корвином, который летом 1485 г. даже взял имперскую столицу — Вену. В 1486 г. Москву посетил эмиссар императора Фридриха III и его сына Максимилиана — Николай Поппель. В Империи отчетливо не представляли себе далекой Московии, считая ее чуть ли не вассалом Польши. Первый визит Поппеля оказался безрезультатным. К имперскому агенту в Москве отнеслись с подозрением. Не большего достиг Поппель и во время второй миссии в январе 1489 г. Иван III решил сам его не принимать и доверил переговоры кн. И. Ю. Патрикееву, кн. Д. В. Щене и Якову Захарьичу. Заявления Поппеля о «любви и дружбе» как-то не гармонировали со стремлением Империи взять под покровительство Ливонский орден. Настороженно отнеслись в Москве и к сватовству к одной из дочерей Ивана III (мужем ей прочили маркграфа Баденского). Наконец, уж полной бестактностью и совершенным непониманием реального положения вещей было предложение Ивану III королевской короны, принятие которого превратило бы Россию в вассала Империи. Федору Курицыну было поручено прочесть декларацию, в которой четко заявлялось о полном суверенитете власти русского государя.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ. ВОТЧИНА И ГОСУДАРСТВО

В 1491 г. по договору Иван велел своим удельным братьям послать их полки на помощь своему крымскому союзнику хану Менгли-Гирею. Удельный князь Андрей углицкий не послушался, не послал своих полков. В Москве сначала смолчали и, когда князь Андрей приехал в столицу, приняли его ласково, но потом неожиданно схватили и посадили в тюрьму. Митрополит по долгу сана ходатайствовал перед великим князем за арестованного; но Иван отказался дать ему свободу, говоря, что этот князь и раньше несколько раз злоумышлял против него. «Да это бы еще ничего, — добавил Иван, — но, когда я умру, он будет искать великого княжения под внуком моим и если даже не добудет княжения, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут Русскую землю бить, жечь и пленить и дань опять наложат, и кровь христианская польется по-прежнему, и все мои труды останутся напрасны, и вы по-прежнему будете рабами татар». Так повествует Татищев в своем летописном своде, не указывая, откуда заимствовал слова великого князя. Во всяком случае с тех пор, как обеспечен был успех московского собирания Руси, в Иване III, его старшем сыне и внуке начинают бороться вотчинник и государь, самовластный хозяин и носитель верховной государственной власти. Это колебание между двумя началами или порядками обнаруживалось в решении важнейших вопросов, поставленных самым этим собиранием, — порядке преемства власти, об ее объеме и форме. Ход политической жизни объединенной Великороссии более чем на столетие испорчен был этим колебанием, приведшим государство к глубоким потрясениям, а династию собирателей — к гибели.

1653 г. Именной указ
«Об объявлении войны Казимиру Королю Польскому и Литовскому»*(1)

Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси, прося у Бога милости, и у Пречистой Богородицы помощи и заступления, и у Великих Московских чудотворцев у Петра и у Алексея, Ионы, и у Филиппа, и у всех Святых, поволил идти на недруга своего, на Яна Казимира Короля Польского и Литовского, и на его владение на Литовское и Польское Государства войной, за то, блаженной памяти отца Его Государева, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, в вечных в докончальных грамотах, с братом Его с Казимировым, с Владиславом Королем Польским написано, и их Государскими душами закреплено, что быть им меж собой и их Государским детям, и наследникам в крепкой братской дружбе, и в любви, и в соединении, на веки неподвижно, и друг другу лучшего искать, и во всем правду держать, и Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси, и его Государских детей, брату его Владиславу Королю и его детям и наследникам, и Паном Раде, и во всей Посполитой Речи Короны Польской, и великого Княжества Литовского, всяких чинов людям, во всяком письме описывать и именовать, по их государскому достоинству, с полным государским именованием, что им дано от Всемогущего Бога, и от прародителей их, Великих Государей, Царей и Великих Князей Российских, без всякого применения. И при отце его Государеве, блаженной памяти, при Великом Государе, Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче всея Руси, и при Его Государеве державе, то все держано крепко и нерушимо; а при его Казимирове брате, при Владиславе Короле Польском, и после его смерти, при нем при Казимире Короле, в их королевских грамотах писано к их Царскому Величеству, так ж и из многих из Литовских порубежных городов королевские воеводы, и каштеляны, и старосты, и капитаны, и державцы их Царского Величества в города к воеводам, в листах своих, блаженной памяти отца его Государева, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и Его Государево именование и титлы писали не по вечному докончанью, с умалением и бесчестием, не токмо им Великим Государем Христианским, Помазанником Божиим, и простым людям слышать, и терпеть того невозможно; а королевское именование в титлах писали с прибавкой и их Царских титл противно вечному докончанию, и Царского Величества порубежных городов многие земли, и леса, и воды и всякие угодья к Литовским землям привладели, и ссылаясь Царского Величества с изменниками, с нагайскими татарами, поляками, и литовские люди приходили войной, на Темниковские и иных Понизовых городов, на мордву и на черемис, и многих побили, и дома их разорили, а иных в полон поймали. И от него Государя посланы к Казимиру Королю в послах, бояре и окольничие, и в посланниках дворяне, чтоб он на тех, которые отца его Государева, блаженной памяти, Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси, и его Государя бесчестили, и укоризны делали, дали оборон; также и послом и посланником Королевским; которые были на Москве по его Государеву указу, в ответе бояре и думные люди говорили, чтоб они на тех людей, которые их Государей бесчестили, дали оборон, и Ян Казимир Король, и Паны Рада Государевым послом и посланником, и Королевские послы и посланники на Москве, Его Государевым боярам в ответе говорили, и в ответных письмах написали, и руки свои приложили, и печати привесили, не на одном посольстве, чтоб им тех людей, которые их Царское Величество бесчестили, на Сейме казнить смертью; и при Его Государевых послах и при посланниках, ни на одном Сейме того всего не учинили, и договора своего, и ответного письма, и рук своих, и печатей отпирались; а он Государь, обещание свое Богу дал, что ему за церкви Божий, и за православную Христианскую веру, и за честь отца своего, блаженной памяти, Великого Государя Царя, и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси, против Казимира Короля, и против польских и литовских людей стоять, и с Божьей помощью над ними промышлять, сколько милосердый Бог помощи подаст. Да и отец Его, богомолец, Великий Господин, Святейший Никон Патриарх Московский и всея Руси, по совету в Митрополитами, и с Архиепископами, и со всем освященным Собором, Его Государя на то благословили, и учнут у Бога, и у Пресвятой Богоматери, и у всех Святых о пособии и одолении милости просить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *