Мытарь закхей

Апостол Закхей, епископ Кесарийский. Иерихон. Храм Пророка Елисея.

Закхей (греч. Ζακχαῖος, Ζακχαίος; I), апостол от 70-и, епископ Кесарии Палестинской

Память в Неделю о Закхее (за неделю до начала Триоди постной), 20 апреля (Греч. , Серб. ) и в Соборе 70 апостолов

Призвание Закхея. Фреска Фаворского монастыря

Был мытарем, т. е. сборщиком налогов. По свидетельству Священного Писания, когда Христос направлялся в Иерихон, где Закхей жил, тот, желая хоть издали увидеть Мессию, влез для этого на смоковницу. Христос заметил его там и обратился к нему, сказав о Своем намерении посетить его дом. Глубоко тронутый Закхей раскаялся в своих грехах и дал обещание вчетверо воздать всем, кого когда-либо обидел при сборе пошлин и податей (Лк. 19, 1–10).

Церковное предание сообщает, что Закхей сделался Христовым учеником и пошел за апостолом Петром. Он стал епископом Кесарии Палестинской, где верно служил Евангелию и мирно скончался.

Использованные материалы

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
  • Свт. Николай (Велимирович), Охридский Пролог:

«Ὁ Ἅγιος Ζακχαῖος ὁ Ἀπόστολος», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

Свт. Николай (Велимирович), Охридский Пролог, .

Праведный иудей сканворд 5 букв. Все о себе 13 букв сканворд. Заячий вино 5 букв сканворд след на снегу сканворд 5 букв. Разница в ценах на товар сканворд 7 букв. Доска чертежника 7 букв. Остаток перегонки нефти 3 буквы. Оружие вулкан на минданао 3 буквы ковбоев 5 букв сканворд. Отсутствие порядка сканворд 11 букв. Речь записанная слету 11 букв сканворд. Актриса мерил 5 букв сканворд. Слово из 7 букв на букву в. Герой фильма адмирал 6 букв сканворд. Чистая страница в книге 5 букв сканворд. Животное на букву д 8 букв. Точь в точь одним словом 6 букв сканворд.
Праведный иудей сканворд 5 букв. 36 дюймов сканворд 3 буквы. Закладка приклеенная к книге 5 букв. Мегаполис в китае сканворд 6 букв. Итальянский автомобиль сканворд 8 букв. Поездка с концертами 5 букв. Проведение синоним слова. Русские прописные красивые буквы. Боевой вертолёт сша 4 буквы. Горная порода с пещерами 5 букв сканворд. Коммуна в италии 5 букв. Мужичок с ноготок как троп 6 букв сканворд. Небольшое помещение перед входом в театральную ложу сыграл швондера 6 букв сканворд 8 букв. Суженный конец вымпела город государство в античном мире 5 букв верхний угол паруса и т п в речи моряков 6 букв. Буквы английского алфавита как читаются. Лингвист по нашему 8 букв сканворд. Плотная шёлковая ткань 5 букв.
Праведный иудей сканворд 5 букв. Один из финансовых центров мира 5 букв. Минимально значимая часть слова 7 букв. Михаил раскатов. пропавшая буква. Миндальная начинка конфеты 7 букв сканворд. Судоходство внутри страны сканворд 7 букв. Комнатные энтузиазм 5 букв сканворд цветы на букву ф.. Винтовой конвейер 4 буквы. Собрат квазара в космосе 7 букв сканворд. Творческий работник 5 букв. С большой буквы министр. Пума синонимы к слову необходимо для индейцев америки 6 букв. Образ действия 6 букв сканворд. Субсидия учёному сканворд 5 букв.

TAGS: вовочки букв букв 6 фабрика предок букв трубка отношения

Закхей

19 Иисус проходил через город Иерихон. 2 В этом городе жил богатый человек по имени Закхей, старший над сборщиками налогов. 3 Он старался увидеть Иисуса, но не мог из-за толпы, так как был мал ростом. 4 Побежав вперёд, он взобрался на сикомор, чтобы увидеть Иисуса, так как Христос собирался пройти той дорогой. 5 Когда Иисус пришёл на то место, Он взглянул наверх и, увидев Закхея, сказал: «Закхей, поскорее спускайся вниз, потому что Я должен остановиться сегодня в твоём доме».

6 Закхей поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство. 7 И все, видя это, стали жаловаться: «Он остановился у грешника».

8 Но Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину своего состояния я отдам бедным, и если я обманул кого в деньгах, то заплачу вчетверо больше!»

9 Иисус сказал ему: «Сегодня спасение пришло в этот дом, потому что и этот человек—сын Авраама. 10 Сын Человеческий пришёл, чтобы найти и спасти погибающих».

Притча о зарытых в землю талантах

(Мф. 25:14-30)

11 В то время, когда народ слушал, Иисус продолжил Свою проповедь, рассказав притчу. Он находился недалеко Иерусалима и знал, что люди думали, что скоро настанет Царство Божье. 12 Он сказал: «Человек знатного рода собирался в далёкую страну, чтобы венчаться там на царство, а затем возвратиться и править своим народом. 13 Он призвал десять своих слуг, дал им десять талантов и сказал: «Вложите их в дело до моего возвращения”. 14 Но подданные ненавидели его и послали вслед за ним гонцов, чтобы передать ему в той далёкой стране: «Мы не хотим, чтобы этот человек правил нами!”

15 Но он стал правителем той страны, возвратился домой и послал за слугами, которым дал деньги, чтобы узнать, какую прибыль они получили. 16 Первый пришёл и сказал: «Господин, талант, который ты дал мне, принес ещё десять”. 17 И сказал ему царь: «Хорошо, добрый слуга. Ты был верен в малом, за это у тебя во власти будут десять городов”. 18 Потом пришёл второй слуга и сказал: «Господин, талант, который ты дал мне, принес ещё пять”. И царь сказал этому слуге: 19 «И ты будешь управлять пятью городами”. 20 Тогда третий слуга пришёл и сказал: «Господин, вот твой талант, который я спрятал, завернув в платок. 21 Я боялся тебя, потому что ты могущественный и жёсткий человек: ты собираешь то, чего не заработал, и жнёшь то, чего не сеял”. 22 И хозяин сказал слуге: «Я буду судить тебя твоими же словами, негодный слуга! Ты знал, что я человек жёсткий, собирающий то, чего не заработал, и жнущий то, чего не сеял? 23 Почему же ты не пустил мои деньги в оборот? Тогда я, вернувшись, получил бы их с прибылью”. 24 А стоящим рядом сказал: «Заберите у него талант и отдайте заработавшему десять”. 25 Они возразили ему: «Господин, у него уже есть десять талантов”. 26 «Говорю вам,—ответил царь,—всякому имущему будет дано ещё больше, а у неимущего будет отнято и то, что он имеет. 27 Врагов же моих, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и убейте передо мной”».

Иисус приходит в Иерусалим

(Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Ин. 12:12-19)

28 Сказав это, Иисус пошёл далее, в Иерусалим. 29 Подходя к Витфагии и Вифании, у горы, называемой Елеонской, Он послал вперёд двух Своих учеников, сказав: 30 «Идите в селение, что перед вами. Когда войдёте, увидите привязанного необъезженного ослёнка. Отвяжите его и приведите сюда. 31 А, если кто-нибудь спросит вас: «Зачем забираете ослёнка?”—скажете: «Он нужен Господу”».

32 Эти два ученика отправились в город и нашли всё так, как Иисус сказал им. 33 Когда они отвязывали ослёнка, хозяева спросили их: «Зачем вы отвязываете ослёнка?»

34 Ученики ответили: «Он нужен Господу». 35 Они привели ослёнка к Иисусу, набросили свои одежды на спину животного и усадили на него Иисуса. 36 И когда Он ехал к Иерусалиму, люди расстилали на Его пути одежды.

37 Видя Его приближение, множество учеников собралось у подножия Елеонской горы, и все они стали радостно восхвалять Господа громкими голосами за все чудеса, которые видели, 38 восклицая:

«»Благословен Царь,
идущий во имя Господа!”

Мир на небе и слава Всевышнему!»

39 Тогда некоторые из фарисеев, бывших в толпе, стали просить Иисуса: «Учитель, заставь умолкнуть Своих учеников!»

40 А Он ответил: «Я говорю вам: если они умолкнут, то камни закричат!»

Плач Иисуса об Иерусалиме

41 Когда Иисус подошёл к Иерусалиму, то, увидев его, заплакал о нём и 42 сказал: «Хотел бы Я, чтобы ты знал сегодня, что принесёт тебе мир! Но теперь это скрыто от твоих глаз. 43 Придут дни, когда твои враги возведут вокруг тебя укрепления и окружат тебя со всех сторон. 44 Они сравняют тебя с землёй и уничтожат всех людей в твоих стенах. Камня на камне не оставят от тебя, так как ты не узнал времени, когда Бог пришёл, чтобы спасти тебя».

Иисус приходит в храм

(Мф. 21:12-17; Мк. 11:15-19; Ин. 2:13-22)

45 Войдя во двор храма, Иисус стал выгонять торгующих там, 46 говоря им: «В Писаниях сказано: «Дом мой будет домом молитвенным”, а вы превратили его в «разбойничье логово”!»

47 Иисус учил каждый день в храме, а главные священники, законники и предводители народа искали способ, как Его убить. 48 Однако они были бессильны сделать это, так как весь народ восторженно внимал каждому слову Иисуса.

Словом «мытарь» (τελώνης) в римский период называли сборщиков пошлин, которые выкупали на аукционе право собирать пошлины на данной территории, а также чиновников по сбору налогов с населения, находившихся на службе у местного правителя или имперской администрации (Donahue. P. 337). В Евангелиях в основном имеются в виду первые. Греческое слово ἀρχιτελώνης — «начальник мытарей» (Лк 19. 2) — уникально для греческой античной литературы (A Greek English Lexicon / Ed. H. G. Liddell et al. Oxf., 1996. P. 253). Оно, по-видимому, обозначает не государственного чиновника, управлявшего группой сборщиков налогов, а человека, который сдал в аренду свое право собирать пошлину или пользовался услугами наемных сборщиков пошлин (Donahue. P. 337). Мытарей презирали и считали обманщиками и взяточниками, изверженными из числа избранного народа (Nolland. P. 907).

Когда Спаситель, направляясь в Иерусалим на Свою последнюю Пасху, проходил через Иерихон, Закхей хотел Его увидеть, но толпа народа плотно заслонила Христа. Закхей, невзирая на свое солидное положение, влез на сикоморовое дерево (Ficus sycomorus), «потому что мал был ростом» (Лк 19. 3), и увидел Спасителя. В слове о Закхее, приписываемом святому Иоанну Златоусту, говорится, что залезть на дерево его заставила божественная любовь, и «она уже не позволяет ему ни глядеть на земное, ни сноситься с людьми; но, поглядев на любовь, он ожидал небесного» (Ioan. Chrysost. In Zaccheum publicanum: // PG. 61. Col. 768). Иисус Христос, проходивший мимо, увидел его на дереве и сказал Закхею: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19. 5). Закхей на радостях устроил у себя большое угощение для Гостя и Его спутников (ср.: Лк 5. 27-32). В результате общения с Господом мытарь осознал неправедность своей жизни и во время пира во всеуслышание пообещал половину своего состояния раздать нищим, а из другой половины возместить вчетверо убыток тем, кто могли пострадать от поборов. Это было свидетельством признания своей вины пред Богом (ср.: в Исх 22. 1-4 предписывается взимать с вора, в частности, вчетверо за сворованную и убитую или проданную овцу) и желания изменить свой образ жизни, хотя за неправедно приобретенные деньги по закону Моисееву требовалась компенсация в виде той же суммы, к которой прибавлялась 1/5 ее часть (см.: Лев 6. 1-5; Числ 5. 5-7). Блж. Феофилакт Болгарский заметил, что евангелист, описав этот сюжет, «научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания… Истинная же милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с законом» (Theoph. Bulg. In Luc. 19 // PG. 123. Col. 1021). Святой Василий Великий, рассуждая о Закхее, говорит, что «Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием» (Basil. Magn. De miseric. 2).

В ответ на этот порыв Христос сказал Закхею, что «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк 19. 9). Эти слова указывают на то, что Спаситель считал, несмотря на мнение толпы и особенно фарисеев (Лк 19. 7; ср.: 5. 30-32), Закхея членом народа Божия (ср.: Лк 19. 10). Свидетельством этому стало покаяние Закхея. Святой Григорий Богослов призывает христиан быть «Закхеем, который вчера был мытарь, а ныне стал щедр: все принеси в дар Христову вхождению, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты ростом телесным» (Greg. Nazianz. Or. 40 // PG. 36. Col. 404).

В одной из гомилий, приписываемой святому Иоанну Златоусту, отмечается композиционно-смысловая параллель между внутренним переворотом Закхея и предыдущим исцелением в эпизоде со слепцом (см.: Лк 18. 35-43): «Вслед за прозрением слепца прозрел другой, кто был слеп душою. Кто именно? Начальник сборщиков податей, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослепленною жадностью» (Ioan. Chrysost. In caecum a Christo Sanatum et in Zacchaeum. 3 // PG. 59. Col. 603). Один из современных исследователей указывает на социальное измерение совершенного Иисусом Христом: «С избавлением в сцене с нищим, погруженным в слепоту и жалкое прозябание, соотносится сцена избавления человека, охваченного погоней за деньгами и погрязшего во взяточничестве» (Nolland. P. 907).

По мнению ряда исследователей, в рассказе Евангелия от Луки о Закхее прежде всего раскрывается тема божественной заботы, проявляющейся в служении Господа Иисуса Христа, Спасителя отверженных, выходящего, подобно пастуху, на поиски заблудших людей. Закхей «представлен как образец человека, предпринимающего настойчивое усилие найти и увидеть Иисуса; Закхей — это пример радостной отзывчивости на призыв Христа, признающий в Нем Господа и выказывающий правильное отношение к богатству» (O’Toole. P. 1033).

Коптская Церковь празднует память Закхея 20 апрела (Angarano. Col. 1457). В сирийском Мартирологе Рабана Слибы (конец XIII — начало XIV века) под 27 августа помещена память мытаря Закхея, еп. Кесарии (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 159, 192). Память «святого апостола Закхея» помещена под 21 апреля в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X века) и в Типиконе Великой церкви IX-XI веков (Mateos. Typicon. T. 1. P. 268-269), в греческой печатной Минее (Венеция, 1603) — под 20 апреля (SynCP. Col. 617, 619). В современном календаре Русской Православной Церкви память Закхея отсутствует, в 32-ю Неделю (т.е. воскресенье) по Пятидесятнице за литургией звучит евангельское чтение, посвященное обращению Закхея (Лк 19. 1-10).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *