День был пасмурный, нежаркий, поэтому работа продвигалась неплохо. Ящик под неторопливый скрип пера наполнялся монетами. Люди хмурились в тон небу, стараясь свести общение со сборщиком податей к минимуму. Никто не желал ему ни благословения от Господа, ни долгих лет жизни. Мытарей не любил никто. Старый каменщик, уплативший за прошедший год, тяжело вздохнул вместо приветствия и сокрушенно покачал головой, отходя прочь от стола.
– Мало того что подать дерут для безбожной власти, так еще эти кровопийцы себе кошельки набивают за наш счет! – прошипела женщина, проходя мимо мытницы.
– А в Иерихоне-то, слыхала, какой себе дом отгрохал ихний главный? – вторила ее товарка. – Соломон в гробу переворачивается!
Женщины куда-то тащили на веревке упирающегося козла. Пахло от него не очень хорошо.
– И когда же вы уже насытитесь, аспиды? – последняя реплика прозвучала уже из глубины бурлящей толпы.
Мытарь невозмутимо взирал поверх торговых рядов и праздного народа. Слава человеческая не наполнит сосудов маслом, и почетом сыт не будешь. А вот монета – другое дело. Что же до власти, какая разница, кто собирает подать и кто ловит воров? Да правь Израилем хоть главный крокодил Верхнего Нила! Лишь бы мясо всегда было в котле да хлеб в миске не переводился.
Внезапно вдали зашумел народ. Мытарь схватился за денежный ящик и нашел глазами своих рабов, что сидели поодаль, вооруженные дубинками, – вынужденная мера против разбойников. Стражник на городской стене беспокойства не проявлял, стало быть, ничего страшного не происходит. Можно расслабиться.
– Это Иисус Назорей, заклинатель бесов! – послышался голос какого-то мальчишки.
К его голосу добавлялись другие:
– Целитель Галилейский!
– Пророк, Которого Иоанн проповедовал на Иордане!
– Смутьян, пьяница, друг блудниц и мытарей!
На этом сборщика податей словно молнией поразило. Если это и вправду Иисус из Назарета, обязательно произойдет нечто сверхъестественное. Не так давно Левий, сын Алфея, оставил ящик с деньгами и все расписки только потому, что услышал от проходившего мимо Галилеянина: «Следуй за Мной». И ведь встал и последовал. Да вот же он – в простой пыльной одежде, среди других учеников. Это какое же должно быть сильное колдовство, чтобы человек променял прибыльное занятие на странствия и проповеди!
Отведи, Господи, такую напасть!
Вот Он, совсем рядом. В Его глазах – знание всех и каждого!
Но процессия всё ближе. Вот и Тот, о Ком все говорят. Хорошо одет, кстати. Любопытно, какое же чудо Он сотворит на этот раз? Постойте, а что если Его цель – я? Как там говорилось? Друг мытарей? Гипнотизирует их с целью разрушения системы налогообложения! Левий и Закхей вчера, сегодня я, а завтра вообще деньги отменят. И будет всё общее. И в мою купальню будут ходить мыться назореи, странники и прочие босяки. А рабов и вовсе на свободу отпустят. Даже тех, у кого ухо проколото шилом в знак пожизненного рабства.
Иисус с учениками и зеваками шел по городской площади, а на мытнице съежился сборщик податей, спрятав голову за денежный ящик. Больше всего на свете он боялся, что его окликнут по имени, позовут присоединиться к взыскающим небесного вместо земного, а он не сможет этому воспротивиться. И тогда – прощайте, все надежды выдать дочерей замуж и сытая старость! Здравствуйте, скитания, холод и голод! Вот Он, совсем рядом. В Его глазах – знание всех и каждого, власть над миром, царское спокойствие и достоинство. Хотелось бежать куда угодно – в пустыню, в море. Лишь бы оказаться подальше от Его внимания!
Но Тот, Кто, сотворив мир, называл Себя Сыном Человеческим, прошел мимо, ничего не сказав…
***
Бог настолько любит атеистов, – считает один хороший батюшка, – что Его для них не существует. Я тоже считаю, что Господь намеренно отсутствует в жизни тех, кому Он доставляет неудобства Своим Законом. Любые скорби, связанные с несением Христова ига на себе, невыносимы для безбожника. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5: 16). Вот заповедь, которая обещает понятную награду уже в этой жизни. И мы видим, как она сбывается даже на тех, кто, подобно вышеозначенному мытарю, скрывается от лица Божия.
А ведь так всю жизнь и просидим эдакими мытарями, которые изо всех сил держатся за свои мытницы!
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», – сказал Господь богатому юноше (Мф. 19: 21). Среди нас, православных, полно таких богачей. Один богат имением своим, другой славой человеческой, третий облечен властью, которую никак не хочет потерять. А вот если бы можно было следовать за Христом виртуально, в душе своей! Так я самый первый буду среди диванных апостолов! А насчет раздачи имения… Вон в ближайшем храме свечки-то дорогие какие да обедня аж по 20 целковых. Ух, и цены ломят! Тут даже и не до десятины Богу. Разве что мяты могу отдать, всё равно я ее не ем. А за мяту можно сесть в Царствии Божием одесную Царя Славы? Или хотя бы ошуюю?
У Достоевского Алеша Карамазов сказал себе: «Не могу я отдать вместо «всего” два рубля, а вместо «иди за Мной” ходить лишь к обедне». Вот этот юношеский порыв и дает направление к тому наследию, которое Бог приготовил для Своих друзей. Всю Вселенную можно приобрести, если однажды отдать всё, что имеешь, в обмен на евангельский участок земли, где зарыто несметное сокровище.
Хватило бы только любви и доверия к Богу, а то так всю жизнь просидим эдакими мытарями, которые изо всех сил держатся за свои мытницы.
Мытник — это… Что такое Мытник?
МЫТНИК — (Pedicularis), род многолетних или реже одно и двулетних трав сем. норичниковых. Цветки в верхушечных колосовидных или кистевидных соцветиях. Ок. 600 видов, в Сев. полушарии, большинство в Гималаях и Китае, 1 вид в Юж. Америке; в СССР ок. 110… … Биологический энциклопедический словарь
мытник — сущ., кол во синонимов: 5 • вшивица (7) • пошлинник (3) • растение (4422) • … Словарь синонимов
Мытник — У этого термина существуют и другие значения, см. Мытник (значения). ? Мытник … Википедия
Мытник — (Pedicularis) род растений семейства норичниковых. Многолетние, редко однолетние или двулетние полупаразитные травы с перисторассечёнными или перистораздельными листьями (нижние в розетке). Цветки неправильные, розово фиолетовые,… … Большая советская энциклопедия
МЫТНИК — мыт, многолетнее полупаразитное раст., с прямостоящим, сочным, сильно ветвистым стеблем и мелко изрезанными листьями. Цветки одиночные, пазушные, на коротких ножках, розовые, образующие на верхушках ветвей длинные облиственные кисти. Растет почти … Сельскохозяйственный словарь-справочник
Мытник — м. Многолетнее травянистое растение семейства норичниковых с прямым стеблем и мелкими изрезанными листьями. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мытник — мытник, мытники, мытника, мытников, мытнику, мытникам, мытник, мытники, мытником, мытниками, мытнике, мытниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мытник — м ытник, а … Русский орфографический словарь
Мытник — Род 237. Pedicularis L … Флора Центрально-лесного государственного заповедника
Мытник — в Киевской Руси сборщик торговых пошлин … Краткий словарь историко-правовых терминов
МЫТНИК — в Древней Руси сборщик торговой пошлины до 1654 г … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Мытарь — это… Значение слова «мытарь»
Человек от Бога проповедует среди народа. Но вот что это? Его видят сидящим среди мытарей и блудниц! Люди, которые до этого слушали его, возмущаются: «Вот человек, пьяница, друг мытарей и блудниц!» Ситуация, взятая из Библии, описывает проповедь Иисуса Христа, Сына Бога. Но почему в то время считалось таким предосудительным общаться с мытарями? Да и кто такие мытари?
Кто такой мытарь
Если сказать коротко, мытарь — это старое слово, которое описывает человека, служба которого заключается в том, чтобы собирать налоги с простого народа. Неудивительно, что в то время к этим людям так относились в обществе! Да и во все времена люди, которые обдирали бедных, были не в почете в народе. Что же тогда побудило Иисуса, Сына Бога, сидеть среди таких людей, которых совсем не уважали? Какую роль эти люди занимали в те времена и в течение истории? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Чем занимались мытари в Риме
В Римской империи сбором налогов, накладываемых на земельные участки, занимались римские военачальники. Данная система была хорошо урегулирована. Однако обладать властью на экспорт или импорт товаров, перевозимых через страну купцами, мог, в принципе, каждый, кто обладал соответствующим влиянием. Достаточно было получить необходимое разрешение. Но стоить эта привилегия могла немалое количество финансовых средств. Когда такие «мытари», или сборщики, занимались своей работой, то могли получать прибыль от налоговых поступлений, которые намного превышали сумму их обычной ставки. Правда, вся эта деятельность проводилась совсем не так легко, как может показаться. Субподрядчики или начальники постоянно контролировали правомерность сбора налогов в некоторых частях своей территории.
Закхей и Матфей — сборщики податей времен Христа
Читая Священное Писание, мы находим информацию о мытаре по имени Закхей. Из Евангелия от Луки, девятнадцатой главы, первого и второго стихов, мы узнаем, что он был, скорее всего, начальником, поставленным над другими мытарями или сборщиками налогов. Мытарь Матфей — следующий, о ком мы узнаем из Слова Бога — Библии. Иисус, Сын Создателя, назначил его апостолом или «посланником» (как исходит из дословного перевода этого слова). По-видимому, Матфей не только занимался тем, что собирал налоги в Капернауме, но и имел в этом городе свою налоговую контору.
Почему мытарей не уважали
К таким людям, как Закхей и Матфей, в те времена относились с глубоким презрением и неуважением. Они завышали налоги, взимавшиеся с простого народа, этих людей не очень-то почитали их же соотечественники. Также в Священном Писании мы находим информацию о том, что некоторые евреи считали отвратительным даже есть вместе с такими людьми. К ним относились как к грешникам и ставили в один ряд с общественными проститутками. Свое презрение к этим людям евреи выражали и потому, что те поддерживали Римскую империю, которая состояла, как считалось, из «нечистых» язычников. Если бы такой человек лежал на улице без сознания, то ему вряд ли бы кто-либо оказал помощь.
Сборщики налогов и Христос
Однако читая Евангелие, повествующее о жизни Господа Иисуса, мы замечаем, насколько разительно отличались взгляды, которым учил он, от общепринятых в то время. Мы нигде не читаем, что Матфей или Закхей продолжали обманывать людей после того, как стали христианами. Напротив, как мы узнаем из Библии, Матфей оставил свою контору ради того, чтобы следовать за своим Господом. Не удивительно, что Христос так ценил этого человека! Он сам неоднократно говорил: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные», — показывая тем самым, что мытарь — это не такой уж безнадежный человек, как считало большинство в те времена. Более того, то, с какими чувствами Матфей написал свое повествование о жизни Христа, восхищает многих ценителей мировой литературы. «Читая его Евангелие, — говорят они — чувствуешь, с какой теплотой он говорит о своем Господе». Видно, что весть Сына Бога находила отзывы в сердцах даже тех, кто в глазах других находил только лишь презрение.
Что означает слово «мытарь»
Чтобы лучше понять значение слова мытарь, нужно исследовать происхождение самого этого понятия. Оказывается, что в давние времена слова «мыт» и «мыто» подразумевали точки, где проводилась проверка транспортных средств на суше и на воде. Всевозможные пошлины, которые налагались на них, возлагали на народ неподъемное бремя. Мытники в древней Руси — это нередко были «воры в законе» — бандиты, которых не любили. В словаре Ожегова этому слову дается простое определение. Согласно ему, мытарь — это сборщик податей в Иудее. А словарь Даля дополняет это определение. В нем содержится некоторая добавочная информация. Согласно этому словарю, мытарь — это сборщик мыта в Руси. От этого слова происходят два других — «мытарить» и «мытарство». Согласно словарю Ожегова и Шведовой, первое понятие передает мысль о том, чтобы кого-то придавать мытарствам или страданиям, а второе указывает на муку или страдание. Очевидно, что слово «мытарь» стало синонимом жестокого человека, садиста, который придает других страданиям. Уже по этому можно судить о той репутации, которую имели эти люди. Ранее различные древние профессии подвергались осуждению, но в особенности эта.
Очевидно, близкое по значению к слову «мытарь» — такое понятие, как «мытить» или «мытарствовать», что означает передавать в наем или брать (словарь Даля). Это слово, кроме всего прочего, может означать чей-то недуг, болезнь или страдания. Помимо всего этого, данное слово может указывать на того, кто живет за чужой счет или тунеядствует.
«Мытарство» на Руси
В те времена вся пошлина или налог, который собирали мытари, шел на обеспечение князей, владеющих тем или иным уделом. Они обладали правом разрешать или не позволять мыт на своей территории. К примеру, когда два князя договаривались о совместном сотрудничестве, тогда и первый и второй были обязаны из вежливости позволить купцам без лишних препятствий провозить свои товары по территории другого. В то время это называли «без рубежа» (т. е. без границ) или «без зацепок» (т. е. без препятствий).
Если же были те, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, тогда такие люди могли быть оштрафованы за нарушение устного закона. Такой штраф назывался «промытом». Отсюда же происходит слово «промытаривать», которое созвучно современному «промотать», что, очевидно, указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.
Виды налогов
В те времена различали несколько видов такого «мыта». Под мытарство подпадали, как мы уже узнали, как наземные торговые маршруты, так и водные. Поэтому различали несколько видов мыта: «проплавной мыт», «мыт прибрежный», «мостовщина» и «мыт наземный». Такой пошлинный налог мог быть уплачен в денежном эквиваленте либо же товарами. Мостовщина же подразумевала уплату налога при проезде через мосты.
Кроме всех вышеперечисленных видов, налог взимался за провоз товара, его простой и при его продаже. Неудивительно, что для простых людей, да и для зажиточных, это было равносильно обдирательству.
Татаро-монголы и пошлины
Татаро-монголы увеличили и без того неподъемное бремя народа. Со времени ордынского завоевания они ввели новый вид мыта, который назывался «тамгой». Если кто-то хотел участвовать в торговле на рыночных площадях или ярмарках, которые были так популярны в то время, также должен был заплатить этот вид налога. Согласно словарю Ожегова, тамга — это пошлина, которая взималась таможенной службой за приложенные клейма. Размер этого налога зависел не от того, какое количество поставлялось в том или ином месте, а от того, сколько стоил определенный товар. Подобным образом даже монастыри могли утверждать на своей территории торги и брать с товара, который был привезен, тамгу. Вот такие были древние профессии.
Современные «мытари»
Стоит отметить, что сборщик податей — профессия, которая всегда преследовалась простым народом, и даже в наше время люди, которые лишают последнего простых людей, ненавистны для других. Сегодня также можно встретить очень много нечестности в правительственных кругах, ведающих налогами. Так, таможенная служба, которая занимается проверкой багажа и проверяет сертификацию товаров, перевозимых за границу, также нередко поступает нечестно. Можно услышать огромное количество жалоб на медленное обслуживание и оттягивание с целью выудить хоть что-то из людей. Таким образом, таможенная служба сегодня — то же самое, что сборщики податей в древние времена.
Прыжок в историю
Как мы узнали из этой статьи, мытники в древней Руси — это были те люди, которых очень не любили. Также мы узнали, как к таким людям относился Христос — Сын Божий. Кроме того, у нас была возможность провести параллель с нашим временем, с различными налоговыми конторами и таможенными службами.
Термины. 9-16 века.
Варяги – древнерусское название жителей Скандинавии (викинги, норманны), которые сыграли заметную роль в истории Древнерусского государства. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути «из варяг в греки», т.е. между Скандинавией и Византией.
Огнищанин – представитель высшего служилого класса. Княжеский дворецкий.
Скань, филигрань – вид ювелирной техники в Древней Руси. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Зернь – мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм., которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX-X веков, обычно вместе с эмалью.
Рядовичи – люди, которые заключили «ряд» (договор) с землевладельцем и обязывались выполнять работы по этому договору.
Вече– народное собрание в древней и средневековой Руси.
Закупы – в Древней Руси люди, обязанные отдать долг (купу) определенной работой.
Холопы – люди, находившиеся в полной зависимости от своего хозяина.
Вотчина – наследственное земельное держание (родовое имение).
Поместье – условное земельное держание. Выдавались за государственную и военную службу. (В отличие от вотчины – поместья нельзя было наследовать, продавать и менять).
Надел – участок земли, который земельный собственник выдавал в пользование своему крепостному крестьянину.
Барщина – обработка крепостным крестьянином земли феодала или выполнение в его пользу иных повинностей в качестве платы за полученный надел.
Оброк – деньги и продукты, которые крепостные крестьяне регулярно отдавали феодалу в качестве платы за полученный надел.
Тризна – часть погребального обряда у древних славян.
Полюдье – объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань.
Тиун – управляющий княжеским или боярским имением (домом).
Бояре – в X-XVII вв. высший слой класса феодалов.
Гости – в Древней Руси купцы, выезжавшие торговать в иные земли и страны.
Вирник – в Древней Руси лицо, взыскивающее виру. Сборщик денежного штрафа за убийство.
Мытник – в Древней Руси сборщик торговых пошлин. Сборщик податей.
Люди (людин), муж – в Древней Руси свободные (независимые) крестьяне.
Баскак – ордынский сборщик дани в русских землях в XIII-XIV вв.
Курултай – съезд ордынской знати.
Улус – земля, подвластная хану Золотой Орды.
Летопись – погодные записи исторических событий в XI-XVII вв.
Посад – торгово-ремесленная часть русского города.
Детинец – одно из названий внутренней городской крепости.
Выход (ордынский выход) – дань, взимавшаяся ордынскими ханами с русских земель.
Ордынское иго – принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения.
Фреска – живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Древней Руси.
Система содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси называлась – кормлением.
Десятина – в Древней Руси налог в пользу церкви.
Гридень – княжеский дружинник. Слово характерно для Киевской Руси в X-XIII вв.
Гривна – денежная и весовая единица Древней Руси, слиток серебра в 1/2 фунта (XII в.).
Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление.
Норманская теория – система взглядов и представлений о происхождении древнерусского государства, сформулированная во второй четверти XVIII века З. Байером, Г. Миллером, А. Шлецером, подчеркивавшими решающую роль норманнов (варягов) в создании государства Киевская Русь. В числе основных вопросов – происхождение термина «русь» и династии киевских князей.
Противоположное течение – антинорманисты (М.В. Ломоносов).
Великий Торг – так в древности называлась Красная площадь в Москве. Официально Красная площадь стала так называться с XVII века.
Усобица – война между князьями.
Удел – территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода.
Яик – старинное название реки Урала.
Летописание в Древней Руси велось «от сотворения мира». Чтобы перевести счет на наше летоисчисление, следует вычесть 5508 лет. Например, 6868 год в летописи – это 1360 год н. э.
Дети боярские – в 15-17 вв. – мелкие феодалы, служившие царям, князьям, боярам и церкви.
Местничество – порядок назначение должностных лиц на Руси по знатности и родовитости с XV до конца XVII (местничество было отменено в 1682).
Пожилое – пошлина в России конца 15-17 вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего). Впервые Пожилое упомянуто в Судебнике 1497 г.
Земские соборы – высшие сословно-представительные учреждения в России с 1549 г. – конец XVII в.
Стоглав – сборник решений Стоглавого (земско-церковного) собора, произошедшего в Москве в 1551 г. под руководством митрополита Макария. Собор установил нормы внутренней жизни духовенства и его отношения с государством, ограничил церковные владения и финансовые привилегии. Так же Собор одобрил принятие нового Судебника (1550 г.).
Окольничий – придворный чин и должность в Русском государстве в XIII — нач. XVIII вв.
Постельничий – придворная должность из ближайшего окружения царя в XV-XVII вв. Сопровождал царя, хранил его личную печать, часто возглавлял личную канцелярию. Ведал хранилищем царской одежды, украшений, посуды, икон, архива и пр.
Сословие – социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Черносошные крестьяне – в 14-17 вв. лично свободные крестьяне, при Петре I включены в категорию государственных крестьян.
Хронографы – сочинения по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в XV в. Пахомием Логофетом.
Дворцовые крестьяне – крестьяне, принадлежавшие правящей в России династии.
Ясак – натуральная подать, которой обкладывались народы Поволжья (в 15-18 вв.) и Сибири (в 17-20 вв.).
Опричнина – это политика Ивана Грозного, направленная против боярской аристократии. Это политика террора, как основного средства укрепления самодержавной власти. Были созданы опричные войска из рядовых помещиков.
Царь поделил государство на опричнину и земщину. В опричнину (от слова «опричь», кроме), подведомственную царю, вошли лучшие земли вокруг Москвы (около половины всего государства). Вся остальная территория отводилась под земщину. Во главе земщины стояла Боярская Дума, сохранялись приказы и вся система управления. Таким образом, существовали как бы две параллельные структуры власти.
Нестяжатели – религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV в. – начале XVI в.Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Основной идеолог течения: Нил Сорский.
Иосифляне – религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV в. – начале XVI в.Отстаивали консервативную позицию по отношению к церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения и выступали против аскетизма церкви. Основной идеолог течения: Иосиф Волоцкий.
«Угличское дело» – расследование обстоятельств гибели царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г. Смерть царевича признана случайностью.
1. Памятники архитектуры
2. Памятники литературы
3. Термины
4. Даты
5. Исторические личности
6. Изображения памятников архитектуры
- Рабы в древнем египте
- Политическое устройство древнего рима
- Образование в древнем риме
- Математика в древнем египте
- Денежная единица древней руси
- Архитектура древнего рима презентация
- Брахманизм в древней индии
- Мифические существа древней греции
- Самая древняя геологическая эра
- Особенности философии древнего китая
- Апокрифы древних христиан читать