11 советов как избежать страшнейшего греха в исламе
11 советов как избежать страшнейшего греха в исламе
Риба – ростовщичество считается одним из самых больших грехов в исламе.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Настанет время, когда будет невозможно найти ни одного человека, который бы не участвовал в ростовщичестве. И даже если кто-то будет думать, что он не участвует в ростовщичестве, то пыль ростовщичества наверняка настигнет его».
В Коране сказано: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275).
Современный мир – это постоянные кредиты, долгосрочные проценты и ипотеки, рекламы, манящие взять кредит и решить все ваши проблемы вместо множества новых. Люди погрязли в ростовщичестве. Риба приносит сложности в эту жизнь, но больше всего тяжелы его последствия в ахирате.
Покупка крупных товаров, таких как дома, машины, в кредит приводит к риба. Долгосрочный процент вызывает большие проблемы, такие как ссоры в семье, депрессия в результате неплатежеспособности, потери имущества, постоянное состояние страха и прочее. Кредитные карты вводят людей в еще большие долги, с которыми они не в состоянии справиться, а проценты все набегают. И это превращается в замкнутый круг.
Что мы делаем не так?
Если мы не в состоянии полностью избавиться от риба, как мы можем минимизировать потери, чтобы все-таки избавиться от него?
Что мы можем делать в подобной ситуации:
- Иметь таваккуль (упование), что Аллах обеспечит вас и вашу семью пропитанием.
- Не брать товары в кредит.
- Выбирать халяльные инвестиции (золото вместо рынка акций).
- Копить деньги на жилье вместо того, чтобы брать ипотеку.
- Быть бдительным при подписании договоров и иметь кого-то, кто мог бы проверить документ, который вы собираетесь подписать.
- Открывать беспроцентные счета в банке.
- Оплачивать счета вовремя, чтобы избежать штрафных пени (включать функцию автоплатежа).
- По возможности занимать деньги у знакомых и близких вместо того, чтобы брать кредит.
- Не покупать то, на что у вас нет денег, если это не является необходимостью. Жить в рамках своих возможностей.
- Совершать операции в исламских банках.
- Принять/дать «Кард аль хасана» – все это так называемый «благотворительный» кредит, который обязывает заемщика вернуть кредитору лишь основную сумму займа. Но заемщик имеет право по своему усмотрению выплатить вознаграждение кредитору, добавив его к основной сумме кредита.
Вы также можете посещать семинары о халяльном инвестировании и учиться у других, как они производят свои операции дабы избежать системы риба.
Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник); разновидность страсти сребролюбия.
***
Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».
***
«Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!
Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.
Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15). Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести. Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)… Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)».
cв. Тихон Задонский
***
См. МШЕЛОИМСТВО, ЛЮБОСТЯЖАНИЕ