На утренний намаз

Время утреннего намаза

Время для выполнения утренней молитвы начинается от предрассветных сумерек, когда заканчивается время ночного намаза и длится до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте. При этом следует учитывать ложный рассвет.

Что такое ложный рассвет?

Ложный рассвет– это появление вертикальной светлой полосы или в виде волчьего хвоста. Данный рассвет быстро исчезает и небо снова становится темным. На самом деле это явление называется Зодиакальным светом. Полоса звездной пыли при восходе Солнца располагается почти вертикально и плотный воздух около горизонта не поглощает сравнительно яркий свет отраженный пылью и возникает эффект рассвета. Такая заря не является признаком начала времени молитвы. А вот появление светлых горизонтальных полосок, говорит о наступлении истинного рассвета и является началом наступления времени для фаджр-намаза. Вот, что говорится об этом в хадисах. В одном из них Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть»». (аль-Хаким 1/425, аль-Байхаки 4155. Достоверность подтверждена имамами Ибн Хузайма и аль-Хаким и шейх аль-Альбани). В другом: Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким, аль-Байхаки. Хадис достоверный. См. Сахих аль-джами’» 4278). Имам Ибн Хузайма разъяснил данный хадис так: “В этом сообщении доказательство на то, что обязательную молитву не дозволено совершать, прежде чем наступит ее время! Слова: Заря, при которой запрещается есть» относятся к соблюдающему пост. Слова: разрешается совершать молитву» означают совершать утреннюю молитву. Когда наступает первая (ложная) заря, не дозволяется совершать утреннюю молитву” (“Сахих Ибн Хузайма” 1/52).

Всевышний определил время для утренней молитвы в Коране так: «А Коран — на заре», то есть во время утреннего намаза. «Выполняй молитву при склонении солнца к мраку ночи, а Коран — на заре» (Сура «Перенес ночью», аят 78).

Рис 1 Ложный рассвет.

Рис 2 Истинный рассвет

О времени утреннего намаза есть много хадисов. “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал совершение утренней молитвы, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)” (Муслим 1/178). “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершил утреннюю молитву в темноте рассвета. В другой день он совершил ее при отблеске рассвета. Затем после этого, он всегда молился в темноте рассвета, пока он не умер” (Абу Дауд 1/110, Ибн Хиббан 378). Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что “женщины совершали утреннюю молитву с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и они не могли узнать друг друга по причине темноты” (аль-Бухари 578, Муслим 645). Все хадисы указывают, что выполнение утренней молитвы в начале ее времени является предпочтительным.

Когда нельзя читать намаз? Запрещенные времена намаза

Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный — нельзя.

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)

В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте

В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой».

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом.

Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)

В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет». После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).

2. Когда солнце находится в зените

В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху «…во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату…»

3. Во время захода солнца

За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме ‘аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза ‘асра предыдущего дня. После прочтения ‘аср намаза вплоть до захода солнца.

Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет». (Бухари, Муслим).

Если кто начал читать намаз ‘аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.

4. После захода солнца

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше.

Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз». (Абу Дауд, Ибн Маджа).

5. Во время хутбы

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.

В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу». (Бухари).

В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар».

(«Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).

Нежелательные для намаза временные промежутки

Вопрос: В какое время после утренней и послеобеденной молитв нельзя совершать намаз (когда начинается нежелательное время и сколько длится в минутах)?

Ответ: Нежелательно (карахат ат-тахрим – нежелательность, близкая к запрету) молиться после утренней молитвы и до восхода солнца над горизонтом в размере установленного копья. Время в минутах может меняться в зависимости от сезона; если вы посмотрите на Рузнама (график времени молитв), там приводится время утреннего азана и время восхода солнца.

Также нежелательно совершать молитву, когда солнце находится в зените (по центру неба), то есть в 11:45, 12:00, до азана на обеденную молитву (то есть до склонения солнца от центра); кроме того, нежелательно совершать молитву после послеобеденной до азана на вечерний намаз (то есть заход солнца на горизонте).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).

  • Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает» (Абу Давуд, аль-Байхаки).
  • Здесь идёт речь о нежелательности, близкой к запрету, то есть если без причины совершить подобное действие три раза подряд, то это превратится в грех.
  • Идёт речь о нежелательности совершения в полдень тех намазов, у которых причина совершения опережает молитву. К примеру, намаз-тахият (приветствие мечети): если человек вошёл в мечеть, то желательно совершить молитву в два ракаата. То есть причиной стал вход в мечеть, который опередил молитву.
  • Точно также – молитва после омовения, молитвы затмения солнца и луны, заупокойная молитва, пропущенные молитвы, если они не специально отложены на эти времена.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда пропустил два ракаата желательного намаза, перед обеденной молитвой возместил его после предзакатной молитвы (то есть до захода солнца) (передали имам аль-Бухари, имам Муслим).

Теперь что касается тех молитв, у которых причина следует после самой молитвы. К примеру, молитва-истихар: человек совершает вначале молитву, чтобы истихар засчитывался, то есть причина молитвы – истихар, который рассматривается только после совершения молитвы; или молитва ихрам (вступление в обряды хаджа).

Нежелательность совершения молитв в перечисленные периоды времени не касается территории Харама города Мекки (независимо от того, в мечети или нет). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«О дети Абду Манафа! Не преграждайте никому совершать обход Каабы и совершения молитвы (в мечети) в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи и другие; хадис с достоверной цепочкой передатчиков).

Когда можно, а когда нельзя читать намаз

Намаз предписан человеку в определенное время. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека станет равна его высоте. Оно продолжается вплоть до наступления послеполуденной молитвы.

Время послеполуденной молитвы длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время закатной молитвы продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время вечерней молитвы длится до середины ночи. А время рассветной молитвы от начала рассвета и длится до восхода солнца.

А когда будет восходить солнце, то воздерживайтесь от молитвы, поскольку она восходит меж рогов шайтана». (Муслим.) Итак, для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Расписание указано на сайте. Но существует время, когда намаз делать – макрух.

Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный — нельзя.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

Намаз с рассвета до полудня

Время от предрассветных сумерек до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте. В это время совершается Фаджр намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда.

После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой» (‘Абд ар-Раззак; ад-Даракутни). )

Во время восхода солнца делать намаз – макрух. Это период времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, то есть если солнце побелело и его сияние усилилось, то время макрух закончилось. Не выполняются ни обязательные ни дополнительные молитвы.

После восхода до полудня выполняются дополнительные молитвы Ишрак через 15 мин после восхода и ат-Духа, который выполняется между восходом солнца и его зенитом.

В это время можно совершать пропущенные намазы, намаз Истихара, Сaфaр, Тaубa,Тaхиятуль-вуду и намаз Тасбих.

Намаз от полудня до заката

Когда солнце находится в зените – намаз делать – макрух (кроме пятничного намаза). Это короткий период времени длится до момента когда солнце, которое находится в зените не станет клониться к закату. В это время запрещены все намазы, включая Джаназа.

Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Исключение составляют: Тaхиятуль-вуду, Тахият-уль-масджид ‎‎ (приветствие мечети), Джумма намаз. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что: «Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает» (Абу Давуд, аль-Байхаки).

После того, как только пройдет время макрух — начинается Зухр намаз, далее Аср, а также выполняются дополнительные и добровольные молитвы, подробнее о них в разделе «Времена других намазов».

По ханафитскому мазхабу в период между Зухр и Аср намазами существует «вакту мугмаль» (заброшенное время) и в это время фард намаза не совершается. После намаза-фард Аср не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.

При заходе солнца, есть период времени — макрух, который начинается незадолго до заката, когда солнце меняет свой цвет с желтого на красный, и завершающийся закатом солнца. «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).

Во время захода солнца можно совершать только намаз Аср этого же дня, если он не был выполнен.

Намаз от заката до рассвета следующего дня

По прошествии времени макрух наступает время для Магриб намаза. «Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце». (ат-Табарани 4058). За Магрибом совершается намаз Аввабин.

Время совершения этого намаза только между Магриб и Иша намазами.

Далее намаз Иша, Хаджат, который совершается сразу после Иша намаза, Витр и Тахаджуд намаз, нужно совершать после Иша намаза и до появления зари, а также любые дополнительные и добровольные молитвы, а так же восполнять пропущенные намазы.

Нежелательное (макрух) время для намаза. Детальный разбор — Ислам динр | Ахлю Сунна уаль-Джама‘а

Время макрух (нежелательное время)

Выполнение намазов в пяти случаях (о них будет сказано ниже) является макрух. Три из этих случаев сообщены в хадисе, переданном Укбой бин Амиром аль-Джухани (радиаЛлаху ‘анху):

  • «Есть три промежутка времени, во время которых Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запретил нам выполнение намазов и погребение усопших: от восхода солнца, пока оно не достигнет «высоты копья»; от нахождения солнца в зените до отклонения его на запад; во время захода солнца». (Муслим, Мусафирин, 293; Абу Дауд, Джанаиз, 51; Тирмизи, Джанаиз, 41; Мавакыт, 31, 34, Джанаиз, 89; ибн Маджа, Джанаиз, 30; Дарими, Салят, 142; ибн Ханбаль. 4/152).
  • О других двух промежутках времени сообщается в хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радиаЛлаху ‘анху): «Я слышал, как пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:
  • «Нельзя выполнять намазы после утреннего намаза до восхода солнца. Также нельзя выполнять намазы после намаза аср до захода солнца». (Бухари, Мавакыт, 38; Тавхид, 47; Абу Дауд, Ильм, 13; Тирмизи, Джумуа, 2).
  • Теперь разъясним то, что касается этих периодов времени, более подробно.
  • 1) Промежуток времени, который длится до восхождения солнца на высоту одного копья. Данная мера в наше время измеряется 5 градусами и, начиная от восхода солнца, продолжается около 40-50 минут. После этого нежелательное время проходит и наступает время, когда можно выполнять байрам-намаз или намаз «ад-духа».

2) Время нахождения солнца в зените, т. е. пока солнце не пройдет зенит и не отклонится на запад, или до наступления времени намаза аз-зухр.

3) Время, которое начинается с того момента, когда солнце становится желтым и не слепит глаза, до полного ухода за горизонт солнечного диска.

4) C появления «второго фаджра» до восхода солнца. Кроме утреннего намаза.

5) После выполнения намаза аль-аср до захода солнца.

В первые три промежутка времени «карахат» (нежелательное) нельзя выполнять ни пропущенные фард-намазы, ни витр, ни ваджиб, ни намаз-джаназа. Также нельзя в это время выполнять сажда-тилават, который необходимо сделать после прочитанного раньше аята, отмеченного в Коране значком. Иначе потом придется все это выполнить заново.

Также нельзя в эти промежутки времени выполнять нафиль-намазы, но если все-таки их выполнили, они, хотя выполнены в нежелательное время, действительны, поэтому потом не стоит их вновь читать, так как нежелательность выполнения намазов не нарушает целостность нафиль-намазов. Если начали выполнение намаза, то лучше в таких случаях прервать и выполнить в разрешенное время. Запрет на выполнение намазов в эти промежутки времени объясняется стремлением избежать какого либо уподобления действиям язычников, поклоняющихся солнцу.

Суть запрета на выполнение других намазов после времени утреннего намаза и на выполнение нафиль-намазов после намаза аль-аср исходит из того, что эти промежутки времени установлены для фард намазов. Причина запрета кроется не в особом значении времени.

Известно, что выполнение фард-намазов в установленное время всегда предпочтительнее, чем выполнение дополнительных намазов. Однако выполнение фард или ваджиб-намазов в эти промежутки времени не является макрух. Также не является макрух выполнение намаза-джаназа и сажда-тилават.

Нафиль-намаз, начатый в один из этих двух промежутков
времени, но прерванный вследствие нежелательности выполнения в это время, в другое время подлежит возмещению.

При начале захода солнца можно выполнить лишь обязательный для этого дня намаз аль-аср. Но нельзя выполнять возмещение намаза альаср, который пропущен в предыдущие дни, т. к.

ваджиб (необходимый) ‘ибадат не может быть выполнен с недостатками и упущениями. Как известно, нежелательное время является причиной значительных изъянов намаза.

В хадисе, переданном досточтимой Айшой (радиаЛлаху ‘анха) говорится:

«Кто успел до полного захода солнца выполнить хоть одно сажда намаза аср или до восхода солнца успел сделать хоть одно сажда намаза субх, считается успевшим (выполнившим) эти намазы». (Бухари, Мавакыт, 17; Насаи, Мавакыт, 11; Ахмад бин Ханбаль, 2/474).

  • Однако есть другие доводы, которые приводят ханафиты, когда считают, что восход солнца нарушает намаз. Любой намаз, выполняемый во время восхода солнца, нарушается. Однако заход солнца не нарушает намаз аль-аср.
  • Нарушается лишь утренний намаз, во время выполнения которого взошло солнце, ибо в первом случае наступает время другого намаза, а во втором случае заканчивается время одного, но не наступает время другого.
  • Кроме того, времени, отпущенного для утреннего намаза вполне достаточно, чтобы успеть его выполнить. Поэтому с завершением времени утренний намаз нарушается.
  • При выполнении намазов, кроме утреннего, достаточно успеть прочитать «такбиру ифтитах» («Аллаху акбар») в намазе, чтобы намаз считался выполненным своевременно. При этом не имеет значения причина, по которой было отложено выполнение намаза: очищение от хайд или излечение от умственного расстройства, или т. п.

По мнению шафиитов и маликитов, если до истечения установленного времени успели выполнить хоть один ракаат и два сажда, намаз считается выполненным полностью. Но если выполнено меньше одного ракаата, намаз считается упущенным. (аш-Ширази, 1/54; аз-Зухайли, 1/516).

Выполнение фард или ваджиб-намаза в момент нахождения солнца в зените, делает этот намаз недействительным. Но выполненный нафиль-намаз, хотя совершение намаза в это время нежелательно, является действительным.

Абу Юсуф считал, что разрешается выполнение нафиль-намазов в этот промежуток времени только в пятницу.

По общему мнению ученых, как только солнце отклонится от зенита к западу, заканчивается нежелательное время для выполнения намазов.

Можно также делать сажда-тилават, если в это время был прочитан аят, после которого обязательно выполнение сажда, но лучше оставить выполнение этого сажда на более позднее время.

Разрешается также совершение намаза-джаназа, если в это время все готово для погребения усопшего. Даже считается более предпочтительным выполнение этого намаза сразу. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обращаясь к своему зятю, повелел:

«О Али! Не откладывай три дела: выполнение намаза, когда наступило время, погребение умершего и выдача замуж девушки, как только нашли достойного жениха». (Тирмизи, Салят, 13; Джанаиз, 73; Ахмад бин Ханбаль, 1/105).

Другие промежутки времени, в которые выполнение нафиль-намазов макрух

Нежелательное время для намаза

6. Периоды времени, когда совершение намаза порицается

Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:»После рассветного намаза нет намазов, пока не взойдет солнце, и после послеполуденного намаза нет намазов, пока не закатится солнце»(Бухари, Мусим).

Передают также, что ‘Укба бин ‘Амир рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам молиться и хоронить наших покойников в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднималось (на высоту копья), в полдень, пока солнце не начинало клониться к закату, и незадолго до захода солнца, пока оно не заходило»(Муслим).

Эти хадисы дает нам понять, что нежелательно совершать добровольные намазы в следующие периоды:

а) промежуток времени, в течение которого солнце поднимается (тулю’у аш-шамс) от горизонта на высоту копья, иначе говоря, то время, пока солнце не побелеет и его сияние не усилится, т.е. после совершения обязательного утреннего намаза до восхода солнца;

б) после восхода солнца до тех пор, пока оно не взойдет на высоту копья, т.е. 35-40 минут после восхода солнца;

в) короткий промежуток времени, пока солнце, находящееся в зените (заваль), не начнёт клониться к закату, т.е. за 10-15 минут до наступления времени полуденного намаза. Это время называется – «Время Истива».

г) после совершения обязательного послеполуденного намаза до того времени, когда солнце начнет склониться к закату;

д) промежуток времени, начинающийся незадолго до заката солнца (гуруб аш-шамс), когда оно изменяет свой цвет с жёлтого на красный, и завершающийся с его закатом, т.е. с того момента, как солнце начнет склонится к закату, до тех пор, пока оно не зайдет.

Непозволительно исполнять любую дополнительную молитву с момента, когда солнце начинает бледнеть перед закатом и до полного заката (около 45-ти минут), кроме обязательного послеполуденного намаза.

Разумеется, что и саму послеполуденную молитву весьма нежелательно откладывать до этого времени.

Эти промежутки времени были временем поклонения солнцу огнепоклонниками (Маджуси). Они были запрещены мусульманам для молитв, дабы не уподоблять поклонение Единому Создателю – Аллаху субхана уа Тааля, поклонениям представителей ложной религии.

Сказанное означает, что в вышеупомянутые периоды времени проводить заупокойную молитву не следует и нельзя совершать в эти промежутки времени дополнительные добровольные намазы, а можно только возмещать (када’) пропущенные обязательные намазы.

Указанием на это служит достоверное сообщение от ‘Амра ибн ‘Абасы о том, что однажды он попросил:

«О Пророк Аллаха, расскажи мне о намазе». Он сказал: «Соверши утренний намаз, а затем не молись, пока солнце не взойдет и не поднимется, потому что оно восходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему. Потом совершай намазы, потому что за ними наблюдают и на них присутствуют.

Когда же тень копья не будет склоняться на восток или на запад, перестань молиться, потому что в это время разводят огонь в Геенне. Когда снова появится тень, опять совершай намазы, потому что за ними наблюдают и на них присутствуют.

После того как совершишь послеполуденный намаз, перестань молиться, пока не зайдет солнце, потому что оно заходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему» (Ахмад, Муслим).

Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот намаз лицемера! Он усаживается и дожидается заката солнца, и когда оно оказывается между двумя рогами сатаны, он встает и клюет четыре рака’ата, поминая Аллаха совсем немного» (Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

В указанных ниже случаях, является нежелательным исполнение всех намазов, за исключением заупокойного намаза, и восстановления пропущенного фард намаза:

  • от начала времени утреннего намаза (Фаджр-и Садык) и до прочтения утреннего фарда, нежелательно исполнять какие-либо дополнительного намаза кроме утренней сунны,
  • после исполнения утреннего фарда и до восхода солнца,
  • до захода солнца после послеполуденного намаза,
  • до исполнения фарда вечерненего намаза, в отведенное для нее время,
  • после восхода солнца и до праздничного намаза,
  • дома и в мечети перед праздничным намазом в праздничные дни, и в мечети, после праздничного намаза,
  • между двумя совмещенными намазами при посещении Арафата и Муздалифы,
  • после призыва (икамат) на фард намаз любого дополнительного намаза,
  • с момента появления имама на минбаре для возглашения хутбы, и до окончания пятничного намаза,
  • когда времени достаточно лишь на исполнение обязательного намаза (Фард),
  • когда уже приготовлена пища, запах которой возбуждает аппетит, а времени для исполнения намаза достаточно,
  • когда возникла необходимость отправления естественной надобности.

Намаз — время намаза

Как совершают намаз женщины

Намаз приказ Всевышнего Аллаха. В священном Коране более ста раз напоминается об обязательности намаза. В Коране и хадис-и шарифах сказано об обязательности намаза для обладающих разумом и вступивших в зрелость мусульманам. 17 и 18 аяты суры «Рум» «Прославляйте Бога вечером и утром. Хвала Ему на небесах и на земле, при наступлении ночи и в полдень». Сура «Бакара» 239 аят «Исполняйте свято молитвы, молитву среднюю» (т.е. не прерывайте намазы). В тафсирах Корана говорится, что аяты, где речь идет о поминаниях и восхвалениях, напоминают о намазах. В 114 аяте суры «Худ» говорится: «Исполняй молитву в начале и конце дня и при наступлении ночи, потому что добрые дела прогоняют злые. Это — напоминание для размышляющих».

Сказал наш Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) «Всевышний Аллах, сделал фарзом ежедневную пятикратную молитву для своих рабов. За правильно совершенное омовение, руку (поясной поклон), и саджда (земной поклон), во время намаза, Всевышний Аллах дает прощение и воздает просвещение».

Пять ежедневных намазов, включают в себя 40 ракаатов. 17 из них в разряде фарз. 3 уаджибы. 20 ракаатов суннаты.

1-Утренний намаз: (Салят-уль фаджр) 4 ракаата. Первые 2 ракаата сунна. Затем 2 ракаата фарза. 2 ракаата сунны утреннего намаза очень важны. Есть ученые, которые говорят, что они являются уаджибом.

2-Полуденный намаз. (Салят-уль зухр) Состоит из 10-и ракаатов. Сначала совершаются 4 ракаата первой сунны, затем 4 ракаата фарза, и 2 ракаата сунны.

3-Намаз предвечерний (Икинди, салят-уль Аср). Всего 8 ракаатов. Вначале совершается 4 ракаата сунны, после, 4 ракаата фарза.

4-Вечерний намаз (Акшам, салят-уль Магриб). 5 ракаатов. Первые 3 ракаата являются фарзом, затем совершаем 2 ракаата сунны.

5-Ночной намаз (Ятсы, салят-уль Иша). Состоит из 13-и ракаатов. вначале совершается 4 ракаата сунны. За ним 4 ракаата фарза. Затем 2 ракаата сунны. И наконец, 3 ракаата Уитр намаза.

Суннаты предвечернего и ночного намазов из разряда Гайр-и муаккада. Это значит: при первом сидений, после Аттахията, читаются Аллахумма салли,Аллахумма барик и все дуа. Затем встаем на третий ракаат, читаем «Субханака ..».Первая сунна полуденного намаза является «Муаккада». Или же сильная сунна, за которую дается много сауаба. Читается точно также как фарзы, в первом сидений сразу же после чтения аттахията нужно встать, чтобы начать третий ракаат. Встав на ноги, продолжаем намаз, начиная с бисмилля, и аль-Фатихи.

Например сунна утреннего намаза читается вот так:

1. Намерение (Ниййат)
2. вступительный (Ифтитах) такбир

Женщина должна быть прикрыта с головы до ног чтобы не обрисовывалась фигура. Открытыми остaются только лицо и лaдони. Руки не возносит к ушам как мужчины. Руки поднимаются на уровень грудей, делается намерение, делается такбир, руки ставятся на грудь. Начинает намаз. Пропустить через сердце «Намереваюсь, ради Аллаха совершить 2 ракаата сунны сегодняшнего утреннего намаза, в сторону Киблы». Затем произносится такбир «Aллaху акбар», Женщины складывая руки, не обхватывают пальцами правой руки запястье левой, а кладут руки на грудь, располагая ладонь правой руки на кисти левой. Соединив руки на груди.

Киям, стояние в молитве. Не отводя взгляда от места прикладывания лба при суджуде, а) прочитать «Субханака..», б) после «аузу.., бисмилля..» прочитать Фатиху. в) после Фатихи, без бисмилля читается короткая сура (замм-и сура), например сура «Филь».

3. РУКУ’У

После замм-и сура, произнеся «Аллаху Акбар» совершить руку’у. Женщины наклоняются меньше чем мужчины. Колени слегка согнуты. Пальцы рук не обхватывают (как у мужчин) колени. Раскрытые ладони кладутся сверху колен. Произнести трижды «Субхана Раббияль азыйм». Произносится пять или семь раз.

Встать со словами «Сами’аллаху лиман хамидах», глаза смотрят на место суджуда. При полном выпрямлении сказать «Раббана лякаль хамд». Стояние после этого называют «каума».

4. Земной поклон (суджуд)

Не задерживаясь на ногах идти на суджуд со словами «Аллаху акбар». При этом по порядку поставить: а) Правое колено, затем левое, правую ладонь, затем левую, затем нос и лоб. б) Пальцы ног согнуты в сторону Киблы. в) Голова ставится между руками. г) Пальцы рук сжимаются. д) Все части тела прижимаются друг к другу и к полу е) В этом положении минимум три раза произносится «Субхана Раббияль а’ля».

Со словами «Аллаху акбар» ноги сложенные в коленях направляют справа от себя. Ладони ложатся на бедра, пальцы в свободном положении.

После короткого сидения со словами «Аллахуакбар», пойти на второй суджуд. В этом положении минимум три раза произносится «Субхана Раббияль а’ля». (Сидение между суджудами называют «джальсе»).

Второй ра’кат совершается, так же как и первый.

В суджуде минимум три раза произнести «Субхана Раббияль-а’ла» и со словами «Аллаху акбар» встать на ноги. Во время вставания не отталкиваться от земли, и не двигать ногами. От пола отнимается сначала: Лоб, потом нос, сначала левая, потом правая руки, потом отнимаются левое колено затем правое.

Стоя на ногах после бисмилля читается Фатиха, затем замм-и сура.

После с «Аллаху акбар» совершается руку’у. Во время руку’у слегка наклонится вперед. Не отрывая глаз от ног, трижды произнести «Субхана Раббияль азыйм».

Встать со словами «Сами’аллаху лиман хамидах», глаза смотрят на место суджуда. При полном выпрямлении сказать «Раббана лякаль хамд».

Земной поклон (суджуд)

Не задерживаясь на ногах идти на суджуд со словами «Аллаху акбар». При этом по порядку поставить: а) Правое колено, затем левое, правую ладонь, затем левую, затем нос и лоб. б) Пальцы ног согнуты в сторону Киблы. в) Голова ставится между руками. г) Пальцы рук сжимаются. д) Все части тела прижимаются друг к другу и к полу е) В этом положении минимум три раза произносится «Субхана Раббияль а’ля».

Со словами «Аллаху акбар» ноги сложенные в коленях направляют справа от себя. Ладони ложатся на бедра, пальцы в свободном положении. (Сидение между суджудами называют «джальсе»).

После короткого сидения со словами «Аллахуакбар», пойти на второй суджуд. В этом положении минимум три раза произносится «Субхана Раббияль а’ля».

5. Тахиййaт (ТАШАХХУД)

Женщины при сидении (ташахудде), ноги, сложенные в коленях, направляют назад справа от себя. Пальцы рук на коленях прижаты друг к другу.
В этом положений последовательно прочитать «Аттахият», «Аллахумма барик..» и «Раббана атина..»

После прочтения «Аттахията», «Аллахумма барик..» и «Раббана атина..», дается приветствие (салам) сначала на право «Ассаляму алейкум уа рахматулла», затем налево «Ассаляму алейкум уа рахматулла»

После салама, произносится «Аллахумма антассалам уа минкассалам табаракта йа заль-джаляли уаль-икрам». Далее нужно встать и, не произнося слов начать обязательный (фарз) утренний намаз. (Потому что разговоры между сунной и фарзом хоть и не нарушают намаз, но уменьшают количество сауабов). В этот раз нужно будет сделать намерение на два ракаата утреннего намаза: «Намереваюсь, ради Аллаха совершить 2 ракаата сегодняшнего утреннего намаза, который является для меня обязательным, в сторону Киблы».

После намаза, произнести три раза «Астагфируллах», затем прочитать «Аятуль-курси» (255 аят суры «Бакара»), далее прочитать 33 тасбих (Субханаллах), 33 раза тахмид (Альхамдулиллях), 33 раза такбир (Аллаху Акбар). Затем прочитать «Ля иляха иллялах уахдаху ля шарикалях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа аля кулли шайин кадир». Все это произносится негромко. Произносить их громко бид’ат.

После делается дуа. Для этого мужчины руки протягивают на уровень груди, руки не должны быть согнутыми на локтях. Так же как для намаза Киблой является Ка’ба, для дуа Киблой является небо. После дуа читается аят «Субханараббика..» и ладони проводятся по лицу.

В четырех ра’катных суннатах или фарзах, нужно встать после второго ракаата прочитав «аттахийят». В сунна намазе, в третьем и четвертом ракаатах, читается замм-и сура после Фатихи. В обьязательных (фарз) намазах в третьем и четвертых ракаатах замм-и сура не читается. Так же читается и «Магриб» намаз, в третьем ракаате замм-и сура не читается. В намазе уитр, во всех трех ракаатах после Фатихи читается замм-и сура. Потом произносится такбир, и руки поднимаются на уровень ушей, и обратно ставятся ниже пупка, затем читается дуа «Кунут». В суннатах являющиеся гайри муаккада (сунна аср и первая сунна ишаа намазов) в первом сидении после Аттахията читают также «Аллахумма салли..» и «..барик..»

Чем отличается молитва женщин от молитвы мужчин

Отличие в следующих положениях:

1- При вступлении к молитве, женщины поднимают руки до уровня плеч. Затем, складывая руки, они не обхватывают пальцами правой руки запястье левой, а кладут руки на грудь, располагая ладонь правой руки на кисти левой.

2- Не сдвигают ноги вместе при переходе в положение поясного поклона (рукуу). Для рукуу наклоняются меньше, слегка согнув ноги в коленях и невыравнивая спину и голову в горизонтальном положении. Ладони просто кладут на колени, не обхватывая их пальцами рук.

3- При земном поклоне (суджуде) кладут руки на пол вместе с локтями и ближе к животу. Всем телом прижимаются к бедрам и к полу.

4- При сидении (ташахудде), ноги, сложенные в коленях, направляют назад справа от себя. Пальцы рук на коленях прижаты друг к другу.

5- При обращении к Всевышнему Аллаху (мольба, дуа), соединяют раскрытые ладони вместе и держат их в наклонном положении напротив лица.

6- Утренюю молитву женщинам рекомендуется (мустахаб) исполнять сразу же при наступлении времени.

7- Они не читают молитву громко. В праздничные дни после обязательных (фард) намазов произносят Ташрик Такбиры тихо, про себя.

Что надо выучить для того, чтобы начать исполнение молитвы

Для этого необходимо выучить и произносить по памяти в следующей последовательности:

После произнесения вступительного такбира (Аллаху Акбар), надо произнести:

1) «Субханака…»: «Субханака Аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва Тааля джаддука ва ля иляха гайрук»

(Слава Тебе мой Аллах и хвала Тебе, и благословенно имя Твое, и Нет другого бога кроме Тебя!).

2) «А’узу…БисмильЛях…»: «А’узубильЛяhи миннаш-шайтанир-раджим. БисмильЛяhи-р-Рахмани-р-Рахим!»

(Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побитого камнями) шайтана. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!).

3) Суру №1 — «Фатиха»:

«АльхамдулильЛяхи Рабби-ль-‘алямиин! Ар-Рахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на’буду ва иййака наста’ин. Ихди-на-с-Сырат-аль-мустакыйм. Сырат-аль-лязина ан ‘амта ‘аляйхим. Гайри-ль-магьдуби ‘алейхим ва ляддааа-ллииин».

(Хвала – Аллаху, Господу миров! Милостивому, Милосердному, Царю в День Суда. Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, — не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших).

4) Еще одну короткую суру или любых три аята, подобной величины.

Например, Короткие суры:

а) «Инна а’тайна кель-каусар. Фасалли ли Раббика ванхар. Инна шаниака хува-ль-абтар».

Поистине, Мы даровали тебе обильный! Помолись же Господу своему и заколи! Ведь ненавистник твой – он куцый (бесхвостая овца; человек без потомства (сура 108 – «Каусар»).

б) «Къуль ХуваЛлаху ахад. Аллаху Самад. Лям йалид ва лям йуляд, ва лям йакульляху куфуван ахад».

Скажи: «Он — Аллах – един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» (сура 112 — «Ихляс).

Необходимо так же выучить наизусть и произносить в молитве по памяти:

1. При Поясном Поклоне (Руку’у) трижды произнести: «Субхана Рабби-аль-Азым»-(Слава Господу моему Великому!).

2. При Земном Поклоне (суджуд) трижды произнести: «Субхана Рабби-аль-А’ляа»-(Слава Господу моему Высочайшему!).

3. При сидении в намазе:

а) «Ат-Тахиййату…»: «Ат-тахиййату лильЛяхи вассалявату ваттаибат. Ас-саляму ‘алейке аййуханабиййу ва рахматуЛлахи ва баракатух. Ассаляму аляйна ва аляаа ‘ыбадиЛляхи-с-салихийн. Ашхаду альляаа иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-Ху ва расулюх»

Приветствие Аллаху и молитвы и лучшие слова. Мир тебе о пророк и милость, и благословение Аллаха. Мир нам и праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник).

б) «Аллахумма салли…»: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад кема салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун, Маджид» – (О Аллах! Благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине Ты Достойный, Славный!).

в) «Аллахумма барик…»: «Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад кема баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид» — (О Аллах! Дай благостей Мухаммаду и семейству Мухаммада, как дал Ты благостей Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине Ты Достойный, Славный!).

г) «Раббанаа атинаа …»: «Раббанаа атинаа фиддуньяа хасанатан ва фи-ль-ахирати хасанатан ва кына азаб-ан-нар» — «Гocпoди нaш! Дapyй нaм дoбpo и в ближнeй жизни, и в загробной, и зaщити нac oт нaкaзaния oгня». (2: 201)

д) «Раббанагьфирли…»: «Раббанагьфирли ва ливалидаййа ва лиль му’минина йаума йакумуль-хисааб». — (Господь наш, прости нас в день Суда. Прости также мою мать, моего отца и всех верующих).

е) «Ас-саляму ‘алейкум ва рахматуЛлах» – (Мир вам и милость Аллаха)

В хадисе от Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) начинал молитву после вступительного такбира этим славословием: «Субханака…».

В хадисе от Ибну Мас’уда передается: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел нам: «Если кто-либо из вас совершает Поясной Поклон (руку’у), пусть трижды произнесет: «Субхана Рабби-аль-Азым». И это самое малое количество. При совершении Земного Поклона (суджуда) пусть так же произнесет трижды: «Субхана Рабби-аль-А’ля». И это так же самое малое количество».

40 достоверных хадисов о намазе

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, ат-Таялиси). Он также сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!» (Ахмад, Ибн Маджах)

***

«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа, ан-Насаи)

***

«Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим)

***

«Первое за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения — будет намаз. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными» (Ат-Табарани)

***

Ханзаля аль-Катиб, да будет доволен им Аллах, слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто оберегал пять обязательных намазов, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», — или же: «Тому обязателен Рай», — или же «Тот будет запретен для Огня!» (Ахмад)

***

Науфаль ибн Му’ауия, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто пропустил намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» (Ибн Хиббан)

***

«Кто забыл о намазе или проспал его, то искупление этому будет совершение этого намаза, как только он вспомнит о нем» (Муслим)

***

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для того, кто будет бережлив к своему намазу, он станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения, а для того, кто не будет бережлив к нему, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом» (Ахмад, Ибн Хиббан)

Хадисы о временных границах намаза

Ангел Джабраил (Гавриил), мир ему, пришел (однажды) к Пророку Мухаммаду ﷺ и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад ﷺ совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего ﷺ совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил), мир ему, явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк ﷺ совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк ﷺ помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время ” Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Муслим)

***

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто застал один ракаат намаза, тот застал сам намаз» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Со слов Умм Фаруа, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что когда посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какое из деяний является наилучшим?» Он ответил: «Намаз, совершенный в начале его времени!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

***

«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) послеобеденной (‘аср) молитвы, прежде чем зашло солнце и тот, кто успел совершить саджда утренней молитвы, прежде, чем взошло солнце, тот застал молитву» (Муслим)

Хадисы об утреннем намазе (Фаджр)

«Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим)

***

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть» (Аль-Хаким, аль-Байхаки) В другой версии этого хадиса сказано: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволен намаз и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для намаза и запретное для еды!»

***

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк ﷺ начинал совершение утреннего намаза, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)» (Муслим)

***

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Время утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». Пророк ﷺ также сказал: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее». Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракаат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Однако крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил полночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!» (Муслим)

***

«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха!» (Муслим)

***

«Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда!» (Абу Дауд)

***

«Тот, кто будет совершать намазы аль-бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль-бардайни – это утренний и вечерний намазы» (Аль Бухари, Муслим)

***

«Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката» (Муслим)

***

«Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!» (Муслим)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»

***

Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды в присутствии Пророка ﷺ кто-то упомянул об одном человеке и сказал: «Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз». На что Пророк ﷺ ответил: «Шайтан помочился ему в ухо» (Аль-Бухари). Хафиз Ибн Хаджар передал слова имама аль-Къуртуби, который сказал, что “моча шайтана подлинная, так как известно, что шайтан кушает, пьет и женится” (“Фатхуль-Бари” 3/28)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»

***

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: «Ночь твоя будет долгой, спи же!» Если человек проснётся и помянет Всемогущего и Великого Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла, а если совершит молитву, то развяжутся узлы, и человек проснётся утром бодрым и довольным, иначе же он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым » (Муслим)

Хадисы о послеполуденном намазе (‘Аср)

От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте послеобеденный намаз (‘аср) тогда, когда тень предмета равна ее длине» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи)

***

«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср» (Аль-Бухари, Муслим)

***

В один из пасмурных дней Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, Пророк ﷺ сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» (Аль-Бухари)

***

Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего ﷺ о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера . Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно (немного)» (Муслим)

6 достоинств утреннего намаза

Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха

Некоторые из нас испытывают трудности при подъеме на утренний намаз, забывая о том, какие благословения и награды он в себе таит. В этой статье представлены несколько достоинств этой благословенной молитвы.

В Коране Аллах говорит: «Клянусь временем утреннего намаза» (89:1).

Утреннее время – это особенное время, когда лицемер отличается от верующего, когда проявляется истинность веры, любящий своего Господа, оставляя свои желания, встает, чтобы предстать перед Аллахом Всевышним. Это время, когда сердце особенно смиренно перед Создателем.

1. 2 сунна ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть».

Пророк Мухаммад (мир ему) из всех сунна-намазов выделял именно утренний, и сам никогда не пропускал утренний сунна-намаз, за исключением во время путешествий.

2. Защита Аллаха.

В хадисе сказано: «Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха».

Того, кто прочитает утренний фард-намаз, Аллах будет оберегать и защищать от любого вида вреда на протяжении всего дня до наступления следующего фаджра.

3. Прочитавший утренний намаз подобен тому, кто читал намаз всю ночь.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!»

4. Обретение Рая.

В хадисе сказано: «Не войдет в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката».

5. Чтение Корана утром.

Аллах сказал в Коране: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).

В хадисах сказано: «Если человек завершает чтение Корана вечером, ангелы просят о прощении для него до утра; а если он завершает чтение Корана утром, то ангелы просят о прощении для него до вечера».

6. Поминание Аллаха после утреннего намаза дает награду подобную за совершение хаджа и умры.

«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».

Утренний намаз и время рассвета предоставляет верующему множество благословений и наград, само время намаза, время до него и после обладает добродетелью. К тому же: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днем. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»

Сайда Хайат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *