Нагорная проповедь Иисуса Христа
Нагорная проповедь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей.
Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» Мф.5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».
Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма (текст взят: ru.wikipedia.org, пояснения в скобках с сайта jesusname.ru).
Глава 5
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев , то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» , подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Глава 6
1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. 9 Молитесь же так:Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне . 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, чтО вам есть и чтО пить, ни для тела вашего, во чтo одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: «чтО нам есть?» или «чтО пить?» или «во чтО одеться?» 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Глава 7
1 Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их. 21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
<<<на ё@немоё
В Новом Завете проповедь Иисуса Христа, содержащая основные положения Его этического учения.
Приведена в Евангелии от Матфея (Мф. 5–7), согласно которому Христос произнёс её на горе (отсюда назв.); более краткий аналог Н. п. находится в Евангелии от Луки (Лк. 6:20–49), где сказано, что Иисус произносил её «на ровном месте» (Лк. 6:17). Кроме того, в Евангелии от Луки встречаются отд. речения Иисуса, не вошедшие в проповедь, но аналогичные Н. п. у евангелиста Матфея (Лк. 16:18; 11:1–4, 9–13 и др.). Визант. традиция связывает с Н. п. гору Карней-Хиттин близ г. Капернаум. Слушателями Н. п. выступают прежде всего ученики Христа (Мф. 5:1–2; ср. Лк. 6:20), но, вероятно, она была адресована и «народу», присутствие которого отмечают оба евангелиста.
По мнению большинства исследователей, Н. п. изначально представляла собой цикл речений, произнесённых Иисусом в разное время, а затем объединённых евангелистами – Матфеем по логическому, Лукой по хронологич. принципу. Вероятно, в устном виде Н. п. приближалась к древней библейской традиции пророческой речи: она была ритмичной и богатой созвучиями, облегчая восприятие и запоминание её слушателями, что заметно при переводе речений Христа на арамейский яз., на котором Он, вероятно, и проповедовал. В обоих Евангелиях Н. п. характеризуется антитезами: у Луки присутствует оппозиция блаженство – горе («блаженны нищие духом… горе вам, богатые»), у Матфея – противопоставление ветхозаветных заповедей и превосходящего их нравственного императива Нового Завета («вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам…»).
Н. п., представленная в виде отд. поучений, охватывает разл. аспекты отношений человека с Богом и ближними. Иисус признаёт ценность ветхозаветных предписаний, но возводит их на новую ступень, содержание нравственного закона не меняется, но расширяются его границы. Грехом провозглашается не только убийство, но и гнев на брата; не только прелюбодеяние, но и нечистое желание. Т. о. человек призван быть внимательным к духовному состоянию своего сердца. Н. п. содержит призыв любить врагов, а не только ближних, а также золотое правило: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Суть этич. учения Н. п. выражена в словах Христа: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
В отношениях человека с Богом на первое место в Н. п. ставятся истинная любовь и почитание, в противовес показному благочестию фарисеев. Отсюда ценность милостыни, молитвы и поста, совершаемых втайне от людей, только ради Бога; предостережение против житейской суеты и служения мирским ценностям, призыв собирать себе сокровища на небесах, а не на земле, искать прежде всего «Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:19–34).
Наиболее известной частью Н. п. являются т. н. заповеди блаженства, расширенный вариант которых представлен в Евангелии от Матфея (именно версия Матфея, получившая литургич. употребление, чаще всего подразумевается под термином «заповеди блаженства»). Заповеди выражены не в форме моральных императивов, а как провозглашение блаженства и обетований тем, кто раскрыл в себе определённые нравственные качества («Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» и т. д.).Библейское понятие «блаженство» подразумевает высшее благо, даруемое Богом праведнику. Религ. употребление этого слова восходит к возгласу, которым евр. священники встречали паломников, пришедших в Иерусалим на праздник ветхозаветной Пасхи: «Вы – блаженные получатели милости и благословения Бога». Т. о., слово «блаженны» в Н. п. означает: «блага у тех, кто…», «благословенны те, кто…», «счастливы те, кто…».
Многозначна 1-я заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3), провозглашающая идеал «духовной нищеты». В ней использован устойчивый библейский образ «нищего» – страдающего праведника, который не имеет никаких земных источников существования, находится в опасности или нужде и всю надежду возлагает на Бога. В согласии с ветхозаветной традицией, понятия нищеты и голода в Евангелии от Матфея становятся не бытовыми, а нравственными категориями: в 1-й заповеди речь идёт о «нищих духом», в 4-й – об «алчущих и жаждущих правды». Нищие духом – это люди, осознавшие своё крайнее духовное несовершенство, бессилие и ожидающие милости и благодати только от Бога. Мн. толкователи и богословы (напр., свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин) видели в «заповедях блаженства» образ духовного восхождения к Богу: каждая заповедь является очередной ступенью и основанием для следующей добродетели, и все вместе они приводят к совершенству.
Н. п. содержит также гл. христианскую молитву «Отче наш» (Мф. 6:1–18).
В истории христианской мысли Н. п. явилась предметом многочисл. толкований и дискуссий. Высота евангельского нравственного императива, если стремиться следовать ему во всей полноте, ставит верующего перед проблемой согласования учения Н. п. с повседневной жизнью. В связи с этим наметилось множество подходов к интерпретации Н. п.: буквальное понимание – требования Н. п. абсолютны и обязательны к исполнению (Франциск Ассизский, Д. Бонхёффер, анабаптисты); разделение содержания Н. п. на евангельские наставления – абсолютные принципы и евангельские советы – относительные принципы (Фома Аквинский); теория двух царств – заповеди Н. п. относятся только к Царству Христову, в земном царстве их исполнение невозможно (М. Лютер); толкование с позиций «временной этики» – Н. п. является моральным императивом в ситуации «чрезвычайного положения» перед концом мира и Вторым пришествием Христа (А. Швейцер); толкование, согласно которому Н. п. декларирует не конкретные правила поведения, а общие нравственные принципы, выраженные языком гипербол, она описывает, каким духом должны быть проникнуты поступки человека.
Понимание нравственных требований Н. п. мн. подвижниками и отцами Церкви можно выразить словами Христа: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). Человек может исполнить евангельские заповеди только через сотрудничество (синергию) Божественной благодати и собств. усилий (корпус Макария Великого). В земной жизни этот процесс не имеет предела, так что «совершенство» Небесного Отца будет скорее искомым и желанным, чем достигнутым состоянием. Тем не менее в искупительном подвиге Христа и через дар Св. Духа верующим дано всё для того, чтобы стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:3–4; см. Обожение). Таким образом, Н. п. – не презентация невыполнимого нравственного идеала, но весть о спасающей благодати Божией.
Мн. выражения Н. п. стали крылатыми, напр. «подставь другую щёку», «не судите, да не судимы будете» и др.
Автор статьи: А. Ю. Прокопов
Где прозвучала нагорная проповедь?
Гюстав Доре. Нагорная проповедь.
Нагорная проповедь – одно из важнейших мест евангельского повествования. Заповеди блаженства, которые она содержит, известны даже тому, кто далек от христианства. С некоторыми отличиями текст этой проповеди встречается в двух Евангелиях: у Матфея и у Луки. Только вот проблема! Оба апостола противоречат друг другу. Матфей сообщает, что Христос для произнесения проповеди «взошёл на гору», а Лука утверждает, что Спаситель «сошёл с горы”! Может быть, евангелисты говорят о двух разных проповедях? Или это – противоречие евангельских текстов?
Ответ на вопрос дали раскопки, проводившиеся в 20 веке недалеко от берега Галилейского моря, в заброшенном местечке, именуемом по-арабски Табха. Руководил работами итальянский историк и библеист Донато Бальди.
Комментарий эксперта:
«Табха – всего лишь измененное греческое слово Гектапегон, что значит семь источников. Действительно – это единственное здесь место, где рядом находятся семь серных родников, воду из которых в древности использовали для лечения различных болезней. Давняя традиция связывает Табху с местом произнесения нагорной проповеди, умножения хлебов и явления Воскресшего Христа ученикам. Написанные в IV веке записки испанской паломницы Эгерии, зафиксировали эту традицию. В них испанская путешественница указывает, что рядом с «лужайкой, где Господь насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами, есть пещера с выступом, поднявшись на который, Господь произнёс благословения».
Воспользовавшись этими записями в 1932 году, два монаха-бенедектинца из Германии Андреас Мадер и Альфонс Мария Шнайдер, после тысячи лет забвения, обнаружили руины византийской церкви. Под вековым слоем земли, обломков и мусора монахи обнаружили одно из древнейших мозаичных изображений хлебов и рыб, которыми Иисус накормил пять тысяч человек, а рядом под полуразрушенным алтарём нашли камень, на котором согласно запискам древних паломников Христос совершил чудо Умножения.
Вдохновлённый этими находками, спустя четыре года, сюда отправился итальянский археолог и францисканский монах Беллармино Багатти. Держа в руках краткие, но судя по всему, точные записки испанской паломницы Эгерии, он начал исследовать окрестности древней базилики. Беллармино решил найти место, где прозвучала Нагорная проповедь и заповеди блаженства. В этой части Галилеи нет настоящих гор, но к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употреблённое в Евангелии от Матфея, более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».
В итоге внимание историка привлек холм Нахума, возвышающийся на 110 метров над Галилейским морем. День за днем Багатти внимательно исследовал его вершину. Никаких следов древних построек обнаружено не было. Но упорный монах продолжал искать. Целью его поиска была пещера, о которой упоминала древняя испанская паломница.
Комментарий эксперта:
«В 1936 году, в нескольких десятках метров от храма Умножения хлебов, на склоне холма, были обнаружены руины небольшой византийской часовни размером двенадцать на четыре с половиной метра. Анализ показал, что святыня была построена в IV веке, а сохранившиеся в ней мозаики датируются V и VI веками. Часовня была возведена над пещерой. И это согласуется с описанием Эгерии, которая описывает место, где была произнесена Нагорная проповедь».
Мнимое противоречие двух евангелистов было разрешено при помощи древних текстов, кирки и лопаты. Место, где Спаситель произносил проповедь, расположено на середине склона холма. К нему можно спуститься, если следовать с вершины, или подняться, если идти с берега Галилейского озера.