Нагрудник первосвященника

Нагрудник Аарона, первосвященника. 12 драгоценных камней были вставлены в нагрудник одежды еврейских священников.На груди храмового первосвященника висело нечто вроде конверта — переднюю его часть украшали 12 драгоценных камней, сзади «конверт» был матерчатым, а внутрь вкладывали «Урим и Тумим». Это не два предмета, как можно было бы подумать, а один — листок пергамента, на котором выписано 42-буквенное имя Б-га. Когда еврейский царь задавал какой-то важный для всего государства вопрос одетому в полное облачение первосвященнику, буквы, вырезанные на камнях, загорались и образовывали собой ответ. А вырезано на камнях было: на первом «Авраам, Ицхак, Яков» — мелко и «Реувен» -крупно, затем по имени каждого колена на каждом камне и на последнем — «Биньямин», имя младшего сына Якова, и в итоге — «Шивтей Як», «племен Б-га». Камней, как уже говорилось, 12, потому что 12 колен было в народе Израильском, 12 месяцев в году, а из имени Вс-вышнего (4-буквенного) можно составить 12 РАЗНЫХ комбинаций. В соответствии с этим каждому из камней, входивших в нагрудник первосвященника, приписывались мистические свойства.
РУБИН. Первый из камней — рубин, на иврите он назывался «Адом» (красный), по своему красному цвету, и связывался с коленом Реувена. Рав Йосеф Каро говорил, что рубин получает свои магические силы от Марса, а планета эта связана с кровью, мечом и разрушением, поэтому пользоваться рубином надо осторожно. Рубин традиционно считается связанным с весенним месяцем нисан и созвездием Овна. «Почему же с нисаном, если это первый камень в нагруднике?» — спросите вы. Потому что нисан назван в Торе первым месяцем года, а Реувен был первым, старшим сыном Якова.
ТОПАЗ Второй камень в нагруднике первосвященника — желтый топаз. На нем было выгравировано имя Шимона — второго сына Якова. Топаз связан с месяцем ияр и соответственно с созвездием Тельца. Считается, что топаз полезно носить тем, кого обуревают страсти, кому трудно справляться с собственным бурным темпераментом. Топаз, кроме того, считался камнем, дающим аппетит лишенным оного. Его хорошо носить старикам и ослабевшим после болезни — он придает свежие силы.
ИЗУМРУД Третьим из рассматриваемых нами камней является изумруд. На иврите он называется «барекет» — от слова «барак», молния. В старинной книге «Щиты героев», написанной рабби Авраамом-врачом, сказано, что камень этот выпадает на землю во время ливня вместе с молнией, и иногда можно найти изумруды в форме звезды — точно в таком виде, как он упал со звезд. На изумруде первосвященника было выгравировано имя Леви. Камень связан с месяцем сиван и созвездием Близнецы.
БИРЮЗА (нофех) На камне этом было выгравировано имя Иеуhды, и связывался он традиционно с месяцем тамуз и с зодиакальным знаком Рака. На востоке среди неевреев считалось, что бирюза защищает носителя от травм при падении, в основном с лошади, но может также защитить от повреждения при падении с высокого здания или даже в пропасть.
САПФИР (сапир) Следует особо подчеркнуть, что в еврейской традиции сапфир считается самым еврейским из камней. Почему? Думается, что не последнюю роль в этом играл цвет камня, ассоциирующийся с небесным сводом. И, разумеется, из толкования, которое давалось названию камня древними мудрецами. Об этом — чуть ниже, а пока скажем лишь, что в древности считалось, что сапфир зарождается из небесной росы, скапливающейся в горных расщелинах. На сапфире, украшавшем нагрудник первосвященника, было выгравировано имя колена Иссахара. И вот что говорит еврейская традиция о некоторых особенностях этого еврейского колена. Сапфир можно превратить в бриллиант? Это Тора превращает человека в бриллиант и придает ему белый цвет, как сказано: «Если будут ваши грехи красны — как снег отбелю их».
АЛМАЗ (яалом) Ценнейший среди драгоценных камней связан с упомянутым выше коленом Звулуна. Имя этого праотца стояло на алмазе первосвященника в Иерусалимском Храме. Колено это занималось торговлей, и, значит, можно сделать вывод: алмаз благоприятствует торговле и успеху на переговорах. Еврейское название камня может быть расшифровано как «Господь здесь» («йуд-кей-лом»), поэтому он считается самым сильным из всех магических камней. Еврейская астрология связывает алмаз с месяцем тишрей (в этом месяце празднуется еврейский Новый Год, и с него ведется отсчет летоисчисления) и со знаком Весы. Следующим камнем, украшавшим нагрудник первосвященника, был опал.
ОПАЛ (лешем) На этом белом искрящемся драгоценном камне было выгравировано имя колена Дана. Связывался опал, по некоторым авторитетным мнениям, с месяцем хешваном и соответственно со знаком Скорпиона. Скорпион, как известно, насекомое не самых приятных свойств и не самого легкого характера. Естественно, и камню, связанному с указанным созвездием, приписываются мистические свойства двойственной природы. Следующий камень называется в торе «шево». Согласно мнению большинства знатоков, это голубой агат.
ГОЛУБОЙ АГАТ (шево) На агате, вшитом в нагрудник первосвященника, было выгравировано имя Нафтали. Камень этот связан, по некоторым авторитетным мнениям, с месяцем кислев и со знаком Стрельца. «Мидраш Тальпийот» указывает на существование трех видов агатов, но особыми (мистическими) свойствами обладает только один из них — голубой агат.
АМЕТИСТ (ахлама) На аметисте, вшитом в нагрудник первосвященника, по некоторым мнениям, было выгравировано имя колена Гада. По-русски это слово звучит не очень привлекательно. Но на древнеарамейском «гад» означает «счастье». Немудрено, что камень, связанный с таким именем, должен был делать своего обладателя поистине счастливым.
АКВАМАРИН (таршиш) На десятом камне из нагрудника первосвященника было выгравировано имя колена Ашера. Камень этот связан, по некоторым мнениям, с месяцем тевет и со знаком Гди (Козленок, или Козерог в европейской традиции). Имя этого камня, очевидно, берет свое начало от места, где его добывали, — средиземноморского города Таршиш, находившегося на территории нынешней Испании, за Гибралтаром. Тут следует сказать, что Таршиш (Тарсис, Тартесс) город весьма загадочный, остатки его по сей день не найдены, а некоторые чересчур горячие головы утверждают, что сей город был не чем иным, как европейским форпостом жителей легендарной платоновской Атлантиды.
ОНИКС (шохем). Оникс, предпоследний камень на нагруднике первосвященника, традиционно связан с месяцем шват и созвездием Водолея (или Ведра — в еврейской традиции, Дли). На ониксе было выгравировано имя Иосифа — любимого сына Якова. И, конечно, благодатные свойства Иосифа передались камню «его имени». ЯШМА (яшпа). На последнем камне было выгравировано имя младшего из сыновей Якова — Биньямина, а внизу, буквами помельче, — «шивтей Йуд-hей», «колена Вс-вышнего».
Яшма связана с месяцем адар и астрологическим знаком Рыб. Яшма очень поможет тому, кому надо выступать перед многочисленной аудиторией — учителям, лекторам, поскольку камень этот придает легкость в разговоре. Это связано с тем, что еврейское название камня состоит из букв «йуд-шин-пэй-hей», из которых можно составить слова «еш пэ», «есть рот». Яшма поможет человеку приобрести доброе имя и хорошую известность. Возможно, это связано с тем, что первый израильский царь — Шауль — принадлежал к колену Биньямина.

В недельной главе Тецаве мы встречаем описание одюдежды Первосвященника, в том числе говорится об одном из интереснейших атрибутов – Хошене с 12-ю камнями.

Относительно камней сказано в книге Шмот:

«И заполни его наполнением камня — четыре ряда камней — первый ряд одэм, питэдо и ворэкес. Второй ряд — нофех, сапир и яалом. Третий ряд — лэшем, шво и ахломо. Четвертый ряд — таршиш, шоам и йошфэ. И камни будут по именам сыновей Израиля — двенадцать по именам их…»

Хошен Мишпат представлял собой нагрудник с размещенными на нем двенадцатью полудрагоценными камнями с изображенными именами сыновей Израиля и наших праотцов, а также со словами «колена Бога».

Как утверждает Рабейну Бахья, каждый камень соответствовал определенному колену Израиля. Считалось, что эти камни имеют необыкновенные свойства и силу.

Рассмотрим подробнее все двенадцать камней.

Первым камнем идет Одэм, соответствующий колену Реувена. Самый близкий по значению перевод этого камня «рубин», но стоит отметить, что мы не можем с полной уверенностью утверждать, какие именно камни в современном понимании находились на нагруднике первосвященника.

Рубин стал камнем колена Реувена, который покраснел от стыда во время переноса ложа Яакова, отца своего, из шатра Билги в шатер Леи, чем вызвал негодование Яакова. Однако потом Реувен пожалел о содеянном.

Камень Реувена обладает такими свойствами:

1. Женщина, носящая этот камень, защищена от возможных выкидышей.

2. Одэм способен облегчить тяжелое течение родов.

3. Употребляемый в пищу или в питье измельченный Одэм благоприятствует наступлению беременности.

Хотя в Торе написано «Адам», но читается как «Одэм», то есть этот камень способствует созданию человека.

Следующим камнем идет Питэдо, относящийся к колену Шимона.

Его Рабейну Бахья описывает зеленым как водоросли, а арабы называют его фаршама. В Средних веках нынешний желтый цвет мудрецы именовали как «зеленый», но в данном случае Рабейну Бахья имеет в виду именно зеленый как трава цвет.

По мнению многих, Питэдо – это камень топаз, но, опять же, это лишь домыслы.

Питэдо стал камнем, символизирующим колено Шимона из-за греха Зимри бен-Салу, главы колена Шимона, который вступил в запрещенную связь с принцессой Мидьяна, Козби бат-Цур. Когда он и другие представители колена согрешили с мидьянками, их лица «позеленели».

У камня Питэдо есть такие особенные свойства, как:

1. Способность останавливать бурную страсть и охлаждать чувства.

2. Способность снижать температуру тела.

У колена Леви был камень Барэкет, или «карбункул». Слово «барэкет» имеет одни корни со словом «барак», то есть «молния».

Как известно, внутри своего ковчега Ноах повесил именно Барэкет. Этот камень был отдан колену Леви в заслугу за то, что они всегда освещали Торой весь еврейский народ, и как дань Моше Рабейну, принадлежащему к этому колену.

В числе характерных свойств этого камня:

1. Наделяет мудростью даже глупых.

2. Делает доступными для понимания сложные вещи.

Первым во втором ряду по горизонтали стоит камень колена Йегуды, под названием Нофех. По версии Рабейну Бахья, это камень зеленый, и, возможно, речь идет об изумруде.

Йегуде был дарован этот камень за то, что он повинился в истории с Тамар, а затем освободился от подозрения в продаже Йосефа, после чего лицо его очистилось и засветилось, как камень Нофех.

У Нофеха есть такое свойство, что враги человека, который носит этот камень, убегут от него. Так, воины из колена Йегуды одолевали своих недругов.

Следующим идет камень Сапир, камень колена Иссахара. Он голубого цвета и возможно речь идет о сапфире. Он достался сыновьям Иссахара за их большую мудрость в Торе, что отличает это колено от всех остальных. Из Сапира были изготовлены и Скрижали Завета. Согласно Торе, Сапир с корнями душ людей, связанных с Торой, расположен у подножия престола Славы Всевышнего. Голубой цвет, в отличие от зеленого и красного, не означает гордость и высокомерие, а наоборот, говорит о скромности, которую подобает иметь молодым и пожилым людям.

Сапир способен:

1. Улучшить зрение.

2. Просветить, как это делает Тора.

3. Помочь снизить боль и убрать опухоль на любом участке тела, аналогично Торе, лечащей все тело.

Затем идет камень Яалом (вероятно, перламутр), соответствующий колену Звулуна. Колено Звулуна получило этот камень как символ достатка и везения в торговых делах. Так и серебряные монеты, по цвету схожие с перламутром, наиболее ходовые. Хотя в современном переводе «яалом» означает алмаз, Рабейну Бахья зовет его пиреле, то есть жемчуг.

Благодаря своим свойствам Яалом помогает справиться с бессонницей.

За Яалом следует камень Лэшем, принадлежащий колену Дан.

В данном случае непросто понять, о каком именно камне идет речь. Согласно одному из мнений, приведенному равом Михаэлем Штерном, этот камень имеет сине-черный цвет, а если вглядеться в него, то можно увидеть перевернутое изображение человеческого лица. Как известно, грех колена Дан заключался в том, что они поставили камень Лэшем на идола Михи, который был вынесен ими из Египта. Рабейну Бахья также называет камень колена Дан «Аштепсис». Относительно особых качеств этого камня ничего не говорится.

Далее по очереди идет камень Шво колена Нафтали.

Согласно переводу Рабейну Бахья, камень называется «туркиза», что наиболее близко к бирюзе. Так как имя Нафтали означает «связь», то Шво стал «связующим звеном» между наездником и лошадью.

Колену Гада соответствовал следующий камень, Ахломо.

Рабейну Бахья перевел название этого камня как «кристалл» или «глаз телицы». Ахломо имеет красноватый оттенок. Колено Гада получило данный камень, потому что он не считается редким, так же, как и колено Гада, отличающееся своей многочисленностью.

Кроме того, представители этого колена пользовались редким, доступным только им, боевым приемом. Ахломо придает храбрости тем, кто берет его с собой на сражение. Само название камня содержит смысл «воевать».

Затем идет камень Таршиш, соответствующий колену Ашера. Таршиш переводится как «криолика», поэтому можно предполагать, что это камень хризолит. Он имеет оливковый оттенок. Согласно другой версии, Таршиш голубого цвета и обозначает «море». Тем не менее, на земле Ашера произрастало огромное количество оливковых деревьев, из которых колено Ашера изготавливало немалыми объемами оливковое масло.

Таршиш способствует хорошему перевариванию пищи, а также может помочь набрать вес.

Камень Шоам, соответствующий колену Йосефа, в переводе Бахья, означает «оникле». Йосефу достался именно этот камень, так как слово «Шоам» созвучно с именем Всевышнего «а-Шем», а Йосеф, согласно тексту Торы, обладал удивительным качеством нравиться всем и не поддавался никакому сглазу.

Свойства Шоама:

1. Отражает сглаз

2. Речи человека, который носит этот камень, услышат при дворе царей и правителей.

Последним камнем является Йошфэ колена Биньямин.

Вероятно, этот камень яшма, и он может встречаться как красного, так черного и зеленого оттенков.

Колено Биньямина удостоилось данного камня за то, что не раскрыло тайну продажи Йосефа.

Йошфэ своим свойством способен остановить кровотечение.

Все двенадцать камней размещались на Хошене в соответствии с порядком рождения родоначальников колен.

Рабейну Бахья указывает на то, что выбор именно этих камней – это выбор Всевышнего, поэтому нам не дано точно знать, о каких камнях идет речь. Это связано с тем, что Бог скрыл от нас Свое управление этим миром. Бахья подчеркивает, что сами по себе эти камни не обладают такими чудодейственными свойствами, они лишь являются проводниками действий Всевышнего, который помогает достойным людям.

По материалам рава Менделя Аграновича, toldot.ru

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *