Написание икон

. На стекло сыпется немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы. Затем готовая краска аккуратно переливается в нужный по обьему сосуд.

Вот как выглядит раскрытая икона

Раскрытие иконы — означает покрывание (заливание) ее площадей сплошными однотонными красками, не нанося при этом никаких полутонов или теней. Соответствующими красками покрываются свет (фон) иконы, все участки доличного письма (все кроме лика, рук, ног) по линиям прориси (перевода).4

Покрыв или заливание: нужные места первым слоем краски, дают ей высохнуть и кроют вторично тою же краской, но более разжиженной водою. Прием этот повторяют до тех пор, пока не будет достигнуто однородное и равномерное покрытие всего окрашиваемого участка иконы. Убедившись, что вся нужная поверхность иконы раскрыта, дают ей хорошо просохнуть и только тогда приступают к следующему приему. После раскрытия иконы производится обработка всего доличного. Сначала

оконтуриваются все внешние очертания красочных площадей — это будет «опись доличного», а затем пишутся все линии внутреннего рисунка этих площадок — это будет «роспись доличного». основной краски, называемой «санкир», мастер раскрывает им все поверхности личного («санкирить»). Нужно заметить, что цвет «санкира» на образцовых древних иконах весьма разнообразен: он может быть более или менее темным или светлым и иметь тон более или менее холодный, приближающийся к зелено-оливковому, или быть ближе к теплому — охряно-коричиевому тону. (Если волосы па голове не покрыты, то они покрываются санкиром вместе со всем личным.) (под некоторые цвета предварительно наносится цвет – подлоджка). Следующий этап либо проработка одежд, либо антуража(горок, архитектуры и т.д.). 5

смысл в подобной последовательности написания доличного и личного письма, в которой художник шел от «черного» к «белому» отмечают все старинные руководства,где скзано что иконописец не писал, не создавал, а «раскрывал» изображение, делая видимым уже существовавшее, но незримое, поэтому он всегда начинал из «ничего»6 — с хаоса и небытия — с «темноты», то есть с самых темных, невидимых и неосвещенных тонов, и постепенно двигался к свету, высветляя изображение вплоть до последних белильных «светов» — вспышек Божественного света. Тем самым он следовал евангельским заповедям и Божественному откровению: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы”.

Затем прописывается все остальное – горки, конь, змей и т.д. Наконец, производится опись и роспись личного, тонкими линиями, особой краской, называемой «экзедрой» — смесь какой-либо из красных красок с черной. Притенение тайных мест делается так же, как и в доличном, — темной краской, именуемой «дичь». Иногда притенение не делается, и в таком случае на местах самой глубокой тени оставляют санкир нетронутым. Теперь остается обвести рамку и сделать надписи и икона будет почти готова.

Икону надписывают в обязательном порядке. Например, надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя. В древности, когда еще не был установлен чин освящения, икона считалась законченной тогда, когда на ней появлялось именование: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. 4 Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. — М. 1986 5 Реставрация икон: Методические рекомендации Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, 226 с,ил.; табл. 6 Ivepar. ru.

Сначала иконописец разрабатывает рисунок. Рисунок наносится на подготовленный под него грунт – левкас – тонкой кисточкой. На художественном совете мастерской рисунок обсуждается с ведущим художником и после утверждения рисунка можно приступать к золочению иконы.

Золочение иконы трудный и кропотливый процесс. На доску наносятся тонкие слои сусального золота. Затем они шлифуются и укрепляются.

Далее создаются основные цветовые соотношения иконы. После чего мастер приступает к прорисовке одежд и других деталей образа. Детали прорисовываются от более крупных ко все более мелким.

И только после всех предыдущих этапов иконописец приступает к работе над ликами – очень ответственной и требующей наибольшей духовной концентрации задаче.

Результатом работы иконописца является образ, созданный в соответствии с древними традициями и канонами, а также с учетом новых иконографических разработок мастерской.

Для большей сохранности икона может обрамляться окладом, выполненным из дерева, золота, серебра, и помещаться в киот. Киот и оклад могут быть украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.

Каждая икона в иконописной мастерской во имя св. Алипия Печерского создается художниками с молитвой и постом в строгом послушании старшему художнику и духовенству. Иконописцы трудятся по благословению настоятеля храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Его Высокопреосвященства Владыки Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *