Народы и религии

Урок 4

Возникновение религий. Древнейшие верования

Вы узнаете

Как древние люди заботились о душах своих предков.

Что такое многобожие и пантеон.

Какой народ в мире впервые поверил в единого Бога и что такое завет.

Основные понятия

Пантеон Многобожие Завет

Первые религии. Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, в огне и ветре. Они также верили в священных животных, например, в медведей или оленей.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. А в чем разница?В древних государствах – Египте, Греции, Риме, а также в Китае, Японии, Индии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам или искусству, другие царствовали в морях и океанах, в подземном царстве. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Кто их так называл? Когда? Поскольку в пантеоне всегда было много богов, то религии этих древних времён называются многобожием.

Иудаизм. Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский). Это религиоведческое утверждение? Родоначальником иудеев считается патриарх Авраам. Он ушел из страны своих предков и поселился в земле Ханаан, где это? обещанной ему Богом. С тех пор или со времен Моисея? евреи зовут эту землю Землей Обетованной (обещанной). Но скоро здесь наступил голод, и внуки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Евреи оказались в Египте на положении рабов: они выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению. Они мечтали освободиться от этого рабства, но египетский царь – фараон – не хотел отпускать их. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ. Без «как верят евреи» Моисей повел свой народ обратно в землю Обетованную. Этот путь был долгим. Сорок лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор (завет). Согласно этому завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там свое царство. Чтобы почитать своего Бога, евреи построили в городе Иерусалиме Храм. Но через некоторое время царство иудеев подверглось нашествием могущественных соседей. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в соседнее государство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи смогли вернуться в Землю Обетованную и заново построили в Иерусалиме Храм Единого Бога. Однако нашествия продолжались и, в конце концов, власть над землями иудеев перешла в руки римлян.

У древних египтян было множество богов. Бог солнца Ра считался главным богом у египтян. Каждое утро он проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Особо почитали бога мудрости Тота. Он изображался в виде человека с головой птицы ибис. Тот научил людей письму, счету, разным знаниям.

Обсудим вместе

Почему древние люди верили в священных животных? А как ответить? На основании чего?

Как вы думаете, каким силам природы могли покровительствовать боги древних цивилизаций?

Вопросы и задания

Почему древние люди заботились о душах своих предков.

Объясните, что такое пантеон богов.

У какого народа возникла вера в единого Бога.

Что получил Моисей от Бога на горе Синай.

Как вы поняли, что такое Завет.

В каком городе, и при каком правители ?? был построен храм.

ЗНАТОК И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ

1К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФИНСКОГО РЕЛИГИОВЕДА УНО ХАРВЫ-ХОЛМБЕРГА)

( 31 августа 1992 г. исполнилось 110 лет со дня рождения известного фин-но-угроведа, блестящего знатока и ис-

с л ед ова теля р е лиг иозга ы х веровании восточных финно-угров Уно Харвы-Холмберга. С ранних лет, готовясь к карьере священнослужителя, он испытывал интерес к различным формам ‘религиозной жизни. Однако пасторская деятельность не удовлетворяла У. Харву-Холмберга, и он стал исследователем. Большое влияние на выбор его жизненного пути оказали крупные финно-угроведы Э. Вестермарк и К. Крон. Под руководством последнего У. Харва-Холмберг в- 1913 г. защитил диссертацию на тему «Божества воды финно-угорских (народов». Спустя год вышел в свет фундаментальный труд «Регта1а1з1еп ивкогйо», подготовленный на богатом фактическом материале1, собранном автором в удмуртских деревнях в 1908 и 1911 гг. Дальнейшая научная деятельность У. Харвы-Холм-берга связана с сотрудничеством с Дж. А. Мак Куллюхом, работой над выходящей в Нью-Йорке серией «Мифология всех рас». Труды финского ученого получили высокую оценку научной общественности. В 1926 г. он был избран профессором университета в Турку, где работал вплоть до- смерти 13 августа 1949 г. .

Перу У Харвы-Холмберга принадлежит не потерявшее своей значимости до настоящего времени исследование «Религиозные верования мордвы», опубликованное в 1952 г. в Хельсинки. Это был последний труд ученого, в котором великолепно проявились его методика работы с источниками, умение анализировать явления мировоззренческого характера, безупречная стилистика. Книга эта многоплановая. Автору удалось поставить проблемы, выходящие далеко за рамки анализа мировоззрения мордвы. Он первым из за-р у бежн ы х иссл едо в а те л е й с ер ь ез но рассмотрел вопросы источниковедения

и историографии истории и культуры мордовского народа. Выделяя источников ые аспекты темы, он указывал на неравноценность различных с в ид е-тельств. Одни авторы, по его мнению, давали избыточную информацию, другие — весьма скудную. К числу ¡первых У. Харва-Холмберг отнес, например, Юлиана и Ирсофата Барбаро. Финский ученый считал, что четкую границу между источниками и исследованием установить достаточно сложно. Например, труды Н. Витсена можно рассматривать’ как источник, ибо 01ни содержат описания явлений, виденных автором или известных по чужим рассказам, а с другой стороны — это научное исследование, выполненное в соот^ ветствии с уровнем развития науки того времени.

Детальному разбору У Харва-Холмберг подверг работы, вышедшие в XIX — начале XX в- Он довольно высоко оценил исследования И. Н. Смирнова и X. Паасонена о мордве, критически подошел к книгам А. Мельников а-Печерского и В. Н. Майнова. Например, об А. Мельникове-Печерском ученый писал: «… работа Мельникова

оказалась далеко не научной, поскольку источниками он пользовался нерегулярно, а некоторые вещи излагал, украсив их собственной фантазией» . В связи с этим ученый рассматривает процесс христианизации мордовского народа, который, по его мнению, на-

чался после падения Казани. Христианизация первоначально имела насильственный характер, и ее закономерным результатом явилось, с одной стороны, упорное сопротивление, а с другой — миграция мордвы на восток и юго-восток. Характер процесса изменился лишь после предоставления обращенным ряда привилегий. Поворотным пунктом в христианизации мордвы У Харва-Холмберг считает 40 — 50-е гг. XVIII в., когда произошло массовое обращение .

»В ряде случаев явно просматривается воздействие на точку зрения У Хар-в ы — X о лмб ер г а росс и йс ко й историографии. Та»к, даваемая им характеристика симбиоза язычества и православия в мордовской среде, -по >йсей видимости, навеяна ¡мыслями В. О. Ключевского-Господство православия, по мнению финского ученого, «не означало, что старые, унаследованные от отцов обычаи, сразу канули в прошлое: во многих местах, особенно в восточных областях, во время бедствий обращались к своим старым богам и средствам. Однако мордва старались скрыть свои обряды жертвоприношения от служителей церкви, одновременно- они начали приносить жертвы святым русской церкви» .

Симбиоз христианства и языческих верований мордвы достаточно ярко иллюстрируется, по мнению исследователя, п р и способ л ен и е м д о-х р ист и а н с ки х традиций к православным праздникам.

В связи с изучением мировоззрения мордвы У Харва-Холмберг ставит проблему традиционной культуры народа. Его внимание в этой сфере привлекают в первую очередь обряды, наиболее тесно связанные или полиостью обусловленные религией, и среди них погребение, рассматриваемое им детально. Финский ученый писали «Проводить покойного в последний луть у мордвы, как, впрочем, и у других народов, считалось священным долгом всех его близких и знакомых» ,-следовател но, мифы о творении не являются архаичными. По сути дела был сформулирован выводов их позднем происхождении. В связи с этим нам представляется голословной критика профессора Н. Ф. Мокшина в адрес финского исследователя по поводу его ¡неспособности раскрыть идею возникновения верховного бота у мордвы .

Помимо верховного бога высший ряд мордовской мифологии, по мнению У. Харвы-Холмберга, включал в себя божества, обитающие на небе или между небом и землей. Причем он отметил двойственность этих божеств, их существование в двух лицах — мужском и женском.’Впрочем, этот принцип исследователь считал характерным для всей мифологической системы мордвы.

Следующий ряд божеств, выделяемый У Харвой-Хо’лмберго’м, включал в себя земные божества (земли, поля, луга, воды и т. п.). Он писал: «Вполне понятно, что там, где занимаются земледелием, земля становится предметом особого почитания. Мордва почитали ее как божество» . Земные божества занимали особое место в мордовской мифологии. Ученый считал, что в ряде случаев они вытесняли в со-

знании мордвина божества первого ряда. Данный факт указывал на архаичность, древность земных божеств.

У Харва-Холмберг выделил также божества дома и деревни. При их классификации он исходил из «их мест прибывания или рода деятельности»

Творчество У. X ар в ы -Холмбер га 31Н а ч ител ьно п род в и н у л о финно-угрйс-тику, в частности изучение истории и культуры мордвы, вперед. Им был на-

коплен и систематизирован огромный’ материал. По словам П. Равилы, «он был в своих исследованиях больше человеком факта, чем теоретиком» . И некоторые негативные черты его работ, которые являются «данью», долгое время господствовавшим в фин-но-угро’ведении идеям Э. Сетяля иг. У. Сирелиуса, не умаляют ценности его наследия. У. Харва-Холмберг стоял как раз на рубеже преодолениям

этих идей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Мордов. кн. издтво, 1968. 160 с.

2. Юрченков В. А. Вопросы христианизации ■народов Среднего Поволжья в современной буржуазной историографии // История христианизации народов Среднего Поволжья и ее марксистско-ленинская оценка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-ibq, 1988. С. 22 — 25.

3. Anzeiger der finnisch-ugrische Forschun-

gen. Helsinki: Druckerei-A. G. Der finn.sehen Literaturgeselschaft, 1951. 46 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. А. ЮРЧЕНКОВ, кандидат исторических наук

ХЕЙККИ ПААСОНЕН

(1865 — 1919)

В Большой Советской Энциклопедии ни во 2-м, ни В’ 3-м изданиях нет сведений о финском ученом Хейкки Паасонене, научное наследие которого составляет огромный вклад в историю исследования языков и фольклора финно-угорских народов, особенно мордовского.

Родился Паасо’нен в финском городе Миккели 2 января 1865 г. С раннего возраста у него проявились способности ученого. В 23 года сн стал кандидатом философии, в 28 лет получил звание доцента финно-угорского языкознания при университете. С 1904 г. до конца жизни он работал в университете г. Хельсинки в качестве ординарного .профессора финно-угорского языкознания.

Материалы для своих исследований* Паасонен добывал не в университетских кабинетах, а в трудных и долгих путешествиях* по российским губерниям, изучая быт, язык и обычаи мордовского, марийского, татарского, чувашского, хантыйского и других народов. С 1889 по 1902 г. Паасонен совершил ряд длительных поездок по Казанской, Н и ж егоро д с кой, Пензенской Оренбургской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской и другим губерниям России. Материалы, собранные во время этих экспедиций, позволили ученому сделать важные обобщения по наименее изученным вопросам исторической фонетики финно-угорских и самодийских языков-, проблемам первоначального родства финно-

Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

Молитвы и жертвы.

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

  • < ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *