Национализм патриотизм

Любовь к своей культуре, языку, истории обычно называется патриотизмом. Национализм и патриотизм — это две стороны одной медали.

Есть вариант позитивной дискриминации, на котором мало кто удерживается. Например, вся немецкая нация очень трудолюбива, поэтому вся немецкая продукция со знаком качества. Есть те вещи, которые могут становиться позитивными проектами. В этом смысле можно говорить о немецком патриотизме.

А когда речь идёт о том, что другие нации кому-то должны, — это национализм.

Но не обязательно нации. Возьмём тот же самый экстремизм, исламизм. К примеру, неграмотному потомку беженцев во Франции на основе неправильного чтения Корана объясняют, что если он не мусульманин, то должен быть обложен данью, и, естественно, это превращается в худший вариант исламизма, когда все остальные виновны и должны платить представителям религии. Но я должен подчеркнуть, что это не имеет ничего общего с Кораном, потому что неверный в Коране — это атеист. Но тем не менее такие извращённые прочтения возможны.

Так вот, как есть разница между исламом и исламизмом, так есть и разница между патриотизмом и национализмом. Правильнее было бы говорить о национальном патриотизме, это будет более терминологично, чем если говорить о национализме со знаком «плюс» и со знаком «минус». Если же брать термин «национализм» в общепринятом смысле, то национализм — это попытка обложить тем или иным налогом остальных. И неважно, какой налог — культурный, сегрегационный, экономический или политический, формат этого налога может быть любой.

Мы говорили, что патриотизм и национализм — это две стороны одной медали, так вот причиной её переворота становится ущемлённость, обнищание.

Alexandr Girinsky 153 5 лет назад преподаватель, Лицей НИУ-ВШЭ

Патриотизм и национализм относятся к сложным понятиям, для которых в немецком языке есть удачный термин — Streitbegriffe, понятия с «ускользающим» объемом, слова, по поводу которых постоянно возникает дискуссия.

Стоит сказать, что и патриотизм и национализм возникают в период Модерна и являются частью политического языка этой эпохи. И национализм, и патриотизм являются неизбежными, легитимными конструкциями современности, ровно такими же как само современное государство, суверенитет, постоянная армия, всеобщее образование и прочее. Более того, в изначальном свое изводе национализм — постоянный спутник либерализма, это то, о чем сегодня не хотят помнить многие либеральные авторы.

Само понятие нации возникает в период Французской революции. Национализм на первом своем этапе возникает как освободительное движение, связанное с элиминацией сословных, кастовых и прочих стратификационных барьеров. Нация — это люди на определенной территории, определяющие свою гражданскую судьбу, это то, что сегодня в политологической литературе называется «гражданским национализмом». Точно определение, данное М. Мамардашвили: «Нация — это то, что существует внутри напряженного вопрошания о том, кто мы, что мы, какие у нас обязанности, какие у нас гражданские обязанности. Это единство перед судьбой». Из понятия нации органично возникает идея национальной культуры, идентичности и культурной преемственности.

Национализм в публичном пространстве разными публичными комментаторами приравнивается к различным формам этнической нетерпимости, ксенофобии и шовинизма. Но группа людей, обладающая этнической однородностью — это народ. Нация — это метаобъединение, основанное на единстве гражданской и политической судьбы, имеющее культурную идентичность и институты ее воспроизводства.

Патриотизм же — это просто любовь к Родине, более ничего. Он может быть никак не связан с национализмом в том смысле, о котором написано выше, а может быть связан. Известно, что самая патриотическая нация — это американцы, они всегда готовы спеть вам свой гимн или повесить флаг на самое видное место в доме. Мое домашнее определение патриотизма простое — это чувство неразрывности связи своей личной судьбы с судьбой своей нации. И на этом уровне национализм и патриотизм, конечно, смыкаются.

Мой товарищ, председатель Ульяновской региональной организации «Дети войны» Евгений Федорович Щербаков подготовил текст «Патриотизм и интернационализм в многонациональном государстве», для своего выступления на предстоящей конференции. Попросил меня ознакомиться с ним. Полностью огласен с его размышлениями.
Вот они, эти размышления человека, много пожившего и много сделавшего полезного для своего Отечества :
Патриотизм – исторически сложившееся чувство любви к родной земле, своему народу, своему языку, культуре и традициям.
Российский патриотизм имеет характерные особенности. Россия – страна многонациональная. Поэтому в российском патриотизме — бескорыстная любовь к своей стране и её многонациональному народу, общенациональной культуре и традициям, которые складывались под влиянием взаимообогащения культур разных народов и наций.
Патриотизм – это последовательная и твёрдая защита национально-государственных интересов нашего Отечества на международной арене, законных интересов и прав российских народов и каждого гражданина внутри страны путём принятия и реализации федеральных и региональных законов. Патриотизм предполагает реальные действия, направленные на процветание и благополучие России и каждого ее жителя.
Носителем российского патриотизма является многонациональный народ, поэтому российский патриотизм является народным патриотизмом. Здесь под народом понимается преобладающая часть населения страны, живущая трудом, способная народить, созидать, творить. Другая, меньшая, часть населения, живущая за счёт эксплуатации трудового населения, относится к уроду, так как для своего существования использует уродливые формы приобретения достатка (эксплуатацию, воровство, жульничество). Урод на словах ратует за патриотизм, но ради наживы готов продать не только Родину , но и мать родную. Чиновники-взяточники и бизнесмены-спекулянты направляют свои активы в зарубежные банки, помогая развитию экономики других государств и не заботясь о своей стране, её народе. Большой бизнес захватил народную (государственную) собственность и наживает на этом большие барыши, но если требуется ремонтировать оборудование приватизированных предприятий (например, на шахте Распадская или Саяно-Шушенской ГЭС в результате аварий), то требует государственных вложений. Собственники не желают расходоваться даже ради восстановления своей же собственности, зная, что правительство будет инвестировать средства в восстановление шахт, ГЭС и других объектов, чтобы у людей, работающих на таких предприятиях, сохранялась работа. У капиталиста «патриотизм» больше направлен на удовлетворение собственного «Я». Для него лучше приобрести, например, футбольную команду, пусть и иностранную.
А вот русскому трудовому народу и тоже трудовым лружественным народам патриотические начала присущи издревле. Трудовой народ защищал свои земли от набегов кочевников, от посягательства рыцарей-крестоносцев, стремился к укреплению могущества своей страны. В истории были времена, когда русы оказывались слабее своего врага (в частности, монголо-татарского войска), попадали в полон, но не теряли чести своей, не обменивали на свою жизнь унижение родины. В то же время князья, смирившись с унижением, выпрашивали у монгольских ханов ярлыки на княжение, на право угнетать свой народ.
Вот великолепный пример патриотизма из семнадцатого века. Крестьянин Костромского уезда Иван Сусанин, которого поляки принудили быть проводником к Ипатьевскому монастырю (там находился только что избранный царём Михаил Романов, поляки намеревыались убить его и не допустить воцарения), завел польский отряд в непроходимые болота. Ценой собственной жизни он не допустил предательства и унижения чести России. Не такими были бояре и духовенство. Зная заранее лживость Лжедмитрия, пришедшего с польской территории, о его происхождении, венчали его в Успенском соборе Москвы на русское царство.
Массовый патриотизм русского народа проявился во время Отечественной войны 1812 года против Наполеона. Армии Наполеона противодействовали не только регулярные русские войска, но и партизанские отряды, основным ядром которых были крестьяне. Во главе партизанских отрядов были не только мужчины, но и женщины — такие самоотверженные, как Василиса Кожина.
Наиболее ярко в нашей истории проявился советский патриотизм в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Девизом того патриотизма можно считать слова: «Родину защищать!». Вместе с русскими за оветскую Родину воевали татары, мордва, грузины, казахи, киргизы, узбеки, представители других народов Советского Союза. Солдаты и офицеры Красной армии, представители разных народов Союза, оказавшись в окружении, воевали в партизанских отрядах. Никто из них не думал, что воюют зря, зря рискуют своими жизнями за какую-то украинскую или белорусскую деревню, о которой раньше даже ничего не слышали. Они воевали за свою Родину, какая бы её частица не подверглась осквернению врагом.
В годы послевоенного восстановления народного хозяйства страны, в годы созидательного развития опять же проявился советский патриотизм. Массовый патриотический подъем был на великих стройках, в освоении целинных и залежных земель. Молодёжь, комсомольцы со всех уголков необъятной страны ехали строить гидроэлектростанции, новые города и заводы, Байкало-Амурскую магистраль. Вместе с ними отправились тудв же зрелые люди — опытные специалисты, коммунисты, чтобы разделить с молодыми романтику труда, поделиться с ними опытом. На этих стройках — как говорили тогда, стройках коммунизма- проявляли себя, в своих самых лучших качествах, латыши и молдаване, украинцы и буряты, татары и казахи… Каждый из них гордился своим участием в общем труде, гордился тем, что он прославлял свою республику, свой народ. Жители тех районов, куда приезжали строители, встречали их с радостью, делились с ними последним. Созидательный, пусть рлолй и тяжкий, труд был во имя процветания Родины.
Служба в советской армии, готовность защищать страну Советов, были делом чести каждого молодого человека. Воины братски делили тяготы военной службы. Никто не слышал ни о «дедовщине», ни о волчьих законах среди людей. А вот теперь молодые люди, которым приходит очередь служить в российской армии, стремятся всеми правдами и неправдами уклониться от службы.
Вместе с патриотизмом в Советском Союзе проявлялся интернационализм. Интернационализм – чувство солидарности, взаимного уважения и поддержки народов других наций. В советское время был широко известен термин «пролетарский интернационализм». Он обозначает солидарность пролетариев разных стран в борьбе против эксплуататоров. В действии был лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Во время иностранной интервенции против молодой Советской республики в 1918—20 годах пролетарии европейских государств (Великобритании, Франции, Италии и др.) выступили против своих правительств под лозунгом: «Руки прочь от России!» в защиту Советского государства от иностранной военной интервенции. Ослабляя общий фронт империализма, эти выступления, участники которых демонстрировали глубокие симпатии к Советскому государству, оказали непосредственную помощь трудящимся Советской России. Трудящиеся Советского Союза не раз оказывали помощь трудящимся других стран, особенно в строительстве социализма и национальной экономики в послевоенный период вплоть до распада социалистической системы.
С распадом Советского Союза и Варшавского Договора – объединённой оборонительной организации социалистических государств – лозунг, призывающий к объединению пролетариев всех стран, подвергнут забвению и опошлению. А вот капиталисты всех стран объединяются. Они объединяются в международные корпорации с целью обогащения и эксплуатации трудящихся под флагом глобализации. Трудящиеся всех стран протестуют против глобализации, но их протесты пока безрезультатны, так как правительства всех капиталистических стран те протесты замечать не желают.
Интернационализм действенно проявляется также внутри многонационального государства. Он активно выступает против национализма и шовинизма. Национализм – идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности одной нации, её первичности в государствообразующем процессе. Шовинизм – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. В многонациональной России не может быть различного отношения к нациям, потому что нет такой территории, где бы ни проживали народы разных национальностей. Это значит, что люди разных национальностей живут общей жизнью – выполняют одну и ту же работу, выращивают одни и те же сельскохозяйственные культуры для пищи, приходят на помощь друг другу. Переплетаются традиции. Нередко создаются семьи молодыми людьми разной национальности. Их дети воспитываются на культурах национальностей матери и отца, на общероссийской культуре.
Патриотизм и интернационализм в Российской Федерации являются основой национального суверенитета, представляющего собой право наций многонациональной страны определять её социально-экономическое и общественно-государственное бытие в интересах всех наций и каждой в отдельности, в интересах государства и его народа, в интересах каждого региона, в интересах общества и отдельного человека. В связи с этим не должно быть административного деления территории государства по национальным признакам. Правильнее административное деление осуществить по территориальному признаку. Возможно выделение национальных поселений, районов в пределах административного деления субъектов Федерации. Например, чувашское поселение Ульяновской области, мордовское поселение Пензенской области, Атяшевский мордовский район Саранской области.
Существует понятие «государственный патриотизм». Кто-то видит в этом понятии первичность государства над нацией, над народом, тогда как государство (власть) создаётся народом и нация должна быть первичной по отношению к государству. Мы же относимся к понятию «государственный патриотизм» в смысле обеспечения государством (властью) принятия законов, позволяющих в полном объёме осуществлять основные положения патриотизма.
Патриотизм – любовь к своей родине, своей стране. Это значит, к примеру,что никто не имеет права угробить парки, скверы. цветочные клумбы с целью использовать территорию под застройку. иначе — это нанесение вреда экологии. Никто не вправе разбазаривать ресурсы государства (страны) в целях обогащения группы олигархов. Если мы вынуждены продавать за границу газ, нефть, то надо помнить, что «Газпром» и «Нефтепром» – общенациональное достояние и доходы от торговли газом и нефтью, а равно и другими ресурсами (лес, руда…) должны принадлежать всем гражданам страны и распределяться между ними. Чтобы не было таких перекосов – у одних миллиардные доходы, другим не на что купить лекарства. Растранжиривание ресурсов, а также перевод активов в зарубежные банки должно приравниваться к государственному преступлению. Российские деньги должны работать на экономику России.
Патриотизм – уважение к многонациональному народу, охрана его жизни и здоровья, культуры и традиций. Уважение к многонациональному народу – это одинаковый подход ко всем народностям (обеспечение достойным жильём, получение общего и профессионального образования и достойного воспитания, обеспечение детей детскими садами). Дети–сироты должны получить достойное образование в государственных детских домах или в приёмных семьях по их согласию. Народ создаёт государство для того, чтобы оно заботилось о народе. Должна быть прекращена практика передачи российских детей на воспитание за границу. Российские дети – это будущие защитники России, творцы её экономики. Наживаться на сиротстве отдельным чиновникам недопустимо. Это позор нации.
Патриотизм – уважение к общенациональной культуре и традициям и к культуре каждого народа. У каждого народа, проживающего на территории России, издревле складывалась своя культура, религия, обычаи и традиции. У славянских народов (русских, украинцев, белорусов, проживающих в России, есть общие славянские традиции, но есть и национальные отличия — в одежде, проведении праздников, отправлении ритуальных обрядов. Мы все и каждый в отдельности должны уважать эти особенности. Но есть и общенациональные праздники – встреча Нового года, День Победы, День строителя и т.д. – и мы давно их отмечаем вместе. То же самое можно сказать о тюркских и угро-финских национальностях.
У каждого народа есть своя религия, своя вера в своего «национального Бога». Патриоты не должны препятствовать отправлению религиозных обрядов людям других религий. С другой стороны, религиозные деятели не должны навязывать религию детям, внедрять её в школах. Для превалирующего большинства населения религия – это «опиум для народа». Люди, которых показывают по телевидению в дни Великих религиозных праздников, являются лицедеями и лицемерами.
Основой культуры каждого народа является его язык. Люди любой национальности общаются между собой на родном языке. Но без общения с людьми другой национальности в России не обойтись. Общаются на русском языке, который является языком межнационального общения. Не потому, что этот язык красивее, поэтичнее других языков. Просто людей русской национальности гораздо больше, чем людей других национальностей. В силу этого русская нация и является государствообразующей. И всем надо бережно относиться к этому языку, языку межнационального общения. Сейчас мы видим издевательство над великим русским языком. Современные буржуа к месту и не к месту применяют иностранные слова, чаще всего копируя язык американцев. Почему надо говорить «окей», а не сказать «правильно, хорошо»? Чем лучше произносить «гламурный» вместо «очаровательный», «шоу» вместо «представление»? Разве допустимо в России называть Россию Рашей, как называют её янки? Может, не следует копировать всё американское, а быть просто россиянами – гражданами России?
Люди, коверкающие свой язык, никак не могут считаться патриотами, хотя они и любят кустик, посаженный под окошком. Издевательство над родным языком должно наказываться штрафом как за вождение автомобиля в пьяном виде. Русский Язык, как язык межнационального общения, формирует межнациональную культуру. Это мы наблюдаем сейчас, это было в Советской России и в имперской России. Русскоязычный Левитан создавал русскую живопись. Эйзенштейн, Роом создавали русское кино, Кобзон на радость русскому и другим народам поёт русские песни. Разве их нельзя считать патриотами?
Почему на телевидении рекламируются товары, сделанные за рубежом. Какой же патриотизм мы проявляем? Ах, да. Реклама – двигатель торговли. Ничего подобного. Она отпугивает потенциальных покупателей. Люди понимают, что им втюхивают никчёмный товар.
Физическая культура и спорт – часть национальной культуры. Какой же патриот-спортсмен променяет свою команду на зарубежную? А ведь уезжают. Не просто уезжают, их ещё и продают. Чем не работорговля?
Патриотизм – это защита национально-государственных интересов нашей страны на международной арене, законных интересов и прав российского народа и каждого гражданина внутри страны путём принятия и реализации федеральных и региональных законов. Но как нам защититься от влияния Запада, если в России разрешена деятельность некоммерческих организаций, существующих на средства иностранных государств. Их относят к агентам иностранных государств. Вместо того, чтобы запретить их деятельность вообще и проверить, какой вред они приносят обществу и государству. Их необходимо привлечь — за нанесённый вред нашему госуларству — к ответственности Но… им ещё и президентские гранты выдают.
И — в заключение. Патриотизм — это уважение к истории своей страны. Однако, полистаем страницы нынешних учебников по истории нашего государства. Там столько разных домыслов! Особенно о славном Советском государстве, в период существования которого в нашей стране были грандиозные свершения на благо всего советского народа. Об этоим периоде столько наговорено вранья. что, как говорится, уши вянут…
Евгений Щербаков, председатель Ульяновской региональной общественной организации «Дети войны».
От mysoulgarden: Евгений Фёдорович частый гость в школах, в политехническом университете, где преподовал, в техникуме, где тоже был преподователем и где учатся по его учебникам. На снимках: во время встречи в Ульяновском физико-математическом лицее № 38.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках

(1) Летом каждый день как воскресенье, а как известно, воскресенье бывает не только в городе, но и в деревне. (2) Не успел Тимоша проснуться – на пруд помчался, посмотреть, какой у природы день отдыха. (3) Вчера в заводях и вдоль берега плавали среди зелёных круглых листьев кувшинки, да столько – воздух над водой вызолотили! (4) А сегодня – ни одной! (5) Неведомый злодей ограбил само лето! (6) Тимоша бросился домой, к бабушке: – Браконьеры! Весь пруд обобрали, все кувшинки сорвали! (7) Бабушка внимательно посмотрела на внука и вдруг рассмеялась: – Ступай, дружочек, ступай обратно! (8) Тимоша в недоумении спустился с крыльца и побежал назад. (9) Вот он, пруд. (10) Вот она, пустыня. (11) И вдруг мальчик увидел две кувшинки. (12) Видно, просмотрел. (13) Пошёл вдоль берега: ещё две, ещё, ещё…(14) Кувшинки появлялись из ниоткуда… (15) Он сел на пенёк и не отрываясь смотрел на воду. (16) Золотые кувшинки, радуясь, что их ждут, всплывали хороводами. (16) Десять лет прожил Тимоша на Лушной горе, у пруда, и до сих пор не знал: кувшинки спят под водой, а как солнышко, как свет – всплывают.
Определи род,склонение,число и падеж одной из форм имени существительного из 11 предложения.
Найди и выпиши из 14 предложения все формы имен прилагательных с именами существительными,к которым они относятся.
Определи число,род (Если есть),падеж одной из форм имени прилагательного из 14 предложения.
Найди и выпиши из 15 предложения местоимения,определи и запиши его лицо и число.
Найди и выпиши из 11 предложения все глаголы в той форме,в которой они употреблены в предложении.
Определи спряжение,время,лицо (если есть),число,род (если есть), одной из форм глагола из 8 предложения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *