Наука этимология

Словообразование как наука

В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке образуются по определенным правилам, моделям, схемам – по определенным образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который и называется словообразованием.

Термин словообразование обозначает раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят. В языке различают непроизводные слова (ех: лес, река, море, стол, идти, веселый, синий) – примарные, первообразные и производные слова – образованные на базе существующих слов (ех: морской, речник, развеселый, лесной). Производные слова образуют определенную систему – словообразовательная система. Словообразовательная система состоит из двух элементов, она делится на две подсистемы:

  1. 1. словообразовательные типы
  2. 2. словообразовательные гнезда

Для обозначения строения производного слова используется термин словообразовательная структура слова, кроме того строение производного слова изучает также морфемика.

Сам термин словообразование больше всего подходит для обозначения процесса создания новых слов, то есть для обозначения определенных действий языкового механизма. Однако этот термин достаточно часто используется и для обозначения соответствующего раздела языкознания. В лингвистике синонимом к нему выступает термин дериватология.

Деривация – 1. процесс образования нового слова; 2. процесс образования новых смыслов.

Словообразовательная наука имеет два аспекта изучения:

  1. диахронический. Диахронное словообразование – учение о словообразовательных процессах, закономерностях образования новых слов, об изменении структуры уже существующих слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии.
  2. синхронический. Синхронное словообразование – учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о связях и взаимоотношениях родственных слов на определенном этапе развития языка (чаще на современном этапе).

Объекты и задачи словообразования

Объектом словообразования является производное слово. Однако производные слова изучаются также и в других разделах лингвистики. В словообразовании производные слова изучаются не сами по себе, не как отдельные единицы, а в их взаимосвязи с производящей базой, в их отношении с другими производными словами, в частности, с однотипными по своей структуре, т.е. аналогичными по способу словообразования, по какой-то модели строения или по аналогичной словообразованию семантике. Т.о. в качестве языковых единиц, изучаемых в словообразовании должны рассматриваться определенные группы слов (=объединения, категории слов), имеющие общие формальные и семантические признаки.

Объектом словообразования выступают также элементарные языковые единицы. Это словообразовательные средства (ех: приставки, суффиксы, постфиксы), производные основы, соединяющие звуки и др. элементы, выделяемые в составе производных слов.

Объектом диахронического словообразования выступают слова, которые когда-либо были образованы на базе существующих в этом языке слов и за счет собственных средств данного языка. При этом их структуре и взаимоотношениям с другими словами уделяется меньше внимания (ех: утро-завтра).

Объектом синхронического словообразования могут служить лишь такие слова, которые с т.з. современного русского языка воспринимаются как производные и в составе которых четко выделяются существующие в русском языке морфемы. Обычно такие морфемы свободно выделяются при их соотнесении с другими словами.

Основная задача синхронного словообразования – это изучение производных слов по их состоянию на определенном этапе развития языка без учета их изменений.

Основная задача диахронического словообразования – изучение различных СОР признаков, связанных с образованием и изменением соответствующих словарных единиц.

Другими словами, синхроническое словообразование изучает отношения существующих единиц, а диахроническое – процесс превращения одних единиц в другие.

Согласно уровневой организации языка слова состоят из единиц более низкого уровня, прежде всего, из морфем, которые определенным образом связаны между собой, находятся в определенных отношениях и представляют собой определенную структуру.

Одной из наиболее важных задач словообразования является изучение структуры слова, его составляющих частей и различных взаимоотношений между ними. СО должно решить, чем отличаются производные слова от непроизводных, каковы отличительные признаки производного слова. Следующей задачей является определение способа образования слов, т.к. сам способ является одной из важнейших характеристик морфемной системы языка в целом.

Способ словообразования

При этом особое значение имеет изучение словообразовательных средств (=формантов), по которым определяются сами способы словообразования.

Слова как единицы языка характеризуются единством формы и содержания, т.е. единством материального выражения и значения, поэтому в задачи СО входит изучение производной лексики не только в плане выражения, но и содержания, т.е. в аспекте словообразовательной семантики. У производного слова можно выделить лексическое и словообразовательное значения, ех: побежать – начать бежать – начало действия. Это словообразовательное значение мы можем обнаружить и у других слов.

Словообразовательные единицы языка носят системный характер, поэтому большое значение приобретает изучение словообразовательной системы и ее элементов. В качестве элементов СО системы могут выступать СО средства, сами производные слова. А в качестве макро-элементов СО систему выступают объединения производных слов: СО модели, типы, пары, цепи, гнезда, парадигмы.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. нау́чный нау́чное нау́чная нау́чные
Рд. нау́чного нау́чного нау́чной нау́чных
Дт. нау́чному нау́чному нау́чной нау́чным
Вн. одуш. нау́чного нау́чное нау́чную нау́чных
неод. нау́чный нау́чные
Тв. нау́чным нау́чным нау́чной нау́чною нау́чными
Пр. нау́чном нау́чном нау́чной нау́чных
Кратк. форма нау́чен нау́чно нау́чна нау́чны

на-у́ч-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — нау́чнее, нау́чней, понау́чнее, понау́чней.

Приставка: на-; корень: -уч-; суффикс: -н; окончание: -ый .

ПроизношениеПравить

  • МФА: (файл)

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. связанный с наукой; имеющий отношение к науке ◆ Научная работа. ◆ Научная конференция. ◆ Научный институт.
  2. основанный на принципах и методах науки ◆ Научный подход.

СинонимыПравить

  1. ?
  2. ?

АнтонимыПравить

  1. религиозный
  2. антинаучный, квазинаучный, лженаучный, ненаучный, паранаучный; частичн.: околонаучный

ГиперонимыПравить

  1. ?
  2. ?

ГипонимыПравить

  1. технонаучный, малонаучный, высоконаучный, полунаучный, частнонаучный
  2. узконаучный

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: наука, научность
  • прилагательные: паранаучный

Список всех слов с корнем «наук-/науч-»

  • топонимы: Научный
  • существительные: наука; научение, наученье, научность, научник; антинаука, антинаучность, квазинаука, квазинаучность, лженаука, лженаучность, науковед, науковедение, наукоград, наукоёмкость, наукометрия, наукообразие, наукообразность, наукоподобие, ненаучность, паранаука, паранаучность, псевдонаука, псевдонаучность
  • прилагательные: научный, ненаучный; научно-внедренческий, научно-инновационный, научно-исследовательский, научно-координационный, научно-методический, научно-организационный, научно-познавательный, научно-популярный, научно-практический, научно-производственный, научно-просветительный, научно-просветительский, научно-реставрационный, научно-спортивный, научно-теоретический, научно-технический, научно-технологический, научно-фантастический, научно-художественный, научно-экспериментальный; антинаучный, высоконаучный, квазинаучный, лженаучный, малонаучный, науковедческий, наукоёмкий, наукометрический, наукообразный, наукоподобный, ненаучный, околонаучный, паранаучный, полунаучный, псевдонаучный, технонаучный, частнонаучный
  • глаголы: научать, научаться, научить, научиться
  • наречия: научно, ненаучно; по-научному; антинаучно, квазинаучно, лженаучно, наукообразно, паранаучно, псевдонаучно

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

связанный с наукой; имеющий отношение к науке

  • Английскийen: scientific
  • Испанскийes: científico
  • Немецкийde: wissenschaftlich
  • Персидскийfa: علمی
  • Французскийfr: scientifique
  • Шведскийsv: vetenskaplig (sv)

основанный на принципах и методах науки

БиблиографияПравить

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    • Перевод
    • Ассоциации
    • Анаграммы
    • Антонимы
    • Синонимы
    • Гиперонимы
    • Морфологический разбор
    • Склонения
    • Спряжения

    Перевод слова наука

    Мы предлагаем Вам перевод слова наука на английский, немецкий и французский языки.
    Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

    • На английский
    • На немецкий
    • На французский

    • science — естествознание
      • медицинская наука — medical science
    • scientific — научный
      • достижение науки — scientific achievement
    • study — исследование
      • общественная наука — social study
    • scholarship — ученость
      • богословская наука — theological scholarship
    • Wissenschaft
      • медицинская наука — medizinische Wissenschaft
    • Lehre — обучение
    • Wissen
      • наука о жизни — Wissen vom Leben
    • science — естествознание, научные исследования
      • точные науки — sciences exactes
    • leçon — занятие

    Связь с другими словами

    Слова заканчивающиеся на -наука:

    • акванаука
    • бионаука
    • лженаука

    Гипо-гиперонимические отношения

    наука химия

    Какой бывает наука (прилагательные)?

    Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

    современной исторической точной естественной гуманитарной целой военной политической советской другой новой медицинской общественной оккультной официальной экономической биологической фундаментальной всякой великой чистой земной любой смежной никакой юридической прикладной христианской тайной сложной настоящей традиционной социальной отечественной западной древней философской академической разной большей специальной передовой истинной мировой прочей европейской многой нужной российской человеческой полезной правовой психологической называемой серьезной физической технической духовной математической материалистической невеликой филологической высокой единственной

    Что может наука? Что можно сделать с наукой (глаголы)?

    Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

    оказаться пойти развиваться достичь сделать даваться шагнуть доказать установить идти дать уйти получить открыть найти заниматься потерять служить дойти считать утверждать делать создать иметь совершить появиться продолжать возникнуть находиться смочь принести казаться научиться являться продвигаться изучать существовать превратиться занять даться уничтожить ползти остаться преодолеть объявить подарить признать продвинуться выйти столкнуться пригодиться добиться процветать перестать интересовать создаваться освободить восторжествовать знать давать относиться становиться привести

    Ассоциации к слову наука

    россия целома область изучение университет сибирь жизнь будущее наука поиск точность название производство тема практика москва лицо история петербург территория конец институт религия данное отличие сторона место рынок общество париж год время условие академия мир служба италия помощь защита руководство эпоха рамка специальность школа цель земля государство частность форма развитие га варшава протяжение отделение философия начало искусство запад отношение германия основа язык политик президент

    Синонимы слова наука

    дисциплина доктрина дрессировка единица задача любимец модель мораль наставление нравоучение образец образчик первообраз предмет предупреждение пример прообраз прототип урок учение цель намек

    Гипонимы слова наука

  1. ортология офтальмология криминология эсхатология фонетика метеорология баллистика литературоведение этимология семиотика криминалистика языкознание лингвистика этнология эндокринология когнитология агрохимия киноведение колориметрия стратиграфия народоведение палеография краеведение анемометрия иммунология гистология ветеринария геология естествознание механика логика философия история гидрология компаративистика микробиология этнография филология география химия физика физиология археология генетика астрономия социология математика риторика этика нефтехимия алгебра психогенез скульптура ботаника микология гидрометеорология гляциология гематология сейсмология этология англистика аэростатика
  2. лесоводство экология синтаксис грамматика экономика терапевтика семантика катализ металлургия орфоэпия
  3. фортификация

Сфера употребления слова наука

Общая лексика Космонавтика Медицина Образование Военный термин

Морфологический разбор (часть речи) слова наука

Часть речи: существительное Род: женский Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного наука

Предложения со словом наука

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Современная наука самостоятельно возникла перед правым глазом плохо 8 хорошо 2 2. Политическая наука удачно совершила на черной море плохо 7 хорошо 1 3. Европейская наука невозможно нашла на свободном месте плохо 8 хорошо 0

Чтобы объяснить хоть сколько-нибудь доходчиво, как устроена наука и что она собою представляет, мы можем начать с самого простого и очевидного — определить ее через язык.

В русском языке это слово появилось сравнительно недавно и не из славянского языка, как и большинство культурных терминов. Образовано оно от древнего индоевропейского корня *euk (ouk-) со значением «приучаться, привыкать, доверять», что дало славянское (в)ук-/уч-. Древнерусское слово оукъ передает славянское оученiе, оно родственно аблаутным формам навык, привычка. А поскольку русская книжность греко—византийского происхождения, то нелишне будет взглянуть, чему же соответствуют все эти «навыки-науки». Как правило, наученiе, навыцати и им подобные передают слова с корнем math- (напр. глагол manthanein, «учиться, узнавать» или mathesis «учеба», здесь же и»маthематика»). Итак, первоначально наука означала «приобретение некоторого опыта посредством систематического упражнения». В словаре Даля мы находим: «наука — … не только один навык, а разумное и связное знание». Здесь же мы встречаемся с другим словом — «знание» (въденiе), которое вводит нас в столь плотно насыщенную философскую среду, что придется разбираться по существу.

Наука существует в форме культуры, а европейская культура имеет два основных корня: это наследие греко-римского мира, называемое обычно Античностью, и мир Библии, Священного Писания, заложившего основания христианского миросозерцания. Древний семитский мир, из которого Библией взяты все основные формы мышления, не знал такого понятия, как «наука» (можно даже суверенностью утверждать, что и понятия «ученый» как такового не было). Еврейский корень яда (…), употребляющийся в значении «знание, ум, мудрость», означает мудрость не полученную, не взятую «навыком», но знание божественное, откровенное, данное свыше. «Знание Бога» в Библии просто означает веру, религию. Другой корень, известный всем семитским языкам, хахам (hkm), означает «мудрость», но мудрость очень специфическую. Это — мудрость судьи или правителя. Умение управлять древними людьми оценивалось как мудрость, но эта мудрость явно не находится в семантическомкруге,подсознательно очерчиваемомнамиприобращении кпонятию «наука». Пожалуй, единственное слово, хоть сколько-нибудь близкое к понятию «наука» встречается всего лишь четыре раза во всем Ветхом Завете. Это слово леках (корень … со значением «брать, принимать»), обозначающее «воспринятое», то есть именно то, что добыто через восприятие, вживание. Таким образом, можно представить дело так, что библейский мир знал сам феномен науки-навыка, но он не являлся ни культурно-значимым, ни культурообразующим. В Новом Завете наука как таковая вообще не обсуждается, а единственное упоминание о систематических книжных занятиях содержится, пожалуй, в проклятии Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи!». Наука должна быть связана с книжничеством,т.е. с регулярным использованием носителей информации.

Однако настоящие корни явления и понятия «наука» надо искать в античном мире. Ибо именно античный человек впервые додумался: чтобы стать мудрым, надо объяснить, как устроен и из чего взялся мир. И в самые начальные времена ученых еще по традиции называли «мудрецами» (sofoi). В Античности начала формироваться не только «наука» (стремление за счет наблюдений, выдвижения гипотез и экспериментов объяснить мироустройство), но возникла и методология этой науки, организованной как традиция или школа. Уже один из первых мудрецов, Сократ, призвал изучать человека, чтобы понять мир, а его ученик Платон, подошедший вплотную ко многим вопросам, ныне традиционно относимым к «научно-релевантным», считал, что знание геометрии, например, совершенно необходимо для любого философа. Для будущего науки важнейшим оказался интерес к природе познания, гносеологический интерес. Однако ни Платон, ни его академические последователи не создали классификацию наук. Это сделал Аристотель. Он отказался от диалектики и возвел в ранг метода аналитику, то есть теорию доказательного умозаключения (аподиктического силлогизма), которое восходит от необходимого основания к твердому знанию. Наука получила свою методологию. Кроме того, Аристотель сформулировал теорию науки. Научное знание есть знание о бытии, и как таковое оно противостоит искусству (сфера которого — практика ипроизводство вещей), опыту (его предмет— только единичные факты) и мнению (оно основывается на вероятности). Научное знание выражается в форме суждения и претендует на истинность. Задача научного знания, таким образом, состоит в фиксировании некоего обстоятельства или факта и в выяснении его причины. Наука, по Аристотелю, отличается тремя основными характеристиками: доказательностью, способностью объяснения и сочетанием единства с наличием степеней подчинения. Последняя характеристика делает возможным сведОние одних наук к другим и, соответственно, позволяет произвести их классификацию. Теоретические науки составляют условие существования наук практических, а практические — условие наук поэтических (творческих).

Итак, философия указала науке задачу — поиск истины. Современная наука также ориентирована на получение «истинных» знаний о реальности, но наука и истина для ученого далеко не тождественны. Один из сегодняшних исследователей науки В.Н.Тростников пишет об этом так: «В науке как таковой следует четко разделять два различных ее аспекта, которые часто (и неправомерно) объединяют под одной вывеской: наука-исследование— систематическое изучение и изложение объективно достоверных сведений, максимально проверенных со стороны содержания, и наука-миpовоззpение, т.е. совокупность утверждений, якобы полученных в научных исследованиях и навязываемых в качестве общеизвестных».

Исторически у науки сложно складывались взаимоотношения с религией. Если для Аристотеля было ясно, что наука подводит к тому же, чему учит религия — созерцанию общих сущностей, то в средние века возник конфликт науки ирелигии. Возникла теория «параллельных истин», истины научной и истины Откровения, то есть религиозной. На нынешний момент науке, вобщем-то, отказано в праве провозглашать истину.

Основой науки является опыт: эмпиризм превратился в основополагающий принцип, а основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент. Важное место в методологии науки занимает принцип индукции, который гласит, что универсальные высказывания науки основываются на индуктивных выводах. Что касается верифицируемости научных концепций, то методологу должно быть ясно, что степень подтверждения какой-то гипотезы фактами не является решающей в процессе научного познания. Подтверждающее свидетельство не должно приниматься в качестве решающего, за исключением тех случаев, когда оно является результатом подлинной проверки той или иной теории. Строго говоря, математическая логика, на которой построен весь современный научный дискурс, вообще не может оперировать понятием «истинный», ибо само понятие истинности математически невыразимо. Иногда в качестве новой парадигмы научного знания предлагают рассматривать гуманитарные науки. Идея четко развести науки гуманитарные и естественные принадлежит философу-герменевтику В.Дильтею— он разделял науки о природе и»науки о духе», считая, что основная познавательная функция наук о природе— объяснение, а «наук о духе» — понимание. Но систематическое различение было проведено все же неокантианцами (прежде всего, Г.Риккертом и Э.Кассирером). Риккерт в своем очерке «Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft» («Наука о культуре и наука о природе») писал, что науки о культуре менее закончены, в них нет склонности к методологическим изысканиям. Формально природа и культура противостоят друг другу, как противостоят и их методы: естественно-научный и исторический. Гуманитарный идеал научности иногда рассматривается как переходная ступень к некоторым новым представлениям о науке, выходящим за пределы классических.

Современную науку характеризует активное противостояние различных направлений и школ. Другой чертой современного процесса самоопределения науки является ее специфический язык, так что можно говорить об определенном научном «менталитете», хотя это слово чаще применяется для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний.

Справка подготовлена
Алексеем Муравьевым

Притч. 1:5, 9:9; Ис 29:24; ср. 1 Цар 7:19.

Языкознание

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ ЗНАТЬ И ВЕДАТЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Г. Н. Исяндавлетова

Слова, которые мы используем в нашей ежедневной жизни, формируют оригинальный мир, имеющий особенности и законы, тайны, истории. Специальная научная этимология занимается объяснением происхождения слов. В современной языковедческой науке термин «этимология ” имеет различные значения. Для начала, это — секция лингвистики, изучающая происхождение слов. Во-вторых, этимология — значение слова. Термин также используется для следующих выражений: этимологизация, этимологизирование, этимологический анализ слова.

Ключевые слова: историческая лексикология, этимология, словоизменение, семантика.

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны, свою историю. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология. В современной языковедческой практике термин «этимология» имеет разные значения. Во-первых, это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Во-вторых, этимология — происхождение слова. В этом же значении употребляются термины: этимологизация, этимологизирование, этимологический анализ слова. Этимологизировать — значит устанавливать первоначальное значение слова, т. е. отыскивать то исходное слово (этимон), от которого произошло рассматриваемое слово. Этимологический анализ слова — определение ранее существовавшего морфологического строения слова и его прошлых словообразовательных связей. При этимологическом анализе производится семантическая реконструкция слова, уточняется первоначальное значение слова.

Рассмотрим значение и происхождение двух слов: ведать и знать.

Lingua mobilis №3 (17), 2009

Ведать. Основное значение слова ведать — «знать, иметь сведения о ком-либо, чём-либо». В этом значении глагол встречается в памятниках различного характера: в деловых актах, в грамотах, в разговорниках, в составе пословиц, в былинах. Слово образовано от общеславянского в^сти — «знать», возникшего из праслав.*vedti после изменения dt > tt > ct (Шанский. С. 72). В этимологическое гнездо, образованное от данного глагола, входят и такие слова, как: 1) ведомость (фиксируется в памятниках с XIV в., образовано с помощью суффикса -ость от ведомый — «знакомый, известный», первоначально страдательного причастия от в^д^ти «знать»; 2) от ведомый образовано посредством присоединения суффикса -ство также ведомство (Шанский. С. 72) , 3) общеслав. ведьма образовано с помощью суффикса -м(а) от в^дь «знание», в свою очередь производно посредством темы -ь (> i) от в^д^ти «знать», первоначально «знающая, ведающая», в дальнейшем «колдунья»), 4) общеслав. невеста, по одной из версий образованное с помощью приставки не- от исчезнувшего существительного в^стл «знакомая», производного посредством суффикса -т- от в^д^ти «знать», поэтому первоначально невеста «неизвестная, незнакомая», 5) поведать в результате изменения д>с перед суффиксом -т-, 6) сведетель, которое было образовано от глагола ведать, а в современном русском языке, будучи соотносённым с глаголом видеть, приобрело форму свидетель; 6) вежды (глазные веки, глаза), заимствованное из ст.-сл. языка, было образовано с помощью суффикса -j- от в^д^ти в значении «видеть» (в^д)а > в^жда > вежда); 7) вежливый (др.-руское) производное с помощью суффикса -ьлив- (совр. -лив-) от неупотребительного сейчас вежа — «знаток», производного посредством суффикса -j- от в^д^ти «знать», где dj > ж; первоначально означало «знающий, опытный», с XVI в. употребляется и в современном значении. По наблюдениям Е. И. Зиновьевой, знание, наука, ученость обозначаются однокоренным с глаголом ведать существительным вежество . Люди, обладающие «веданием», недоступным другим, называются ведун, ведунья, ведьма, вежливец, они занимаются ведунством или ведовством — «знахарством, колдовством, ворожбой», способны веду-

Языкознание

новать — «подчинять волшебной силе; зачаровывать». (Зиновьева

Е.И. С. 49) Ведьма — один из основных персонажей демонологии восточных и западных славян, сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. По народным представлениям обычная женщина становилась ведьмой, если в неё вселялся злой дух, дьявол, душа умершего; если она сожительствовала с чертом, бесом, змеем или заключала с ними сделку ради обогащения .

Наряду с глаголом ведать в текстах XVI — XVII вв. встречается его синоним — знать, но глагол знать является в данный период времени гораздо менее употребительным, чем глагол ведать. Знать — обладать знаниями (знать), иметь сведения о ком-либо или о чем-либо (знание — знакомство), знание — умение. Праслав. *znate образовано с суффиксом -t-ь (как честь) от и.-е. *gen-«знать». В его этимологическое гнездо входят следующие слова: 1) восточнославянское знахарь — деревенский лекарь-самоучка, умеющий врачевать недуги и облегчать телесные страдания не только людей, но и животных. В памятниках отмечается с XV в. По поводу происхождения существительного знахарь авторы «Этимологического словаря русского языка» под редакцией Н.М. Шанского пишут следующее: «Образовано с помощью суффикса -арь от знати с интервокальным -х- (вместо знаарь), сравните жить — диал. жихарь «житель», баять — диалектное бахарь «болтун». Менее убедительна реконструкция словообразовательной цепочки знать > знаха > знахарь <…>, так как потеп agentis на -арь не образуется от слов, уже имеющих значение деятеля» (Шанский). Словообразовательная цепочка знать > знаха > знахарь подтверждается рядом диалектных образований, созданных по словообразовательной модели: «основа глагола + суффикс -ах-со значением действующего лица + суффикс -арь с аналогичным значением: бать «говорить» > бах — «говорун, краснобай» и баха’ — «человек, ведущий непристойные разговоры» > ба’харь — «говорун, краснобай»; взять > взях — «взяточник» и взяха — «взяточница» > взяхарь — «взяточник»; дать > дах > дахарь — «тот, кто дает или дарит что-либо . По мнению Л.И. Шелеповой, присоединение к некоторым именам со значением лица, образованным с помощью суффикса -ах-, суффикса -арь- обусловлено

Lingua mobilis №3 (17), 2009

стремлением подчеркнуть значение nomina agentis . Однако, учитывая современные и более древние особенности в образовании имён деятеля, когда от глагола образовывалось существительное nomen agentis мужского рода, а от него — существительное женского рода, можно предположить, что приведённые выше примеры существительных nomina agentis образованы от глагола параллельно. Таким образом, можно представить фрагмент этимологического гнезда знати в следующем виде: знати > зна-х-арь, знати > знах-^ // знах-а. 2) Общеслав. знамя образовано с помощью суффикса *-men (> -мя) от знати в значении «отличительный знак, отметина» (Шанский. С. 164); 3) от слова gnosis «познание» > diagnosis образовался медицинский термин диагноз — «распознавание», «определение болезни»; 4) от глагола знати в древности образовано с помощью суфф. -ък-ъ существительное знакъ > знак, «черта, рубец», т.е. помета о том, что данный предмет уже видели и отличили его от других; 5) сюда же относится свидетельство словоупотребления активного до сих пор русского знаться (с кем-либо) со значением — «быть в близких отношениях, общаться (о людях)»; 6) общеслав. *priznati > русск. признать, которое наиболее употребительно в контекстах типа «признать своё, признать своим, признать за собой, признаться».

Таким образом, этимологический анализ слов позволяет восстановить утерянные промежуточные звенья в процессе образования слов, выстроить цепочку последовательных словоизменений, выявить семантику, происхождение того или иного слова.

Список литературы

1. Виноградова Л.Н. Ведьма // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С.70-73.

1. С.49

List of literature

1. Viinogradova L.N. Viedima // Sla-vianskaja miifologiija. Enthiiklopie-diichieskiij slovari. — M.: Elliis Lak, 1995. — P.70-73.

Языкознание

3. Смирницкий А.И. По поводу конверсии в английском языке // Иностранные языки в школе. -1954. — №3. — С.8-16.

4. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка.- 2-е изд, К.: Рад.шк.,1989.

5. Шанский — Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шелепова Л.И. Русская этимология: теория и практика. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128 с.

3. Smumiithkiij A.II. Po povodu konviersiihii v angliijskom jazyykie // Iinostrannyyje jazyykii v shkolie. — 1954. — №3. — P.8-16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *