Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения. Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Пример: прямоугольник, проливной дождь, компьютер.
Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается. По поводу высказывания можно сказать истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношение реальных вещей. Ложно высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности. Пример: «Буква «а»-гласная» Компьютер был изобретен в XII веке
Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность. 1.Какой длины эта лента? 2.Прослушайте сообщение. 3.Париж – столица Англии. 4.Число 11 является простым =10. 6.Некоторые медведи живут на севере. 7.Все медведи – бурые. 8.Сложите чиста 2 и 5 9.Назовите устройство ввода информации.
Умозаключение позволяет на основе известных фактов, выраженных в форме суждений, получать новые знания. Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод). Пример: дано высказывание «Все углы равнобедренного треугольника равны». Получить высказывание «Этот треугольник равносторонний» путем умозаключений. Пусть основанием треугольника является сторона с. Тогда а=b. Так как в треугольнике все углы равны, следовательно основанием может быть любая другая сторона, например а. Следовательно а=b=c. Треугольник равносторонний.
Логические выражения и операции Логическая переменная – это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Её символическое обозначение – латинская буква (например A,B,X,Y…). Значением логической переменной может быть только два значения «Истина» и «Ложь». Истинному высказыванию соответствует значение логической переменной 1, а ложному значение 0. На основе простых высказываний могут быть построены составные высказывания. Рассмотрим три базовые логические операции – конъюнкцию, дизъюнкцию, отрицание и дополнительные – импликацию и эквиваленцию.
Конъюнкция названиеобозначениеСоюз в естественном языке Логическое умножение А & B или А ^ В А и В
Конъюнкия может принимать лишь два значения «истина» (1) и «ложь» (0). Значение конъюнкции можно определить с помощью таблицы истинности данной функции. Таблица истинности конъюнкции Вывод: результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. АВF=A^B
Логическое сложение Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза «или» называется операцией логического сложения или дизъюнкцией. Составной высказывание, образованное в результате дизъюнкции, истинно тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из входящие в него простых высказываний. (1) «2*2=5 или 3*3=10» (2) «2*2=5 или 3*3=9» (3) «2*2=4 или 3*3=10» (4) «2*2=4 или 3*3=9»
Дизъюнкция названиеобозначениеСоюз в естественном языке Логическое сложение А ٧ ВА или В
Дизъюнкция может принимать лишь два значения «истина» (1) и «ложь» (0). Значение дизъюнкции можно определить с помощью таблицы истинности данной функции. Таблица истинности дизъюнкции Вывод: результат будет ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны, и истинным в остальных случаях. АВF=A ٧ B
Логическое отрицание (инверсия) Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией. Логическое отрицание (инверсия) делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным. Инверсия названиеобозначениеСоюз в естественном языке ОтрицаниеАНе А
Таблица истинности инверсии Вывод: результат будет ложным если исходное высказывание истинно и наоборот. АА 01 10
Логическое следование (импликация) Логическое следование (импликация) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи «если…, то…». названиеобозначениеСоюз в естественном языке Логическое следование А B А – условие В — следствие Если А то В; Когда А, тогда В.
Таблица истинности импликации Вывод: результат будет ложным тогда и только тогда, когда из истинного основания (А) следует ложное следствие (В), и истинным в остальных случаях. АВF=AB
Логическое равенство (эквивалентность) Логическое равенство (эквивалентность) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи «… тогда и только тогда, когда…». названиеобозначениеСоюз в естественном языке Логическое равенство А B или А B А тогда и только тогда, когда В
Таблица истинности эквивалентности Вывод: результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны. АВF=A B
Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем.
Джон Стюарт Милль
Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, даже не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятелен.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и заканчивая научно-исследовательской работой.
Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства:
еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности;
чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств – поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально-речевой деятельности.
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в пятом веке до нашей эры. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348 – 322 гг. до н.э.). Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.
Так же развитие логики связано с такими известными учеными как Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др.
Английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626 г.г.) разработал теорию индукции, которая стала важнейшим этапом в развитии логики. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления.
Французский философ Рене Декарт (1569 – 1650 г.г.) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 г.г.), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX – XX вв.
Во второй половине XIX века в логике начинают широко применяться разработанные в математике методы исчисления. Такие методы получили название математической, или символической логики. Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований в современное время, включающая множество разделов, например: логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и пр.
Для того, чтобы определить, что такое логика, мы должны выяснить, в чем заключается человеческое познание. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление и каким правилам оно должно подчиняться, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением.
Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.
Этому понятию можно дать еще несколько определений.
Термин логика происходит от греческого слова «logos», что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых она осуществляется . Также, логика – это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.
Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности .
Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию. Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.
В хореографии логическое мышление также необходимо. Без него вряд ли состоишься хороший педагог-постановщик. Номер должен быть логически выстроен. Все законы драматургии соблюдены. Но если этого не сделать, постановка теряет всякий смысл. Так же логично должны быть связаны движения и характер, музыкальное сопровождение и стиль исполнения. Логически должны выполнятся перестроение в рисунках, а костюмы соответствовать своей области. Только тогда хореографический номер сможет до конца донести смысл, заложенный в нем, и будет по-настоящему интересным.
Наличие логического мышления у хореографа помогает ему шире смотреть на окружающий мир, лучше подмечать детали. Такие качества помогают ему придумывать и воплощать в жизнь более захватывающие сюжеты. Также логика позволяет правильно и рационально составлять рабочий план занятий, что экономит время как самого балетмейстера, так и исполнителей.
Таким образом, логика необходима и значима для любого человека. С помощью обоснования своих идей и взглядов логически, можно убеждать в своей правоте других людей. Логика формирует привычку анализировать свои и чужие суждения, позволяющие устранять ошибки в умозаключениях, отличать ложь от истины. Логика улучшает память, ведь постигнув законы правильного мышления, можно более корректно обходиться с информацией. Логика упорядочивает нашу жизнь, она помогает отделить важное от неважного, отбрасывает все ненужные второстепенные вещи. Она помогает экономить наше время, что так важно человеку на сегодняшний день. Помимо этого, логика помогает шире смотреть на окружающий мир и глубже чувствовать и понимать его. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности.
Список литературы
Челпанов В. Г. Учебник логики : учебник логики/ Челпанов В. Г. – Москва: Научная библиотека, 2010. – 128с.
Логика . – Режим доступа: http://www.baslogic.ru/?Predmet_i_Nauka___Predmet_logiki (дата обращения – 15.02.18).
Введение, Или что такое логика и зачем она нужна?
Начиная знакомиться с какой-либо наукой, мы прежде всего отвечаем на вопрос о том, что она изучает, чему посвящена, чем занимается. Логика – это наука о мышлении. Но ведь мышлением занимаются и психология, и педагогика, и многие другие науки. Значит, логика занимается не всеми вопросами и проблемами, связанными с мышлением, не всеми его областями или сторонами, а только какими-то из них. Что же интересует логику в мышлении?
Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чем угодно, например, – об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе и т. д. и т. п.
Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причем, если содержание нашего мышления, как уже было сказано, бесконечно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие совсем немного.
Для пояснения этой мысли приведем простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания:
1. Все караси – это рыбы;
2. Все треугольники – это геометрические фигуры;
3. Все стулья – это предметы мебели.
Несмотря на различное содержание, у этих трех высказываний есть нечто общее, что-то их объединяет. Что? Их объединяет не содержание, а форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме: ведь каждое из этих трех высказываний строится по схеме или по форме – «Все А – это В», где А и В – это какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание «Все А – это В» лишено всякого содержания (О чем конкретно оно говорит? Ни о чем!). Это высказывание представляет собой чистую форму, которую, как вы догадываетесь, можно наполнить любым содержанием, например: Все сосны – это деревья; Все города – это населенные пункты; Все школы – это учебные заведения; Все тигры – это хищники и т. д. и т. п.
Приведем другой пример. Возьмем три различных по содержанию высказывания:
1. Если наступает осень, то опадают листья;
2. Если завтра будет дождь, то на улице будут стоять лужи;
3. Если вещество – металл, то оно электропроводно.
Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти три высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если А, то В». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку; Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать; Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы и т. д. и т. п.
Итак, мы заметили, что по содержанию наше мышление бесконечно разнообразно, но все это разнообразие укладывается всего в несколько форм. Так вот логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления, ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она также часто называется формальной логикой. Так, например, если по содержанию высказывание Все комары – это насекомые является нормальным, понятным, осмысленным, а высказывание Все Чебурашки – это инопланетяне является бессмысленным, нелепым, абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны: ведь она занимается формами мышления, а форма у этих двух высказываний была одной и той же – «Все А – это В».
Таким образом, форма мышления – это способ, которым мы выражаем наши мысли, или схема, по которой они строятся. Существует три формы мышления.
1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта (примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость и т. п.).
2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой и что-либо утверждает или отрицает (примеры суждений: Все планеты являются небесными телами; Некоторые школьники – это двоечники; Все треугольники не являются квадратами и т. п.).
3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений вытекает новое суждение или вывод. Примеры умозаключений:
Все планеты движутся.
Юпитер – это планета.
Юпитер движется.
или
Железо электропроводно.
Медь электропроводна.
Ртуть электропроводна.
Железо, медь, ртуть – это металлы.
Все металлы электропроводны.
Весь бесконечный мир наших мыслей выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Об этих трех формах мышления мы будем подробно говорить на других страницах книги.
Помимо форм мышления логика также занимается законами мышления, то есть – такими правилами, соблюдение которых всегда приводит рассуждение, независимо от его содержания, к истинным выводам и предохраняет от ложных (при условии истинности исходных суждений). Основных законов мышления (или законов логики) четыре. Здесь только перечислим (назовем) их, а подробно рассмотрим каждый из них после того, как рассмотрим все формы мышления.
1. Закон тождества.
2. Закон противоречия.
3. Закон исключенного третьего.
4. Закон достаточного основания.
Нарушение этих законов приводит к различным логическим ошибкам, как правило, – к ложным выводам. Иногда эти законы нарушают непроизвольно, не нарочно, по незнанию. Возникающие при этом ошибки называются паралогизмами. Однако иногда это делают преднамеренно, с целью запутать собеседника, сбить его с толка и доказать ему какую-нибудь ложную мысль. Такие преднамеренные нарушения логических законов для внешне правильного доказательства ложных мыслей называются софизмами, о которых речь впереди.
Итак, логика – это наука о формах и законах правильного мышления.
Логика появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Как видим, логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет свое практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны нам исключительно как памятники старины. Но некоторые немногие создания древних пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно ее) и логика Аристотеля, которая также часто называется традиционной логикой.
В XIX веке появилась и стала быстро развиваться символическая или математическая, или современная логика, в основе которой лежат идеи, выдвинутые задолго до Х1Х в. немецким математиком и философом Готфридом Лейбницем (1646–1716 гг.), об осуществлении полного перехода к идеальной (т. е. совершенно освобожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символического языка, аналогичного языку алгебры. Лейбниц говорил о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Ирландский логик и математик Джордж Буль (1815–1864 гг.) истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключений приняла вид своеобразной алгебры, отличающейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. Таким образом, одно из основных отличий символической логики от традиционной заключается в том, что в последней при описании правильного мышления используется обычный, или естественный язык; а символическая логика исследует тот же предмет (правильное мышление) с помощью построения искусственных, специальных, формализованных языков, или, как их еще называют, исчислений.
Традиционная и смволическая логика не являются, как может показаться, различными науками, а представляют собой два последовательных периода в развитии одной и той же науки: основное содержание традиционной логики вошло в символическую, было в ней уточнено и расширено, хотя многое при этом оказалось переосмысленным.
Теперь ответим на вопрос, зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни. Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше их понимать, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях. Конечно же, без логики вполне можно обойтись: одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующем рассуждении:
Движение вечно.
Хождение в школу – это движение.
Следовательно, хождение в школу вечно.
Каждый заметит, что ложный вывод получается из-за употребления слова «движение» в разных смыслах (в первом исходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором – в узком, механическом смысле). Однако найти ошибку в рассуждении не всегда просто. Рассмотрим такой пример:
Все мои друзья знают английский язык.
Нынешний президент Америки тоже знает английский язык.
Следовательно, нынешний президент Америки – мой друг.
Любой человек увидит, что в этом рассуждении есть какой-то подвох, что-то в нем не то или не так. Но что? Тот, кто не знаком с логикой, скорее всего, не сможет точно определить, какая ошибка здесь допущена. Тот, кто знаком с логикой сразу же скажет, что в данном случае допущена ошибка – «нераспределенность среднего термина в простом силлогизме». Или такой пример:
Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
Петербург не находится за полярным кругом.
Следовательно, в Петербурге не бывает белых ночей.
Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. Понятно, что в этом рассуждении тоже что-то не то, есть некая ошибка. Но какая? Вряд ли не знакомый с логикой человек сможет сразу же ее найти. А тот, кто владеет логической культурой, немедленно установит данную ошибку – «расширение большего термина в простом силлогизме».
Прочитав эту книгу, вы узнаете, не только то, как нарушаются логические законы в подобных рассуждениях, но и много другой интересной и полезной информации.
Итак, здравого смысла и жизненного опыта, как правило, достаточно для того, чтобы ориентироваться в различных затруднительных ситуациях. Но если к нашему здравому смыслу и жизненному опыту добавить еще и логическую культуру, то мы от этого нисколько не проиграем, а даже, наоборот, выиграем. Конечно же, логика никогда не решит всех проблем, но помочь в жизни она, несомненно, может.
Здравый смысл часто называют практической, или интуитивной логикой. Она формируется стихийно в процессе жизненного опыта, примерно к 6–7 годам, т. е. к школьному возрасту или даже раньше, и все мы ей владеем. Так, например, само слово «логика», скорее всего, было знакомо вам задолго до того, как вы начали читать эту книгу. В жизни мы часто сталкиваемся с такими выражениями, как «логичное рассуждение», «нелогичный поступок», «железная логика» и т. п. Даже если мы никогда не изучали логику, то все равно вполне понимаем, о чем идет речь, когда говорят о логике, логичном или нелогичном.
Рассмотрим такой пример: любой человек, не знакомый с логикой, заметит логическую некорректность и даже нелепость высказывания: Я иду в новых брюках, а ты идешь в гимназию. И каждый скажет, что корректным и осмысленным было бы такое высказывание: Я иду в брюках, а ты идешь в шортах или: Я иду в гимназию, а ты идешь в лицей. Когда мы изучаем логику, то узнаем, что в приведенном примере нарушается логический закон тождества, так как в нем смешиваются две различные (неравные или нетождественные друг другу) ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. Получается, что еще до знакомства с законом тождества мы уже им практически пользуемся, знаем о нем, только неявно, интуитивно. Точно так же закон тождества нарушается в высказывании: Сегодня будем копать траншею от этого столба и до обеда. Даже если человек ничего не знает о законе тождества и о его разнообразных и многочисленных нарушениях, он, тем не менее, обязательно обратит внимание на то, что в данном высказывании присутствует какая-то логическая ошибка (хотя бы он и не мог определить, какая именно).
Точно так же любой человек, скорее всего, не сможет не заметить некое логическое нарушение в следующих высказываниях: Он не взял устного разрешения в письменной форме; Поедем завтра вечером на рассвете; Она была юной девушкой преклонного возраста и т. п. Далеко не каждый сможет квалифицировать данную ошибку как нарушение логического закона противоречия. Однако, даже если мы ничего не знаем об этом законе, мы чувствуем, или ощущаем его нарушение.
Наконец, в повседневной жизни каждый из нас часто слышит и сам употребляет такие выражения, как: Почему я должен тебе верить? Чем ты это докажешь? На каком основании? Обоснуй! Мотивируй! и т. п. Когда мы так говорим, то используем логический закон достаточного основания. Тот, кто не изучал логику, скорее всего, не знаком с этим законом и ничего о нем не слышал. Однако, как видим, незнание данного логического закона не мешает нам практически, или интуитивно им пользоваться.
Данные примеры свидетельствуют в пользу того, что все люди владеют логикой, независимо от того, изучали они ее или нет. Таким образом, мы практически используем логику задолго до того, как начинаем ее теоретически изучать Возникает вопрос: зачем нужно изучать логику, если мы и так ей владеем?
Отвечая на этот вопрос, можно отметить, что то же самое происходит с родным языком: практически мы начинаем им пользоваться в 2,5–3 года своей жизни, а изучать его начинаем только со школьного возраста. Для чего же мы изучаем родной язык в школе, если задолго до нее и так хорошо им владеем? В 2,5–3 года мы пользуемся языком интуитивно, или бессознательно: практически владея им, мы ничего не знаем не только о склонениях и спряжениях, но также – о словах и буквах и даже – о самом факте того, что в жизни мы постоянно используем язык. Обо всем этом мы узнаем только тогда, когда начинаем изучать его в школьном (или старшем дошкольном) возрасте, в результате чего наше интуитивное использование языка постепенно превращается в осознанное – мы начинаем владеть им намного лучше.
Так и с логикой: владея ей интуитивно и практически повседневно ее используя, мы изучаем ее как науку для того, чтобы превратить стихийное использование логики в осознанное, владеть ей еще лучше и пользоваться более эффективно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Что такое диалектика, логика и философия?
- К разделу «Введение. Что такое философия?»
- Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна?
- 1. Нужна ли философия? (позитивизм)
- ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
- Разговор 5-й. О картине Мира — для чего она нужна, что она такое и как на нее смотреть
- Зачем нужна Мэгги: Звуки тишины, восток и запад Эрик Бронсон
- Введение Что такое философия?
- Логика открытия и логика оправдания гипотезы
- 238. Зачем же все-таки нужна философия?
- XVII. ИТАК, ЗАЧЕМ НУЖНА МЕТАФОРА? (МКБ)
- Зачем нужна квантовая теория гравитации?
- Глава 2 ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКА?
- Тест по логике онлайн
Что такое диалектика, логика и философия?
Что такое диалектика, логика и философия? Петька спрашивает Чапаева: — Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?— Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в баню идет?— Грязный.— Нет. Он потому и грязный, что
К разделу «Введение. Что такое философия?»
К разделу «Введение. Что такое философия?» 1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант
Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна?
Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна? 1. «Наука обо всем»2. «Я не мудрец, но только философ»3. Философия и философоведение4. «Азбука»
1. Нужна ли философия? (позитивизм)
1. Нужна ли философия? (позитивизм) Немецкая классическая философия была расцветом философской мысли Нового времени, который уже в середине XIX в. сменился периодом, неизменно следующим за любым наивысшим пунктом в развитии чего-либо. Этот новый этап можно назвать упадком
ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ Философия — одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII–VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов
Разговор 5-й. О картине Мира — для чего она нужна, что она такое и как на нее смотреть
Разговор 5-й. О картине Мира — для чего она нужна, что она такое и как на нее смотреть у. Учитель! В самом начале ты обещал показать мне идиллическую картину Мира, в которой любые, даже внешне непохожие идеи мирно сосуществуют. Кажется, я начал понимать, что это за картина. И
Зачем нужна Мэгги: Звуки тишины, восток и запад Эрик Бронсон
3. Зачем нужна Мэгги: Звуки тишины, восток и запад Эрик Бронсон Никто не принимал во внимание Мэгги Симпсон. Да и с чего бы вдруг? Тень подозрения падала на Смитерса — раболепного поклонника, которым слишком часто пренебрегали. Еще больше можно было подозревать Гомера
Введение Что такое философия?
Введение Что такое философия? Смысл слова «философия»В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но
Логика открытия и логика оправдания гипотезы
Логика открытия и логика оправдания гипотезы В стандартной модели развития теории, которая разрабатывалась в рамках позитивистской традиции, логика открытия и логика обоснования резко разделялись и противопоставлялись друг другу. Отголоски этого противопоставления
238. Зачем же все-таки нужна философия?
238. Зачем же все-таки нужна философия? Рационально на этот вопрос ответить нельзя, поскольку здесь речь идет о неведомых глубинах человека, всегда взыскующего философии. Таков тонкий и невыразимый уровень; здесь бесконечная множественность интерпретаций только
XVII. ИТАК, ЗАЧЕМ НУЖНА МЕТАФОРА? (МКБ)
XVII. ИТАК, ЗАЧЕМ НУЖНА МЕТАФОРА? (МКБ) Эта книга заставила меня избегать вечеров с коктейлями, таких социальных мероприятий, когда дружелюбные незнакомцы, узнав, что я провожу время весной за работой над книгой, спрашивали бы меня о ее содержании. Сначала я бы рассказала им о
Зачем нужна квантовая теория гравитации?
Зачем нужна квантовая теория гравитации? Что еще осталось узнать о мозге и мышлении такого, чего мы не выяснили в предыдущей главе? Хотя мы уже кратко рассмотрели некоторые из всеобъемлющих физических принципов, лежащих в основе направленности воспринимаемого нами
Глава 2 ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКА?
Глава 2 ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКА? «ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СИЛА НАШИХ РЕЧЕЙ…» В рассказе Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике.Иван Ильич видел, что он умирает, и был в постоянном отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Тест по логике онлайн
Вопрос 1. К искусственным языкам относятся
- языки программирования
- азбука Морзе
- уголовный жаргон
- подростковый сленг
- музыкальная нотация
Вопрос 2. Предметом логики являются формы и приемы … познания.
- интуитивного
- эмоционального
- чувственного
- pационального
Вопрос 3. Основные разделы семиотики — это
- орфоэпия
- синтаксис
- фонетика
- прагматика
- семантика
Вопрос 4. Как дедуктивная теория логика сформировалась в … веке до н.э.
- IV
- IX
- II
- VII
Вопрос 5. Мысль, в которой утверждается или отрицается наличие в действительности какого-либо положения дел, — это
- суждение
- понятие
- гипотеза
- умозаключение
Вопрос 6. Экстенсионал знака — это то же самое, что его
- контекст
- значение
- смысл
- интерпретатор
Вопрос 7. Мысль, в которой на основании некоторого признака обобщаются предметы, обладающие данным признаком, — это
- понятие
- представление
- суждение
- гипотеза
Вопрос 8. Установите соответствие между науками и связями, которые они изучают
- Семантика знак — обозначаемое
- Прагматика знак — интерпретатор
- Синтаксис знак — знак
Вопрос 9. Логика — это … наука.
- нормативная
- дескриптивная
- эмпирическая
- индуктивная
Вопрос 10. Интенсионал знака – это то же самое, что его
- значение
- контекст
- смысл
- интерпретатор
Вопрос 11. «Семиотический треугольник» включает в себя
- обозначаемый предмет
- канал коммуникации
- смысловой контекст
- звуковое сопровождение
- видимый образ
- знак
- интерпретатор
Вопрос 12. Естественные языки, в отличие от искусственных
- узко специализированы
- универсальны
- имеют жесткую структуру
- имеют гибкую структуру
- создаются целенаправленно
- возникают стихийно
Вопрос 13. Слово «логос», от которого происходит термин «логика», переводится как
- разум
- система
- истина
- мудрость
Вопрос 14. Установите соответствие между видами знаков и способами указания на обозначаемые ими предметы
- знаки-символы посредством мысли
- знаки-индексы через причинно-следственную связь
- знаки-образы через сходство
Вопрос 15. Основоположником семиотики является
- Аристотель
- Б. Рассел
- А. Тарский
- Ч. Пирс
Вопрос 16. Основные формы рациональной познавательной деятельности — это
- понятие
- впечатление
- мнение
- суждение
- ощущение
- умозаключение
- представление
Вопрос 17. Искусственные языки, в отличие от естественных
- создаются целенаправленно
- возникают стихийно
- узко специализированы
- имеют жесткую структуру
- универсальны
- имеют гибкую структуру
Вопрос 18. Вывод из взаимосвязанных понятий и суждений, относящихся к некоторой предметной области, — это
- умозаключение
- классификация
- тезаурус
- парадигма
Вопрос 19. Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, — это
- оксюморон
- парадокс
- троп
- софизм
- катахрезис
Вопрос 20. Основоположником логики как науки является …
- Ф.Бэкон
- Г.В.Лейбниц
- Ч.Пирс
- Б.Рассел
- Аристотель
Сдадим ваш тест на хорошо или отлично