Навечерие богоявления

Крещенский сочельник отмечается 18 января (по старому стилю – 5 января). Он завершает период рождественских праздников. В этот день проводятся главные приготовления к Крещению. 18 января – день строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. Другие названия праздника: «Крещенский вечер», «Голодный вечер», «Водяная коляда», «Второй Сочельник».

Фото из открытых источников/Интернет

Суть праздника

Крещенский сочельник (сочевник) – народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постное блюдо, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной традиции это время называется Навечерие (то есть преддверие) Крещения Господня, или Навечерие Богоявления.

Крещенский Сочельник – это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Само Крещение Господне – один из главных праздников православной церкви и совершается 19 января (по старому стилю – 6 января).

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, она не является обязательной, но прижилась повсеместно. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.

18 января в храмах проходит большая служба, похожая на те, которые проходят в Рождественский сочельник и в Великую субботу. Все богослужебные тексты посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается великой вечерней – это вид литургии, которая совершается всего несколько раз в год. Речь идет о таких церковных праздниках, как Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Великий четверг и Великая суббота.

В сочельник после литургии в храмах проходит великое освящение воды. Так оно называется по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о евангельском событии, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением всей воды в мире после того, как в нее погрузился Иисус Христос. Вода эта называется агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение проходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.

Фото: tuapsevesti.ru

Традиции

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд. Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.

Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится». В полночь ходили на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывали целебные свойства и которую тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умывались снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

Снег этого сочельника считался целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляли ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна, а утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году». Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин шел вечером босыми ногами в сад и перевязывал деревья, чтобы «не боялись мороза», приговаривая: «Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся».

Святки подходили к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисовали мелом или углём кресты. Особенно был опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.

Запреты

Нельзя:

  • ругаться и сквернословить;
  • просто сердиться;
  • ставить на стол четное количество блюд;
  • думать о дурном или просто думать о ком-то плохо, пока набираешь освященную воду или воду, которую только собираешься святить;
  • есть мясное и пить спиртное, использовать даже растительное масло при готовке – 18 января строгий пост;
  • переедать во время праздничного ужина.

Фото из открытых источников/Интернет

Гадания

С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.

Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.

Средствами для гаданий служили предметы, в которых, по поверьям, сосредоточена магическая сила. Это могли быть башмак, юбка, пояс, чулок, наперсток, иголка, кольцо, гребень, зеркало. При гадании девушка должна была соблюсти определенные условия, выбрав правильные место и время. Но прежде всего девушка должна была выйти из-под защиты своей религии и оберегов. Христианки, например, снимали крест, а все без исключения, вне зависимости от религии, развязывали на себе всевозможные узлы, в том числе пояса, распускали волосы, иногда снимали с себя всю одежду, включая и обувь.

Для защиты от потусторонних сил девушка очерчивала вокруг себя магический круг – свечой или лучиной, ножом, кочергой. Если гадали группой, девушки вставали в круг, держа друг друга за мизинцы.

К месту гадания следовало идти молча, в темноте, стараясь оставаться незамеченной. Место для гадания тоже выбиралось особое – «нечистое». Это могли быть либо заброшенной дом, а также хлев или сени, подвал или чердак, иногда даже кладбище, либо «пограничные» места – те, где два мира образуют границу: порог или угол дома, ворота, перекресток, места у воды (колодцы, проруби). Гадали и в домах, гадали и у церквей.

Перекресток издревле считался нечистым местом, которое принадлежит демонам, говорили, что на перекрестке над человеком имеет власть нечистый дух. Это место – «пограничное» между двумя мирами, здесь свершались как опасные, так и, наоборот, исцеляющие действия. Ворота, которые также служили местом для гадания, – символ границы между своим миром и чужим. Через ворота перекидывали девушки башмачки, стоя в воротах, загадывали, кто пройдет мимо (появление мужчины предвещало скорое замужество), на ворота влезали и «окликали долю», по услышанным звукам и голосам угадывая свое будущее.

Гадание на перекрестке

Ровно в полночь придите на перекресток, чтобы «послушать округу». Веселый смех или пение невдалеке означает скорое замужество, веселье. Если послышатся плач или причитания – в этом году свадьбы не будет. Считается, что именно на перекрестке можно услышать голос судьбы, ведь здесь проходит граница между двумя мирами, и, стоя на перекрестке, вы как будто находитесь в двух мирах одновременно.

Гадание на зеркале и месяце

В одну из святочных ночей, когда на небосводе виден месяц, возьмите небольшое зеркальце, подойдите к окну и направьте зеркальце так, чтобы в нем отражался месяц. Смотрите пристально – через некоторое время вместо одного месяца вы увидите несколько. Посчитайте, сколько месяцев вам примерещилось: таким образом девушки гадали о будущей семье – большая она будет или нет.

Гадание с тремя зеркалами

Для этого гадания потребуются три зеркала примерно одинакового размера и две высокие свечи. Начинают такое гадание в полночь, предварительно очертив себя магическим кругом – знаком защиты (чертили и мелом, и горящей лучиной, и свечой).

Два зеркала поставьте одно напротив другого по бокам от себя, перед ними зажгите свечи, а третье установите позади. Вы должны видеть в боковые зеркала отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться суженый из зазеркалья позади вас.

Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также слишком долго рассматривать фигуру в зеркале. Если видение пугающее, скажите три раза: «Чур меня!» – и прекратите гадание, погасив свечи.

Гадание на спичках

По бокам спичечной коробки вставьте две спички и подожгите. Если сгоревшие головки поворачивались друг к другу, значит, «загаданные» парень и девушка будут вместе.

Гадание на нитях

Отрежьте нити одинаковой длины и подожгите их. У кого быстрее догорит нитка, та первая окажется замужем. Если сгорело меньше половины нитки или нитка сразу потухла, то в этом году замуж не выйдете.

Богатство или нищета

Зажженную лучину быстро погрузите в воду. Если она сразу погаснет, значит, ожидается бедная жизнь, а если огонь перейдет выше – богатая.

Гадание по кошачьей лапке

Загадайте желание и подзовите кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, значит, желание сбудется. Если правой – увы! – нет.

Царский сон

Положите под подушку четырех королей из карточной колоды и произнесите просьбу-заклинание: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!» Суженый-ряженый обязательно должен присниться – в образе короля – с короной на голове и в царской мантии.

Приметы

  • Сильный снег в вечер перед Крещением к хорошему урожаю зерновых.
  • Сильная метель к хорошему урожаю.
  • Если выпал снег в Крещенский сочельник, то весь год будет урожайным.
  • Какая погода в этот день, такой она будет и на масленицу.
  • Если на деревьях мало снега, ягод будет очень мало или совсем не будет.
  • Если снега много и он погнул ветви деревьев – это к богатому урожаю.
  • Если на деревьях много снега, будет много меда.
  • Мало снега – в лесу будет мало ягод и грибов.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ еще называется БОГОЯВЛЕНИЕМ, поскольку одновременно с Крещением Иисуса Христа в этот день на реке Иордан произошло явление Святой Троицы (Богоявление).

День, предшествующий празднику, именуется Навечерием Богоявления (вечер-преддверие великого праздника). Второе название «Сочельник» связано с древней традицией в варить в этот день сочиво (постное блюдо из обваренных зёрен пшеницы, риса, смешанных с соком («сочивом») и с мёдом).

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, в Сочельник Церковью предписывается строгий пост. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.

В Крещенский сочельник торжественно и ярко служатся Царские часы. Свое название они получили в России, потому как Царь на них присутствовал и даже порой сам читал их. В Византии они назывались Великими, что глубже отражает их значение. По окончании часов устав предписывает начало праздничной Вечерни, с Литургией Василия Великого. Вот и получается, что часы перетекают в богослужение следующего дня, и таким образом, начинался сам праздник накануне. Освящалась вода, кропились Храмы и дома, омывались души и тела, все освящалось и очищалось к самому праздничному богослужению.

18 января в Крещенский сочельник и 19 января в праздник Крещения Господня в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Освященная в эти дни крещенская вода называется великой агиасмой (святыней). В оба дня освящение проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни НИЧЕМ не отличается.

Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет далеко от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть, благоговейно. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму — крещенскую воду. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить.

Относительно чудесных свойств крещенской воды можно сказать, что они были отмечены еще святителем Иоанном Златоустом. Крещенская вода не портится на протяжении нескольких лет и обладает свежестью, вкусом и видом только что набранной из источника. Но это бывает при благоговейном хранении и использовании, в местах, где сохраняются мир и благочестие. Нередки случаи, когда при недолжном отношении крещенская вода портилась — благодать от нее отходила и вступали в силу естественные физические законы.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. Поэтому, если в обыкновенную неосвященную воду добавить капельку святой воды, вся вода освятится (капля море святит).

18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Богоявления Господня или Крещенский сочельник.
Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.
Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво — пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской.
Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. — «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.
Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник её не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.
Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Также есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Эта статья о христианском празднике. Чтобы узнать о других значениях, см. Крещение .

Богоявление

Поклонение волхвов по Эдварда Бёрн-Джонса (1904)

Также называемый

Крещение Иисуса, День Трех Королей, Денха, Маленькое Рождество, Богоявление, Тимкат, Рейес

Наблюдается

Христиане

Тип

Церковная служба , зимнее купание , меление двери , благословение дома , звездное пение

Значимость

  • В восточном христианстве : память о Крещении Иисуса только
  • В западном христианстве : празднование Поклонения волхвов с подчиненными поминаниями Крещения Иисуса и Венчания в Кане.

Дата

  • 6 января ( григорианский календарь )
  • 19 января (григорианский эквивалент юлианского календаря 6 января)
  • Второй понедельник января (Колумбия)

Частота

Годовой

Относится к

Epiphanytide , Святки , Рождество , Крещение Господне , Рождество Христово

Богоявление ( / ɪ р ɪ е ə н я / i- PIF -ə урожденная ) это христианский праздник , который празднует откровение ( Богоявление ) Бога воплотившегося в Иисусе Христе .

В западном христианстве , праздник в память преимущественно (но не исключительно) визит волхвов к младенцу Христу , и , таким образом , физическое проявление Иисуса к язычникам . Иногда его называют Днем трех королей , а в некоторых традициях отмечают как Маленькое Рождество . Более того, праздник Богоявления в некоторых деноминациях также открывает литургический период Богоявления .

Восточные христиане , с другой стороны, отмечают крещение Иисуса в реке Иордан , которое рассматривается как его проявление миру как Сын Божий . Место, отмеченное Каср-эль -Яхудом на Западном берегу и Аль-Магтасом в Иордании на восточном берегу, считается первоначальным местом крещения Иисуса и служения Иоанна Крестителя .

Традиционная дата праздника — 6 января. Однако с 1970 года празднование в некоторых странах проводится в воскресенье после 1 января. Те восточные церкви, которые все еще следуют юлианскому календарю, отмечают праздник в то, что согласно международно используемому По григорианскому календарю это 19 января из-за текущей разницы в 13 дней между юлианским и григорианским календарями.

Во многих западных христианских церквях канун праздника отмечается как Двенадцатая ночь (канун Крещения). Понедельник после Крещения известен как Понедельник Плуга .

Популярные обычаи Крещения включают пение в честь Крещения , чистку дверей , освящение дома , употребление торта Трех Королей , зимнее плавание , а также посещение церковных служб . Во многих местах христиане обычно снимают свои рождественские украшения в канун Крещения (Двенадцатая ночь), хотя в других христианских странах исторически снимают их на Сретение , завершение Крещения. Согласно первой традиции, те, кто не забыл снять свои рождественские украшения в канун Крещения, должны оставить их нетронутыми до Сретения, когда появится вторая возможность их снять; несоблюдение этого обычая считается неблагоприятным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *