Я хотел бы вновь напомнить, что мы с вами согласились изучать вопрос о служении назорейства. Потому что этим именем назван Иисус Христос. Сегодня мы посмотрим на важность этого служения, которое забыто в христианском мире. Мы узнаем из Священного Писания, по какой причине это служение забыто среди христианства. Хотя Бог называет всех христиан царством священников и народом святым. Но у меня вопрос. Раз мы царство священников и народ святой, то мы должны прекрасно понимать, что у нас должен быть первосвященник и святилище. Поэтому вопрос служение назорейства должен быть поставлен сегодня во главу угла. Потому что Иисус, как первосвященник находится непосредственно в небесном святилище, а Его дети, как священники и назореи Нового Завета совершают служение среди народа, подобно как назореи Ветхого Завета.
Священники совершали служение непосредственно в святилище, а назореи совершали то же самое служение священников, только среди народа. И наперед скажу, чтобы люди не смущались, которые смотрят наши программы. Потому что посмотрите, что все назореи, подобно священникам приносили жертвы, но не в храме. Самуил приносил жертвы или нет? Приносил. Потом нашему вниманию представлен Илия. Он тоже приносил жертвы. Другими словами мы видим, что служение назорейства должно быть пересмотрено народом нового завета. А для этого давайте откроем и посмотрим отрывок, где говорится об Иоанне крестителе. «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит! Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес». (Евангелие от Матфея 11:13-18)».
Мы знаем из первой главы Евангелия от Луки, что Иоанн будет назорей Божий от чрева матери. Он не будет пить вина и секиры и приготовит путь перед Иисусом Христом. В восемнадцатом тексте говорится, что Он ни ест и ни пьет. И при этом люди, зная, почему он этого не делает, говорят, что в нем бес. Когда мы читаем эти слова, мы должны понять, что когда Иисус свидетельствует об Иоанне, Он напоминает им шестую главу книги Числа, где если человек желает посвятить себя на служение Господу, то он не будет во время служения, есть от виноградной лозы и пить вина. Давайте посмотрим, как этот вопрос обозначен в шестой главе книги Числа.
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего, приготовленного из винограда, не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. (Книга Числа 6:1-5)». Этот закон дан Богом по причине того, что священническое служение имели право совершать только люди из колена Левина.
Они помогали священникам. А само священнодействие совершали потомки Аарона. И представьте картина. Я не родился ни у Левия, ни у Аарона, а хочу служить Богу. Как быть? Вот этот закон решает эту проблему. Здесь обозначено. Если мужчина и женщина. Женщина тоже может совершать служение назорея. Но при этом они не должна пить вина и есть чего-то от винограда. И возникает вопрос. А что плохого в винограде? Почему они не могут этого делать? Я понимаю современные комментарии, на что там они нам намекают, что якобы виноград бродит. Но Библия должна объяснять сама себя, насколько я понимаю. Но прежде чем мы ответим на вопрос, почему нельзя все-таки есть винограда и пить виноградного сока, я хотел бы обратить ваше внимание на последние слова этой главы. Посвящение в назорейство заканчивается словами.
«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их. (Книга Числа 6:24-27)». Мне хотелось бы обратить внимание на то, почему закон о служении посвящения в назорейство заканчивается этими словами. Я понимаю, как сегодня культовые священники используют эту цитату, когда читают своей аудитории эти слова. А потому что Бог особым образом желает благословить весь народ, чтобы весь народ был священниками. Только есть культовые священники, которые привязаны к храму, а есть царство священников. Это весь искупленный народ. Давайте библейскими категориями мы ответим на вопрос. Почему назореям следует воздерживаться от всего, что принадлежит к виноградной лозе? Давайте откроем вторую главу книги Бытие.
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Книга Бытие 2:16,17)». Посмотрите. В Эдеме было много деревьев. Но было какое-то особое дерево, от которого человек не должен был есть. В этом дереве ничего плохого не было. Потому что Бог все создал весьма хорошо. И вот это выражение «насадил Бог среди рая дерево познания добра и зла» не совсем адекватно воспринимается в нашем менталитете. Бог не может насадить и добро и зло. Через это Бог узнает, будет ли человек делать доброе. Если он возьмет от этого дерева, то через это будет открыто зло. То есть, если читать еврейский текст, как он есть. Потому что Бог не насаждал и добро и зло. Потому что у Него ничего общего нет со злом. Это показывает, что назорей, подобно Адаму и Еве, был предупрежден. В винограде ничего плохого нет.
Но отказаться в Палестине на то время от винограда это серьезная проблема. Потому что виноград это стимул в пустыне. Это витамины. Это питательная энергия для человека. Но, тем не менее, мы видим, что вопрос питания в Библии стоит очень остро. Через питание сатана соблазнил весь Израиль. Требовали они себе пищи по душе их? И что произошло? Через питание многие пали в пустыне. Но Иисус, придя в этот мир, первое, что Он сделал, Он восстановил вопрос о питании, когда сатана искушал Его в пустыне. Помните слова, сделай Себе из камней хлебы? Иисус сказал: не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом Божьим. Если Бог сказал назореям, что они должны воздерживаться от винограда, значит, этот человек должен воздерживаться точно так же, как Адама и Ева. Если Бог сказал, не прикасайся к этому дереву, значит, нужно было не прикасаться. Поэтому в самом винограде ничего плохого нет.
Но в то время, вот в то время, когда Бог давал это повеление о воздержании, оно работало до пришествия Иисуса Христа. Мы это увидим, читая Новый Завет. Но сегодня мы посмотрим, как закон о назорействе практиковался в Ветхом Завете. Вообще очень мало таких историй, которые показывают нам жизнь назорея. Какое служение он совершал. У нас несколько человек представлены нашему вниманию. Мы знаем Самсона из книги Судей. Из первой книги Царств Самуил. Мы поймем, что пророк Илия, тоже является назореем. Мы это увидим своими глазами. Поэтому давайте сделаем краткий обзор, чтобы нам понять свое призвание, как священников. Мы хотя названы священниками, но мы не приносим с вами ни жертв, ни приношений. У нас есть Первосвященник Иисус Христос. А Он находится в небесном святилище. А мы, как Его помощники, совершаем ту же самую деятельность, только среди простого народа.
А культовые священники привязаны к храму. Для этого давайте откроем книгу Судей. Здесь описывается рождение Самсона. Во-первых, не сами люди посвятили своего сына на это служение. Книга Судей описывает проблему, которая возникла в теократическом обществе. Поэтому Бог, желая восстановить свою попранную истину, Он говорит родителям Самсона, что он будет назореем, и он совершит волю Божью. Давайте посмотрим признаки назорейства, в чем они заключается. «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет. В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына; итак, берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. (Книга Судей 13:1-5)».
То есть, нашему вниманию представлена ясная картина о человеке, которого избирает Бог. И самое главное, что мы должны подчеркнуть, что эта женщина не могла родить ребенка. Это мы должны понять. Вообще-то появление всех назореев объединяет эта картина, что у них проблема с чадородием. И Бог делает так, что появляется Самсон. Его родителям дано поручение, чтобы он воздерживался. И самое главное не брил волос. Но мы знаем, что Самсон делает то, что противоречило закону о назорействе. Давайте посмотрим книгу Судей. «Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней. (Книга Судей 16:1)». Он делает то, что противоречит закону о назорействе. Смотрим дальше. «После того (после первой женщины) полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида (буквально губительница с еврейского текста). К ней пришли владельцы Филистимские и говорят ей: уговори его (то есть, Самсона), и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра. (Книга Судей 16:4,5)».
Эта история показывает нам, что сатана не желает, чтобы в этом мире были служители посвященные Богом. Посмотрите, что он делает. Он осквернил Самсона и его служение через жену. Я намекаю вам наперед. Есть сто сорок четыре тысячи в книге Откровение, которые следуют за Агнцем и у них есть отличительный знак, что они не осквернились с женами. Мы это посмотрим попозже. Я просто делаю это наперед для того, чтобы нам уже в уме это откладывать. Потому что это ключевые моменты. И посмотрите дальше. Далида начинает добиваться своего. Самсон неоднократно говорит ей неправду, понимая, что здесь что-то происходит не так. И потом мы видим. Она так ему наскучила своими вопросами, что он открыл ей все сердце. Давайте посмотрим, как это выглядит. «И сказала Далида Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань, . (Книга Судей 16:13)».
Это он говорит ей неправду, понимая, что она выведывает. А дальше посмотрите, как развивается эта история. «И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. (Книга Судей 16:16,17)». Другими словами мы видим, что сатана через эту женщину узнал, в чем сила Божья этого человека. И этот человек сам сказал, он сам дал ключ к тому, чтобы потерять силу. Сегодня эта история должна лежать в фундаменте для христиан последнего времени. Потому что сегодня римо-католическая система проникает во все теократические общества и узнает в чем сила. Вы понимаете связи, о чем я хочу сказать? То есть, через эту церковь, которая представлена в книге Откровение как Иезавель, сатана желает ослабить влияние той церкви, которая называет себя остатком.
Дальше мы находим. «И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. (Книга Судей 16:19)». Если рассматривать этот текст, как образ будущих событий, то мы видим, что римо-католическая система последнего времени усыпляет бдительность так называемых себя христианами, и они теряют свою силу. Разве сегодня протестантизм не потерял ту силу и тот дух, с которым они восставали против этой системы в средние века. Нам сегодня не преподают эти уроки в религиозных организациях, понимая, что каждый человек, независимо от национальности и пола, может посвятить себя на служение Богу. Но представьте картину. Если сегодня все станут назореями, то, что будет с культовыми служителями, которые за свое служение получают каждый месяц зарплату? Что будет?
Поэтому если мы внимательно читаем все Священное Писание, то конкуренцию создавали назореям именно культовые священники в Ветхом Завете. Но давайте вернемся к нашей истории, к Самсону. Когда Далида усыпила его, посмотрите что происходит. «Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников. (Книга Судей 16:21)». Это говорит о том, что Самсон не только потерял силу, но он потерял еще и зрение. Разве это не напоминает нам состояние Лаодикии. Ангел Лаодикии, который говорит, что он богат, разбогател и ни в чем не имеет нужды. Но Иисус, как Отрасль, как Назорей, говорит: а ты не знаешь, что ты несчастен, нищ, слеп и наг, и призывает к покаянию. Теперь давайте посмотрим чем заканчивается история о Самсоне после того как его ослепили. «Между тем волосы на голове его начали расти, где они были острижены. (Книга Судей 16:22)».
Эта история является ключевым моментом для христиан последнего времени, чтобы сатана нас не ослепил. Но сатана может нас ослепить, если он будет знать, в чем наша сила. Наша сила сокрыта в лице Иисуса. Другими словами здесь речь идет о том, чтобы мы были бдительными и хранили в чистоте сердца то, что Бог дал нам, как драгоценность. Мы не можем метать бисер, как говорит Иисус, перед свиньями, чтобы нас не постигла то, что постигло назорея по имени Самсон. И что делает Самсон, когда начали отрастать волосы? «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. (Книга Судей 16:28)». Господь услышал Самсона и совершил суд над филистимлянами руками Самсона. Эта история показывает, что Самсон понял. Самсон покаялся. Иначе бы Бог не дал ему эту силу, которую он утратил по причине осквернения назорейства.
Проблема была решена простым образом. Когда Самсон ел мед из трупа львиного, пил вино, занимался прелюбодейством с женщинами, то, что он должен был сделать по закону назорейства? Остричь волосы. Он этого не сделал. Это сделал Бог руками Далиды. Он снял с него оскверненное назорейство и опять даровал ему силу через покаяние. Когда он отрастил волосы, воззвал к Богу и Бог совершил через него суд. Эта история, еще раз говорю дорогие друзья, полна смысла для нас, как для народа последнего времени, чтобы мы хранили веру в чистоте своего сердца.
НАЗОРЕЙ, НАЗОРЕИ
(Чис 6:2) — слово, значащее с Еврейского языка: отделять отлучать. Во все дни обета назорейства, говорится в кн. Числ: …до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он Господу (6:8). Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т.е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и наконец не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужеского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т.е. назорейства. Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезывал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис 6). Некоторые назорей на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были например Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель (Суд 13:4-5, Лк 1:15, 1Цар 1:11). Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т.е. до времени посещения Иерусалима. По сему-то ап. Павел, произнесший обет. подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян 18:18). Назорей составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос. 2:11-12).
Библейская энциклопедия, Никифор. 2012
Главная История Иисус Назорей, Царь Иудейский
Табличка (или на латыни — титла) на Кресте Господнем содержала надпись: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть, в переводе с латыни, «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Согласно Новому Завету, эту фразу написал Понтий Пилат и приказал поместить табличку на кресте, на котором распяли Христа. «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
В русском и церковнославянском вариантах надпись переводится как «Иисус Назорей, Царь Иудейский», а в виде аббревиатуры (начальных букв каждого слова) — ИНЦИ.
Помимо собственно креста — больших вертикальной и горизонтальной перекладин — на православном распятии существуют ещё две короткие горизонтальные перекладины. Верхняя символизирует табличку на Кресте Господнем — на ней может быть (а может не быть) помещена аббревиатура ИНЦИ. Фамилий в современном понимании этого слова в те времена не было, поэтому, чтобы отличать людей друг от друга, им давали прозвища, часто — по месту рождения. Иисус Христос, хотя и родился в Вифлееме, но вырос, как известно, в Назарете. Поэтому Его называли Назорей, или Назарянин, или Назаретянин.
Что касается словосочетания «Царь Иудейский», то римский прокуратор Понтий Пилат написал его с целью поиздеваться даже не над Христом — Он никогда и не претендовал на иудейский трон, заявляя: «Царство Моё не от мира сего» — а над всеми евреями. Как любой народ они не могли смириться с тем, что были оккупированы Римской империей, а руководил ими не иудейский царь, а римский наместник. Этой надписью Пилат как бы сказал евреям: «Вы хотели царя? Получите Его — позорно распятого на кресте»…
Пасха.ру
Правила для назореев
6 Господь сказал Моисею:
2 – Говори с израильтянами и скажи им: «Если мужчина или женщина даст особый обет, обет назорейства, чтобы посвятить себя Господу, 3 то пусть они воздержатся от вина и других крепких напитков и не употребляют уксуса, изготовленного из вина или другого крепкого напитка. Им нельзя пить виноградный сок и есть виноград или изюм. 4 Во все время назорейства им нельзя есть ничего с виноградной лозы – даже зернышки и кожицу ягод.
5 Во все время обета назорейства пусть их головы не касается бритва. Пусть они будут святы, пока не закончится время их посвящения Господу; пусть они дадут волосам на голове отрасти. 6 Во все время их посвящения Господу им нельзя приближаться к мертвому телу. 7 Даже если умрут их отец, мать, брат или сестра, им нельзя оскверняться из-за них, потому что знак их посвящения Богу у них на голове. 8 Все время их назорейства они посвящены Господу.
9 Если кто-то внезапно умрет в их присутствии, и волосы, которые они освятили, будут осквернены, то пусть они остригут голову в день своего очищения – в седьмой день. 10 На восьмой день пусть они принесут священнику ко входу в шатер собрания двух горлиц или двух молодых голубей. 11 Пусть священник принесет одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение, чтобы очистить их, потому что они осквернились, находясь рядом с мертвым телом. В тот же день пусть они вновь освятят голову. 12 Пусть они посвятят себя Господу на время назорейства и принесут годовалого ягненка в жертву повинности. Предыдущие дни не засчитываются, потому что они осквернили свое назорейство.
13 Вот закон о назорее, когда время его освящения закончится. Его нужно привести ко входу в шатер собрания. 14 Пусть он принесет там жертвы Господу: годовалого ягненка-самца без изъяна во всесожжение, годовалую самку без изъяна в жертву за грех, барана без изъяна в жертву примирения 15 с положенными хлебными приношениями и жертвенными возлияниями и корзину пресного хлеба с хлебами из лучшей муки, замешенными на масле, и коржами, помазанными маслом.
16 Священник представит эти приношения пред лицо Господа и принесет жертву за грех и всесожжение. 17 Затем он принесет Господу барана как жертву примирения вместе с корзиной пресного хлеба, а также совершит хлебное приношение и жертвенные возлияния.
18 Пусть у входа в шатер собрания назорей острижет волосы своего посвящения. Пусть он возьмет их и бросит их в огонь, горящий под жертвой примирения.
19 Когда назорей острижет волосы своего посвящения, пусть священник даст ему в руки вареную баранью лопатку с пресным хлебом и пресным коржом из корзины. 20 Пусть священник потрясет их перед Господом как приношение потрясания; они священны и принадлежат священнику вместе с грудиной потрясания и бедром возношения. После этого назорей может пить вино.
21 Таков закон о назорее, который посвящает Господу по обету приношение за свое назорейство, кроме того, что позволит ему его достаток. Пусть он исполнит обет, который он дал, по закону о назорействе».
Священническое благословение
22 Господь сказал Моисею:
23 – Скажи Аарону и его сыновьям: «Благословляйте израильтян, говоря им:
24 Да благословит тебя Господь
и сохранит тебя;
25 да озарит тебя Господь светом лица Своего,
и будет милостив к тебе;
26 да обратит Господь к тебе лицо Свое
и дарует тебе мир».
27 Так они будут призывать Мое имя на израильтян, и Я буду благословлять их.
Назареи — древнехристианская секта. По-видимому, в нее вошли все те, которые, родившись евреями, не могли отказаться от своих еврейских привычек. Вероятно, это были те иудео-христиане, которые по разрушении храма Титом бежали в Пеллу. Большинство их осталось затем жить, как и ессеи, с которыми они имели много точек соприкосновения, в пустынях, окружающих Мертвое море, почему и были отдалены от остального христианского мира. В течение долгого времени их считали правоверными христианами, и только Эпифаний (Advers. haer., XXIX) причислил их к еретикам. Вопрос остается открытым, почему их поместили среди последних, так как число иудействующих христиан в то время было очень велико и резкого различия между Η. и другими подобными сектами не было. Так, например, известный переводчик Библии, Симмах, относится одними к эбионитам, другими к иудействующим христианам. Его же последователей называют «Назареями» (Hilgenfeld, Ketzergeschichte, p. 441). Особенно трудно проследить, чем отличаются Н. от эбионитов. Иероним получил «Евангелие, согласно евреям», считавшееся одно время каноническим и причисленное затем к апокрифам, от Н., но он его приписывал не только им, но и эбионитам (Comm. in Matt., XII, 13). Евангелие это было написано не по-еврейски, а по-арамейски, однако его признавали исключительно рожденные в иудействе. Иероним цитирует еще отрывки пророков в изложении Н. (например, Пс., 8, 23 ). Это все, что сохранилось от литературы H. Preuschen собрал недавно в своих «Antilegomena» (pp. 3—8, Гиссен, 1901) все сохранившиеся отрывки «Евангелия, согласно Евреям». Некоторые воззрения Н. приведены у Иеронима. «Что же мне сказать относительно Н., которые считают себя христианами? И теперь еще существует среди евреев всех синагог Востока ересь миним, осуждаемая фарисеями. Ее последователи именуются обыкновенно назареями. Но так как они себя считают и евреями, и христианами, то они суть ни то, ни другое». Таким образом, Н. признавали Иисуса, хотя вместе с тем считали законодательство Моисея обязательным только для рожденных в иудействе. Эбиониты же признавали его обязательность и по отношению ко всем (Нiрроlytus, Comm. in Jes., I, 12). Однако Theodoret смешивает H. с эбионитами. По-видимому, к концу V века Н. были совершенно поглощены частью евреями, частью христианством. Слово «минеи», упоминаемое Иеронимом, напоминает еврейское «мин», מין, которое так часто встречается в талмудической литературе, обозначая еретика, преимущественно иудея-христианина, исполнявшего еврейские обычаи. Христиан они называли «ноцри», что удержалось в еврейской литературе по сию пору. Коран называет христиан «Аль-Насара», что, по-видимому, объясняется родным городом Иисуса.