Не видел того глаз

Сегодняшнее апостольское чтение (1 Кор., гл. 2-я):
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Интересный момент… Кого цитирует апостол после слов «как написано»?
Обычно в Библии дается ссылка на пророка Исайю (64, 4), где говорится:
Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него.
Фраза похожая по смыслу и конструкции, но все же отличная от апостольской. И различия в Масоретском тексте с Септуагинтой в данном случае не проясняют дело (в Славянской Библии: «От века не слышахом, ниже очи наши видеша Бога, разве Тебе, и дела Твоя, яже сотвориши ждущим милости»). Интересный и неожиданный ответ на это можно найти у проф. М.А. Таубе в недавно переизданной книге («Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Господа Иисуса Христа»). Он цитирует Климента Александрийского («Увещания к эллинам», Х, 94), который пишет:
«По сему-то справедливо возвещает Он уверовавшим: «Святые же Господа войдут в наследие славы Бога и силы Его». Какой, о блаженный, славы? Скажи мне. «Какой глаз не видел, и ухо не слышало, и что на сердце человека не приходило; и возрадуются о царстве Господа своего во веки. Аминь».
Еще один вариант того же изречения автор находит в «Апостольских постановлениях» (VII, 32):
«И пойдут злые в муку вечную, праведники же в жизнь вечную, наследуя то, чего глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце не приходило человеку, — что приготовил Бог любящим Его, и будут радоваться в царстве Божием».
То есть — мы имеем дело с одним из незаписанных изречений Спасителя, который приводит апостол Павел и которое не попало в тексты канонических Евангелий, в частности, в окончание притчи о Страшном суде у Матфея (25, 31-46). Спаситель, видимо, намеренно видоизменил слова пророка Исайи, придав его словам большую выразительность и силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *