Не жертвы хочу но милости

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 5-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 30 зач., 9, 9 – 13

Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною». Сборщики пошлин – мытари были ненавидимы всеми за свою нечестность – действительную или предполагаемую: часть доходов они должны были платить власти, нанимавшей их. В свою очередь они получали полную свободу делать все, что им заблагорассудится по отношению к плательщикам пошлин. И мытари пользовались этим, нещадно обирая нищий народ. Кроме того, поскольку они находились в постоянном общении с римлянами, язычниками, они жили в постоянной, согласно иудейскому закону, нечистоте. По этой причине они исключались из всех молитвенных собраний. Они являлись общепризнанными грешниками.

«Господь говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Избрание презираемого всеми сборщика налогов было соблазном, вследствие которого могли разбежаться все будущие последователи этой новой общины, которую Христос намеревался создать. Требовалось много мужества, и не только мужества, чтобы пойти против общепринятого мнения. Но Христос – абсолютно свободен и независим. Этот поступок, это игнорирование всех религиозных и социальных условностей имело исключительную важность для будущего. Мы увидим сейчас, какое значение придавал Спаситель этому избранию. Он вводит в число Своих апостолов человека, с точки зрения толпы, явно сомнительного, презираемого всеми грешника, который должен стать одним из двенадцати столпов Церкви – вместе с Петром, Андреем, Иоанном и другими. Господь видит глубоко и далеко.

А мы? Способны ли мы быть независимыми от того «что скажут все», чтобы твердо следовать своим принципиальным убеждениям? Не слишком ли часто определяем мы многих людей согласно заранее наклеенным на них этикеткам? До какого предела способны мы преодолевать границы, отделяющие нас от людей, которые, может быть, больше всех нуждаются в помощи Церкви?

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Итак, для Матфея это призвание Господом – праздник, и он устраивает пир по этому поводу. Приглашены в первую очередь такие же как он, его товарищи по работе, «презренные мытари». Они едят и пьют, и поют. И Господь среди них. Какой ужас, какой соблазн! Мы помним историю с другим мытарем, по имени Закхей. По всей вероятности, этот новый Учитель устраивал подобное не раз. Но такое не забывается. И не прощается.

«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Мало того, что Он позвал грешника как апостола. Он разделяет с ним трапезу, скоро все здравомыслящие люди будут повторять: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Чтобы понять, насколько серьезно происходящее, мы должны знать иудейские обычаи. Пригласить кого-то за стол, пойти к кому-то в гости – значило вступить в близкое общение с ним. Никогда не едят неизвестно что и неизвестно с кем, но только то, что освящено и только с теми, кому предлагают свою дружбу и кто обрядово чист.

Поэтому фарисеи задают совершенно нормальный вопрос. В конце концов, они только хранят верность своим религиозным обычаям. Но надо, чтобы новый Учитель объяснился. Что означает Его поведение?

«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь не приходит к людям с дурной репутацией, чтобы кого-то удивить, но чтобы помочь. Как врач душ и телес наших, как скорая помощь – к самым тяжело больным. В этих словах Спасителя – вся суть Его служения. Но, может быть, кто-нибудь лукаво скажет: грех – это болезнь, и человек не виноват. Нет, говорит Господь, зло остается злом. И ответственность с грешника не снимается. У Христа не может быть никакого компромисса с грехом. Он не говорит, что мытари имели право обманывать бедных. Но прежде чем вынести приговор, Он дает им возможность исцелиться.

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Это значит, что любовь больше, чем все духовные подвиги. Сами по себе они ничего не значат. Смысл христианской веры – познать свою греховность и бесконечное милосердие Божие, и начать решительно исправляться. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Самый отчаянный грешник может изменить свою жизнь. Всякий раз, когда мы ставим печать невозможности покаяния на каком-либо человеке, мы предаем Христа. Церковь Христова не имеет права быть Церковью супер-святых. «Вся Церковь, – говорит преподобный Исаак Сирин, – есть Церковь погибающих и Церковь кающихся». И только потому – только по дару общения со Христом – она свята.

Милости хочу, а не жертвы

«Итак, ПОЗНАЕМ, будем стремиться ПОЗНАТЬ Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, КАК ДОЖДЬ, как поздний дождь оросит землю’.
Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.
Посему Я поражал через пророков и БИЛ их СЛОВАМИ уст Моих, и СУД Мой, как восходящий СВЕТ.
Ибо Я МИЛОСТИ хочу, а НЕ ЖЕРТВЫ, и БОГОВЕДЕНИЯ более, нежели ВСЕСОЖЖЕНИЙ.»
Осия 6:3-6
«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.»
Матфея 9:11-13
«Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ, что значит: милости хочу, а не жертвы, то НЕ ОСУДИЛИ БЫ невиновных,
ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.»
Матфея 12:5-8
Как видим, Иисус говорит о том, что важно знать и понимать истинное значение выражения «милости хочу, а не жертвы». Это уже указывает на то, что не о буквальном его смысле идет речь. Важно знать истинный его смысл, чтобы в точности исполнить желание Бога, дабы не случилось то, о чем говорит Апостол Павел.
«Ибо мы знаем, что закон ДУХОВЕН, а я плотян, продан греху.
Ибо НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ: потому что НЕ ТО делаю, что хочу, а что ненавижу, ТО ДЕЛАЮ.»
Римлянам 7:14-15
Здесь милость противопоставляется жертве и суду. Во всех Писаниях, которые написаны внутри и отвне, – всего по два, одно противопоставляется другому. В ковчеге Завета – в Писании, всей твари по паре – одно чистое, другое нечистое.
«Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.»
Сирах 33:14
А это все многочисленные образы, означающие одно и то же – напротив смысла буквального смысл духовный. Что же есть жертва, и почему Павел становится жертвою?
«Ибо я уже СТАНОВЛЮСЬ ЖЕРТВОЮ, и время МОЕГО ОТШЕСТВИЯ настало.»
2Тимофею 4:6
В жертву приносятся, например, животные, которым Адам присвоил свои имена – обычным словам присвоил иные значения. Жертву необходимо рассечь надвое, и отделить правую часть от левой, и правой частью потрясать пред Господом. Это означает то же самое, что и рассечь камень, скалу, землю, море, или завесу в Храме разорвать надвое, или расторгнуть небеса.
» сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
Он взял всех их, РАССЕК ИХ ПОПОЛАМ и положил ОДНУ ЧАСТЬ ПРОТИВ ДРУГОЙ; только птиц не рассек.»
Бытие 15:9-10
«Ты РАССЕК пред ними МОРЕ, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды.»
Неемия 9:11
«О, если бы Ты РАСТОРГ НЕБЕСА сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,
как от плавящего огня, как от кипятящего воду, ЧТОБЫ ИМЯ Твое СДЕЛАТЬ ИЗВЕСТНЫМ врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.»
Исаия 64:1:2
Итак, жертва есть закрытое Писание, которое необходимо рассечь надвое – осознать, что оно имеет два противоположных смысла – внешний буквальный – ложный, и внутренний, сокровенный духовный – истинный. Ложное понимание нужно принести в жертву, ради понимания истинного.
Пророк и его Писание – одно и то же. Закрывая свои послания, скрывая их истинный духовный смысл в буквальных образах, Пророк как бы хоронит себя и свое Писание в гробу, становится жертвою. Потому, закрывая свои послания, Апостол Павел делает их жертвою, а потому и сам становится жертвою.
«Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и СДЕЛАВШИЙ ЕЕ УМИРАЕ С НЕЮ.»
Сирах 14:20
Жертву эту необходимо будет рассечь надвое, гроб открыть, открыть истинный смысл – воскресить его, воскресить Пророка, а значит Христа, Слово Божие. Принявшие в ум Писание также становятся с ним одно. Выйти из гробов и войти в святый град означает выйти из внешнего буквального понимания и войти в духовное – воскреснуть духовно, перейти от смерти в жизнь.
«И вот, завеса в храме РАЗДРАЛАСЬ НАДВОЕ, сверху донизу; и земля потряслась; и камни РАССЕЛИСЬ;
и гробы ОТВЕРЗЛИСЬ; и многие ТЕЛА усопших святых ВОСКРЕСЛИ
и, ВЫЙДЯ ИЗ ГРОБОВ по воскресении Его, ВОШЛИ ВО СВЯТЫЙ ГРАД и ЯВИЛИСЬ многим.»
Матфея 27:51-53
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и ВОЙТИ В ГОРОД воротами.
А ВНЕ – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий НЕПРАВДУ.»
Откровение 22:14-15
То же самое означает расторгнуть небеса, чтобы имя Господне стало известным – открыть истинный смысл Писаний, чтобы стали известными истинные мысли Божии в Его Слове, а не мысли человеческие самовольно по невежеству туда влагаемые.
Закрытое Писание, его буквальный смысл, назван как жертвой, так и судом. Потому служение смертоносному буквальному смыслу есть служение осуждения. Служение же духовному смыслу, есть служение оправдания. Потому и говорит Иисус, что если бы знали что есть милость, то не осуждали бы невиновных, ибо не были бы служителями осуждения.
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, но ДУХА, потому что БУКВА УБИВАЕТ, а ДУХ ЖИВОТВОРИТ.
Если же СЛУЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНЫМ БУКВАМ, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –
то не гораздо ли более должно быть славно СЛУЖЕНИЕ ДУХА?
Ибо если СЛУЖЕНИЕ ОСУЖДЕНИЯ славно, то тем паче изобилует славою СЛУЖЕНИЕ ОПРАВДАНИЯ.»
2Коринфянам 3:6-9
«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть СУДИМЫ ПО ЗАКОНУ СВОБОДЫ.
Ибо СУД БЕЗ МИЛОСТИ не оказавшему милости; МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ.»
Иакова 2:12-13
Как суду, который и жертва, противопоставляется оправдание, помилование – милость, так буквальному осуждающему смыслу противопоставляется оправдывающий, освобождающий от суда смысл духовный. Потому Бог и желает, чтобы не буквально люди понимали Слово Его, а духовно – милости хочет, а не жертвы. Это и есть истинное Богопознание, а буквальный смысл уготовленный огню для приношения в жертву, назван всесожжением.
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и БРОСАЮТ В ОГОНЬ.»
Луки 3:9
«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
потому что БОГ наш ЕСТЬ ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ.»
Евреям 12:28-29
«А Господь БОГ ЕСТЬ ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный.»
Иеремия 10:10
Истина уничтожает ложь и подобна огню, сжигающему всякое непотребство. Если праведник, знающий правду Божию, обличает кого-то в заблуждении, через откровение истинного смысла Писаний, то это есть милость, которой желает Бог.
«Пусть наказывает меня праведник: это МИЛОСТЬ; пусть ОБЛИЧАЕТ меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.»
Псалом 140:5
«ВРАЗУМЛЯЮЩИЙ народы неужели не ОБЛИЧИТ, – Тот, Кто УЧИТ человека РАЗУМЕНИЮ?
Псалом 93:10
«МИЛОСТЬ человека – к ближнему его, а МИЛОСТЬ Господа – на всякую плоть.
Он ОБЛИЧАЕТ и ВРАЗУМЛЯЕТ, и ПОУЧАЕТ и ОБРАЩАЕТ, как пастырь стадо свое.
14 Он МИЛУЕТ ПРИНИМАЮЩИХ ВРАЗУМЛЕНИЕ и усердно обращающихся к закону Его.»
Сирах 18:12-14
Как напротив суда милость, так напротив проклятия благословение. Бог и Пророки предлагают человеку оба варианта, а человек сам выбирает одно из двух по уму своему и внутренним качествам. Проклятие есть буквальный смысл Писаний, а благословение и благодать – истинное, благое Слово Божие, – смысл духовный.
«ИЗЛИЛОСЬ из сердца моего СЛОВО БЛАГОЕ; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца.
Ты прекраснее сынов человеческих; БЛАГОДАТЬ ИЗЛИЛАСЬ ИЗ УСТ Твоих; посему БЛАГОСЛОВИЛ Тебя Бог на веки.»
Псалом 44:2-3
«Во свидетели пред вами призываю сегодня НЕБО и ЗЕМЛЮ: жизнь и смерть ПРЕДЛОЖИЛ я тебе, БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ. ИЗБЕРИ жизнь, дабы жил ты и потомство твое…»
Второзаконие 30:19
«Он ПРЕДЛОЖИЛ тебе огонь и воду: НА ЧТО ХОЧЕШЬ, прострешь руку твою.
Пред человеком жизнь и смерть, и ЧЕГО ОН ПОЖЕЛАЕТ, то и дастся ему.»
Сирах 15:16-17
Потому Бог и не судит никого, ибо человек, проглатывая не разжевывая умом закрытое Слово Божие – не рассуждая при этом о его истинном сокровенном смысле, сам избирает и принимает суд, осуждение, лишает себя Божией милости и благословения. Сын Божий – Слово Божие, истинный его смысл, осуждает понимающих Писания ложно, буквально.
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню НЕДОСТОЙНО, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет НЕДОСТОЙНО, тот ест и пьет ОСУЖДЕНИЕ себе, НЕ РАССУЖДАЯ о Теле Господнем.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.»
1Коринфянам 11:26-30
«Ибо Отец и НЕ СУДИТ никого, но весь СУД ОТДАЛ СЫНУ,
дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, но перешел от смерти в жизнь.»
Иоанна 5:22-24
«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: СЛОВО, которое Я говорил, оно БУДЕТ СУДИТЬ его в последний день.
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.»
Иоанна 12:48-50
Бог желает милости и Богопознания, истинного познания Его Слова, духовного его смысла – духа Слова. Дух Слова есть Дух Христов. Буквальное же, плотское понимание Писаний по плоти Слова, Богу неугодно.
«Ибо живущие ПО ПЛОТИ О ПЛОТСКОМ помышляют, а живущие ПО ДУХУ – О ДУХОВНОМ.
Помышления плотские суть СМЕРТЬ, а помышления духовные – ЖИЗНЬ и мир,
потому что плотские помышления суть ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
Посему живущие ПО ПЛОТИ Богу УГОДИТЬ НЕ МОГУТ.
Но вы НЕ ПО ПЛОТИ живете, А ПО ДУХУ, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто ДУХА Христова не имеет, ТОТ НЕ ЕГО.»
Римлянам 8:5-9

Глава 11. Возвращение Иисуса в Галилею. Исцеление сухорукого. Учение о значении субботы

Зная, с какой целью фарисеи предложили Ему этот вопрос, зная помышления их (Лк. 6, 8), и желая объяснить им, что не грешно делать добрые дела в субботу, Иисус приказывает сухорукому стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его, и обезоруживает фарисеев вопросом: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? (Л к. 6, 9). Они молчали, не успев подыскать фарисейского ответа на вопрос.

Они молчали и тем как бы показывали, что не понимают вопроса. Тогда Христос выражает Свою мысль в самой понятной для них форме. Они не знают, можно ли спасти человека в субботу; так пусть же корыстолюбие их подскажет им, можно ли спасти в субботу погибающее животное, принадлежащее им? Поэтому Иисус и спрашивает, кто из них не вытащит в субботу свою овцу, попавшую в яму? Они молчат, но сознают, что такого между ними не найдется.

А если так, если овцу можно вытащить в субботу из ямы, то ведь человек же лучше овцы! Возможно ли не спасти его в субботу? Итак, вы понимаете, вы сознаете, что если добрые дела надо делать всегда, то, конечно, и в субботу можно делать добро.

Для того же, чтобы доказать им, что должно творить добро в субботу, Он тотчас же всенародно исцелил сухорукого одним словом Своим.

Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах; но у фарисеев сердца были крепче камня. Они пришли в страшное негодование, которое Евангелист Лука называет бешенством. Да это и было бешенство их; такое состояние духа иначе нельзя назвать, как бешенством, потому что только бес, только злой дух мог поступать так, как они; то есть они могли поступать так только потому, что допустили злого духа овладеть их волей, их разумом.

Беснуясь, они вышли из синагоги и вступили в союз с иродианами, чтобы погубить Иисуса. Иродианами называли приверженцев Ирода Антипы. Фарисеи и иродиане ненавидели друг друга, и если соединились для преследования одной цели, то, конечно, лишь вследствие того, что фарисеи выставили Иисуса как опасного для власти Ирода проповедника.

Слова Евангелиста – с гневом – дают повод некоторым полагать, что Иисус разгневался на книжников и фарисеев. Но так ли это? В чем же выразился гнев Его? Евангелист говорит, что гнев Иисуса выразился лишь взглядом; но он же добавляет, что во взгляде этом видна была скорбь об ожесточении сердец фарисеев и книжников. А разве может быть гнев там, где скорбь? Чувства эти не уживаются вместе; они разного духа. Но как же объяснить в таком случае слова Евангелиста? Ведь мы же признаем и доказываем, что Евангелисты говорят правду? Нам кажется, что слова Евангелиста – воззрев на них с гневом – можно объяснить лишь тем впечатлением, какое произвело на учеников Иисуса выражение Его лица в то время. Мы имеем достоверные свидетельства о том, что Иисус всегда сохранял серьезное выражение лица, что Он никогда не смеялся, но часто плакал. При разговоре Иисуса с фарисеями и книжниками, ученики Его, конечно, пылали гневом против них; да и нельзя было обыкновенному человеку спокойно видеть их упорство. Вот почему они, сами гневно смотря на врагов своего Учителя и видя хотя скорбящее, но строгое лицо Иисуса, могли строгое выражение лица Его принять за гневное, думая по-человечески, что и Он не может не гневаться. Это – их впечатление, это – их предположение; но скорбь Иисуса и отсутствие каких-либо внешних проявлений Его гнева заставляют нас признать, что и в данном случае, как и всегда, Он был чужд этого осужденного Им чувства.

Из синагоги Иисус пошел к морю (Галилейскому); Его сопровождали ученики Его и множество народа, собравшегося не только из окрестных мест Галилеи, но и из Иудеи и Переи (находившейся на восток от Иордана), и даже из языческих стран: Тира, Сидона и Идумеи. В этой толпе было много больных; все они хотели исцелиться, все нетерпеливо спешили поближе подойти к Иисусу, обратить на себя Его внимание или просто хотя бы прикоснуться к Нему; многие из них бросались к ногам Его, теснили Его, и тем вынудили распорядиться, чтобы готова была лодка, в которую Он мог бы сесть, отплыть немного от берега и учить стоявший на берегу народ.

Пока подходил Иисус к морю, Он исцелил всех больных, находившихся в сопровождавшей Его толпе, и запретил им (то есть исцеленным) объявлять о Нем.

В этой кротости Иисуса, смирении Его и отсутствии в Нем тщеславия Евангелист Матфей видит подтверждение слов пророка Исайи, изображающего характер ожидаемого Мессии (Ис. 42, 1–4): Се, Отрок Мой, Которого Я избрал…

И возвестит народам суд. Суд, в переводе с еврейского, означает правду; поэтому, выражение – возвестит народам суд – может означать: возвестит народам (всем народам, а не одним только евреям) правду, правду о Боге, о назначении людей и о вечной жизни их в Царстве Небесном, то есть возвестит ту правду, ту истину, которая теперь известна нам из Евангелия.

Никто не услышит на улицах голоса Его. Он не будет, подобно фарисеям, выступать со Своей проповедью на шумных улицах и городских площадях, Он не будет искать Себе славы, и голоса Его там не услышат.

Слова пророка: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит – Иоанн Златоуст объясняет так: удобно было Христу переломить их всех (то есть врагов Своих) как трость, притом уже надломленную; удобно было Ему воспламенившийся гнев иудеев погасить, как лен курящийся; но Он не захотел этого и тем доказал Свою величайшую кротость (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 40, 1).

Доколе не доставит суду победы. Таким смиренным и кротким образом действий. Он достигнет-таки того, что правда восторжествует, Он доставит правде победу, и на имя Его будут уповать все народы.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №988-1

Толкование на слова из Евангелия: «милости хочу, а не жертвы»

Людмила , Киев, Украина

Спаси Господи, батюшка.
Мне не совсем понятны такие слова из Евангелия «милости хочу, а не жертвы» и как их нужно применять в повседневнойй жизни?
Заранее благодарю за ответ, Людмила

Ответ отца Олега Моленко:

Нужно приводить слова в Евангельском их контексте:

Мф.9:
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Из контекста данных слов мы видим, что они была сказаны Господом в ответ на обвинение фарисеев в Его адрес, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Такое обвинение могли предьявить лишь люди, имеющие о себе высокое мнение, как о безгрешных и праведных, что открывает их гордыню.

Ответ Господа состоит из трех частей: сравнительного, деятельного и объяснительного. Сравнительный ответ, заключенный в словах: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», уподобляет Господа — врачу, грех — болезни, грешников, сознающих свою греховность и ищущих ее избавления у Господа, — больным, фарисеев, мнящих себя праведниками и не видящих в себе общечеловеческой греховной болезни, — «здоровым».

Одновременно Господь одобряет и укрепляет тех людей, которые сознают себя грешными и идут к Господу за исцелением.

Деятельный ответ, заключающийся в словах: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?», обличает гордых фарисеев в духовном невежестве и ложном понимании слов Писания. При этом Господь отсылает их от Себя (Бог гордым противится!), как бы говоря им, мол, идите от Меня и, прежде чем осуждать грешников, научитесь посредством покаянного самопознания реальному отношению Бога к согрешившим людям, которое основано на милости и сострадательной любви.

В Писании это отношение Бога выражено словами: «милости хочу, а не жертвы». Но это же отношение Бог требует и от людей друг ко другу, что видно в словах молитвы «Отче наш» и в притче о Господине простившем рабу своему огромный долг, но который не простил малый долг своему должнику.

Таким образом милостивое и сострадательное отношение к грешникам является заповедью Господа.

Слово «жертвы» в данном случае означает формальное, сухое и лицемерное отношение к Богу, например, уплата Богу некоторой положенной части и т.п. Такой «жертвы», которая нерастворена милующим сердцем, Бог не хочет и не принимает! Есть одна угодная Богу жертва, которая связана с милостью: «жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не отвергнет» (Пс.50).

Сокрушенное от зрения своей греховности сердце становится смиренным. Смиренное сердце не возносится над другими людьми, но милует их и сострадает им. Этим милованием кающийся человек уподобляется Богу милующему и Он принимает такого человека к Себе.

Объяснительная часть, заключающаяся в словах: «ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», объясняет нам волю Божию в отношении людей, окончательно разделяя мнимых праведников от кающихся грешников. Бог пришел на землю для одной цели — спасти людей и призвать их к покаянию. Спасение людей с их стороны заключается в одном — в покаянии!

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Шедше! — этим словом облечены следующие мысли: «Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше». Оно — страшно. Слова Божии милости хощу, а не жертвы объясняют его. Слова эти имеют такое значение: «Вы не можете приносить жертв: все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, соединены, смешаны с ним, все помышления, чувствования, действия ваши недостойны всесвятого Бога, не могут быть благоприятны Ему. И потому Бог объявляет вам, что Он не только не требует от вас жертв, но и не благоволит, чтоб вы приносили их. Познайте глубину вашего падения; познайте лютость повреждения вашего, вполне отвергните упование на себя; восчувствуйте соболезнование к себе, которого не имеете лишь по причине самомнения, самообольщения, ожесточения, ослепления ваших! Стяжите милость: совокупите ваше действие относительно вас с действием Божиим; споспешествуйте вашим действием действию Божию. Окаменевшие сердца, смягчитесь! Умилосердитесь над собою и над всем человечеством: вы, как и все без исключения человеки, — создания, отверженные Создателем за произвольное отвержение Создателя, создания несчастные, пресмыкающиеся, мятущиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада; создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею; создания, низвергнутые на землю из рая за возмущение в раю против Бога.

Аскетическая проповедь.

Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого — по воле Божией.

Аскетическая проповедь.

Услышь, что говорит тебе Господь: «милости хочу.» Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью. Ты соблазняешься единственно оттого, что ты горд и слеп! Ты исполняешь некоторые наружные правила закона и за это любуешься собой, презираешь, осуждаешь ближних, в которых замечаешь нарушение некоторых мелочей, и не замечаешь исполнения великих сокровенных добродетелей, возлюбленных Богу, незнакомых твоему надменному, жестокому сердцу. Ты не глядел в себя довольно, ты не увидел себя, только от этого не признаешь себя грешником. От этого не сокрушилось твое сердце, не исполнилось покаяния и смирения, от этого ты не понял, что наравне со всеми прочими человеками нуждаешься в милости Божией, в спасении. Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: «Я пришел», – говорит Он, – «призвать не праведников, но грешников к покаянию.» Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство – узреть грехи свои! Какое блаженство – смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме него одного. Если он и взглянет когда на ближних, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство – милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение. Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них одну милость.

Аскетические опыты. Том 1.

См. также Толкование на Мф. 9:11

МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ

от Матфея 12:1-21

Ключевой стих 12:7

«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных”

Чем больше Иисус проповедовал и чем больше распространялось Его служение, тем больше фарисеи завидовали Иисусу и тем больше они «ставили Ему палки в колеса”. Но, несмотря на это, Иисус не враждовал с ними, наоборот, Иисус пытался им объяснить, что же на самом деле хочет от них Бог. Это важный вопрос и для нас, нам тоже очень важно знать, что Бог хочет от нас.

1. Иисус защищает учеников и исцеляет сухорукого (1-14)

Посмотрите на стихи 1,2. «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу”. Однажды, следуя за Иисусом в субботу, ученики взалкали и стали срывать недозрелые колосья и есть, растирая руками. По сути это не было нарушением закона Моисея. Во Второзаконии 23:24,25 сказано: «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего”. Фарисеи не обвиняли учеников, что они ели чужое зерно. Они обвиняли учеников в том, что те срывали и растирали колосья в субботу, что, по их мнению, было нарушением закона субботы. Давайте подумаем, что такое закон субботы.

Бог дал закон субботы во время исхода евреев из рабства в Египте. Кроме того соблюдение субботы – четвертая из десяти заповедей. Одна из десяти заповедей – это значит очень важно. Во Втор. 5:12-15 сказано: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний”. Бог хотел, чтобы человек в субботу отказался от всяких своих обычных дел и посвятил этот день, чтобы иметь личные отношения с Господом и для служения Богу. Также этот день не только для богатых, но и для бедных: для слуг, для рабов и даже для животных, чтобы они тоже отдохнули и тоже могли поклоняться Богу. Но фарисеи забыли цель субботы. Вместо того чтобы думать, как помочь агнцам в радости и благоговении приходить к Богу в субботу, они написали множество правил, что считать работой, а что не считать. Например, в субботу можно пройти 900м, а 1200 уже нельзя. Или в субботу нельзя нажимать на кнопки в лифте. По этим правилам, то, что ученики руками растирали колосья, считалось работой и нарушением субботы. С таким обвинением они подошли к Иисусу.

Но Иисус не принял их притензий. Он привел два примера. Во-первых, Иисус рассказал о царе Давиде, который ел священные хлебы предложения, которых не имел права есть. Посмотрите стихи 3,4. «Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?”. Когда Давид спасался от царя Саула, который хотел убить его, Давид пришел к первосвященнику Ахимелеху, и просил у него хлеба. Но у священника не было другого хлеба, кроме хлеба предложения. Этот хлеб нельзя было есть никому кроме священников. Бог дал такой закон, народ Израиля благоговел перед Богом. Но священник дал эти хлебы Давиду. В 1-м Цар. 21:6 сказано: «И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы”. Нигде в Библии ни Давид, ни Ахимелех не осуждаются за это. Это потому, что Давид был благоговейным человеком. Поэтому он исполнил цель заповеди, хотя, формально, преступил ее. В то время ни один фарисей не отважился бы критиковать царя Давида, поскольку люди уважали его и почитали. Поэтому они не должны критиковать учеников, которые тоже исполняют суть закона субботы, хотя и не по правилам фарисеев.

Во-вторых, Иисус напомнил, что священники в храме в субботу больше работают, чем в обычный день. Посмотрите на стихи 5,6. «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма”. В субботу в храме есть очень много работы: нужно приносить удвоенную жертву, надо смотреть за светильником, надо приготовить новые хлебы предложения, надо принимать жертвы у народа, надо заботиться о чистоте храма. В субботу священники работают больше, чем в обычные дни. Но никто не осуждает их за это, ни Бог, ни люди. Это потому, что работа священников в храме сама по себе есть служение Богу. Поэтому то, что они работают – это не нарушение, а исполнение закона субботы. Также и ученики. Храм – это только дом, которому наречено имя Бога. Сам Бог больше Храма. Иисус – это воплощенный Бог. Ученики сейчас следуют за Иисусом, они исполняют Его волю, они имеют личное общение с живым Богом. Их жизнь сейчас – это не противоречие закону субботы, а исполнение. Сам Бог не осуждал голодных учеников, поэтому и фарисеи не могли их осуждать.

Отойдя оттуда, Иисус вошел в синагогу. Там был человек с сухой рукой, а фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли Иисус в субботу, чтобы обвинить Его. Давайте прочтем стихи 10-12. «И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро”. Фарисеи спросили: «можно ли исцелять в субботу?” Использовать страждущего человека, чтобы уничтожить Иисуса, если Иисус поможет – это страшное извращенное сердце. Иисус, видя их злое сердце, отвечал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро”. Всякий человек, не смотря даже на субботу, вытащит свою овцу из ямы, чтобы она не погибла и чтобы не мучалась. У Бога такое же сердце к людям. Сердце Бога скорбит из-за страданий Его творений, поэтому Он не откладывает исцеления на понедельник, а исцеляет сразу. Кроме того, Бог хочет, чтобы люди в субботу делали добро, а не зло. Поэтому Иисус продемонстрировал милость Бога на этом человеке. Посмотрите стих 13. «Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая”. Иисус приказал этому человеку выйти на середину синагоги. Потом сказал: «протяни руку твою”. Он протянул, и стала его рука здорова, как другая. Это была великая работа Бога и огромная радость для этого человека. Все люди должны были радоваться, но фарисеи только больше ожесточились, и собрались на совещание, как бы убить и погубить Иисуса. Иисус, узнав об этом, удалился в другое место.

2. Милости хочу, а не жертвы (7)

В этих двух событиях: когда Иисус защищал Своих учеников и когда Иисус исцелил сухорукого, мы видим огромную разницу между Иисусом и фарисеями. Иисус полон благодати и истины, через Него видна слава Бога, а фарисеи выступают как слуги сатаны. Почему искренно верующие и благоговейные люди стали слугами сатаны, которые всегда стремились разрушить дело Бога, насадить сомнения и, в конце концев, распяли Иисуса на кресте? Посмотрите на стих 7. «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных”. Это цитата из Ос. 6:6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений”.

Бог хочет от нас милости, а не жертвы. Это значит Бог хочет искреннего и чистого сердца, а не формального исполнения предписаний. Фарисеи думали, что Бог требует от них жертвы, то есть дословного исполнения всех пунктов закона. Они много делали правильно. Например, для того чтобы быть чистыми, они постились и заучивали наизусть Слово Бога. Они проповедовали язычникам, чтобы обратить их в Иудаизм. Но, когда они делали это без любви и без милосердия, они стали гордыми. Если мы делаем какую-то работу без милости Бога, без благодарности и искреннего сердца, то становимся гордыми. Фарисеи обращали внимание на сами дела, а не на то, с каким сердцем сделано это дело. В результате они оценивали праведность по тому, как долго и ветиевато кто молится, по тому, какие богатые дары кто приносит. Но для Бога это не важно. Бог ненавидит, если кто-то приносит богатое пожертвование, а в сердце жалуется, что должен столько отдать или осуждает других, кто дал меньше. Бог ненавидит, если если кто-то улыбается в лице, а за глаза осуждает и враждует с ближним. Бог ненавидит, если брат говорит сестре о Боге, а на самом деле ищет, как искушать сестру похотью. У всех этих пороков есть одно общее: так поступают люди, которые думают, что Богу нужна жертва, что Бог нуждается в чем-то, что мы Ему даем.

Но Богу не нужна жертва. Он Сам все имеет. Богу нужна милость. Он показал нам Свое искреннее сердце тем, что послал Иисуса на крест, умереть за наши грехи. Его милость и Его любовь к нам выразились в жертве Его Единородного Сына Иисуса Христа. Чтобы спасти нас, Он Сам умер. Теперь Он хочет того же и от нас. Он хочет, чтобы мы проявили свое искреннее сердце через любовь и через милость к недостойным. Этому Бог радуется больше, чем всем всесожжениям, пожертвованиям и изучениям Библии для колличества.

Иисус был милостивым. Он принимал мытарей и праституток, чтобы простить им грехи и открыть Небесное Царство. За Ним всегда следовали толпы бесполезных грешников, потому что все они надеялись: какой бы я страшный грешник ни был, у Иисуса найдется немного милости и для меня. Он не осудит, а простит грех и приведет меня к Богу. Люди следовали за Иисусом, потому что знали: Иисус не хочет их использовать для себя, для своей выгоды, а хочет благословить и сделать их жизнь полной и благодатной. Иисус хочет, чтобы и мы стали такими пастырями, которые имеют милость Иисуса, которые с любовью помогают агнцам исправить свой путь перед Богом. Иисус хочет, чтобы и в реальной жизни мы прощали немощи и недостатки других, не осуждали соседа, брата или сестру за грех, а покрывали их недостатки, помогли подняться и стоять перед Богом.

Быть милостивым не обозначает быть беззаконным или гуманистично игнорировать грехи других. Быть милостивым обозначает не осуждать за грех, не ранить других, напоминая им о их грехах, но покрыть грех и помочь раскаяться и стоять перед Богом. Иисус был таким. Он не часто ругал грешников. Но Своим прощением делал Он так, что грешник раскаивался и возвращался к Богу. Иоанн написал об Иисусе: «и Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины”. Иисус полон не только благодати, но и истины. Милость это не только благодать, но и истина.

Молюсь, чтобы Бог сделал нас милостивами людьми, которые знают сердце Иисуса. Молюсь, чтобы Бог дал нам знать милость Иисуса, Который стал преступником на кресте, чтобы простить нас. Молюсь, чтобы мы стали добрыми пастырями, которые милостью Иисуса помагают агнцам раскаяться и стоять перед Богом. Быть милостивым – это и есть наша живая жертва перед Богом.

3. Иисус – добрый пастырь (15-21)

Иисус не желал ненужного столкновения с фарисеями. Поэтому Он оставил то место и пошел в другое. За Ним последовало множество больных людей, и Он исцелял все их болезни. Иисус приказывал им не говорить другим, Кто Он. Но Матфей подчеркивает, Кем был Иисус, цитируя Исаию 42:1-4. Давайте прочтем стихи 18-21: «Се, отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; И на имя Его будут уповать народы”. Эти стихи учат нас двум важным вещам об Иисусе.

Первое, Иисус был помазан Святым Духом Божьим. В Мт. 3:16 сказано: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него”. В Лк.4:18,19 сказано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”. С Духом Божьим Иисус проповедует правосудие всем народам, где многие люди страдают от неправедности. С Духом Святым Иисус исцелял многих больных людей. Со Святым Духом Иисус проповедовал благую весть Царства Божьего.

В Ин. 6:63 говорится: «Дух животворит, плоть не пользует нимало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь”. Своей физической силой мы мало что можем сделать. Чтобы совершить великое дело, нужен дух. Без духа любой человек – ничто. Это мы хорошо видели во время «оранжевой революции”. Также и сейчас мы видим, что нашей стране необходим не дешевый газ, а Дух Божий. Политики, даже облеченные властью и всякими ресурсами не могут ничего сделать, если у них нет духа. Слава Богу, что наш Господь, Иисус может помочь нам, поскольку Он был помазан Духом Святым. Слава Богу, что мы также можем помочь другим, поскольку Господь обещал послать нам Святого Духа.

Второе, Иисус трости надломленной не переломит. Посмотрите еще раз стихи 20,21. «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы”. Как мы знаем, тростник очень хрупок в пустыне, где палящее солнце и внезапные бури надламывают его. Надломленный тростник символизируют крайнюю слабость. Надломленная трость символизирует человека, надломленного властью греха. Многие молодые студенты, которые должны жить сильной жизнью, на самом деле проводят жизнь за компьютером, целый день играя в компьютерные игры. Это потому, что они слабые и раненные, как надломленная трость из-за власти греха. Они слишком хрупкие, чтобы помочь себе. Они слишком слабые, чтобы помочь другим. Но Иисус не ломает таких людей. Наоборот, Иисус исцеляет их и дает им новую жизнь в Боге. Более того, Иисус имеет надежду для них. Иисус в самом деле страдающий слуга для страждущих. Он дает новую жизнь в Боге для надломленных и сломанных людей. В Иисусе мы не отчаиваемся и имеем надежду для себя, для других и для нашего народа. Только Иисус – наша истинная надежда.

Слова «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит” относятся не только к молодым агнцам. Эти слова относятся и к взрослым верующим, которые попали в искушение, ожесточились, отошли от Бога. Эти слова относятся также к тем, которые сейчас находятся в искушении. Иисус трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус понимает слабость, и с милостью исправляет неправильное сердце. Иез. 33:11 говорит: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?”. Те, кто сейчас находятся в искушении, и те, кого Бог обличал в неправильном сердце перед Богом, сейчас придите к Иисусу, чтобы Он исправил, потому что Он милостивый Бог, Который не уничтожает грешника, но восстанавливает.

Через Иисуса мы видим прекрасный образ пастыря, который с милостью помогает самым раненым и безнадежным агнцам. Даже если душа агнца как надломленная трость или как курящийся лен, Он не поломает ее, а восстановит. Он доставит суду победу. Мы тоже можем стать такими пастырями, если, помня милость Иисуса, сами будем милостивыми. Молюсь, чтобы Бог дал нам узнать сердце Иисуса Христа, и узнать, что Бог хочет от нас милости и это есть наша живая жертва Богу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *