Небесная иерархия дионисия

Дионисий Ареопагит (Псевдо Дионисий) христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. П.-Д. А. связал онтологию неоплатонизма (и порожденное этой онтологией учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о «церковной иерархии» непосредственно подстраивается у П.-Д. А. к доктрине о «небесной иерархии». При этом в отличие от мистического историзма Августина (церковь как «град Божий») образ церкви у П.-Д. А. как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен: это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных «таинств» (описываемых как «посвящения», при помощи лексики античных языческих мистерий); к.-л. драматизм и противоречия полностью отсутствуют. Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая картина мира как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю средневековую эстетику (в т.ч. на теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте — «Рай», и др.).

  • О книге
  • Святой Дионисий Ареопагит
  • ГЛАВА I Пресвитер Дионисий сопресвитеру Тимофею
  • ГЛАВА II О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными
  • ГЛАВА III Что есть Иерархия, и какая цель Иерархии?
  • ГЛАВА IV Что означает наименование Ангелов?
  • ГЛАВА V Почему все небесные Существа вообще называются Ангелами?
  • ГЛАВА VI Какой чин небесных Существ есть первый, какой средний и какой последний?
  • ГЛАВА VII О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии
  • ГЛАВА VIII О Господствах, Силах и Властях, и о средней их Иерархии
  • ГЛАВА IX О Начальствах, Архангелах и Ангелах, и о последней их Иерархии
  • ГЛАВА X Краткое повторение и заключение того, что сказано об Ангельских чинах
  • ГЛАВА XI Почему небесные существа все вообще называются небесными Силами?
  • ГЛАВА XII Почему наши Священноначальники называются Ангелами?
  • ГЛАВА XIII Почему говорится, что Пророк Исаия был очищен Серафимом?
  • ГЛАВА XIV Что значит указываемое в Писании число Ангелов? (Дан. VII, 10)
  • ГЛАВА XV Что означают чувственные изображения Ангельских Сил

Дионисий Ареопагит (Псевдо Дионисий) ‘О небесной иерархии’ — Москва, 1994 — с.96

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (Διονύσιος ’Αρεοπαγίτης, т.е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) – христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Его трактаты и послания от имени образованного афинянина 1 в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла и упоминаемого в новозаветных «Деяниях апостолов» (17, 34). Первое известие о сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита связано с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика сочинений, бытовые реалии, упоминаемые в контексте символических истолкований, наконец, следы прямого использования текстов Прокла, выявленные в конце 19 в. Г.Кохом и И.Штигльмайром, – все это в совокупности не позволяет датировать «Corpus Areopagiticum» («Ареопагитики»), как его принято называть в науке, ранее 2-й пол. 5 в.; некоторые дополнительные данные указывают на сирийскую среду. Грузинский исследователь Ш.И.Нуцубидзе и (независимо от него) бельгийский специалист Э.Хонигман предложили идентифицировать автора трактатов с монофиситским церковным деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии (восточной Грузии), епископом Маюмы (близ Газы); высказывались и другие гипотезы (авторство Севера Антиохийского, круг Иоанна Скифопольского и т.п.), ни одна из которых, однако, не приобрела общего признания.

«Ареопагитический корпус» включает 4 трактата («О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О божественных именах», «Таинственное богословие») и 10 посланий; развиваемая в них доктрина – высшая точка христианского неоплатонизма. Усвоив и развив неоплатонические представления о безусловной неопределимости и неописуемости Бога (апофатическая теология – тема «Таинственного богословия») и об условной возможности восходить к Богопознанию по иерархической лестнице аналогий (катафатическая теология – тема «О божественных именах»), автор связал онтологию неоплатонизма (и порожденное ею учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о «церковной иерархии» непосредственно подстраивается к доктрине о «небесной иерархии». При этом в отличие от мистического историзма Августина (Церковь как «град божий») образ Церкви как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен: это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных «таинств» (описываемых как «посвящения» при помощи лексики античных языческих мистерий); какой-либо драматизм и противоречия полностью отсутствуют. Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая картина мира как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю средневековую эстетику (в т.ч. на теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте – «Рай» и др.).

Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита получило официальное признание в византийском православии первоначально благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Его влияние испытали Иоанн Дамаскин, Григорий Панама и противник Паламы Варлаам Калабрийский, позднее Максим Грек и другие древнерусские мыслители. На Западе «Ареопагитический корпус» стал известен с 9 в.; к нему писали комментарии многие мыслители средних веков и Возрождения, в т.ч. Фома Аквинский и М.Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот Эриугена и Николай Кузанский.

Сочинения:

1. MPG, t. 3; La hiérarchie céleste. P., 1970;

2. в рус. пер.: О божественных именах. Буэнос-Айрес, 1957;

3. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994;

4. О небесной иерархии. СПб., 1997;

5. Послание Титу-иерарху. – В кн.: Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987, с. 179–199;

6. Послание 1. Гаю Монаху. Послание 5. Дорофею диакону. – В кн.: Историко-философский ежегодник-90. М., 1991, с. 226.

Литература:

1. Скворцов К.И. Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем св. Дионисия Ареопагита. К., 1871;

2. Нуцубидзе Ш. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942;

3. Он же. Петр Ивер и проблемы ареопагитики. Тбилиси, 1957;

4. Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1955;

5. Данелиа С.И. К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита. – В сб.: Византийский временник, т. 8. М.–Л., 1956;

6. Roques R. L’univers dionysien. P., 1954,

Примеры употребления слова ангел в литературе.

Из этого явствует, что ангел означает здесь не что иное, как самого Бога, который сверхъестественным путем дал возможность Агари услышать голос с неба, или, вернее, не что иное, как сверхъестественный голос, свидетельствующий о специальном присутствии там Бога.

Тритемий маскирует свои откровения относительно тайнописи с помощью туманных намеков на ритуалы некромантов, он говорит, что следует составлять шифрованные послания наподобие того, которое сейчас перед вашими глазами, а адресат в первую очередь должен будет вызывать ангелов, таких, как Памерсиель, Падиель, Доротиель и прочие, и ангелы помогут ему понять истинное сообщение.

Ангелы адресата являются, чтобы объяснить послание, которое он получит.

Невдалеке от щелкунчика стоял во весь рост, но как-то корчась, другой акмеист — колченогий, с перебитым коленом и культяпкой отрубленной кисти, высовывающейся из рукава: худощавый, безусый, как бы качающийся, с католически голым, прекрасным, преступным лицом падшего ангела, выражающим ни с чем не сравненную муку раскаяния, чему совсем не соответствовала твердая соломенная шляпа-канотье, немного набок сидевшая на его наголо обритой голове с шишкой.

Как ризничий, он понимал толк в драгоценностях и потому задержался, въедливо рассматривая собранные здесь блюда, украшенные финифтью мисы, алавастры — узкогорлые сосуды для мира, золотые и хрустальные ладанницы, серебряные с чернью кунганы, чеканные чары, братины с надписями и ликами святых мучеников в золоченых кругах, серебряный панагиар Евфимия, с подставкою в виде четырех ангелов, ендовы, кубки, достаканы, ковши и тарели, кратиры — дары великих бояр и приобретения прежних владык, а также драгоценные цепи и пояса, за право хранить которые бывший ризничий бесполезно ссорился когда-то с чашником Еремеем.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *