Нечестивый

Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец — все обще называются грешниками, но каждый из них имеет свое отличие… нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Пророк (Царь) Соломон

Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего (Пр.11:6).

Пророк (Царь) Давид

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс.1).

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Притча о злых виноградарях

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды, виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его, тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка (Мф.21:33-46).

Апостол Иуда

Нечестивые — это люди душевные, не имеющие духа

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают, что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви, пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые, свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно), уста их произносят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд.1:4-19).

Апостол Петр

И если праведник едва спасается, то нечестивый где явится?

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1Пет.4:12-19).

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет.3:7).

Преподобный Симеон Новый Богослов

Всякий грех есть нечестие, и всякий грешник – нечестивец

Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец — все обще называются грешниками, но каждый из них имеет свое отличие. Беззаконник есть тот, кто не имеет закона (знать не хочет законов); противозаконник есть тот, кто делает что-либо не по законам, коим подлежит; грешник есть тот, кто, делает добро не добре, или неправильно; нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге. Писание Божественное нечестивым называет еще и блудника, лихоимца, сребролюбца, славолюбца и всех тех, которые, порабощаясь подобным страстям, знают, что Бог, создавший очи, видит все, а живут все же с такою небогобоязненностию, как бы Бог не видел их. Если б имели они страх Божий и благоговеинство пред Богом, Который везде есть, все видит, то не посмели бы презирать Его, греша пред Ним так, как бы Он не видел, как они грешат. Когда же они любят славу человеческую паче славы Божией и делают всякое зло, думая, что не видит их недремлющее око Божие, то скажи мне, какой у них страх Божий и какое благоговеинство пред Богом, Которого трепещут и самые бездушные твари?

И святой Пророк Давид, сказав: погубиши вся глаголющия лжу, и прочее, прибавляет: по множеству нечестия (греч. нечестий) их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи (Пс.5:7,11), — показывая, что под нечестиями он разумеет грехи их, которые делали их преступниками заповедей Божиих, а не заблуждения их в веровании о Боге. Он же опять говорит относительно прелюбодеяния с Вирсавиею и убийства Урии: беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5). Видишь, как сердце Давидово, по его же сознанию, нечествовало пред Богом, когда он творил беззаконие? — Так нечествует и всякий христианин, когда грешит без страха Божия, бывая чрез то в поношение Христу. Посему некто из богоносных отцов и говорит: «Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнию?» То есть что пользы веровать право, а жить беззаконно? — Положим, что какой-либо христианин есть изменник, скупец, обидчик, но верует право, — что пользы ему от веры, если он не делает ни одного из дел, приличных христианину, и ни одной не имеет добродетели из тех, которыми обнаруживается благочестие, но самых еллинов превосходит в нечестии, судя по грехам, какие он делает? Особенно, когда еще худым примером своим причиняет он вред тем, с которыми сообщается, и бывает причиною похуления имени Божия и укорения веры Христовой из-за худых дел его? Если, как говорит святой Иоанн Богослов, сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1Ин.3:8), то этот, — верованием принявший явльшегося Сына Божия, а делами своими показывающий, что он связан делами диаволими, которые разрушил, явльшийся Сын Божий, — не хуже ли он самых неверных, и не нечестивее ли самых безбожников?

Святитель Василий Великий

ПРАВИЛА КРАТКО ИЗЛОЖЕННЫЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Вопросы о том, как надо относиться к согрешающим, неверующим или неправославным

Какой суд на тех, которые защищают согрешающих?

Думаю, что тягчайший суд, о котором сказано: «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17:2). Ибо согрешивший получает не выговор, который бы мог его исправить, но защиту, которая утверждает его во грехе; он и других вызывает на подобные слабости, почему такому защитнику, если не покажет плодов, достойных покаяния, прилично сказанное Господом: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29).

Как надобно принимать кающегося искренно?

Как научал Господь, сказав: «созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лук.15:6).

Какое расположение иметь нам к нераскаянному грешнику?

Какое повелел иметь Господь, сказав: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17), и какому научил Апостол, написав: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Сол. 3:6).

Что значат слова: «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» И какие грехи прощать мне предоставлено?

Власть прощать дана не в отрешенном смысле, но под условием послушания и согласия кающегося с тем, кто печется о душе его. Ибо о таковых написано: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф.18:19). А о том, какие грехи прощать, не должно и спрашивать, потому что новый завет не показал нам никакого различия, обещает же отпущение всякого греха кающимся как должно, тем более, что Господь от собственного Своего лица обещал исполнение прошения о всякой вещи.

В братстве согрешившему когда-нибудь надобно ли после многого упражнения отдавать какое-нибудь дело на попечение, и если надобно, то какое именно?

Помня Апостола, который говорит: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор. 10:32,33), должны мы много иметь заботливости о том, чтобы не воспрепятствовать чем благовествованию Христову, не сделаться преткновением для немощных и не научить кого пороку, потому и в рассуждении таковых людей необходимо смотреть и дознавать, что служит к созиданию веры и к преспеянию всякой добродетели о Христе.

Если кто подозрителен в грехе, но явно его не делает; должно ли за ним присматривать, чтобы открылось подозреваемое?

Лукавые подозрения, происходящие от зложелания, осуждаются Апостолом (1 Тим. 6:4.). Но кому вверено попечение о всех, тому надобно внимательно наблюдать за всеми с любовью Христовою и с желанием уврачевать подозреваемого, чтобы исполнялось сказанное Апостолом: «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Колос. 1:28.).

Кто прежде жил во грехах, надобно ли тому избегать общения с неправославными, или уклоняться и от общения с живущими худо?

Поелику Апостол сказал: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Солун. 3:6.), то вообще всякое общение, и умом, и словом, и делом, с чем бы то ни было запрещенным всякому вредно и опасно. Но тем более надобно остерегаться сего жившим прежде во грехах, во первых потому, что душа, имевшая привычку ко греху, по большей части бывает поползновеннее к нему, а потом, как при попечении о больных телом строго наблюдается, чтобы удалять от них нередко и то, что полезно здоровым, так и в рассуждении болезнующих душою потребно еще больше осторожности и попечительности. А сколько вреда от общения с предающимися греху, сие изображает тот же Апостол, говоря о подобном сему предмете: «малая закваска квасит все тесто» (1Кор. 5:6.). Если же столько вреда от общения с погрешающими нравственно, что сказать о тех, которые злочестиво думают о Боге, и которым после того, как однажды преданы за зловерие в страсти бесчестия, не попускает оно быть здравыми и во всем прочем, что видно из многих других мест, и из сказанного о некоторых в послании к Римлянам так: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:28—32)?

Иные домогаются не большего количества, но приятности яств, а другие желают для насыщения лучше большего количества, нежели приятного: как надобно обходиться с теми и другими?

Те и другие страждут: одни сластолюбием, другие жадностью. А ни сластолюбец, ни жадный к чему бы то ни было не свободны от осуждения. О тех и о других с сердоболием надобно прилагать попечение. Если же не исцеляются они от недуга, то явно их осуждение, как нераскаянных.

Если кто, будучи наказан тем, чтобы не принимать ему благословения, скажет: не буду есть, пока не приму благословения; должно ли терпеть его?

Стоить ли падение такого наказания, чтобы воспретить и вкушение пищи, сие без сомненья рассудит наложивший наказание. А если кто признан недостойным только благословения, и имея позволение вкушать пищу, не принимает ее, то да будет осужден как непокорный и упорный, а вместе как обнаруживающий и изобличающий себя в том, что, домогаясь сего, не врачует себя, но прилагает грех ко греху.

Если кто огорчается, когда не позволяют ему делать, чего неспособен он сделать исправно; то надобно ли терпеть его?

Об этом говорено во многих местах, а именно, что вообще действовать по собственной своей воле, или давать себе волю, противно здравому учению, а неподчинение себя усмотрению многих подвергает опасности впасть в неверие и прекословие.

Если случится где-нибудь встретиться с еретиками или язычниками, должно ли есть с ними вместе, или приветствовать их?

Обыкновенного приветствия Господь не запретил делать кому бы то ни было, сказав: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). А касательно вкушения пищи, с кем надобно отказываться от оного, имеем на то заповедь Апостола, сказавшего: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками, впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:9,11).

Если кому вверено дело, и он без спросу сделает что-нибудь не по приказанному, или сверх того, что ему приказано, то должно ли ему оставаться при деле?

Самому брать что-нибудь на себя вообще не благоугодно Богу, это не прилично и бесполезно для тех, которые стараются соблюдать союз мира. Если же с безрассудством остается кто в своем упорстве, то полезно отнять у него дело, потому что не соблюдает он заповеди сказавшего: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7:24); и еще вразумительнее: «не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

Поелику мы, которые прислуживаем больным в странноприимном доме, научены прислуживать им с таким расположением, как бы служили братьям Господним, то, если принимающий от нас услуги будет не таков, как должны мы к нему относиться?

Поелику Господь сказал: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:50); то, если кто не таков, но оказывается грешником, достойным следующего приговора: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:34), он, прежде всего, имеет нужду в увещании от настоятеля. А если останется в тех же грехах, то известен о нем суд самого Господа, присовокупившего: «раб не пребывает в доме вечно» (35), и Апостола, заповедавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13). Ибо, таким образом, и прислуживающие избавятся от недоумения, и все живущие вместе приведены будут в безопасность.

Как должно вести себя с теми, которые важных грехов избегают, а малые делают небоязненно?

Прежде всего надобно знать, что в Новом Завете нельзя видеть сего различия. Ибо на все грехи простирается один приговор Господа, Который сказал: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34); и еще: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). И Иоанн вопиет: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36), и причина угрозы за неверие не различие грехов, но преслушание. Вообще же, если позволяем себе говорить: грех «малый» и «великий», то можно признать бесспорным, что для каждого велико владеющее им и мало, чем он владеет; как у борцов — победивший крепче, а побежденный слабее одержавшего верх, кто бы он ни был. Поэтому в рассуждении всякого, согрешающего каким бы то ни было грехом, должно соблюдать суд Господа, Который сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). В рассуждении же всех таковых да соблюдается сказанное апостолом: почему «вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1Кор. 5:2)? Ибо при отсечении надобно оказывать долготерпение и сердоболие.

Святитель Григорий Богослов

Для меня равно худы — и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое.

Святитель Иоанн Златоуст

Нечестивый не помнит ни геенны, ни будущего суда и воздаяния

Язва, занесенная нечестивцами, угрожает истребить во многих даже самое понятие о Промысле Божием… Откуда, скажи мне, так много речей о судьбе? Отчего многие приписывают все происходящее неразумному течению звезд? Почему некоторые предпочитают счастье и случай? Отчего думают, что все делается без причины и без цели? От тех ли, которые живут скромно и воздержно, или от тех нечестивцев, о которых… говорят, будто они поддерживают общественную жизнь…

Бог управляет вселенною и теперь, но многие не видят этого вследствие смятения и неустройства в делах, которое эти люди производят больше всех, так что не только извращают общественную жизнь, но вредят и благочестию; и тот не погрешил бы, кто назвал бы общими врагами этих людей, которые живут во вред спасению других, потопляя своими гнусными учениями и нечистою жизнью.

Для того-то общий всех Господь и позволил жить вместе и добрым и злым, и благочестивым и нечестивым, чтобы злые получали пользу от добрых, и живущие нечестиво руководились к благочестию.

Когда ты увидишь, что человек живет в нечестии, и, однако, наслаждается великим благоденствием и не терпит никакого бедствия, то потому более и пожалей его, что он, подвергшись болезни и самой тяжкой заразе, усиливает болезнь, от веселья и неумеренности делаясь худшим, ибо не наказание есть зло, но грех, он удаляет нас от Бога, а наказание приводит к Богу и прекращает гнев Его.

Как слепец часто падает в яму, так и он <нечестивый>, не имея страха Божия пред очами, постоянно проводит жизнь в нечестии, — не так, чтобы то в благочестии, то в нечестии, но постоянно в нечестии, не помнит ни геенны, ни будущего суда, ни воздаяния, но, отвергнув все эти побуждения, как узду, подобно ненагруженному кораблю, предается опасным ветрам и буйным волнам, не имея никого, кто бы управлял его душою.

Всех… несчастнее человек порочный, погасивший в себе свет страха Божия и отдавшийся в плен нечестию.

Нечестивый чужд Богу, и, если даже он не будет ввержен в геенну, от блага он уже устранен во всяком случае.

Подобно тому, как не только крадущие, но и те, которые в силах помешать им, но не делают этого, терпят одинаковое наказание, так точно не только нечестивые, но и те, которые могут, но не хотят отвлечь их от нечестия, подвергнутся одному и тому же наказанию.

Пока нечестие не будет представлено в гнусном его виде, дотоле предающийся нечестию не перестанет предаваться ему.

Бойся Господа всею силою твоею, и не соревнуй делам нечестивых, потому что огнь их не угаснет, и червь их не умрет (Мк. 9:44).

Преподобный Ефрем Сирин

Они ухитряются скрывать истину во лжи

Скрывающий в выражении похвал оклеветание и опорочение, непонятен для простецов, подобен ему и тот, кто в смиренном виде тщеславен. Они долго ухитряются скрывать истину во лжи, но, наконец, увлекшись (своим настоящим нравом) обличаются делами.

Преподобный Ефрем Сирин

Нечестивые в делах своих подобны слепому оку, в котором нет света

Если кто усовершается и в нечестии, то делается жилищем диавольским, и диавол в нем упокоивается.

Преподобный Нил Синайский

Нечестие, называя самою тяжкою болезнью и тьмою, не погрешаешь против истины.

Горе нечестивому, ибо, когда все просвещаются, он мраком покрывается.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Собственные пустота и нечистота пугают их

Люди, подобно бесплодной смоковнице, одеваются обманчивою внешностью без внутреннего плода, без добрых дел, так как, чтобы приносить плод, нужен труд самоиспытания, самоуглубления, покаяния непрестанного и молитвы, а к такому труду мало кто рачителен. Как мало истинно смиренных, милостивых, алчущих и жаждущих правды, чистых сердцем, ищущих мира и держащихся его, любящих правду и терпящих гонения за нее! Почему? Потому что не хотят глубже вникнуть в себя и познать себя. Потому что собственные пустота и нечистота пугают их, и они добровольно отвращают от нее очи свои, чтобы жить в постоянном мираже и самообмане.

Святитель Феофан Затворник

«Нечестивый падет от нечестия своего»

Нечестие есть неправильное отношение к Богу или забвение Его. Некоторые люди, будучи теснимы напором подобных мыслей и желая, однако, быть справедливыми, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, наблюдающий, обязывающий и требующий отчета. И что же? Совесть ежедневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успешно являют себя праведными. Не внимательные к себе пропускают мимо внутренний разлад со своей совестью, внимательные же кое-как управляются с ним. О, если бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить.

«Не верите Мне, верьте делам Моим»

Дела Господни были явны всем, и Он мог указать на них гласно. Это — исцеление болезней, изгнание бесов, власть над природой, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они ясно доказывали, что Иисус Христос – от Бога, и что слово Его – истина. Для нас к тем делам присоединились еще Его дивная смерть, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные духовные дары в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, не перестающие действовать в Церкви Божией. Все это – дела Господа. Поэтому можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и, поверив, прими всю Его истину.

Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине, между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, — в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?. . . И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других. А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!

Тут тьма — уж не от отца ли она тьмы?

Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, — молчат, ибо нечего было сказать против, а всё не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, — придумали изворот о «князе бесовском» (Мф.9:34, 12:24, Лк.11:15). Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, — тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличом разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию — дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма — уж не от отца ли она тьмы?

вин вино винт винь вис висс виссон вист витос витстон витт вить вич внос вносить воин воинь воис вон вонь вос вось вот воть вочь всочить всочь вто вточь иво ивс ино инь иов ион иот исно исо исс исто истость исть ито итон ить нис нись нит нить ничто нов нови новь нос носить нот нотис ночь нсо нтв нто ови овин овист овить они онис осв осис осн осси ост остин остит ость ось отвить отин отит отс оть очи очин свист свитч свить свои свч сив сивость син синь сион сито сить снв снить сно снос сноси сносить сов сови сон сони сонь сосить состичь сот соти сотни соть сочи сочить ссочить стинь сто стоить стон стони сточить тви твин твист твои тив тиво тин тис тисо тисс тит тито титов титон тон тонс тонь тост тот точить точь тсс чив чин чисто чистов чит чон чтиво чтить что свс нотт товит снов ивот стс сьон ств ньос сос тос тнт нтс твч нсвт тоси тст отт отис ссв итс стин тиссов ист тони вион освин инс виньо вит снс свин свн чис чис исн отти восс тинос всс всо чви иос вои инч свт тонис онь тсн витто товт стич осич осин чинто инс онти внс винс нсс нст сис нитс иссонь чино чиво иссо виссо стио ночи чиссов твс тино оти тоин сисо иночь втс отв ситно ист истон соин вись иньо сои исон очь височь нисть нич свит тови вито нив осс носс ньо тиссо стотин тьон вочин инос ситт чисть восьи тинь ивон вьон сиот сочь стив тои чинь тьо сво сти новись чинов втсс сосин оньи сост нистос ситнов синот тисон вти вио тончи нисс тисов стоич ситон сотин ивто систо ситч тоти тонти тости нти стивс сино стоин сисон тоньи тсо тов нио сись совин стос инт осч чись итт витьтон чист ноч иноч соч твит тоть читон чов сит соси тио чито чонти нивс тосн тончить ниос тион новить сотис чоь чинос тинт винч снитч сси чсв стоив носив сносив чтив тончив сочив точив сточив

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *