Недели перед великим постом

Начать поститься – это не сиюминутное решение. Перед Великим постом необходима подготовка для организма и ума. За несколько недель христианин постепенно готовится к воздержанию и смирению. Каждые семь дней новая притча, новый совет для переосмысления жизни и поступков своих. Каждую неделю новые ограничения в пище. Все это для одного – нужно понять, что мы равны перед Богом и всегда можно исправить свои ошибки, чему Господь будет истинно рад.

Содержание

Что такое подготовительные недели перед Великим постом

Каждое значительное дело начинается с предварительной подготовки: большая спортивная победа – это годы тренировок, научное открытие – это месяцы опытов, открытие компании – это труд многих людей. Соблюдение моральных и физических ограничений во время Великого поста – для кого-то тоже «подвиг». Подготовиться к предстоящему месяцу помогают специальные дни перед Великим постом.

Великий пост – необходим для очищения своих тела, мыслей и души перед Пасхой. Это кропотливая работа над собой, самая сложная, ведь осознание своих ошибок и грехов, дальнейшее воздержание от них – большой труд. Настроиться на правильный лад, понять смысл предстоящих испытаний и глубину духовного совершенствования и покаяния – вот главная цель подготовительных недель. Организму так же нужно привыкнуть к меню перед Пасхой, поэтому постные дни чередуются с обычными, постепенно изменяя рацион на постный.

Сразу нужно определиться с понятиями и правилами будущего периода. «Неделя» в церковнославянской речи означает последний день недели, воскресенье, когда народ не занят ежедневными делами и может посвятить весь день мыслям о Господе, общении с ним и самосовершенствованию. А привычная в нашей речи «неделя», временной промежуток в семь дней, называется «седмица».

Так вот, подготовка к Великому посту длится 22 дня – три «седмицы» и четыре «недели» (воскресенья). Каждое воскресенье имеет свое название, а последующая неделя напоминает христианину о том или ином грехе, в церкви исполняются определенные стихиры и вводятся разные ограничения на пищу.

Неделя о мытаре и фарисее

Первое подготовительное воскресенье носит название «О мытаре и фарисее», на литургии в этот день читается соответствующая притча. Это небольшая история о том, как молились в церкви два человека разных сословий – фарисей и мытарь. Обращения к Богу этих двух людей были различны: фарисей просил благодарности у Господа за свою смиренность, он отдает десятину, постится и не берет чужого, в отличие от других; мытарь же просил прощения, не поднимая глаз, он раскаивался в своих проступках и хотел милости.

Первая неделя задает тон всему посту – каждый должен быть смиренным. Не сравнение своих положительных поступков с чужими оплошностями дарит нам милосердие, а только определение собственных ошибок и истинное раскаяние в них помогут исправиться в лучшую сторону. Гордость своими достижениями мешает духовному очищению и росту, а истинное покаяние – это способность хладно оценивать свои поступки, глядя на них со стороны.

Последующие семь дней «всеядны», можно кушать все, не соблюдая поста.

Неделя о блудном сыне

В следующее воскресенье на богослужении вспоминается история о блудном сыне и к обычным псалмам добавляют «На реках Вавилонских».

Главная притча недели гласит об отце двух сыновей, разделившем свое имущество поровну. Один из потомков, забрав свою половину, начал жить распутно. Конечно, в скором времени он испытал нужду и пытался заработать, но понял, что достойнее, чем собственный отец, ему никто не заплатит. А сам он не достоин теперь называться его сыном. Вернувшись в отчий дом, он признал свою ошибку. Отец же устроил в честь его возвращения большой праздник, одев блудного сына в лучшие одежды и перстни.

Идея данной притчи в том, что когда бы ни пришло осознание своего греха, отец (Господь) всегда примет христианина и будет рад его покаянию (возвращению). Всегда есть тот, кто примет человека со всеми его изъянами, подаст руку и поможет в любой сложной ситуации. Нужно только переступить через гордость и страх, собраться с духом и прийти в церковь.

Следующие семь дней вводятся дни соблюдения поста – среда и пятница, а седмица называется Пестрой из-за чередования обычных и постных дней. Суббота, выпадающая в эти семь дней, считается родительской. Вспоминают ушедших в мир иной родственников, а в церкви проходит обряд Вселенской панихиды.

Неделя о страшном суде

Третье подготовительное воскресенье носит название «недели о страшном суде». В храме упоминается притча о дне, когда всем воздастся по заслугам. Во время службы делается акцент на том, что за все свои поступки придется отвечать и не нужно надеяться только на Господа, а уже сейчас начинать анализировать свою жизнь, исправляя ее в правильном русле. Покаяние – это хорошо, но его недостаточно, должны быть действия, которыми можно будет подкрепить свою защиту на Страшном суде.

Это воскресенье последнее перед постом, когда можно кушать мясо, его еще называют мясопустной неделей. Следующие семь дней можно кушать молочные продукты и рыбу, а вот мясные блюда уже под запретом. Церковные литургии уже становятся длиннее и торжественнее, в преддверии духовных трудов.

Масленичная неделя

Седмица после недели о страшном суде Масленичная, каждый день имеет свои особенности и праздничные традиции. Уже с понедельника начинают печь блины, готовясь к предстоящим гуляньям, самый первый блин отдавался нищему, чтобы он «помянул» усопших родственников.

Во вторник начинаются гулянья, игры в снежки, катания в санях на лошадях и с горок. Среда – день блинов в гостях у тещи, в этот день отменен пост, как и в пятницу, когда теща приходит с ответным визитом. Тести приходили в гости не только проведать молодых, но и дать им житейский совет, поделившись с ними своей мудростью и опытом в ведении хозяйства.

Четверг – «официальный» день открытия увеселительных мероприятий. Разгул начинался с самого утра и все стремились поучаствовать в спортивных мероприятиях, танцах и снежных боях. В субботу масленичное веселье продолжалось, кроме того, молодая жена звала золовку в гости на чай и домашнюю выпечку.

Воскресенье перед Великим постом

Последний день подготовительных дней — неделя Сыропустная или Прощеное воскресенье. После длительных гуляний люди собираются в церкви. Во время богослужения вспоминают изгнание Евы и Адама из Рая, как бы напоминают, хоть человек отошел от Бога, но всегда у каждого есть своя уникальная возможность вернуться к Отцу, пересмотрев свои поступки, слова и мысли.

В конце литургии священнослужитель просит прощения. Следуя его примеру, все христиане просят прощения друг у друга. В ответ нужно простить и отпустить все обиды, которые не дают покоя голове. Прощение – важный шаг к облегчению души от тяжелых помыслов, нужно войти в пост без всех обид.

Это последний день, когда можно кушать масло и рыбу, уже завтра начинается Великий пост.

Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

9 февраля — Неделя о мытаре и фарисее

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Лк 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

Богослужебные особенности

В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о мытаре и фарисее

10— 15 февраля — Сплошная седмица

Отменяются любые виды поста.

16 февраля — Неделя о блудном сыне

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Цикл Евангелия Великого поста. Притча о блудном сыне

22 февраля — Вселенская родительская суббота

Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

23 февраля — Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о Страшном суде

Постовые предписания

Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

24 — 29 февраля — Сырная седмица, Масленица

Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.

1 марта — Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания

На Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие Прощеного воскресенья

Заговенье на любую пищу животного происхождения.

* Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» (ред.).

** Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *