Дни памяти: 9(22) ноября , 9(22) июня , 21 августа (3 сентября) (Перенесение мощей)
Содержание
- Первые шаги на пути к монашеству и священству
- Монашеская жизнь
- Жизнь в Александрии
- Епископское служение
- Опала
- Деятельность в Афинах
- Попытка возобновления отношений с Александрийской Церковью
- Эгинская обитель
- Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4
- Тропарь, глас 1
- Кондак,глас 2
- Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу
- Радуйся, орля юное, имущее умныя молитвы!
- Радуйся, доблий воин Иисуса Христа…
- Радуйся, гонимый правды ради…
- Радуйся, яко пленником соделался еси любве Божия. Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси…
- Радуйся, невинный пастырю невинных овец, радуйся, мудрый собиратель девственных жемчужин!
- Радуйся, умерый и живый, радуйся, земной и небесный!
- Мощи и почитание
- Молитвословия
- Использованные материалы
- Толкование имени
- Внешний облик
- Совместимость имени Нектарий, проявление в любви
- Мотивация
- Характеристика имени Нектарий
Первые шаги на пути к монашеству и священству
Святитель Нектарий Эгинский (мирское имя: Анастасий Кефалас) родился в многодетной бедной семье, недалеко от Константинополя, в Селибрии Фракийской, 1 октября 1846 года.
Несмотря на многочисленные трудности материального характера его родители чтили и славили Бога, благодарили Его за ниспосылаемые милости, уповали на Его волю и соблюдали заповеди.
Анастасий был пятым ребёнком у Димоса и Василики Кефалас. Между тем, родительской ласки, любви и внимания хватало на всех. Дети с малолетства приучались к духовной литературе и к молитве, в том числе — к молитвенным песнопениям.
Сам Анастасий, будучи ребёнком, любил слушать проповеди в храме, которые, затем, придя домой, старательно записывал. Кроме того он любил читать Жития святых. Он хотел получить хорошее религиозное образование, но по недостатку средств семья не могла отправить его для учебы в город, и поэтому, окончив начальную школу, он какое-то время продолжал оставаться в селе.
Когда Анастасию было 14 лет, ему удалось упросить капитана корабля, направлявшегося в Константинополь, взять его на борт. Прибыв в Константинополь, он сумел устроиться на работу в табачную лавку. Зарплата была невысокой: денег едва хватало на скудную еду. Анастасий много молился, и это удерживало его от отчаяния.
Однажды, когда и одежда, и обувь пришли в совершенную негодность, он решился написать и отправить послание Самому Христу. Сообщив Искупителю о своих нуждах, на конверте, где надлежало назвать адресата и адрес, он указал: Господу Иисусу Христу на Небеса. Один из торговцев, встретив его по дороге на почту и взглянув на его босые ноги, взялся лично отправить письмо. Но когда, немного спустя, он взглянул на конверт и увидел, Кому именно предназначалось послание, весьма удивился, не удержался и ознакомился с его содержанием. Сжалившись над Анастасием, он от имени Бога сам отправил ему денежные средства.
Через какое-то время Анастасий трудоустроился при подворье Храма гроба Господня, на должность смотрителя в школе. Здесь он смог продолжить своё обучение.
В 1866 году он решил посетить своих родных. Во время путешествия на корабле порыв сильного штормового ветра надломил мачту и едва её не сломал. В продолжении шторма Анастасий усердно молился Богу о спасении. Путешествие закончилось благополучно.
Некоторое время спустя Анастасий получил место школьного учителя в селе Лифи, располагавшемся на острове Хиос. Он проработал там несколько лет, сочетая учительство с Евангельской проповедью. За время пребывания на острове он сформировал из учеников неплохой хор, с которым, затем, пел в местном храме.
В этот период он всё больше склонялся к мысли о монашестве.
Монашеская жизнь
В 1875 году Промыслом Божьим Анастасий поступил в обитель Нео Мони. Пройдя испытание и искус, был пострижен во иноческий образ, получил новое имя: Лазарь. Какое-то время исполнял, в рамках монастырского послушания, обязанности секретаря.
В 1877 году Лазарь был пострижен в мантию с именем Нектарий и возведен в сан иеродиакона.
Вскоре, содействием одного состоятельного благодетеля, отец Нектарий познакомился с Патриархом Александрийским, а затем, с его благословения, поступил в Афинский университет на богословский факультет. Он успешно окончил его в 1885 году.
Жизнь в Александрии
После окончания факультета отец Нектарий отправился в Александрию. Труд и молитва способствовали его духовному восхождению; близость же к Александрийскому Патриарху — восхождению по иерархической лестнице.
В марте 1886 года Нектарий был рукоположен во священника и определен на служение в собор святого Саввы. Через несколько месяцев удостоился возведения в звание архимандрита.
Какое-то время он трудился в Патриаршем Секретариате, а затем был назначен на место представителя Патриарха в Каире.
Епископское служение
В январе 1889 года отец Нектарий, будучи избранным из числа нескольких кандидатов, удостоился посвящения во епископа Пентапольского.
Как это часто случается в жизни, возвышение Нектария встретило со стороны ряда его оппонентов активное сопротивление.
Кому-то казалось, что благодаря использованию связей он слишком резво строит свою карьеру, кто-то считал, что на его месте должен был быть именно он, кто-то просто завидовал. Так или иначе, но против епископа Нектария стали интриговать. Не брезговали даже и клеветой. Патриарх Софроний был к тому времени стар, и ему было трудно справляться с наплывом бесконечных обвинений, организованных в отношении его подопечного.
В конце концов, в 1890 году епископ Нектарий был освобожден от занимаемой должности и удален со своей кафедры.
В качестве уступки ему дозволялось жить на прежней квартире, разделять общую священническую трапезу, совершать требы, однако запрещалось без специального разрешения посещать города, находившиеся под окормлением Патриарха.
Опала
В скором времени, согласно очередному распоряжению сверху, святитель всё же покинул Египет, приняв изгнание со смирением.
Перед самым отъездом он получил отрадное письменное обращение, под которым стояли подписи более чем девятисот верующих. Они с благодарностью отзывались о его деятельности на митрополичьей кафедре, горячо сожалели о случившемся и просили поминать их, грешных, в молитвах.
Деятельность в Афинах
Первое время по приезде святителя в Афины, к нему, как к опальному священнослужителю, да к тому же и не имевшему греческого гражданства, относились с большой настороженностью, если не сказать большего. По этой причине он не только не мог найти для себя надлежащего применения, но часто — и хлеба насущного.
После многократных попыток достучаться, если не до сердца, то хотя бы до двери служебного кабинета министра по делам религии, тот всё-таки обратил на это дело внимание и сделал соответствующий запрос в греческое консульство в Каире. Ответ заключал положительный отзыв о святителе, в тоже время свидетельствовал о нём как о жертве интриг.
В свою очередь сам святитель Нектарий, до того предпочитавший отмалчиваться и не искать публичных оправданий, написал Патриарху и разъяснил ему своё видение ситуации.
В конце концов, при личном вмешательстве мэра, узнавшего об этой истории, он сумел обрести для себя место проповедника.
Правда, первое время и на этом месте он встречал недоброжелательно настроенных к нему людей: сказывалось влияние слухов, формировавшихся на основе всё той же клеветы. Святитель даже подумывал отказаться от должности: так высоко было выказываемое ему недоверие. Но в дальнейшем, помощью Божьей, положение изменилось. Народ увидел в нём ревностного и добродетельного служителя. И это живое, сердечное впечатление граждан уже не могло быть испорчено ложными сплетнями.
Вскоре молва о благочестивом проповеднике получила широкое распространение и дошла до ушей власть имущих людей. Как результат, ему доверили возглавить богословскую школу, находившуюся в центре Афин.
К тому времени как владыка Нектарий возглавил это учебное заведение, оно пребывало в состоянии упадка. Хорошие организаторские качества, наличие творческой инициативы, высокое чувство ответственности святителя позволили переломить ситуацию к лучшему, повысить общий уровень дисциплины, наладить учебный процесс.
Попытка возобновления отношений с Александрийской Церковью
В 1899 году, по смерти Александрийского Патриарха Софрония, владыка Нектарий предпринял попытку урегулирования давнего вопроса. В Греции его принимали за временного епископа, тогда как Православные Египта готовы были видеть его на месте почившего Софрония. Сам Нектарий не стремился занять осиротевшую кафедру, но хотел ясности в определении своего канонического статуса.
Когда в 1902 году на Александрийский Патриарший Престол взошёл Фотий, святитель Нектарий обратился к нему с посланием, выражая надежду на содействие в разрешении давнего вопроса. Но Патриарх Фотий ему так и не ответил. Тогда святитель обратился к Константинопольскому Патриарху Иоакиму, прося его рассудить дело. Но и это не помогло.
Эгинская обитель
В 1904 году святитель прибыл на Эгину. К этому времени под его пастырским руководством было несколько девушек, желавших принять монашество, однако не хотевших выходить из-под его духовного окормления. И святитель желал подобрать место для организации монашеской общины.
В Ксантосе, недалеко от Эгинского порта, он обнаружил древние монастырские руины, где, по преданию, подвизалась святая Анастасия Эгинская. Помимо руин он обнаружил там одинокую набожную старушку, которая присматривала за храмом и которая сообщила ему, что перед тем видела его во сне как восстановителя обители.
На средства благотворителей, к которым он, конечно, добавил и свои скудные сбережения, владыка Нектарий выкупил развалины, восстановил церковь, отстроил обитель, посвятил её Пресвятой Троице. Строительство длилось несколько лет и завершилось в 1914 году.
Оставаясь в Афинах, и продолжая руководить богословской школой, святитель Нектарий постоянно переписывался со своими духовными чадами, послушницами монастыря. Кроме того он заботился и об их повседневных нуждах, помогая, чем мог.
В 1908 он окончательно переселился в Эгинский монастырь. После подачи в отставку владыка был освобожден от обязанностей руководителя школой в Афинах и ему была назначена месячная пенсия в размере трехсот драхм.
С этого времени он проводил для послушниц и инокинь регулярные занятия по Догматике, Аскетике, Этике. По мере необходимости отвечал на их частные вопросы, утешал, вдохновлял, духовно укреплял.
Под конец жизни святитель Нектарий страдал от болезни. Когда его доставили в больницу, он был положен в более чем скромную палату среди бедняков. Последние дни земной жизни он много страдал, но при этом благодарил Бога. Его смерть наступила 8 ноября 1920 года.
Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4
Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,// верою приходящия ти.
Тропарь, глас 1
Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим, вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак,глас 2
Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.
Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу
О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.
Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляше.
Внезапу ты, Святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде н умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит».
Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, асбие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему.
Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь.
Слава Православия – святые угодники Божии, как новые звезды, вспыхивающие на небосклоне Христовой Церкви. Русь просияла в последние времена тысячами новомучеников и исповедников, и все больше и больше известно нашим верующим имен этих праведников Божьих, стоявших за Истину.
Однако нельзя забывать нам, что веруем мы в Церковь Вселенскую, что во Христе нет национальных различий, и что святые являются и в других странах.
Прославляя Дивного во святых Своих Бога, хотелось бы поведать о святом угоднике, просиявшем в Греции и недавно ставшем известным и в нашем Отечестве. Это святитель Нектарий, Митрополит Пентапольский, Эгинский чудотворец.
Святитель Нектарий Эгинский, святой, прославленный Греческой Церковью, жил на рубеже XIX–XX веков. В России вышло несколько его жизнеописаний, но широко известным его не назовешь. В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. Многие храмы и часовни посвящены ему.
По молитвам святителя люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.
Радуйся, орля юное, имущее умныя молитвы!
Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя, в Крещении был назван Анастасий.
Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.
Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.»
На конверте написал адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса» и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника.
Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего. Из этого времени замечателен один случай. Однажды будущий святитель отправился на праздник домой.
Корабль, на котором он плыл, попал в шторм. Все пассажиры в ужасе стали роптать на Бога. Анастасий же, ухватившись за провисшие паруса, от всего сердца взывал: «Боже мой, спаси меня. Я буду учить богословие, чтобы заставить замолчать тех, кто хулит Имя Твое Святое.» Внезапно шторм прекратился, и корабль благополучно добрался до берега.
Радуйся, доблий воин Иисуса Христа…
В возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Нравственность в селе и школе была на самом низком уровне при начале его учительства и постепенно поднялась до должного уровня благодаря трудам Анастасия-учителя.
Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.
Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий.
Нектарий означает безсмертный. Это имя как нельзя более подходило ему, ибо поистине в душе его тек Нектар Жизни и из него самого словно ручей истекал благоуханный поток, исполняющий радостью всех и вся.
Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский патриарх Сафроний.
В сорокалетнем возрасте патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира.
Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения. «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения,» – писал он в эти годы.
В одном из писем того времени святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего.
Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.
Радуйся, гонимый правды ради…
Быстрое возвышение, любовь патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Как говорил об этом сам святитель: «Добродетельный человек подвержен искушениям и испытаниям в этом мире», но в глубине своего сердца он радуется, ибо совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, одновременно, правда, завидуя им, ибо говорили наши предки: сам враг тоже восторгается добродетелью.
К сказанному можно добавить, что не только восторгается, но и мстит. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место святейшего патриарха Александрийского, так как Сафроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.
Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. «Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя», – говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался.
Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение.
Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. Славный митрополит Пентапольский занял место простого проповедника в провинции Эвбея, но и здесь его встретили враждебно, поверив клеветническим слухам.
Каждое воскресенье поднимался владыка Нектарий на кафедру для проповеди Слова Божия, для утешения и вразумления, встречая недоверие и молчаливое осуждение слушающих. Отчаявшись достучаться до их сердец, он решил: «В последний раз я поднимусь для проповеди, и если они не услышат меня, уеду». И вновь Господь по любви Своей совершил чудо. За одну неделю облетела город весть, что то, чему верили раньше горожане в отношении святителя, было ложно. В следующее воскресенье проповедь его была принята с воодушевлением.
Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый патриарх Фотий.
Святитель обратился к нему с письмом о пересмотрении дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги «путешествующий епископ».
Радуйся, яко пленником соделался еси любве Божия. Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси…
Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью.
Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах. В ней готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост.
К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие едут к нему за советом и благословением.
Тогда же начинают проявляться в старце-святителе Дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. Когда он служил Божественную литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим. Но по-прежнему главным украшением его было истинное смирение.
Когда в школьную церковь приезжал другой епископ сослужить ему, он никогда не занимал главного места, даже если оно принадлежало ему по праву старшинства. Он всегда становился справа от престола, облаченный лишь в малый омофор, а вместо митры одевал черный монашеский клобук.
Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Очень удивившись, он решил узнать, кто этот милосердный благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего «заместителя.» Это был митрополит Пентапольский, директор богословской школы владыка Нектарий.
Закончив подметать уборную, он сказал: «Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа. Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай».
Радуйся, невинный пастырю невинных овец, радуйся, мудрый собиратель девственных жемчужин!
В числе многочисленных духовных чад возле владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника.
Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на о. Эгина. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы.
В своем монастыре святитель по откровению Божьему ввел давно исчезнувший из практики Православной Церкви институт диаконисс. Но, повторим, это было сделано им по откровению.
К концу жизни еще один удар обрушился на святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев.
Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых» младенцев тоже, конечно, не нашли.
После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.
Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться (о каком богатстве говорил святой? Наверное, в первую очередь, о духовном, хотя ныне монастырь не бедствует и материально).
Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница, конечно, изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», – ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.
В другой раз сестры монастыря просили святителя объяснить им, как понимать слова «всякое дыхание хвалит Господа,» и каким образом природа славословит Творца. Святитель ничего не ответил на это, только на следующий вечер сказал сестрам: «Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами». Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не объяснить нам.
Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем, но Господь распорядился так, что владыка уходит в отставку из школы и навсегда переселяется на Эгину. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные.
Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство. Ежедневно святитель Нектарий проводил с сестрами занятия по догматике, этике, аскетике, а вечерами они, собравшись вокруг, слушали рассказы о неисповедимых тайнах Царствия Божия. Никто не замечал, как проходило время.
«Уже поздно, – иногда говорил святитель. – Пойдемте в храм на молитву». А после окончания службы добавлял: «А что, если прочесть несколько молитв Божией Матери?» Время продолжало свой бег, и утреннее пение петухов заставало всю общину в храме во время молитвы.
Радуйся, умерый и живый, радуйся, земной и небесный!
Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу.
Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: «Да будет Воля Твоя»!
Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: «Он монах?» – «Нет, – ответила монахиня, – он епископ». «Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег», – заметил служащий.
Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.
В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.
Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.
Погребен святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.
Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст. ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
Почитание святого угодника в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской и др.) сравнимо с почитанием в России преподобного Серафима Саровского. К сожалению, имя этого святого до сих пор не внесено в месяцеслов нашей Церкви, и пока нет ему службы.
Существует акафист святому Нектарию на русском языке. Этот акафист до недавнего времени служили в Москве, в храме Всех Святых, что в Красном селе (настоятель протоиерей Артемий Владимиров).
В этом же храме находилась икона святителя, которая мироточила, как говорили, и произошло несколько исцелений. В настоящее время по некоторым причинам акафист не совершается в этом храме, но там можно приобрести иконы и акафист святому Нектарию.
Особо прославился святитель благодатной помощью онкологическим (раковым) больным, страдающим параличами и другими тяжкими заболеваниями, одержимым бесами. Известно также, что святитель Нектарий помогает людям в денежных затруднениях.
По благословению преосвященнейшего Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, в день памяти святителя Нектария 22 (9) ноября 2002 года в храме Вознесения Господня села Старая Степановка Лунинского района Пензенской области было совершено торжественное богослужение, из Пензы и районов области прибыли паломники.
После богослужения было составлено письмо высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, с просьбой о внесении имени святителя Нектария в месяцеслов нашей Русской Церкви.
В Вознесенском храме есть икона святого и совершается акафист с освящением елея. Акафист совершается по воскресным вечерам.
Будем же и мы прибегать к помощи этого дивного святого, благодаря Господа, словами тропаря, посвященного святителю Нектарию: Слава прославльшему тя Христу, слава давшему ти чудес благодать, слава действующему тобою всем исцеления.
По книге жизнеописания архимандрита Амвросия (Фонтрие).
Свт. Нектарий Эгинский
Нектарий Эгинский (1846 — 1920), митрополит б. Пентапольский, святитель
В миру Анастасий Кефалас (Αναστάσιος Κεφάλας), родился 1 октября 1846 года в Селиврии Фракийской (Σηλυβρία της Θράκης), недалеко от Константинополя, в семье благочестивых родителей Димоса (Демосфена) Кефаласа, моряка по профессии, и Василики (Балу) из рода Триандафиллидисов, у которых кроме него было еще шестеро детей . 15 января 1847 года трехмесячный младенец был крещен. С детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уехал в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.
Жизнь в Константинополе была нелегкой. Мальчик сначала устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.” На конверте написал адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса” и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога.
Затем ему удалось устроиться на работу смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня, где у него появилась возможность продолжить свое образование и еще более глубоко погрузиться в церковную жизнь.
В возрасте 22 лет Анастасий переселился на остров Хиос и начал работать школьным учителем в деревне Лифи. Здесь он не только преподает, но и проповедует. Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству.
В 1873 году становится послушником в знаменитом монастыре Нэа Мони (Новом монастыре). 7 ноября 1876 года он принял монашеский постриг с именем Лазарь и получил послушание секретаря.
15 января 1877 года был рукоположен в сан диакона с именем Нектарий, что означает «бессмертный». Рукоположение в кафедральном соборе святых Минаса, Виктора и Викентия совершил митрополит Хиосский Григорий.
На Хиосе обучался в знаменитой гимназии острова (соответствующей современному лицею). Из-за землетрясения, произошедшего на острове 22 марта 1881 года, аттестат он получил уже не там, а в Афинском лицее И. Варвакиоса 4 ноября 1881 года.
13 ноября 1885 года окончил богословский факультет в Афинах, и тогда же его приблизил к себе Александрийский патриарх Софроний (Меиданцоглу).
23 марта 1886 года был рукоположен во иеромонаха патриархом Софронием в Александрийском Саввинском монастыре.
6 августа того же года возведен в сан архимандрита в Каирском храме Святителя Николая. Назначен проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в городе Каире. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение и за свое усердие получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви.
2 января 1889 года был избран, а 15 января того же года — хиротонисан во епископа Пентапольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию возглавил патриарх Александрийский Софроний, ему сослужили архиереи — бывший епископ Керкирийский Антоний (Хариатис) и епископ Синайский и Раифский Порфирий (Марудас) .
Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Однако быстрое возвышение, любовь патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место патриарха Александрийского, так как Софроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.
3 мая 1890 года святитель Нектарий был удален с поста патриаршего местоблюстителя, а через два месяца его изгнали из пределов Патриархии с отпускной грамотой:
«Наше недостоинство настоящим патриаршим отпустным письмом заявляет, что податель сего Преосвященный Митрополит славной Пентапольской епархии Владыка Нектарий Кефалас, не ужившийся в климате Египта, отсылается в земли иные и призывается исполнять свои архиерейские обязанности, где бы он ни находился, по разрешению местных церковных властей. В подтверждение сего выдается сие отпустное письмо для предъявления его во всех необходимых случаях, Александрия, 11 июля 1890 г. Патриарх Александрийский Софроний».
Он не пытался оправдываться и защищаться. В августе 1890 года прибыл в Грецию. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать.
Свт. Нектарий Эгинский
Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. 14 февраля 1891 года он занял место простого проповедника в провинции Эвбея и пребывал на этом посту до сентября 1893 года, когда был переведен в область Фтиотиду.
Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги «путешествующий епископ».
Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей, 13 марта 1894 года он был назначен директором Ризариевской богословской школы в Афинах. В богословской школе готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема.
В июле 1898 года, во время школьных каникул, о. Нектарий впервые посетил Афон . В течении месяца он побывал в основных монастырях Святой Афонской Горы и беседовал со многими старцами, а с некоторыми из них, такими как Даниил Катунакский, Иероним Симонопетрский и Савва Новый Калимносский, его в дальнейшем связывала личная дружба .
К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие ехали к нему за советом и благословением. Тогда же начали проявляться в старце-святителе дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления.
В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника. Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на острове Эгина, который он посетил 2 – 10 сентября 1904 года. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы. Так возник женский Троицкий монастырь на Эгине.
Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться. Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем.
В начале 1908 года митр. Нектарий перенес тяжелую болезнь, после чего принял решение уйти со своего поста и 7 февраля 1908 года написал прошение об отставке с должности директора школы, которая была принята 16 апреля 1908 года..
20 апреля 1908 года он переехал на остров Эгину. 23 июня того же года он освятил монастырь Святой Троицы, в воссоздании которого он принял самое деятельное участие. С этого момента в течение двенадцати лет он постоянно жил в одноэтажном домике за монастырскими стенами, построенном его стараниями «в сем суровом и безводном месте», и трудился, физически и духовно помогая становлению и дальнейшей деятельности монастыря.
Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные. Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство.
К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых” младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.
Чувствуя приближение кончины, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: «Да будет воля Твоя!” Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сентябре 1920 года его в сопровождении двух монахинь отправили в Афинскую больницу «Аретейон (Аретэо)». Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: «Он монах?” «Нет, — ответила монахиня, — он епископ.” «Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное — без денег,” — заметил служащий.
В больнице пробыл недолго, у него оказался рак предстательной железы. Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Два месяца провел он в муках, не переставая воздавать хвалу Богу и благодарить Его.
Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.
Скончался 8 ноября 1920 года, в воскресенье, в 22 часа 30 минут, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, причастившись Святых Христовых Тайн.
Свт. Нектарий Эгинский. Русская икона на холсте, XX в.
Мощи и почитание
После кончины его тело начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.
Монастырский склеп, в котором был погребен святитель Нектарий, несколько раз открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.
20 апреля 1961 года патриаршим и синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых, были подняты его святые мощи. Оказалось, остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божией милости. Существует народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Ему посвящены многие храмы и часовни.
В 1998 году Священный Синод Александрийской Православной Церкви вынес решение о полной церковной реабилитации святителя Нектария Пентапольского. По случаю этого события была созвана большая конференция в Александрии, прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех православных Поместных Церквей, а 1999-й год был объявлен годом святого Нектария . Память об этом событии была внесена в греческие месяцесловы под 15 января н.с.
Свт. Нектарий Эгинский
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Преподо́бнически пожи́в, я́ко му́дрый иера́рх,/ просла́вил еси́ Го́спода доброде́тельным житие́м,/ Некта́рие преподо́бне./ Те́мже, Уте́шителя просла́влен си́лою,/ Боже́ственными мо́щми твои́ми,/ де́моны отго́ниши и боля́щия исцеля́еши,// ве́рою приходя́щия ти́.
Использованные материалы
- «Житие Святителя Нектария Эгинского», паломнический сайт Pilgrim Greece.ru:
- (недейств.)
- Георгиос Марнеллос, протопресвитер, «Святой Нектарий Эгинский Пентапольский – свидетель и толкователь откровения Троичного Бога в мире» // Православный альманах Самарской и Сызранской епархии РПЦ Духовный собеседник, 2013 №6(68), c. 6 – 16:
- Амвросий (Фонтрие), архимандрит, «Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание», М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998:
- «Святитель Нектарий Пентапольский, Эгинский Чудотворец» // Сайт храма Всех Святых на Кулишках:
Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,
См. Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, на греческом сайте Αποστολική Διακονία της Εκκλησίας της Ελλάδος (Апостольское служение Элладской Православной Церкви),
См. Софоклис Димитракопулоc, «Святой Нектарий Пентапольский. Первый святой образ нашего времени», Афины, 1988. c. 19. По другим жизнеописаниям Анастасий был у родителей пятым из шести детей.
Поделиться:
Толкование имени
У обладателя имени Нектарий как правило присутствует врожденное творческое начало, талант. Какой? Ответ на этот ворос может появиться чуть ли ни «с первым писком», а может оставаться тайной большую часть жизни.
Однако внешние проявления наличия одаренности заметны всегда. Это – яркий, нетривиальный тип личности, человек, всегда ищущий либо применения своим способностям, либо возможности их расширить. Находит первое – «счастье для всех». А вот поиски новых путей самовыражения могут увести его так далеко, что любой партнер станет обузой.
Производные формы имени Нектарий
нека, нечка
Проиcхождение
греческие
Значение
Подходящие цвета
Голубой Пурпурный Фиолетовый
Счастливые числа
3, 4, 22, 8
Планета
Юпитер
Металл
Цинк,Олово
Знак зодиака
♓ Рыбы, ♐ Стрелец
День недели
Четверг 1966
Место в рейтинге
Популярных имен
Даты именин
- Апрель — 16 числа
- Май — 30 числа
- Июль — 24 числа
- Октябрь — 11, 17, 24 числа
- Декабрь — 12, 18, 28 числа
Камни-талисманы имени
Янтарь, Аметист, Авантюрин, Хризопаз, Доломит, Бриллиант Геркмайера, Ляпис Лаузрь, Морганит, Пирит, Рубин, Розовый Сапфир, Сардоникс, Сугилит, Голубой Топаз, Черный Турмалин, Цаворит. Узнать больше об имени Нектарий
Внешний облик
Вы должны обращать особое внимание прежде всего на качество приобретаемых вещей. Отдавать предпочтение следует одежде простого и строгого стиля, ноской, удобной и неброской. Главное – выглядеть корректно и опрятно. А одеваться «как на бал» Вам совершенно не к лицу.Число облика «Четверка». Практичность «двойки» отражается в том числе и в ее манере одеваться. Вы должны обращать особое внимание прежде всего на качество приобретаемых вещей. Отдавать предпочтение следует одежде простого и строгого стиля, ноской, удобной и неброской. Главное – выглядеть корректно и опрятно. А одеваться «как на бал» Вам совершенно не к лицу.
Совместимость имени Нектарий, проявление в любви
Нектарий, нельзя сказать, что Вы совершенно неспособны к проявлениям любви и нежности, но дело для Вас – прежде всего, и партнера Вы будете выбирать, исходя главным образом из того, насколько он сможет соответствовать Вашим жизненным интересам. Проявления силы характера, целеустремленность и амбициозность для Вас значат неизмеримо больше, чем чувственность и внешняя привлекательность. В браке, буде таковой случится, Вы будете прежде всего ценить в партнере умение проникнуться Вашими идеями и способность оказать поддержку.
Лучшие имена для брака, какое женское имя лучше всего подходит имени Нектарий
- Варвара
- Екатерина
- Алиса
- Арина
- Милана
- Алина
- Кристина
- Диана
- Юлия
- Ирина
- Злата
- Амина
- Марина
- Камилла
- Камила
- Эмилия
Мотивация
Вы стремитесь «объять необъятное». Ваша душа жаждет всего, чем может обладать человек. И – в максимально возможных количествах. Поэтому проблема выбора, как таковая, для Вас, можно сказать, не существует. Вы просто не в силах отказаться от любого предложения, которое делает Вам жизнь.
Пожелания окружающих при принятии решения если и учитываются, то лишь как второстепенные факторы: Вы уверены, что если хорошо Вам, то и все остальным не на что жаловаться. А значит – можно и нужно заставить их «идти в водной упряжке» с Вами, в выбранном Вами же направлении.
И вот здесь открывается возможность увидеть все под другим углом. Содействие извне Вам необходимо, и прежде всего – в качестве «сдерживающего начала». Иначе Вы можете захотеть «перевернуть землю».
Но если Вы вынуждены использовать чужие возможности, значит – надо научиться делиться результатами. И чем раньше Вы сделаете выбор в пользу такой схемы деятельности, тем больше у Вас шансов сохранить душу чистой, а сердце – здоровым.
Характеристика имени Нектарий
В чем-то ваши критики могут оказаться правы: если будете жить только ради удовольствия, роскоши и удовлетворения собственных амбиций, без использования творческих талантов, вы можете незаметно превратиться в законченную эгоистку.
Вы одарены многими талантами, вас переполняют энтузиазм и радость жизни. Но при этом вы зачастую пренебрегаете интересами других людей, так как для вас важнее всего вы сами, точнее, ваши чувства, мысли и желания.
Окружающие охотно прощают вам недостатки, ведь их легко затмевают ваши очарование, привлекательность и кипучий интерес к жизни.
Кстати, ваша болтливость может оказать вам еще одну плохую услугу: из-за своей несдержанности рискуете потерять друзей или упустить счастливый шанс. В то же время, ваш дар красноречия (если его правильно использовать) может способствовать достижению целей в кратчайшие сроки.